Введение 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И
СУЩНОСТЬ ГРЖАДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 7
1.1. Понятие гражданского общества 7
1.2. Признаки гражданского общества 14
1.3. Сущность гражданского общества 21
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И
СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 26
2.1. Понятие правового государства 26
2.2. Признаки правового государства 30
2.3. Сущность правового государства 39
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА 43
3.1. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства 43
3.2 Значимость гражданского общества и правового государства 45
Заключение 45
Список использованных источников и литературы
Российская Федерация с момента своего возникновения движется по пути демократизации. Демократизация (с англ. democratization (что, в свою очередь, от др.-греч. Здцос; - народ и кратод - власть)) — процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д. Учитывая исторический опыт Российского государства, на сегодняшний день данное движение представляется единственно прогрессивным, а также обеспечивающим наиболее эффективное развитие правовых и социальных институтов. Именно в демократическом обществе возможно обеспечить соблюдение естественных прав и свобод человека, обеспечить равенство граждан перед законом и судом, добиться баланса при функционировании непосредственной и прямой демократии, обеспечиваемого реальным участием граждан в управлении делами государства.
Основополагающим признаком демократии, показателем уровня ее развития являются такие правовые категории как гражданское общество и правовое государство. Они находятся между собой в тесной взаимосвязи, сдерживают, контролируют и, вместе с тем, взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга.
Объектом исследования данной работы является теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предметом исследования являются российское гражданское общество и правовое государство, их взаимосвязь и значение для правовой действительности, а также актуальные проблемы развития гражданского общества и построения правового государства, возможные пути решения возникающих проблем.
Целью данной работы является выявление сущности, основных признаков и понятия гражданского общества и правового государства, сопоставление и характеристика взаимосвязи между гражданским обществом и правовым государством, определение их значения, определение проблем, возникающих при функционировании гражданского общества и правового государства.
Задачами, которые ставились при написании данной работы, были изучение исторических предпосылок создания гражданского общества и правового государства, выявление тенденций их функционирования и развития, сравнение различных понятий, характеризующих гражданское общество и правовое государство, определение признаков данных государственно - правовых явлений.
Актуальность данной работы заключается в том, что Российская Федерация встала на путь развития гражданского общества и построения правового государства относительно недавно, данный процесс находится в начальной стадии, вырабатываются наиболее приемлемые институты, применимые к российской правовой действительности с учетом исторически сложившихся особенностей государства и права, а также общемирового опыта.
Источниковая база данной темы представлена богатым материалом нескольких видов, поскольку вопросы, связанные с исследованием гражданского общества и государства были и остаются одними из основных в теории государства и права. Сюда относятся труды таких видных философов как Аристотель, Платон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе дается оценка сложившееся уровню развития правового общества и государства, содержатся конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего функционирование институтов гражданского общества и правового государства. Выводы содержащиеся в данной работе могут быть использованы в дальнейшем теоретическом исследовании проблем взаимоотношения государства и общества, их функционирования и их сущности.
Учитывая тот факт, что в России исторически сложилась система управления, близкая к восточному типу (главенствующая роль отводится государству, совместно с преобладанием государственной собственности) гражданское общество всегда играло второстепенную роль. Оно включалось в политическую деятельность в крайних случаях, когда недовольство произволом властей, несоблюдением прав и свобод, неудачами во внешней политике переходило в открытое противостояние существующему государственному строю - в революцию. Доказательством этому служат три революции имевшие место в России в XX веке.
Несмотря на это, в отношениях общества и государства в России в XX веке все же есть и свои плюсы. Свидетельством тому может являться тот факт, что в период советской России каждый гражданин считал себя неотъемлемой частью всего Советского союза, частью “ячейки общества”, объединяющим критерием которой была общность интересов или принадлежность к определенной профессии, роду деятельности. Провозглашалось, что советский гражданин должен был внести свой вклад в построение развитого социалистического общества. В соответствии со статьей 126 Конституции СССР 1936 года гражданам обеспечивалось право объединения в общественные организации, а также в Коммунистическую партию Советского Союза, представлявшую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что правовое государство и гражданское общество, как отмечал Гегель Г.В., в соответствии с диалектическим законом “единства и борьбы противоположностей”, составляют одно целое и, в то же время, противопоставляются друг другу. Так, вряд ли возможно существование общества без общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Государство в данном случае осуществляет организацию общества, устанавливает определенный правопорядок в нем, предупреждая негативные тенденции и устанавливая определенные рамки поведения членов общества. Общество в свою очередь, является своеобразным строительным материалом государства, способом выражения воли граждан, их интересов. Оно постоянно борется за свои права, предъявляя свои требования к государству через представительные органы. В современном мире это проявляется, в частности в борьбе между исполнительной и законодательной (представительной) властью, во взаимном контроле между ними, в наличии “системы сдержек и противовесов” обеспечивающих рациональное функционирование государства и соответственно доверие к нему гражданского общества, развивающегося совместно с правовым государством.
В данной выпускной квалификационной работе исследован и проанализирован процесс взаимоотношений между структурами правового государства и гражданским обществом.
Анализ политико-правовых и общественных институтов, порядок их взаимодействия являвшийся предметом исследования позволил выделить основные положения, а также выделить ряд проблем, которые отражены нами в данной работе.
Тема “гражданское общество и правовое государство” носит междисциплинарный характер, взаимоотношения между государством и обществом обладают специфическими характеристиками. Все это потребовало применения комплексного метода при выполнении данной работы. Так, при ее выполнении производилось обращение к различным дисциплинам, таким как история политических и правовых учений, политическая наука, политическая философия, социология, экономика, статистика.
Одним из основных выводов является признание важности института оппозиции при функционировании гражданского общества и правового государства, который должен получить возможность для выражения своих взглядов, стать системным фактором в Российской Федерации.
На сегодняшний момент в России отсутствует значимая оппозиционная сила. А отсутствие таковой, как неоднократно подчеркивалось российскими политиками, ведет к застою лидирующей партии и маргинализации населения. Именно от соотношения сил между правящими и оппозиционными объединениями зависит эффективное функционирование и поступательное движение как общества, так и государства.
Развитие гражданского общества должно сопровождаться увеличением количества граждан, принадлежащих к среднему классу, уменьшением темпов социального расслоения, сокращением пропасти между доходами полярных пластов населения.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
1) В современном понимании гражданское общество представляет собой сферу общественной жизни, в которой граждане самостоятельно, без вмешательства и воздействия со стороны государственных органов и должностных лиц, но при их возможном участии, осуществляют принадлежащие им права и законные интересы, самореализуются и удовлетворяют иные потребности, лично или объединяясь в организации.
2) Гражданское общество - это демократическое, правовое общество, в котором признаются и обеспечиваются естественные и приобретенные права его субъектов. Фундаментом его является осознание необходимости разумной и справедливой власти, свободе, приоритета прав и свобод граждан, закрепляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Гражданское общество закрепляет эти идеи с помощью государства и обеспечивает их соблюдение его принудительной силой.
3) Гражданское общество является основополагающей частью общественного строя, оказывает непосредственное воздействие на формирование органов государства, способствует демократическому развитию политической и экономической жизни общества.
4) Гражданское общество и правовое государство, существуя совместно, тем не менее, представляют собой противоречащие друг другу силы, находящиеся, в то же время, в единстве. Более того, правовое государство является результатом развития гражданского общества.
5) Сущностной особенностью гражданского общества является объединение в нем не воли отдельных государственных органов, а, в первую очередь, законных интересов, потребностей граждан.
6) Правовое государство - это не конечный пункт, не какой-либо
достигнутый результат. Это непрерывный процесс: постоянное
совершенствование правовой действительности государства, каждодневные действия граждан по осуществлению и защите своих прав, налаживание функционирования и взаимодействия государственных органов, обеспечивающих защиту прав личности и общественных объединений.
7) Основной ценностью в правовом государстве должен признаваться человек. Права и свободы человека могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. И вновь в данном аспекте проявляется взаимосвязь государства и гражданского общества.
8) Основным признаком, характеризующим правовое государство, является подчинение государства гражданскому обществу, ответственность государства перед обществом.
9) Государство образуется, формируется, контролируется и по необходимости преобразуется субъектами гражданского общества, являясь при этом основным институтом общественно-властного управления и контроля, а также институтом, обеспечивающим придание принимаемым правовым актам всеобщего, публичного, нормативного и обязательного характера.
10) Правовое государство существует лишь в гражданском обществе, поскольку для этого необходимо закрепление не просто права, а такого права, которое было сформировано правовым способом субъектами гражданского общества методом свободного волеизъявления.
11) Правовое государство, обладая характерными ему признаками, является вторичным общественным образованием по отношению к обществу.
12) Правовое государство и право не являются самодостаточными институтами, так как полностью подчинены конкретным целям гражданского общества, выполняют по отношению к последнему безусловно существенную функцию, но, тем не менее, все же вторичны.
13) Если государство пытается подчинить себе общество, противопоставить ему себя в смысле принятие решений или проведения политики, противоречащей законом развития общества, реальным социальным условиям, то это неизбежно приводит к усугублению противоречий, гибели самого государства. Напротив, государство, обеспечивающее законность и правопорядок, адекватные объективной необходимости, содействует материальному производству, распределению, обмену и потреблению, позитивно влияет на состояние общества, деловой климат, инвестиционную привлекательность, открывает путь к общественному прогрессу, росту благосостояния страны и расцвету ее культуры.
14) Формирование и развитие гражданского общества обусловлено с аналогичными процессами внутри государства, в котором за законами признается высшая сила и имеется высокий уровень развития правосознания населения. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства проявляется в том, что государство, проводя свою политику, устанавливая те или иные общеобязательные правила поведения, создает предпосылки для планомерного развития гражданского общества. Существует также и обратная связь. Так, субъекты гражданского общества оказывают непосредственное влияние на развитие демократии, перенимая на себя часть функций государства, к примеру, решение вопросов местного значения.
15) Одно лишь существование гражданского общества обеспечивает действительную защиту интересов личности и общества во взаимоотношениях с государством, в то же время только правовое государство гарантирует верховенство закона обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
16) Гражданское общество сознает себя работодателем, обеспечивающим функционирование государства за счет производимых им налоговых отчислений, и требует отчета о проделанной властью работе, оказывает на нее давление, является оппозиционной по отношению к ней силой. В случае же возникновения трудностей при функционировании государства, государство должно действовать открыто, что позволит достичь наиболее приемлемого для обеих сторон решения, так как гражданское общество является не только критиком государства, но и его партнером.
17) Государство является формой гражданского общества,
обеспечивающей его охрану и устойчивое развитие.
18) В современных условиях развитие демократического гражданского общества и правового государства приобретает масштаб общегосударственной необходимости, а не только потребности, поскольку подлинный прогресс осуществляется благодаря созданию таких общественных условий, которые обеспечивают наиболее полное раскрытие потенциала человека. В связи с этим, Россия может быть равноправным партнером в передовом международном сообществе, только продолжая работу по совершенствованию демократических и правовых институтов общества, обеспечивая соблюдение прав, поддерживая высокий культурный и духовный потенциал гражданского общества.
19) На протяжении всей своей истории и государство, и гражданское общество развивались в тесной взаимосвязи, в то же время противопоставлялись друг другу. Они образуют совокупность интересов, объединяющих всех граждан, что обеспечивает стабильность политической и социальной систем.
20) Государство является органом общества, его правой рукой в выполнении воли последнего, обеспечении закрепления его интересов. Таковым может являться только правовое государство, соблюдающее принцип верховенства закона, выражающего реальное отражение прав и интересов граждан, государство способное обеспечить соблюдение закона утверждающего свободу, гласность и плюрализм.
На основании вышеизложенного, считаем выполненными все задачи, которые ставились при написании данной выпускной квалификационной работы, и надеемся, что выводы, содержащиеся в данной работе, будут использованы в будущих теоретических исследованиях.
1. Нормативные правовые акты.
1.1. Конституции РФ. "Российская газета" от 25 декабря 1993 г. N 237.
1.2. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1- ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", "Российская газета" от 4 марта 1997 г. N 43-44.
1.3. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ. СЗ РФ. 29.01.1996, № 5. Ст. 410.
1.4. Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". "Российская газета" от 24 января 1996 г. N 14.
1.5. Конституция (Основной закон) Союза Советских
Социалистических Республик (утверждена постановлением Чрезвычайного VIII Съезда Советов Союза Советских Социалистических Республик от 5 декабря 1936 г.).
1.6. Пояснительная записка к проекту Конституции 1993 года. Российская Газета. 1993. № 12.
2. Учебная литература.
2.1. Абдулаева. М. Правоведение . Финансовый контроль, 2004.С. 376.
2.2. Аристотель. Сочинения: В 4 т. М.: «Мысль», 1983. Т. 4. - С. 376¬644. Перевод с древне-греч. С.Жебелева. С. 446.
2.3. Балашов Л. Е. Философия: Учебник. 2-я редакция, с изменениями идополнениями. Электронная версия. М., 2005. С. 672.
2.4. Воеводин Л. Д.Юридические гарантии конституционных прав и свобод личности в социалистическом обществе. М., 1987, с. 230
2.5. Гегель Г. В. Ф. Наука логики. Т. 1. М., 1970. С. 231.
2.6. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990. С. 467.
2.7. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского. Москва. 2001. С. 671.
2.8. Гоббс Т. О гражданине [I, 10]. Гоббс Т. Соч. Т. 1. С. 410.
2.9. Дж.Ст.Милль. О Свободе. Антология мировой либеральной мысли (I половины ХХ века).- М.: Прогресс-Традиция, 2000. С. 546.
2.10. Енгибарян Р.В. Теория государства и права. М., Юрайт. 1999. С. 114.
2.11. К. Маркс. К критике гегелевской философии права. 1843. Т.1, С. 450.
2.12. К.Маркс, Ф. Энгельс, соч. Т.21.. III. Москва: Партиздат, 1934. - Институт Маркса-Энгельса-Ленина при ЦК ПКП(б). С.310
2.13. Ледях И.А. Теория правового государства. Из истории политических учений. М., Пресс. 1976. С. 164.
2.14. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 405.
2.15. Локк Дж. Сочинения: В 3 т. - Т. 3. - М.: Мысль, 1988. С. 620.
2.16. Лукашева Е. А. Эффективность юридических механизмов защиты прав человека: политические, экономические, социально-психологические аспекты. - В кн.: Конституция российской федерации совершенствование механизмов защиты прав человека. М., 1994, С. 120.
2.17. Лукьянова Е. А. Демократизация законодательного процесса. - В кн.: Государственно-правовые аспекты демократизации советского общества. М., 1990, С. 291.
2.18. Мамут Л.С. Народ в правовом государстве. М., Полит-издат.1999. С. 351.
2.19. Матузов Н.И., Малько А.В. М. Теория государства и права. : Юристъ, 2004. — 512 с.
2.20. Монтескье Ш. О духе законов. М.: Мысль. 1999. С. 674.
2.21. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. ИНФРА-М, Москва, 1999. С. 530.
2.22. Николо Макиавелли. Сочинения. «Сочинения»: Фолио; Харьков; 2001 Книга I. Глава II. С.1177.
2.23. Платон. Государство. Издательство: Наука, 2005 г.Книга седьмая. . С. 572.
2.24. Пржевордски А.К. Научная статья. Демократия и развитие: Политические Институты и благополучия в мире, 1950-1990. Кембридж: издательство Кембриджского университета. (2000).
2.25. Руссо Ж.-Ж. 1. Рассуждение о происхождении и основаниях
неравенства между людьми. Об общественном договоре, или Принципы политического права. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969. С. 492.
2.26. Саккетти А.Л., Желудков А.А. Гуго Гроций и его трактат «О праве войны и мира». С. 868.
2.27. Тихомирова, А.П. Философия в эпоху Просвещения / А.П. Тихомирова. - М.: Инфра-М, 2001. С. 280.
2.28. Ф. Энгельс. Происхождение семьи, частной собственности и государства. Маркс К., Энгельс Ф.; Избранные произведения. В 3-х т. Т. 3. — М.: Политиздат.1986. С. 639.
2.29. Черданцев А. Ф. Теория государства и права: Учебник для вузов. - М.: Юрайт, 2000. С. 149.
3. Специальная литература.
3.1. Милушева Т. В., Ишеков К. А. К вопросу об ответственности государства в сфере законотворчества. Конституциональное и муниципальное право. № 8. 2009. С. 23.