Введение 3
Глава 1. Типологические модели периодических изданий: теоретические аспекты 7
1.1. Типология печатных СМИ российских ученых 7
1.2. Типология зарубежных исследователей 21
1.3. Типология сетевых СМИ 31
Глава 2. Традиционные СМИ Франции в эпоху цифровых технологий 40
2.1. Причины появления интернет версий газет 40
2.2. Основные тенденции развития французской онлайн журналистики .... 48
2.3 Анализ интернет-версий газет "Le Figaro"и "L'express" 56
Заключение 62
Список использованной литературы: 65
Актуальность исследования. На сегодняшний день, в профессиональном журналистском сообществе не утихают споры о будущем печатных СМИ. Действительно, с массовым распространением Интернета ситуация на рынке коренным образом изменилась. Многие крупнейшие западные игроки отказались от печатной версии своих изданий, отдав свои предпочтения в пользу онлайн-СМИ. Например, после перехода американского еженедельника Newsweek в онлайн-пространство многие эксперты заявили о закате эры печатных СМИ. Однако не преждевременны ли эти похороны печатных СМИ? С одной стороны, интервенция новых медиа действительно существует: происходит массовое сокращение печатных изданий, в первую очередь это связано с ключевой характеристикой онлайн-СМИ - оперативностью. Печатные СМИ ввиду очевидных ограничений формата априори не могут конкурировать с быстродействием онлайн-платформ. Оперативность и доступ к большому количеству источников информации изменили потребительские паттерны у читателей печатных СМИ. Ввиду этого факта происходит падение тиражей «бумажных» СМИ, как следствие уменьшение дохода от рекламы, таким образом, выпуск печатных изданий становится невыгодным.
Однако, несмотря на все пессимистические прогнозы, роль рынка печатных СМИ по-прежнему остается важной. Даже если рассматривать новые медиа как несомненное благо, печатные СМИ нельзя назвать на данный момент неким рудиментом. В первую очередь это связано с тем, что доверие к «бумажным» изданиям по-прежнему очень высоко. Это связано с тем, что печатные издания ассоциируются у многих людей с качественным продуктом, за работой которого стоит серьезная команда, занимающаяся тщательным отбором и проверкой информации. Зачастую у конкретного печатного издания существует сложившийся образ и репутация, в отличие от некоторых продуктов новых медиа. Несмотря на изменение потребительских предпочтений, которые происходят благодаря Интернету, для многих читателей приоритетным является не скорость потребления контента, а его качество. Многие приверженцы традиционных СМИ также в силу привычки не готовы потреблять контент на ходу, а предпочитают посвящать этому процессу определенное время, таким образом, в данном случае печатные издания находятся в более выигрышном положении.
Однако современные технологии вынуждают печатные СМИ приспосабливаться к новому миру. На сегодняшний день у всех крупных печатных СМИ существуют онлайн версии их изданий. Такая конвергенция позволяет решить несколько проблем как традиционных, так и новых медиа. Онлайн-версия позволяет достичь той оперативности и мобильности, которая недоступна печатным изданиям, а имя и сложившийся бренд, относительно того или иного издания повышает доверие у конечного пользователя Интернет-версии.
Рассмотрение специфики французских печатных и онлайн СМИ обусловлено тем фактом, что ситуация со СМИ во Франции достаточно двойственна. С одной стороны, французский опыт повторяет общемировые траектории - упадок печатных СМИ, уход в онлайн, торжество новых медиа. Но с другой стороны, во французском опыте существует обратные кейсы, когда интернет-издания обзаводятся печатными версиями. Ввиду вышесказанного, важным является рассмотрение печатных и онлайн версий двух ведущих французских изданий: Le Figaro и L'Express. На наш взгляд, данные кейсы позволят наилучшим образом отразить французский опыт конвергенции цифрового пространства и «бумажного».
На сегодняшний день, несмотря на пристальный интерес профессионального сообщества к новым формам взаимодействия печатных и онлайн-СМИ, не существует какой-либо четкой классификации особенностей интернет-версий печатных газет.
Степень изученности темы. По вопросу типологии печатных и онлайн-СМИ существуют различные исследования, которые проводятся как российскими учеными, так и зарубежными. Среди них: А.И Акопов, Е.А.Корнилов, Л.Г. Свитич.
Кроме того, Л.А. Круглова рассматривает отличительные черты печатных и интернет-версий российских СМИ; Ю.В. Костыгова исследует вопрос о конвергенции печатных и онлайн СМИ. Пану Уотила фокусируется на исследовании финляндского опыта сосуществования печатных и онлайн изданий.
Объект исследования - типологические особенности, существующие в печатной и онлайн-версии изданий «Le Figaro» и «L'Express».
Предмет исследования - печатные и онлайн версии изданий «LeFigaro» и «L'Express».
Цель исследования - выявить типологические особенности интернет- версий французских изданий «Le Figaro» и «L'Express».
Задачи исследования:
1) Рассмотреть отечественные и зарубежные теоретические работы, посвященные проблемам классификации и типологизации СМИ.
2) Выявить специфику французских печатных и интернет-СМИ.
3) Проанализировать основные различия между печатными и интернет-версиями французских изданий «Le Figaro» и «L'Express».
4) Определить основные типологические особенности печатных и интернет-версий французских газет.
Эмпирической базой работы являются печатные материалы и материалы интернет-версий изданий «Le Figaro» и «L'Express» в период с 2012 по 2016 года.
Методологическая основа. В своей работе мы основываемся на работах отечественных исследователей по вопросам типологии СМИ, таких как Е.Л. Вартанова, А.И. Акопов, С.Г. Корконосенко.
Важными для нас также стали фундаментальные работы таких социальных мыслителей, как М. Шудсон, П. Бочковски, С. Коттл, Г.Тачман.
Работы этих исследователей позволяют выстроить определенную теоретическую рамку, релевантную нашему исследованию.
Методы исследования. В работе использовались методы наблюдения, анализа, сравнения и обобщения.
Практическая значимость. Результаты данного исследования могут быть использованы исследователями современных зарубежных СМИ.
Новизна работы. На сегодняшний день исследования онлайн-СМИ не поспевают за быстро меняющейся практикой ввиду того, что скорость обновления форм и видов интернет-СМИ постоянно растет. В работе впервые выявлены типологические особенности интернет-версий французских газет «Le Figaro» и «[.'Express».
Структура работы. Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
Сегодня широкое распространение получила идея о том, что «будущее за интернетом», так как большинство традиционных СМИ создало или стремится создать свои электронные версии газет, адаптировали контент для различных цифровых носителей, часть изданий полностью перешли на онлайн-версии, можно сказать этот вопрос в мировой практике уже не ставится столь однозначно. Такой вывод мы сделали, изучая труды французских исследователей и журналистов. Прежде всего, они поднимают вопрос о качестве информации в интернете, которая все в большей степени предоставляется самим потребителем, что связано с появлением так называемых партисипативных сайтов. На примере французского рынка мы видим обилие тех связей, которые могут существовать между печатью и интернетом, помимо онлайновых версий печатных СМИ: это еженедельные, ежемесячные и выходящие раз в три месяца печатные версии сайтов; сотрудничество интернет ресурса с традиционным медиа за счет размещения своего контента на его площадке; «инвертированная печать» на основе интернет-публикаций; бимедиа, уравнивающее онлайн и бумагу в правах и формирующее формулу их «идеальной комплементарности».
В теоретическом обзоре нам удалось найти релевантную нашему исследованию теоретическую рамку: рассмотрение эволюции онлайн-СМИ через призму социологии производства новостей. Несмотря на то, что теория была разработана в 70-ых годах прошлого века, отдельные ее позиции возможно использовать и сейчас, экстраполируя некоторые положения на современную действительность, измененную новыми технологиями. Также, мы выделили ограничения этой объяснительной модели, дополнив современными теоретическими исследованиями нашу теоретическую рамку, мы смогли составить рабочую объяснительную модель, благодаря которой можно рассматривать современные процессы через эту призму.
Помимо всего прочего, нами была рассмотрена история специфические черты, которые присущи только для французской Интернет- журналистики, а также глобальные процессы, которые охватывают всю интернет-журналистику в целом. Также, нами было рассмотрено две онлайн- версии ведущих французских печатных газет Le Figaroи L'Express. Исследуя типологические особенности ведущих французских газет, мы отметили, что в изданиях LeFigaro и L’Express присутствует одна отличительная особенность - это платная подписка в онлайн-версии. Важно отметить, что подобная практика была введена относительно недавно, с одной стороны, это понятная стратегия. Ввиду того, что выпуск печатных изданий стоит значительных сумм, а также реклама в печатных изданиях уже не приносит былого дохода, подобный подход, с экономической точки зрения обоснован. Однако, платный доступ к контенту лишает широкие массы информации. Но также здесь можно отметить некоторое противоречие относительно одной из декларируемых ценностей онлайн-журналистики - свободы доступа к информации. Несмотря на то, что часть контента остается бесплатным, платный доступ лишает читателя к полным текстам публикаций.
Также, мы выявили репертуар онлайн-практик, связанных с этими изданиями. И LeFigaro, L’express интегрируются в социальные сети. Присутствие обоих изданий в Twitter и Facebook говорит о том, что издания следят за современной повесткой дня и оперативно реагируют на изменяющийся мир. Важным моментом является тот факт, что в зависимости от онлайн-платформы видоизменяется контент, то есть, сообщение о той или иной новости в Facebook и Twitter неидентично. Интеграция в социальные сети позволяет не только получать обратную связь в комментариях от читателей, но также является и инструментом продвижения статей.
Помимо всего прочего в LeFigaro и в L’express присутствуют авторские блоги журналистов, подобная практика также является важной составляющей онлайн-журналистики. Наличие авторских блогов скорее говорит о серьезности издания, ввиду того, что многие проекты, которые находятся исключительно в онлайн-пространстве, не используют блоги. Также, говоря о перспективах развития онлайн платформ данных изданий, упоминается инициация отдельных рубрик, посвященных гражданской журналистике.
Проведенный анализ позволил более широко взглянуть на текущую ситуацию с традиционной и онлайн-журналистикой.
1) Акопов А.И. «Методика типологического исследования периодических изданий. 1985 г.
2) Алексеев А.Н. Новая российская газетная пресса: типологическая структура и ее изменения (1988 - 1997) // «Телескоп»: наблюдения за повседневной жизнью петербуржцев. 1999. № 1.- С. 7.
3) Ахмадулин Е.В., Чуков П.И. К вопросу о типологии специализированных газет//Акценты. 2003. №5-6. С.16-19.
4) Беляев А.А. Дизайн-модель интернет-версии как результат трансформации модели печатного издания. // Вестник МГУ.
5) Бочаров А.Г. Основные принципы типологии современных советских журналов// Вестник МГУ, сер.Х1, Журналистика. 1973. № 3. - С. 31 - 32
6) Бубен М. Товарность сетевой информации// Профессия журналист. №3-4.2000г
7) Вакурова Н.В.,МосковкинЛ.И.Типология жанров современной экранной продукции. М.: 1997. 62 с.
8) Давыдов И. Сетевые СМИ. Вчера и сегодня. 2011 г.
9) Есин Б.И. Русская газета и газетное дело в России: задачи и теоретико-методологические принципы изучения. М., 1981. - С. 58- 59.
10) Засурский Я.Н.Информационное общество и средства массовой информации//Информационное общество. 1999.
11) Захарова М.В. Государственная помощь прессе в период финансово-экономического кризиса (опыт Франции) // Медиаскоп. 2009
12) Калмыков А. А., Коханова Л. А. Интернет-журналистика. М.: Юнити-Дана, 2005. 384 с
13) Кирия И.В. Телевидение и интернет Франции на пути к информационному обществу. М., 2005. С. 23.
14) Ковалева М.М. Отечественная журналистика: вопросы теории и истории. Екатеринбург,2000.-С.12
15) Корконосенко С.Г. Основы журналистики. 2001 г.
16) Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999. - С. 36.
17) Костыгова Ю. Сетевые СМИ: занимательная типология // Мир Internet: журнал. 2002. № 4.
18) Лисовский Н.М. Русская периодическая печать.1703 - 1900 гг. - Пг., 1915. - С. XII.
19) Лукина М. М. СМИ Рунета: штрихи к типологическому портрету,2002.122с
20) Лукина М.М. Технология интервью. 2003 г.
21) Мартынов Д., Оськин А. Рынок печатных СМИ в России и в мире. М., 2006. С. 54.
22) Миркин Б.Г. Анализ качественных признаков и структур. М., 1980. - С. 23.
23) Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. - С. 210-213.
24) Ритцер Д. Макдональдизация общества 5/ пер. с англ. А. Лазарева. — М.: Праксис, 2011.
25) Свитич Л.Г. Введение в специальность. Профессия журналист. Аспект Пресс. 2011. С.12-45
26) Свитич Л.Г. Феномен журнализма. М.,2000.
27) Сергачев В. Деловая интернет журналистика. 2006 г.
28) Система средств массовой информации России. / Под ред. Я.Н.Засурского. М., 2001.
29) См.: Западов А.В., Соколова Е.П. Тип издания как научная проблема и практическое понятие// Вестник МГУ, сер.XI, Журналистика. 1977. № 3
30) Типология и классификация в социологических исследованиях. М., 1982.-С.8.
31) Тулупов В.В. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Воронеж, 2001. - С. 52
32) Шарончикова Л . В . Пресса Франции перед вызовом цифровых технологий / Зарубежная журналистика : 2007. М. , 2008.
33) Шарончикова Л.В. Французская газетная пресса в условиях наступления новых медиа // В сб.: Зарубежная журналистика: 2006. М ., 2007.
34) Шишкин Н. Э. Основы журналистики: учеб. пособие. Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2007. 199 с
35) Шкондин М.В. Система средств массовой информации как фактор общественного диалога. М., 2002.
36) Янгляева М.М., Якова Т.С., Захарова М.В. Внешнеполитическая коммуникация и медиагеография: взаимосвязь и взаимозависимость // Медиаскоп. 2016
37) Boczkowski, P.J. (1999) Understanding the development of online newspapers.NewMedia&Society. 1(1): 101-126.
38) Boczkowski, P.J. (2004c) The processes of adopting multimedia and interactivity in three online newsrooms. Journal of Communication. 54: 197-213 P.209
39) Cottle, S. (2000) New(s) times: Towards a ‘second wave’ of news ethnography. Communications. 25(1): 19-41.
40) Estienne, Y. Le journalisme apres Internet. Paris, Ed. L’Harmattan, coll. Communication et civilisation, 2008
41) Eveno P. La presse quotidienne nationale. Fin de partie ou renouveau? Paris, 2008. Р. 9.
42) Heinonen, A. (1999) Journalism in the age of the Net: changing
society, changingprofession. PhD Dissertation. Tampere:
ActaUniversitatisTamperensis. P.18
43) Manning, P. (2001) Journalists and news production. In News and news sources. Acritical introduction. London: Sage. Pp. 53-54 Schlesinger, P.
(1990) Rethinking the sociology of journalism. In Ferguson, M. Publiccommunication: the new imperatives. Future directions for media research. London: Sage.
44) Marchetti, D. (2002) Les sous-champs specialises du journalisme. Reseaux, 111:1
45) Poulet B. La fin des journaux et 1’avenir de l’information.Paris,2011. P. 254-255.
46) Schudson, M. (2000) The sociology of news production revisited (again). In Curran, J. and Gurevitch, M. Mass media and Society.3rd edition. London: Edward ArnoldP.186
47) Schudson, M. (2003) Sociology of news. New York: Norton. Pp. 48¬55
48) Shoemaker, P. and Reese, S.D. (1991) Mediating the message: Theoriesoifluenceson mass media content. New York: Longman. Pp. 85-112
49) Ternisien X. Les journaux cherchent le moyen de faire payer leur contenu. Le Monde. 2009.
50) Tuchman, G. (1991) Qualitative methods in the study of news.In Jensen, K. and Jankowski, N.W.A Handbook of qualitative methodologies for mass communication research. London, New York: Routledge. Pp. 81-82
51) Tuchman, G. (2002) The production of news. In Jensen, K. A handbook of media and communication research: qualitative and quantitative methodologies. London, NewYork: Routledge. P.82
Список использованных источников:
1) Acrimed URL:www.acrimed.org
2) Association de Prefiguration d’un Conseil de la Presse, APCP:URL: http://apcp.unblog.fr/
3) Barometre 2010 de confiancedans les medias URL: http://www.la- croix.com/Culture/Actualite/Barometre-2010-de-confiance-dans-les-medias- _NG_-2010-01-20-545504 The barometer of political and social uses of the Internet, Temps reel/TNS Sofres, 2010
4) lecanardenchaine URL:http://www.lecanardenchaine.fr
5) Rue89 URL:http://www.rue89.com/participez-a-la-conference-
deredaction-en-ligne
6) «Le Figaro» URL:http://www.lefigaro.fr/
7) «L express» URL:http://www.lexpress.fr/
8) «Le Monde» URL:http://www.lemonde.fr/