Гражданское общество и правовое государство
|
Введение 3
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И
СУЩНОСТЬ ГРЖАДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 7
1.1. Понятие гражданского общества 7
1.2. Признаки гражданского общества 14
1.3. Сущность гражданского общества 21
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И
СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 26
2.1. Понятие правового государства 26
2.2. Признаки правового государства 30
2.3. Сущность правового государства 39
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА 43
3.1. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства 43
3.2 Значимость гражданского общества и правового государства 45
Заключение 45
Список использованных источников и литературы
ГЛАВА 1. ГРАЖДАНСКОЕ ОБЩЕСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И
СУЩНОСТЬ ГРЖАДАНСКОГО ОБЩЕСТВА 7
1.1. Понятие гражданского общества 7
1.2. Признаки гражданского общества 14
1.3. Сущность гражданского общества 21
ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО: ПОНЯТИЕ, ПРИЗНАКИ И
СУЩНОСТЬ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 26
2.1. Понятие правового государства 26
2.2. Признаки правового государства 30
2.3. Сущность правового государства 39
ГЛАВА 3. ОТНОШЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА И ПРАВОВОГО
ГОСУДАРСТВА 43
3.1. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства 43
3.2 Значимость гражданского общества и правового государства 45
Заключение 45
Список использованных источников и литературы
Российская Федерация с момента своего возникновения движется по пути демократизации. Демократизация (с англ. democratization (что, в свою очередь, от др.-греч. Здцос; - народ и кратод - власть)) — процесс внедрения демократических принципов в политическую систему, культуру, стиль жизни и т. д. Учитывая исторический опыт Российского государства, на сегодняшний день данное движение представляется единственно прогрессивным, а также обеспечивающим наиболее эффективное развитие правовых и социальных институтов. Именно в демократическом обществе возможно обеспечить соблюдение естественных прав и свобод человека, обеспечить равенство граждан перед законом и судом, добиться баланса при функционировании непосредственной и прямой демократии, обеспечиваемого реальным участием граждан в управлении делами государства.
Основополагающим признаком демократии, показателем уровня ее развития являются такие правовые категории как гражданское общество и правовое государство. Они находятся между собой в тесной взаимосвязи, сдерживают, контролируют и, вместе с тем, взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга.
Объектом исследования данной работы является теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предметом исследования являются российское гражданское общество и правовое государство, их взаимосвязь и значение для правовой действительности, а также актуальные проблемы развития гражданского общества и построения правового государства, возможные пути решения возникающих проблем.
Целью данной работы является выявление сущности, основных признаков и понятия гражданского общества и правового государства, сопоставление и характеристика взаимосвязи между гражданским обществом и правовым государством, определение их значения, определение проблем, возникающих при функционировании гражданского общества и правового государства.
Задачами, которые ставились при написании данной работы, были изучение исторических предпосылок создания гражданского общества и правового государства, выявление тенденций их функционирования и развития, сравнение различных понятий, характеризующих гражданское общество и правовое государство, определение признаков данных государственно - правовых явлений.
Актуальность данной работы заключается в том, что Российская Федерация встала на путь развития гражданского общества и построения правового государства относительно недавно, данный процесс находится в начальной стадии, вырабатываются наиболее приемлемые институты, применимые к российской правовой действительности с учетом исторически сложившихся особенностей государства и права, а также общемирового опыта.
Источниковая база данной темы представлена богатым материалом нескольких видов, поскольку вопросы, связанные с исследованием гражданского общества и государства были и остаются одними из основных в теории государства и права. Сюда относятся труды таких видных философов как Аристотель, Платон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе дается оценка сложившееся уровню развития правового общества и государства, содержатся конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего функционирование институтов гражданского общества и правового государства. Выводы содержащиеся в данной работе могут быть использованы в дальнейшем теоретическом исследовании проблем взаимоотношения государства и общества, их функционирования и их сущности.
Учитывая тот факт, что в России исторически сложилась система управления, близкая к восточному типу (главенствующая роль отводится государству, совместно с преобладанием государственной собственности) гражданское общество всегда играло второстепенную роль. Оно включалось в политическую деятельность в крайних случаях, когда недовольство произволом властей, несоблюдением прав и свобод, неудачами во внешней политике переходило в открытое противостояние существующему государственному строю - в революцию. Доказательством этому служат три революции имевшие место в России в XX веке.
Несмотря на это, в отношениях общества и государства в России в XX веке все же есть и свои плюсы. Свидетельством тому может являться тот факт, что в период советской России каждый гражданин считал себя неотъемлемой частью всего Советского союза, частью “ячейки общества”, объединяющим критерием которой была общность интересов или принадлежность к определенной профессии, роду деятельности. Провозглашалось, что советский гражданин должен был внести свой вклад в построение развитого социалистического общества. В соответствии со статьей 126 Конституции СССР 1936 года гражданам обеспечивалось право объединения в общественные организации, а также в Коммунистическую партию Советского Союза, представлявшую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что правовое государство и гражданское общество, как отмечал Гегель Г.В., в соответствии с диалектическим законом “единства и борьбы противоположностей”, составляют одно целое и, в то же время, противопоставляются друг другу. Так, вряд ли возможно существование общества без общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Государство в данном случае осуществляет организацию общества, устанавливает определенный правопорядок в нем, предупреждая негативные тенденции и устанавливая определенные рамки поведения членов общества. Общество в свою очередь, является своеобразным строительным материалом государства, способом выражения воли граждан, их интересов. Оно постоянно борется за свои права, предъявляя свои требования к государству через представительные органы. В современном мире это проявляется, в частности в борьбе между исполнительной и законодательной (представительной) властью, во взаимном контроле между ними, в наличии “системы сдержек и противовесов” обеспечивающих рациональное функционирование государства и соответственно доверие к нему гражданского общества, развивающегося совместно с правовым государством.
Основополагающим признаком демократии, показателем уровня ее развития являются такие правовые категории как гражданское общество и правовое государство. Они находятся между собой в тесной взаимосвязи, сдерживают, контролируют и, вместе с тем, взаимозаменяют и взаимодополняют друг друга.
Объектом исследования данной работы является теория государства и права как наука и учебная дисциплина. Предметом исследования являются российское гражданское общество и правовое государство, их взаимосвязь и значение для правовой действительности, а также актуальные проблемы развития гражданского общества и построения правового государства, возможные пути решения возникающих проблем.
Целью данной работы является выявление сущности, основных признаков и понятия гражданского общества и правового государства, сопоставление и характеристика взаимосвязи между гражданским обществом и правовым государством, определение их значения, определение проблем, возникающих при функционировании гражданского общества и правового государства.
Задачами, которые ставились при написании данной работы, были изучение исторических предпосылок создания гражданского общества и правового государства, выявление тенденций их функционирования и развития, сравнение различных понятий, характеризующих гражданское общество и правовое государство, определение признаков данных государственно - правовых явлений.
Актуальность данной работы заключается в том, что Российская Федерация встала на путь развития гражданского общества и построения правового государства относительно недавно, данный процесс находится в начальной стадии, вырабатываются наиболее приемлемые институты, применимые к российской правовой действительности с учетом исторически сложившихся особенностей государства и права, а также общемирового опыта.
Источниковая база данной темы представлена богатым материалом нескольких видов, поскольку вопросы, связанные с исследованием гражданского общества и государства были и остаются одними из основных в теории государства и права. Сюда относятся труды таких видных философов как Аристотель, Платон, Т. Гоббс, Д. Локк, Ш. Монтескье, Ж. Ж. Руссо, И. Кант, Г. Гегель, К. Маркс.
Практическая значимость исследования заключается в том, что в работе дается оценка сложившееся уровню развития правового общества и государства, содержатся конкретные предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации, регулирующего функционирование институтов гражданского общества и правового государства. Выводы содержащиеся в данной работе могут быть использованы в дальнейшем теоретическом исследовании проблем взаимоотношения государства и общества, их функционирования и их сущности.
Учитывая тот факт, что в России исторически сложилась система управления, близкая к восточному типу (главенствующая роль отводится государству, совместно с преобладанием государственной собственности) гражданское общество всегда играло второстепенную роль. Оно включалось в политическую деятельность в крайних случаях, когда недовольство произволом властей, несоблюдением прав и свобод, неудачами во внешней политике переходило в открытое противостояние существующему государственному строю - в революцию. Доказательством этому служат три революции имевшие место в России в XX веке.
Несмотря на это, в отношениях общества и государства в России в XX веке все же есть и свои плюсы. Свидетельством тому может являться тот факт, что в период советской России каждый гражданин считал себя неотъемлемой частью всего Советского союза, частью “ячейки общества”, объединяющим критерием которой была общность интересов или принадлежность к определенной профессии, роду деятельности. Провозглашалось, что советский гражданин должен был внести свой вклад в построение развитого социалистического общества. В соответствии со статьей 126 Конституции СССР 1936 года гражданам обеспечивалось право объединения в общественные организации, а также в Коммунистическую партию Советского Союза, представлявшую руководящее ядро всех организаций трудящихся, как общественных, так и государственных.
Вышеизложенное позволяет говорить о том, что правовое государство и гражданское общество, как отмечал Гегель Г.В., в соответствии с диалектическим законом “единства и борьбы противоположностей”, составляют одно целое и, в то же время, противопоставляются друг другу. Так, вряд ли возможно существование общества без общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных его принудительной силой. Государство в данном случае осуществляет организацию общества, устанавливает определенный правопорядок в нем, предупреждая негативные тенденции и устанавливая определенные рамки поведения членов общества. Общество в свою очередь, является своеобразным строительным материалом государства, способом выражения воли граждан, их интересов. Оно постоянно борется за свои права, предъявляя свои требования к государству через представительные органы. В современном мире это проявляется, в частности в борьбе между исполнительной и законодательной (представительной) властью, во взаимном контроле между ними, в наличии “системы сдержек и противовесов” обеспечивающих рациональное функционирование государства и соответственно доверие к нему гражданского общества, развивающегося совместно с правовым государством.
В данной выпускной квалификационной работе исследован и проанализирован процесс взаимоотношений между структурами правового государства и гражданским обществом.
Анализ политико-правовых и общественных институтов, порядок их взаимодействия являвшийся предметом исследования позволил выделить основные положения, а также выделить ряд проблем, которые отражены нами в данной работе.
Тема “гражданское общество и правовое государство” носит междисциплинарный характер, взаимоотношения между государством и обществом обладают специфическими характеристиками. Все это потребовало применения комплексного метода при выполнении данной работы. Так, при ее выполнении производилось обращение к различным дисциплинам, таким как история политических и правовых учений, политическая наука, политическая философия, социология, экономика, статистика.
Одним из основных выводов является признание важности института оппозиции при функционировании гражданского общества и правового государства, который должен получить возможность для выражения своих взглядов, стать системным фактором в Российской Федерации.
На сегодняшний момент в России отсутствует значимая оппозиционная сила. А отсутствие таковой, как неоднократно подчеркивалось российскими политиками, ведет к застою лидирующей партии и маргинализации населения. Именно от соотношения сил между правящими и оппозиционными объединениями зависит эффективное функционирование и поступательное движение как общества, так и государства.
Развитие гражданского общества должно сопровождаться увеличением количества граждан, принадлежащих к среднему классу, уменьшением темпов социального расслоения, сокращением пропасти между доходами полярных пластов населения.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
1) В современном понимании гражданское общество представляет собой сферу общественной жизни, в которой граждане самостоятельно, без вмешательства и воздействия со стороны государственных органов и должностных лиц, но при их возможном участии, осуществляют принадлежащие им права и законные интересы, самореализуются и удовлетворяют иные потребности, лично или объединяясь в организации.
2) Гражданское общество - это демократическое, правовое общество, в котором признаются и обеспечиваются естественные и приобретенные права его субъектов. Фундаментом его является осознание необходимости разумной и справедливой власти, свободе, приоритета прав и свобод граждан, закрепляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Гражданское общество закрепляет эти идеи с помощью государства и обеспечивает их соблюдение его принудительной силой.
3) Гражданское общество является основополагающей частью общественного строя, оказывает непосредственное воздействие на формирование органов государства, способствует демократическому развитию политической и экономической жизни общества.
4) Гражданское общество и правовое государство, существуя совместно, тем не менее, представляют собой противоречащие друг другу силы, находящиеся, в то же время, в единстве. Более того, правовое государство является результатом развития гражданского общества.
5) Сущностной особенностью гражданского общества является объединение в нем не воли отдельных государственных органов, а, в первую очередь, законных интересов, потребностей граждан.
6) Правовое государство - это не конечный пункт, не какой-либо
достигнутый результат. Это непрерывный процесс: постоянное
совершенствование правовой действительности государства, каждодневные действия граждан по осуществлению и защите своих прав, налаживание функционирования и взаимодействия государственных органов, обеспечивающих защиту прав личности и общественных объединений.
7) Основной ценностью в правовом государстве должен признаваться человек. Права и свободы человека могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. И вновь в данном аспекте проявляется взаимосвязь государства и гражданского общества.
8) Основным признаком, характеризующим правовое государство, является подчинение государства гражданскому обществу, ответственность государства перед обществом.
9) Государство образуется, формируется, контролируется и по необходимости преобразуется субъектами гражданского общества, являясь при этом основным институтом общественно-властного управления и контроля, а также институтом, обеспечивающим придание принимаемым правовым актам всеобщего, публичного, нормативного и обязательного характера.
10) Правовое государство существует лишь в гражданском обществе, поскольку для этого необходимо закрепление не просто права, а такого права, которое было сформировано правовым способом субъектами гражданского общества методом свободного волеизъявления.
11) Правовое государство, обладая характерными ему признаками, является вторичным общественным образованием по отношению к обществу.
12) Правовое государство и право не являются самодостаточными институтами, так как полностью подчинены конкретным целям гражданского общества, выполняют по отношению к последнему безусловно существенную функцию, но, тем не менее, все же вторичны.
13) Если государство пытается подчинить себе общество, противопоставить ему себя в смысле принятие решений или проведения политики, противоречащей законом развития общества, реальным социальным условиям, то это неизбежно приводит к усугублению противоречий, гибели самого государства. Напротив, государство, обеспечивающее законность и правопорядок, адекватные объективной необходимости, содействует материальному производству, распределению, обмену и потреблению, позитивно влияет на состояние общества, деловой климат, инвестиционную привлекательность, открывает путь к общественному прогрессу, росту благосостояния страны и расцвету ее культуры.
14) Формирование и развитие гражданского общества обусловлено с аналогичными процессами внутри государства, в котором за законами признается высшая сила и имеется высокий уровень развития правосознания населения. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства проявляется в том, что государство, проводя свою политику, устанавливая те или иные общеобязательные правила поведения, создает предпосылки для планомерного развития гражданского общества. Существует также и обратная связь. Так, субъекты гражданского общества оказывают непосредственное влияние на развитие демократии, перенимая на себя часть функций государства, к примеру, решение вопросов местного значения.
15) Одно лишь существование гражданского общества обеспечивает действительную защиту интересов личности и общества во взаимоотношениях с государством, в то же время только правовое государство гарантирует верховенство закона обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
16) Гражданское общество сознает себя работодателем, обеспечивающим функционирование государства за счет производимых им налоговых отчислений, и требует отчета о проделанной властью работе, оказывает на нее давление, является оппозиционной по отношению к ней силой. В случае же возникновения трудностей при функционировании государства, государство должно действовать открыто, что позволит достичь наиболее приемлемого для обеих сторон решения, так как гражданское общество является не только критиком государства, но и его партнером.
17) Государство является формой гражданского общества,
обеспечивающей его охрану и устойчивое развитие.
18) В современных условиях развитие демократического гражданского общества и правового государства приобретает масштаб общегосударственной необходимости, а не только потребности, поскольку подлинный прогресс осуществляется благодаря созданию таких общественных условий, которые обеспечивают наиболее полное раскрытие потенциала человека. В связи с этим, Россия может быть равноправным партнером в передовом международном сообществе, только продолжая работу по совершенствованию демократических и правовых институтов общества, обеспечивая соблюдение прав, поддерживая высокий культурный и духовный потенциал гражданского общества.
19) На протяжении всей своей истории и государство, и гражданское общество развивались в тесной взаимосвязи, в то же время противопоставлялись друг другу. Они образуют совокупность интересов, объединяющих всех граждан, что обеспечивает стабильность политической и социальной систем.
20) Государство является органом общества, его правой рукой в выполнении воли последнего, обеспечении закрепления его интересов. Таковым может являться только правовое государство, соблюдающее принцип верховенства закона, выражающего реальное отражение прав и интересов граждан, государство способное обеспечить соблюдение закона утверждающего свободу, гласность и плюрализм.
На основании вышеизложенного, считаем выполненными все задачи, которые ставились при написании данной выпускной квалификационной работы, и надеемся, что выводы, содержащиеся в данной работе, будут использованы в будущих теоретических исследованиях.
Анализ политико-правовых и общественных институтов, порядок их взаимодействия являвшийся предметом исследования позволил выделить основные положения, а также выделить ряд проблем, которые отражены нами в данной работе.
Тема “гражданское общество и правовое государство” носит междисциплинарный характер, взаимоотношения между государством и обществом обладают специфическими характеристиками. Все это потребовало применения комплексного метода при выполнении данной работы. Так, при ее выполнении производилось обращение к различным дисциплинам, таким как история политических и правовых учений, политическая наука, политическая философия, социология, экономика, статистика.
Одним из основных выводов является признание важности института оппозиции при функционировании гражданского общества и правового государства, который должен получить возможность для выражения своих взглядов, стать системным фактором в Российской Федерации.
На сегодняшний момент в России отсутствует значимая оппозиционная сила. А отсутствие таковой, как неоднократно подчеркивалось российскими политиками, ведет к застою лидирующей партии и маргинализации населения. Именно от соотношения сил между правящими и оппозиционными объединениями зависит эффективное функционирование и поступательное движение как общества, так и государства.
Развитие гражданского общества должно сопровождаться увеличением количества граждан, принадлежащих к среднему классу, уменьшением темпов социального расслоения, сокращением пропасти между доходами полярных пластов населения.
В ходе исследования мы пришли к следующим выводам.
1) В современном понимании гражданское общество представляет собой сферу общественной жизни, в которой граждане самостоятельно, без вмешательства и воздействия со стороны государственных органов и должностных лиц, но при их возможном участии, осуществляют принадлежащие им права и законные интересы, самореализуются и удовлетворяют иные потребности, лично или объединяясь в организации.
2) Гражданское общество - это демократическое, правовое общество, в котором признаются и обеспечиваются естественные и приобретенные права его субъектов. Фундаментом его является осознание необходимости разумной и справедливой власти, свободе, приоритета прав и свобод граждан, закрепляется разделение властей на законодательную, исполнительную и судебную. Гражданское общество закрепляет эти идеи с помощью государства и обеспечивает их соблюдение его принудительной силой.
3) Гражданское общество является основополагающей частью общественного строя, оказывает непосредственное воздействие на формирование органов государства, способствует демократическому развитию политической и экономической жизни общества.
4) Гражданское общество и правовое государство, существуя совместно, тем не менее, представляют собой противоречащие друг другу силы, находящиеся, в то же время, в единстве. Более того, правовое государство является результатом развития гражданского общества.
5) Сущностной особенностью гражданского общества является объединение в нем не воли отдельных государственных органов, а, в первую очередь, законных интересов, потребностей граждан.
6) Правовое государство - это не конечный пункт, не какой-либо
достигнутый результат. Это непрерывный процесс: постоянное
совершенствование правовой действительности государства, каждодневные действия граждан по осуществлению и защите своих прав, налаживание функционирования и взаимодействия государственных органов, обеспечивающих защиту прав личности и общественных объединений.
7) Основной ценностью в правовом государстве должен признаваться человек. Права и свободы человека могут быть обеспечены при условии подчинения государства обществу и связанности государства правом. И вновь в данном аспекте проявляется взаимосвязь государства и гражданского общества.
8) Основным признаком, характеризующим правовое государство, является подчинение государства гражданскому обществу, ответственность государства перед обществом.
9) Государство образуется, формируется, контролируется и по необходимости преобразуется субъектами гражданского общества, являясь при этом основным институтом общественно-властного управления и контроля, а также институтом, обеспечивающим придание принимаемым правовым актам всеобщего, публичного, нормативного и обязательного характера.
10) Правовое государство существует лишь в гражданском обществе, поскольку для этого необходимо закрепление не просто права, а такого права, которое было сформировано правовым способом субъектами гражданского общества методом свободного волеизъявления.
11) Правовое государство, обладая характерными ему признаками, является вторичным общественным образованием по отношению к обществу.
12) Правовое государство и право не являются самодостаточными институтами, так как полностью подчинены конкретным целям гражданского общества, выполняют по отношению к последнему безусловно существенную функцию, но, тем не менее, все же вторичны.
13) Если государство пытается подчинить себе общество, противопоставить ему себя в смысле принятие решений или проведения политики, противоречащей законом развития общества, реальным социальным условиям, то это неизбежно приводит к усугублению противоречий, гибели самого государства. Напротив, государство, обеспечивающее законность и правопорядок, адекватные объективной необходимости, содействует материальному производству, распределению, обмену и потреблению, позитивно влияет на состояние общества, деловой климат, инвестиционную привлекательность, открывает путь к общественному прогрессу, росту благосостояния страны и расцвету ее культуры.
14) Формирование и развитие гражданского общества обусловлено с аналогичными процессами внутри государства, в котором за законами признается высшая сила и имеется высокий уровень развития правосознания населения. Взаимосвязь гражданского общества и правового государства проявляется в том, что государство, проводя свою политику, устанавливая те или иные общеобязательные правила поведения, создает предпосылки для планомерного развития гражданского общества. Существует также и обратная связь. Так, субъекты гражданского общества оказывают непосредственное влияние на развитие демократии, перенимая на себя часть функций государства, к примеру, решение вопросов местного значения.
15) Одно лишь существование гражданского общества обеспечивает действительную защиту интересов личности и общества во взаимоотношениях с государством, в то же время только правовое государство гарантирует верховенство закона обеспечивает соблюдение прав и свобод человека и гражданина.
16) Гражданское общество сознает себя работодателем, обеспечивающим функционирование государства за счет производимых им налоговых отчислений, и требует отчета о проделанной властью работе, оказывает на нее давление, является оппозиционной по отношению к ней силой. В случае же возникновения трудностей при функционировании государства, государство должно действовать открыто, что позволит достичь наиболее приемлемого для обеих сторон решения, так как гражданское общество является не только критиком государства, но и его партнером.
17) Государство является формой гражданского общества,
обеспечивающей его охрану и устойчивое развитие.
18) В современных условиях развитие демократического гражданского общества и правового государства приобретает масштаб общегосударственной необходимости, а не только потребности, поскольку подлинный прогресс осуществляется благодаря созданию таких общественных условий, которые обеспечивают наиболее полное раскрытие потенциала человека. В связи с этим, Россия может быть равноправным партнером в передовом международном сообществе, только продолжая работу по совершенствованию демократических и правовых институтов общества, обеспечивая соблюдение прав, поддерживая высокий культурный и духовный потенциал гражданского общества.
19) На протяжении всей своей истории и государство, и гражданское общество развивались в тесной взаимосвязи, в то же время противопоставлялись друг другу. Они образуют совокупность интересов, объединяющих всех граждан, что обеспечивает стабильность политической и социальной систем.
20) Государство является органом общества, его правой рукой в выполнении воли последнего, обеспечении закрепления его интересов. Таковым может являться только правовое государство, соблюдающее принцип верховенства закона, выражающего реальное отражение прав и интересов граждан, государство способное обеспечить соблюдение закона утверждающего свободу, гласность и плюрализм.
На основании вышеизложенного, считаем выполненными все задачи, которые ставились при написании данной выпускной квалификационной работы, и надеемся, что выводы, содержащиеся в данной работе, будут использованы в будущих теоретических исследованиях.
Подобные работы
- Гражданское общество и правовое государство: историко-теоретические аспекты взаимосвязи
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2020 - Становление и функционирование гражданского общества в России: история и современность (Индивидуальный проект, Российский Государственный Университет Правосудия)
Контрольные работы, обществознание. Язык работы: Русский. Цена: 400 р. Год сдачи: 2022 - Правовое воспитание и формирование правовой культуры граждан
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 4290 р. Год сдачи: 2016 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертация , социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - Политико-правовая трансформация институтов гражданского общества в условиях глобализации
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ПОЛИТИКО-ПРАВОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ ИНСТИТУТОВ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Диссертация , юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2005 - ФОРМИРОВАНИЕ ГРАЖДАНСКОГО ОБЩЕСТВА В УСЛОВИЯХ РОССИЙСКОГО РЕГИОНА
Диссертации (РГБ), социология. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2003 - ОСНОВЫ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ
Дипломные работы, ВКР, юриспруденция. Язык работы: Русский. Цена: 5970 р. Год сдачи: 2016 - Правовое государство
Курсовые работы, теория государства и права. Язык работы: Русский. Цена: 650 р. Год сдачи: 2020



