РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН И ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5
1.1 Стратегические задачи и возможные угрозы устойчивому развитию 5
1.2 Особенности современного состояния экономики 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НА ПУТИ ВСТУПЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ВТО 25
2.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности страны 25
2.2 Регулирование экспорта и импорта товаров 31
2.3 Регулирование торговли товарами и услугами 33
2.4 Регулирование других форм ВЭД 36
ГЛАВА 3. ПЕРЕГОВОРЫ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К ВТО 38
3.1 Ход переговорного процесса по присоединению 38
3.2 Возможные выгоды и риски для государства и бизнеса при вступлении страны в ВТО 40
Список литературы 54
Приложения 57
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИКА РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ 5
1.1 Стратегические задачи и возможные угрозы устойчивому развитию 5
1.2 Особенности современного состояния экономики 10
ГЛАВА 2. ПРОБЛЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ НА ПУТИ ВСТУПЛЕНИЯ
РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН В ВТО 25
2.1 Характеристика внешнеэкономической деятельности страны 25
2.2 Регулирование экспорта и импорта товаров 31
2.3 Регулирование торговли товарами и услугами 33
2.4 Регулирование других форм ВЭД 36
ГЛАВА 3. ПЕРЕГОВОРЫ ПО ПРИСОЕДИНЕНИЮ РЕСПУБЛИКИ УЗБЕКИСТАН К ВТО 38
3.1 Ход переговорного процесса по присоединению 38
3.2 Возможные выгоды и риски для государства и бизнеса при вступлении страны в ВТО 40
Список литературы 54
Приложения 57
Более 20 лет назад распался Советский Союз. В начале 1990-х годов происходило бурное развитие интеграции и глобализации в мировой экономике, а так же процессы экономического транзита в странах-участницах ШОС. Проявлялось желание данных стран присоединиться к Всемирной торговой организации. Актуальность темы данной впускной квалификационной работы состоит в стремлении новых государств, появившихся на территории бывшего СССР примкнуть к структуре мировой экономики и развиваться, вместе с этим принимать участие в процессах глобализации, обозначая свою позицию в международном разделении труда. Они тянутся к равноправной интеграции, придерживаясь единых рыночных правил и режима, а также стандартов и используя равные права и обязанности. Таким образом, среди событий за последние 20 лет для стран с переходной экономикой важнейшим шагом стало намерение присоединиться к ВТО и примкнуть к системе многосторонней мировой торговли.
У каждой модели развития стран-участниц ШОС есть свои особенности, поэтому эти страны в период официального заявления до подтверждения о присоединении к ВТО, прошли более, чем десятилетний сложный путь, за исключением Кыргызстана, которому понадобилось всего два года для того, чтобы вступить в организацию. Однако в данном процессе наблюдается стремление этих стран защитить собственную промышленность, стремление к объединению. Следовательно, каждое государство выборочно и последовательно желает защищать интересы своей экономики, обговаривая условия присоединения в ВТО, а не добиться вступления любой ценой.
Республика Узбекистан получила статус наблюдателя в ГАТТ в июне 1994 года. В то же время правительство страны предоставило заявление о вхождении в генеральное соглашение ГАТТ и о намерении в будущем стать членом ВТО. В конце 1995 года Генеральный совет ВТО принял резолюцию о формировании рабочей группы по вступлению в ВТО. В сентябре - декабре 1998 года правительство Узбекистана официально передало секретариату организации меморандум о внешнеторговой и внутренней торговых системах страны. Далее был сформирован рабочий межведомственный комитет по вопросу присоединения к ВТО.
В последующие годы созданная рабочая группа по вопросам вступления страны в ВТО уже несколько раз собиралась на заседания. Кроме того, вопросы присоединения к ВТО активно обсуждались с представителями других международных экономических организаций. Например, 4 - 5 октября 2012 года министерство по внешнеэкономическим отношениям, инвестициям и торговле Узбекистана совместно с Программой развития ООН организовало в Ташкенте тренинг-конференцию, где обсуждались вопросы доступа на рынки товаров и услуг, а также вопросы, связанные с международным опытом разработки перечня тарифов, документов по обязательствам в сфере услуг и других документов, связанных с процессом присоединения к ВТО. На сегодняшний день государство прилагает все усилия, что бы ускорить переговорный процесс. Однако, у разных стран свои условия и обязательства при присоединении к организации, что оказывает различное влияние на дальнейшее развитие этих стран.
Узбекистан расположен в самом сердце Центральной Азии. Он граничит со всеми остальными четырьмя центрально-азиатскими государствами: Казахстаном, Кыргызской Республикой, Таджикистаном и Туркменистаном, а также с Афганистаном. Узбекистан является наиболее густонаселенной страной в Центральной Азии и обладает второй по величине (после Казахстана) экономикой региона. Соответственно торговый режим (правила, нормы и процедуры, влияющие на экспорт и импорт) и изменения в сфере торговли в Узбекистане в значительной степени затрагивают экономическую активность в остальных странах и оказывают существенное влияние на региональное экономическое сотрудничество в Центральной Азии и в мире.
Целью данной ВКР является выявление возможных проблем и перспектив членства Республики Узбекистан в ВТО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику социально-экономического положения Республики Узбекистан;
2. выявить перспективы развития современного состояния страны;
3. дать оценку внешнеэкономической деятельности страны;
4. определить проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан при присоединении к ВТО;
5. определить преимущества и риски для государства при вступлении в ВТО;
6. дать оценку возможным последствиям при вступлении Узбекистана в ВТО.
Объект исследования: экономика Республики Узбекистан
Предмет исследования: внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан
У каждой модели развития стран-участниц ШОС есть свои особенности, поэтому эти страны в период официального заявления до подтверждения о присоединении к ВТО, прошли более, чем десятилетний сложный путь, за исключением Кыргызстана, которому понадобилось всего два года для того, чтобы вступить в организацию. Однако в данном процессе наблюдается стремление этих стран защитить собственную промышленность, стремление к объединению. Следовательно, каждое государство выборочно и последовательно желает защищать интересы своей экономики, обговаривая условия присоединения в ВТО, а не добиться вступления любой ценой.
Республика Узбекистан получила статус наблюдателя в ГАТТ в июне 1994 года. В то же время правительство страны предоставило заявление о вхождении в генеральное соглашение ГАТТ и о намерении в будущем стать членом ВТО. В конце 1995 года Генеральный совет ВТО принял резолюцию о формировании рабочей группы по вступлению в ВТО. В сентябре - декабре 1998 года правительство Узбекистана официально передало секретариату организации меморандум о внешнеторговой и внутренней торговых системах страны. Далее был сформирован рабочий межведомственный комитет по вопросу присоединения к ВТО.
В последующие годы созданная рабочая группа по вопросам вступления страны в ВТО уже несколько раз собиралась на заседания. Кроме того, вопросы присоединения к ВТО активно обсуждались с представителями других международных экономических организаций. Например, 4 - 5 октября 2012 года министерство по внешнеэкономическим отношениям, инвестициям и торговле Узбекистана совместно с Программой развития ООН организовало в Ташкенте тренинг-конференцию, где обсуждались вопросы доступа на рынки товаров и услуг, а также вопросы, связанные с международным опытом разработки перечня тарифов, документов по обязательствам в сфере услуг и других документов, связанных с процессом присоединения к ВТО. На сегодняшний день государство прилагает все усилия, что бы ускорить переговорный процесс. Однако, у разных стран свои условия и обязательства при присоединении к организации, что оказывает различное влияние на дальнейшее развитие этих стран.
Узбекистан расположен в самом сердце Центральной Азии. Он граничит со всеми остальными четырьмя центрально-азиатскими государствами: Казахстаном, Кыргызской Республикой, Таджикистаном и Туркменистаном, а также с Афганистаном. Узбекистан является наиболее густонаселенной страной в Центральной Азии и обладает второй по величине (после Казахстана) экономикой региона. Соответственно торговый режим (правила, нормы и процедуры, влияющие на экспорт и импорт) и изменения в сфере торговли в Узбекистане в значительной степени затрагивают экономическую активность в остальных странах и оказывают существенное влияние на региональное экономическое сотрудничество в Центральной Азии и в мире.
Целью данной ВКР является выявление возможных проблем и перспектив членства Республики Узбекистан в ВТО.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. дать характеристику социально-экономического положения Республики Узбекистан;
2. выявить перспективы развития современного состояния страны;
3. дать оценку внешнеэкономической деятельности страны;
4. определить проблемы регулирования внешнеэкономической деятельности Республики Узбекистан при присоединении к ВТО;
5. определить преимущества и риски для государства при вступлении в ВТО;
6. дать оценку возможным последствиям при вступлении Узбекистана в ВТО.
Объект исследования: экономика Республики Узбекистан
Предмет исследования: внешнеэкономическая деятельность Республики Узбекистан
Оценив ситуацию в целом по стране, можно сделать вывод о том, что на протяжении более 20-ти лет структура экономики Узбекистана в корне изменилась. За годы независимости, важными достижениями то, что страна стала независима от хлопка, а так же добилась энергетической и продовольственной самообеспеченности, путем диверсификации экономики по направлениям: промышленность, машиностроение и химия.
По целому ряду показателей Узбекистан является одной из самых успешных, в экономическом отношении стран на постсоветском пространстве. В 2013 г. ВВП страны более, чем вдвое, превысил уровень 1989 г. Среди стран Восточной Европы и СНГ только Туркменистан и Азербайджан смогли увеличить ВВП вдвое, но они - крупные ресурсо - экспортеры, а Узбекистан таковым не является, хоть и экспортирует газ и золото. Из переходных экономик только Китай и Вьетнам добились более впечатляющего роста. Внешний и государственный долг Узбекистана низок, валютные резервы значительны, валютный курс не завышен.
Стоит отметить, что в Узбекистане правительство с помощью решительной промышленной политики добилось масштабных прогрессивных структурных сдвигов - была достигнута энергетическая и продовольственная самообеспеченность, повысилась доля промышленности в ВВП, машиностроения - в промышленности, машино -технической продукции - в экспорте. Целая отрасль машиностроения - автопромышленность - была создана с нуля, стала конкурентоспособной и экспортирует половину производимой продукции. В 2013 году Узбекистан продал за границу свыше 100 тыс. автомобилей, почти столько же, сколько и Россия, у которой ВВП в 25 раз больше. Распределение доходов в Узбекистане более равномерно, чем в большинстве других стран со схожей экономикой, миллиардеров нет вообще, преступность низка, а продолжительность жизни намного выше, чем в странах со схожим уровнем подушевого дохода.
Что же касается последствий, то важно отметить, что после снижения импортных тарифов, некоторые узкие группы населения могут пострадать. Это относится к владельцам капитала и работающим в импортозамещающих отраслях, зависящих от протекционизма внутреннего рынка. Необходимо усилить программы занятости, переподготовки кадров и социальной помощи безработным. Рост экспортных отраслей и сектора услуг поможет предоставить новые рабочие места. Вступление в ВТО благоприятно скажется на привлекательности экономики Узбекистана для иностранных инвесторов, в том числе в секторе телекоммуникационных и финансовых услуг, но этот эффект сложно оценить количественно. Более благоприятный инвестиционный климат приведет к росту экономики, и налоговые потери могут быть компенсированы большими поступлениями в будущем. Для либерального сценария характерно большее, но все же не существенное ухудшение платежного баланса и сокращение бюджетных поступлений. В значительном выигрыше оказываются потребители импортной продукции и экспортеры, чье благосостояние вырастет. Таким образом, полученные результаты, в целом, говорят о том, что либерализация торгового режима в сторону снижения импортных пошлин и устранения нетарифных барьеров для импорта не приведет к большим потерям в налоговых поступлениях от импортных пошлин, акцизов и НДС, или к существенному ухудшению платежного баланса.
В целом, можно сказать, что экономика Узбекистана выглядит как достаточно успешная, так что главная задача сегодня, видимо, должна состоять в том, чтобы не допустить «головокружения от успехов», предусмотреть возможные экономические риски на будущий период и адекватные ответные меры правительства, необходимые для сохранения экономического роста на уровне последних 10 лет (8%). А так же более тщательно изучить все условия, на которых состоится вступление Узбекистана в ВТО.
По целому ряду показателей Узбекистан является одной из самых успешных, в экономическом отношении стран на постсоветском пространстве. В 2013 г. ВВП страны более, чем вдвое, превысил уровень 1989 г. Среди стран Восточной Европы и СНГ только Туркменистан и Азербайджан смогли увеличить ВВП вдвое, но они - крупные ресурсо - экспортеры, а Узбекистан таковым не является, хоть и экспортирует газ и золото. Из переходных экономик только Китай и Вьетнам добились более впечатляющего роста. Внешний и государственный долг Узбекистана низок, валютные резервы значительны, валютный курс не завышен.
Стоит отметить, что в Узбекистане правительство с помощью решительной промышленной политики добилось масштабных прогрессивных структурных сдвигов - была достигнута энергетическая и продовольственная самообеспеченность, повысилась доля промышленности в ВВП, машиностроения - в промышленности, машино -технической продукции - в экспорте. Целая отрасль машиностроения - автопромышленность - была создана с нуля, стала конкурентоспособной и экспортирует половину производимой продукции. В 2013 году Узбекистан продал за границу свыше 100 тыс. автомобилей, почти столько же, сколько и Россия, у которой ВВП в 25 раз больше. Распределение доходов в Узбекистане более равномерно, чем в большинстве других стран со схожей экономикой, миллиардеров нет вообще, преступность низка, а продолжительность жизни намного выше, чем в странах со схожим уровнем подушевого дохода.
Что же касается последствий, то важно отметить, что после снижения импортных тарифов, некоторые узкие группы населения могут пострадать. Это относится к владельцам капитала и работающим в импортозамещающих отраслях, зависящих от протекционизма внутреннего рынка. Необходимо усилить программы занятости, переподготовки кадров и социальной помощи безработным. Рост экспортных отраслей и сектора услуг поможет предоставить новые рабочие места. Вступление в ВТО благоприятно скажется на привлекательности экономики Узбекистана для иностранных инвесторов, в том числе в секторе телекоммуникационных и финансовых услуг, но этот эффект сложно оценить количественно. Более благоприятный инвестиционный климат приведет к росту экономики, и налоговые потери могут быть компенсированы большими поступлениями в будущем. Для либерального сценария характерно большее, но все же не существенное ухудшение платежного баланса и сокращение бюджетных поступлений. В значительном выигрыше оказываются потребители импортной продукции и экспортеры, чье благосостояние вырастет. Таким образом, полученные результаты, в целом, говорят о том, что либерализация торгового режима в сторону снижения импортных пошлин и устранения нетарифных барьеров для импорта не приведет к большим потерям в налоговых поступлениях от импортных пошлин, акцизов и НДС, или к существенному ухудшению платежного баланса.
В целом, можно сказать, что экономика Узбекистана выглядит как достаточно успешная, так что главная задача сегодня, видимо, должна состоять в том, чтобы не допустить «головокружения от успехов», предусмотреть возможные экономические риски на будущий период и адекватные ответные меры правительства, необходимые для сохранения экономического роста на уровне последних 10 лет (8%). А так же более тщательно изучить все условия, на которых состоится вступление Узбекистана в ВТО.
Подобные работы
- РЕСПУБЛИКА УЗБЕКИСТАН И ВТО: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ПРИСОЕДИНЕНИЯ
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4300 р. Год сдачи: 2016 - ТОРГОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ КЫРГЫЗСТАНА С КИТАЕМ И СО СТРАНАМИ ЕАЭС. СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ: (2010-2018 ГГ.)
Магистерская диссертация, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4965 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО КИТАЯ И ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4390 р. Год сдачи: 2017 - Правовое обеспечение таможенного союза ЕАЭС
Дипломные работы, ВКР, таможенное дело. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2017 - Правовые проблемы международного сотрудничества в таможенной сфере
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4970 р. Год сдачи: 2017 - МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ
ПРАВОСУБЪЕКТНОСТИ ЕС и ЕАЭС
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2022 - Налог на добавленную стоимость в Таможенном союзе
Магистерская диссертация, налогообложение. Язык работы: Русский. Цена: 5720 р. Год сдачи: 2016 - Экономический проект «Экономический пояс Шелкового пути» в системе политико-экономических отношений
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2017 - БРИКС во внешнеполитической стратегии России (Курский Государственный Университет)
Курсовые работы, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 700 р. Год сдачи: 2025



