Введение. 3
Глава 1. Теоретические аспекты популизма в современном обществе.
1. Понятие и признаки популизма. 6
2. Исторический анализ популизма. 15
3. Взаимосвязь политического режима и правового популизма. 20
Глава 2. Правовой популизм и правосознание.
1. Правосознание и его деформация. 25
2. Деструктивное влияние популизма на правосознание. 37
Глава 3. Меры борьбы с правовым популизмом. 47
Заключение. 54
Список использованье источников.
Стремление России создать правовое, демократическое государство стало общепризнанным фактом. Однако этот процесс отличается крайней противоречивостью и неоднозначностью, разнообразием оценок и диагнозом перспектив. И это неудивительно: с феноменом правового государства и его производными Россия по-настоящему соприкасается только сейчас, хотя об императивности правового государства для России еще в начале XIX века говорил один из первых российских классиков либерализма М.М.Сперанский. Прошедшие два века не сделали для России менее актуальным проблему влияния правового популизма на правосознание, и тем самым построения препятствий на пути создания правового государства и сопутствующего ему гражданского общества.
Внешним проявлением этой актуальности является правовая риторика. С одной стороны, крайне необходимая для утверждения ценностей правового государства, с другой - весьма сомнительная по причине «забалтывания» правового государства и оттого девальвации его принципов. Часто правовой популизм, уподобившись правовой словесной упаковке, становится прикрытием бесчестных замыслов, угрозой для самих основ правового государства. И тогда объектом интервенции правового популизма становится неструктурированное правовое сознание. Не будучи способным достойно защищаться, оно деградирует, вызывая к жизни правовой нигилизм, отторгающий ценность системы права.
Конечно, правовой популизм впрямую, как правило, не нарушает законодательства и не призывает к противоправным действиям граждан. Представляется, что он совершает нечто более опасное, а именно приводит общество к ощущению неотвратимости наличия двойных, а то и тройных стандартов, следовательно, в состояние неопределенности и замешательства, поскольку беззастенчиво использует изощренные приемы манипулирования общественным мнением и его компонентом - правовым сознанием. Получается, что правовой популизм и правовое пространство представляют собой параллельные миры, которые иногда соприкасаются, когда популисты обращаются к правовым понятиям и категориям как к средствам манипулятивного ресурса.
В конечном счете, правовой популизм покушается на базовые положения Конституции РФ, размывая их, вызывая сомнительное к ним отношение в смысле их функциональности и реализуемости. Как видим, опасность правового популизма очевидна. Тем более, что он является «политико-правовым инструментом, участвующим в борьбе за власть». Выявление и устранение подобных барьеров на пути построения правового государства, сопутствующего ему гражданского общества и развития правосознания конкретного индивида в России представляется крайне важной задачей современного общества.
Однако для этого необходимо хорошо представлять себе суть этого явления, знать факторы, способствующие его востребованности и утверждению в массовом сознании.
Последние годы интерес к проблеме правового популизма значительно возрос. Этой проблеме посвящены исследования В.М. Баранова, рассматривающего популизм как разновидность правовой демагогии. Отдельные работы А.В. Малько раскрывают влияние, значение, место и роль правового популизма в правовой политике Российского государства. В то же время комплексных исследований проблемы популизма в государственно-правовой жизни российского общества пока нет.
Огромное влияние на процесс исследования оказали работы С.Г. Кара- Мурзы, отражающие различные проблемы манипуляции общественным сознанием в современном социуме как особой технологии господства, а также феномен либеральных революций на постсоветском пространстве, лидеры которых обращались к естественно-правовой аргументации в своих противозаконных действиях.
Основная цель данного исследования заключается в теоретико-правовом анализе популистской деятельности, влияющей на правосознание граждан российского общества, а также в разработке предложений по предупреждению и устранению негативных последствий этого феномена.
Исходя из поставленной цели предполагается решить следующие задачи:
сформулировать определение понятия правового популизма и выделить его признаки, рассмотреть его зарождение и историческое развитие;
рассмотреть проявления популизма в правовой жизни общества;
проанализировать влияние правового популизма на правосознание личности;
определить основные направления современной правовой политики в сфере борьбы с популизмом, предложить комплекс мероприятий, направленных на оптимизацию действующего законодательства.
Подводя итоги проведенного исследования необходимо вернуться к основной цели, поставленной перед началом работы. Основная цель данного исследования заключается в теоретико-правовом анализе популистской деятельности, влияющей на правосознание граждан российского общества, а также в разработке предложений по предупреждению и устранению негативных последствий этого феномена.
Так, было выяснено, что представляет собой явление популизм и в частности правовой популизм. Был сформулирован вывод о том, что популизм это социально-политическое явление, политико-правовой инструмент, участвующий в борьбе за власть. Популизм по своей сути есть инструмент «зарабатывания» доверия общества, возможности влияния на него с целью лоббирования интересов конкретного политика. Под правовым популизмом следует понимать также провозглашение и закрепление правовыми актами таких положений, которые в действительности не обеспечивают достижения социально полезных результатов, а, наоборот, способствуют удовлетворению интересов отдельных граждан или их коллективных образований. Правовой популизм тесно связан с правовой демагогией - намеренным, обманным, внешне эффективным воздействием на правосознание, скрываемым под видом пользы народу и государству, отдельному лицу либо всевозможным объединениям граждан и осуществляемым посредством различных форм ложного одностороннего или грубо извращенного представления правовой действительности для удовлетворения собственных либо коллективных корыстных интересов.
Также было установлено, что обязательным условием появление правового популизма является наличие определенных демократических институтов. Это крайне важно по той причине, что по сути популизм это влияние на правосознание личности и в последствий общества в целом, а также влияние актуально только том случае, если народные массы в качестве избирателей выступают участниками политического процесса, имеют определённые рычаги воздействия на существующий политический режим.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что, как было указано ранее, популизм оказывает влияние на правосознание личности, а это, в свою очередь, крайне важно, так как правосознание определяет правореализацию. В процессе исследования было выяснено, что правовой популизм представляет собой разновидность манипуляции общественным правосознанием с помощью политической тактики, а также набора особых психологических приемов, как правило, применяемых в публичном дискурсе, связанных с апелляцией к обыденному правосознанию масс, с попытками подстроиться под желаемое право большинства населения, используя такие особенности обыденного правосознания, как упрощенность представлений о правовом регулировании общественных отношений, непосредственность восприятия правовых явлений, нравственно-правовой максимализм и склонность к простым и однозначным политическим решениям.
В ходе проведенной работы удалось сделать следующие выводы. Правовой популизм оказывает отрицательное влияние на правосознание, вызывая разочарование в действующем режиме, недоверие к существующей власти, правовой популизм размывает правовые категории, обращает людей к отрицанию права, провоцируя его нарушение в силу недоверия к нему и его социальной природе. Таким образом, представляется что правовой популизм покушается на самые базовые ценности, размывая их, создает ощущение существования двойных стандартов, имеет своей целью создать общество с насажденным мнением и измененной моралью по причине выгодности этого политикам-популистам.
Однако следует также заметить наличие определенной закономерности. Популизм получает «почву» к существованию не только при наличии определенных демократических институтов. Был сделан и обоснован вывод о том, что наиболее существенное условие развития популизма - неразвитое правосознание личности, не способное отличить демагогию от реальных программ и прогнозов, вера в «простое решение сложных проблем». Так, наиболее верный путь борьбы с негативным влиянием популизма это повышение уровня правосознания.
Также, установлена еще одна закономерность. С одной стороны, популизм сопровождает процесс демократизации общества, а с другой - само общество должно с помощью демократических норм и институтов создавать условия для минимизации популистских посягательств. Не менее важными механизмами преодоления негативных последствий популизма представляются становление полноценных механизмов народовластия, стабильных демократических норм и традиций, утверждении в социальной практике высокой политической и правовой культуры как должностных лиц, так и граждан.
Таким образом, исследование темы крайне важно для того, чтобы понять существующие пути решения проблем российской государственности, выработать стратегию преодоления барьеров на пути построения модели реально функционирующей демократии.
Распространенность популизма в публичном пространстве, присутствие в риторике политических лидеров, высокопоставленных деятелей из структур правоохранительных органов, судей разного ранга не просто дезориентирует людей, но и развращает их представление о приоритете права в современном государстве.
Де-юре Россия претендует на статус правового демократического государства, а де-факто можно наблюдать лишь «суверенную» демократию, по всем признакам демонстрирующую плавное скатывание к авторитарному режиму. Основными идеалами демократии принято считать свободу, народный суверенитет, равенство и другие. Однако наиболее значимым представляется критерий равноправия, предполагающий наличие свободы выражения воли граждан, свободу мнений, право на информацию и на участие в конкурентной борьбе за занятие руководящих должностей в государстве. Эти же принципы отчасти характеризуют правовое государство, в формировании которой значительное место занимает правовая риторика, выступающая своего рода средством возведения здания правового государства.
Итак, по существу работы удалось сделать главный вывод. Популизм неразрывно связан с правосознанием, оказывает на него влияние, порождая тем самым целый ряд негативных последствий. Однако манипулирование правосознанием имеет свои пределы - нельзя до бесконечности вводить в заблуждение людей, - поэтому все может, в конечном счете, закончиться жестоким разочарованием людей в существующей власти. Именно это отторгает общество от адекватного участия в политическом процессе, заставляя либо замкнуться на время в себе, либо примкнуть к активно протестующей части общества, либо провоцируя на отрицание ценности системы права, становясь отчасти причиной девиантного поведения личности. Все это пагубно влияет на правореализацию, на становление гражданского общества, и, что наиболее важно, правового демократического государства в России.
1. Конституция Российской Федерации от 12.12.1993 г. (в ред. от 30.12.2014 г.) // Российская газета. 1993.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 года (ред. от 28.03.2017) №51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. №32.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31 июля
1998 года (ред. от 28.12.2016) №146-ФЗ // Собрание законодательства
Российской Федерации. 1998. №31
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 г. № 63 -ФЗ (ред. от 17.04.2017г.) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25
5. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от
18.12.2001(ред. от 17.04.2017) № 174-ФЗ // Российская газета. 2001 г. №
2861.
6. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации от 8.01.1997 (ред. от ред. от 05.04.2017) № 1-ФЗ // Российская газета. 1997 г. № 9.
7. Федеральный конституционный закон Российской Федерации от 17.12.1997 N 2-ФКЗ (ред. от 28.12.2016) «О Правительстве Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. №
51.
8. Федеральный закон Российской Федерации от 12.06.2002 N 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. № 24.
9. Федеральный закон от 11.07.2001 "О политических партиях" № 95 - ФЗ // Российская газета. 2001.
10. Федеральный закон от 15.07.1995 г. "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" (ред. от 28.12.2016г.) № 103-ФЗ // Российская газета. 1995г. № 142
11. Закон Республики Марий Эл от 7.05.2010г. "О противодействии коррупционным проявлениям на территории Республики Марий Эл" № 15-З // Официальный интернет-портале правовой информации Республики Марий Эл. URL: http://mari-el.gov.ru(дата обращения: 11.02.2017).
12. Указ Президента РФ от 02.04.2013 (ред. от 21.02.2017) "О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона "О противодействии коррупции" № 309 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru(дата обращения: 03.05.2017).
13. Указ Президента РФ от 09.12.2013 "О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации" № 894 // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru(дата обращения: 29.02.2017).
II. Специальная литература.
1. Агапов И.О. Юридические особенности лоббирования в России // Право: история, теория, практика. - Материалы IV Международной научной конференции. - 2016.
2. Азми Д.М. Политико-правовые взгляды Э. Фрома. «Отчужденно-бюрократический» и «гуманистический» методы управления // Право и политика. 2001. № 6.
3. Баранов В.М. Правовая демагогия // Теория государства и права / Под ред. В.К. Бабаева. М., 1999.
4. Баранов Н.А. Националистические аспекты популизма. Вильнюс: Слово, 1997.
5. Бобнева, М. И. Социальные нормы и регуляция поведения / М. И. Бобнева. - М. : Наука, 1978.
6. Гершунский Б.С. Гражданское общество в России: проблемы становления и развития. М.: Педагогическое общество в России, 2001.
7. Гуляихин В.Н. Деструктивность измененных состояний
правосознания // Вестник ВолГУ. Серия 7: Философия. Социология и социальные технологии. 2008. №1.
URL: http:ZZcyberleninka.ru/articleZn/destruktivnost-izmenennyh-sostoyaniy- pravosoznaniya(дата обращения: 25.03.2017).
8. Ескина Л.Б. Конституционная реформа в России: кризис или очередной этап? // Правоведение. 2001. № 2.
9. Зоркальцев В. Цель создание гражданского общества // Выборы. Законодательство и технологии. 2000. №11
10. Идрисова М.А. Политическая система общества. Трансформация в эпоху глобализации: теоретико-правовое исследование/М.А. Идрисова. - Казань: Казанский государственный университет, 2009.
11. Ильин М.В., Коваль Б.Н. Две стороны одной медали: гражданское общество и правовое государство // Политические исследования. 1992. № 1
11. Киреева С.А. - Политический режим как элемент формы государства: 2Теорет.-правовое исслед.): Дис. канд. юрид. наук: 12.00.01. - Саратов, 1997.
13. Коробка В.Н. Деформация профессионального правосознания следователей органов внутренних дел: дис. канд. юрид. наук: 12.00.08. - Ростов н/Д, 1999.
14. Лукашева Е.А. Человек, право, цивилизации: нормативно¬ценностное измерение. М., 2009.
15. Малько А.В. Популизм и право //Правоведение. 1994. №1.
16. Малько А.В. Политическая и правовая жизнь России: актуальные проблемы. - М.: Юристъ, 2000.
17. Малько А.В., Субочев В.В. Лоббизм: проблемы правового регулирования. Пятигорск, 2003.
18. Малько А.В., Шундиков К.В. Правовая политика современной России: цели и средства // Государство и право. 2001. № 7.
19. Мамут Л.С. Правосознание / Общественное сознание и его формы. М., 1986
20. Ненашев М. Диктатура СМИ: кто жертва // Российская газета. 2000.
21. Окуньков Л.А. Перспективы перераспределения полномочий между Президентом, Правительством и Федеральным Собранием РФ // Законодательство. 2000. № 9.
22. Победоносцев К.П. Великая ложь нашего времени. М., 1993.
23. Погодин А.В. Элементы теории правореализации: дис . д-р. юрид. наук: 12.00.01. Казань, КФУ, 2013.
24. Погодин, А. В. Конкретные правовые отношения и правореализация / А. В. Погодин // Ученые записки Казанского государственного университета. Сер. Гуманитарные науки. Т.151. Кн.4. - Казань : изд-во Казан. ун-та, 2009
25. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.
26. Правовое регулирование и правореализация/ Л.Т. Бакулина, И.Г. Горбачев, Д. Н. Горшунов [и др.]; науч. ред. Ю.С. Решетов. - Казань: Казан. 2008.
27. Решетов Ю. С. Юридически значимое поведение и реализация права / Ю. С. Решетов // Правореализация и юридический процесс : инновационные подходы к построению моделей. - Казань : Казан. ун-т, 2011
28. Согрин В. В. Левая, правая где сторона?//Коммунист. 1990. № 3.
29. Соколов, Н. Я. Профессиональное сознание юристов / Н.Я. Соколов. - М.: Наука, 1988.
30. Становление гражданского общества в России: правовой аспект / Под ред. О.И. Цыбулевской. Саратов: СЮИ МВД РФ, 2000.
31. Сысоева В.А. Социальные нормы и девиантное поведение // Актуальные проблемы права: Сб. науч. тр. М., 2008. № 3.
32. Теория государства и права: курс лекций / под ред. Н. И. Матузова, А. В. Малько. 2-е изд., перераб. - М. : Юристъ, 2000
33. Теория политики (общие вопросы): учебное пособие / под ред. И. Н. Коновалова, А. В. Малько. - Саратов : Изд-во Сарат. юрид. ин-та, 1994.
34. Фарбер, И. Е. Правосознание как форма общественного сознания / И. Е. Фарбер. - М.: Пламя, 1963
35. Шальнев А.А. Популист-миллиардер мог бы победить Дж. Буша//Известия. 1992.
36. Шацилло К. Ф. Николай II: реформы и революция // История Отечества: люди, идеи, решения. Очерки истории России XIX - начала XX в. М., 1991.
37. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.
38. Энциклопедия права: учеб. пособие / Ю. И. Гревцов, И. Ю. Козлихин. - СПб. : Изд-во юрид. факультета Санкт-Петербург. гос. ун-та, 2008.