ТЕМА БЕЗУМИЯ В РОМАНЕ «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ» САШИ СОКОЛОВА
|
Введение 3
Глава 1. Феномен безумия в научной литературе 2
1.1. Обзор научных работ, посвященных безумию 2
1.2. Эволюция отношения к безумию в разные исторические эпохи и
отражение этих фактов в литературе 2
1.3. Тема безумия и основополагающие черты постмодернизма в романе
«Школа для дураков» 2
1.4. Выводы из главы 1 2
Глава 2. Анализ проявления темы безумия на различных
уровнях романа 2
2.1. Основные методы анализа текста 2
2.2. Сюжетный уровень романа 2
2.3. Основные мотивы и сюжеты романа 2
2.4. Нарративный уровень 2
2.5. Образный уровень 2
2.6. Уровень персонажей 2
2.7. Уровень хронотопа 2
2.8. Уровень композиции 2
2.9. Выводы из главы 2 2
Заключение 70
Список используемой литературы 2
Глава 1. Феномен безумия в научной литературе 2
1.1. Обзор научных работ, посвященных безумию 2
1.2. Эволюция отношения к безумию в разные исторические эпохи и
отражение этих фактов в литературе 2
1.3. Тема безумия и основополагающие черты постмодернизма в романе
«Школа для дураков» 2
1.4. Выводы из главы 1 2
Глава 2. Анализ проявления темы безумия на различных
уровнях романа 2
2.1. Основные методы анализа текста 2
2.2. Сюжетный уровень романа 2
2.3. Основные мотивы и сюжеты романа 2
2.4. Нарративный уровень 2
2.5. Образный уровень 2
2.6. Уровень персонажей 2
2.7. Уровень хронотопа 2
2.8. Уровень композиции 2
2.9. Выводы из главы 2 2
Заключение 70
Список используемой литературы 2
Феномен безумия с самых давних времен представлял интерес для многих писателей и ученых. Он выходит за рамки психологического факта и тесно связан с творческим потенциалом и социальным окружением личности. Особенную актуальность этот феномен обретал в эпоху романтизма, в модернизме и авангарде; на рубеже XX - XXI вв. он, по нашему мнению, заслуживает пристального внимания сам по себе как отражение непростых процессов, происходящих на наших глазах в обществе, культуре и в их осознании писателями, философами и психологами, а также в творческом воплощении одного из представителей русского постмодернизма - Саши (Александра Всеволодовича) Соколова (р. 1943).
Новизна работы состоит в выборе аспекта изучения: связь безумия с творчеством и с игрой, продолжение и новая интерпретация литературной традиции и воплощение постмодернистского нивелирования оппозиций «норма - безумие», «реальность - вымысел», «игра - действительность», «увенчание - развенчание», «высокое - низкое», «сакральное - профанное» и пр.
Предметом исследования служат прежде всего сюжетные, стилистические, мотивные, тематические и интертекстуальные особенности прозы Саши Соколова.
В качестве объекта анализа выступает первый роман автора «Школа для дураков» (написан в 1973 г., впервые издан К. Проффером в 1976 г., издательство «Ардис», США), в котором повествование идет от лица мальчика с раздвоением личности.
Материалами исследования являются произведения, в которых наиболее выразительно с точки зрения сюжета и нарратива затронута тема безумия - от немецкого и русского романтизма к символизму, авангарду, модернизму и постмодернизму. Мы считаем особенно важными для освещения этой темы произведения, которые прямо посвящены взаимосвязи безумия и игры, любых видов творчества с умственными и психическими расстройствами, например, «Житейские воззрения кота Мурра» и некоторые новеллы
Э. Т. А. Гофмана, «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Портрет» Н. В. Гоголя, рассказ А. И. Куприна «Впотьмах» о мании игрока в карты. Также мы приводим здесь некоторые тезисы о поэзии символистов и футуристов, которые через эпатирование читательской аудитории, соединения высокого и низкого, создавая картины расщепленного хаотического мира, сталкивая норму и безумные порывы, вносили новое видение мира и искусства. Из литературы XX в. на эту тему в диссертации упоминаются романы «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Вечер у Клэр» Г. Газданова и, наконец, романы и рассказы В. В. Набокова: «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар», «Бахман» и некоторые другие. С другой стороны, с «высоким» безумием соединяются восприятие окружающими героев зачастую как опасных безумцев, маньяков, насмешка над ними, применение к ним насильственного лечения или тюремное заключение: так происходит, помимо новелл и повестей Э. Т. А. Гофмана, пьесы «Горе от ума» А. С. Грибоедова, в пьесе «Странный человек» М. Ю. Лермонтова, в повести «Двойник» Ф. М. Достоевского (и в некоторой степени в романе «Идиот»), рассказе «Путаница» А. И. Куприна и др.
Отдельно следует рассмотреть случаи безумия, связанного с какой-то навязчивой идеей («Штосс» Лермонтова, «Красный цветок» В. М. Гаршина, «Красный смех» Л. Н. Андреева, «Палата № 6» А. П. Чехова, «Молох»
А. И. Куприна), «высокое безумие», перемежающееся бессвязным бредом («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя), проявления паранойи и мании преследования у Передонова в «Мелком бесе» Ф. К. Сологуба и у некоторых героев романа «Ночные дороги» Г. Газданова, многие случаи насилия и преступлений в состоянии безумия (например, в рассказе Л. Андреева «Бездна»).
Кроме того, мы берем для анализа те случаи, когда герой встречается со своим зловещим двойником, реально существующим или кажущимся ему, борется с ним или заключает соглашение.
Еще одной стороной рассматриваемого нами феномена является юродство. Это явление, бывшее широко распространенным на Руси и описанное, в частности, Д. С. Лихачевым и А. М. Панченко, здесь получает новую трактовку, о которой будет идти речь в главе 2. Здесь мы опирались также на тезисы и примеры, изложенные в монографии М. Н. Липовецкого «Русский постмодернизм: (Очерки исторической поэтики.)» и двух работах О. В. Богдановой: диссертации «Постмодернизм и современный литературный процесс» и книге «Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века - начало XXI века)».
Упомянутые выше произведения, в которых мы будем выделять особенности сюжетопостроения, мотивной структуры, нарратива, композиции и разнообразных характеристик персонажей, отмеченных различными расстройствами ума и психики, должны в итоге составить литературный фон анализируемого нами романа, в высокой степени насыщенного элементами интертекста.
Методология диссертационной работы включает сравнительный, культурно-исторический, типологический методы изучения текста с элементами структурного, мотивного и интертекстуального анализа.
Целью диссертации является исследование и описание особенностей и приемов, с помощью которые решена тема безумия в романе Саши Соколова «Школа для дураков» в сопоставлении с произведениями писателей- предшественников и современников.
Для достижения этой цели в диссертации будут решены следующие задачи:
- проследить своеобразие проявления темы безумия в зарубежной и отечественной литературе XIX в., рубежа XIX - XX и XX - XXI веков;
- рассмотреть особенности художественного воплощения темы безумия в прозе Саши Соколова на примере конкретного романа;
- провести сравнительный анализ произведений С. Соколова и писателей-предшественников и современников;
- найти и обосновать свидетельства тематического, жанрового и стилистического влияния В. В. Набокова при обращении С. Соколова к теме безумия;
- пользуясь различными литературоведческими методами анализа текста, определить, каким образом на разных уровнях романа проявляется эта тема и насколько меняется отношение писателя-постмодерниста к подобным особенностям человеческой психики и разума.
Теоретической основой диссертации являются труды М. Фуко , К. Ясперса , В. М. Бехтерева , М. М. Бахтина , Ж. Лакана , В. П. Руднева ,
А. М. Панченко и Д. С. Лихачева , Ю. М. Лотмана , В. Н. Топорова ,
А. Н. Веселовского , Ю. Н. Тынянова , И. Р. Дёринг-Смирновой и
И. П. Смирнова , О. В. Богдановой , И. П. Ильина , Н. Л. Лейдермана , М. Н. Липовецкого , М. А. Зиминой , И. Скоропановой , монографии, статьи, диссертации других русских и зарубежных авторов, посвященные душевным болезням, литературе постмодернизма и творчеству Саши Соколова, а также критические отзывы о романе «Школа для дураков».
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 230 наименований.
Первая глава посвящена обзору теоретических работ о феномене безумия как такового и изображенного в художественной литературе; также в ней определяется отношение писателей-постмодернистов к этому феномену согласно с их видением мира, дается общая характеристика романа «Школа для дураков», вобравшего в себя некоторые прежние традиции в изображении безумных людей и их идей.
В этом отношении мы считаем наиболее авторитетными и на данный момент исчерпывающими упомянутые выше работы о постмодернистской литературе, а также книги Р Барта «Смерть автора» и др., учебное пособие по современной русской литературе Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, другое пособие - «Проза русского постмодернизма (1960 - 2000-е годы)» (сост. Р Г. Кузьменко), книгу И. Скоропановой «Русская постмодернистская литература», статьи и диссертации последних десятилетий о постмодернизме, месте Саши Соколова в этом литературном направлении и особенностях его стиля: «Творчество Саши Соколова в контексте литературного процесса 60¬80-х годов» И. В. Ащеуловой, «Саша Соколов. Литературная биография» Д. Бартона Джонсона, «Творчество Саши Соколова (Проблемы жанра)» С. Дивакова, «Постмодернистская проза Саши Соколова» Б. Ланина, «Мифология метаморфоз (поэтика “Школы для дураков” С. Соколова)» М. Н. Липовецкого, «A Tale Told by Two Idiots: Крик идиота в “Школе для дураков” Саши Соколова и “Шуме и ярости” Уильяма Фолкнера» В. Туманова, «Традиции немецкого романтизма в русской постмодернистской прозе (на материале произведений Саши Соколова и Виктора Пелевина)» И. К. Дмитриенко, «Ассоциативные связи слова как основа создания образа в произведениях Саши Соколова» Т. Д. Брайниной, «Жанровый подход к изучению литературы в рамках дополнительного образования (на примере романа Саши Соколова “Школа для дураков”» О. Сысоевой и др. Они также дают богатый материал для практической главы диссертации, хотя не все эти труды мы цитируем здесь непосредственно.
Кроме того, мы приводим в параграфе 1.3 главы 1 цитаты из критических отзывов об этом романе, например, В. В. Набокова (из переписки Набоковых с Профферами), М. Берга, В. Казака и др.
Во второй главе мы проводим анализ этого романа и выясняем, в чем именно состоит следование автора литературным традициям с точки зрения выбранной нами темы, в чем - новаторство и к чему приходит главный герой.
Здесь, помимо научных работ, перечисленных выше и в первой главе, мы используем в соответствующем параграфе материалы о мотивах из «Лермонтовской энциклопедии» и «Словаря-указателя сюжетов и мотивов русской литературы», чтобы выяснить, как с помощью этих сюжетных элементов освещается многогранность, неоднозначность образов главного героя и окружающих его людей.
Роман 6 раз издавался, в числе его изданий, кроме книг «Ардиса» 1976 г.:
Саша Соколов. Школа для дураков. Между собакой и волком. М.: «Огонек-Вариант», 1990;
Саша Соколов. Школа для дураков. Между собакой и волком: В 2 т. М., 1999;
Саша Соколов. Школа для дураков. М.: Симпозиум, 2001. (Серия «Классика»);
Саша Соколов. Школа для дураков. Между собакой и волком.
Палисандрия. Эссе. СПб.: «Азбука-классика», 2011. 608 с.
В настоящей работе используется последнее издание.
Новизна работы состоит в выборе аспекта изучения: связь безумия с творчеством и с игрой, продолжение и новая интерпретация литературной традиции и воплощение постмодернистского нивелирования оппозиций «норма - безумие», «реальность - вымысел», «игра - действительность», «увенчание - развенчание», «высокое - низкое», «сакральное - профанное» и пр.
Предметом исследования служат прежде всего сюжетные, стилистические, мотивные, тематические и интертекстуальные особенности прозы Саши Соколова.
В качестве объекта анализа выступает первый роман автора «Школа для дураков» (написан в 1973 г., впервые издан К. Проффером в 1976 г., издательство «Ардис», США), в котором повествование идет от лица мальчика с раздвоением личности.
Материалами исследования являются произведения, в которых наиболее выразительно с точки зрения сюжета и нарратива затронута тема безумия - от немецкого и русского романтизма к символизму, авангарду, модернизму и постмодернизму. Мы считаем особенно важными для освещения этой темы произведения, которые прямо посвящены взаимосвязи безумия и игры, любых видов творчества с умственными и психическими расстройствами, например, «Житейские воззрения кота Мурра» и некоторые новеллы
Э. Т. А. Гофмана, «Пиковая дама» А. С. Пушкина, «Портрет» Н. В. Гоголя, рассказ А. И. Куприна «Впотьмах» о мании игрока в карты. Также мы приводим здесь некоторые тезисы о поэзии символистов и футуристов, которые через эпатирование читательской аудитории, соединения высокого и низкого, создавая картины расщепленного хаотического мира, сталкивая норму и безумные порывы, вносили новое видение мира и искусства. Из литературы XX в. на эту тему в диссертации упоминаются романы «Мастер и Маргарита» М. А. Булгакова, «Вечер у Клэр» Г. Газданова и, наконец, романы и рассказы В. В. Набокова: «Защита Лужина», «Приглашение на казнь», «Дар», «Бахман» и некоторые другие. С другой стороны, с «высоким» безумием соединяются восприятие окружающими героев зачастую как опасных безумцев, маньяков, насмешка над ними, применение к ним насильственного лечения или тюремное заключение: так происходит, помимо новелл и повестей Э. Т. А. Гофмана, пьесы «Горе от ума» А. С. Грибоедова, в пьесе «Странный человек» М. Ю. Лермонтова, в повести «Двойник» Ф. М. Достоевского (и в некоторой степени в романе «Идиот»), рассказе «Путаница» А. И. Куприна и др.
Отдельно следует рассмотреть случаи безумия, связанного с какой-то навязчивой идеей («Штосс» Лермонтова, «Красный цветок» В. М. Гаршина, «Красный смех» Л. Н. Андреева, «Палата № 6» А. П. Чехова, «Молох»
А. И. Куприна), «высокое безумие», перемежающееся бессвязным бредом («Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя), проявления паранойи и мании преследования у Передонова в «Мелком бесе» Ф. К. Сологуба и у некоторых героев романа «Ночные дороги» Г. Газданова, многие случаи насилия и преступлений в состоянии безумия (например, в рассказе Л. Андреева «Бездна»).
Кроме того, мы берем для анализа те случаи, когда герой встречается со своим зловещим двойником, реально существующим или кажущимся ему, борется с ним или заключает соглашение.
Еще одной стороной рассматриваемого нами феномена является юродство. Это явление, бывшее широко распространенным на Руси и описанное, в частности, Д. С. Лихачевым и А. М. Панченко, здесь получает новую трактовку, о которой будет идти речь в главе 2. Здесь мы опирались также на тезисы и примеры, изложенные в монографии М. Н. Липовецкого «Русский постмодернизм: (Очерки исторической поэтики.)» и двух работах О. В. Богдановой: диссертации «Постмодернизм и современный литературный процесс» и книге «Постмодернизм в контексте современной русской литературы (60-90-е годы XX века - начало XXI века)».
Упомянутые выше произведения, в которых мы будем выделять особенности сюжетопостроения, мотивной структуры, нарратива, композиции и разнообразных характеристик персонажей, отмеченных различными расстройствами ума и психики, должны в итоге составить литературный фон анализируемого нами романа, в высокой степени насыщенного элементами интертекста.
Методология диссертационной работы включает сравнительный, культурно-исторический, типологический методы изучения текста с элементами структурного, мотивного и интертекстуального анализа.
Целью диссертации является исследование и описание особенностей и приемов, с помощью которые решена тема безумия в романе Саши Соколова «Школа для дураков» в сопоставлении с произведениями писателей- предшественников и современников.
Для достижения этой цели в диссертации будут решены следующие задачи:
- проследить своеобразие проявления темы безумия в зарубежной и отечественной литературе XIX в., рубежа XIX - XX и XX - XXI веков;
- рассмотреть особенности художественного воплощения темы безумия в прозе Саши Соколова на примере конкретного романа;
- провести сравнительный анализ произведений С. Соколова и писателей-предшественников и современников;
- найти и обосновать свидетельства тематического, жанрового и стилистического влияния В. В. Набокова при обращении С. Соколова к теме безумия;
- пользуясь различными литературоведческими методами анализа текста, определить, каким образом на разных уровнях романа проявляется эта тема и насколько меняется отношение писателя-постмодерниста к подобным особенностям человеческой психики и разума.
Теоретической основой диссертации являются труды М. Фуко , К. Ясперса , В. М. Бехтерева , М. М. Бахтина , Ж. Лакана , В. П. Руднева ,
А. М. Панченко и Д. С. Лихачева , Ю. М. Лотмана , В. Н. Топорова ,
А. Н. Веселовского , Ю. Н. Тынянова , И. Р. Дёринг-Смирновой и
И. П. Смирнова , О. В. Богдановой , И. П. Ильина , Н. Л. Лейдермана , М. Н. Липовецкого , М. А. Зиминой , И. Скоропановой , монографии, статьи, диссертации других русских и зарубежных авторов, посвященные душевным болезням, литературе постмодернизма и творчеству Саши Соколова, а также критические отзывы о романе «Школа для дураков».
Структура диссертации: работа состоит из введения, двух глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка использованной литературы, включающего 230 наименований.
Первая глава посвящена обзору теоретических работ о феномене безумия как такового и изображенного в художественной литературе; также в ней определяется отношение писателей-постмодернистов к этому феномену согласно с их видением мира, дается общая характеристика романа «Школа для дураков», вобравшего в себя некоторые прежние традиции в изображении безумных людей и их идей.
В этом отношении мы считаем наиболее авторитетными и на данный момент исчерпывающими упомянутые выше работы о постмодернистской литературе, а также книги Р Барта «Смерть автора» и др., учебное пособие по современной русской литературе Н. Л. Лейдермана и М. Н. Липовецкого, другое пособие - «Проза русского постмодернизма (1960 - 2000-е годы)» (сост. Р Г. Кузьменко), книгу И. Скоропановой «Русская постмодернистская литература», статьи и диссертации последних десятилетий о постмодернизме, месте Саши Соколова в этом литературном направлении и особенностях его стиля: «Творчество Саши Соколова в контексте литературного процесса 60¬80-х годов» И. В. Ащеуловой, «Саша Соколов. Литературная биография» Д. Бартона Джонсона, «Творчество Саши Соколова (Проблемы жанра)» С. Дивакова, «Постмодернистская проза Саши Соколова» Б. Ланина, «Мифология метаморфоз (поэтика “Школы для дураков” С. Соколова)» М. Н. Липовецкого, «A Tale Told by Two Idiots: Крик идиота в “Школе для дураков” Саши Соколова и “Шуме и ярости” Уильяма Фолкнера» В. Туманова, «Традиции немецкого романтизма в русской постмодернистской прозе (на материале произведений Саши Соколова и Виктора Пелевина)» И. К. Дмитриенко, «Ассоциативные связи слова как основа создания образа в произведениях Саши Соколова» Т. Д. Брайниной, «Жанровый подход к изучению литературы в рамках дополнительного образования (на примере романа Саши Соколова “Школа для дураков”» О. Сысоевой и др. Они также дают богатый материал для практической главы диссертации, хотя не все эти труды мы цитируем здесь непосредственно.
Кроме того, мы приводим в параграфе 1.3 главы 1 цитаты из критических отзывов об этом романе, например, В. В. Набокова (из переписки Набоковых с Профферами), М. Берга, В. Казака и др.
Во второй главе мы проводим анализ этого романа и выясняем, в чем именно состоит следование автора литературным традициям с точки зрения выбранной нами темы, в чем - новаторство и к чему приходит главный герой.
Здесь, помимо научных работ, перечисленных выше и в первой главе, мы используем в соответствующем параграфе материалы о мотивах из «Лермонтовской энциклопедии» и «Словаря-указателя сюжетов и мотивов русской литературы», чтобы выяснить, как с помощью этих сюжетных элементов освещается многогранность, неоднозначность образов главного героя и окружающих его людей.
Роман 6 раз издавался, в числе его изданий, кроме книг «Ардиса» 1976 г.:
Саша Соколов. Школа для дураков. Между собакой и волком. М.: «Огонек-Вариант», 1990;
Саша Соколов. Школа для дураков. Между собакой и волком: В 2 т. М., 1999;
Саша Соколов. Школа для дураков. М.: Симпозиум, 2001. (Серия «Классика»);
Саша Соколов. Школа для дураков. Между собакой и волком.
Палисандрия. Эссе. СПб.: «Азбука-классика», 2011. 608 с.
В настоящей работе используется последнее издание.
Феномен безумия, представляющий постоянный интерес для психологов, философов, писателей и историков литературы, раскрыт нами в
этой работе с точки зрения того, как он проявляется в романе представителя русского постмодернизма Саши Соколова «Школа для дураков».
Во введении мы поставили следующую цель: исследование и описание особенностей и приемов, с помощью которых решена тема безумия в романе Саши Соколова «Школа для дураков» в сопоставлении с произведениями писателей-предшественников и современников.
Для ее достижения в первой и второй главе нами решались задачи:
1 ) проследить своеобразие проявления темы безумия в зарубежной и отечественной литературе XIX в., рубежа XIX - XX и XX - XXI веков;
2) рассмотреть особенности художественного воплощения темы безумия в прозе Саши Соколова на примере конкретного романа;
3) провести сравнительный анализ произведений С. Соколова и писателей-предшественников и современников;
4) найти и обосновать свидетельства тематического, жанрового и стилистического влияния В. В. Набокова при обращении С. Соколова к теме безумия;
5) пользуясь различными литературоведческими методами анализа текста, определить, каким образом на разных уровнях романа проявляется эта тема и насколько меняется отношение писателя-постмодерниста к подобным особенностям человеческой психики и разума.
Кроме того, в первой главе работы мы выяснили, каким колебаниям в течение нескольких веков было подвержено отношение к умалишенным, и подкрепили свои тезисы цитатами из трудов по психологии, культурологии и литературоведению.
Также в первой главе мы установили, какие сюжеты, мотивы и приемы вероятнее всего почерпнул Саша Соколов для своего романа и как они менялись в ходе смены литературных направлений.
В последних параграфах главы 1 мы дали характеристику литературных произведений эпохи постмодернизма и представили картину рецепции романа «Школа для дураков» в критических и научных работах.
Таким образом, мы пришли к выводу, что Саша Соколов глубоко индивидуально воспринял сложившиеся традиции и тенденции прежних литературных направлений и того, к которому он принадлежал, применил свои собственные переживания и писательский опыт 1960-х гг., и реакция критиков и литературоведов на его первое крупное произведение подтверждает, что он сказал новое слово в изображении мира безумных людей.
Во второй главе мы уточнили, какими методами анализа текста пользуемся (структурным (по уровням художественного текста), типологическим, сравнительным, мотивный, интертекстуальным), и выделили следующие уровни текста:
- сюжетный, с включением категории мотива;
- нарративный (с включением интертекстуального элемента);
- образный;
- уровень персонажей;
- уровень хронотопа;
- уровень композиции.
На протяжении второй главы мы предприняли попытку опровергнуть тезис об однозначной невозможности влияния набоковской прозы на сюжеты, поэтику, приемы и образный массив романа Соколова, и приняли за рабочую гипотезу, что такое влияние могло происходить опосредованно, через окружение Соколова в пору написания «Школы для дураков».
Далее мы обрисовали круг сюжетов, используемых автором, и оценили многозначность заглавия романа, исходя из нескольких гипотез о происхождении такого названия.
Помимо того, при анализе мотивов и актуализирующих эти мотивы межтекстовых перекличек мы определили, что главный герой, с одной стороны, встает в ряд с более ранними образами безумных, с другой стороны, по воле автора балансирует на грани трагического и комически-безобразного, и даваемые им характеристики других персонажей ставят их в такое же положение.
Вслед за этим мы описали нарратив и создаваемый им внутренний мир Нимфеи как хаотический, с тенденцией к длинным потокам сознания («речевым лавинам»), языковой игре, внезапным обрывам повествования и с постоянно выходящим на поверхность образом замкнутого круга.
Этот образ и хаотичность восприятия мы обнаружили и на уровнях персонажей, хронотопа и композиции, что заставило нас обратиться к психологическим трудам К. Ясперса, В. М. Бехтерева и В. П. Руднева, подтверждающим диагноз «шизофрения», поставленный герою. С другой стороны, искусное выстраивание замкнутого круга, игра словами, звуками и ассоциациями, самобытные попытки продуцировать собственное творчество (сочинение, рассказы и пр.), сотканное из цитат и аллюзий, говорит о незаурядности ученика Такого-то.
На уровне персонажей мы обнаружили, что существуют 4 группы персонажей, распределенных по тому, как они воздействуют на Нимфею и двигают сюжет; они крепко связаны ассоциациями Нимфеи и также обращаются по кругу перед читателем по мере того, как меняется тема монолога-диалога Нимфеи. Также здесь была определена функция внутрироманного автора, выводящего Нимфею, который примирил две свои конфликтующие личности ради выполнения творческой задачи, за границы замкнутого круга, и проведены некоторые сравнения с героями романтизма, реализма и последующих направлений литературы.
Изучив уровень композиции романа, можно сделать выводы:
- исходя из восприятия героем времени и пространства, он постоянно замкнут в порочном круге;
- учитель, имеющий огромное влияние на Нимфею и признающий за ним право быть таким, какой он есть, не умер окончательно, потому что, согласно логике мальчика, он возвратился или возвратится снова и снова; кроме того, он сеет в учениках «семена» собственной жизненной позиции и присматривает за Нимфеей из-за границы жизни и смерти;
- та же преднамеренная неопределенность и размытость остается в ситуации с Розой Ветровой и некоторыми другими второстепенными героями;
- Нимфея - единственный из действующих лиц романа, кто способен одновременно вести рассказ и рефлексировать на эту тему с внутрироманным автором, а затем окончательно выйти за пределы, очерченные этим автором, для выполнения новой миссии - продолжения романа;
- наконец, последний вывод: Саша Соколов, применив традиционные и новые, постмодернистские приемы выстраивания сюжета и характеристики героев, оставил на суд читателей вопрос, действительно ли Нимфее удалось покинуть порочный круг и обладает ли он качествами подлинного творца, отличающими его от любого психически больного и умственно отсталого подростка.
Исходя из сделанных нами выводов в каждой главе и в заключении, новизна предпринятого исследования заключается в том, чтобы провести анализ произведения на нескольких уровнях, помня при этом, что в художественном мире Саши Соколова характеристики героев никогда не бывают окончательными и исчерпывающими, изучая их, исследователь неизбежно погружается в глубины истории культуры; любое суждение о хронотопе, образах, мотивах и т. д. при повторном прочтении романа может быть перевернуто на 180 градусов, и глубина этого романа Саши Соколова, как и последующих, вряд ли будет когда-нибудь исчерпана, пока разрабатываются новые теории в области литературоведения и психологии.
Следующим этапом работы могло бы стать сопоставление того, каким образом подана патология героев всех крупных произведений Саши Соколова и его последователей, на выбранных нами уровнях текста.
этой работе с точки зрения того, как он проявляется в романе представителя русского постмодернизма Саши Соколова «Школа для дураков».
Во введении мы поставили следующую цель: исследование и описание особенностей и приемов, с помощью которых решена тема безумия в романе Саши Соколова «Школа для дураков» в сопоставлении с произведениями писателей-предшественников и современников.
Для ее достижения в первой и второй главе нами решались задачи:
1 ) проследить своеобразие проявления темы безумия в зарубежной и отечественной литературе XIX в., рубежа XIX - XX и XX - XXI веков;
2) рассмотреть особенности художественного воплощения темы безумия в прозе Саши Соколова на примере конкретного романа;
3) провести сравнительный анализ произведений С. Соколова и писателей-предшественников и современников;
4) найти и обосновать свидетельства тематического, жанрового и стилистического влияния В. В. Набокова при обращении С. Соколова к теме безумия;
5) пользуясь различными литературоведческими методами анализа текста, определить, каким образом на разных уровнях романа проявляется эта тема и насколько меняется отношение писателя-постмодерниста к подобным особенностям человеческой психики и разума.
Кроме того, в первой главе работы мы выяснили, каким колебаниям в течение нескольких веков было подвержено отношение к умалишенным, и подкрепили свои тезисы цитатами из трудов по психологии, культурологии и литературоведению.
Также в первой главе мы установили, какие сюжеты, мотивы и приемы вероятнее всего почерпнул Саша Соколов для своего романа и как они менялись в ходе смены литературных направлений.
В последних параграфах главы 1 мы дали характеристику литературных произведений эпохи постмодернизма и представили картину рецепции романа «Школа для дураков» в критических и научных работах.
Таким образом, мы пришли к выводу, что Саша Соколов глубоко индивидуально воспринял сложившиеся традиции и тенденции прежних литературных направлений и того, к которому он принадлежал, применил свои собственные переживания и писательский опыт 1960-х гг., и реакция критиков и литературоведов на его первое крупное произведение подтверждает, что он сказал новое слово в изображении мира безумных людей.
Во второй главе мы уточнили, какими методами анализа текста пользуемся (структурным (по уровням художественного текста), типологическим, сравнительным, мотивный, интертекстуальным), и выделили следующие уровни текста:
- сюжетный, с включением категории мотива;
- нарративный (с включением интертекстуального элемента);
- образный;
- уровень персонажей;
- уровень хронотопа;
- уровень композиции.
На протяжении второй главы мы предприняли попытку опровергнуть тезис об однозначной невозможности влияния набоковской прозы на сюжеты, поэтику, приемы и образный массив романа Соколова, и приняли за рабочую гипотезу, что такое влияние могло происходить опосредованно, через окружение Соколова в пору написания «Школы для дураков».
Далее мы обрисовали круг сюжетов, используемых автором, и оценили многозначность заглавия романа, исходя из нескольких гипотез о происхождении такого названия.
Помимо того, при анализе мотивов и актуализирующих эти мотивы межтекстовых перекличек мы определили, что главный герой, с одной стороны, встает в ряд с более ранними образами безумных, с другой стороны, по воле автора балансирует на грани трагического и комически-безобразного, и даваемые им характеристики других персонажей ставят их в такое же положение.
Вслед за этим мы описали нарратив и создаваемый им внутренний мир Нимфеи как хаотический, с тенденцией к длинным потокам сознания («речевым лавинам»), языковой игре, внезапным обрывам повествования и с постоянно выходящим на поверхность образом замкнутого круга.
Этот образ и хаотичность восприятия мы обнаружили и на уровнях персонажей, хронотопа и композиции, что заставило нас обратиться к психологическим трудам К. Ясперса, В. М. Бехтерева и В. П. Руднева, подтверждающим диагноз «шизофрения», поставленный герою. С другой стороны, искусное выстраивание замкнутого круга, игра словами, звуками и ассоциациями, самобытные попытки продуцировать собственное творчество (сочинение, рассказы и пр.), сотканное из цитат и аллюзий, говорит о незаурядности ученика Такого-то.
На уровне персонажей мы обнаружили, что существуют 4 группы персонажей, распределенных по тому, как они воздействуют на Нимфею и двигают сюжет; они крепко связаны ассоциациями Нимфеи и также обращаются по кругу перед читателем по мере того, как меняется тема монолога-диалога Нимфеи. Также здесь была определена функция внутрироманного автора, выводящего Нимфею, который примирил две свои конфликтующие личности ради выполнения творческой задачи, за границы замкнутого круга, и проведены некоторые сравнения с героями романтизма, реализма и последующих направлений литературы.
Изучив уровень композиции романа, можно сделать выводы:
- исходя из восприятия героем времени и пространства, он постоянно замкнут в порочном круге;
- учитель, имеющий огромное влияние на Нимфею и признающий за ним право быть таким, какой он есть, не умер окончательно, потому что, согласно логике мальчика, он возвратился или возвратится снова и снова; кроме того, он сеет в учениках «семена» собственной жизненной позиции и присматривает за Нимфеей из-за границы жизни и смерти;
- та же преднамеренная неопределенность и размытость остается в ситуации с Розой Ветровой и некоторыми другими второстепенными героями;
- Нимфея - единственный из действующих лиц романа, кто способен одновременно вести рассказ и рефлексировать на эту тему с внутрироманным автором, а затем окончательно выйти за пределы, очерченные этим автором, для выполнения новой миссии - продолжения романа;
- наконец, последний вывод: Саша Соколов, применив традиционные и новые, постмодернистские приемы выстраивания сюжета и характеристики героев, оставил на суд читателей вопрос, действительно ли Нимфее удалось покинуть порочный круг и обладает ли он качествами подлинного творца, отличающими его от любого психически больного и умственно отсталого подростка.
Исходя из сделанных нами выводов в каждой главе и в заключении, новизна предпринятого исследования заключается в том, чтобы провести анализ произведения на нескольких уровнях, помня при этом, что в художественном мире Саши Соколова характеристики героев никогда не бывают окончательными и исчерпывающими, изучая их, исследователь неизбежно погружается в глубины истории культуры; любое суждение о хронотопе, образах, мотивах и т. д. при повторном прочтении романа может быть перевернуто на 180 градусов, и глубина этого романа Саши Соколова, как и последующих, вряд ли будет когда-нибудь исчерпана, пока разрабатываются новые теории в области литературоведения и психологии.
Следующим этапом работы могло бы стать сопоставление того, каким образом подана патология героев всех крупных произведений Саши Соколова и его последователей, на выбранных нами уровнях текста.
Подобные работы
- ТЕМА БЕЗУМИЯ В РОМАНЕ «ШКОЛА ДЛЯ ДУРАКОВ» САШИ СОКОЛОВА
Магистерская диссертация, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4835 р. Год сдачи: 2016 - ТЕМА ЛЮБОВНО-СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4250 р. Год сдачи: 2023 - ТЕМА ЛЮБОВНО-СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ В РУССКОЙ ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4345 р. Год сдачи: 2023 - ТЕМА ЛЮБОВНО-СЕМЕЙНОГО СЧАСТЬЯ В РУССКОЙ
ПОСТМОДЕРНИСТСКОЙ ПРОЗЕ
Дипломные работы, ВКР, языкознание. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2023 - Роман Саши Соколова «Школа для дураков»: поэтика монтажа
Бакалаврская работа, филология. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2018



