ИНСТИТУТ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ
|
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ…………7
1.1 Основные исторические вехи дореволюционного периода развития института амнистии и помилования……………………………………………..7
1.2 Амнистия и помилование в советском уголовном праве…………………11
1.3 Современное состояние института амнистии и помилования в отечественном законодательстве……………………………………………….15
ГЛАВА 2 АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………27
2.1 Амнистия и помилование в отечественном уголовном праве: черты сходства и различия……………………………………………………………...27
2.2 Актуальные проблемы института амнистии и помилования в отечественном законодательстве……………………………………………….34
2.3 Перспективы развития института амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства…………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..53
ГЛАВА 1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ИНСТИТУТОВ АМНИСТИИ И ПОМИЛОВАНИЯ В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВЕ…………7
1.1 Основные исторические вехи дореволюционного периода развития института амнистии и помилования……………………………………………..7
1.2 Амнистия и помилование в советском уголовном праве…………………11
1.3 Современное состояние института амнистии и помилования в отечественном законодательстве……………………………………………….15
ГЛАВА 2 АМНИСТИЯ И ПОМИЛОВАНИЕ В УГОЛОВНОМ ПРАВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ…………………………………………………27
2.1 Амнистия и помилование в отечественном уголовном праве: черты сходства и различия……………………………………………………………...27
2.2 Актуальные проблемы института амнистии и помилования в отечественном законодательстве……………………………………………….34
2.3 Перспективы развития института амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства…………………………………………………...42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….50
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………..53
Актуальность исследования. Значение освобождения от наказания в теории уголовного права трудно переоценить. В настоящий момент уголовно-правовые институты активно развиваются. В этой связи, не являются исключением институты амнистии и помилования.
Термин «амнистия» в российском законодательстве, сам по себе, стал известен только после Февральской Революции 1917 года. Первым актом амнистии стал указ, изданный 7 марта 1917 года Временным Правительством. С другой стороны, понятие помилования было знакомо правовым системам обоих государств с давних времен. Законодательство сначала Древней Руси, а позднее Российской Империи, фактически не пользовалось самим термином «амнистия», употребляя такие слова, как «помилование» или «прощение». Помилование и прощение при этом не зависели от усмотрения суда, а исходили непосредственно от Верховной Самодержавной власти и являли собой Монаршее милосердие.
В Российской Федерации функционирование данных институтов регламентируется конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным и другими отраслями права. Учитывая имеющиеся различия в правовой природе указанных институтов, их объединяет общая воспитательно-предупредительная направленность как на преступность в целом, так и на отдельное преступное поведение.
Являясь актами государственного прощения, амнистия и помилование реализуют принципы гуманизма и справедливости. Разнообразие способов воздействия на лиц, совершивших преступные деяния, в зависимости от степени их исправления, в том числе применение к ним институтов амнистии и помилования, призваны служить достижению целей наказания, определенных в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации. В то же время отдельные акты об амнистии носят откровенно разгрузочный характер и вызваны стремлением сократить количество лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы из-за чрезмерной переполненности последних. Некоторые же акты амнистии и помилования продиктованы политическими соображениями, таким образом, являясь отражением государственной политики в стране на конкретном этапе развития страны.
Итак, актуальность темы настоящего исследования обусловлена стремлением к европеизации и гуманизации российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, основными средствами которых, наряду с другими, выступают амнистия и помилование. Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся реализации актов амнистии и помилования, до сих пор являются дискуссионными, а отсутствие однообразного понимания правовой природы (статуса) данных институтов и единого акта, устанавливающего критерии к амнистированию и помилования преступников, создают массу проблем в процессе правоприменительной деятельности.
Проводимые научные и научно–практические разработки показывают, что оставаясь на позиции простого наращивания интенсивности борьбы с преступностью нынешние задачи по снижению криминогенности решить нельзя. Современные реалии требуют более дифференцированного подхода в этом направлении, необходимости искать пути, пусть на первый взгляд, сложные, но эффективные.
Отдельные аспекты институтов амнистии и помилования в уголовном праве Российской Федерации были рассмотрены в научных трудах Н.С. Таганцева, В.В. Комарова, А.Я. Гришко, Н.М. Коркунова, Н.Д. Сергиевского, Н.Д. Дурманова, И.Л. Марогуловой, И.А. Гукасовой, К.М. Тищенко и др.
Несмотря на ряд научных работ об амнистии и помиловании, эта тема далеко не исчерпана по причине того, что существующие исследования посвящены либо амнистии либо помилованию и не рассматривают одновременно оба этих правовых феномена. Так, диссертация и монография В. Квашиса написаны около 30 лет тому назад и не отражают действующего ныне законодательства. Работы К. Мирзажанова также написаны на базе старого нормативного материала, в них не учитывается новое законодательство.
Итак, широкого комплексного исследования и теоретического обобщения институтов амнистии и помилования, на основании нового нормативного материала и обобщения судебной практики, в конституционном и уголовном законодательствах в настоящее время не имеется. В то же время, обновление российского законодательства, построение его на принципах равенства перед законом, гуманизма, является одной из основных задач современной правовой политики государства.
Отечественной юридической науке необходимо выработать рекомендации по совершенствованию процессов правотворчества и правоприменения, в том числе предопределить перспективы развития институтов амнистии и помилования.
Объектом исследования являются теоретические аспекты институтов амнистии и помилования, их особенности и отличительные черты.
Предметом исследования выступает правовая природа, юридическое значение институтов амнистии и помилования, а также их правовое применение.
Цель исследования – выявить особенности институтов амнистии и помилования и предложить пут и их дальнейшего правового регулирования.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть основные исторические вехи дореволюционного периода развития института амнистии и помилования;
2) проанализировать амнистию и помилование в советском уголовном праве;
3) рассмотреть современное состояние института амнистии и помилования в отечественном законодательстве;
4) охарактеризовать черты сходства и различия амнистии и помилования в отечественном уголовном праве;
5) рассмотреть актуальные проблемы института амнистии и помилования в отечественном законодательстве
6) предложить перспективы развития института амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства.
В данной работе были использованы как общенаучные (анализ), так и частнонаучные методы исследования (сравнительно-правовой, формально-юридический и конкретно-социологический).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования выводов, полученных в ходе работы, в дальнейшем, как в теории, так и на практике.
Термин «амнистия» в российском законодательстве, сам по себе, стал известен только после Февральской Революции 1917 года. Первым актом амнистии стал указ, изданный 7 марта 1917 года Временным Правительством. С другой стороны, понятие помилования было знакомо правовым системам обоих государств с давних времен. Законодательство сначала Древней Руси, а позднее Российской Империи, фактически не пользовалось самим термином «амнистия», употребляя такие слова, как «помилование» или «прощение». Помилование и прощение при этом не зависели от усмотрения суда, а исходили непосредственно от Верховной Самодержавной власти и являли собой Монаршее милосердие.
В Российской Федерации функционирование данных институтов регламентируется конституционным, уголовным, уголовно-исполнительным, уголовно-процессуальным и другими отраслями права. Учитывая имеющиеся различия в правовой природе указанных институтов, их объединяет общая воспитательно-предупредительная направленность как на преступность в целом, так и на отдельное преступное поведение.
Являясь актами государственного прощения, амнистия и помилование реализуют принципы гуманизма и справедливости. Разнообразие способов воздействия на лиц, совершивших преступные деяния, в зависимости от степени их исправления, в том числе применение к ним институтов амнистии и помилования, призваны служить достижению целей наказания, определенных в статье 43 Уголовного кодекса Российской Федерации. В то же время отдельные акты об амнистии носят откровенно разгрузочный характер и вызваны стремлением сократить количество лиц, отбывающих наказание в местах лишения свободы из-за чрезмерной переполненности последних. Некоторые же акты амнистии и помилования продиктованы политическими соображениями, таким образом, являясь отражением государственной политики в стране на конкретном этапе развития страны.
Итак, актуальность темы настоящего исследования обусловлена стремлением к европеизации и гуманизации российского уголовного и уголовно-исполнительного законодательства, основными средствами которых, наряду с другими, выступают амнистия и помилование. Вместе с тем, многие вопросы, касающиеся реализации актов амнистии и помилования, до сих пор являются дискуссионными, а отсутствие однообразного понимания правовой природы (статуса) данных институтов и единого акта, устанавливающего критерии к амнистированию и помилования преступников, создают массу проблем в процессе правоприменительной деятельности.
Проводимые научные и научно–практические разработки показывают, что оставаясь на позиции простого наращивания интенсивности борьбы с преступностью нынешние задачи по снижению криминогенности решить нельзя. Современные реалии требуют более дифференцированного подхода в этом направлении, необходимости искать пути, пусть на первый взгляд, сложные, но эффективные.
Отдельные аспекты институтов амнистии и помилования в уголовном праве Российской Федерации были рассмотрены в научных трудах Н.С. Таганцева, В.В. Комарова, А.Я. Гришко, Н.М. Коркунова, Н.Д. Сергиевского, Н.Д. Дурманова, И.Л. Марогуловой, И.А. Гукасовой, К.М. Тищенко и др.
Несмотря на ряд научных работ об амнистии и помиловании, эта тема далеко не исчерпана по причине того, что существующие исследования посвящены либо амнистии либо помилованию и не рассматривают одновременно оба этих правовых феномена. Так, диссертация и монография В. Квашиса написаны около 30 лет тому назад и не отражают действующего ныне законодательства. Работы К. Мирзажанова также написаны на базе старого нормативного материала, в них не учитывается новое законодательство.
Итак, широкого комплексного исследования и теоретического обобщения институтов амнистии и помилования, на основании нового нормативного материала и обобщения судебной практики, в конституционном и уголовном законодательствах в настоящее время не имеется. В то же время, обновление российского законодательства, построение его на принципах равенства перед законом, гуманизма, является одной из основных задач современной правовой политики государства.
Отечественной юридической науке необходимо выработать рекомендации по совершенствованию процессов правотворчества и правоприменения, в том числе предопределить перспективы развития институтов амнистии и помилования.
Объектом исследования являются теоретические аспекты институтов амнистии и помилования, их особенности и отличительные черты.
Предметом исследования выступает правовая природа, юридическое значение институтов амнистии и помилования, а также их правовое применение.
Цель исследования – выявить особенности институтов амнистии и помилования и предложить пут и их дальнейшего правового регулирования.
Исходя из поставленной цели, сформулируем задачи исследования:
1) рассмотреть основные исторические вехи дореволюционного периода развития института амнистии и помилования;
2) проанализировать амнистию и помилование в советском уголовном праве;
3) рассмотреть современное состояние института амнистии и помилования в отечественном законодательстве;
4) охарактеризовать черты сходства и различия амнистии и помилования в отечественном уголовном праве;
5) рассмотреть актуальные проблемы института амнистии и помилования в отечественном законодательстве
6) предложить перспективы развития института амнистии и помилования в нормах уголовного законодательства.
В данной работе были использованы как общенаучные (анализ), так и частнонаучные методы исследования (сравнительно-правовой, формально-юридический и конкретно-социологический).
Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в возможности дальнейшего использования выводов, полученных в ходе работы, в дальнейшем, как в теории, так и на практике.
В результате проведенного исследования мы делаем следующие выводы и предложения.
1. Традиционно правовой институт амнистии рассматривается как альтернатива применению мер юридической ответственности, свидетельствует о гуманном отношении к человеку, который оступился, но которому дали второй шанс на исправление. Освобождение от уголовной ответственности, являясь самостоятельным институтом, преследует цели достижения максимального эффекта в исправлении (восстановлении) нарушенного правоотношения, гуманизации и индивидуализации мер воздействия и предупреждения правонарушения.
Изучив историю проводимых амнистий, можно выделить некоторые ее особенности:
5. цели амнистий, в основном, были направлены на улучшение отношений между властью и обществом;
6. категории лиц, подлежащих амнистии были разными, как и виды преступлений за которые они были осуждены;
7. периодичность проведения амнистии не определена законодательно и ни чем не регламентирована;
8. уровень ресоциализации осужденных не учитывался при проведении ни одной амнистии.
Освобождение от юридической ответственности должно быть основано на балансе интересов государства, общества, личности, использовании позитивных стимулов в праве в целях повышения социальной активности индивида и достижения общественно полезного поведения. На данный момент времени применение амнистии не достигает указанной цели, что связано с недостатками ее правовой регламентации. В данном контексте представляется приемлемой позиция Т.Н. Радько о том, что освобождение от юридической ответственности является в известной мере отступлением от требований таких принципов, как равенство всех перед законом, законность и справедливость .
2. На современном этапе развития общества и государства сложность юридической природы институтов амнистии и помилования, сочетающих в себе конституционно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и административно-правовые субинституты.
Основа института помилования основывается на нормах государственного (конституционного) права. Все действующие нормативные правовые акты не могут приниматься, если их положения противоречат Конституции РФ. Тем не менее, многие законодательные нормы нуждаются в конкретизации и дополнении. Это касается и текущего уголовного законодательства в сфере применения амнистии и помилования.
3. Главным отличительным свойством амнистии от помилования является ее неперсонифицированный характер, а также отличие органа, издающего соответствующий акт. Если помилование является актом единоличного органа власти в лице Президента Российской Федерации, то амнистия объявляется, как правило, законодательным органом власти.
Нельзя не согласиться с мнением А.П. Фокова о том, что «до настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию» . Выработка государственной политики в отношении амнистии и помилования является важным моментом в установлении тактики и стратегии государства в вопросе освобождения от отбывания наказания и уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления.
Подобное нормативное игнорирование важных уголовно-правовых и уголовно-исполнительных институтов порождает массу проблем на этапе правоприменительной деятельности.
4. На наш взгляд, институты амнистии и помилования должны регулироваться одним законом. Это обусловливается единой мотивацией их применения, тем, что и амнистия, и помилование являются актами государственного прощения лиц, совершивших правонарушения. Издание единого закона об амнистии и помиловании обусловливается также их отдаленностью от обычных юрисдикционных функций. Из всех оснований освобождения от ответственности и наказания, предусмотренных нормами права, например, от условно-досрочного освобождения, Конституцией Российской Федерации предусмотрено освобождение от ответственности и наказания только в связи с актами амнистии и помилования. Они принимаются не судом, а специальными уполномоченными на то органами или должностными лицами. Различия, существующие между амнистией и помилованием, которые очевидны и в практике их применения, могут быть предусмотрены в этом законе.
Принятие закона об амнистии и помиловании позволит не только раскрыть их юридическую сущность, но и будет активно способствовать стабилизации практики их применения, совершенствованию российского законодательства.
1. Традиционно правовой институт амнистии рассматривается как альтернатива применению мер юридической ответственности, свидетельствует о гуманном отношении к человеку, который оступился, но которому дали второй шанс на исправление. Освобождение от уголовной ответственности, являясь самостоятельным институтом, преследует цели достижения максимального эффекта в исправлении (восстановлении) нарушенного правоотношения, гуманизации и индивидуализации мер воздействия и предупреждения правонарушения.
Изучив историю проводимых амнистий, можно выделить некоторые ее особенности:
5. цели амнистий, в основном, были направлены на улучшение отношений между властью и обществом;
6. категории лиц, подлежащих амнистии были разными, как и виды преступлений за которые они были осуждены;
7. периодичность проведения амнистии не определена законодательно и ни чем не регламентирована;
8. уровень ресоциализации осужденных не учитывался при проведении ни одной амнистии.
Освобождение от юридической ответственности должно быть основано на балансе интересов государства, общества, личности, использовании позитивных стимулов в праве в целях повышения социальной активности индивида и достижения общественно полезного поведения. На данный момент времени применение амнистии не достигает указанной цели, что связано с недостатками ее правовой регламентации. В данном контексте представляется приемлемой позиция Т.Н. Радько о том, что освобождение от юридической ответственности является в известной мере отступлением от требований таких принципов, как равенство всех перед законом, законность и справедливость .
2. На современном этапе развития общества и государства сложность юридической природы институтов амнистии и помилования, сочетающих в себе конституционно-правовые, уголовно-правовые, уголовно-исполнительные и административно-правовые субинституты.
Основа института помилования основывается на нормах государственного (конституционного) права. Все действующие нормативные правовые акты не могут приниматься, если их положения противоречат Конституции РФ. Тем не менее, многие законодательные нормы нуждаются в конкретизации и дополнении. Это касается и текущего уголовного законодательства в сфере применения амнистии и помилования.
3. Главным отличительным свойством амнистии от помилования является ее неперсонифицированный характер, а также отличие органа, издающего соответствующий акт. Если помилование является актом единоличного органа власти в лице Президента Российской Федерации, то амнистия объявляется, как правило, законодательным органом власти.
Нельзя не согласиться с мнением А.П. Фокова о том, что «до настоящего времени законодатель не разработал общего механизма применения государственного акта амнистии, не разработаны правовые нормы, признаки и категории лиц, подлежащих амнистированию» . Выработка государственной политики в отношении амнистии и помилования является важным моментом в установлении тактики и стратегии государства в вопросе освобождения от отбывания наказания и уголовной ответственности лиц, виновных в совершении преступления.
Подобное нормативное игнорирование важных уголовно-правовых и уголовно-исполнительных институтов порождает массу проблем на этапе правоприменительной деятельности.
4. На наш взгляд, институты амнистии и помилования должны регулироваться одним законом. Это обусловливается единой мотивацией их применения, тем, что и амнистия, и помилование являются актами государственного прощения лиц, совершивших правонарушения. Издание единого закона об амнистии и помиловании обусловливается также их отдаленностью от обычных юрисдикционных функций. Из всех оснований освобождения от ответственности и наказания, предусмотренных нормами права, например, от условно-досрочного освобождения, Конституцией Российской Федерации предусмотрено освобождение от ответственности и наказания только в связи с актами амнистии и помилования. Они принимаются не судом, а специальными уполномоченными на то органами или должностными лицами. Различия, существующие между амнистией и помилованием, которые очевидны и в практике их применения, могут быть предусмотрены в этом законе.
Принятие закона об амнистии и помиловании позволит не только раскрыть их юридическую сущность, но и будет активно способствовать стабилизации практики их применения, совершенствованию российского законодательства.
Подобные работы
- Амнистия и помилование в уголовном праве
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2017 - Институты амнистии и помилования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2019 - Институты амнистии и помилования
Магистерская диссертация, конституционное право. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Институты амнистии и помилования
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5500 р. Год сдачи: 2019 - Институт амнистии и помилования в РФ
Магистерская диссертация, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2017 - Амнистия и помилование как виды освобождения по уголовному праву
Бакалаврская работа, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4320 р. Год сдачи: 2022 - Амнистия и помилование в уголовном праве
Дипломные работы, ВКР, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 4820 р. Год сдачи: 2018 - Амнистия и помилование в уголовном праве
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4660 р. Год сдачи: 2018 - Амнистия и помилование как поощрительные нормы в уголовном праве России (Уголовно-правовые средства борьбы с правонарушениями, Санкт-Петербургский университет технологий управления и экономики (СПбУТУиЭ))
Курсовые работы, уголовное право. Язык работы: Русский. Цена: 350 р. Год сдачи: 2019



