Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Психолого-педагогическое сопровождение нравственного развития подростков

Работа №78135

Тип работы

Главы к дипломным работам

Предмет

психология

Объем работы54
Год сдачи2020
Стоимость3000 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
227
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ
Глава I. Теоретические основы исследования проблемы психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков
1.1. Подростковый период в развитии личности и психологические особенности нравственного развития подростков
1.2. Сущность, методы и средства психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков
1.3. Теоретическая модель системы методов и средств психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе
Выводы к главе 1.


Актуальность исследования. Нравственные идеалы, которые русский народ копил веками, уводящие от дурных поступков и уберегающие от неверных мыслей сегодня вытесняются и заменяются ценностями других наций, а зачастую и совсем исчезают, а вместо них возникает безнравственность.
На протяжении многих веков проблемы нравственного воспитания, моральных устоев, совершенствования общества, глубоко интересовали философов, ученых, социологов, педагогов и психологов. Можно смело сказать о том, что проблема нравственности человека - далеко не новая. Однако, спустя целые тысячелетия этот вопрос не теряет своей актуальности.
Изначально проблема осмысления нравственности получила свое развитие в философских трудах Конфуция, Лао-Цзы, мыслителей древней Греции Аристотеля, Эпикура. Далее в эпоху Нового времени и эпоху Просвещения (Б. Спиноза; И. Кант; Г. Гегель, и др.) Более детально этот вопрос был раскрыт в трудах таких отечественных ученых, как: Р.Г. Апресян; А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий; В.П. Зинченко, А.В. Разин; С.Л. Рубинштейн, и другие. Среди наших современников, педагогов и психологов, изучающих данную область, можно отметить таких как, Ю.А. Александрову; Д.А. Леонтьева; Р.А. Резяпову и др.
Р.В. Овчарова считает, что на сегодняшний день, проблему нравственного развития, как правило, рассматривают, на следующих уровнях: этическом, социально-психологическом и психолого-педагогическом. На этическом уровне изучаются такие понятия как «нравственное отношение», «моральность», «нравственность»; выявляется сущность нравственного отношения. На социально-психологическом уровне выявляются психологические особенности нравственных отношений между людьми, и психологические механизмы отношений между ними, изучается влияние социальных и психологических факторов на динамику развития этих отношений. На психолого-педагогическом уровне нравственные отношения субъектов исследуются в единстве с изучением процессов психического развития и личностного становления индивида .
Несмотря на большой спектр научных трудов, теоретических и практических исследований, посвященных изучению нравственного развития подростков в психолого-педагогической литературе, еще недостаточно комплексных исследований по данной проблеме, что еще раз подчеркивает ее актуальность.
Сегодня наши дети живут в век искушений, контрастов, когда многое доступно и дозволено, можно найти массу любой информации, и подросткам очень сложно избежать этих соблазнов, в силу своего противоречивого возраста.
Воздействие на подростков таких мощных средств СМИ как интернет, телевидение, кино и пр., с помощью которых распространяются знания, духовные и моральные ценности, во многом негативно влияют на их духовное развитие.
Так же стоит отметить, что подростковый возраст - особый этап развития ребенка как личности, в котором перестраиваются и изменяются все прежние отношения подростка к миру и самому себе.
В сфере самосознания это выражается в возникновении рефлексии, осознания мотивов, нравственной самооценки, интимизации личной жизни. На стыке двух возрастов возникают процессы, завершающие предыдущие этапы развития. Возникает неопределенность социального положения. Перестраиваются механизмы социального контроля, то есть способы, предполагающие сознательную дисциплину и самоконтроль, еще не сформированы, а старые уже не актуальны.
Таким образом, сочетание внешних и внутренних факторов создает многочисленные трудности на пути нравственного развития подростков, которые приводят к недостаткам в различных видах деятельности, девиантному поведению и отрицательному социальному взаимодействию, деформации личности в целом.
Таким образом, актуальность исследования состоит в изучении особенностей нравственной сферы подростков, и как можно улучшить эффективность нравственного воспитания посредством профилактической работы.
Объект исследования – психолого-педагогическое сопровождение развития нравственности у подростков во внеклассной работе.
Предмет исследования – методы и средства психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что реализация программы психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков, созданная на основе системного, аксиологического, деятельностного, личностно-ориентированного подходов, будет способствовать повышению уровня нравственного развития подростков экспериментальной группы.
Целью исследования является создание системы методов и средств психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе.
Задачи исследования следующие:
- на основе теоретического анализа работ уточнить определение понятий: «психолого-педагогическое сопровождение», «нравственное развитие», «ценностная ориентация»;
- выявить критерии нравственного развития подростков;
- на основе изучения и обобщения педагогического опыта выявить совокупность методов и средств нравственного развития подростков;
- определить методики экспериментального исследования;
- создать теоретическую модель психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе;
- на основе теоретической модели разработать программу психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе;
- провести проверку психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе в ходе формирующего эксперимента;
- разработать методические рекомендации по организации психолого-педагогического сопровождения нравственного развития подростков во внеклассной работе посредством занятий по профессиональному самоопределению.
Для решения поставленных задач использовались следующие методы:
1. Теоретический анализ психолого-педагогической литературы по данной проблеме.
2. Эмпирические методы, включая беседу, тестирование с использованием следующих методик: «Методика многомерного исследования нравственности личности» (Я.В. Подоляк); «Методика диагностики мотивации нравственного поведения подростков»; Стандартизированный тест «Опросник воспитанности и нравственного развития» (ОВ и НР, подростковый вариант, В.В. Цветков).
3. Методы математико-статистической обработки данных (критерий t-Стьюдента).
Базой исследования являются МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 1» г. Сасово. Количество детей - 18 человек.
Научная новизна исследования:
- внеклассная деятельность рассмотрена как методологическая основа построения процесса нравственного развития подростков;
- разработана теоретическая модель организации нравственного развития подростков посредством внеклассных занятий по профессиональной ориентации;
- обоснованы принципы, психолого-педагогические условия, особенности нравственного развития подростков на основе занятий по профессиональной ориентации;
- разработаны методические рекомендации по реализации программы нравственного развития подростков, а также методические рекомендации для педагогов.
Теоретическая значимость заключается в обобщении и расширении системы научных знаний по значимости профессиональной ориентации при организации нравственного развития подростков, обоснована сущность и значение профессиональной ориентации в организации развития детей, разработана теоретическая модель организации нравственного развития подростков на основе внеклассных занятий по профессиональной ориентации.
Практическая значимость исследования:
Автором разработана и апробирована программа повышения уровня нравственного развития подростков лет посредством внеклассных занятий по профессиональной ориентации.
Основные этапы исследования.
Проблемно-поисковый (сентябрь – ноябрь 2019 года) - на этом этапе осуществлялся анализ научной литературы и выбор темы исследования
Теоретико-исследовательский (ноябрь 2019 года - май 2020 года) - проведен констатирующий эксперимент, осуществлен анализ и оценка результатов исследования, уточнены теоретические положения, апробированы полученные результаты.
Экспериментальный (сентябрь 2020 года – апрель 2021 года) - проведен формирующий эксперимент.
Аналитико-обобщающий (апрель 2021 года - май 2021 года) - проведена обработка, анализ, обобщение и систематизация данных исследования, разработаны методические рекомендации по проведению занятий.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Итак, подростковый возраст – это время бурного и противоречивого развития личности. По данным исследователей, этот возраст определяется как «переходный», «переломный», «кризисный», «трудный». Ещё Жан-Жак Руссо отмечал этот возраст как «второе рождение», т.к. подросток заново открывает мир вокруг себя: меняются его взгляды, представления, чувства, нравственные суждения, моральные оценки. Поэтому в воспитании подростка возникают определенные трудности, игнорирование которых приводит к педагогической запущенности, к девиантному поведению.
В настоящее время проблема нравственности подростков стоит очень остро. Подростковый возраст является тем периодом, когда происходит становление самосознания, интенсивно формируются качества свободной личности, складывается система ценностных ориентаций, идеалов, убеждений. Центральным в процессе личностного становления в этом возрасте является нравственное развитие.
Сложность текущего исторического периода в России заключается в доминировании у людей материальных ценностей над духовными из-за чего у людей оказываются искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Молодежь отличает чрезмерная агрессивность, эмоциональная, волевая и духовная незрелость, ориентация на атрибуты массовой культуры, снижение истинных духовных, культурных, национальных ценностей, характерных для российского менталитета .
Формируя нравственную личность, необходимо преодолевать немало препятствий и прилагая максимум усилий. Рувинский Л.И предлагает путь нравственного воспитания как «целенаправленное создание возможного максимума благоприятных для нравственного развития личности условий» .
Основное противоречие современного образования - это противоречие между огромной скоростью накопления знаний человечеством и сравнительно низкой скоростью накопления знаний отдельным человеком. Объем совокупных знаний человечеством растет как минимум в геометрической прогрессии. А технологии обучения отдельного человека остаются практически без существенных изменений и не обеспечивают соответствующего роста усвоения знаний .
Безусловно, при условии благоприятного социума (семейного, школьного, внешкольного) каждая из указанных проблем подросток может решить сам или с помощью взрослых (педагогов, родителей). Однако ситуации проблемной семьи или неблагоприятной образовательной среды становятся для подростка непреодолимым препятствием на пути нравственного становления. Именно в таких случаях помочь подростку в подборе оптимального «жизненного маршрута», выборе нравственных ориентиров должно психолого-педагогическое сопровождение, назначение которого является анализ ближайшего окружения ребенка, диагностика уровней его личностного развития и воспитания, использование групповых методов, индивидуальной работы с подростками, их родителями.
Учитывая, что интерес к учению проявляется как интегральное свойство личности, затрагивающее ее эмоциональную и волевую сферы, на занятиях эффективно применять комплекс методик с использованием более рациональных приемов активизации учебной деятельности. Знания, полученные самообразованием, обязаны быть признанными цивилизованным государством с помощью системы государственных и частных экспертных тестовых центров (как во всем цивилизованном мире).
Таким образом, широкая интерпретация педагогического содержания сопровождения связана с созданием благоприятных условий, безопасной среды, необходимых для развития и саморазвития подростков, раскрытием, реализацией внутреннего потенциала, формированием способности самостоятельных действий и свободного выбора. Мы исходим из того, что психолого-педагогическое сопровождение процесса формирования нравственной направленности подростков является не простым соединением разнообразных методов воспитательной работы с школьниками, а выступает как комплексное воспитательное средство, обеспечиваемое особенной культурой поддержки и помощи воспитаннику в решении задач нравственного развития, воспитания и самовоспитания.
Педагогическое сопровождение процесса нравственного развития определяется нами как актуальная педагогическая парадигма, нацеленная на развитие индивидуальности подростка и в этом смысле эффективная на стадии социализации – юношеский возраст, которая предполагает новое осмысление социальной роли, формирование эгоидентичности, признание неповторимости собственного «Я», самоопределение и поиск места в жизни.
Поскольку педагогическое сопровождение нравственного развития представляет собой процесс организованного и заинтересованного наблюдения, консультирования, участия педагогов, поощрения самостоятельности, мы опирались на следующие механизмы: систему педагогического взаимодействия, сетевое взаимодействие участников социокультурной среды, совместные социальные проекты, программы духовно-нравственного воспитания, организованную и управляемую систему социально-культурного воспитания и педагогического потенциала социальных институтов.



Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ