Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Формирование навыка выразительного чтения в процессе изучения лирики в начальной школе

Работа №78322

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

педагогика

Объем работы29
Год сдачи2021
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
389
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКА ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ЛИРИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ………………...5
1.1. Жанровые особенности лирических произведений……………...………...5
1.2. Выразительность чтения - одно из важных качеств навыка чтения……....8
1.3. Методы и приёмы формирования навыка выразительного чтения в ходе изучения лирических произведений…………………………………………....10
2. ОПИСАНИЕ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ РАБОТЫ………………………..16
2.1. Программные требования к формированию навыка выразительного чтения в УМК «Начальная школа 21 века»...…………………………………16
2.2 Методика формирования навыка выразительного чтения в современных учебниках по литературному чтению…………………….……………………18
2.3. Разработки уроков……………………………………………………..........23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ


Ученые, методисты, учителя литературы неоднократно подчеркивали в своих работах огромную роль выразительного чтения на уроках литературы. Большое значение выразительному чтению как средству нравственного и эстетического воспитания придавали многие известные педагоги: К.Д. Ушинский, А.С. Макаренко, М.А. Рыбникова, Л.А. Горбушина. Вопросы выразительного чтения освещали методисты прошлого и современности Т.А. Задорожная, Н.А. Зайцева и др. Разрабатывая методические аспекты выразительного чтения, педагоги опираются на работы К.С. Станиславского, Г.В. Артоболевского, В.Н. Аксенова и др.
Исследования, которые проводились, Л.А. Горбушиной, Т.Ф. Завадской, М.И. Омороковой, свидетельствуют о том, что от 30% до 40% младших школьников слабо владеют навыками выразительного чтения. Многие учащиеся читают монотонно, не умеют общаться со слушателями. Дети ошибаются в расстановке пауз, а некоторые и вовсе их игнорируют. По мнению педагогов и методистов, это происходит потому, что работе над выразительностью чтения уделяется недостаточно внимания.
Таким образом, актуальность проблематики курсовой работы обусловлена тем, что в настоящее время мало внимания уделяется выразительному чтению на уроках литературы, а это важно для развития детей. Выразительное чтение произведений способствует точному пониманию замысла писателя, чувств, которые вложены в произведение. Умение читать выразительно не приходит само, его надо развивать.
Цель исследования – определить методические основы формирования навыков выразительного чтения в процессе изучения лирики в начальной школе.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть художественные особенности лирических произведений;
2) проанализировать выразительность чтения как одно из важных качеств навыка чтения;
3) охарактеризовать методы и приёмы формирования навыка выразительного чтения в ходе изучения лирических произведений;
4) рассмотреть программные требования к формированию навыка выразительного чтения в УМК «Начальная школа 21 века»;
5) проанализировать методические основы формирования навыка выразительного чтения в современных учебниках по литературному чтению;
6) разработать уроки.
Предмет исследования – приёмы формирования навыков выразительного чтения школьников в процессе работы над лирическими произведениями.
Объект исследования – процесс формирования навыков выразительного чтения школьников.
В работе были использованы как теоретические методы исследования (анализ литературы по проблеме исследования), так и практические (разработка уроков).
Практическая значимость исследования состоит в том, что в ней представлены конкретные упражнения, направленные на формирование и развитие навыков выразительного чтения школьников в процессе работы над лирическими произведениями. Сформированные навыки могут быть проявлены учащимися при чтении не только лирических произведений, но и прозаических отрывков, а также повысят общий уровень выразительности речи. 


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
1. Проследив развитие нескольких лирических жанров (в идеале как можно большее их число), можно сделать вывод об общих тенденциях трансформации жанровой системы лирики, присущих определённой эпохе.
2. Обучение выразительному чтению – длительная работа, требующая системного подхода. Обучение выразительному чтению известно с давних времен и определяется характером читаемых произведений, уровнем развития искусства выразительного чтения и задачами, поставленными обществом перед школой.
3. Процесс формирования навыков чтения у младших школьников довольно длительный. Он требует от учителя начальных классов системного подхода к организации процесса обучения на уроках литературного чтения, к осуществлению своевременной диагностики возможностей обучающихся, а также своевременной коррекции в случае необходимости. Отрабатывая способы чтения, необходимо особое внимание также уделять формированию умений читать текст выразительно, правильно, осознанно и в быстром темпе. Эти качества тесно взаимосвязаны между собой, и благодаря им младшие школьники познают красоту окружающего мира, осознают роль и значимость литературных произведений в жизни каждого человек.
4. На уроках литературного чтения используются различные методические приемы, направленные на совершенствование детской речи, обогащение словарного запаса, на формирование умения передавать свои мысли и чувства выразительно. С этой целью на уроках литературного чтения необходимо организовать прослушивание произведений русской литературы в актерском чтении. Выразительное чтение лирического произведения учителем вслух помогает младшему школьнику понять идейное содержание произведения, эмоционально воспринять художественные образы произведения, ощутить их эстетическое воздействие.
5. В настоящее время существует большое количество программ и учебников для литературного образования младших школьников. Нами были проанализированы 2 наиболее распространенные программы, а именно, «Родная речь» М.В. Головановой, В. Г. Горецкого, Л.Ф. Климановой и «Литературное чтение» О.В. Кубасовой. В рамках данных программ задания, направленные на формирование выразительного чтения у младших школьников широко представлены в учебниках 2 класса, а также достаточно часто встречаются в учебниках по литературному чтению для 3-4 классов. При этом, особая роль отводится пейзажной лирике отечественных поэтов-классиков.



1. Артёмова, С.Ю. Лирические жанры сегодня: монография / С.Ю. Артёмова. Тверь: Тверской гос. ун-т, 2020. 191 с.
2. Бахтин, М.М. Проблемы поэтики Достоевского / М.М Бахтин // Бахтин М.М. Собр. соч. Т. 6. Москва: Русские словари, 1997. 211 с.
3. Виноградова, Н.Ф. Концепция начального образования «Начальная школа XXI века» / Н.Ф. Виноградова. М., 2017. 213 с.
4. Виноградова, Н.Ф., Хомякова И.С., Сафонова И.В. Смысловое чтение: тетрадь для проверки читательских умений / Н.Ф. Виноградова. М., 2016. 412 с.
5. Ильин, В.С. Формирования личности школьника: целостный процесс / В.С. Ильин. М.: Педагогика, 2009. 198 с.
6. Кравцова, Л.Ф., Муждабаева, А.Э. Оптимизация учебной деятельности как условие успешности обучения / Л.Ф. Кравцова // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 55-2. С. 233–241.
7. Кудряшова, В.А. Обучение реферативному чтению на уроках русского языка / В.А. Кудряшова. М., 1994. 207 с.
8. Кузнецова М. И., Антипкина И. В., Карданова Е. Ю. Что способствует и что мешает прогрессу детей в чтении // Вопросы образования. 2017. № 2. С. 206–233.
9. Лейдерман Н.Л. Теория жанра. Екатеринбург: ИФИОС «Словесник» УРО РАО; Урал. гос. пед. ун-т, 2010. 229 с.
10. Медведев П. Н. Формальный метод в литературоведении // Бахтин М. (Под маской). Фрейдизм. Формальный метод в литературоведении. Марксизм и философия языка. Статьи. Москва: Лабиринт, 2000. 411 с.
11. Молокова А.В. Современная начальная школа: стандартизация и вариативность // Сибирский учитель. 2016. № 2. С. 5–9.
12. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников: методическое пособие. 2-е изд., испр. и доп. М., 2001. 46 с.
13. Светловская Н.Н. Обучение чтению и законы формирования читателя // Начальная школа. 2003. № 1. С. 11.
14. Светловская Н.Н. Теоретические основы читательской подготовки и практика читательской деятельности. М.: 2009. 212 с.
15. Тамарченко Н.Д. Жанр // Поэтика: словарь актуальных терминов и понятий. Москва: Изд-во Кулагиной «Intrada», 2008. 319 с.
16. Тынянов Ю.Н. Вопрос о Тютчеве // Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. Москва: «Наука», 1977. 197 с.
17. Удовиченко М.А., Кравцова Л.Ф. Теоретические основы формирования учебной мотивации у младших школьников // Традиции и инновации в педагогике начальной школы: сборник научных трудов. Посвящается 25-летию ГБОУВО РК КИПУ. Симферополь, 2018. С. 280–283.
18. Волобуева М.И. Выразительное чтение на уроках литературы (из опыта работы учителя русского языка и литературы) // Образовательная социальная сеть. [Электронный ресурс] URL: https://nsportal.ru/shkola/literatura/library/2017/01/23/doklad-vyrazitelnoe-chtenie-na-urokah-literatury (дата обращения 02.04.2021).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ