ДИСТАНЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ
|
ВВЕДЕНИЕ ..3
ГЛАВА I. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. История развития, сущность и преимущества дистанционного обучения 8
1.2. Формы дистанционного обучения 18
1.3. Дистанционная форма обучения истории на уроке и во внеурочной деятельности 24
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Элементы дистанционного обучения истории в работе с учащимися 34
2.2. Внеурочная деятельность по истории с использованием дистанционных методов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 58
ГЛАВА I. ДИСТАНЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК ФОРМА СОВРЕМЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
1.1. История развития, сущность и преимущества дистанционного обучения 8
1.2. Формы дистанционного обучения 18
1.3. Дистанционная форма обучения истории на уроке и во внеурочной деятельности 24
ГЛАВА II. ПРИМЕНЕНИЕ ДИСТАНЦИОННЫХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ ИСТОРИИ В ОСНОВНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЕ
2.1. Элементы дистанционного обучения истории в работе с учащимися 34
2.2. Внеурочная деятельность по истории с использованием дистанционных методов 46
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 55
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И
ЛИТЕРАТУРЫ 58
Весна 2020 года запомнилась стремительным вынужденным внедрением дистанционного обучения в школах России, связанным с распространением пандемии вируса Covid-19, и невозможностью посещать школы. Безусловно, это не первый случай, когда идея внедрения дистанционных образовательных технологий (ДОТ) в образовательный процесс была применена на практике. Но, пожалуй, первый, когда столь быстро и повсеместно.
«Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования» . Естественно, это не тот формат, что мы можем наблюдать в наше время. Трансформируясь в несколько этапов, к началу двадцать первого столетия оно демонстрирует феерический скачок вперёд. Никто не будет спорить, что в первую очередь это связано с масштабным стремительным вхождением в обиход человека компьютеров, гаджетов, смарт-устройств и, конечно же, интернета, без которого жизнь современного человека, уже кажется невозможной.
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования . И если мы наблюдали внедрение и активное использование ДОТ сначала в ВУЗах страны, то сейчас мы видим их применение в образовательном процессе в школах, в том числе и на уроках истории. Новинки технического прогресса всё большее место занимают в нашем обиходе, и мы можем предположить, что дистанционное обучение перейдёт на новый этап развития, значительно отличающейся от существующего в наши дни.
Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества в информатизации образования и компьютеризации обучения современной парадигмой образования, ориентированной на развивающее обучение, личностный, деятельностный подход, потребностями во введении дистанционных уроков в практику обучения на базе общеобразовательных школ.
Анализ литературы. При написании курсовой работы была использована современная литература. Основой исследования послужили: учебное пособие по
дистанционным технологиям Е.С. Полат , исследования в области использования информационных технологий в преподавании истории в школе Торопа В.В. , работы Акуловой В.А. в области дистанционного обучения в современной школе. Основу по работе с дистанционными технологиями в обучении составил обобщенный опыт методистов и педагогов, занимавшихся изучением данной темы в рамках I региональной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге .
Объект исследования: использование дистанционных технологий в системе школьного образования.
Предмет исследования: принципы, методы и формы организации дистанционного обучения на уроках истории.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме организации системы дистанционного обучения, опыт ее создания в зарубежных странах и России, законодательные и нормативные документы по дистанционному обучению Правительства РФ и Министерства просвещения РФ.
М.Т. Студеникин в книге "Современные технологии преподавания истории в школе" подчёркивает, что применение технических средств — одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории — модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения. А также, рассказывается о современном устройстве кабинета истории, его наполнении видеоносителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом .
Теоретическим и практическим проблемам дистанционного обучения посвящены работы зарубежных и отечественных ученых.
Опыт зарубежных ученых в области определения сущности и особенностей дистанционного обучения привлекают работы — Б. Холмберга, Дж. Даниелья, Д. Кигана, А. Борка, Б. Хантера, Дж. Баата, Р. Деллинга, Ф. Ведемейера, М. Мура, О. Петере, К. Смита.
Российскими учеными исследуются:
- проблемы организации дистанционного обучения — И.В. Роберт, А.В. Хуторской, А.М Бершадский, И.В. Кревский,
В.И. Овсянников, А.Н. Тихонов, А.А. Андреев , В.А. Трайнев,
В.Ф. Гуркин..
- различные аспекты использования информационных технологий, на которых основано дистанционное обучение — И.М. Ибрагимов, Е.К. Балафанов, Е.У. Жуматаева , В.А. Криворучко, Е.С. Полат , А.В. Хуторской .
Основные аспекты изучаемого вопроса прописаны в Законе «Об образовании в Российской Федерации» , федеральной целевой программе «Электронная Россия» .
Цель данной дипломной работы — исследование технологий дистанционного обучения истории в основной общеобразовательной школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ научной литературы, публикаций, посвященной проблеме исследования;
- раскрыть понятие «дистанционные технологии», выявить их психолого педагогическую и организационно- методическую основу;
- исследовать недостатки и преимущества дистанционной формы обучения;
- апробировать элементы организации технологий дистанционного обучения на курсе пред мета «История» в школе и во внеурочной деятельности.
При достижении постав ленной цел и мы руководствовались следующей гипотезой: создание информационной образовательной среды для уроков истории будет возможным, если:
- определены и использованы механизмы дистанционных технологий обучения в курсе истории;
- апробированы формы внеурочной деятельности с применением технологий дистанционного обучения по истории как часть образовательного процесса в школе.
Новизна работы заключается в анализе форм и элементов дистанционного обучения, в разработке рекомендаций на основе их практики применения на уроках истории в школе
Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренный в работе опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в школах России, зарубежом и предложенные практические рекомендации могут быть применены для совершенствования организации системы дистанционного обучения на уроках истории в школе.
Структура работы. Дипломная работ а состоит из в ведения, 2 г лавы, заключен из, списка использованных источников и литературы, приложения.
«Считается, что первая попытка создания дистанционной формы образования была предпринята ещё Яном Коменским 350 лет назад, когда он ввел в широкую образовательную практику иллюстрированные учебники. Он также создал базу для использования системного подхода в образовании, написав свою «Великую дидактику». Многие исследователи признают его родоначальником дистанционного образования» . Естественно, это не тот формат, что мы можем наблюдать в наше время. Трансформируясь в несколько этапов, к началу двадцать первого столетия оно демонстрирует феерический скачок вперёд. Никто не будет спорить, что в первую очередь это связано с масштабным стремительным вхождением в обиход человека компьютеров, гаджетов, смарт-устройств и, конечно же, интернета, без которого жизнь современного человека, уже кажется невозможной.
В России датой официального развития дистанционного образования можно считать 30 мая 1997 года, когда вышел приказ № 1050 Минобразования России, позволяющий проводить эксперимент в сфере дистанционного образования . И если мы наблюдали внедрение и активное использование ДОТ сначала в ВУЗах страны, то сейчас мы видим их применение в образовательном процессе в школах, в том числе и на уроках истории. Новинки технического прогресса всё большее место занимают в нашем обиходе, и мы можем предположить, что дистанционное обучение перейдёт на новый этап развития, значительно отличающейся от существующего в наши дни.
Актуальность темы обусловлена социальным заказом общества в информатизации образования и компьютеризации обучения современной парадигмой образования, ориентированной на развивающее обучение, личностный, деятельностный подход, потребностями во введении дистанционных уроков в практику обучения на базе общеобразовательных школ.
Анализ литературы. При написании курсовой работы была использована современная литература. Основой исследования послужили: учебное пособие по
дистанционным технологиям Е.С. Полат , исследования в области использования информационных технологий в преподавании истории в школе Торопа В.В. , работы Акуловой В.А. в области дистанционного обучения в современной школе. Основу по работе с дистанционными технологиями в обучении составил обобщенный опыт методистов и педагогов, занимавшихся изучением данной темы в рамках I региональной научно-практической конференции в Санкт-Петербурге .
Объект исследования: использование дистанционных технологий в системе школьного образования.
Предмет исследования: принципы, методы и формы организации дистанционного обучения на уроках истории.
Теоретической и методологической основой дипломной работы послужили труды отечественных и зарубежных ученых по проблеме организации системы дистанционного обучения, опыт ее создания в зарубежных странах и России, законодательные и нормативные документы по дистанционному обучению Правительства РФ и Министерства просвещения РФ.
М.Т. Студеникин в книге "Современные технологии преподавания истории в школе" подчёркивает, что применение технических средств — одна из характерных черт современного развития школы и педагогики. Пособие посвящено современным технологиям преподавания истории — модульно-блочному обучению, проектной деятельности, применению компьютерных программ и Интернета на уроках истории. Собраны вопросы и задания развивающего характера, викторины для учащихся. Предлагаемое пособие раскрывает опыт работы учителей истории по применению современных технологий обучения. А также, рассказывается о современном устройстве кабинета истории, его наполнении видеоносителями и их применении на уроках истории, включая электронные компьютерные программы в сочетании с Интернетом .
Теоретическим и практическим проблемам дистанционного обучения посвящены работы зарубежных и отечественных ученых.
Опыт зарубежных ученых в области определения сущности и особенностей дистанционного обучения привлекают работы — Б. Холмберга, Дж. Даниелья, Д. Кигана, А. Борка, Б. Хантера, Дж. Баата, Р. Деллинга, Ф. Ведемейера, М. Мура, О. Петере, К. Смита.
Российскими учеными исследуются:
- проблемы организации дистанционного обучения — И.В. Роберт, А.В. Хуторской, А.М Бершадский, И.В. Кревский,
В.И. Овсянников, А.Н. Тихонов, А.А. Андреев , В.А. Трайнев,
В.Ф. Гуркин..
- различные аспекты использования информационных технологий, на которых основано дистанционное обучение — И.М. Ибрагимов, Е.К. Балафанов, Е.У. Жуматаева , В.А. Криворучко, Е.С. Полат , А.В. Хуторской .
Основные аспекты изучаемого вопроса прописаны в Законе «Об образовании в Российской Федерации» , федеральной целевой программе «Электронная Россия» .
Цель данной дипломной работы — исследование технологий дистанционного обучения истории в основной общеобразовательной школе.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- провести анализ научной литературы, публикаций, посвященной проблеме исследования;
- раскрыть понятие «дистанционные технологии», выявить их психолого педагогическую и организационно- методическую основу;
- исследовать недостатки и преимущества дистанционной формы обучения;
- апробировать элементы организации технологий дистанционного обучения на курсе пред мета «История» в школе и во внеурочной деятельности.
При достижении постав ленной цел и мы руководствовались следующей гипотезой: создание информационной образовательной среды для уроков истории будет возможным, если:
- определены и использованы механизмы дистанционных технологий обучения в курсе истории;
- апробированы формы внеурочной деятельности с применением технологий дистанционного обучения по истории как часть образовательного процесса в школе.
Новизна работы заключается в анализе форм и элементов дистанционного обучения, в разработке рекомендаций на основе их практики применения на уроках истории в школе
Практическая значимость работы заключается в том, что рассмотренный в работе опыт внедрения дистанционных образовательных технологий в школах России, зарубежом и предложенные практические рекомендации могут быть применены для совершенствования организации системы дистанционного обучения на уроках истории в школе.
Структура работы. Дипломная работ а состоит из в ведения, 2 г лавы, заключен из, списка использованных источников и литературы, приложения.
Сопоставление результатов работы с постав ленными за дачами позволяет сделать ряд умозаключений.
Анализ литературных источников по теме исследования позволил уточнить понятие определения дистанционных образовательных технологий для информационной образовательной среды школы, подними понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением и нформационно-телекоммуникационных сетей пр и опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников и способствующие взаимодействию субъектов образовательного процесса в единой информационно-образовательной среде, на современном этапе в России в основном посредством компьютер а, смартфона и интернета. А также установить исторический процесс применения дистанционных технологий, их формы, преимущества и недостатки в обучении.
Применяемые в ДО инструменты разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, интернете технологии.
Внедрение технологий дистанционного обучения в уроки истории, имеет следующие особенности: внедрение ДОТ подкреплено рядом нормативно-правовых документов федерального уровня; для внедрения дистанционных образовательных технологий не маловажным фактором является создание единой информационной образовательной среды.
Для организации дистанционного обучения по истории, возможно использование, как конкретной дистанционной технологии, так и от дельных эле ментов следующих технологий: кейс-технология, видео интерактивная технология и сетевые технологии. Основные направления использования дистанционных технологий в обучении по истории: дистанционный контроль знаний обучающихся; дополнительные элективные курсы; дистанционное обучение для детей, длительное время не посещающих уроки по причине болезни; организация систем виртуального общения и внеурочной деятельности.
Безусловно, дистанционное обучение имеет огромные преимущества в образовательном процессе школы. Наиболее значимые из них: индивидуальный подход к каждому слушателю; максимальна вовлеченность при использовании итерактивных практикумов и различных форм тестирования, исключение возможности необъективного и предвзятого оценивания; гибкий график обучения и возможность использования при отмене занятий из-за карантин а или погодных условий.
Анализ литературных источников по теме исследования позволил уточнить понятие определения дистанционных образовательных технологий для информационной образовательной среды школы, подними понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением и нформационно-телекоммуникационных сетей пр и опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников и способствующие взаимодействию субъектов образовательного процесса в единой информационно-образовательной среде, на современном этапе в России в основном посредством компьютер а, смартфона и интернета. А также установить исторический процесс применения дистанционных технологий, их формы, преимущества и недостатки в обучении.
Применяемые в ДО инструменты разнообразны и включают переписку, использование печатной продукции, радио и телевидение, интернете технологии.
Внедрение технологий дистанционного обучения в уроки истории, имеет следующие особенности: внедрение ДОТ подкреплено рядом нормативно-правовых документов федерального уровня; для внедрения дистанционных образовательных технологий не маловажным фактором является создание единой информационной образовательной среды.
Для организации дистанционного обучения по истории, возможно использование, как конкретной дистанционной технологии, так и от дельных эле ментов следующих технологий: кейс-технология, видео интерактивная технология и сетевые технологии. Основные направления использования дистанционных технологий в обучении по истории: дистанционный контроль знаний обучающихся; дополнительные элективные курсы; дистанционное обучение для детей, длительное время не посещающих уроки по причине болезни; организация систем виртуального общения и внеурочной деятельности.
Безусловно, дистанционное обучение имеет огромные преимущества в образовательном процессе школы. Наиболее значимые из них: индивидуальный подход к каждому слушателю; максимальна вовлеченность при использовании итерактивных практикумов и различных форм тестирования, исключение возможности необъективного и предвзятого оценивания; гибкий график обучения и возможность использования при отмене занятий из-за карантин а или погодных условий.
Подобные работы
- Дистанционные методы обучения истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2020 - Дистанционные методы обучения истории
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4210 р. Год сдачи: 2020 - Возможности использования современных методов обучения на уроках
права
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Интерактивные методы обучения навыкам графического дизайна на примере образовательной деятельности студии Art-club
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - ИНТЕРАКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ В ДИЗАЙН-ОБРАЗОВАНИИ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4700 р. Год сдачи: 2020 - МЕТОДИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ЭВРИСТИЧЕСКИХ МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ БИОЛОГИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4860 р. Год сдачи: 2018 - Методы обучения праву в информационно - образовательной среде
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - Педагогические условия интеграции дистанционных форм обучения в современную начальную школу
Магистерская диссертация, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4840 р. Год сдачи: 2021 - Педагогические условия интеграции дистанционных форм обучения в современную начальную школу
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2021



