Я3ЫКОВЫЕ МАНИПУЛЯЦИИ В ОСВЕЩЕНИИ МЕЖДУНAPOДНЫX ПРОБЛЕМ В СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ПРЕССЕ НA МАТЕРИАЛЕ «РОССИЙСКОЙ ГАЗЕТЫ» И «НОВОЙ ГАЗЕТЫ»)
|
ОГЛАВЛЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты языковых манипуляций в журналистике 6
1.1. Понятие языковых медиаманипуляций 6
1.2. Технологии медиаманипулирования в средствах массовой
информации 15
2. Современная практика языковых манипуляций в контексте
международной медиапроблематики 22
2.1. Исследование «Российской газеты» 22
2.2. Исследование «Новой газеты» 40
2.3. Сравнительный анализ языковых манипуляций в «Российской
газете» и «Новой газете» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список использованной литературы и источников 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 76
«Российская газета» 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретические аспекты языковых манипуляций в журналистике 6
1.1. Понятие языковых медиаманипуляций 6
1.2. Технологии медиаманипулирования в средствах массовой
информации 15
2. Современная практика языковых манипуляций в контексте
международной медиапроблематики 22
2.1. Исследование «Российской газеты» 22
2.2. Исследование «Новой газеты» 40
2.3. Сравнительный анализ языковых манипуляций в «Российской
газете» и «Новой газете» 62
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 68
Список использованной литературы и источников 71
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ 76
«Российская газета» 76
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Возможности СМИ так велики и многогранны, что они просто не могут не вызывать к себе интереса. Будучи частью современной действительности, со всеми ее противоречиями, конфликтами и неурядицами, СМИ в той или иной форме воспроизводят их. Поэтому потоки информации нередко состоят из множества противоречивых, часто взаимоисключающих друг друга сообщений и материалов. И здесь все зависит от того, насколько СМИ могут быть объективны в освещении той или иной информации. СМИ сегодня - это мощный фактор влияния на состояние людей. За последнее десятилетие было поведено множество исследований по данному вопросу в совершенно различных сферах (печать, радио, телевидение, реклама, интернет). Ведь отличительными чертами СМИ является публичность и неоднозначный, противоречивый характер самих СМИ, что стимулирует новый рост исследований.
Ежедневно издаются тысячи газет, в эфир выходят сотни выпусков новостей, а в интернете появляется все большее число информационных порталов, которые порождают тысячи сообщений в день. Для создания и распространения сообщений СМИ используют язык. В связи с развитием современных средств массовой информации, все более актуальной становится проблема языкового манипулирования, т.е. проблема скрытого информационно-психологического воздействия на человека с помощью языковых средств.
Согласно общепринятой классификации одними из функций средств массовой информации выделяются пропагандистская функция и формирование общественного мнения. Выполняя свои цели, журналистика прибегает к манипулированию, в том числе и к языковому. Как отмечают большинство исследователей, манипулирование - это технология власти и она несет негативное воздействие. Аудитория в свою очередь получает информацию в основном через СМИ, не имея возможности или желания обратиться к первоисточнику. Поэтому влияние журналистики так весомо, даже несмотря на довольно широкую исследованность манипулятивных техник. В этом состоит актуальность изучаемой проблемы.
Степень изученности темы. Теоретическую основу составили работы В.П.Шейнова, Б.Н. Лозовского, С.Г.Кара-Мурзы, и Г.В.Грачева, И.К.Мельника. Также были изучены труды лингвистов. В частности, особое внимание уделено научным работам А.А. Даниловой и Л.П. Крысина. В основу анализа положена классификация И.М. Дзялошинского из пособия «Манипулятивные технологии в масс-медиа», Я.Н.Засурского из книги «Техника дезинформации и обмана» и виды заголовков из монографии М.И.Шостак «Репортер: Профессионализм и этика».
Цель данной работы - выявить основные особенности средств языкового манипулирования в СМИ. Для ее достижения выделяются следующие задачи:
• Раскрыть понятие языкового манипулирования как инструмента воздействия на массовое сознание средствами массовой информации:
• определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия
• рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом объекте исследования в отдельности
• сделать сравнительный анализ выявленных приемов манипулирования в исследуемых объектах
В качестве объекта изучаются материалы языковые манипуляции в средствах массовой информации. В качестве предмета исследования выступают сущностные особенности, специфика, технологический инструментарий в «Российской газете» и в «Новой газете».
При написании работы были использованы общенаучные методы исследования: синтез, сравнительно-сопоставительный анализ, содержательный анализ.
Знания, полученные в результате написания данной работы, можно применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы различных СМИ на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования. В этом состоит практическая значимость данной работы.
Научная новизна состоит в том, что в ней предпринято комплексное исследование различных языковых манипуляций на аудиторию. Соотнесение теоретических предположений о воздействии на читателя того или иного газетного текста, анализ использованных приемов позволяют получить доказательства влияния СМИ на адресата.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе сделан обзор литературы, посвященной теме манипулирования. На основе этих результатов анализируется понятие языковой манипуляции и процесса манипулирования общественным мнением. Изучена классификация манипулятивных приемов, основной критерий которой - уровень сознания. Дана суть освещаемых манипулятивных приемов. Во второй главе на основе полученных знаний сделана попытка проанализировать методы, применяемые в «Российской газете» и «Новой газете». Затем произведен сравнительный анализ полученных результатов.
Ежедневно издаются тысячи газет, в эфир выходят сотни выпусков новостей, а в интернете появляется все большее число информационных порталов, которые порождают тысячи сообщений в день. Для создания и распространения сообщений СМИ используют язык. В связи с развитием современных средств массовой информации, все более актуальной становится проблема языкового манипулирования, т.е. проблема скрытого информационно-психологического воздействия на человека с помощью языковых средств.
Согласно общепринятой классификации одними из функций средств массовой информации выделяются пропагандистская функция и формирование общественного мнения. Выполняя свои цели, журналистика прибегает к манипулированию, в том числе и к языковому. Как отмечают большинство исследователей, манипулирование - это технология власти и она несет негативное воздействие. Аудитория в свою очередь получает информацию в основном через СМИ, не имея возможности или желания обратиться к первоисточнику. Поэтому влияние журналистики так весомо, даже несмотря на довольно широкую исследованность манипулятивных техник. В этом состоит актуальность изучаемой проблемы.
Степень изученности темы. Теоретическую основу составили работы В.П.Шейнова, Б.Н. Лозовского, С.Г.Кара-Мурзы, и Г.В.Грачева, И.К.Мельника. Также были изучены труды лингвистов. В частности, особое внимание уделено научным работам А.А. Даниловой и Л.П. Крысина. В основу анализа положена классификация И.М. Дзялошинского из пособия «Манипулятивные технологии в масс-медиа», Я.Н.Засурского из книги «Техника дезинформации и обмана» и виды заголовков из монографии М.И.Шостак «Репортер: Профессионализм и этика».
Цель данной работы - выявить основные особенности средств языкового манипулирования в СМИ. Для ее достижения выделяются следующие задачи:
• Раскрыть понятие языкового манипулирования как инструмента воздействия на массовое сознание средствами массовой информации:
• определить, какие манипулятивные технологии применяются в СМИ, и рассмотреть механизмы их действия
• рассмотреть применение манипулятивных технологий на каждом объекте исследования в отдельности
• сделать сравнительный анализ выявленных приемов манипулирования в исследуемых объектах
В качестве объекта изучаются материалы языковые манипуляции в средствах массовой информации. В качестве предмета исследования выступают сущностные особенности, специфика, технологический инструментарий в «Российской газете» и в «Новой газете».
При написании работы были использованы общенаучные методы исследования: синтез, сравнительно-сопоставительный анализ, содержательный анализ.
Знания, полученные в результате написания данной работы, можно применять в повседневной практике, исследуя материалы и программы различных СМИ на предмет использования в них манипулятивных приемов, а также защищая себя от воздействия манипулирования. В этом состоит практическая значимость данной работы.
Научная новизна состоит в том, что в ней предпринято комплексное исследование различных языковых манипуляций на аудиторию. Соотнесение теоретических предположений о воздействии на читателя того или иного газетного текста, анализ использованных приемов позволяют получить доказательства влияния СМИ на адресата.
Структура бакалаврской работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе сделан обзор литературы, посвященной теме манипулирования. На основе этих результатов анализируется понятие языковой манипуляции и процесса манипулирования общественным мнением. Изучена классификация манипулятивных приемов, основной критерий которой - уровень сознания. Дана суть освещаемых манипулятивных приемов. Во второй главе на основе полученных знаний сделана попытка проанализировать методы, применяемые в «Российской газете» и «Новой газете». Затем произведен сравнительный анализ полученных результатов.
Проведенное исследование подтвердило актуальность избранной проблемы и позволило сделать следующие выводы.
Изучение специфики воздействия СМИ на сознание людей позволило определить языковое манипулирование как скрытое воздействия на людей через программирование их поведения, которое ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении.
При изучении теории по теме языковых манипуляций были выведены общие признаки, которые были отмечены во многих исследованиях. Во-первых, манипуляция - это вид психологического влияния, в результате искусного исполнения которого меняется образ мышления объекта. Задача манипулятора - не только внедрить, изменить идею, но и заставить объект думать, что он поступает в соответствии со своими желаниями. Другими словами, объект является соучастником процесса. Манипуляция считается состоявшейся, только если объект принимает новую программу поведения. Во-вторых, манипуляция - вид духовного влияния, а не физического. Манипулятор воздействует на мысли, убеждения, моральные принципы объекта, т.е. его психику. В-третьих, манипулируемые люди рассматриваются как объекты (а не личности), не имеющие свободы выбора. Поэтому манипуляция - это технология власти, а не способ воздействия на близких людей. Манипуляторы в таком случае называются субъектами. В- четвертых, операция должна происходить скрытно от объекта. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». В-пятых, манипулирование - это сложная технология, которая требует мастерства и интуиции. Поэтому к процессу чаще всего привлекаются специалисты.
Существует несколько классификаций манипулятивных техник. В основе данной работы лежит классификация И.Дзялошинского, который поделил их на 7 групп: мифологическое манипулирование, манипулятивные психотехнологии, манипуляции посредством управления информационными потоками и информационной средой, ценностно-эмоциональное манипулирование, использование механизмов социального контроля, манипулирование рациональными, убеждающими аргументами, психологические уловки.
Практический «Российской газеты» и «Новой газеты» показал, что частотность и специфика употребления манипуляций варьируется в зависимости от СМИ. Не последнюю роль в этом играют уровень влияния власти на издание и стиль журналистов. «Российская газета» является рупором власти, имеет сухой язык. Поэтому преобладающими группами манипулятивных приемов являются мифологическое манипулирование, манипулятивные психотехнологии, использование механизмов социального контроля и, главным образом, манипуляции посредством управления информационными потоками и информационной средой. «Новая газета» считается оппозиционной и особое внимание уделяет журналистским расследованиям. Для нее наиболее характерно использование таких групп манипуляций, как ценностно-эмоциональное манипулирование, манипулирование рациональными убеждающими аргументами, психологические уловки.
В большинстве случаев манипулирование осуществляется для введения адресатов в заблуждение относительно происходящего, с целью внедрить в сознание людей понимание сложившейся ситуации как временного явления, не несущего особого вреда, т.е. манипулирование применяется для смягчения социальной напряженности.
Сравнительный анализ «Российской газеты» и «Новой газеты» показал, что главными факторами при выборе манипуляции для журналиста являются информационная политика издания, форма собственности и личные стилевые особенности.
«Российская газета» является прогосударственным изданием. На представителей таких газет действует больше ограничений, лежит больше ответственности, чем на авторах в коммерческих изданиях. В этом заключается одна из главных причин почти полного отсутствия большинства приемов из групп ценностно-эмоционального манипулирования и психологических уловок. В общем, прогосударственная пресса предоставляет «скудную почву» для языковых манипуляций. Для нее больше характерно манипулирование на уровне управления информационными потоками.
«Новая газета» является оппозиционной и критично настроена к властям. Известна благодаря журналистским расследованиям на своих страницах. Нередко «Новая газета» инициирует судебные разбирательства. У журналистов этого издания представлен более широкий арсенал манипулятивных методов. Часто они носят язвительный, ироничный характер. Среди особенностей можно также отметить использование данных от анонимных источников. Общей чертой оказалось использование эвфемизмов. Однако и здесь есть расхождения. В «Российской газете» чаще можно увидеть такие виды эвфемизмов, как замена видового слова родовым и термины. В «Новой газете» предпочитают негативно коннотированные слова, метафоры.
Изучение специфики воздействия СМИ на сознание людей позволило определить языковое манипулирование как скрытое воздействия на людей через программирование их поведения, которое ставит своей задачей изменение мнений, побуждений и целей людей в нужном направлении.
При изучении теории по теме языковых манипуляций были выведены общие признаки, которые были отмечены во многих исследованиях. Во-первых, манипуляция - это вид психологического влияния, в результате искусного исполнения которого меняется образ мышления объекта. Задача манипулятора - не только внедрить, изменить идею, но и заставить объект думать, что он поступает в соответствии со своими желаниями. Другими словами, объект является соучастником процесса. Манипуляция считается состоявшейся, только если объект принимает новую программу поведения. Во-вторых, манипуляция - вид духовного влияния, а не физического. Манипулятор воздействует на мысли, убеждения, моральные принципы объекта, т.е. его психику. В-третьих, манипулируемые люди рассматриваются как объекты (а не личности), не имеющие свободы выбора. Поэтому манипуляция - это технология власти, а не способ воздействия на близких людей. Манипуляторы в таком случае называются субъектами. В- четвертых, операция должна происходить скрытно от объекта. Иными словами, для манипуляции требуется фальшивая действительность, в которой её присутствие не будет ощущаться». В-пятых, манипулирование - это сложная технология, которая требует мастерства и интуиции. Поэтому к процессу чаще всего привлекаются специалисты.
Существует несколько классификаций манипулятивных техник. В основе данной работы лежит классификация И.Дзялошинского, который поделил их на 7 групп: мифологическое манипулирование, манипулятивные психотехнологии, манипуляции посредством управления информационными потоками и информационной средой, ценностно-эмоциональное манипулирование, использование механизмов социального контроля, манипулирование рациональными, убеждающими аргументами, психологические уловки.
Практический «Российской газеты» и «Новой газеты» показал, что частотность и специфика употребления манипуляций варьируется в зависимости от СМИ. Не последнюю роль в этом играют уровень влияния власти на издание и стиль журналистов. «Российская газета» является рупором власти, имеет сухой язык. Поэтому преобладающими группами манипулятивных приемов являются мифологическое манипулирование, манипулятивные психотехнологии, использование механизмов социального контроля и, главным образом, манипуляции посредством управления информационными потоками и информационной средой. «Новая газета» считается оппозиционной и особое внимание уделяет журналистским расследованиям. Для нее наиболее характерно использование таких групп манипуляций, как ценностно-эмоциональное манипулирование, манипулирование рациональными убеждающими аргументами, психологические уловки.
В большинстве случаев манипулирование осуществляется для введения адресатов в заблуждение относительно происходящего, с целью внедрить в сознание людей понимание сложившейся ситуации как временного явления, не несущего особого вреда, т.е. манипулирование применяется для смягчения социальной напряженности.
Сравнительный анализ «Российской газеты» и «Новой газеты» показал, что главными факторами при выборе манипуляции для журналиста являются информационная политика издания, форма собственности и личные стилевые особенности.
«Российская газета» является прогосударственным изданием. На представителей таких газет действует больше ограничений, лежит больше ответственности, чем на авторах в коммерческих изданиях. В этом заключается одна из главных причин почти полного отсутствия большинства приемов из групп ценностно-эмоционального манипулирования и психологических уловок. В общем, прогосударственная пресса предоставляет «скудную почву» для языковых манипуляций. Для нее больше характерно манипулирование на уровне управления информационными потоками.
«Новая газета» является оппозиционной и критично настроена к властям. Известна благодаря журналистским расследованиям на своих страницах. Нередко «Новая газета» инициирует судебные разбирательства. У журналистов этого издания представлен более широкий арсенал манипулятивных методов. Часто они носят язвительный, ироничный характер. Среди особенностей можно также отметить использование данных от анонимных источников. Общей чертой оказалось использование эвфемизмов. Однако и здесь есть расхождения. В «Российской газете» чаще можно увидеть такие виды эвфемизмов, как замена видового слова родовым и термины. В «Новой газете» предпочитают негативно коннотированные слова, метафоры.



