Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СИСТЕМЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Работа №77981

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4290 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
297
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 8
1.1. Сущность и роль образования в современной экономике 8
1.2. Основные источники финансирования образования в России 14
1.3. Образовательный кредит как один из источников финансирования
образования 23
2. АНАЛИЗ СОВРЕМЕННОГО СОСТОЯНИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ РОССИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ 32
2.1. Анализ источников финансирования образования в России и оценка их эффективности 32
2.2. Финансовые механизмы обеспечения деятельности учебных заведений в РТ 40
2.3. Анализ развития образовательного кредитования в России 46
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВО-КРЕДИТНЫХ
ТЕХНОЛОГИЙ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ 59
3.1. Сущность финансовых проблем развития образования в России 59
3.2. Направления повышения финансовой эффективности ВУЗов и обеспечения их конкурентоспособности в современных условиях 70
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 80
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 85
ПРИЛОЖЕНИЯ


Образование играет важную роль в воспитании общества, поскольку развитие государства непрерывно связано с уровнем и качеством предоставляемых образовательных услуг. Образование в Российской Федерации (далее - РФ) - это система, которая не может функционировать без взаимодействия с другими сферами деятельности.
В настоящее время все больше растет роль образования как важнейшего фактора формирования нового качества не только экономики, но и общества в целом. Это обосновано тем, что образовательная система выступает незаменимой частью национальной инновационной системы, а инвестиции в образование при их эффективности обеспечивают условия для появления фундамента инновационной национальной экономики.
Высокий уровень образования общества необходим для качественного и усиленного развития государства. Глобализация экономики затрагивает и сферу образования. Такие факторы, как социальная и экономическая нестабильность в обществе, а также неполнота нормативно-правовой базы в области образования стали оказывать негативное воздействие на деятельность образовательных учреждений.
Образовательная система России способна конкурировать с системами образования развитых стран. Однако это возможно только при значительной поддержке со стороны образовательной политики и активной роли государства. Развитие эффективной базы для осуществления качественной образовательной деятельности требует глубокой и всесторонней модернизации образования с выделением необходимых для этого ресурсов и созданием механизмов их эффективного использования.
В современных условиях инвестиции в образовательную систему являются одним из решающих факторов экономического прогресса и роста конкурентоспособности страны. Это обусловлено снижением расходов
государства на образование. Наряду с этим, повышается стоимость высшего образования и научных исследований, особенно в естественных науках.
Качественные изменения, происходящие в настоящее время в системе финансирования образования, связаны с глобализацией мировой экономики и изменением роли образования в современном обществе. Эти изменения требуют от системы финансирования подхода, который бы позволил представлять интересы национальной системы образования на глобальном рынке образовательных услуг.
Актуальность темы работы определена той ролью, которую играет образование в жизни гражданского общества. Все большее значение в условиях развивающейся в мире научно-технической революции приобретает проблема обучения подрастающего поколения.
Однако дефицит собственных финансовых ресурсов в учреждениях образования негативно влияет на развитие материальной базы и качество подготовки специалистов, вызывает отток научно-педагогического персонала, уменьшает уровень социально-экономического развития регионов. Принимая во внимание то, что финансирование образовательных учреждений осуществляется только по статьям текущих расходов, региональным и местным властям приходится самостоятельно решать вопросы, связанные с развитием системы образования региона.
Следовательно, необходимо проведение такого исследования финансовых механизмов, которое бы позволило выявить основные направления формирования с их помощью устойчивого развития системы российского образования.
Об актуальности проблемы реализации таких финансовых механизмов, которые бы в наибольшей степени способствовали глобальной конкурентоспособности страны в сфере образования, можно судить по тому факту, что разные страны постоянно озабочены проблемами финансирования своих систем высшего профессионального образования и эффективностью реализуемых высшими учебными заведениями (далее - вузами) финансовых механизмов.
Высокая потребность в определении перспективных мер финансирования образования и эффективного распределения финансовых потоков по направлениям, способствующим повышению конкурентоспособности, в том числе глобальной, актуализирует изучение вопросов по развитию финансовых механизмов функционирования системы образования.
Цель выпускной квалификационной работы состоит в исследовании финансовых механизмов обеспечения деятельности российского образования, и его оценки во взаимосвязи с развитием финансовой структуры.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих задач:
- определить роль образования в современной экономике;
- исследовать основные источники финансирования образования в России;
- оценить эффективность использования основных источников финансирования образования, провести их анализ во взаимосвязи с различными статистическими показателями;
- провести анализ эффективности использования финансовых механизмов в системе образования Республики Татарстан (далее - РТ);
- рассмотреть образовательное кредитование как один из способов финансирования российского образования и провести анализ развития кредитов на образование в России;
- дать прогноз дальнейшему изменению объемов финансирования образовательной отрасли;
- определить основные финансовые проблемы развития образования в России и предложить направления их совершенствования.
Предметом исследования является развитие финансовой структуры российского образования и применяемых финансовых механизмов для достижения перспективных конкурентных позиций на глобальном рынке образовательных услуг.
Объектом исследования в данной работе выступает финансовая структура и используемые механизмы финансовой поддержки системы российского образования в современных условиях.
В теоретическую основу работы легли публикации отечественных и зарубежных специалистов, посвященные проблемам финансирования образования: использованы литературные источники, статьи в научных журналах, а также материалы научно-практических конференций.
Нормативную базу исследования составляют: Конституция РФ,
Бюджетный Кодекс РФ, законодательные и нормативные акты Государственной Думы и Правительства РФ, Министерства образования и науки РФ, законы РФ и ее субъектов, постановления Правительства РФ, отраслевые и местные нормативные акты. В методологической базе использованы методы экономического, системного анализа, математической статистики, экономико-математического анализа и принятия оптимальных решений.
Дипломная работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения.
Введение раскрывает актуальность темы, определяет предмет и объект исследования, его цель и задачи.
В первой главе раскрываются вопросы значения образования, финансирования образовательных учреждений, рассматривается один из источников финансирования образования - образовательный кредит.
Во второй главе затронуты вопросы, связанные с анализом бюджетных и внебюджетных источников финансирования образования России, показателями развития образовательной системы РФ, а также отдельно взяты данные, характеризующие систему образования РТ.
Третья глава посвящена разработке мероприятий по повышению эффективности финансирования деятельности образовательных учреждений, современным проблемам и путям их решения.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


В данной выпускной квалификационной работе был рассмотрен один из важных на настоящий момент вопросов - эффективное распределение финансово-кредитных механизмов в сфере образования. Главная цель работы - выявление проблем финансирования деятельности образования в России и рассмотрение показателей отдельного региона - Республики Татарстан, а также поиск путей совершенствования механизма финансирования образовательных услуг.
Исходя из цели исследования и поставленных задач, в первой главе была рассмотрена роль образования в экономике, изучены вопросы финансирования образовательных учреждений, определена сущность образовательного кредитования как одного из способов финансирования системы образования.
Во второй главе провели анализ финансового обеспечения учреждений образования в России и в Республике Татарстан, рассмотрели основные факторы, влияющие на изменение показателей финансирования.
В третьей главе с помощью построения экономико-математической модели были описаны основные проблемы финансирования образовательной системы и определены пути решения по совершенствованию механизма финансирования образовательных услуг.
В ходе анализа первой главы было установлено, что:
- система образования оказывает непосредственное влияние на экономику страны - она отвечает за воспроизводство качественной рабочей силы;
- основная часть расходов на образование приходится на федеральный бюджет;
- за последние годы финансирование образования сократилось на 3,72%: в большей степени это коснулось дошкольного и общего образования, в том числе страдает система высшего образования;
- все большее значение в настоящее время приобретает такая форма финансирования высшего образования, как образовательный кредит;
- системе образования необходимо восполнять недостаток бюджетных средств на финансирование за счет внебюджетных средств, в том числе с помощью введения частичной или полной оплаты расходов на образование, включая образовательный кредит.
Процесс финансирования образовательных учреждений чрезвычайно сложный, однако правильное его функционирование необходимо для обеспечения экономического роста, социальной стабильности и развития страны.
По итогам второй главы, где рассматривалось современное состояние финансово-кредитных технологий в сфере образования, были сделаны следующие выводы:
- за анализируемый период произошло значительное сокращение числа высших образовательных учреждений - на 7,53%;
- наряду с этим сокращением наблюдается уменьшение общего числа студентов в целом за период на 15,59%;
- на фоне роста цен на образование и средних проходных баллов в последние годы отмечается сокращение количества бюджетных мест в организациях высшего образования.
Следовательно, выявленные факторы существенно повлияли на ситуацию, возникшую на рынке образовательных услуг: недостаток бюджетного финансирования при развитии сферы платного образования.
Рассмотрев показатели в разрезе одного из регионов России, Республики Татарстан, было отмечено:
- ситуация по республике, характеризующая отрасль образования, аналогична общероссийской: значение среднего проходного балла и стоимость обучения растут, количество бюджетных мест снижается;
- при этом значение средней заработной платы по РТ увеличивается, что говорит о возможности населения нести затраты на образование;
- в связи с этим расходы на высшее и послевузовское образование в РТ за период увеличились на 60%.
Стоит отметить, что в последующие годы проекты бюджета Татарстана предполагают дальнейшее увеличение доли расходов на образование в республике, так как образовательная сфера в РТ сильно недофинансируется.
Что касается рынка образовательного кредитования, то десятилетний опыт развития рынка не находят достаточного платежеспособного спроса населения.
Однако стоит отметить, что, несмотря на недостаточную информированность общества о рынке образовательных кредитов, в последующие годы потребность в платных образовательных услугах будет только расти. Это связано с тем, что высшее образование постепенно становится платным.
Анализ третьей главы и рассчитанная на основе полученных данных экономико-математическая показали, что:
- существуют недостатки в действующем механизме финансирования заведений высшего образования: затратный характер планирования и неэффективность расходов бюджета на финансирование высшего профессионального образования;
- на изменение объемов финансирования существенное влияние оказывают такие факторы, как уровень среднедушевых доходов населения и количество бюджетных мест;
- построенная экономико-математическая модель может быть использована для дальнейшего анализа проблем и перспектив развития образовательного кредитования;
- рассчитанное прогнозное значение объемов финансирования составляет 945,27 млрд. руб.
Исходя из найденных проблем в финансовом механизме образовательной системе, автором были предложены следующие рекомендации и пути повышения эффективности финансового обеспечения деятельности образовательной системы:
- использование модели смешанного финансирования, включающую государственные, частные и «третьи» средства;
- переход от постатейного финансирования к глобальному финансированию учебных заведений и учет результатов их деятельности;
- разработка такой законодательной базы, которая позволила бы рационально распределять ресурсы на сферу образования;
- поощрение развития различных форм привлечения внебюджетных ресурсов;
- обеспечение прозрачности внебюджетного финансирования;
- применение налоговых инструментов для привлечения финансовых ресурсов организаций в сферу высшего образования - освобождение бюджетных учреждений от уплаты налогов;
- создание благоприятных условий для развития рынка образовательного кредитования в России.
Таким образом, система образования России испытывает определенные трудности и нуждается в моделировании эффективных вариантов перехода к новой системе финансового обеспечения.
Сегодня вопросы финансирования, как отдельного образовательного учреждения, так и в целом системы российского образования являются достаточно острыми, и во многом определяют ситуацию этой отрасли. Что касается финансирования высших учебных заведений, то оно приобретает немаловажное значение в связи с тем, что развивая свою финансовую структуру, вуз становится способен обеспечить достижение эффективных результатов в инновационной и предпринимательской сфере.
Развитие финансовых механизмов функционирования вуза осуществляется за счет применения:
- современных схем образовательного кредитования;
- создания стратегических союзов;
- использования механизмов внутреннего инвестирования;
- выделения приоритетных проектов вуза.
В заключение стоит отметить, что разработка рационального финансово-кредитного механизма финансирования системы образования необходимо для функционирования рынка качественного российского образования в соответствии с постоянно меняющимися запросами населения, для экономического роста страны и улучшения уровня и качества жизни населения.
В работе доказано, что конкурентоспособность современного рынка образовательных услуг в значительной степени зависит от качества сформированной им финансовой структуры, которая требует эффективной доработки со стороны государства.



1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс]: с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 03.05.2017.
2. Бюджетный кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный Закон от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 03.05.2017.
3. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 03.05.2017.
4. О федеральном бюджете на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 [Электронный ресурс]: пояснительная записка к проекту Федерального закона // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. - Последнее обновление 17.04.2017.
2. Однотомная книга одного автора
5. Абанкина И.В. Государственное финансирование высшего профессионального образования. М.: Изд. Дом ГУ ВШЭ, 2008. 453 с.
6. Дежина И.Г. Зарубежная поддержка науки и инноваций в России: оценка результативности. М.: Наука, 2007. 328 с.
3. Однотомная книга двух и более авторов
7. Гринкевич Л.С., Сагайдачная Н.К., Казаков В.В. Государственные и муниципальные финансы России. М.: КНОРУС, 2007. 560 с.
8. Жураковский В.М., Кураков Л.П. Укрепление российской государственности: место и роль системы образования. М.: Инфра-М, 2008. 422 с.
9. Столяров В.И., Поздняк С.Н. Экономика образования. М.: Курс: Инфра-М, 2016. 384 с.
4. Статья в периодическом издании
10. Гулько А.А., Афанасьева К.Ю. Образовательное кредитование с государственной поддержкой в Российской Федерации: современное состояние и проблемы развития // Экономика и предпринимательство. 2014. № 1. С. 80-84.
11. Дашиева Д.Ц. Модернизация финансового механизма // Система финансирования общего образования. 2012. №4. С. 411-414.
12. Ермак И.С. Управление рисками образовательного кредитования как средство оптимизации его стоимости для потребителей // Управление финансовыми рисками. 2010. №3. С. 234-245.
13. Курбатова М.В., Евсеенко Т.П. Формирование и перспективы развития региональной системы образовательного субсидирования // Экономика образования. 2005. № 3. С. 26-41.
14. Матросов М.Б. Образовательный кредит в России: проблемы и перспективы // Проблемы прогнозирования. 2007. № 3. С. 137-146.
15. Сенашенко В.С. Образование и процессы глобализации // Высшее образование в России. 2013. № 1. С. 48-53.
16. Старобинская Н.М., Чебыкина Л.В., Иконникова Л.В., Зиновьева Н.А., Топникова Н.А. Особенности мониторинга рынка образовательного кредитования // Проблемы современной экономики. 2009. № 4. С. 399-401.
5. Статья в сборнике
17. Елистратова Е.Ю. Анализ расходов федерального бюджета на образование и их эффективность в условиях реализации программы по модернизации системы образования в РФ // Путеводитель предпринимателя: сб. науч. тр., 2013. С. 102-114.
18. Рогалева А.В. Образовательные кредиты в России: параметры модели, опыт соседних стран // Развитие банковского сектора России в условиях неопределенности: сб. науч. тр. студентов и магистрантов / под ред. Н.Э. Соколинской и В.Е. Косарева. М.: РУСАЙНС, 2016. С. 184.
6. Статья в продолжающемся издании
19. Малышева Е.Н. Модернизация финансового механизма // Научный вестник. 2010. №2. С. 79-80.
20. Федорова И.Ю. Механизм финансового обеспечения образовательных услуг в России. Методологические аспекты / под ред. д.п.н., проф. Штоль В.В. // Обозреватель. 2013. № 10. С. 71-87.
21. Федорова И.Ю., Елистратова Е.Ю. Совершенствование механизма финансирования системы образования // Финансовый журнал. 2012. № 1. С. 149-158.
22. Фельдштейн Д.И. Образование для «информационной цивилизации» // Профессиональное образование. Столица. 2012. №2. С. 5-8.
23. Фонова О.В. Образовательное кредитование и перспективы его развития в регионе // Регионология. 2009. № 1. С. 152-159.
7. Работа в материалах конференции
24. Семенехина В.А. Человеческий капитал как фактор инновационного развития России // Всерос. конференция преподавателей и науч. работников технич. вузов (Новосибирск, 15-17 апр. 2014 г.) / Новосиб. гос. архитектур.- строит. ун-т (Сибстрин). Новосибирск: НГАСУ, 2014. С. 176.
8. Электронные ресурсы удаленного доступа
25. Рогалева А.В. Анализ российского рынка образовательного кредитования. Образовательное кредитование: условия предоставления и спрос на кредит. Режим доступа:http://novainfo.ru/article/5601/pdf (дата обращения 18.04.2017).
26. Бюджет для граждан к Федеральному Закону «О федеральном
бюджете на 2016 год». Режим доступа:
http://special.minfin.ru/common/upload/library/2016/01/main/BDG_2015_28.12.2015.pdf (дата обращения 13.04.2017).
27. Демография. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/demography/ (дата обращения 23.04.2017).
28. Информационное агентство «Город новостей». Режим доступа: https://www.city-n.ru/view/136460.html(дата обращения 26.04.2017).
29. Информационная система «Кредиты». Режим доступа:
http://creditzzz.ru/fizicheskim-licam/obrazovatelnyj-kredit-v-sberbanke.html (дата обращения 26.04.2017).
30. Исследовательский центр портала Superjob.ru.Режим доступа: https://www. superjob.ru/research/articles/112018/vse-bolshe-abiturientov- predpochitayut-vuzam-kolledzhi-i-tehnikumy/(дата обращения 26.04.2017).
31. Казанский государственный медицинский университет Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации. Режим доступа:http://www.kgmu.kcn.ru (дата обращения 20.04.2017).
32. Казанский государственный энергетический университет. Режим доступа:http://kgeu.ru (дата обращения 20.04.2017).
33. Казанский национальный исследовательский технический университет им. А.Н. Туполева. Режим доступа:https://kai.ru (дата обращения 20.04.2017).
34. Казанский национальный исследовательский технологический университет. Режим доступа:http://www.kstu.ru (дата обращения 20.04.2017).
35. Казанский (Приволжский) федеральный университет. Режим доступа: http://kpfu.ru (дата обращения 20.04.2017).
36. Московский государственный университет. Режим доступа: http://www.msu.ru (дата обращения 15.04.2017).
37. Московский государственный технический университет им. Н. Э.
Баумана. Режим доступа:http://www.bmstu.ru (дата обращения 15.04.2017).
38. Московский физико-технический институт (государственный
университет). Режим доступа:https://mipt.ru (дата обращения 15.04.2017).
39. Национальный исследовательский университет "Высшая школа
экономики". Режим доступа:https://www.hse.ru (дата обращения 15.04.2017).
40. Национальный исследовательский ядерный университет «МИФИ». Режим доступа:https://mephi.ru (дата обращения 15.04.2017).
41. О бюджете Республики Татарстан на 2016 год [Электронный ресурс]:
закон Республики Татарстан от 20.11.2015 № 97-ЗРТ. Режим доступа:
http: //minfin.tatarstan.ru/byudzhet-2016. htm?pub_id=453989 (дата обращения
25.04.2017).
42. Халин В.Г., Чернова Г.В. Образовательное кредитование в России:
современное состояние. Режим доступа:
http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnoe-kreditovanie-v-rossii-sovremennoe-sostoyanie (дата обращения 18.04.2017).
43. Попова Т.Л. Образовательные кредиты в России: опыт, проблемы, перспективы. Режим доступа:http://cyberleninka.ru/article/n/obrazovatelnye-kredity-v-rossii-opyt-problemy-perspektivy (дата обращения 18.04.2017).
44. Министерство финансов РФ. Режим доступа: http://www.minfin.ru/(дата обращения 18.04.2017).
45. Программа образовательных кредитов «Кредо». Режим доступа: http://www.prokredo.ru/(дата обращения 25.04.2017).
46. Профессиональные образовательные организации, осуществляющие
подготовку специалистов среднего звена. Режим доступа:
http://www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/edu cation/ (дата обращения 20.04.2017).
47. Расходы консолидированного бюджета Российской Федерации в 2016
году. Режим доступа: http://fin.edu.ru/InfoPanel/min_obr1.html#page0_target
(дата обращения 21.04.2017).
48. Рейтинг стран мира по уровню образования. Режим доступа:
http://gtmarket.ru/ratings/education-index/education-index-info (дата обращения 14.05.2017).
49. Рейтинговое агентство ЭкспертРа. Режим доступа:
http://raexpert.ru/rankings/vuz/vuz2014/vuz_rus_2014/
(дата обращения 25.04.2017).
50. Рейтинговое агентство ЭкспертРа. Режим доступа:
http://raexpert.ru/project/vuz_rating/2015/analytics/ (дата обращения 25.04.2017).
51. Рейтинговое агентство ЭкспертРа. Режим доступа:
http://raexpert.ru/project/vuz_rating/2016/ranking/ (дата обращения 25.04.2017).
52. Роль государства в образовательном кредитовании. Режим доступа: http://www.edu.ru/abitur/act.42/index.php#II(дата обращения 25.03.2017).
53. Малыгина А.В. Роль образования в экономике и влияние экономики на образование. Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2016/1789/(дата обращения 18.04.2017).
54. Линьков А. Я., Сиваков В. Л. Роль программ образовательного
кредитования в обеспечении доступности высшего образования в России. Режим доступа: http://cyberleninka. ru/article/n/rol-programm-obrazovatelnogo-
kreditovaniya-v-obespechenii-dostupnosti-vysshego-obrazovaniya-v-rossii (дата обращения 15.04.2017).
55. Санкт-Петербургский государственный университет. Режим доступа: http://spbu.ru (дата обращения 21.04.2017).
56. Сетевое издание «РИА Новости». Режим доступа:
https://ria.ru/society/20160831/1475762015.html(дата обращения 23.04.2017).
57. Численность обучающихся и учителей в государственных и муниципальных общеобразовательных организациях. Режим доступа: http: //www. gks. ru/free_doc/new_site/population/obraz/o-obr2. htm (дата обращения 18.04.2017).
58. Число государственных и муниципальных общеобразовательных
организаций. Режим доступа:
http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/obraz/o-obr1.htm (дата обращения 18.04.2017).
59. Число образовательных учреждений высшего образования. Режим доступа: http: //www. gks. ru/bgd/regl/b 11_14p/IssWWW. exe/Stg/d01/06-20-2. htm
(дата обращения 18.04.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ