Психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике
|
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания основ толерантного поведения обучающихся……………………………………………………………………...5
1.1. Психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике………...5
1.2. Особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..9
1.3. Формы и методы воспитания толерантности у младших школьников…...15
Глава 2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста в современной начальной школе……………………………………..19
2.1. Отражение принципа толерантности во ФГОС НО……………………….19
2.2. Роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения современных младших школьников……………………………………………22
2.3. Рекомендации современному педагогу начальных классов по применению принципа толерантности…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания основ толерантного поведения обучающихся……………………………………………………………………...5
1.1. Психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике………...5
1.2. Особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..9
1.3. Формы и методы воспитания толерантности у младших школьников…...15
Глава 2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста в современной начальной школе……………………………………..19
2.1. Отражение принципа толерантности во ФГОС НО……………………….19
2.2. Роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения современных младших школьников……………………………………………22
2.3. Рекомендации современному педагогу начальных классов по применению принципа толерантности…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Актуальность исследования. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира.
Сегодня важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, традиции такими, какие они есть.
Степень изученности темы исследования. Проблемой формирования толерантности у младших школьников занимались Байбородова Л.В., Бардиер Г.Л., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мудрик А.В., Немов Р.С., Реан А. А., Рожков М.Н. и др.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - формирование толерантности у младших школьников.
Цель исследования заключается в выявлении эффективных способов формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике;
2) проанализировать особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте;
3) рассмотреть формы и методы воспитания толерантности у младших школьников;
4) охарактеризовать отражение принципа толерантности во ФГОС НО;
5) выявить роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения современных младших школьников;
6) разработать рекомендации современному педагогу начальных классов по применению принципа толерантности.
В работе были использованы теоретические методы педагогического исследования (изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме).
Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира.
Сегодня важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, традиции такими, какие они есть.
Степень изученности темы исследования. Проблемой формирования толерантности у младших школьников занимались Байбородова Л.В., Бардиер Г.Л., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мудрик А.В., Немов Р.С., Реан А. А., Рожков М.Н. и др.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - формирование толерантности у младших школьников.
Цель исследования заключается в выявлении эффективных способов формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике;
2) проанализировать особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте;
3) рассмотреть формы и методы воспитания толерантности у младших школьников;
4) охарактеризовать отражение принципа толерантности во ФГОС НО;
5) выявить роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения современных младших школьников;
6) разработать рекомендации современному педагогу начальных классов по применению принципа толерантности.
В работе были использованы теоретические методы педагогического исследования (изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме).
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Развитие толерантности представляет собой объективную потребность современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений немаловажное значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время данный период развития российского общества, образования и государства в целом, является довольно-таки сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений, которые проявляются практически во всех сферах, как социальных, так и толерантных отношений.
Проблема формирования толерантного поведения у подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна, так как многим школьникам, в том числе и младшим, в настоящее время характерны эгоцентричные установки сознания, видение мира через призму лишь собственных интересов. Дети часто сталкиваются с трудностями, которые связанны с неумением, а поэтому и нежеланием понять и принять другого, именно как другого. Поэтому перед педагогами встает острая проблема - научить детей быть толерантными в собственных мыслях, действиях, поступках.
Социальный заказ диктует необходимость уже в начальной школе формировать у обучающихся навыки общения и взаимодействия с людьми. В настоящее время все общеобразовательные организации придерживаются нововведений ФГОС НОО, разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих документах толерантность представляет собой особо важное качество гражданина своего государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ школьники должны изучить обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей начального общего образования и в том числе и основы духовно-нравственной культуры народов России: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений об этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г., подчеркивается, что од ним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии...... В статье 1.2 признано, что «толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».
Развитие толерантности представляет собой объективную потребность современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений немаловажное значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время данный период развития российского общества, образования и государства в целом, является довольно-таки сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений, которые проявляются практически во всех сферах, как социальных, так и толерантных отношений.
Проблема формирования толерантного поведения у подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна, так как многим школьникам, в том числе и младшим, в настоящее время характерны эгоцентричные установки сознания, видение мира через призму лишь собственных интересов. Дети часто сталкиваются с трудностями, которые связанны с неумением, а поэтому и нежеланием понять и принять другого, именно как другого. Поэтому перед педагогами встает острая проблема - научить детей быть толерантными в собственных мыслях, действиях, поступках.
Социальный заказ диктует необходимость уже в начальной школе формировать у обучающихся навыки общения и взаимодействия с людьми. В настоящее время все общеобразовательные организации придерживаются нововведений ФГОС НОО, разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих документах толерантность представляет собой особо важное качество гражданина своего государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ школьники должны изучить обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей начального общего образования и в том числе и основы духовно-нравственной культуры народов России: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений об этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г., подчеркивается, что од ним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии...... В статье 1.2 признано, что «толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».



