ВВЕДЕНИЕ 3
1. Общая характеристика гражданского общества 5
2. Религиозные организации как институты гражданского общества 36
3. Взаимодействие государства и религиозных организаций 455
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 64
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Актуальность данного исследования обусловлена тем, что сегодня религиозные организации оказывают значительное влияние на развитие гражданского общества и государства России. Для России все время был свойственен религиозный тип сознания. Религия - это определенная система взглядов, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации. С этой точки зрения религия выступает важным фактором общественного развития, влияющим на правосознание и поведение человека и гражданина.
Объект исследования составляют общественные отношения,
складывающихся по вопросам правового регулирования взаимодействия государства и религиозных организаций.
Предмет исследования составляют правовые нормы, регламентирующие взаимодействие государства и конфессиональных организаций как проблемы развития гражданского общества.
Цель работы заключается в формировании представления о взаимодействии государства и конфессиональных организаций России. Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Определить понятие и признаки гражданского общества.
2. Охарактеризовать свободу совести и ее значение в гражданском обществе.
3. Рассмотреть понятие и признаки религиозных организаций.
4. Определить статус религиозных организаций как субъектов гражданского общества.
5. Изучить проблемы взаимодействия государства и религиозных организаций.
6. Выявить перспективы развития взаимодействия государства и религиозных организаций.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.
Изучение темы выпускной квалификационной работы позволило прийти к следующим выводам:
1. Общественная наука выделила два основных общественных явления, находящихся в постоянном взаимодействии, взаимопроникновении, а иногда и противостоянии. По институтам гражданского общества можно судить, о развитии демократии. Одной из главных задач государства является активизация и регулирование гражданских институтов. В свою очередь данные институты помогают «окрепнуть» и правильно сформироваться государству.
2. До реформы 1905 года Государство, а в частности верховная власть имела наиболее высокий приоритет над религией, в сфере законодательной, исполнительной, а так же отчасти и судебной власти. Государство открыто вмешивалось во внутреннюю жизнь различных конфессий, строго регламентировало их структуру и деятельность с помощью Свода законов, который устанавливал неравноправное положение религий. Революция 1905 гг. в России выдвинула требование демократических свобод, в том числе и свободы совести. Царское правительство вынуждено было приступить к упорядочению религиозного законодательства, которое оставалось, по признанию Комитета министров, неизменным с XVIII в. Одним из наиболее значимых был Манифест 17 октября 1905 г., который провозгласил свободу совести. И сделал первый шаг к либерализации власти.
3. Религиозная организация - это духовное объединение, которая обладает признаками некоммерческой организации и соответственно ее деятельность регулируется законом. Какую религию исповедовать, внутреннее устройство и прочие вопросы религиозная организация регулирует самостоятельно, но ее деятельность не должна противоречить законодательству.
4. Взаимодействие государства и религиозных организаций важный
аспект в формировании поведения в обществе. Складывающийся системный и более эффективный подход к исследованию их взаимодействия свидетельствует о положительной динамике в формировании гражданского общества. Примером являются различные договоры заключенные между федеральными органом исполнительной власти и централизованными религиозными организациями.
5. Как формы общественного сознания, религия и политика постоянно взаимодействуют, так как их носители практически одни и те же. Поэтому взаимовлияние их будет существовать до тех пор, пока они будут фигурировать в общественной жизни. Преобладание одной структуры над другой и является проблемой, т.к. они должны взаимодействовать и взаимодополнять друг друга, а не противостоять друг другу. Поэтому существует проблема баланса во взаимодействии государства и религиозной организации
6. Государство и религия в современном мире предпочитают сотрудничать между собой, подписывая документы, и имея при этом взаимовыгодные условия. Перспектива взаимодействия направлена на укрепление государства и традиционных основ.
7. Современное взаимодействие Российского государства и религиозных организаций характеризуется следующими чертами:
- Сотрудничество церкви и органов государственной власти в различных сферах жизнедеятельности;
- Охрана государством церковной деятельности;
- Совместная поддержка во внутренней и во внешней политике;
- Допуск священнослужителей в духовно-нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения (образование);
- Появление военного духовенства;
- Предоставление государством церкви различных преференций
(налоговые и др.);
- Государственные дотации;
- Общие органы управления.
1. Федеральный закон от 17.06.1996 N 74-ФЗ (ред. от 04.11.2014) "О национально-культурной автономии" // Собрание законодательства РФ. 1996. N 25. Ст. 2965.
2. Федеральный закон от 26.09.1997 N 125-ФЗ (ред. от 06.07.2016) "О свободе совести и о религиозных объединениях".
3. Федеральный закон от 04.04.2005 N 32-ФЗ (ред. от 28.11.2015) "Об Общественной палате Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 15. Ст. 1277.
4. Федеральный закон от 05.12.2005 N 154-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной службе российского казачества" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 50. Ст. 5245.
5. Федеральный закон от 01.12.2007 N 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О саморегулируемых организациях" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.10.2016) // Собрание законодательства РФ. 2007. N 49. Ст. 6076.
6. Федеральный закон от 03.12.2008 N 245-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О государственной службе российского казачества" // Собрание законодательства РФ. 2008. N 49. Ст. 5743.
7. Указ Президента РФ от 28.09.2005 N 1138 (с изм. от 03.05.2007) "Об утверждении членов Общественной палаты Российской Федерации" // Собрание законодательства РФ. 2005. N 40. Ст. 4025
8. Указ Президента РФ от 07.10.2009 N 1124 "Об утверждении Положения о порядке принятия гражданами Российской Федерации, являющимися членами казачьих обществ, обязательств по несению государственной или иной службы" // Собрание законодательства РФ. 2009. N 41. Ст. 4734.
9. Указ Президента РФ от 01.02.2011 N 120 (ред. от 18.02.2016) "О Совете при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека" (вместе с "Положением о Совете при Президенте
Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека") // Собрание законодательства РФ. 2011. N 6. Ст. 852.
10. Постановление Правительства РФ от 26.02.2010 N 93 (ред. от 07.10.2015) "О видах государственной или иной службы, к которой привлекаются члены хуторских, станичных, городских, районных (юртовых), окружных (отдельских) и войсковых казачьих обществ" // Собрание законодательства РФ. 2010. N 10. Ст. 1081.
11. Постановление Правительства РФ от 22.11.2012 N 1202 (ред. от
04.11.2014) "Об утверждении Положения о государственном надзоре за деятельностью саморегулируемых организаций" // Собрание
законодательства РФ. 2012. N 48. Ст. 6709.
12. Распоряжение Правительства РФ от 06.09.2011 N 1540-р (ред. от 26.12.2014) «Об утверждении Стратегии социально-экономического развития Центрального федерального округа до 2020 года» // Собрание законодательства РФ. 2011. N 39. Ст. 5489.
13. Приказ Банка России от 15.09.1997 N 02-395 "О положении Банка России "О порядке подготовки и вступления в силу нормативных актов" // Экономика и жизнь. 1997. N 42.
14. Послание Президента РФ Федеральному Собранию от 26.05.2004 "Послание Президента России Владимира Путина Федеральному Собранию РФ" // Российская газета. 2004. 27 мая. N 109.
15. Проект Федерального закона N 238827-6 "Об основах государственно¬
частного партнерства в Российской Федерации" (ред., принятая ГД ФС РФ в I чтении 26.04.2013) // URL:
http://asozd2. duma. gov. m/mam.nsf/(Spravka)?OpenAgent&RN=238827-6.
Материалы судебной практики
16. Постановление Конституционного Суда РФ от 26.05.2011 N 10-П "По делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 2 статьи 1 Федерального закона "О третейских судах в Российской Федерации", статьи 28 Федерального закона "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункта 1 статьи 33 и статьи 51 Федерального закона "Об ипотеке (залоге недвижимости)" в связи с запросом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации" // Вестник Конституционного Суда РФ. 2011. N 4.
Научная литература
17. European Parliament Resolution on Community regional policy and the role of the regions (18 November 1988): A2-218/88 // Official Journal. 1988. N С326. P. 19.
18. Андрощук В.В. Расширение сферы свободы вероисповеданий в Уголовном уложении Российской империи 1903 г. // Гражданское общество в России и за рубежом. 2014. N 4.
19. Баранов П.П. Институты гражданского общества в правовом пространстве современной России: Дис. ... канд. юрид. наук. Ростов н/Д,
2013. С. 52.
20. Буренко В.И. Россия от властвования - к политической системе. Научные труды Московского гуманитарного университета. 2015. №3(171).
21. Васильева Н.Л. Конституционно-правовой статус национальных меньшинств и проблемы его реализации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Хабаровск, 2013. С. 18.
22. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М., 2011. С. 40.
23. Грудцына Л.Ю. Государственно-правовой механизм формирования и поддержки институтов гражданского общества в России: Автореф. дис. ... д- ра юрид. наук. М., 2009. С. 15.
24. Затонский В.А. Эффективная государственность в личностно-правовом измерении: общетеоретическое исследование: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Саратов, 2008. С. 11 - 12.
25. Кацуба В.И. Система обеспечения внутренней безопасности государства Израиль: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 14.
26. Корнев В.Н. Проблемы теории государства в либеральной правовой мысли России конца XIX - начала XX века. М.: Юрлитинформ, 2005. С. 212 - 213.
27. Коэн Д., Арато Э. Гражданское общество и политическая теория. М., 2013. С. 134.
28. Макаревич К.А. Финансово-правовое регулирование государственно-частного партнерства в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 10.
29. Медушевский А.Н. Диалог со временем. Российские конституционалисты конца XIX - начала XX века. М.: Новый хронограф, 2010. С. 429 - 431.
30. Медушевский А.Н. Правовое государство // Общественная мысль России XVIII - начала XX века: Энциклопедия. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2005. С. 425.
31. Мухамет-Ирекле А. Реализация гражданином социальных прав в эволюционном развитии России. From Pseudo-Science to Methodology of a Constitutional and Socially-Oriented State. Уфа, 2015. С. 304.
32. Околеснова О.А. Информационно-правовые основы общественного контроля в Российской Федерации: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2014. С. 10.
33. Райнхард К. Реформирование государственного управления. Концепция активизирующего государства // Реформы государственного управления накануне третьего тысячелетия. М., 2009. С. 8 - 9.
34. Родин А.А. Взаимодействие международного и
внутригосударственного права в правовом регулировании государственно-частного партнерства: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2010. С. 10.
35. Романовская О.В. Конституционно-правовые основы организации и деятельности профессиональных публичных корпораций в Российской Федерации: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. Казань, 2011. С. 11.
36. Самойлюк Р.Н. Методы осуществления государственной власти в Российской Федерации: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Н. Новгород, 2013. С. 25.
37. Сафонов А.А. Генезис вероисповедной политики Российского государства, XVIII - начало XX в. // История государства и права. 2015. N 2. С. 20 - 23.
38. Сафонов А.А. Правовое регулирование функционирования религиозных объединений в России в начале XX века: Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. М.: Академия права и управления МВД России, 2008.
39. Сафонов А.А. Свобода совести и модернизация вероисповедного законодательства Российской империи в начале XX в. Тамбов, 2016.
40. Сиджански Д. Федералистское будущее Европы. От Европейского сообщества до Европейского союза. М., 1998. С. 213.
41. Ситников А.В. Церковь и гражданское общество в России. Церковь и время. 2011. №2(55).
42. Ситников А.В. Церковь и гражданское общество в России. Церковь и время. 2011. №2(55).
43. Сковиков А.К. Гражданское общество как социально-политический феномен. Теория и практика общественного развития. 2013. №12.
44. Сковиков А.К., Сагалакова К.А. К вопросу о подходах в исследовании трансформационных процессов в постсоветских обществах. Youth World Politic. 2015. №3.
45. Социально-педагогическое прогнозирование в обеспечении безопасности военной службы в частях внутренних войск. // Мир образования - образование в мире. - 2014. - №2. - С. 30-34.
46. Тихомиров Ю.А. Государство. М., 2013. С. 315.
47. Третьякова С.Б. Саморегулируемые организации как субъекты российского права: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. М., 2013. С. 9.
48. Формы некоммерческих организаций: приложение N 1 //
Некоммерческие организации: законодательное регулирование, практика и зарубежный опыт: аналитический вестн. Сер. "Развитие России". 2008. N 2. С. 40.
49. Хейвуд Э. Политология. М., 2005. С. 124.
50. Цигульский И.Ю. Макиавелли и «макиавеллизм»: есть ли что-то общее?. Youth World Politic. 2015. №3. С. 109.
51. Чаптыкова Т.И. Национальная диаспора как объект этносоциологического исследования: автореф. дис. канд. социол. наук. М.,2014.
52. Черкасов А.И. Нунавут: канадский опыт территориального
самоопределения эскимосов // США: экономика, политика, идеология. 1993. N 2. С. 85.
53. Черячукина Е.А., Андреева А.А. Религиозные организации как одна из разновидностей некоммерческих организаций // Аллея науки. 2017. № 6. С. 212-217.
54. Шабров О.Ф. Духовные основы российской политики. Открытое образование. 2011. №2-2.
55. Шарифов М.Ш. Современные институциональные формы взаимодействия государства и гражданского общества // Российский юридический журнал. 2015. N 5. С. 15 - 29.
56. Щепотьев А., Белкин А. Саморегулируемые организации - часть государственных контрольных функций // Право и экономика. 2008. N 4.С.16.