Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Теоретические аспекты воспитания основ толерантного поведения обучающихся……………………………………………………………………...5
1.1. Психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике………...5
1.2. Особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте………………………………………………………………..9
1.3. Формы и методы воспитания толерантности у младших школьников…...15
Глава 2. Применение принципа толерантности с детьми младшего школьного возраста в современной начальной школе……………………………………..19
2.1. Отражение принципа толерантности во ФГОС НО……………………….19
2.2. Роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения современных младших школьников……………………………………………22
2.3. Рекомендации современному педагогу начальных классов по применению принципа толерантности…………………………………………26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список используемой литературы……………………………………………...31
Актуальность исследования. Развитие толерантности является объективной потребностью современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений особое значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время настоящий период развития российского образования, общества и государства является достаточно сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений практически во всех сферах социальных отношений, в том числе и толерантных.
Только толерантная личность, способная конструктивно взаимодействовать с окружающими, готова жить и работать в непрерывно меняющемся современном мире, способна смело разрабатывать собственные стратегии поведения, самостоятельно мыслить, осуществлять нравственный выбор и нести за него ответственность перед собой и обществом в целом. Толерантность необходима для реализации прав человека и достижения мира.
Сегодня важнейшей задачей является формирование у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения в процессе взаимодействия с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принять других людей, их взгляды, обычаи, традиции такими, какие они есть.
Степень изученности темы исследования. Проблемой формирования толерантности у младших школьников занимались Байбородова Л.В., Бардиер Г.Л., Божович Л.И., Выготский Л.С., Мудрик А.В., Немов Р.С., Реан А. А., Рожков М.Н. и др.
Объект исследования - учебно-воспитательный процесс в начальной школе.
Предмет исследования - формирование толерантности у младших школьников.
Цель исследования заключается в выявлении эффективных способов формирования толерантности у детей младшего школьного возраста.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) рассмотреть психолого-педагогические аспекты толерантности в педагогике;
2) проанализировать особенности проявления и формирования толерантности в младшем школьном возрасте;
3) рассмотреть формы и методы воспитания толерантности у младших школьников;
4) охарактеризовать отражение принципа толерантности во ФГОС НО;
5) выявить роль внеклассной работы в формировании основ толерантного поведения современных младших школьников;
6) разработать рекомендации современному педагогу начальных классов по применению принципа толерантности.
В работе были использованы теоретические методы педагогического исследования (изучение психолого-педагогической и методической литературы по данной проблеме).
В результате проведенного исследования сделаем следующие выводы.
Развитие толерантности представляет собой объективную потребность современного общества. В условиях формирования новых социально-экономических отношений немаловажное значение приобретает проблема научно-обоснованной адаптации системы образования к ним. В то же время данный период развития российского общества, образования и государства в целом, является довольно-таки сложным и противоречивым. Социальная нестабильность последних десятилетий привела к развитию негативных явлений, которые проявляются практически во всех сферах, как социальных, так и толерантных отношений.
Проблема формирования толерантного поведения у подрастающего поколения в настоящее время очень актуальна, так как многим школьникам, в том числе и младшим, в настоящее время характерны эгоцентричные установки сознания, видение мира через призму лишь собственных интересов. Дети часто сталкиваются с трудностями, которые связанны с неумением, а поэтому и нежеланием понять и принять другого, именно как другого. Поэтому перед педагогами встает острая проблема - научить детей быть толерантными в собственных мыслях, действиях, поступках.
Социальный заказ диктует необходимость уже в начальной школе формировать у обучающихся навыки общения и взаимодействия с людьми. В настоящее время все общеобразовательные организации придерживаются нововведений ФГОС НОО, разрабатывают программы духовно-нравственного воспитания младших школьников. В этих документах толерантность представляет собой особо важное качество гражданина своего государства, которое необходимо целенаправленно воспитывать.
В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ школьники должны изучить обязательные предметные области и основные задачи реализации содержания предметных областей начального общего образования и в том числе и основы духовно-нравственной культуры народов России: воспитание способности к духовному развитию, нравственному самосовершенствованию; формирование первоначальных представлений об этике, об отечественных традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности России.
В «Декларации принципов толерантности», принятой ООН в 1995 г., подчеркивается, что од ним из наиболее эффективных путей достижения согласия является воспитание толерантной личности. В статье 1.1 толерантность определяется как «уважение, принятие и понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности. Ей способствует знания, открытость, общение и свобода мысли, совести, убеждений. Толерантность - это гармония в многообразии...... В статье 1.2 признано, что «толерантность - это не уступка, снисхождение или потворство. Толерантность - это, прежде всего, активное отношение, формируемое на основе признания универсальных прав и основных свобод человека. Ни при каких обстоятельствах толерантность не может служить оправданием посягательств на эти основные ценности. Толерантность должны проявлять отдельные люди, группы и государства».
1. Абдуллова, Л.Ю. Актуальные вопросы воспитания этнокультурной толерантности у младших школьников в условиях полиэтнической образовательной среды / Л.Ю. Абдуллова. Мир науки. Педагогика и психология. – 2018. – № 3. – С. 21 – 23. - eISSN: 2309-4265. Текст: непосредственный.
2. Артюхова, И.С. Формирование толерантности в ходе проведения внеклассной работы / И.С. Артюхова // Начальная школа. – 2008. – № 9. – С. 41-44. - eISSN: 0027-7371. Текст: непосредственный.
3. Асташова, Н.А. Проблема воспитания толерантности в системе образовательных учреждений / Н. А. Асташова // Толерантное сознание и формирование толерантных отношений. – 2015. – № 1. – С. 123–126. eISSN: 0031-7344. Текст: непосредственный.
4. Баранова, О.И., Система работы учителя начальных классов по воспитанию толерантности младших школьников / О.И. Баранова, И.А. Десятниченко // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2016. – т. 8 - № 2-2. – С. 128-133. eISSN: 2309-4375. Текст: непосредственный.
5. Вигель, Н.Л. Толерантность как компромисс и путь к согласию // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/03/21977 (дата обращения: 05.05.2021).
6. Выготский, Л.С. Психология развития человека. / Л.С. Выготский. – Москва: Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2003. – 411 с. ISBN 5-7793-0600-1. Текст: непосредственный.
7. Гаева, А.С. Толерантность – императив политики мультикультуризма / А.С. Гаева // Обозреватель. – 2014. - №5 (292) – С. 75-82. - eISSN: 2309-2165. Текст: непосредственный.
8. Григорьев, Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. Методиче¬ский конструктор. М.: Просвещение, 2010. 223 с. - ISSN: 0027-7371. Текст: непосредственный.
9. Декларация принципов толерантности: утв. резолюцией 5.61 Генеральной конференцией ЮНЕСКО от 16 ноября 1995 г. // Защити меня! – 2004. - eISSN: 3309-4975. Текст: непосредственный.
10. Колесникова, П.В. Внеурочная деятельность как пространство для проектирования индивидуального маршрута личностного развития младшего школьника // Историческая и социально-образовательная мысль. - 2015. Т. 7. - № 2. - С. 177-184. - eISSN: 2309-4375. Текст: непосредственный.
11. Неводова, Д.П. О духовно-нравственном воспитании младших школьников в процессе организации внеурочной деятельности / Д.П. Неводова // Молодой ученый. – 2016.- №8.7. – С. 25-27. - eISSN: 2309-4375. Текст: непосредственный.
12. Немчинова, Л.С. Сущность психолого-педагогических подходов к пониманию толерантности / Л.С. Немчинова, Е.А. Омельченко // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии: сб ст. по матер. XIII междунар. Науч.-практ. Конф. – 2012. - Новосибирск: СибАК, Часть III. – С. 84-89. - eISSN: 2309-4375. Текст: непосредственный.
13. Пилюгина, Н.А. Методические рекомендации по толерантному воспитанию детей школьного возраста / Н. А. Пилюгина. – М.: Наука, 2017. – 193 с. ISBN 1726-0973. Текст: непосредственный.
14. Погодин, А.А. Толерантность: термин, позиция, смысл, программа / А. А. Погодин // История. – 2004. – № 8. – С. 20–25. - eISSN: 0031-7441. Текст: непосредственный.
15. Подласый, И.П. Педагогика начальной школы / И. П. Подласый. – М.: Владос, 2008. – 405 с. ISBN 1396-0883. Текст: непосредственный.
16. Прохоренко, Е.Б. Формирование толерантности у младших школьников в учебно-воспитательном процессе [Электронный ресурс] // Фестиваль «Открытый урок» - Режим доступа - http://festival.1september.ru/articles/608319/, свободный. (Дата обращения 05.05.2021).
17. Пчелинцева, И.Р. Толерантность и школьник / И. Р. Пчелинцева. – М.: Мозаика-Синтез, 2015. – 193 с. ISBN 1741-0944. Текст: непосредственный.
18. Сбитнева, Е.С. К вопросу о воспитании толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.С. Сбитнева, И.А. Голышева // Актуальные вопросы современной педагогики: Материалы VIII Междунар. Науч. Конф. (г. Самара, март 2016 г.). – Самара: ООО «Издательство АСГАРД», 2016. – С. 198-201 - eISSN: 0031-7441. Текст: непосредственный.
19. Сукачева, А.В., Маслова Т.М. Коммуникативная толерантность: теоретический и практический аспекты // Современные научные исследования и инновации. 2017. № 3 [Электронный ресурс]. URL: http://web.snauka.ru/issues/2017/03/79178 (дата обращения: 05.05.2021).
20. Федоренко, Л.Г. Толерантность в общеобразовательной школе / Л. Г. Федоренко. – СПб.: КАРО, 2007. – 238 с. ISBN 3926-4443. Текст: непосредственный.
21. Хухлаева, О.В. Этнопедагогика : учебник для бакалавров / О.В. Хухлаева, А.С. Кривцова. – Люберцы: Юрайт, 2016. – 333 с. - ISBN 4144-4443. Текст: непосредственный.
22. Чердынцева, Е.В. Воспитание толерантности у младших школьников во внеурочной деятельности / Е.В. Чердынцева // В сборнике: Технологии в образовании. – 2020. Сборник материалов Международной научно-методической конференции. – Новосибирск, 2020. – 217 с. ISSN: 0771-7371. Текст: непосредственный.
23. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. – М.: Издательство МГУ, 2016. – 292 c. ISBN 1271-0434. Текст: непосредственный.
24. Шабалина, Ю.В. Воспитание толерантности младших школьников: современное состояние проблемы / Ю.В. Шабалина, О.И. Димова // Молодой ученый. – 2020. – № 50 (340). – С. 518-520. - eISSN: 0121-7341. Текст: непосредственный.
25. Яновская, М.Г. Эмоциональные аспекты нравственного воспитания / М. Г. Яновская. – М.: Просвещение. 2016. – 159 с. ISBN 1341-0774. Текст: непосредственный.