Введение……………………………………………………………………………...3
1. Место и роль государства в политической системе общества…………………6
2. Вопросы механизма российского государства…………………………………14
3. Конституционно-правовые проблемы формирования политической системы общества в Российской Федерации……………………………………………….19
Заключение…………………………………………………………………………32
Библиографический список………………………………………………………..35
Актуальность темы исследования. Сейчас многие страны решают проблему перехода общества от политически-простых к более сложным формам организации политической жизни. Особую актуальность эти вопросы имеют для России. Большое внимание современных исследователей политической модернизации чаще всего сосредоточивается на трудностях политического развития и кризисных явлениях.
Модернизация политической системы в настоящее время, занимает возрастающее место, от которого в дальнейшем будет зависеть ее способность адаптироваться к новым образцам целей и создавать новые виды институтов, которые обеспечивают развитие, как социальной системы, так и гражданского общества.
Степень исследованности темы работы. Проблемы, связанные с анализом политической системы, характеристикой ее основных элементов (подсистем), типологизацией и классификацией политических систем, взаимодействием и взаимовлиянием различных подсистем друг на друга, ролью и местом государства в политической системе общества, привлекали внимание многих отечественных и зарубежных юристов, политологов, государствоведов, философов и историков права и государства.
В отечественной юридической науке наиболее существенный вклад в анализ темы диссертационного исследования внесли С.С. Алексеев, М.И. Байтин, А.К. Белых, А.Б. Венгеров, А.Я. Вышинский, И.Н. Гомеров, И.А. Иванников, В.Н. Кудрявцев, В.Я. Любашиц, А.В. Малько, Л.С. Мамут, A.Ю. Мордовцев, В.С. Нерсесянц, В.М. Сырых, В.Н. Хропанюк, B.Е. Чиркин, Д.Ю. Шапсугов и др.
Цель исследования заключается в анализе государства как звена политической системы общества.
Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи исследования:
1. Определить место и роль государства в политической системе общества.
2. Проанализировать вопросы механизма российского государства.
3. Рассмотреть конституционно-правовые проблемы формирования политической системы общества в Российской Федерации.
Объект исследования – государство как звено политической системы общества.
Предмет исследования – теоретико-правовой анализ положения государства в политической системе общества.
Методология исследования. В работе были использованы следующие методы: системный подход, который позволил рассмотреть политическую систему общества как единое целое и уделить особое внимание политико-правовым связям между государством и иными элементами политической системы; диалектико-материалистический метод, способствующий рассмотрению политической системы, ее элементов, в том числе и государства в непрерывном развитии, уделяющий особое внимание закономерностям, взаимосвязям и противоречиям в развитии рассматриваемых политических, правовых и социальных явлений и процессов.
Теоретическая и практическая значимость исследования. Полученные результаты представляют политической и законодательной практике данные об особенностях и закономерностях развития основных институтов реформируемой политической системы российского общества, которые, очевидно, не всегда в достаточной мере учитываются в проводимых в стране преобразованиях, их тактике и стратегии, в созданных за последнее время юридических и политических институтах и структурах. Многие положения и выводы исследования найдут применение при чтении учебных курсов по общей теории государства и права, политологии, а также различных специальных курсов, посвященных соответствующим проблемам, и могут использоваться научной работе со студентами и аспирантами.
В результате проведенного исследования автор делает выводы.
Рассмотрение понятия «государство» осуществляется одновременно с исследованием существующей политической власти. Наличие многообразия подходов к пониманию политической власти формирует и множество трактовок понятия «государство».
В политической литературе можно выделить институциональный, цивилизационный, классовый подход в определении государства.
С институциональной точки зрения, государство – это совокупность взаимосвязанных учреждений и организаций, составляющих особую систему управления основными сферами общественной жизни.
С точки зрения классового подхода, государство есть машина для подавления одного класса (неимущих) другим (экономически господствующим).
Цивилизационный подход определяет государство как институт политической системы классового общества, осуществляющий охрану его экономической и социальной сфер .
Одно из ведущих мест в системе научного познания государственно-правовых явлений занимают вопросы, касающиеся рассмотрения научных подходов к пониманию механизма государства, а также анализа его структуры. Среди ученых правоведов данная проблема находит широкое отражение в научных исследованиях .
В разные времена существовали разные взгляды на проблематику механизма государства. С развитием фундаментальных правовых наук знания о данной категории упорядочились и приобрели более качественный вид.
Существует два основных подхода рассмотрения механизма государства – узкий и широкий. С позиции узкого подхода механизм государства отождествляется с понятием государственного аппарата. В широком смысле механизм государства выступает более общим, родовым понятием по отношению к государственному аппарату, так как последний является его составной частью.
На наш взгляд целесообразным представляется понимать механизм государства с точки зрения широкого смысла, поскольку это позволит избежать определенных затруднений, а иногда и противоречий, связанных с упрощенным восприятием государственно-правовых явлений, которые требуют, безусловно, комплексного, всестороннего подхода к их изучению.
Рассмотрев особенности формирования политической системы общества в Российской Федерации, автор делает следующий вывод. Решающим фактором недоверия граждан стала закрытость власти и всего политического механизма в целом в принятии политических решений, глобально влияющих на судьбу страны и его народа. Олигархические замашки власти, принятие решений узким кругом людей (президент, премьер-министр) ведут к политической инертности широких масс и неверию в справедливость существующей власти. У народа складывается ощущение оторванности власти от общества, ее нежелания вникать в проблемы социальных слоев, далеких от власти. Российская политическая система оказалась неспособной быстро реагировать на различные социальные проблемы, репродуктивно решать назревающие конфликты, определять интересы и насущные потребности населения. Слабое гражданское общество в России, отсутствие каналов самовыражения целых социальных слоев компенсируется формированием множества элитных групп. Вместо развитого общественного плюрализма быстрыми темпами формируется элитный корпоративизм.
Для модернизации политической системы России, ее органичного развития необходимо формирование сильного гражданского общества, выведенного из-под жесткого контроля государства. Взаимодействие гражданского общества и власти должно строиться на принципах обоюдного контроля и диалога. А это возможно только при открытости механизмов власти и наличии политического плюрализма. Политическая культура не должна отставать от развития системы, а общество должно быть готовым к восприятию новых политических ценностей и ощущать сопричастность к ним.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) // «Собрание законодательства РФ», 04.08.2014, № 31, ст. 4398.
2. Федеральный конституционный закон от 31.12.1996 № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 06.01.1997, № 1, ст. 1.
3. Федеральный закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 1999. № 42. Ст. 5005.
4. Федеральный закон от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях» // «Собрание законодательства РФ», 16.07.2001, № 29, ст. 2950
5. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 2003. № 40. Ст. 3822.
6. Абдулаев М.И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. - М.: Право, 2018. - 244 c.
7. Абрамова И.Е. Развитие политической системы России (историческая ретроспектива): учебно-методическое пособие / И.Е. Абрамова, А.В. Понеделков. – Зерноград: Азово-Черноморский инженерный институт ФГБОУ ВО Донской ГАУ, 2016. – 319 с.
8. Абукарова М.У. Теоретический взгляд на учение о государственном абсолютизме Томаса Гоббса // Теория и практика общественного развития. 2015. № 3. С. 149–150.
9. Андреева О.А. Историческая ретроспектива становления государственной власти и управления в России: проблемы периодизации // «Государственная власть и местное самоуправление», 2018, № 2.
10. Аюпова З.К., Кусаинов Д.У. Гражданское общество и правовое государство // «Гражданское общество в России и за рубежом», 2015, № 2. С. 14 – 16.
11. Бастрыкин А.И. Актуальные проблемы теории государства и права. Учебное пособие / А.И. Бастрыкин. - М.: Юнити-Дана, 2014. - 525 c.
12. Беляева О.М. Теория государства и права в схемах и определениях / О.М. Беляева. - М.: Феникс, 2014. - 320 c.
13. Братановский С.Н. Теория государства и права / С.Н. Братановский. - М.: Приор-издат, 2014. - 174 c.
14. Василенко А. И. Теория государства и права / А.И. Василенко, М.В. Максимов, Н.М. Чистяков. - М.: Книжный мир, 2018. - 384 c.
15. Венгеров А.Б. Теория государства и права / А.Б. Венгеров. - М.: Новый Юрист, 2018. - 624 c.
16. Власова Т.В. Теория государства и права / Т.В. Власова. - М.: Книга по Требованию, 2018. - 226 c.
17. Головистикова А. Проблемы теории государства и права. Учебник / А. Головистикова Ю. Дмитриев. - М.: Эксмо, 2017. - 832 c.
18. Гончаров И.В. Особенности функционирования механизма государственной власти современной России: традиции и зарубежный опыт // «Lex russica», 2018, № 11. С. 4 – 9.
19. Демидов А.В. Разделение властей как основной принцип правового государства // Инновационная наука. Международный научный журнал: Уфа. 2016. № 1. С. 122 - 124.
20. Жинкин С.А. Теория государства и права. Конспект лекций / С.А. Жинкин. - М.: Феникс, 2018. - 493 c.
21. История России / А.С. Орлов, В.А. Георгиев, Н.Г. Георгиева, Т.А. Сивохина. – Москва, 2016. С. 114.
22. Кисилева В. Е., Кемулярия Л. А. Фома Аквинский – у истоков христианской концепции о государстве // Современные проблемы гуманитарных и общественных наук. 2014. № 2. С. 87–91.
23. Комаров С.А. Общая теория государства и права / С.А. Комаров. - М.: Издательство Юридического института, 2018. - 608 c.
24. Лазарев В.В. Теория государства и права: учебник для академического бакалавриата / В.В. Лазарев, С. В. Липень. — 5-е изд., испр. и доп. — М.: Издательство Юрайт, 2017. — 521 с.
25. Летушева Н.И. Теория государства и права / Н.И. Летушева, М.В. Летушева. - М.: Академия, 2018. - 208 c.
26. Мазарчук Д.В. Общая теория государства и права. Ответы на экзаменационные вопросы / Д.В. Мазарчук Н.А. Глыбовская. - М.: ТетраСистемс, 2015. - 144 c.
27. Малахов В.П. Теория государства и права / В.П. Малахов, И.А. Горшенева, А.А. Иванов. - М.: Юнити-Дана, Закон и право, 2016. - 160 c.
28. Марченко М.Н. Теория государства и права: Учебник. М., 2014. С. 344
29. Матузов Н.И., Малько А.В. Теория государства и права: Учебник. М., 2015. – 218 с.
30. Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства: Учебник. 2014. – 311 с.
31. Нижник Н. С., Меньшикова Н. С. Государственные органы и институты гражданского общества: формирование модели партнерских взаимоотношений по реализации правоохранительной функции российского государства // Вестник Калининградского филиала Санкт-Петербургского университета МВД России. 2014. № 2(36). С. 62–63.
32. Общая теория государства и права: учебник / под ред. С.Ю. Наумова, А.С. Мордовца, Т.В. Касаевой. – Саратов: Саратовский социально-экономический институт (филиал) РЭУ им. Г.В. Плеханова, 2018. – 392 с.
33. Ожегов С. И. Словарь русского языка М., 2014. – 518 с.
34. Серов Е. А. Характеристика государства и права с точки зрения права на легитимное насилие (М. Вебер, К. Маркс, Ф. Энгельс, В. И. Ленин, К. Шмитт, Л. Гумплович, Е. Дюринг, К. Каутский, Г. Еллинек) // Аграрное и земельное право. 2016. № 10(142). С. 29–37.
35. Спиридонов Л.И. Теория государства и права. М., 2014. – 401 с.
36. Теория государства и права: Учебник для бакалавров. М., 2014. – 319 с.
37. Фетюков Ф.В. Понятие механизма взаимодействия государства и гражданского общества // «Гражданское общество в России и за рубежом», 2015, № 3. С. 21 – 24.
38. Философия и история политической науки: учебное пособие / И.Ф. Денисенко, Л.Г. Швец, А.М. Старостин, А.В. Понеделков. – Ростов-наДону, 2014. – 87 с.
39. Философский энциклопедический словарь. М., 2015. – 511 с.
40. Хропанюк В. Н. Теория государства и права / В.Н. Хропанюк. - М.: Интерстиль, 2017. - 384 c.
41. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. М., 2015. – 407 с.
42. Шарифов М.Ш. Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества // «Российский юридический журнал»", 2015, № 5. – С. 19 – 23.
43. Шаханин В. А. Н. М. Коркунов о задачах государства // Право: современные тенденции: материалы III Международной научной конференции (Краснодар, 22 февраля 2016 г.). Краснодар, 2016. С. 30–33.