Введение
1. Экономическое содержание товарооборота и теоретические аспекты его учёта
1.1. Понятие и задачи учёта товарооборота
1.2. Виды и характеристика товарооборота
1.3 Нормативно-правовое регулирование учёта и отчётности товарооборота
2. Организация учёта товарооборота и его контроль
2.1 Экономическая характеристика ООО «Спорт-Скат»
2.2 Синтетический и аналитический учёт движения товаров
2.3 Товарооборот как объект внутреннего контроля
3. Анализ товарооборота
3.1 Анализ объёма, динамики и структуры товарооборота ООО «Спорт- Скат»
3.2 Анализ влияния основных факторов на объём товарооборота и выявления резервов его роста
3.3 Прогнозный анализ товарооборота ООО «Спорт-Скат» на 2017 год Основные направления по увеличению товарооборота.
Заключение
Список использованных источников
На сегодняшний день можно выделить несколько ведущих отраслей народного хозяйства: торговля, строительство, сельское хозяйство и транспорт. Каждый из них имеет свои особенности в ведение бухгалтерского и налогового учёта.
Торговля - способ доведения материальных благ от продавца к покупателю или же от производителя оптовым покупателям, которые затем реализуют товары розничным потребителям. Понятие «торговля» появилось ещё в каменном веке, тогда она осуществлялась в виде обмена, который носил натуральный характер, а уже появление денег способствует установлению товарно-денежных отношений. Выделение торговли в отдельную отрасль связано в первую очередь с разделением труда, а во вторых обособление торгового капитала от промышленного для увеличения эффективности использования всех ресурсов. Сегодня торговля осуществляется не только в денежной, но и в безденежной форме, например, бартер. Торговля - необходимый источник налоговых поступлений для государства, поэтому федеральная налоговая служба тщательно следить и наказывает за уклонение от уплаты налогов.
Для торговли характерны такие отличительные признаки: большой объём в активе торговой организации составляют оборотные активы, а уже затем идут внеоборотные, которые могут существенно отличаться от оборотных; чаще всего оборотные активы имеют короткий операционный цикл; высокий уровень оборачиваемости капитала; отсутствие незавершённого производства.
Переход России от плановой к рыночной экономике изменил экономическую сущность всех отраслей народного хозяйства. Если в СССР государство решала, что и в каком количестве производить или продавать, то благодаря пере-ходу к рыночной экономике фирма сама решает все эти вопросы. Следовательно, целью любой коммерческой организации сегодня является получение и максимизация прибыли. Для реализации этой цели можно выделить такую задачу как контроль финансово-хозяйственной деятельности. Все процессы в любой сфере необходимо контролировать, ведь если какой-то участок упустить, то он склонен ухудшаться.
На основе результатов финансово-хозяйственной деятельности внутренние пользователи могут сравнивать экономические показатели в прошлом с отчётным периодом, то есть выявить процент выполнения плана по всем видам продукции. К внутренним пользователям относят директора, руководителей и сотрудников. Данная информация нужна для управленческого учёта: выявление внутрихозяйственных резервов, простоев. Внутренние пользователи, исходя из результатов деятельности фирмы, принимают стратегические решения, направленные на минимизацию всех затрат или ресурсов, а также находят решения, связанные с увеличением товарооборота, например продажа дополнительной продукции.
Помимо внутренних выделяют внешних пользователей. К ним можно отнести: инвесторов, государство, налоговая служба, банки и органы статистики. Все данные пользователи могут посмотреть финансовые результаты фирмы в форме №2 «Отчёт о финансовых результатах». Инвесторы в первую очередь интересуются финансовой стабильностью фирмы, потому что им важно удостовериться в том, что их вложения в организацию окупятся. Банки оценивают платежеспособность фирмы, анализируют кредитные истории. Органы статистики собирают ин-формацию для сравнения с другими организациями, чтобы на основе полученных данных выявить определённые тенденции, например, прирост или стагнацию. Налоговым органам важно, чтобы организация правильно находило налоговую базу по налогам, своевременно погашала свою задолженность по сборам и не уклонялась от уплаты всех платежей.
К основным финансовым показателям торговой организации можно отнести: товарооборот, валовый доход, чистая прибыль, рентабельность активов или продаж, оборачиваемость запасов или капитала, ликвидность. Нахождение финансового результата, прибыли или убытка, начинается с анализа товарооборота.
Анализ товарооборота необходим для анализа на соответствие имеющихся товаров спросу населения для принятия решений по улучшению структуры товарооборота, ускорению оборачиваемости товаров, ритмичности и увеличению объёма продаж.
Товарооборот оказывает влияние на издержки обращения, рентабельность продаж, валовый доход, прибыль и т.д. Валовый доход-разница между выручкой и себестоимостью. Прибыль представляет собой все доходы фирмы за вычетом расходов, а если величину прибыли скорректировать на налог на прибыль, то найдём показатель «чистая прибыль». Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получит организация с каждого рубля проданной продукции и рассчитывается как, отношение прибыли от продаж на выручку.
Товарооборот взаимосвязан с показателем, характеризующий эффективность деятельность предприятия - товарооборачивамость. Для повышения рентабельности торговой деятельности ускорение времени обращения товаров имеет важное значение. Если движение оборачиваемости товаров замедляется, то работа организации ухудшается. В первую очередь это проявляется в нехватки денежных средств для обеспечения текущей деятельности, например, погашение задолженности перед поставщиками, работниками управленческого персонала. Также у организации не хватает ресурсов для обновления ассортимента товаров. Всё это говорит о том, что организация должна для повышения оборачиваемости товаров улучшать факторы, влияющие товарооборачиваемость. Данный показатель характеризует отношение средних товарных запасов, умноженные на количество дней на величину товарооборота.
Заявленная тема является актуальной как в переходной экономике, так и в рыночной. Это обусловлено тем, что благодаря планированию важных экономических показателей можно увеличить экономическую эффективность предприятия.
Объектом исследования ООО «Спорт-Скат» являются первичные документы, регистры, связанные с учётом товарных ценностей. Они необходимы для отражения документального оформления учёта, валового дохода предприятия.
Предмет исследования - товарооборот и система его планирования в магазине.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение всех сторон деятельности организации ООО «Спорт-Скат», затем на основе данных провести анализ розничного товарооборота, выявить основные тенденции, характерные для данной организации.
Для достижения поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
а) раскрыть сущность и значение товарооборота;
б) выявить роль товарооборота на формирование прибыли или убытка от хозяйственной деятельности;
в) провести анализ товарооборота магазина, а также рассмотреть факторы, оказывающие влияние на его формирование;
г) разработать план развития магазина на долгосрочную перспективу.
Товарооборот является одним из основных показателей, отражающих конечный результат деятельности торговых организаций и определяет все остальные показатели развития торговли: состояние материально-технической базы, потребность в персонале, в финансовых ресурсах. Данный показатель включает в себя и розничный, и оптовый товарооборот. Каждый из них имеет свои особенности в учёте и в организации торговли.
Розничный товарооборот - реализация конечному потребителю, которое даёт представление об уровне жизни граждан. Именно через розницу народ приобретает товары или услуги, следовательно, реализуются денежные доходы, которые получены в соответствии с объёмом затраченного труда. Чем больше дохода у населения, тем больше покупок они будут совершать.
Оптовый товарооборот - объём реализации товарных ценностей производителями или посредниками покупателям для использования в дальнейшем в коммерческом обороте. Наличие счета-фактуры - это обязательный признак оптовой продажи.
Товарооборот оказывает влияние на издержки обращения, рентабельность продаж, валовый доход, прибыль и т.д. Валовый доход-разница между выручкой и себестоимостью. Прибыль представляет собой все доходы фирмы за вычетом расходов, а если величину прибыли скорректировать на налог на прибыль, то найдём показатель «чистая прибыль». Рентабельность продаж показывает, какую прибыль получит организация с каждого рубля проданной продукции и рассчитывается как, отношение прибыли от продаж на выручку.
Оборот предприятий торговли - результат взаимодействия спроса и предложения. Если продукция предприятия пользуется спросом, то все затраты возмещаются. Данный показатель позволяет увидеть масштабы фирмы, насколько прибыльно или убыточно предприятие.
Дипломное исследование проводилось на примере организации ООО «Спорт-Скат».
ООО «Спорт-Скат» - общество с ограниченной ответственностью, которое занимается розничной продажей спортивного инвентаря и одежды. Предприятие является стабильной и эффективной компанией, способное поддерживать конкуренцию в области реализации товаров культурно-спортивного назначения, ориентированную на потребности клиентов и высокое качество продукции. ООО «Спорт-Скат» приобретает товар напрямую от производителей.
По результатам хозяйственно - финансового анализа обнаружены доминирующие тенденции, характерные для ООО "Спорт-Скат" за период с 2014 по 2016 гг., в том числе положительные и негативные.
Положительными тенденциями являются:
а) рост валюты баланса, что свидетельствует об активной деятельности организации за период. В 2016 году валюта баланса составила 165 262 тыс. руб. Это на 6,82% больше чем в 2015 году;
б) с каждым годом денежные средства растут, что свидетельствует об улучшение финансового состояния. В 2015 году - 986 тыс. руб. В 2016 году денежные средства составили 2 207 тыс. руб. Это почти в три раза больше чем в 2015 году;
в) увеличения собственных средств в 2016 году. Платежеспособность пред-приятия зависит от покрытия обязательств его активами, можно предварительно оценить предприятие как платежеспособное. Величина третьего раздела баланса в 2016 году составила 120 420 тыс. руб. Это на 6,26% больше чем в 2015 году;
г) увеличение чистой прибыли в 2016 году. Если в 2015 году прибыль от продаж составила 6 744 тыс. руб., то в 2016 году прибыль от продаж составила 12 494 тыс. руб. Следовательно, и чистая прибыль в 2016 году больше и равна 7 185 тыс. руб., а в 2015 году всего лишь 329 тыс. руб.
Отрицательными являются:
а) с каждым годом дебиторская задолженность увеличивается. Это говорит о том, что многие покупатели не своевременно оплачивают и возможно во-обще не заплатят предприятию. В 2016 году величина составила 20 223 тыс.руб. Это на 72% больше чем в 2015 году. Руководство должно взыскать данные суммы с покупателей или начать создавать резервы по сомнительным долгом;
б) увеличение кредиторской задолженности на конец 2016 года по сравнению с 2015 годом. Величина составила - 18 410 тыс. руб. Это на 52% больше по сравнению с 2015 годом.
На основе финансовых расчётов можно сказать, что финансовое состояние
ООО «Спорт-Скат» абсолютно-ликвидное.
В процессе дипломного исследования товарооборота организации за 2014-2016 гг. мы пришли к выводу, что объём продаж в 2016 году увеличился на 1,52% по сравнению с 2015 годом. В 2015 году товарооборот уменьшился на 4,5% по сравнению с 2014 годом. Для того, чтобы понять, какой фактор оказал наибольшое и наименьшее влияние провели факторные анализы товарооборота с помощью методов цепных подстановок и интегрального.
В результате факторного анализа можно сказать, что положительное влияние на товарооборот в 2016 году оказали: увеличения поступления товаров на 4 900 тыс. руб., увеличение фондоотдачи на 0,11; увеличения производительности труда на 801,4. Отрицательными факторами, оказавшие влияние оказались уменьшение запасов товара на начало года на 1 278 тыс. руб., уменьшение среднегодовой стоимости основных производственных фондов на 354 тыс.руб.; уменьшение фондоёмкости на - 0,01.
Также проведены анализы по ритмичности и равномерности выполнения плана объёма продаж. Исходя из расчётов можно прийти к выводу, что отдельно по летним и зимним месяцам наблюдается ритмичное выполнения плана. В общем за 2016 год план не выполнен на 3,65% из-за не выполнения плана продаж по спортивной одежде на 12,5%.
Заключительный этап дипломного исследования включает в себя выполнения прогнозного анализа на 2017 год. Данный прогноз показал, что товарооборот останется примерно на таком же уровне, что и в 2016 году. Прогноз построен на основе трендового анализа. В любом случае руководство должно способствовать увеличить товарооборот за счёт факторов, которые на сегодняшний день оказывают отрицательное влияние
Таким образом, можно сказать, что по учёт, контроль и анализ товарооборота на предприятии осуществляется на среднем уровне. ООО «Спорт-Скат» должно улучшить систему контроля товарооборота в торговых точках. Также бухгалтерия может использовать более современные способы учёта объёма продаж.
1. О бухгалтерском учёте: Федеральный закон от 06.12.2011 г, №402-ФЗ
// Справочно-правовая система «Гарант». Последнее обновление от 23.05.2016 г.
2. О защите конкуренции: Федеральный закон от от 26.07.2006г, №135- ФЗ// Справочно-правовая система «Гарант». Последнее обновление от 03.07.2016 г.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен 2017 г.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Экзамен 2017г. Развитие оптового товарооборота [Электронный ресурс]: Указ президента «О свободе торговли» от 29.01.1992, №65 //Справочно-правовая система «Гарант». Последнее обновление от 16.05.1997.
5. Положение по бухгалтерскому учёту «Бухгалтерская отчётность организации» (4/99) [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 06.07.1999 г, №43Н. Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 08.11.2010
6. Положение по бухгалтерскому учёту «Доходы организации» (9/99) [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 06.05.1999г, №32н. Справочно-правовая система «Гарант». Последнее обновление от 06.05.2016.
7. Положение по бухгалтерскому учёту «Расходы организации» (10/99) [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 06.05.1999 г, №33н.
Справочно-правовая система «Гарант».Последнее обновление от 06.04.2015.
8. Положение по бухгалтерскому учёту«Учёт материально¬производственных запасов» (ПБУ 5/01) [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 28.12.2001г., №119н // Справочно - правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление от 04.10.2016 г.
9. Положение по бухгалтерскому учёту «Учётная политика организации» [Электронный ресурс]: приказ Минфина России от 06.10.2008 г, №106н
//Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. -Последнее обновление 06.04.2015 г.
10. Методические указания по учёту оформления операций приема, хранения и отпуска товаров в торговли [Электронный ресурс]: Письмо Комитета РФ по торговле от 10.07.1996 г, №1-794/32-5 //Справочно-правовая система «Гарант».
11. Голубенко О.А. Товароведение непродовольственных товаров:
Учебное пособие/ О.А.Голубенко, В.П.Новопавлоская, Т.С.Носова. -М.: Альфа-М, НИЦ ИНФРА-М, 2015.
12. Колодник Н.П. Розничный магазин. - М.: Питер, 2014.
13. Ляшко А.А. Товароведение, экспертиза и стандартизация: Учебник/ А.А. Ляшко, А.П.Ходыкин, Н.И. Волошко.- М.: Дашков и К,2016.
14. Николаева Г.А. Бухгалтерский учет в розничной торговле / Г.А. Николаева,Т.С. Сергеева. - М.: А-Приор, 2014.
15. Петров Г.К. Товарооборот и прибыль: Пути повышения рентабельност розничной торговли / Г.К. Петров. - М.: Лениздат, 2014.
16. Хамидуллина Г.Р. Ревизия и контроль на предприятиях торговли. Учебное пособие / Г.Р. Хамидуллина. - М.: КноРус, 2016.
17. ООО «Спорт-Скат» [Электронный ресурс]: Официальный сайт организации. Режим доступа:http://scat.ru/