Введение 3
Глава 1. Контроль и надзор в системе государственного
регулирования предпринимательской деятельности 7
§ 1. Понятия «государственный контроль» и «государственный
надзор», виды и цели государственного контроля (наздора) 7
§ 2. Место государственного контроля и надзора в системе
регулирования предпринимательской деятельности. Понятие, признаки и цели государственного контроля 12
Глава 2. Основы организации, принципы и перспективы совершенствования правового регулирования государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности 17
§ 1. Перспективы совершенствования законодательства о
государственном контроле (надзоре) в сфере предпринимательской деятельности 17
§ 2. Принципы государственного контроля (надзора) в сфере
предпринимательской деятельности 30
§3. Основы организации государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности 33
Глава 3. Особенности осуществления отдельных видов государственного контроля (надзора) за осуществлением
предпринимательской деятельности 41
§ 1. Антимонопольный контроль 41
§ 2. Налоговый контроль 48
Заключение 55
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы 57
Регулирование экономической сферы общества называют одной из важнейших функций государства. Государство формулирует необходимые требования к производству и потреблению, устанавливает общие правила имущественного оборота. Имущественный оборот, или рынок, появился и сложился намного раньше государства и права. Но в процессе становления и развития государства государство все больше и больше изменяет имущественный оборот для общественных нужд, для целей государственной экономической политики.
Осуществление государственной политики обычно затрагивает практически все области экономики: влияние оказывается большим или меньшим в зависимости от степени важности и значимости соответствующих общественных отношений. Несмотря на огромное количество методов и средств управления экономикой, все они необходимы и должны оказывать сбалансированное и эффективное воздействие в соответствии с целями экономической политики.
Не является здесь исключением и государственный контроль за осуществлением предпринимательской деятельности. В наши дни все большее значение приобретает именно эта область правового регулирования. Разнообразие экономической жизни, расширение торгового оборота, развитие технологий и условия глобализации последних лет оказало серьезнейшее влияние на сферу производства товаров, выполнения работ и оказания услуг, и большей долей производителей являются именно предприниматели. К их деятельности предъявляются все новые требования, и государство, несомненно, обязано следить за большой частью их выполнения.
В то же время правовое регулирование сферы государственного контроля, как нам кажется, еще далеко от совершенства. Среди важнейших
проблем правового регулирования выделяются большое количество проверяющих органов, низкое качество и эффективность их работы, при этом большинство проблем носит системный и долгосрочный характер, а также имеет многочисленные причины разнообразного характера. В связи с последними новеллами законодательства о государственном контроле (надзоре) происходит изменение организационных форм и увеличение видов государственного контроля. Исходя из вышеуказанного, актуальность данного исследования связана с необходимостью анализа правового регулирования государственного контроля (надзора), выявления проблем правового регулирования и формулировании предложений по совершенствованию действующего законодательства. Ведь одним из главных приоритетов развития института государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности является
совершенствование правового регулирования этой области.
Целью данной работы является выявление и формирование основ правового регулирования государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности, выявление основных черт и тенденций развития этого института.
Для достижения вышеназванной цели необходимо раскрыть наиболее важные стороны, характеристики правового регулирования осуществления государственного контроля (надзора) за предпринимательской деятельностью. В процессе установления содержания правового регулирования этой области требуется выполнить ряд последовательных задач, а именно:
1. показать место государственного контроля (надзора) в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности;
2. раскрыть понятие государственного контроля за осуществлением предпринимательской деятельности, выделить его основные черты;
3. провести анализ исторических аспектов развития законодательства о государственном контроле (надзоре) за осуществлением предпринимательской деятельности;
4. выявить основные тенденции развития правового регулирования этого института;
5. охарактеризовать принципы и основные положения осуществления государственного контроля (надзора) за субъектами предпринимательской деятельности;
6. сформулировать предложения по совершенствованию законодательства о государственном контроле предпринимательской деятельности;
7. рассмотреть особенности некоторых отдельных видов государственного контроля (надзора).
Объектом исследования в данной работе выступает круг общественных отношений, связанных с осуществлением государственного контроля за предпринимательской деятельностью: правовое регулирование этого
института, история его развития в современной России. Анализ изменений законодательства и складывающейся правоприменительной практики, а также изучение специальной литературы позволит выявить общие закономерности развития института, оценить проделанную законодателем работу и может поспособствовать дальнейшему совершенствованию законодательства в этой области.
Предметом работы являются выявленные основополагающие идеи, характерные особенности и тенденции развития законодательства, регулирующего государственный контроль (надзор) за осуществлением предпринимательской деятельности, содержание соответствующих правовых норм, точки зрения правоведов на проблемы правового регулирования этой сферы.
При достижении этих задач использованы такие методы научного исследования, как метод анализа и синтеза, структурно-функциональный 5
метод, методы индукции и дедукции, а также специальные методы: сравнительно-правовой и формально-юридический. Частнонаучные методы позволили уяснить смысл исследуемых правовых норм, выделить особенности правового регулирования государственного контроля (надзора).
Теоретическую основу настоящей работы составили труды специалистов в области общей теории права, предпринимательского права и административного права, в частности труды С.С. Алексеева, Д.Н. Бахраха, В.М. Горшенева, Б.М. Лазарева, М.Н. Марченко, Н.И. Матузова,
B.C. Нерсесянца. В.М. Сырых, и др.
Проблемы государственного контроля (надзора) за осуществлением предпринимательской деятельности привлекают внимание многих ученых- правоведов, правовая наука вносит весомый вклад в развитие института предпринимательства в России. Изданы монографии, научно-практические работы, статьи в периодических изданиях, в которых разбираются различные аспекты данной проблемы. Вопросы осуществления государственного контроля за предпринимательской деятельностью глубоко исследованы в научных трудах B.C. Белых О.А. Беляевой, Е.П. Губина, И.В. Ершовой, Г.Д. Отнюковой, Б.В. Росинского, Т.Я.Хабриевой и др.
Нормативную основу исследования составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», «О защите конкуренции» и др., указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ, иные подзаконные нормативно-правовые акты.
В данной работе были рассмотрены основы правового регулирования института государственного контроля за предпринимательской деятельностью, а также тенденции его развития и его основные черты.
В соответствии с намеченными задачами, в первую очередь была совершена попытка определить взаимосвязь государства, его экономической политики и института предпринимательства. Это было сделано для того, чтобы в дальнейшем перейти к понятию государственного контроля (надзора) и выяснению места этого института в системе государственного регулирования предпринимательской деятельности. При определении понятия контроля были выявлены его характерные, сущностные признаки, выяснены цели этой деятельности.
Анализ изменений законодательства показал серьезную и значительную работу законодателя в направлении совершенствования регулирования государственного контроля (надзора), были выявлены некоторые черты продолжающейся реформы контрольно-надзорной деятельности, уже повлиявшие на эту сферу. Дана краткая характеристика и оценка последним нововведениям правового регулирования
государственного контроля (надзора) за осуществлением
предпринимательской деятельности. Кроме того, были рассмотрены ряд проблем правового регулирования, а также возможные пути решения части из них.
Были отмечено несколько тенденций развития правового регулирования в этой области. Во-первых, это постоянное увеличение видов государственного контроля, исключенных из сферы действия 294-ФЗ. Такое увеличение не способствует росту упорядоченности этой сферы. В связи с этим также обсуждались перспективы законопроекта «Об основах государственного и муниципального контроля (надзора) в Российской Федерации». Его принятие ожидается в скором времени и должно существенно реформировать эту сферу.
Вторая отмеченная тенденция - постоянное увеличение числа гарантий защиты прав предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора). Наиболее значимыми, возможно, стали введение института Уполномоченного по защите прав предпринимателей, освобождения от проведения плановых проверок субъектов малого предпринимательства и введение единого реестра проверок. Роль риск- ориентированного подхода еще не может быть в достаточной мере оценена и раскрыта ввиду неполного вступления в силу соответствующих изменений.
Совершенствование правового регулирования не может осуществляться без постоянной оценки вносимых в законодательство изменений и оказываемого влияния на общественные отношения. Информация о современном этапе развития института государственного контроля, его предпосылках, причинах, особенностях и тенденциях может быть использована при совершенствовании этого института в будущем. Управление предпринимательской деятельностью, как и любым другим видом сложной системы, невозможно проводить эффективно без обратной связи. Именно как своеобразный элемент обратной связи может быть рассмотрена информация, полученная в ходе исследования.
1. Конституция Российской Федерации [Электронный ресурс] : принята всенародным голосованием 12 дек. 1993 г. // Рос. газ. - 2009. - 21 янв. - (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30 дек. 2008 г. № 6-ФКЗ, от 30 дек. 2008 г. № 7-ФКЗ от 5 дек. 2014 № 2-ФКЗ и от 21 нояб. 2014 № 11- ФКЗ). - СПС «КонсультантПлюс».
2. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 дек. 2008 г. № 294-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2008. -№ 52 (ч. 1). - Ст. 6249. - (в ред. от 1 мая 2017 г.). - СПС «Консультант Плюс».
3. О техническом регулировании [Электронный ресурс] : федер. закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 52. - Ст. 5140. - (в ред. от 5 апреля 2016 г.). - СПС «Консультант Плюс».
4. Об обращении лекарственных средств [Электронный ресурс] : федер. закон от 12 апр. 2010 г. № 61-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 16. - Ст. 1815. - (в ред. от 3 июля 2016 г.). - СПС «Консультант Плюс».
5. О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 29 декабря 2014 г. № 473-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 1. - Ст. 26. - (в ред. от 3 июля 2016 г.). - СПС «Консультант Плюс.
6. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс] : федер. закон от 13 июл. 2015 г. № 245-ФЗ // Рос. газ. - 2015. - 17 июля. - № 156. - СПС «Консультант Плюс».
7. О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2007. - № 31. - Ст. 4006. - (в ред. от 1 авг. 2016 г.). - СПС «Консультант Плюс.
8. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» [Электронный ресурс] : федер. закон от 31 дек. 2014 г. № 511-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 1. - Ст. 64. - СПС «Консультант Плюс».
9. Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в
Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 7 мая. 2013 г. № 78-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2013. - № 19. -
Ст. 2305. - (в ред. от 28 нояб. 2015 г.). - СПС «Консультант Плюс».
10. О внесении изменений в Федеральный закон «Об уполномоченных по защите прав предпринимателей в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 2 нояб. 2013 г. № 294-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2002. - № 44. - Ст. 5633. - (в ред. от 3 июля 2016 г.). - СПС «Консультант Плюс».
11. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» и Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» [Электронный ресурс] : федер. закон от 3 июл. 2016 г. № 277-ФЗ // Рос. газ. - 2016. - 13 июля. - № 152. - СПС «Консультант Плюс».
12. О защите конкуренции [Электронный ресурс] : федер. закон от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2006. - № 31. - Ст. 3434. - (в ред. от 3 июл. 2016 г.). - СПС «Консультант Плюс».
13. О внесении изменений в Федеральный закон «О защите
конкуренции» и отдельные законодательные акты Российской Федерации [Электронный ресурс] : федер. закон от 3 июл. 2016 г. № 264-ФЗ // // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 27. - Ст. 4197. - СПС
«Консультант Плюс».
14. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая)
[Электронный ресурс] : федер. закон от 31 июля 1998 г. № 146-ФЗ // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3824. - (в ред. от 28 дек. 2016 г.). - СПС «Консультант Плюс.
15. О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора) : федер. закон от 8 авг. 2001 г. № 134-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2001. - № 33. - Ст. 26. - СПС «Консультант Плюс. - (утр. силу).
16. О долгосрочной государственной экономической политике
[Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 596 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2333. - СПС
«Консультант Плюс».
17. О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 13 мая 2017 г. № 208 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 20. - Ст. 2902. - СПС «Консультант Плюс».
18. О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2004. - № 11. - Ст. 945. - СПС «Консультант Плюс».
19. Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. № 601 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2012. - № 19. - Ст. 2338. - СПС «Консультант Плюс».
20. О Совете при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 30 июн. 2016 г. № 306 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 27. - Ст. 4459. - СПС «Консультант Плюс».
21. О мерах по проведению административной реформы в 2003 - 2004 годах [Электронный ресурс] : указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 30. - Ст. 3046. - СПС «Консультант Плюс». - (утр. силу).
22. О ведении перечня видов федерального государственного контроля (надзора) и федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на их осуществление [Электронный ресурс] : постан. Правительства РФ от 24 март. 2017 г. № 331 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2017. - № 14. - Ст. 2068. - СПС «Консультант Плюс».
23. О Правилах формирования и ведения единого реестра проверок [Электронный ресурс] : постан. Правительства РФ от 28 апр. 2015 г. № 415 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2015. - № 19. - Ст. 2825. - СПС «Консультант Плюс».
24. Об уведомительном порядке начала осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности [Электронный ресурс] : постан. Правительства РФ от 16 июл. 2009 г. № 584 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2009. - № 30. - Ст. 3823. - СПС «Консультант Плюс».
25. О применении риск-ориентированного подхода при организации отдельных видов государственного контроля (надзора) и внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации [Электронный ресурс] : постан. Правительства РФ от 17 авг. 2016 г. № 806 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 35. - Ст. 5326. - СПС «Консультант Плюс».
26. О Правительственной комиссии по проведению
административной реформы [Электронный ресурс] : постан. Правительства РФ от 31 июл. 2003 г. № 451 // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 31. - Ст. 3150. - СПС «Консультант Плюс». - (утр. силу).
27. Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по проведению проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства Российской [Электронный ресурс] : приказ ФАС РФ от 25 мая 2012 г. № 340 // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - 2012. - 5 нояб. - № 45. - СПС «Консультант Плюс».
28. Об утверждении Плана реализации мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг в сфере государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей [Электронный ресурс] : распоряж. Правительства РФ от 10 дек. 2010 г. № 2244-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 51. - Ст. 6962. - СПС «Консультант Плюс».
29. Об утверждении плана мероприятий по совершенствованию контрольно-надзорных и разрешительных функций и оптимизации предоставления государственных услуг, оказываемых Ростехнадзором [Электронный ресурс] : распоряж. Правительства РФ от 2 авг. 2011 г. № 1371-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2010. - № 32. - Ст. 4880. - СПС «Консультант Плюс».
30. Об утверждении плана мероприятий ("дорожной карты") по
совершенствованию контрольно-надзорной деятельности в Российской Федерации на 2016 - 2017 годы [Электронный ресурс] : распоряж. Правительства РФ от 11 апр. 2016 г. № 559-р // Собр. законодательства Рос. Федерации. - 2016. - № 15. - Ст. 2118. - СПС «Консультант Плюс».
31. Послание Президента РФ Федеральному Собранию : Послание Президента РФ Федер. Собранию от 4 декабря 2014 // Рос. газ. - 2014. - 5 дек. - № 278.
32. Послание Президента Российской Федерации : Послание Президента РФ Федер. Собранию от 3 декабря 2015 // Рос. газ. - 2015. - 4 дек. - № 275.
33. Послание Президента Российской Федерации Федеральному Собранию : Послание Президента РФ Федер. Собранию от 1 декабря 2016 // Праламентская газ. - 2016. - 2-8 дек. - № 45.
34. Протокол заседания президиума Совета при Президенте
Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 21 дек. 2016 г. № 12 [Электронный ресурс] //
Strategy2030.midural.ru. - Режим доступа :
http://strategy2030.midural.ru/sites/default/files/files/protokol_zasedaniya_prezidi uma_ot_21.12.2016.pdf
2. Материалы судебной практики:
1. По делу о проверке конституционности положений абзаца четырнадцатого статьи 3 и пункта 3 статьи 10 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» в связи с жалобой гражданина В.В. Михайлова [Электронный ресурс] : постан.
Конституционного суда РФ от 18 июл. 2008 г. № 10-П // Собр.
законодательства Рос. Федерации. - 2008. - № 31. - Ст. 3763. - СПС
«Консультант Плюс».
2. Постановление Верховного Суда РФ от 4 мая 2016 № 3-АД16-1 [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано. - СПС «Консультант Плюс».
3. Постановление ФАС Центрального округа от 26 июня 2014 г. N Ф10-1859/14 по делу № А36-5689/2013 [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано. - СПС «Консультант Плюс».
4. Постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 13 января 2014 г. по делу № А33-6296/2013 [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано. - СПС «Консультант Плюс».
5. Постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 11 июня 2015 г. по делу № А03-21915/2014 [Электронный ресурс] // Официально не опубликовано. - СПС «Консультант Плюс».
3. Специальная литература:
1. Алексеев С.С. Государство и право. М.: Юрид. лит., 1994. С. 91 - 93.
2. Астахова М.А. Организационно-правовые основы
государственного контроля (надзора) в сфере предпринимательской деятельности / М.А. Астахова // Безопасность бизнеса. - 2016. - № 3. - С. 12-16.
3. Белых В.С. Правовое регулирование предпринимательской деятельности в России. М.: Проспект, 2016. С. 114 - 115.
4. Бирюкова Т.А., Егоров Ю.В., Курманов Э.Р., Кухаренко Т.А., Филатова А.В., Челпаченко О.А. Комментарий к Федеральному закону от 26 декабря 2008 г. N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (постатейный) / под ред. А.В. Филатовой // Специально для СПС КонсультантПлюс. - 2015.
5. Гришковец А.А. Нужен ли России специальный федеральный закон о контрольно-надзорной деятельности? / А.А. Гришковец // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 7. - С. 585-592.
6. Зубарев С.М. О содержании целей и принципов контроля в государственном управлении / С.М. Зубарев // Административное право и процесс. - 2016. - № 11. - С. 10-15.
7. Контрольно-надзорная деятельность в Российской Федерации: Аналитический доклад - 2012 / В.В. Бакаев, А.Г. Зуев, М.Г. Киржиманов и др.
- М. : МАКС Пресс, 2013. - 148 с.
8. Кудилинский М.Н. Контроль как вид государственно-управленческой деятельности. Соотношение понятий "контроль" и "надзор" / М.Н. Кудилинский // Актуальные проблемы российского права. - 2015. -№ 8.
- С. 47-53.
9. Мартынов А.В. Применение риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного контроля и надзора как необходимое условие снижения давления на бизнес / А.В. Мартынов // Юрист. - 2016. - № 18. - С. 22 - 27.
10. Налоговое право: Учебник для вузов / С. Г. Пепеляев,
Р.И. Ахметшин, С.В. Жестков и др.; отв. ред. С.Г. Пепеляев - М.: Альпина Паблишер, 2015. - 796 с.
11. Познер Р. Экономический анализ права. СПб.Экономическая школа. / Пер. с англ. под ред. В.Л. Тамбовцева, 2004, в 2-х т., Т. 1. - 544 с., Т. 2. - 464 с.
12. Попондопуло В. Ф. Коммерческое (предпринимательское) право : учебник / В. Ф. Попондопуло. — 3-е изд., перераб. и доп. — М. : Норма,
2008. — 800 с.
13. Предпринимательское право / Под ред. С.А. Зинченко, Г.И. Колесника. Ростов н/Д, 2001. - 219 с.
14. Предпринимательское право России: Учеб. / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С.И. Виниченко [и др.]; Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект,
2008. - С. 335, С. 656.
15. Предпринимательское право России: учебник / В.С. Белых, Г.Э. Берсункаев, С. И. Виниченко и др.; отв. ред. В. С. Белых. - М.: Проспект,
2009. - 656 с.
16. Предпринимательское право России: Учебник / Отв. ред. В.С. Белых. М.: Проспект, 2015. С. 47, С. 98.
17. Предпринимательское право Российской Федерации: учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Норма, ИНФРА-М, 2017. - 992 с.
18. Предпринимательское право РФ: Учебник / Отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. М.: Норма, 2010. С. 42 — 45.
19. Предпринимательское право: Учебное пособие / О.А. Беляева; отв. ред. В.Б. Ляндрес. 2-е изд. - М.: Юридическая фирма «КОНТРАКТ»: ИНФРА-М, 2009. - 352 с.
20. Резина Н.А. Государственный контроль и надзор в сфере потребительского рынка. Автореферат дисс....канд. юрид. наук. 12.00.14. - Омск., 2003.
21. Российское предпринимательское право: учебник / Д.Г.
Алексеева, В.К. Андреев, Л.В. Андреева и др.; отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. - М.: Проспект, 2011. - 1072 с.
22. Российское предпринимательское право: Учебник / Отв. ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова. 4-е изд. М.: Проспект, 2015. С. 50, С. 569, С. 408, С. 358.
23. Российское предпринимательское право Алексеева Д.Г.,Андреева Л.В., Андреев В.К. Под ред. И.В. Ершова, Г.Д. Отнюкова: учебник для
вузов. -М.: Велби, Проспект, 2010. - 1072 с.
24. Российский, Б.В. Административное право : учебник /
Б. В. Россинский, Ю. Н. Старилов. - 4-е изд., пересмотр. и доп. - М. : Норма,
2009. - 927 с.
25. Салиева Р.Н. Конституционно-правовые гарантии защиты прав субъектов предпринимательской деятельности при осуществлении государственного контроля (надзора) / Р.Н. Салиева // Государственная власть и местное самоуправление. - 2013. - № 9. - С. 29-31.
26. Суворова, Е. В., Казанский, Д. М. Горизонтальный мониторинг: новый подход к налоговому администрированию / Е. В. Суворова, Д. М. Казанский // Законы России. Опыт. Анализ. Практика. - 2014. - № 3. - С. 17 - 24
27. Такташов В.А., Котляров Ю.В. Надзор в сфере технического регулирования сегодня // Стандарты и качество, РИА "Стандарты и качество". 2015. N 3. С. 30 - 33.
28. Толстой Ю.К. О Концепции развития гражданского законодательства // Журнал российского права. 2010. N 1. С. 31 - 38.
29. Трофимчук Н.В. Некоторые проблемы института контроля (надзора) предпринимательской деятельности по законодательству Российской Федерации /Н.В. Трофимчук // Административное и муниципальное право. - 2016. - № 6. - С. 488-492.
30. Шапиева О.Г. О новациях в законодательстве, регулирующем взаимоотношения контрольно-надзорных органов и бизнеса / О.Г. Шапиева // Прокурор.- 2016. - № 3. - С. 95-96.
31. Эскиндаров М.А. Систематизация мер государственного принуждения как фактор устойчивого развития финансово-экономической деятельности // Финансовое право и управление. 2015. N 2. С. 110 - 113. DOI: 10.7256/2310-0508.2015.2.15639.
32. Юридический энциклопедический словарь. М.: Сов.
энциклопедия, 1984. С. 133.