ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ (ЧАСТНОЙ)
ЖИЗНИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ 6
1.1. Понятие и признаки личной (частной) жизни 6
1.2. Понятие и признаки персональных данных 12
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ 26
2.1. Субъективное право гражданина на частную жизнь 26
2.2. Правовая охрана тайны личной жизни гражданина 38
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 51
3.1. Категории персональных данных и их охрана 51
3.2. Совершенствование законодательства и практики о персональных
данных 59
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ПРИЗНАКИ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ (ЧАСТНОЙ)
ЖИЗНИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ КАК ОБЪЕКТ ПРАВОВОЙ ОХРАНЫ 6
1.1. Понятие и признаки личной (частной) жизни 6
1.2. Понятие и признаки персональных данных 12
ГЛАВА 2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ 26
2.1. Субъективное право гражданина на частную жизнь 26
2.2. Правовая охрана тайны личной жизни гражданина 38
ГЛАВА 3. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ 51
3.1. Категории персональных данных и их охрана 51
3.2. Совершенствование законодательства и практики о персональных
данных 59
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
Актуальность настоящей темы исследования обусловлена тем, что в современный период развития общества, характеризующийся интенсивным развитием научных технологий, возросла уязвимость правовых ценностей, субъективных прав человека и гражданина перед лицом новых информационных вызовов и угроз. Стратегией национальной безопасности Российской Федерации в качестве одного из приоритетов устанавливается повышение качества жизни российских граждан путем гарантирования личной безопасности, а также высоких стандартов жизнеобеспечения.
Обеспечение высоких стандартов личной безопасности и жизнедеятельности человека и гражданина в Российской Федерации подразумевает качественное улучшение правового регулирования основных прав и свобод личности, обеспечение их охраны и защиты, что в немалой степени зависит от сбалансированной информационной политики и, в частности, от умения регламентировать такой ценнейший ресурс, как информация.
Работа с персональными данными требует соблюдения правового режима содержащейся в ней информации. Главной составляющей является конфиденциальность информации персонального характера.
С совершенствованием информационных технологий, созданием баз данных возникла угроза легкого копирования и объединения данных. Европейские страны первыми осознали эту угрозу, и приняли Конвенцию Совета Европы от 28 января 1981 года «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». Данная Конвенция определяет порядок сбора и обработки данных о личности, способы защиты данных, а так же принципы хранения данных и доступа к ним. А так же следует упомянуть Директиву 95/46/ЕС Совета Европейского Союза и Европейского парламента от 24 октября 1995 года «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных». В соответствии, с которой создается орган надзора и Рабочая группа по защите персональных данных лиц в отношении их обработки. Каждое государство-участник для надзора за соблюдением положений Директивы на своей территории назначает один или несколько государственных органов. Рабочая группа действует в качестве независимой структуры и имеет статус консультативного органа. В её состав входят: представитель органа, созданный каждым государством-участником в целях надзора за соблюдением положений Директивы на своей территории; представитель органа или органов, учрежденный для структур и институтов Сообщества; и представитель Еврокомиссии.
Российская Федерация в декабре 2005 года ратифицировав Конвенцию Совета Европы 1981 года, взяла на себя обязательство привести национальное законодательство в соответствии с этим международным договором. В рамках данного обязательства принят Федеральный закон от 27 июля 2006 года «О персональных данных» , а также ряд подзаконных актов.
Цель Федерального закона - «обеспечение защиты прав, свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, а так же защита прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Объектом исследования выступают общественные отношения в области защиты информации.
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, которые регулируют особенности защиты тайны личной жизни и персональных данных.
Целью настоящей работы является исследование гражданско-правового режима тайной личной жизни и персональных данных.
В соответствии с обозначенной целью, перед автором последовательно решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки тайны личной (частной) жизни;
- исследовать понятие и признаки персональных данных;
- рассмотреть субъективное право гражданина на частную жизнь;
- охарактеризовать правовую охрану тайны личной жизни гражданина;
- рассмотреть категории персональных данных и их охрана;
- представить предложения по совершенствованию законодательства и практики о персональных данных.
В процессе изучения материалов, относящихся к предмету исследования, автором использовались как общенаучные методы: анализ и синтез, метод моделирования, метод системного подхода, диалектический метод, так и специальные: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
При написании данной работы были использованы труды Бычкова А.И., Наумова В.Б., Петрыкиной Н.И., Савельевой С., Эрделевского А.М. и др.
Кроме того, в работе использованы учебная и специальная литература, а также материалы судебной практики.
Структура и объем дипломной работы состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения автора по совершенствованию норм гражданского права, касающихся способов гражданско-правовой защиты права собственности и практики их применения.
Обеспечение высоких стандартов личной безопасности и жизнедеятельности человека и гражданина в Российской Федерации подразумевает качественное улучшение правового регулирования основных прав и свобод личности, обеспечение их охраны и защиты, что в немалой степени зависит от сбалансированной информационной политики и, в частности, от умения регламентировать такой ценнейший ресурс, как информация.
Работа с персональными данными требует соблюдения правового режима содержащейся в ней информации. Главной составляющей является конфиденциальность информации персонального характера.
С совершенствованием информационных технологий, созданием баз данных возникла угроза легкого копирования и объединения данных. Европейские страны первыми осознали эту угрозу, и приняли Конвенцию Совета Европы от 28 января 1981 года «О защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных». Данная Конвенция определяет порядок сбора и обработки данных о личности, способы защиты данных, а так же принципы хранения данных и доступа к ним. А так же следует упомянуть Директиву 95/46/ЕС Совета Европейского Союза и Европейского парламента от 24 октября 1995 года «О защите прав частных лиц применительно к обработке персональных данных и о свободном движении таких данных». В соответствии, с которой создается орган надзора и Рабочая группа по защите персональных данных лиц в отношении их обработки. Каждое государство-участник для надзора за соблюдением положений Директивы на своей территории назначает один или несколько государственных органов. Рабочая группа действует в качестве независимой структуры и имеет статус консультативного органа. В её состав входят: представитель органа, созданный каждым государством-участником в целях надзора за соблюдением положений Директивы на своей территории; представитель органа или органов, учрежденный для структур и институтов Сообщества; и представитель Еврокомиссии.
Российская Федерация в декабре 2005 года ратифицировав Конвенцию Совета Европы 1981 года, взяла на себя обязательство привести национальное законодательство в соответствии с этим международным договором. В рамках данного обязательства принят Федеральный закон от 27 июля 2006 года «О персональных данных» , а также ряд подзаконных актов.
Цель Федерального закона - «обеспечение защиты прав, свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, а так же защита прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».
Объектом исследования выступают общественные отношения в области защиты информации.
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, которые регулируют особенности защиты тайны личной жизни и персональных данных.
Целью настоящей работы является исследование гражданско-правового режима тайной личной жизни и персональных данных.
В соответствии с обозначенной целью, перед автором последовательно решены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и признаки тайны личной (частной) жизни;
- исследовать понятие и признаки персональных данных;
- рассмотреть субъективное право гражданина на частную жизнь;
- охарактеризовать правовую охрану тайны личной жизни гражданина;
- рассмотреть категории персональных данных и их охрана;
- представить предложения по совершенствованию законодательства и практики о персональных данных.
В процессе изучения материалов, относящихся к предмету исследования, автором использовались как общенаучные методы: анализ и синтез, метод моделирования, метод системного подхода, диалектический метод, так и специальные: формально-юридический, сравнительно-правовой и другие.
При написании данной работы были использованы труды Бычкова А.И., Наумова В.Б., Петрыкиной Н.И., Савельевой С., Эрделевского А.М. и др.
Кроме того, в работе использованы учебная и специальная литература, а также материалы судебной практики.
Структура и объем дипломной работы состоит из: введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Результаты работы имеют практическую значимость, содержат выводы, практические рекомендации и предложения автора по совершенствованию норм гражданского права, касающихся способов гражданско-правовой защиты права собственности и практики их применения.
Обобщая итоги анализируемой работы, можно подчеркнуть, что существует необходимость, а главное значимость для изучения проблемных вопросов по защите частной личной жизни, а также персональных данных, в целях их последующего решения.
Защита тайны личной жизни для каждого человека является одним из первостепенных аспектов его жизни, такие как ее неприкосновенности третьими лицами. Неприкосновенность частной жизни и ее защита является высокой ценностью для каждой личностью в охране которой она, безусловно заинтересована. Проблема частной жизни и защиты ее неприкосновенности многоаспектна, и она может быть детально проанализирована и изучена общими усилиями различных наук.
Это субъективное право состоит из присущих этому праву надлежащих элементов. Изучив содержание права на неприкосновенность частной жизни, установив индивидуальности этого права, можно получить понимание юридической природы права на частную жизнь.
В настоящий момент научный прогресс, который не стоит на месте и бурно развивается, уже изменил взаимоотношения человека и общества. Появляются все новые и новые технологии, которые позволяют как государственным органам, так и гражданам получать намного легче и шире информацию, которая им необходима, о частной жизни каждого конкретного человека, тем самым вторгаясь в сферу свободы. Многие работники государственных и коммерческих структур, используя свое должностное положение, или грубо нарушая закон, стали чаще всего раскрывать тайны личной жизни граждан в корыстных целях или за денежное вознаграждение, не задумываясь над последствиями, которые их действия могут за собой повлечь.
Информация, которые содержит в себе сведения о частной жизни человека, превращается в более легкодоступную, где вследствие применения современных технологий, той же сети Интернет, а сеть Интернет является, открыта для неограниченного круга пользователей, среди которых находятся и те, кому не составит никакого труда чтобы использовать ее в своих корыстных целях.
Независимо от того, что право на неприкосновенность частной жизни предусмотрено законом, однако за отсутствием реальной и действенной правовой защиты право на неприкосновенность частной жизни становится легкой добычей для нарушителей.
Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства в области охраны и защиты права на неприкосновенность частной жизни либо пересечения правонарушений в этой сфере, поскольку либо сами граждане не обращаются с целью защиты своих прав, либо имеются другие акты, допускающие вторжение в частную жизнь. Полноценными правами могут быт лишь те права, которые надлежащим образом защищены действующим законодательством и имеют возможность эффективно привлечь их нарушителей к ответственности.
В современном российском законодательстве, нормы, которые касаются вопросов по регулированию конфиденциальной информацией персонального характера, не имеют систематизации и находятся лишь в нескольких федеральных законах. И их наличие не разрешает те проблемы, которые возникают на сегодняшний день в данной области, в большинстве случаев потому что, данные нормы имеют общий декларативный характер, по этой причине они требуют дальнейшего развития и конкретизации.
В совокупности юридическая ответственность за нарушение норм о персональных данных далека от своего совершенства, однако, уже достаточно много сделано в рамках Трудового кодекса, Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и других нормативно-правовых актов федерального уровня.
Основным недостатком существующей юридической ответственности за нарушение норм о персональных данных является отсутствие взаимосвязанности между различными сферами оборота персональных данных. Среди других недостатков следует выделить, во-первых, отсутствие комплексности в обеспечении юридической ответственности за нарушение норм о персональных данных, а целый ряд норм вообще представляет собой отдельные фрагменты указанной деятельности, системно между собой не связанные, во-вторых, в нормативно-правовых актах отсутствует системный подход в регулировании отношений, связанных с защитой персональных данных посредством юридических санкций; в-третьих, наличие существенных недостатков в юридико-техническом конструировании самих составов правонарушений, затрагивающих исследуемые отношения.
Следует констатировать, что имеющиеся недостатки в юридико- техническом конструировании самих составов правонарушений, затрагивающих исследуемые отношения, в ряде случаев существенно снижают эффективность их применения. В иных случаях их содержание оказывается более узким либо вообще отличается от названия соответствующих статей.
Учитывая пробелы правового регулирования Интернета, они должны быть устранены в новом информационном законодательстве. Наряду с законом, регулирующим государственную политику в Сети, следует принять рамочный закон об Интернете. В нем, на наш взгляд, необходимо: 1) отработать понятийный аппарат с привлечением соответствующих экспертов в области технических знаний для выработки четких законодательных понятий; 2) закрепить наиболее важные принципы «сетевых отношений»; 3) отразить специфику субъектного состава сетевых отношений; 4) установить правила информационного обмена в сети Интернет; 5) сформулировать ответственность участников сетевых отношений за нарушение закрепленных норм, а также предусмотреть способы доказывания и особенности рассмотрения «сетевых споров»; установить пределы ответственности каждого участника сетевых отношений.
Стоит отметить, что к 2019 г. в России хотят создать портал, который будет позволять гражданам проверять, кто обладает их персональными данными и запрещать их дальнейшее использование. Контролировать данный портал планирует Роскомнадзор. Данный шаг в создании подобного портала показывает, что государство обеспокоено о защите персональных данных своих граждан, но и здесь кроется возможные отрицательные стороны. Создается огромный банк с персональными данными и от взлома и распространение персональных данных, которые он содержал в себе, никто не застрахован.
Также на сегодняшний день вносятся изменения по обеспечению обязательности учета и регистрации всех действий и идентификации участников, которые связаны с обработкой персональных данных. Хранение персональных данных в электронном виде в информационных системах будет по месту возникновения подобных данных. Ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства в сфере персональных данных, все вышеперечисленное указывает на то, что государство понимает пробелы в законодательстве которое регулирует персональные данные, а самое главное заинтересовано в разрешении данной проблемы.
В завершении хочется сказать, подчеркнуть, что проблема по защите отношений, которые связаны с конфиденциальной информацией персональных данных, является комплексным решением, которые затрагивает различные аспекты жизни общества и гражданина.
Защита тайны личной жизни для каждого человека является одним из первостепенных аспектов его жизни, такие как ее неприкосновенности третьими лицами. Неприкосновенность частной жизни и ее защита является высокой ценностью для каждой личностью в охране которой она, безусловно заинтересована. Проблема частной жизни и защиты ее неприкосновенности многоаспектна, и она может быть детально проанализирована и изучена общими усилиями различных наук.
Это субъективное право состоит из присущих этому праву надлежащих элементов. Изучив содержание права на неприкосновенность частной жизни, установив индивидуальности этого права, можно получить понимание юридической природы права на частную жизнь.
В настоящий момент научный прогресс, который не стоит на месте и бурно развивается, уже изменил взаимоотношения человека и общества. Появляются все новые и новые технологии, которые позволяют как государственным органам, так и гражданам получать намного легче и шире информацию, которая им необходима, о частной жизни каждого конкретного человека, тем самым вторгаясь в сферу свободы. Многие работники государственных и коммерческих структур, используя свое должностное положение, или грубо нарушая закон, стали чаще всего раскрывать тайны личной жизни граждан в корыстных целях или за денежное вознаграждение, не задумываясь над последствиями, которые их действия могут за собой повлечь.
Информация, которые содержит в себе сведения о частной жизни человека, превращается в более легкодоступную, где вследствие применения современных технологий, той же сети Интернет, а сеть Интернет является, открыта для неограниченного круга пользователей, среди которых находятся и те, кому не составит никакого труда чтобы использовать ее в своих корыстных целях.
Независимо от того, что право на неприкосновенность частной жизни предусмотрено законом, однако за отсутствием реальной и действенной правовой защиты право на неприкосновенность частной жизни становится легкой добычей для нарушителей.
Наибольшие проблемы возникают с применением законодательства в области охраны и защиты права на неприкосновенность частной жизни либо пересечения правонарушений в этой сфере, поскольку либо сами граждане не обращаются с целью защиты своих прав, либо имеются другие акты, допускающие вторжение в частную жизнь. Полноценными правами могут быт лишь те права, которые надлежащим образом защищены действующим законодательством и имеют возможность эффективно привлечь их нарушителей к ответственности.
В современном российском законодательстве, нормы, которые касаются вопросов по регулированию конфиденциальной информацией персонального характера, не имеют систематизации и находятся лишь в нескольких федеральных законах. И их наличие не разрешает те проблемы, которые возникают на сегодняшний день в данной области, в большинстве случаев потому что, данные нормы имеют общий декларативный характер, по этой причине они требуют дальнейшего развития и конкретизации.
В совокупности юридическая ответственность за нарушение норм о персональных данных далека от своего совершенства, однако, уже достаточно много сделано в рамках Трудового кодекса, Гражданского кодекса, Кодекса об административных правонарушениях, Уголовного кодекса и других нормативно-правовых актов федерального уровня.
Основным недостатком существующей юридической ответственности за нарушение норм о персональных данных является отсутствие взаимосвязанности между различными сферами оборота персональных данных. Среди других недостатков следует выделить, во-первых, отсутствие комплексности в обеспечении юридической ответственности за нарушение норм о персональных данных, а целый ряд норм вообще представляет собой отдельные фрагменты указанной деятельности, системно между собой не связанные, во-вторых, в нормативно-правовых актах отсутствует системный подход в регулировании отношений, связанных с защитой персональных данных посредством юридических санкций; в-третьих, наличие существенных недостатков в юридико-техническом конструировании самих составов правонарушений, затрагивающих исследуемые отношения.
Следует констатировать, что имеющиеся недостатки в юридико- техническом конструировании самих составов правонарушений, затрагивающих исследуемые отношения, в ряде случаев существенно снижают эффективность их применения. В иных случаях их содержание оказывается более узким либо вообще отличается от названия соответствующих статей.
Учитывая пробелы правового регулирования Интернета, они должны быть устранены в новом информационном законодательстве. Наряду с законом, регулирующим государственную политику в Сети, следует принять рамочный закон об Интернете. В нем, на наш взгляд, необходимо: 1) отработать понятийный аппарат с привлечением соответствующих экспертов в области технических знаний для выработки четких законодательных понятий; 2) закрепить наиболее важные принципы «сетевых отношений»; 3) отразить специфику субъектного состава сетевых отношений; 4) установить правила информационного обмена в сети Интернет; 5) сформулировать ответственность участников сетевых отношений за нарушение закрепленных норм, а также предусмотреть способы доказывания и особенности рассмотрения «сетевых споров»; установить пределы ответственности каждого участника сетевых отношений.
Стоит отметить, что к 2019 г. в России хотят создать портал, который будет позволять гражданам проверять, кто обладает их персональными данными и запрещать их дальнейшее использование. Контролировать данный портал планирует Роскомнадзор. Данный шаг в создании подобного портала показывает, что государство обеспокоено о защите персональных данных своих граждан, но и здесь кроется возможные отрицательные стороны. Создается огромный банк с персональными данными и от взлома и распространение персональных данных, которые он содержал в себе, никто не застрахован.
Также на сегодняшний день вносятся изменения по обеспечению обязательности учета и регистрации всех действий и идентификации участников, которые связаны с обработкой персональных данных. Хранение персональных данных в электронном виде в информационных системах будет по месту возникновения подобных данных. Ужесточение административной ответственности за нарушение законодательства в сфере персональных данных, все вышеперечисленное указывает на то, что государство понимает пробелы в законодательстве которое регулирует персональные данные, а самое главное заинтересовано в разрешении данной проблемы.
В завершении хочется сказать, подчеркнуть, что проблема по защите отношений, которые связаны с конфиденциальной информацией персональных данных, является комплексным решением, которые затрагивает различные аспекты жизни общества и гражданина.
Подобные работы
- ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И
ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2019 - Гражданско-правовой режим тайны личной жизни и персональных данных
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ТАЙНЫ
ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ И ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ
Дипломные работы, ВКР, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4800 р. Год сдачи: 2016 - Правовое регулирование обработки и защиты персональных данных работников: некоторые проблемы теории и практики (Казанский (Приволжский) Федеральный Университет)
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 2800 р. Год сдачи: 2022 - Особенности защиты персональных данных несовершеннолетних
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Персональные данные как предмет защиты конституционных прав граждан в Российской Федерации».
Главы к дипломным работам, гражданское право. Язык работы: Русский. Цена: 4750 р. Год сдачи: 2019 - Защита персональных данных в праве России: конституционно-правовой аспект
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4990 р. Год сдачи: 2021 - Защита персональных данных работника в России
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Персональные данные как вид информации в трудовом праве: проблемы теории и практики
Бакалаврская работа, трудовое право, право соц.обеспечения. Язык работы: Русский. Цена: 4600 р. Год сдачи: 2017



