Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Психолого-педагогические аспекты воспитательной работы в ВУЗе………………………………………………………………………………..7
1.1. Воспитательная работа в ВУЗе как неотъемлемая часть образовательного процесса……………………………………………………….7
1.2. Роль педагога в воспитательной работе ВУЗа………………………11
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование влияния педагога на воспитательный процесс в ВУЗе………………………………………………..14
2.1. Цели и задачи опытно-экспериментальной работы………………..14
2.2. Организация воспитательной работы в ВУЗе……………………...17
2.3. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы…………26
Заключение………………………………………………………………..31
Библиографический список………………………………………………33
Актуальность темы нашего исследования определяется повышенными требованиями к системе высшего образования, потребностями общества в специалистах высокого уровня, обладающих патриотизмом, развитыми гражданскими качествами, способными нести ответственность за судьбы страны, общества и государства, добросовестно выполняющими свой профессиональный долг. Эти требования находят отражение в современных образовательных стандартах, что, в частности, выражается в необходимости формирования у выпускников большого спектра общекультурных компетенций. Источником формирования этих компетенций является как целостный образовательный процесс ВУЗа, так и специальная организация воспитательной работы.
Согласно Федеральному государственному стандарту, образовательная программа ВУЗ построена на основе компетентностного подхода и, помимо профессиональных компетенций, включает общекультурные компетенции обязательные для освоения студентами. Именно в общекультурных компетенциях заложено развитие личностных качеств студента (гражданское самоопределение и самореализация, удовлетворения потребностей студентов в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии).
В соответствии с законом РФ «Об образовании» воспитание рассматривается как целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития духовности обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей; оказание помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении; создание условий для самореализации личности. Согласно «Концепции модернизации отечественного образования», воспитание, как первостепенный приоритет должно стать органичной составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения и развития.
Отсюда вытекает необходимость системной постановки воспитательного процесса в ВУЗе. Профессиональное обучение и воспитание должны стать единым процессом становления профессионально-личностных и общекультурных компетенций будущего специалиста.
Анализ научной литературы выявил в системе подготовки студентов ВУЗов следующие противоречия:
- между требованием на государственном уровне в обладании специалистами высоким уровнем профессионально-личностных компетенций и недостаточным уровнем их развития у выпускников вузов.
- между потребностью общества в сформированных у выпускников вузов умениях ориентироваться в различных социальных и профессиональных ситуациях, способности к труду и жизни в условиях современной цивилизации и демократизации - и недостаточной реализацией существующих возможностей ВУЗов по их формированию.
Выделенные противоречия обозначили проблему исследования, которая заключается в выявлении и обосновании условий эффективного формирования профессионально-личностных компетенций у студентов ВУЗа.
Тема студенчества, как особой социальной группы довольно хорошо разработана. Особенности студенческого возраста исследовались в работах В.И. Слободчикова, В.Т. Лисовского, М.Д. Дворяшиной, Л.Н. Грановской, Е.М. Никиреева, П.А. Просецкого, В.А. Сластенина. Ю.В. Варданян, Н.Ю. Кудзиева и др., которые исследовали проблему вузовского этапа развития студента как субъекта овладения профессиональными компетентностями.
Проблемы воспитания в различных условиях исследовались в работах: С.И. Гессена, К.Д. Ушинского, А.С. Макаренко, Е.В. Бондаревской, С.Д. Полякова.
Роль воспитания в образовательной системе ВУЗа исследовали: В.П. Андрющенко, В.С. Барулин, Н.Н. Горлач, Н.Б. Крылов, Ричарда Д. Льюс и другие ученые.
Анализ литературных источников по исследуемой теме показал, что вопросы, связанные с организацией воспитательного процесса в высшей школе, являются недостаточно изученными и требуют дальнейшего уточнения и обоснования.
Объект исследования - воспитательная система ВУЗа.
Предмет исследования - эффективность воспитательной системы ВУЗа.
Гипотеза исследования заключается в том, что формирование эффективной воспитательной системы ВУЗа возможно, если соблюдены следующие организационно-педагогические условия:
1. Создана многоуровневая иерархическая структура воспитательной работы, объединяющая учебное и внеучебное пространство ВУЗа, деятельность структурных подразделений различных уровней (студенческой группы, кафедры, факультета, института, всего университета в целом)
2. Учебный процесс обеспечивает формирование общекультурных компетенций студента: гражданских, управленческих, профессиональных и компетенций ведения здорового образа жизни.
3. В системе воспитательной работы созданы условия для продуктивной творческой деятельности студентов в различных сферах общественной практики: социокультурной, художественно-эстетической, спортивно-оздоровительной, гражданско-патриотической, общественнополезной.
Цель исследования заключается в изучении особенностей воспитательной системы ВУЗа.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть воспитательную работу в ВУЗе как неотъемлемую часть образовательного процесса;
2) проанализировать роль педагога в воспитательной работе ВУЗа;
3) провести опытно-экспериментальное исследование влияния педагога на воспитательный процесс в ВУЗе.
Методы исследования:
- анализ научных источников (монографий, статей, диссертаций по вопросам, относящимся к тематике воспитательной работы в высшем учебном заведении), законодательных и нормативных актов и документов федерального, ведомственного и регионального уровня; практического отечественного опыта воспитательной работы в ВУЗах;
- опытно-экспериментальные методы (анкетирование, опрос).
Практическая значимость исследования заключается в обобщении факторов, влияющих на формирование воспитательной среды в ВУЗе; экспериментальном определении педагогических условий формирования воспитательной среды в процессе обучения студентов в ВУЗе.
В результате проведенного исследования автор делает следующие выводы.
Одним из значимых направлений образовательного процесса в высших учебных заведениях является воспитательная деятельность.
Целью современного воспитания, согласно Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества, готовой к мирному созиданию и защите Родины.
Воспитательная работа реализуется как в ходе образовательного процесса, так и во внеучебной деятельности. В воспитательный процесс включены все основные подразделения вузов, работающие со студентами. С одной стороны, он представляет различные меры внешнего воздействия профессорско-преподавательского состава, руководства курсов, факультетов, с другой – предполагает создание условий и возможностей для самореализации учащихся в различных сферах жизни (общественной, культурной, научной, спортивной, профессиональной), их личностного роста и саморазвития. Главной целью воспитательной деятельности в высшем учебном заведении является формирование личности обучающегося, которое включает становление его как специалиста, имеющего высокий образовательный уровень, достаточные профессиональные знания, умения и навыки, широкий кругозор. В ходе воспитательного процесса предполагается формирование активной гражданской позиции, уважительного отношения к истории и культуре народов России, толерантности и гуманизма. Иначе говоря, целью воспитания обучающихся в условиях высшей школы является формирование профессиональной и общей культуры будущих специалистов.
Нами было организовано опытно-экспериментальное исследование влияния педагога на воспитательный процесс в ВУЗе.
В качестве метода изучения использовалось выборочное анкетирование профессорско-преподавательского состава и студентов Ульяновского государственного университета.
Результаты исследования опровергают стереотипное представление о преподавателе, равнодушном к процессу воспитания как составной части учебного процесса. На вопрос «Должен ли преподаватель вуза заниматься воспитательной работой?» 88% педагогов ответили утвердительно. При этом 90% респондентов отметили, что реализуют воспитательные мероприятия в ходе учебных занятий. Об осознанной установке профессорско-преподавательского состава на проведение воспитательной работы свидетельствует тот факт, что 82% педагогов указали, что перед проведением занятий продумывают их воспитательную цель.
Что касается студентов, то 67,3% из них ответили, что ощущают на себе воспитательное воздействие на учебных занятиях. Это показатель достаточно высокой «осязаемости» воспитательной работы в рамках учебного процесса.
1. Белогорцев Н.Н. Воспитательная работа как форма развития общекультурных компетенций у студентов гуманитарных вузов. / Н.Н. Белогоровцев // Инновационная наука. - 2017. - № 2-2. - С. 166-168
2. Васильева Е.Ю. Удовлетворенность студентов отношениями с кураторами учебных групп и их деятельностью //Стандарты и мониторинг в образовании. - № 5, 2012. - С. 25 - 28.
3. Виленский М. Я. Физическое воспитание в процессе адаптации студентов к условиям обучения: вопросы теории / М.Я. Виленский, А.Г. Горшков // Теория и практика физической культуры. – 1985. - № 12. – С. 38 - 41.
4. Волкова Е.Н., Вереитинова Т.В., Дмитриева В.А., Михалюк О.С. Проблемы социализации российской молодежи: социальные риски и девиации // Петербургский психологический журнал. 2016. № 15. С. 70-91.
5. Воспитательная среда университета: традиции и инновации / А. В. Пономарев и др. Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2015. 408 с.
6. Гусева Н.Л. Оптимизация двигательной активности студентов с использованием различных форм физкультурно-спортивной деятельности / Н. Л. Гусева // Теория и практика физической культуры. – 2007. - № 3. – С. 7 – 8.
7. Дорошенко Т.В. Опыт организации кураторской деятельности в российских вузах //Институт кураторства: опыт педагогического сопровождения студента: сборник статей под общ. ред.О. И. Зубаревой, А.Р. Ищенко. -Хабаровск: Изд-во ДВГГУ, 2012. - 59 с.
8. Евсеев Ю. И. Физическая культура. / Ю. И. Евсеев. – Ростов-наДону: Феникс, 2003. – 384 с.
9. Завьялов А.И. Педагогический контроль в системе физического воспитания студентов: автореф дис. … докт. пед. наук./ Завьялов А.В. – Омск, 1998. – 37 с.
10. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 310 с.
11. Логвинов И.Н., Сарычев С.В. 10 избранных лекций по педагогической психологии. -М.: Академия, 2005 -260 с
12. Мустафина Э.М. История формирования гуманитарной среды в учебных заведениях: от истоков до наших дней. //Теория и практика современного профессионального образования. -2014. -Т.1. №-2. -С.205-210.
13. Соколков Е.А. Грани гуманитарного познания: К 15-летию Новосибирского гуманитарного института / Е.А. Соколков; Новосибирский гуманитарный институт; науч. ред. Белая З.И. – Новосибирск: НГИ, 2008. – 180 с.
14. Таланчук М.Н. Системно-социальная концепция школьного воспитания. -Казань, 1991. -110 с.