ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭЛЕКТРОННОГО
БАНКИНГА 6
1.1. Понятие, экономическая сущность и классификация услуг
электронного банкинга 6
1.2. Зарубежный и отечественный опыт развития электронного
банкинга
2. АНАЛИЗ ОСОБЕННОСТЕЙ И ТЕНДЕНЦИЙ РАЗВИТИЯ
ЭЛЕКТРОННОГО БАНКИНГА
2.1. Анализ современного состояния рынка электронного банкинга в РФ
2.2 Прогнозный анализ электронного банкинга в России 36
3. НАПРАВЛЕНИЯ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ЭЛЕКТРОННЫХ БАНКОВСКИХ УСЛУГ В РФ
3.1 Проблемы характерные для электронного банкинга в России 48
3.2 Пути совершенствования дистанционного банковского
обслуживания в России
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 71
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Актуальность работы заключается в активно развивающейся электронной коммерции, включающей электронную банковскую деятельность. В условиях жесткой конкуренции и мирового финансового кризиса, огромное количество банков уделяют свое внимание необходимости увеличить качество обслуживания клиентов при одновременном уменьшение издержек. В борьбе за вкладчика банкам уже недостаточно лишь снижать стоимость обслуживания и повышать проценты по кредитам. Клиенты требуют большего. Известно, что рост эффективности деятельности при одновременном повышении удовлетворенности клиентов качеством банковских услуг - главные факторы успеха современной банковской системы. Чтобы выдержать растущую конкуренцию в индустрии банковских услуг XXI века банкам следует оперативно и эффективно осваивать новые информационные и электронные технологии.
Объектом исследования является Интернет-банкинг, характеризующий себя как система управления банковскими счетами в режиме онлайн. Интернет-банкинг - это одна из наиболее быстро развивающихся сфер на сегодняшний день в нашей стране. История развития этой отрасли не всегда была однозначной и лишь после широкого её применения в западных странах она начала широко распространяться и в России.
Предметом исследования является система использования передовых технологий в банковском обслуживании, позволяющая банкам дифференцированно работать с клиентами в зависимости от их индивидуальных предпочтений, сделать доступной банковскую услугу в любое время посредством дистанционного обслуживания, минимизировать издержки, усовершенствовать обслуживание, повысить качество предлагаемых банковских услуг, усилить конкуренцию в банковской сфере. За последние 5 лет рынок электронных банковских услуг в России динамично развивается, имеет огромный потенциал роста. Вместе с тем имеют место факторы, которые стимулируют развитие рынка электронных банковских услуг, так и тормозят рост.
Так называемый Интернет-банкинг является одним из наиболее динамичных секторов электронной коммерции. При этом возможности использования Интернета в области банковского дела постоянно расширяются, появляются новые службы и технологии, а вместе с ними - новые перспективы развития бизнеса. Экономически значимые процессы стали переноситься в электронную форму и до появления Интернета, а банковская сфера изначально относилась к форпостам компьютеризации и новых технологий. Однако только с развитием (до определенного уровня) «всемирной паутины» стало возможным рассматривать банковские операции, протекающие в ней в электронной форме, в качестве отдельного вида экономической деятельности. Именно с появлением Интернета в его сегодняшнем виде электронная банковская деятельность получила мощнейший толчок к развитию.
Целью данной работы является изучение электронного банкинга как одного из самых перспективных путей развития банковского сектора, а также изучение уровня развития этого вида услуг на примере российских и зарубежных банков с целью разработки предложений по его совершенствованию.
Для достижения поставленной цели данная работа направлена на решение следующих задач:
- изучить эффективность деятельности банка по дистанционному банковскому обслуживанию клиентов;
- изучить отличительные особенности организации интернет - банкинга как в России, так и за рубежом;
- определить важность дистанционного банковского обслуживания в деятельности российских банков;
- определить дальнейшие пути развития, разработать рекомендации по усовершенствованию систем дистанционного банковского обслуживания.
Теоретическо-информационной базой исследования являлись труды отечественных ученых, в частности Воронин А.Н., Елисеева И.И, Кабанова О.В, Казанская Ю.А. и другие. В ходе выполнения работы использовались статистические данные с официального сайта Центрального Банка Российской Федерации, информация, размещенная на интернет сайтах, отечественная и зарубежная литература, а также законодательные акты Российской федерации.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
В первой главе рассмотрены теоретические аспекты электронного банкинга, а также отечественный и зарубежный опыт развития.
Вторая глава посвящена российскому сектору электронного банкинга и степени его развития. Также в главе рассмотрена деятельность банковского сектора за последние 5-6 лет.
В третьей главе рассматриваются направления и перспективы развития электронных банковских услуг в РФ.
В заключении представлены основные выводы по исследуемому вопросу.
В настоящее время многие банки, ориентируясь на потребности клиентов, предлагают различные системы дистанционного управления финансами, такие как интернет-банкинг или мобильный банкинг.
Преимущества такой системы состоят в круглосуточном доступе к своим счетам, возможности оперативно осуществлять различные операции, а также в постоянном контроле баланса счета и движения средств.
При помощи интернет-банкинга можно выполнять следующие операции:
-просмотр информации по счетам и вкладам;
- платежи различным юридическим лицам (Пенсионный фонд, ГИБДД, коммунальные предприятия и прочие);
- оплата счетов мобильных телефонов, пополнение электронных кошельков;
-погашение кредитов;
-платежи по произвольным реквизитам;
-выписки по счетам, в том числе металлическим;
- переводы денег со счета на карту, переводы на счета других лиц — клиентов других банков;
- открытие и закрытие счета, блокировка банковской карты, приостановка платежей по вкладу и другие услуги.
Следует отметить, что процесс проведения любой операции от ее начального этапа до завершения занимает не более одного банковского дня.
На сегодняшний день сфера высоких технологий и различные информационные системы монополизировали все сферы деятельности человека, в том числе и банковский бизнес. Одним из наиболее перспективных направлений развития банковского сектора в современных условиях может являться развитие такой сферы деятельности как дистанционное банковское обслуживание, которая и стала предметом исследования данного дипломного проекта.
В качестве объекта исследования были выбраны как отечественные так и зарубежные банки-которые на сегодняшний день находятся в лидерах освоения новых банковских технологий и идей.
В результате проделанной работы была достигнута поставленная цель, были разработаны пути по совершенствованию действующей системы дистанционного банковского обслуживания, а также были сделаны рекомендации по повышению уровня качества дистанционных банковских услуг, предлагаемых другими банками.
В результате анализа услуг дистанционного банковского обслуживания, оказываемых физическим лицам, был сделан вывод, что максимальный интерес у клиентов вызывают услуги, которые предоставляются через Интернет.
Обобщив выше описанные в работе преимущества использования Интернет-технологий в работе банка, можно поделить их на две группы: "имиджевые", помогающие поддерживать солидную репутацию у банка, и "реально доходные", которые увеличат количество клиентов и денежный оборот банка, а именно:
1. Введение в Интернет дает значительный прирост "паблисити" банку. Тесно взаимодействуя с иностранными партнерами, российские банкиры осознали, что визитная карточка крупной фирмы без указания адреса информационного сайта Интернет за границей давно стала "несолидной";
2. Начав свою работу на электронном рынке раньше других, банк сможет приобрести значительный опыт в информационных технологиях и, в дальнейшем, будет являться наиболее авторитетным и влиятельным на других электронных рынках;
3. Введение в Интернет дает банку возможность усовершенствовать работу электронных систем обслуживания клиентов, выделяя клиенту дополнительные удобства в управлении своим счетом. Чтобы получить необходимую информацию или провести ту или иную операцию, клиенту всего-навсего нужно нажать на соответствующую клавишу;
4. Подключение электронных розничных банковских услуг стоит дорого и обладает низкой доходностью, но в будущем можно будет уменьшить уровень операционных расходов и существенно снизить себестоимость денежного обращения.
Сегодняшнее состояние рынка финансовых Интернет-услуг и некоторые тенденции, замечаемые на рынке, позволят говорить о еще большей возможности развития этих услуг. Резкое сокращение издержек и повышение эффективности управления кредитными рисками и самих финансовых операций при помощи Интернета дает беспрецедентные возможности для развивающихся и переходных экономик (что, безусловно, особо актуально для России), в частности, в плане их доступа к международным финансовым рынкам.
В процессе исследования был проанализирован в целом весь Российский рынок дистанционных банковских услуг, в результате чего было обнаружено, что сегодня Российские банки оказывают юридическим лицам во многом те же услуги, что и зарубежные. В сфере услуг для клиентов розницы наблюдается значительное отставание. Следовательно, каждый банк обязан объективно оценить свои планы по развитию дистанционных банковских услуг и принять необходимые меры по их полному выполнению, сконцентрировав свои усилия на решении следующих задач:
1) совершенствование действующего законодательства в целях создания необходимых условий для расширения спектра дистанционных банковских услуг, а именно изменить законодательство, разработать законы об электронном документе и электронном архиве и т.д.;
2) введение новых видов дистанционных банковских услуг, обеспечивающих рост клиентской базы, особенно в сфере розничного бизнеса;
3) расширение возможностей уже существующих дистанционного банковского обслуживания, разработка и введение новых видов платежей и операций, упрощения процедуры получения доступа к данным услугам, с целью повышения их ценности и доступности;
4) обеспечение роста объема безналичных платежей населения, а именно создавать передвижные банковские точки в сельской местности, внедрять во все магазины терминалы оплаты банковской карточкой;
5) улучшение качества предоставления банковских услуг путем повышения культуры сопровождения и обслуживания клиентов, оптимизации бизнес-процессов и моделей взаимодействия, внедрения внутренних систем оценки качества.
При этом доступность услуг может стать главным критерием оценки качества банковского обслуживания (возможность для получения необходимого набора услуг с минимальными издержками и затратами времени в удобное время и в удобном месте).
По итогам проведенного исследования было определено, что дальнейшее развитие конкурентоспособного банковского бизнеса требует от банков организации оперативной и удобной системы обслуживания клиентов, создание каналов самообслуживания клиентов, а также эффективного мониторинга предоставления банковских продуктов и услуг. Переход к электронному банковскому обслуживанию с использованием новейших информационных технологий - одна из основных современных тенденций развития банковского бизнеса.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный конституционный закон от 12.12.1993 г., №7-ФКЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 26.01.1996 г., №14-ФЗ (ред. от 6.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
3. О банках и банковской деятельности [Электронный ресурс]:
Федеральный закон от 2.12.1990 г., №395-1 (ред. от 20.04.2015 г.) //
Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
4. Об электронной подписи [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 6.04.2011 г. №63-ФЗ (ред. от 28.06.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 7.08.2001 г. №115-ФЗ (ред. от 31.12.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
6. О персональных данных [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 27.07.2006 г. 152-ФЗ (ред. от 21.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
7. Об эмиссии банковских карт и об операциях, совершаемых с использованием платежных карт [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 24.12.2004 г. №266-П (ред. от 14.01.2015 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
8. О платежной системе Банка России [Электронный
ресурс]: Положение Банка России от 29.06.2012 г. №384-П (ред. от 14.07.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
9. Об идентификации кредитными организациями клиентов и выгодоприобретателей в целях противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 19.08.2004 г. №262-П (ред. от 21.01.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
10. О правилах осуществления перевода денежных
средств [Электронный ресурс]: Положение Банка России от 19.06.2012 г. №383-П (ред. от 29.04.2014 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
11. О порядке информирования кредитными организациями Центрального Банка Российской Федерации об использовании в своей деятельности Интернет-технологий [Электронный ресурс]: Указание Банка России от 1.03.2004 г. №1390-У (ред. от 30.11.2004 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
12. О рисках при дистанционном банковском обслуживании [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 07.12.2007 г., №197-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
13. О рекомендациях по информационному содержанию и организации WEB-сайтов кредитных организаций в сети Интернет [Электронный ресурс]: Письмо Банка России от 23.10.2009 г. №128-Т // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
14. Воронин А.Н., Ревенков П.В. Электронный банкинг: риски
использования для противоправных действий / Воронин А.Н.,Ревенков П.В. // Расчеты и операционная работа в коммерческом банке. - 2011. - №6.
15. Гордеев Ю. Настоящее и будущее мобильных денег / Гордеев Ю. // Банковские технологии. - 2012. - №3.
16. Горчякова М.Е. Дистанционное банковское обслуживание: уч. пособие. - Иркутск: Изд-во БГУЭП, 2009.
17. Елисеева И.И. Эконометрика / Елисеева И.И. - М.: Финансы и статистика, 2011.
18. . Хорошилов А.В., Селетков С.Я. Мировые информационные ресурсы. СПб.: Питер, 2004. - 290 с.
19. Кабанова О.В. О состоянии и перспективах электронного банкинга в России / Кабанова О. В. // Сборник научных трудов СевКавГТУ. Серия «Экономика». - 2015. - № 2.
20. Казанская Ю.А. Финансы и кредит: учебно-методическое пособие для самоподготовки к практическим занятиям / Казанская Ю.А. - Таганрог: ЮФУ, 2012.
21. Казанский А.В. Электронная коммерция и финансовые услуги: перспективы взаимодействия / Казанский А.В. // Финансы и кредит. - 2013. - №3.
22. Королев О.Г. Повышение эффективности деятельности банков на розничном рынке / Королев О.Г. // Аудит и финансовый анализ - 2015. - №2.
23. Красавина Л.Н., Валенцива Н.И. Российский финансовый рынок и его роль в инновационном развитии экономики / Красавина Л.Н., Валенцива Н.И. // Банковские услуги - 2012. - №7.
24. Орехова З.Н. Перспективы развития российского рынка платежных карт. / Орехова З.Н. // Банковское дело. - 2014. - №12.
25. Пашкова А.В., Иванова Ю.В. Дистанционное банковское обслуживание в России и странах Европы и США / Пашкова А.В., Иванова Ю.В. // Банковский ритейл - 2015. - №2.
26. Путковская С.А. Выбор механизма повышения эффективности банковских услуг / Путковская С.А. // Проблемы современной экономики. Евразийский международный научно-аналитический журнал. - 2015. - № 3.
27. Родионова В. Интерактивное телевидение / Родионова В. // Банковские технологии. - 2012. - №10.
28. Саркисянц А. Банковская розница: замедление роста / Саркисянц А. // Бухгалтерия и банки. - 2011. - №8.
29. Соколов Д.А. Управление рисками электронных банковских услуг (на примере Эстонии): Автореф. дисс. ... канд. экон. наук / Соколов Д.А. - Санкт Петербург, 2014.
30. Тавасиев А.М. Банковское дело: управление кредитной
организацией: учебное пособие / Тавасиев А.М. - Издательский дом «Дашкови К», 2010.
31. Усоскин В.М. Электронная коммерция банков с пластиковыми картами / В.М. Усоскин - М.: ВАЗАР-ФЕРРО, 2012.
32. Хабаров В.И. и Попова Н.Ю. Банковский маркетинг: учебное пособие / Хабаров В.И., Попова Н.Ю. - М.: МФПА, 2011.
33. Харитонова Р.С. Экономико-математическое моделирование в экономике Учебник. / Харитонова Р.С. - Казань: КГФЭИ, 2009.
34. Шамраев А. Правовые аспекты деятельности коммуникационных систем (на примере SWIFT) [Электронный ресурс]: // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 28.04.2015.
35. Шевченко И.В., Нанба Д.Э. Проблемы совершенствования механизмов осуществления электронных финансовых операций в условиях интеграции в мировую экономику / Шевченко И.В., Нанба Д.Э. // Финансы и кредит. - 2012. - №12.
36. Школин М.В. Влияние внедрения дистанционного банковского обслуживания на банковские риски / Школин М.В. // Аудит и финансовый анализ. - 2015. - №1.
37. Юденков Ю.Н. Интернет-технологии в банковском бизнесе: перспективы и риски: учебно-практическое пособие / Юденков Ю.Н., Тысячникова Н.А., Сандалов И.В., Ермаков С.Л. - М.: КНОРУС, 2010.
38. Банк России [Электронный ресурс]: Статистика - Официальный сайт Банка России, 2015. - Режим доступа:http://www.cbr.ru
39. РБК.Рейтинг [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный сайт РБК.Рейтинг, 2015. - Режим доступа:http://www.rbc.ru
40. Bankir.Ru[Электронный ресурс]: Банкоматная сеть как одно из направлений развития розничного банковского бизнеса в России - Информационный портал Bankir.Ru, 2015. - Режим доступа:http://bankir.ru
41. Banki.ru[Электронный ресурс]: Информация о банках и банковских
продуктах. - Информационный портал Banki.ru, 2015. - Режим
доступа:http://www.banki.ru
42. «Эксперт РА» [Электронный ресурс]: Исследования - Официальный
сайт Рейтингового агентства «Эксперт РА», 2015. - Режим
доступа:http://www.raexpert.ru
43. BSS [Электронный ресурс]: Информация о предлагаемых системах электронного банкинга. - Официальный сайт компании ООО «Банк софт системс», 2015. - Режим доступа:http://www.bssys.com
44. Basel Committee on Banking 8иретзюп[Электронный ресурс]:
Рекомендации Базельского комитета, регулирующие электронную банковскую деятельность. - Официальный сайт Базельского комитета по банковскому надзору, 2015. - Режим доступа:http://www.bis.org
45. Deeplace [Электронный ресурс]: Основы сетей передачи данных информация. - Официальный сайт компании Deeplace, 2015. - Режим доступа:http://www.deeplace.md
46. CNews [Электронный ресурс]: Определены лидеры на рынке систем
интернет-банкинга по итогам первого полугодия 2014 г. - Официальный сайт издания о высоких технологиях «CNews», 2015.- Режим
доступа:http://www.cnews.ru
47. Мобильный форум [Электронный ресурс]: Исследования рынка
мобильного банкинга, интернет-технологий. - Официальный сайт информационной группы «MForum Analytics», 2015.- Режим
доступа: http: //www.mforum.ru
48. Ifin.ru[Электронный ресурс]: Развитие рынка интернет-банкинга, мобильного банкинга. - Официальный сайт проекта «Интернет Финансы», 2015. - Режим доступа:http://ifin.ru
49. Время и деньги [Электронный ресурс]: Широкополосный интернет перестал быть роскошью. - Официальный сайт газеты «Время и деньги», 2015. - Режим доступа:http://www.e-vid.ru
50. Аналитическое агентство Markswebb Rank &Report [Электронный
ресурс]: Internet Banking Rank 2015 - Официальный сайт Аналитического агентства Markswebb Rank &Report, 2015.- Режим
доступа:http://markswebb.ru/