ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Теоретико-методологические основы исследования здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения………………...6
1.1. Здоровый образ жизни: общее понятие и место в социальном воспитании………………………………………………………………………...6
1.2. Проблема здоровьесбережения в образовательном процессе школы……………………………………………………………………...……..11
1.3. Формирование здорового образа жизни школьников……………..18
Выводы по главе 1………………………………………………………...20
ГЛАВА 2. Особенности формирования здорового образа жизни у обучающихся старшего подросткового возраста.......………………………....22
2.1. Формирование у подростков представлений о здоровом образе жизни……………………………………………………………………………..22
2.2. Трудности формирования здорового образа жизни у обучающихся старшего подросткового возраста……………………………………………...24
2.3. Основные методы и средства формирования здорового образа жизни у обучающихся старшего подросткового возраста……………………27
Выводы по главе 2………………………………………………………...30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………...33
ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………….38
Актуальность исследования. Потребность в здоровье является основополагающей в системе жизненных ценностей каждого человека. А проблема здоровья и формирования здорового образа жизни среди подростков является чрезвычайно актуальной и вызывает особое беспокойство. Подростки – особый контингент в составе населения, состояние здоровья которого является барометром социального благополучия и медицинского обеспечения предшествующего периода детства, а также предвестником изменений здоровья населения в последующие годы. Многие исследователи отмечают ухудшение здоровья школьников. Ситуация усугубляется распространением среди молодежи «саморазрушающего поведения», мягко называемого «вредными привычками»: курение табака, употребление алкоголя и наркотиков. В связи с этим особенно острым становится вопрос сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения.
Для понимания важности обсуждаемой проблемы необходимо учитывать, что по определению Всемирной организации здравоохранения (далее – ВОЗ), Оттавской Хартии, укрепления здоровья, здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, а состояние полного физического, духовного и социального благополучия [32]. Здоровье – это нормальное состояние организма, означающее его оптимальную саморегуляцию, согласованное взаимодействие его органов и равновесие между его функциями и внешней средой.
Степень научной разработанности темы исследования. Феномен здоровья в силу своей универсальности оказывается предметом профессионального интереса специалистов, работающих не только в области медицины, но и психологии, педагогики, социологии и других наук. К сожалению, в медицине и образовании по вопросам сохранения и укрепления здоровья подростков отмечается некоторая несогласованность в рамках общей для них проблемы. Медицине, как никогда, необходима помощь педагогики, т.к. все основные «факторы риска» (в том числе, курение, употребление алкоголя и наркотиков) имеют поведенческую основу (В.Ф. Базарный, A.C. Батуев, Л.С. Выготский, А.И. Захаров, Д.Н. Исаев, Е.В. Руденский, Л.Г. Татарникова и др.). Поведение же всегда связано с мотивацией, которая вырабатывается именно воспитанием человека. Проблемы здоровья людей в системе воспитания исследовали Р.И. Айзман, Г.Л. Апанасенко, Э.Н. Вайнер, H.A. Голиков, Г.К. Зайцев, В.П. Казначеев, В.Н. Касаткин, М.Г. Колесникова, Г.А. Кураев, В.О. Морозов, З.И. Чуканова и др. Вопросам мотивации деятельности личности посвящены работы Л.И. Божович, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, М.В. Удальцовой. Однако проблема формирования здорового образа жизни у подростков и мотивации к нему остается недостаточно изученной.
Объект исследования: процесс формирования здорового образа жизни старших подростков в условиях общеобразовательной организации.
Предмет исследования: содержание процесса формирования здорового образа жизни старших подростков в условиях общеобразовательной организации.
Цель исследования – проанализировать проблемы формирования здорового образа жизни у обучающихся старшего подросткового возраста.
Исходя из поставленной цели, сформулируем следующие задачи исследования:
1) проанализировать общее понятие и место в социальном воспитании здорового образа жизни;
2) рассмотреть проблему здоровьесбережения в образовательном процессе;
3) охарактеризовать процесс формирования здорового образа жизни школьников;
4) рассмотреть трудности формирования здорового образа жизни у обучающихся старшего подросткового возраста.
Методы исследования:
- методы теоретического исследования - анализ, синтез, сравнение, обобщение;
- метод эмпирического исследования – анкетирование.
Теоретическими основами исследования выступают:
- теории социализации (Ч.Кули, Дж. Мид, З. Фрейд, Э. Эриксон, Ж. Пиаже, Л. Кольберг);
- теории формирования здорового образа жизни у обучающихся общеобразовательной школы (Л. Н. Волошина, Н. А. Заруба, В. Н. Ирхин, И. Ю. Кокаева, О. Р. Кокорина, Г. А. Мысина, Г. С. Сериков);
- теории мотивации деятельности личности (А. Маслоу, Д. Мак-Клелланд, Д. Мак-Грегор, В. Врум).
Практическая значимость исследования состоит в возможности использования его результатов в дальнейшем.
Экспериментальной базой исследования выступало бюджетное общеобразовательное учреждение города Омска «Гимназия №146». В экспериментальную выборку вошли 143 учащихся 8-9 классов в возрасте 14-15 лет. Продолжительность исследования составила 9 месяцев (с 01.09.2018 по 25.05.2019).
Цель проведенного нами теоретического исследования состояла в анализе теоретико-методологических основ исследования здорового образа жизни в условиях общеобразовательного учреждения.
Для ее достижения нами были рассмотрены общее понятие здорового образа жизни и его места в социальном воспитании, проблема здоровьесбережения в образовательном процессе, формирование здорового образа жизни школьников.
Понятие «здоровье» предстает перед нами в качестве уникального междисциплинарного феномена.
В целом здоровье человека – это гармония телесного, ментального, социального и духовного здоровья.
В педагогике здоровье субъектов образования – ориентир оптимизации деятельности и повышения качества жизни. Важнейшими составляющими здоровья, как показывает теоретический анализ, являются «телесные», «ментальные», «социальные» и «духовные» компоненты. Они требуют для сбережения формирования расширенной сферы взаимодействия с учащимся, выходящими за пределы сохранности физиологических процессов, охватывающих культуру личности целиком, поэтому помимо здоровьесберегающих технологий уместно применять здоровьеразвивающие образовательные технологии.
Формирование здорового образа жизни – это целая система общественных и индивидуальных видов, способов, форм деятельности направленных на преодоление различных негативных факторов влияющих на здоровье. В идеале, это когда деятельность по формированию здорового образа жизни координируется совместными усилиями государственных, общественных организаций, медицинских учреждений и самого населения.
Усиление приоритета здорового образа жизни (ЗОЖ) в среде подростков становится все более значимым.
Нами было проведено анкетирование, целью которого было выявление информированности школьников старшего подросткового возраста о факторах риска для здоровья и сформированности установок здорового образа жизни. На основе полученных данных мы могли оценить эффективность реализации профилактических программ в школе и при необходимости разработать пути их совершенствования.
Результаты анкетирования показали, что практически все обучающиеся ведут или стараются вести здоровый образ жизни (93,1%) и только 7,2% признались в обратном.
Дальнейшие исследования предполагается провести в направлении изучения других проблем по формированию здорового образа жизни у учащейся молодежи.
1. Амосов Н.М. Энциклопедия Амосова. Алгоритм здоровья / Н.М. Амосов.–М.: Сталкер, 2004.–502 с.
2. Белогурова, Я.Г., Медведь, Р.В. Внедрение здоровьесберегающих технологий в образовательный процесс профессиональных образовательных организаций / Я. Г. Белогурова // Молодой ученый. — 2015. — № 19.1. — С. 9-10.
3. Бойченко, Я. Здоровьесбережение современной молодежи. / Я. Боцченко: монография. - Харьков: Изд-во И.С. Иванченко, 2013. - 195 с.
4. Брехман И.И. Валеология – наука о здоровье.–2-е изд., доп., перераб.–М.: Физкультура и спорт, 1990. – 208 с.
5. Голованова, Н.Ф. Педагогика: учебник и практикум для СПО / Н.Ф. Голованова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 377 c.
6. Горащук, В.П. Формирование культуры здоровья школьников (теория и практика) / В. П. Горашук. - Луганск: Альма-матер, 2013. - 388 с.
7. Гребнева, М.В. Анкета «Отношение детей к ценности здоровья и здорового образа жизни» [Электронный ресурс] / М.В. Гребенева. – Режим доступа: schule1277.ru/pages/docs/zozh/gs/monitoring2010.doc (дата обращения: 18.10.2019).
8. Громкова, М.Т. Педагогика высшей школы: учеб. пособие / М.Т. Громкова. - М.: Юнити, 2017. - 80 c.
9. Гуревич, П.С. Психология и педагогика: учебник для бакалавров / П.С. Гуревич. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 479 c.
10. Дубогай, А.Д. Физкультура: мы и дети / Александра Дмитриевна Дубогай, Людмила Михайловна Мовчан. — К.: Здоровье, 1989. — 140 с.
11. Жуков, Г.Н. Общая и профессиональная педагогика: Учебник / Г.Н. Жуков, П.Г. Матросов. - М.: Альфа-М, 2018. - 448 c.
12. Загвязинский, В.И. Педагогика: учебник / В.И. Загвязинский. - М.: Academia, 2017. - 160 c.
13. Здоровье как витальная ценность / И.С. Ларионова; Информ.-внедрен. центр «Маркетинг». - М.: Маркетинг, 2004. – 156 с.
14. Иванченко В.А. Как быть здоровым. – СПб.: АО «Комплект», 1994. –С.11–45.
15. Казначеев В.П., Очерки теории и практики экологии человека / В.П. Казначеев – М.: Академия, 1983. – 254 с.
16. Князева, В.В. Педагогика / В.В. Князева. - М.: Вузовская книга, 2016. - 872 c.
17. Коджаспирова, Г.М. Педагогика: учебник для академ. бакалавриата / Г.М. Коджаспирова. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 719 c.
18. Кравцова, Е.Е. Психология и педагогика. Краткий курс / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2016. - 320 c.
19. Кравченко, А. Психология и педагогика: учебник / А. Кравченко. - М.: Проспект, 2019. - 400 c.
20. Крившенко, Л.П. Педагогика: учебник и практикум для СПО / Л.П. Крившенко, Л.В. Юркина. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 364 c.
21. Кроль, В.М. Педагогика: учеб. пособие / В.М. Кроль. - М.: Риор, 2017. - 144 c.
22. Кудряшева, Л.А. Педагогика и психология / Л.А. Кудряшева. - М.: Вузовский учебник, 2018. - 136 c.
23. Курбатова, А.С., Ягин, В.В. Проблема здоровьесбережения в современной российской школе [Электронный ресурс] / А. С. Курбатова // Современные проблемы науки и образования. – 2016. – № 4. – Режим доступа: http://www.science-education.ru/ru/article/view?id=24977 (дата обращения: 02.11.2019).
24. Лысенко Е.М. Культура жизни и здоровья в трансформирующемся российском обществе / Е.М. Лысенко, О.А. Рагимова // Человек и общество: культурная интеграция: Сб. науч. ст. – Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 2008.–С. 42–48.
25. Лысенко Е.М., Хачатрян А.В. Соотношение понятий «телесное здоровье», «ментальное здоровье», «социальное здоровье» и «духовное здоровье» в педагогическом дискурсе // СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ. сборник статей. Чебоксары, 2019. С. 302 – 311.
26. Макарова, Л.П., Соловьёв, А.В., Сыромятникова, Л.И. Актуальные проблемы формирования здоровья школьников / Л.П. Макарова, А.В. Соловьёв, Л.И. Сыромятникова // Молодой ученый. - 2013. - № 12. - С. 494-496.
27. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: учебник для бакалавров / Л.В. Мардахаев. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 817 c.
28. Морозов, В.О. Здоровьесберегающие технологии в образовательном процессе школы / В. О. Морозов. — Орск: Изд-во ОГТИ, 2014. — 188 с.
29. Никишина, И.В. Мастер-класс для руководителей и педагогов. Здоровьесберегающая педагогическая система: модели, подходы, технологии. / И.В. Никишина. - М.: Планета, 2014. – 90 с.
30. О состоянии санитарно-эпидемиологического благополучия населения в Российской Федерации в 2018году: Государственный доклад.–М.: Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, 2019.–254с.
31. Околелов, О.П. Педагогика: учеб. пособие / О.П. Околелов. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2016. - 222 c.
32. Оттавская хартия по укреплению здоровья, 1986 г. М., 1991. - 61 с.
33. Панкратьева Н.В. Здоровье – социальная ценность: Вопросы и ответы. –М.: Мысль, 2002. – 236 с.
34. Рагимова О.А. «Здоровье и здоровый образ жизни: социально-психологический анализ / О.А. Рагимова, Е.М. Лысенко // Здоровьесберегающие технологии как инструментарий формирования культуры жизни школьников / Под ред. Е.М. Лысенко. – Саратов: Изд-во Саратовский источник, 2015.–С.11–19.
35. Рагимова, О.А. Культура жизни и культура здоровья / О.А. Рагимова, Е.М. Лысенко // Высшее образование в России.–2008.– № 11. –С. 172–176.
36. Розанов В.В. Сумерки просвещения. / В. В. Розанов. М.: Педагогика, 1990. – 119 с.
37. Сковородкина, И.З. Педагогика: учебник / И.З. Сковородкина. - М.: Академия, 2018. - 256 c.
38. Сластенин, В.А. Педагогика: учебник / В.А. Сластенин. - М.: Академия, 2018. - 320 c.
39. Сократов, Н.В., Апрелева, Н.Н., Акимова, Л.А. Сохранение и укрепление здоровья обучающихся в образовательных организациях и деятельности педагога / Н.В. Сократов, Апрелева, Н.Н., Акимова, Л.А. - Оренбург: ОГПУ, 2016. — 287 с.
40. Столяренко, Л.Д. Психология и педагогика: учебник для академ. бакалавриата / Л.Д. Столяренко, В.Е. Столяренко. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 509 c.
41. Татарникова. Л.Г. Валеология – основы безопасности жизни ребенка / Л.Г. Татарникова, Н.Б. Захаревич, Т.О. Калинина. – 2 - е изд. – СПб.: Петроградский и Ко (PETROC), 1995. – 234 с.
42. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения: В 2 т. / Под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) [и др.]. - Москва : Педагогика, 1974. - 20 с
43. Фомина, Н.И., Фигурова, А.Ю. Здоровьесберегающие технологии как основа образовательного процесса средней школы / Н.И. Фомина // Молодой ученый. — 2014. — № 21.1. — С. 224–227.
44. Ходусов, А.Н. Педагогика воспитания: теория, методология, технология, методика: учебник для осуществления образовательной деятельности по направлению 44.03.01 «Педагогическое образование» / А. Н. Ходусов. - Москва: ИНФРА-М, 2016. - 398 с.
45. Хуторской, А.В. Педагогика: учебник / А.В. Хуторской. - СПб.: Питер, 2017. - 112 c.
46. Ясвин В.А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.