Введение 3
Глава 1. Сущность государственной власти 6
1.1. Власть как общесоциальная категория 6
1.2. Свойства государственной власти 19
1.3. Легитимность и легальность государственной власти 29
Глава 2. Функционирование государственной власти 42
2.1. Механизм государства как субъект осуществления государственной власти 42
2.2. Разделение властей в механизме государства 48
2.3. Методы и формы осуществления государственной власти 57
Заключение 68
Список использованных источников и литературы
Проблема эффективности государственной власти, механизмов ее функционирования, способов повышения ее легитимности традиционно относится к одной из центральных для юридической науки. Она актуализируется постоянными изменениями в экономической и социальной сфере страны, обусловливающими, в том числе, и известную трансформацию содержания общественных ценностей. При этом, как известно, эффективность государственной власти существенно зависит не только от реформирования и приведения в оптимальное состояние ее структурной и функциональной составляющих, но и от устойчивого позитивного отношения со стороны общества к деятельности государственных институтов. Поэтому приведение деятельности государственной власти в соответствие с ожиданиями общества относится к одной из насущных задач власти. Оно, в частности, позволяет активно привлекать к государственному управлению широких слоев населения, иметь надежную опору в осуществлении внутренней и внешней государственной политики.
Демократия предполагает наличие фундаментального права общества влиять на власть и процессы принятия государственных решений. Размышления о дальнейших путях развития российской государственности и общества по демократическому пути, о способах управления обществом в постоянно меняющихся условиях неизбежно приводят к вопросу о нахождении и поддержании взаимопонимания между государственной властью и обществом, т.е. актуализируют проблему легитимации государственной власти.
Убеждение в актуальности темы исследования основывается на следующих соображениях. Во-первых, по своей сущности государственная власть обладает существенно большей самостоятельностью по отношению к обществу, чем общество - по отношению к государству, поэтому всегда сохраняется проблема пределов воздействия государственной власти на общественную жизнь и возможности их изменения, допустимости тех или иных средств влияния государства на общество. В общественном сознании и теории это и предстает как проблема легитимности государственной власти. Наиболее оптимальный порядок деятельности государственной власти определяется уровнем ее легитимности.
Во-вторых, по мере развития государства, усложнения его структурных и функциональных характеристик - а в современном мире это и происходит - активность воздействия государства на все сферы общественной жизни существенно возрастает, что обостряет проблему сохранения гражданским обществом той самостоятельности, способности к самоопределению, которыми оно обладает, в том числе - проблему синхронизации общественного правосознания с деятельностью государства в правовой сфере, с непрерывными изменениями в законодательстве.
В-третьих, в условиях развития государства как правового естественным образом возрастает роль именно правовых форм и средств легитимации государственной власти, она становится одним из базовых элементов правовой системы взаимоотношений гражданского общества и государства. При этом одновременно значимость неправовых форм легитимации уменьшается. Обществом на право возлагаются основные надежды, связанные с поддержанием сложившихся отношений с государством, поэтому государственная власть особо нуждается именно в правовой легитимации, она предпочтительна в сравнении с другими формами легитимации государственной власти.
В-четвертых, исследование проблемы легитимации государственной власти позволяет достаточно полно охарактеризовать взаимодействия основных субъектов правовых отношений - государства, общества и личности - и имеет значение для решения широкого круга вопросов юридической теории и востребованным в ходе формирования и совершенствования правового порядка в обществе.
Но главным образом выбор темы настоящего исследования определен, прежде всего, высокой практической значимостью вопросов, связанных с прояснением правовой природы легитимации государственной власти, повышением легитимационного ресурса государственно-властных отношений и с определением форм и средств правовой легитимации в современных условиях.
Следует констатировать, что проблема государственной власти как комплексной характеристики публично-правовой деятельности является мало изученной предметной областью, хотя целый ряд решений этой проблемы можно найти в трудах современных исследователей. Отдельные вопросы, связанные с деятельностью государственной власти представлены в работах В.А. Ачкасова, А. Дибирова, С.М. Елисеева, И.А. Исаева, С.А. Ланцова, В.Г. Ледяева, М.В. Лямина, А.Ф. Малого, Ю.А. Нисневича, А.А. Пафнутьева, А.В. Уфимцева, Е.В. Реутова, А.Н. Соколова, О.Ф. Шаброва, А.И. Хорошильцева и др.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в исследовании основных теоретических и практических проблем государственной власти и механизма ее функционирования.
Основные задачи выпускной квалификационной работы:
1) рассмотреть власть как общесоциальную категорию;
2) охарактеризовать свойства государственной власти;
3) проанализировать легитимность и легальность государственной власти;
4) изучить механизм государства как субъект осуществления государственной власти;
5) раскрыть разделение властей в механизме государства;
6) проанализировать методы и формы осуществления государственной власти.
Структура работы построена с учетом характера темы, а также степени научной разработанности затрагиваемых в ней проблем. Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы. В первой главе рассмотрены сущность и свойства государственной власти. Во второй главе осуществлен анализ функционирование государственной власти.
По результатам проведенного исследования можно сформулировать следующие выводы.
Власть в общем смысле представляет собой способность и возможность осуществлять волю властвующих, оказывать определяющее воздействие на деятельность и поведение других людей с помощью различных средств - авторитета, права и т.д. Власть как способность к действию государственных органов не только сосредоточена в них, но и исходит от них в виде различных направлений деятельности. Инвариантной характеристикой государственно-властных отношений является определенная зависимость между социальными субъектами, заключающаяся в том, что один субъект свою волю навязывает, а другой, в свою очередь, ему подчиняется.
Государственная власть - деятельность политической власти по организации общества, оформленная с помощью юридических средств и процедур. Таким образом, связь государственной власти и общества в правовом смысле - это связь публичного и частного права. Публичная сфера жизни общества является для государственной власти внутренней сферой, отражающей его политическое содержание. Частная же сфера жизни общества для государственной власти является внешней, где необходимо определение форм его существования, т.е. придание им правовых свойств.
Государственной власти присуще нормативно-правовое содержание ее деятельности и структуры. Это означает, что реальность и легитимность государственной власти закрепляются в нормативно-правовых документах: нормативных правовых актах, конституционных и судебных прецедентах, правовых обычаях, нормативных договорах и др., которые предоставляют органам и должностным лицам государственной власти систему политико-правовых полномочий и ответственностей. Компетентные государственные органы, в свою очередь, реализуют государственную власть посредством иерархической подчиненности, компетенции, предоставленной правовыми актами, и возможностью налагать юридическую ответственность за нарушение норм, установленных государственной властью. Таким образом, государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях через систему отношений руководства и подчинения, полномочия и ответственности.
Превалирование политического подхода к пониманию государственной власти позволяет адекватно отражать ее природу и сущность. Однако на этом основании считать, что и легитимация государственной власти - исключительно политический процесс и ее правовая форма носит чисто вспомогательный характер, неверно. Напротив, легитимация власти всегда протекает в правовых рамках и потому должна пониматься также как важный правовой процесс.
В современных условиях связывающая деятельность государства роль права усиливается. Право является имманентной формой существования государственной власти независимо от того, каковы сущность и содержание этого права в конкретных исторических условиях. Существу легитимирующего действия права соответствует общая закономерность: чем точнее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большей мере право способно оказывать ограничивающее влияние на деятельность государственной власти. Легитимирующее свойство право приобретает за счет способности определять пределы деятельности государственной власти и ее вмешательства в частную жизнь общества.
Будучи изначально политическим процессом, легитимация государственной власти невозможна без правового оформления, так как всегда протекает в правовых рамках и потому должна пониматься также как правовой процесс. Правовая легитимация сама по себе, вне связи с другими формами легитимации, не может обеспечить легитимности государственной власти в полном объеме, но если отсутствует правовая легитимация государственной власти, тогда все другие формы легитимации свойства легитимности как состояния государственной власти, отвечающего установкам общества на ее ценность, не порождают.
Сущность государственной власти опосредует легализацию своих собственных государственных интересов, которые в той или иной степени отличаются от интересов всего общества. Характер легитимационного воздействия зависит от необходимости со стороны государственной власти обосновать самовоспроизводство. Поэтому основным источником процесса легитимации государственной власти является сама государственная власть. Однако следует понимать, что легитимация как процесс самообоснования государственной власти, выраженного в правовой идеологии и политике, а также в правотворчестве, еще сама по себе не обеспечивает обретения государственной властью легитимности.
Проблема легитимности государственной власти возникает в случае несовпадения ее содержательной легитимности и легальности. Если такое совпадение достигается, легитимация государственной власти происходит автоматически, так как государственная власть воспринимается обществом как полностью соответствующая своему социальному предназначению. Между тем государственная власть может носить легальный характер и в то же время быть не-легитимной.
Приобретение и использование государственной власти даже в соответствии с установленными и принявшими форму права правилами еще не является прочной и стабильной основой для того, чтобы государственная власть могла считаться легитимной. Сам порядок приобретения легитимности, установленный государственной властью, также нуждается в законном закреплении и общественном обосновании. Государственная власть становится легитимной только в случае обоснованности в общественном сознании установленных законом правил деятельности государственной власти.
I. Законодательство и иные нормативно-правовые акты:
1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 21 июля 2014 г.) // Российская газета. - 1993. - №237.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая: федеральный закон от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ (с изм. от 7 февраля 2017 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
3. Федеральный закон от 27 мая 2003 года № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (с изм. от 23 мая 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2003. - № 22. - Ст. 2063.
4. Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. от 5 октября 2015 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2003. -№ 40. - Ст. 3822.
5. Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изм. от 3 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
6. Федеральный закон Российской Федерации от 4 апреля 2005 года № 32- ФЗ «Об общественной палате Российской Федерации» (с изм. от 28 декабря 2016 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2005. - № 15. - Ст.1277.
7. Федеральный закон Российской Федерации от 25 декабря 2008 г. №273 - ФЗ «О противодействии коррупции» (с изм. от 3 апреля 2017 г.) // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52. - Ст.6228.
8. Постановление Правительства РФ от 13 августа 1997 г. № 1009 «Об утверждении Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации» (с изм. от 15 октября 2016 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1997. - № 33. - Ст. 3895.
II. Материалы судебной практики:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. № 28-П «По делу о толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ» [электронный ресурс]. - Доступ: http://www. consultant.
2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 27 июня 2000 года № 92-О «По запросу группы депутатов государственной думы о проверке соответствия Конституции Российской Федерации отдельных положений Конституций Республики Адыгея, Республики Башкортостан, Республики Ингушетия, Республики Коми, Республики Северная Осетия - Алания и Республики Татарстан» // Собрание законодательства РФ. - 2000. - № 29. - Ст.3117.
3. Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 11 марта 2005 года № 148-О «По жалобе граждан Гришина М.И., Грошевой Г.И., Мустафенкова В.Т. и Назарова В.В. на нарушение их конституционных прав положениями статьи 6.1 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации», части треть ей статьи 2 и статьи 3 Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации» // Вестник Конституционного Суда РФ. - 2005. - № 5. С.12-18.
4. Постановление Конституционного Суда РФ от 22.11.2011 № 25 -П «По делу о проверке конституционности положений части 4 статьи 31, пункта 6 части 1 статьи 33 и статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе РФ» в связи с жалобой гражданки В.Ю. Боровик» [электронный ресурс]. - Доступ: http://www.consultant.ru.
5. Постановление Конституционного Суда РФ от 06.12.2012 № 31-П «По
делу о проверке конституционности пункта 4 части 1 статьи 33 и подпункта «а» пункта 3 части 1 статьи 37 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» в связи с жалобой гражданки Л.А. Пугиевой» [электронный ресурс].- Доступ:
http: //www.consultant .ru.
III. Специальная литература:
1. Аверин Ю.П. Особенности формирования популизма в деятельности
представительного органа государственной власти: теоретико¬
методологический анализ // Вестник МГУ, сер. 18, Социология и полито-логия. - 2014. - № 1. - С.72-77.
2. Адарченко Е.О. Государство и его органы как вид юридических лиц публичного права // Вестник Воронежского государственного университета. Серия «Право». - 2014. - № 1. - С. 81-85.
3. Алексеев С.С. Государство и право. Начальный курс. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Брлитинфррм, 2012. - 531 с.
4. Ачкасов В.А., Елисеев С.М., Ланцов С.А. Легитимность власти в российском обществе. - М.: Аспект Прогресс, 2013. - 262 с.
5. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория права и государства в схемах и определениях: Учебное пособие. - М.: Проспект, 2012. - 640 с.
6. Баренбойм П.Д. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьютера. 2-е изд., доп. и перераб. - М.: РОССПЭН, 2013. - 293 с.
7. Батурин Ю.М. Власть: Очерки современной политической философии Запада. - М.: Норма, 2011. - 351 с.
8. Буланов Н.И. О сущности и природе власти // Научная мысль Кавказа. - 2015. №2. - С.30-33.
9. Бурлацкий Ф.М., Егоров С.А., Каленский В.Г., Мамут Л.С. и др. Политические системы современности. Очерки / Отв. ред.: Бурлацкий Ф.М., Чиркин В.Е. - М.: Контракт, 2014. - 366 с.
10. Елисеев С.М. Легитимность власти: источники, структура и динамика развития в обществе. - СПб.: Питер, 2013. - 335 с.
11. Жиделев В.А. Трансформация государственной власти в России: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - Н. Новгород, 2011. - 42 с.
12. Зыкова С.В., Клименко А.И., Кулакова Ю.Ю. и др. Актуальные проблемы правовой теории государства / Под ред. В.П. Малахова и А.И. Клименко. М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2013. - 364 с.
13. Ильин В.В. Дистанциональная и институциональная власть // Политология: курс лекций / Под ред. М.Н.Марченко. 2-е изд. перераб. и доп. - М.: Контракт, 2013. - 348 с.
14. Исаев И.А. Нормативность и авторитарность: пересечения идей. - М.: Норма, 2014. - 289 с.
15. Керимов А.Д. Современное государство: вопросы теории. - М.: Норма,
2012. - 358 с.
16. Кочев В.А. Основные характеристики системы государственной власти // Вестн. Перм. унта. Сер.: Юрид. науки. - 2012. - Вып. 1. - С. 67-72.
17. Кравченко И.И. Власть: Философско-политические аспекты. - М.: ИФ,
2013. - 442 с.
18. Краснов Б.И. Теория власти и властных отношений // Социально-политический журнал. - 2014. - №3-6. - С.80-85.
19. Ледяев, В.Г. Власть - концептуальный анализ. - М.: Роспэн, 2013. - 274 с.
20. Любашиц В.Я. Государственная власть: понятие, особенности функционирования // Экономический вестник Ростовского государственного университета. - 2013. - № 2. - С. 128-132.
21. Макарейко Н.В. Государственная власть: понятие и признаки // Бизнес в законе. - 2014. - № 2. - С. 34-38.
22. Малый А.Ф. Государственная власть как правовая категория // Государство и право. -2014. - №3. - С.91-96.
23. Мамычев А.Ю.Государственная власть как правокультурный феномен: теоретико-методологические аспекты // Молодой ученый. - 2016. - №4. - С.62-66.
24. Мамычев А.Ю.Государственная власть в политическом процессе современной России: теоретико-методологический аспект политической и социокультурной трансформации. - М.: Эксмо, 2016. - 227 с.
25. Митин С.С.Государственная власть: понятие и закономерности организации. - Красноярск, 2014. - 269 с.
26. Мостовюк М.А. Легитимность государственного насилия. Дисс.к.ю.н. - М., 2006. - 225 с.
27. Реутов Е.В. Легитимация региональной власти в Российской Федерации: структура и практики. - Белгород: Белгородский гос. ун-т, 2014. - 195 с.
28. Сигалов К.Е. Частноправовые и публично-правовые основания эффек-тивности государства // История государства и права. - 2015. - № 17. - С. 11-15.
29. Сигалов К.Е. Генезис социально-властных институтов в России в допетровскую эпоху // Пространство и Время. - 2015. - № 3. - С. 175-179.
30. Скиперских А.В. Легитимация политической власти в России в условиях становления и развития федеративных отношений: Специфика и тенденции. Дисс... к.п.н. Елец, 2011. - 230 с.
31. Тихомиров Ю.А. Государство. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2013. - 280 с.
32. Ушаков Н.А. Суверенитет и его воплощение во внутригосударственном и международном праве // Московский журнал международного права. - 2015. - № 2. - С.7-9.
33. Фарбер И.Е. Вопросы теории конституционного права. - Саратов: Приволж. кн. издво, 2013. - 242 с.
34. Хорошильцев А.И. О понятии власти государства // Известия Юго-Западного государственного университета. Серия: история и право. - 2013. - № 3. - С.37-41.
35. Чечулина А.А.Сущность государственной власти: основные подходы // Право и политика. - 2015. - № 10. - С. 45-49.
36. Чиркин В.Е. Элементы сравнительного государствоведения. - М.: Эксмо, 2012. - 522 с.
37. Шабров О.Ф. Политическая власть, ее эффективность и легитимность. - М.: Контракт, 2012. - 287 с.
38. Шапсугов, Д.Ю. Проблемы теории и истории власти, права и государства. - М.: Юрист, 2013. - 343 с.