ПРОБЛЕМА ВОЙНЫ И МИРА К КОНТЕКСТЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ВОЙН HA СТPAНИЦАX СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЫ (ПО МАТЕРИАЛАМ ОНЛАЙНОВЫХ ИЗДАНИЙ ГАЗЕТА-РУ И «КОММЕРСАНТ»)
|
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава I. Теоретические подходы к определению сущности
феномена «информационная война» 7
1.1. Современная теория информационных войн и тенденции их
развития 7
1.2 Специфика информационной войны в России 27
Глава II. Отражение проблем войны и мира в российском информационном пространстве 33
2.1. Политика как фактор освещения проблем войны и мира в СМИ 33
2.2. Проблематика и особенности освещения проблем войны и мира в
СМИ 42
Глава III. Сравнительный анализ подходов к освещению проблем войны и мира на примере военного конфликта в Сирии в онлайновых изданиях Газета.ру и «Коммерсант» 52
3.1. Особенности организации работы военных корреспондентов изданий
Газета.ру и «Коммерсант» 52
3.2. Результаты сравнительного анализа журналистских текстов онлайновых российских СМИ на примере изданий Газета.ру и «Коммерсант» 58
Заключение 69
Список использованной литературы и источников 74
Приложения
Глава I. Теоретические подходы к определению сущности
феномена «информационная война» 7
1.1. Современная теория информационных войн и тенденции их
развития 7
1.2 Специфика информационной войны в России 27
Глава II. Отражение проблем войны и мира в российском информационном пространстве 33
2.1. Политика как фактор освещения проблем войны и мира в СМИ 33
2.2. Проблематика и особенности освещения проблем войны и мира в
СМИ 42
Глава III. Сравнительный анализ подходов к освещению проблем войны и мира на примере военного конфликта в Сирии в онлайновых изданиях Газета.ру и «Коммерсант» 52
3.1. Особенности организации работы военных корреспондентов изданий
Газета.ру и «Коммерсант» 52
3.2. Результаты сравнительного анализа журналистских текстов онлайновых российских СМИ на примере изданий Газета.ру и «Коммерсант» 58
Заключение 69
Список использованной литературы и источников 74
Приложения
Все чаще общественность обращает внимание на проблему информационной войны, потому как ее объектом является сознание людей, ее целью - управление и манипулирование общественным сознанием. Причем информационно-психологическое воздействие чаще всего происходит неосознанно для тех, кто ему подвержен. Информационное оружие является источником непосредственной опасности для человечества, ведь оно способно изменить сознание людей, заставить их неадекватно воспринимать реальность и совершать гибельные для себя поступки. Кроме этого, актуальность выбранной темы заключается в необходимости теоретического осмысления проблемы войны и мира в контексте информационных войн на страницах современной российской прессы. Подробно говорить о приемах и методах информационной войны сегодня необходимо потому, что, во - первых, осмысление того или иного приема информационной войны позволяет перевести его из разряда скрытых угроз в явные, с которыми уже можно бороться, и, во-вторых, факт наличия теории информационной войны, представленной в данной дипломной работе, должен предостеречь потенциальную жертву от идеалистически наивного восприятия как внешнего, так и собственного внутреннего мира.
Степень изученности темы. Проблемы информационной войны рассмотрены политологами, историками, социологами, философами, психологами, правоведами, теоретиками средств массовой информации и др. Положения, которые легли в основу изучения темы работы, это результаты исследований социолога Г. Лассуэла. Большое значение имеют работы А. И. Дзялошинского о международном информационном обмене. Особенно важной для меня стала книга И. Панарина «Информационная война и геополитика», в которой автор утверждает, что «сейчас идет пятая мировая война - информационно-интеллектуальная». Третьей он назвал «холодную войну» с Западом, которую Россия проиграла, а четвертой - войну с терроризмом, которую цивилизованный мир выиграл.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление природы и технологии информационной войны в современных российских СМИ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изложить теорию современной информационной войны;
2. Исследовать научную литературу о войне и мире в контексте информационной войны.;
3. Отразить проблемы войны и мира в российском информационном пространстве
4. Провести сравнительный анализ подходов к освещению военных действий в Сирии в онлайновых российских СМИ.
5. Проанализировать медийные материалы в онлайновых СМИ Газета.ру и «Коммерсант» посвященные войне в Сирии.
Объект исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы является информационная война в онлайновых изданий Газета.ру и «Коммерсант».
Предметом исследования являются способы формирования информационных потоков и особенности их воздействия на сознание масс в контексте российских онлайновых издании, тематические, жанровые, стилистические и художественные особенности материалов (в качестве примера выбран военный конфликт в Сирии).
Методы исследования: общенаучные методы исследования:
текстовый анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретический анализ. В процессе работы также были использованы методы изучения документов.
Теоретическая база работы: Расторгуев С. П. («Информационная война»), Крысько В. Г. («Секреты психологической войны»). Для изучения возникновения и сущности информационных конфликтов в основу работы были также положены работы отечественных и зарубежных авторов в области истории и социологии масс-медиа в ХХ веке (Я. Засурский, С. Беглов, Е. Прохоров, Е. Корнилов). Следует отметить, что сегодня в отечественной и зарубежной научной литературе изложено значительное количество идей и обоснованных предложений теоретического и практического характера, касающихся проблем целенаправленного использования информации, информационных средств и технологий в ходе достижения политических, экономических, социальных, военных и других целей. Особенно важной для меня стала книга И. Панарина «Информационная война и геополитика», в которой автор утверждает, что «сейчас идет пятая мировая война - информационно-интеллектуальная». Третьей он назвал «холодную войну» с Западом, которую Россия проиграла, а четвертой - войну с терроризмом, которую цивилизованный мир выиграл.
Эмпирическая база работы состоит из материалов современных российских СМИ Газета.ги и «Коммерсант» за период с 2013 года по 2017 г. Всего было исследовано более 150 опубликованных материалов, выделенных в соответствии с заявленной проблемой. Из них для анализа было отобрано 50 материалов: 18 из издания «Коммерсант» и 32 из Газета.ру.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследований будут полезны журналистам и руководителям средств массовой информации, в них можно почерпнуть для себя определенные знания о специфике информационной войны в современных российских СМИ.
Новизна работы исследования заключается в анализе проблем войны и мира в контексте информационных войн на страницах современной российской прессы (по материалам онлайновых изданий Газета.ру и «Коммерсант») за определенный период с 2013-2017 гг., Данные хронологические рамки были определены из следующих соображений:
- 21 августа 2013 года в Сирии в пригороде Дамаска - Гуте были выпущены несколько ракет с боеголовками, содержавшими зарин — отравляющего вещества нервно-паралитического типа. Это стало информационным поводом для средств массовой информации.
- окончание анализа прессы датируется 2017 годом. Пять лет - достаточный период для того, чтобы проследить изменения в прессе и сбылись ли прогнозы журналистов.
Структура работы отвечает поставленным задачам и состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, метод изучения информационных конфликтов. Основная часть разрешает поставленные задачи с опорой на материалы СМИ. В заключении сделаны основные выводы по результатам выполненного исследования.
Степень изученности темы. Проблемы информационной войны рассмотрены политологами, историками, социологами, философами, психологами, правоведами, теоретиками средств массовой информации и др. Положения, которые легли в основу изучения темы работы, это результаты исследований социолога Г. Лассуэла. Большое значение имеют работы А. И. Дзялошинского о международном информационном обмене. Особенно важной для меня стала книга И. Панарина «Информационная война и геополитика», в которой автор утверждает, что «сейчас идет пятая мировая война - информационно-интеллектуальная». Третьей он назвал «холодную войну» с Западом, которую Россия проиграла, а четвертой - войну с терроризмом, которую цивилизованный мир выиграл.
Целью выпускной квалификационной работы является выявление природы и технологии информационной войны в современных российских СМИ. Для достижения цели были поставлены следующие задачи:
1. Изложить теорию современной информационной войны;
2. Исследовать научную литературу о войне и мире в контексте информационной войны.;
3. Отразить проблемы войны и мира в российском информационном пространстве
4. Провести сравнительный анализ подходов к освещению военных действий в Сирии в онлайновых российских СМИ.
5. Проанализировать медийные материалы в онлайновых СМИ Газета.ру и «Коммерсант» посвященные войне в Сирии.
Объект исследования.
Объектом выпускной квалификационной работы является информационная война в онлайновых изданий Газета.ру и «Коммерсант».
Предметом исследования являются способы формирования информационных потоков и особенности их воздействия на сознание масс в контексте российских онлайновых издании, тематические, жанровые, стилистические и художественные особенности материалов (в качестве примера выбран военный конфликт в Сирии).
Методы исследования: общенаучные методы исследования:
текстовый анализ, сравнительно-сопоставительный анализ, теоретический анализ. В процессе работы также были использованы методы изучения документов.
Теоретическая база работы: Расторгуев С. П. («Информационная война»), Крысько В. Г. («Секреты психологической войны»). Для изучения возникновения и сущности информационных конфликтов в основу работы были также положены работы отечественных и зарубежных авторов в области истории и социологии масс-медиа в ХХ веке (Я. Засурский, С. Беглов, Е. Прохоров, Е. Корнилов). Следует отметить, что сегодня в отечественной и зарубежной научной литературе изложено значительное количество идей и обоснованных предложений теоретического и практического характера, касающихся проблем целенаправленного использования информации, информационных средств и технологий в ходе достижения политических, экономических, социальных, военных и других целей. Особенно важной для меня стала книга И. Панарина «Информационная война и геополитика», в которой автор утверждает, что «сейчас идет пятая мировая война - информационно-интеллектуальная». Третьей он назвал «холодную войну» с Западом, которую Россия проиграла, а четвертой - войну с терроризмом, которую цивилизованный мир выиграл.
Эмпирическая база работы состоит из материалов современных российских СМИ Газета.ги и «Коммерсант» за период с 2013 года по 2017 г. Всего было исследовано более 150 опубликованных материалов, выделенных в соответствии с заявленной проблемой. Из них для анализа было отобрано 50 материалов: 18 из издания «Коммерсант» и 32 из Газета.ру.
Практическая значимость данной работы заключается в том, что результаты исследований будут полезны журналистам и руководителям средств массовой информации, в них можно почерпнуть для себя определенные знания о специфике информационной войны в современных российских СМИ.
Новизна работы исследования заключается в анализе проблем войны и мира в контексте информационных войн на страницах современной российской прессы (по материалам онлайновых изданий Газета.ру и «Коммерсант») за определенный период с 2013-2017 гг., Данные хронологические рамки были определены из следующих соображений:
- 21 августа 2013 года в Сирии в пригороде Дамаска - Гуте были выпущены несколько ракет с боеголовками, содержавшими зарин — отравляющего вещества нервно-паралитического типа. Это стало информационным поводом для средств массовой информации.
- окончание анализа прессы датируется 2017 годом. Пять лет - достаточный период для того, чтобы проследить изменения в прессе и сбылись ли прогнозы журналистов.
Структура работы отвечает поставленным задачам и состоит из введения, 3-х глав, заключения, списка использованной литературы. Во введении обосновывается актуальность исследования, определяются цели и задачи, метод изучения информационных конфликтов. Основная часть разрешает поставленные задачи с опорой на материалы СМИ. В заключении сделаны основные выводы по результатам выполненного исследования.
Основной вывод данной работы заключается в том, что информационная война непрерывно ведется на страницах современных СМИ, используя весь арсенал доступных ей средств: дезинформирование, ложные выводы, создание искажающих действительность образов, смешение жанров, употребление негативно окрашенной лексики и клишированных выражений, подводящих к заведомо ложным выводам. Главными особенностями такой войны можно считать отсутствие видимых разрушений и постепенное, незаметное внедрение во все сферы общественно-политической жизни. Информационная война - наиболее опасная форма информационного противоборства, потому что человек зачастую не в силах понять, что на него оказывают психологическое давление, навязывают определенное мнение и деформируют картину мира в целом.
Сущность информационной войны состоит в скрытом управлении политическими, экономическими, военными и иными процессами государства. Важнейшим свойством и главным преимуществом информационной войны является отсутствие доказательных свидетельств причастности воздействующей стороны к нанесению ущерба противнику.
Методы ведения информационной войны включают в себя информационное оружие, средства и способы политического, правового и экономического влияния на формирование информационного пространства противостоящей стороны, традиционного физического разрушения элементов информационного пространства и другое. При этом основное средство информационной войны - это, прежде всего, слова и способы подачи материала.
Применение информационного оружия носит обезличенный характер, легко маскируется и не связывается с объявлением войны или введением периода особых действий в локальных конфликтах. Фокусируя внимание в освещении военных конфликтов лишь на фактах из конфликтных регионов, средства массовой информации фактически разжигают межнациональные страсти. Если к этому добавить не всегда достаточную компетентность и объективность, возможные государственные симпатии и приверженности, то вполне реальными становятся искажение, деформация, дезинформация, вызывающие новые витки, в том числе и вооруженного противостояния. При освещении войны и мира в контексте информационных войн немалую роль в наши дни играет и коммерческая составляющая, когда борьба за «своего» читателя, зрителя или слушателя связана с конкуренцией, с поиском новых форм разговора с массовой аудиторией, с поиском или созданием «горячих материалов», особенно интересующих заказчиков и спонсоров. Таким образом, и военные конфликты наряду с криминалом, сексом и финансами превратилась в одну из значимых и горячих тем для СМИ.
Я проанализировала публикации из «Коммерсанта» и Газета.ру с момента атаки ракетами пригорода Дамаска с запрещенным газом зарином в августе 2013 года до 2017 года (автором сознательно был выбран пятилетний отрезок после данного инцидента, так как он позволяет проследить, как развивалась ситуация). На основе этих данных можно сделать вывод, насколько объективно и достоверно данные СМИ освещают сирийский конфликт.
Факты, приведенные анализируемыми СМИ, четко показывают, что Сирия находится в затруднительном положении. Внутриполитический конфликт, в Сирии, который перерос в гражданскую войну, привел к разногласиям между постоянными членами Совета Безопасности ООН не только на политическом, но и на информационном уровне.
В целом позиция российских онлайновых изданий отражает официальную точку зрения в конфликте. «Коммерсант» регулярно сообщает о новых вспышках насилия в Сирии. В материалах, в отличии, от официальной позиции западных средств массовой информации, бойцы вооруженной оппозиции официально именуются «террористами». В материалах СМИ описывается освобождение правительственными войсками кварталов и случаи массовой гибели людей по вине оппозиции. Тем самым позиция СМИ одинакова с позицией официального правительства Сирии. В жанровом отношении в онлайн версии издания «Коммерсант» преобладает интервью, комментарий, полемическая статья, журналистское расследование. Есть и просто заметки, но в целом преобладают аналитические публикации. Очень умело журналисты используют тропы, цитаты, термины, оценочную лексику.
Газета.ру также сообщает о новых вспашках насилия. Также как и «Коммерсант» данное СМИ обосновывает свою точку зрения, согласно которой перевес сил сегодня на стороне правительственных войск и в скором времени вооружённые повстанцы будут разбиты.
В Газета.ру преобладают интервью, комментарий, полемическая статья, журналистское расследование. Материалы лишены журналистского мнения: много цифр, отсылок в прошлое, высказывания нужных людей.
Можно сделать вывод что издания придерживаются проправительственной точки зрения на сирийский конфликт. Оба издания является частным, поэтому нельзя с полной уверенностью сказать, чьи взгляды транслируются посредством этих СМИ, но они не противоречат государственной политике России. Тем не менее, обе газеты тщательно отбирают факты, публикуемые на своих страницах. Разумеется, они должны четко поддерживать у читателя то видение ситуации, которое выгодно «заказчику». Поэтому одни факты замалчиваются, другие раздуваются. Весь спектр способов ведения информационной войны в действии: дезинформирование, ложные выводы, создание у читателя отредактированной картины миры.
Нельзя не обратить внимание на то, что в обоих изданиях не дается оценка описываемым событиям. Чаще подается просто информация, естественно, выставляющая конфликт в нужном свете, но все-таки издания позволяют читателю сделать выводы самостоятельно.
Не стоит забывать, что «Коммерсант» и Газета.ру оказывают огромное влияние на общественное мнение, расставляя акценты на тех или иных аспектах международных проблем, в том числе проблеме Сирии, способствуют их глубокому осмыслению и правильному пониманию. Следовательно, искажение или замалчивание каких-либо фактов приводит к искажению понимания проблемы в целом.
События в Сирии показывают, что в 21 веке, есть место военным конфликтам. Несмотря на спорные оценки в междунарожном пространстве о событиях в Сирии можно с уверенностью говорить колоссальных человеческих жертвах среди мирного населения, о миллионах беженцев и разрушенной инфраструктуре, независимо от того, кто и в какой момент стал нарушителем международных договорённостей. В сложившейся ситуации остаётся лишь надеяться, что владельцы ведущих СМИ мира направят все свои усилия не на обвинения друг друга и обоснование очередного витка насилия, а на предотвращение крупнейшего военного конфликта современности и тем самым обеспечат необходимые условия для переговорного процесса с целью его мирного урегулирования.
В заключение хотелось бы предложить какой-то способ, который положил бы конец информационной войне, гениальный метод обезвреживания огромного потока информации, который непрерывно обрушивается на аудиторию. Но, к сожалению, нет безошибочного алгоритма действий, который поможет раз и навсегда стать победителем в информационной войне либо вообще прекратить противоборство. Постоянная трансформация жанров и умелое владение возможностями языка позволяют с легкостью манипулировать мнениями миллионов людей. Поэтому в данном случае автору хотелось бы обратиться к аудитории с некоторыми рекомендациями, позволяющими минимизировать вред информационного воздействия. Инструкция по взаимодействию с современными средствами массовой коммуникации:
- читать новости как минимум в трех разных изданиях;
- изучать иностранную прессу;
- обращаться к независимым источникам информации;
- по возможности обсуждать прочитанное с друзьями, коллегами, родственниками, в том числе и в социальных сетях;
- читать комментарии к материалам, которые оставляют пользователи (имеются ввиду электронные версии изданий);
- всегда самостоятельно делать выводы и не принимать на веру чужое мнение.
Возможно, такой подход позволит читателям сформировать собственную позицию в вопросах войны и мира в контексте информационных войн и сохранить человечность, что очень непросто, но жизненно необходимо в реалиях современного информационного общества.
Сущность информационной войны состоит в скрытом управлении политическими, экономическими, военными и иными процессами государства. Важнейшим свойством и главным преимуществом информационной войны является отсутствие доказательных свидетельств причастности воздействующей стороны к нанесению ущерба противнику.
Методы ведения информационной войны включают в себя информационное оружие, средства и способы политического, правового и экономического влияния на формирование информационного пространства противостоящей стороны, традиционного физического разрушения элементов информационного пространства и другое. При этом основное средство информационной войны - это, прежде всего, слова и способы подачи материала.
Применение информационного оружия носит обезличенный характер, легко маскируется и не связывается с объявлением войны или введением периода особых действий в локальных конфликтах. Фокусируя внимание в освещении военных конфликтов лишь на фактах из конфликтных регионов, средства массовой информации фактически разжигают межнациональные страсти. Если к этому добавить не всегда достаточную компетентность и объективность, возможные государственные симпатии и приверженности, то вполне реальными становятся искажение, деформация, дезинформация, вызывающие новые витки, в том числе и вооруженного противостояния. При освещении войны и мира в контексте информационных войн немалую роль в наши дни играет и коммерческая составляющая, когда борьба за «своего» читателя, зрителя или слушателя связана с конкуренцией, с поиском новых форм разговора с массовой аудиторией, с поиском или созданием «горячих материалов», особенно интересующих заказчиков и спонсоров. Таким образом, и военные конфликты наряду с криминалом, сексом и финансами превратилась в одну из значимых и горячих тем для СМИ.
Я проанализировала публикации из «Коммерсанта» и Газета.ру с момента атаки ракетами пригорода Дамаска с запрещенным газом зарином в августе 2013 года до 2017 года (автором сознательно был выбран пятилетний отрезок после данного инцидента, так как он позволяет проследить, как развивалась ситуация). На основе этих данных можно сделать вывод, насколько объективно и достоверно данные СМИ освещают сирийский конфликт.
Факты, приведенные анализируемыми СМИ, четко показывают, что Сирия находится в затруднительном положении. Внутриполитический конфликт, в Сирии, который перерос в гражданскую войну, привел к разногласиям между постоянными членами Совета Безопасности ООН не только на политическом, но и на информационном уровне.
В целом позиция российских онлайновых изданий отражает официальную точку зрения в конфликте. «Коммерсант» регулярно сообщает о новых вспышках насилия в Сирии. В материалах, в отличии, от официальной позиции западных средств массовой информации, бойцы вооруженной оппозиции официально именуются «террористами». В материалах СМИ описывается освобождение правительственными войсками кварталов и случаи массовой гибели людей по вине оппозиции. Тем самым позиция СМИ одинакова с позицией официального правительства Сирии. В жанровом отношении в онлайн версии издания «Коммерсант» преобладает интервью, комментарий, полемическая статья, журналистское расследование. Есть и просто заметки, но в целом преобладают аналитические публикации. Очень умело журналисты используют тропы, цитаты, термины, оценочную лексику.
Газета.ру также сообщает о новых вспашках насилия. Также как и «Коммерсант» данное СМИ обосновывает свою точку зрения, согласно которой перевес сил сегодня на стороне правительственных войск и в скором времени вооружённые повстанцы будут разбиты.
В Газета.ру преобладают интервью, комментарий, полемическая статья, журналистское расследование. Материалы лишены журналистского мнения: много цифр, отсылок в прошлое, высказывания нужных людей.
Можно сделать вывод что издания придерживаются проправительственной точки зрения на сирийский конфликт. Оба издания является частным, поэтому нельзя с полной уверенностью сказать, чьи взгляды транслируются посредством этих СМИ, но они не противоречат государственной политике России. Тем не менее, обе газеты тщательно отбирают факты, публикуемые на своих страницах. Разумеется, они должны четко поддерживать у читателя то видение ситуации, которое выгодно «заказчику». Поэтому одни факты замалчиваются, другие раздуваются. Весь спектр способов ведения информационной войны в действии: дезинформирование, ложные выводы, создание у читателя отредактированной картины миры.
Нельзя не обратить внимание на то, что в обоих изданиях не дается оценка описываемым событиям. Чаще подается просто информация, естественно, выставляющая конфликт в нужном свете, но все-таки издания позволяют читателю сделать выводы самостоятельно.
Не стоит забывать, что «Коммерсант» и Газета.ру оказывают огромное влияние на общественное мнение, расставляя акценты на тех или иных аспектах международных проблем, в том числе проблеме Сирии, способствуют их глубокому осмыслению и правильному пониманию. Следовательно, искажение или замалчивание каких-либо фактов приводит к искажению понимания проблемы в целом.
События в Сирии показывают, что в 21 веке, есть место военным конфликтам. Несмотря на спорные оценки в междунарожном пространстве о событиях в Сирии можно с уверенностью говорить колоссальных человеческих жертвах среди мирного населения, о миллионах беженцев и разрушенной инфраструктуре, независимо от того, кто и в какой момент стал нарушителем международных договорённостей. В сложившейся ситуации остаётся лишь надеяться, что владельцы ведущих СМИ мира направят все свои усилия не на обвинения друг друга и обоснование очередного витка насилия, а на предотвращение крупнейшего военного конфликта современности и тем самым обеспечат необходимые условия для переговорного процесса с целью его мирного урегулирования.
В заключение хотелось бы предложить какой-то способ, который положил бы конец информационной войне, гениальный метод обезвреживания огромного потока информации, который непрерывно обрушивается на аудиторию. Но, к сожалению, нет безошибочного алгоритма действий, который поможет раз и навсегда стать победителем в информационной войне либо вообще прекратить противоборство. Постоянная трансформация жанров и умелое владение возможностями языка позволяют с легкостью манипулировать мнениями миллионов людей. Поэтому в данном случае автору хотелось бы обратиться к аудитории с некоторыми рекомендациями, позволяющими минимизировать вред информационного воздействия. Инструкция по взаимодействию с современными средствами массовой коммуникации:
- читать новости как минимум в трех разных изданиях;
- изучать иностранную прессу;
- обращаться к независимым источникам информации;
- по возможности обсуждать прочитанное с друзьями, коллегами, родственниками, в том числе и в социальных сетях;
- читать комментарии к материалам, которые оставляют пользователи (имеются ввиду электронные версии изданий);
- всегда самостоятельно делать выводы и не принимать на веру чужое мнение.
Возможно, такой подход позволит читателям сформировать собственную позицию в вопросах войны и мира в контексте информационных войн и сохранить человечность, что очень непросто, но жизненно необходимо в реалиях современного информационного общества.



