Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике

Работа №78294

Тип работы

Курсовые работы

Предмет

психология

Объем работы35
Год сдачи2020
Стоимость3200 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
144
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания основ толерантного поведения обучающихся……………………………………………………………………...5
1.1. Психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике………...5
1.2. Особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..9
1.3. Формы и методы воспитания толерантности у младших школьников…...15
Глава 2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста в современной начальной школе……………………………………..19
2.1. Отражение принципа толерантности во ФГОС НО……………………….19
2.2. Роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения современных младших школьников……………………………………………22
2.3. Рекомендации современному педагогу начальных классов по применению принципа толерантности…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31


Актуальность исследования. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира.
Сегодня важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, традиции такими, какие они есть.
Степень изученности темы исследования. Проблемой формирования толерантности у младших школьников занимались Байбородова Л.В., Бардиер Г.Л., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мудрик А.В., Немов Р.С., Реан А. А., Рожков М.Н. и др.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - формирование толерантности у младших школьников.
Цель исследования заключается в выявлении эффективных способов формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике;
2) проанализировать особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте;
3) рассмотреть формы и методы воспитания толерантности у младших школьников;
4) охарактеризовать отражение принципа толерантности во ФГОС НО;
5) выявить роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения современных младших школьников;
6) разработать рекомендации современному педагогу начальных классов по применению принципа толерантности.
В работе были использованы теоретические методы педагогического исследования (изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме).



Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Развитие толерантности представляет собой объективную потребность современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений немаловажное значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время данный период развития российского общества, образования и государства в целом, является довольно-таки сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений, которые проявляются практически во всех сферах, как социальных, так и толерантных отношений.
Проблема формирования толерантного поведения у подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна, так как многим школьникам, в том числе и младшим, в настоящее время характерны эгоцентричные установки сознания, видение мира через призму лишь собственных интересов. Дети часто сталкиваются с трудностями, которые связанны с неумением, а поэтому и нежеланием понять и принять другого, именно как другого. Поэтому перед педагогами встает острая проблема - научить детей быть толерантными в собственных мыслях, действиях, поступках.
Социальный заказ диктует необходимость уже в начальной школе формировать у обучающихся навыки общения и взаимодействия с людьми. В настоящее время все общеобразовательные организации придерживаются нововведений ФГОС НОО, разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих документах толерантность представляет собой особо важное качество гражданина своего государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ школьники должны изучить обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей начального общего образования и в том числе и основы духовно-нравственной культуры народов России: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений об этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г., подчеркивается, что од ним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии...... В статье 1.2 признано, что «толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».



1. Абдуллова, Л.Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды / Л.Ю. Абдуллова. Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – № 3. – С. 21 – 23. - eISSN: 2309-4265. Текст: непосредственный.
2. Артюхова, И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы / И.С. Артюхова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 41-44. - eISSN: 0027-7371. Текст: непосредственный.
3. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н. А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. – 2015. – № 1. – С. 123–126. eISSN: 0031-7344. Текст: непосредственный.
4. Баранова, О.И., Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников / О.И. Баранова, И.А. Десятниченко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – т. 8 - № 2-2. – С. 128-133. eISSN: 2309-4375. Текст: непосредственный.
5. Вигель, Н.Л. Толерантность как компромисс и путь к согласию // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/21977 (дата обращения: 05.05.2021).
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский. – Москва: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. – 411 с. ISBN 5-7793-0600-1. Текст: непосредственный.
7. Гаева, А.С. Толерантность – императив политики мультикультуризма / А.С. Гаева // Обозреватель. – 2014. - №5 (292) – С. 75-82. - eISSN: 2309-2165. Текст: непосредственный.
8. Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методиче¬ский конструктор. М.: Просвещение, 2010. 223 с. - ISSN: 0027-7371. Текст: непосредственный.
9. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! – 2004. - eISSN: 3309-4975. Текст: непосредственный.
10. Колесникова, П.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. Т. 7. - № 2. - С. 177-184. - eISSN: 2309-4375. Текст: непосредственный.
11. Неводова, Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности / Д.П. Неводова // Молодой ученый. – 2016.- №8.7. – С. 25-27. - eISSN: 2309-4375. Текст: непосредственный.
12. Немчинова, Л.С. Сущность психолого-педагогических подходов к пониманию толерантности / Л.С. Немчинова, Е.А. Омельченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб ст. по матер. XIII междунар. Науч.-практ. Конф. – 2012. - Новосибирск: СибАК, Часть III. – С. 84-89. - eISSN: 2309-4375. Текст: непосредственный.
13. Пилюгина, Н.А. Методические рекомендации по толерантному воспитанию детей школьного возраста / Н. А. Пилюгина. – М.: Наука, 2017. – 193 с. ISBN 1726-0973. Текст: непосредственный.
14. Погодин, А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа / А. А. Погодин // История. – 2004. – № 8. – С. 20–25. - eISSN: 0031-7441. Текст: непосредственный.
15. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2008. – 405 с. ISBN 1396-0883. Текст: непосредственный.
16. Прохоренко, Е.Б. Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок» - Режим доступа - http://festival.1september.ru/articles/608319/, свободный. (Дата обращения 05.05.2021).
17. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник / И. Р. Пчелинцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 193 с. ISBN 1741-0944. Текст: непосредственный.
18. Сбитнева, Е.С. К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.С. Сбитнева, И.А. Голышева // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 198-201 - eISSN: 0031-7441. Текст: непосредственный.
19. Сукачева, А.В., Маслова Т.М. Коммуникативная толерантность: теоретический и практический аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79178 (дата обращения: 05.05.2021).
20. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л. Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2007. – 238 с. ISBN 3926-4443. Текст: непосредственный.
21. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика : учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 333 с. - ISBN 4144-4443. Текст: непосредственный.
22. Чердынцева, Е.В. Воспитание толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева // В сборнике: Технологии в образовании. – 2020. Сборник материалов Международной научно-методической конференции. – Новосибирск, 2020. – 217 с. ISSN: 0771-7371. Текст: непосредственный.
23. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Издательство МГУ, 2016. – 292 c. ISBN 1271-0434. Текст: непосредственный.
24. Шабалина, Ю.В. Воспитание толерантности младших школьников: современное состояние проблемы / Ю.В. Шабалина, О.И. Димова // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 518-520. - eISSN: 0121-7341. Текст: непосредственный.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение. 2016. – 159 с. ISBN 1341-0774. Текст: непосредственный.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ