Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФРАНЧАЙЗИНГА В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Работа №77758

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

гражданское право

Объем работы100
Год сдачи2017
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
277
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава 1. Теоретические основы франчайзинга 6
1.1 Понятие франчайзинга как вида предпринимательской деятельности 6
1.2 История возникновения франчайзинга 9
1.3 Виды франчайзинга 16
Глава 2. Правовое регулирование франчайзинга в зарубежных странах . 22
2.2 Франчайзинговые отношения в США, их правовое регулирование 22
2.3 Франчайзинговые отношения в странах Европы, особенности правового
регулирования 31
Глава 3. Правовое закрепление и особенности франчайзинга в России ... 41
3.1 Договор коммерческой концессии 41
3.2 Особенности и проблемы правового регулирования франчайзинга в
России 80
3.3 Правовые аспекты развития франчайзинга в России 86
Заключение 92
Список использованных правовых актов, материалов судебной практики и специальной литературы


Франчайзинг в нашей стране появился сравнительно недавно, первые договоры коммерческой концессии начали заключать в России в 90-х годах 20 века. Если рассматривать зарубежные развитые страны, можно отметить, что они обладают очень богатым опытом в этой сфере.
В социально-экономическом аспекте данная тема актуальна, так как франчайзинг помогает преодолеть некоторые проблемы, которые возникают в процессе предпринимательской деятельности. В условиях огромной конкуренции в сфере малого и среднего предпринимательства он служит наиболее простой и эффективной формой организации и расширения бизнеса. С другой стороны, предприниматели, которые желают реализовать себя в определенной сфере, могут достичь больших успехов за короткое время, а имя и опыт, помощь в организации бизнеса, которые им переданы, в большинстве случаев должны служить гарантией успеха.
Затрагивая правотворческий аспект актуальности выбранной темы, можно выделить несколько проблем, на которые обращают внимание ученые-правоведы, занимающиеся темой франчайзинга. Существует мнение, что термин «коммерческая концессия», который законодатель использовал в гл. 54 Гражданского кодекса (далее - ГК РФ) , не совсем подходит для обозначения франчайзинга и имеет двоякое значение, следствием чего будет различное толкование существа отношений и норм закона. Также стоит вопрос об усовершенствовании законодательного регулирования данного рода отношений: существуют предложения о создании отдельного
нормативно-правового акта о франчайзинге, отмечается необходимость более подробной регламентации.
Касаемо актуальности темы в правоприменительном аспекте необходимо отметить, что франчайзинг - это сравнительно новое явление для России. На практике встречаются разные виды франчайзинга: производственный, сбытовой, сервисный и т.п., для каждого типа франчайзинговых отношений необходимо правовое регулирование, которое помогало развиваться франчайзингу в России.
Цель данной работы - рассмотреть особенности франчайзинга в России и способы усовершенствования российского законодательства в данной области, основываясь на зарубежном опыте.
В рамках данной работы поставлены следующие задачи:
1. Раскрыть понятие и сущность франчайзинга как вида предпринимательской деятельности;
2. Исследовать историю возникновения франчайзинга;
3. Рассмотреть виды франчайзинга;
4. Описать франчайзинговые отношения в США и странах Европы, их правовое регулирование;
5. Раскрыть понятие и сущность договора коммерческой концессии;
6. Выделить особенности и проблемы правового регулирования франчайзинга в России;
7. Указать на правовые аспекты развития франчайзинга в России.
Затрагивая разработанность темы франчайзинга и договора коммерческой концессии, нужно отметить, что данная тема становится объектом исследования все большего числа ученых-правоведов. В отечественной науке особенности правового регулирования коммерческой концессии рассматривали в своих трудах М.И. Брагинский, Е.Н. Васильева, В.В. Витрянский, И.А. Зенин, Б.И. Пугинский, А.П. Сергеев, С.А. Сосна, Е.А. Суханов. В аспекте правоотношений коммерческой концессии выбранную мною тему рассматривали в своих диссертационных исследованиях С.А. Бобков, Н.В. Месяшная, О.А. Орлова, Ж.Н. Бородина. Отношения, возникающие на стадии заключения договора, исследовала А.Ф. Багдасарян.
Объектом исследования являются франчайзинговые отношения и их правовое регулирование. Предметом исследования являются нормы главы 54 Гражданского кодекса, судебная практика по договору коммерческой концессии, а также различные труды ученых, занимавшихся данным вопросом и изучивших основные проблемы в данной сфере.
В процессе написания данной работы применялись как общенаучные, так и специальные методы. Из общенаучных методов можно выделить материалистический метод, анализ, синтез, а из специальных - формально-юридический, метод сравнительного правоведения, метод правового моделирования.
Структура работы обусловлена предметом, задачами и целью и состоит из введения, трех глав и заключения.
Во введении раскрывается актуальность выбранной темы, предмет, цель, задачи, методы, использованные при написании квалификационной работы.
Первая глава раскрывает теоретические основы правового регулирования франчайзинга, а именно дается определение франчайзингу, излагается история его возникновения и дается классификация данного рода отношений.
Вторая глава посвящена правовому регулированию франчайзинга в зарубежных странах, а именно анализу франчайзинговых отношений в США и странах Европы, их правовому регулированию.
Третья глава отражает правовое регулирование франчайзинга в России. Дано понятие, признаки, существенные условия договора коммерческой концессии, выделяются особенности правового регулирования франчайзинга в России, рассмотрены правовые аспекты развития франчайзинга в России.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В ходе написания дипломной работы по теме «Правовое регулирование франчайзинга в предпринимательской деятельности» были достигнуты поставленные цели и задачи.
В первом параграфе были выделены основные признаки франчайзинга. С помощью данных признаков удалось сформулировать наиболее лаконичное и отражающее сущность термина «франчайзинг» в правовом аспекте определение. Франчайзинг - это правоотношения, представляющие собой способ осуществления предпринимательской деятельности, при котором одна сторона (франчайзер) предоставляет за плату (единовременные и постоянные выплаты) другой стороне (франчайзи) комплекс исключительных прав (товарный знак, знак обслуживания, технологии ведения бизнеса) в различных сферах предпринимательской деятельности.
Исследована история возникновения франчайзинга. Данный способ организации и расширения бизнеса развивался постепенно и прошел несколько этапов от самых простых форм, до самых передовых. Во многих зарубежных странах история франчайзинга насчитывает несколько веков, в нашей стране франчайзинговые отношения начали развиваться лишь в конце 20 века. Что касается правового регулирования франчайзинга, можно сказать, что существует прямая пропорциональная зависимость между уровнем развития франчайзинговых отношений и уровнем их правовой регламентации, поэтому самой сутью франчайзинговых отношений предопределена необходимость создания эффективной правовой базы.
Также важным аспектом является разделения франчайзинга на виды. Классификация позволяет сформировать франчайзеру стратегию развития своей франчайзинговой сети, которая зависит от определенного вида франшизы. Также франчайзи важно знать при покупке франшизы, с кем он будет сотрудничать, с самим франчайзером или его представителем, так как, например в системе «мастер-франшиза» существует главный франчайзи, который осуществляет свою деятельность от имени франчайзера. Переход на франчайзинговый формат развития потребует создания франшизы, которая будет соответствовать сфере деятельности, а также целям и стратегии территориального развития. Именно эти параметры являются общей франчайзинговой стратегией компании.
Законодательство о франчайзинге зависит от особенностей делового оборота, правовой системы и семьи в определенной стране. В США существует двухуровневая структура регулирования франчайзинговых отношений. Они регулируются на федеральном уровне, с помощью статутов, а также на уровне штатов. Статуты содержат общие положения, а законодательство штатов более конкретные. Законодательное регулирование франчайзинга в штатах различается, в некоторых из них не существует полноценного регулирования франчайзинговых отношений. Большое внимание в США уделяется преддоговорному этапу заключения договора франчайзинга. Для этого были разработаны специальные законы «о раскрытии информации», которые обязывают франчайзеров предоставлять, а в некоторых штатах регистрировать полную и объективную информацию о франшизе. Также во многих штатах пытаются ограничивать права франчайзера на одностороннее расторжение договора, таким образом, государство старается защитить франчайзи от злоупотреблений правом, которое возможно со стороны франчайзера. В целом, правовое регулирование франчайзинга США находится на достаточно высоком уровне: франчайзеру предоставлено достаточно прав, чтобы наиболее эффективно развивать свое дело, но в то же время законодательство стремиться обеспечить защиту прав франчайзи.
В большинстве Европейских стран отсутствует специальное законодательство о франчайзинге, исключением является Франция. Но, несмотря на это, франчайзинг является достаточно популярной формой организации деятельности в этих государствах. Регулирование осуществляется отдельными законодательными актами или общими нормами права. Следует также отметить, что в некоторых странах Европы (например, в Испании) имеется законодательство о раскрытии информации, аналогично законодательству США, что свидетельствует о том, что существуют попытки урегулирования также преддоговорного этапа франчайзинговых отношений.
В России отношения франчайзинга урегулированы гл.54 ГК РФ «Коммерческая концессия». Договор коммерческой концессии - это самостотельный договор, несмотря на то, что он содержит элементы нескольких договоров, в науке его не относят к комплексным договором. Гл. 54 ГК РФ закрепляет понятие договора коммерческой концессии, форму, прекращение, изменение договора коммерческой концессии, перемену лиц в обязательстве, последствия прекращения интеллектуальных прав правообладателя. Но в отличие от многих стран не урегулирован преддоговорный этап франчайзинговых отношений, нет положений о раскрытии информации о франчайзере (правообладателе). Таким образом, в сфере правового регулирования франчайзинга есть возможность расширения законодательной базы, включение дополнительных положений, которые могли бы обеспечить защиту франчайзи (пользователя) от возможного недобросовестного поведения правообладателя.
Особенностью Российского законодательства о франчайзинге является то, что его правовое регулирование появилось в нашей стране сравнительно недавно. Если сравнивать правовое регулирование франчайзинга в России и в США, то в США существует двухуровневое регулирование франчайзинга и большое внимание уделяется преддоговорному этапу. Законы о раскрытии информации в США позволяют защитить франчайзи от недобросовестных франчайзеров. В России, на сегодняшний день такого механизма защиты не существует. В большинстве стран Европы нет специального правового регулирования франчайзинга, в основном действуют общие нормы. Если сравнивать с Европейскими странами, то в нашей стране франчайзинг более регламентирован. В гл. 54 ГК РФ урегулированы наиболее важные вопросы: государственной регистрации передачи в пользование исключительных прав, порядок и сроки прекращения договора, перемена лиц в обязательстве.
Выделяют следующие проблемы, которые существуют в сфере франчайзинга в нашей стране: некорректность применения понятия коммерческая концессия, необходимость разработки основных дефиниций отношений и общих начал регулирования франчайзинга, необходимость регламентации смежных договоров, проблемы ответственности сторон по договору и контролю качества, преддоговорная ответственность сторон. Решение данных проблем позволит усовершенствовать российское законодательство о франчайзинге.
Для формирования правового поля для развития франчайзинга необходимо либо внести поправки в гл.54 ГК РФ, либо принятие специализированного законодательства о франчайзинге. Основой для этого может служить международный опыт франчайзинга. Внесение изменений должно соответствовать особенностям уже сформировавшегося российского франчайзинга и российского права. Законопроект о франчайзинге должен быть максимально проработан. Он не должен содержать понятия не характерные для франчайзинговых отношений в России. Стремление защитить франчайзи от недобросовестных франчайзеров, путем введение норм о раскрытии информации, не должно ставить слишком жесткие рамки для франчайзера, так как франчайзер и франчайзи являются равными сторонами в договоре. В нашей стране правовое регулирование франчайзинга во многом не уступает регулированию в западных странах, но существуют вопросы, которым нужно дать правовое закрепление, для того чтобы развивать франчайзинг в России.



1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01. 1996 №14-ФЗ (ред. от 28.03.2017, с изм. от 26.01.1996) (с изм. и доп., вст. в силу от 01.01.2017)// Российская газета. - 2008. - №4670.
2. Федеральный закон от 27.07.2006 №135-ФЗ «О защите конкуренции» (ред. от 03.07.2016) // Российская газета. - 2006. - №4128(0).
3. Распоряжение Правительства РФ «Об утверждении Стратегии развития
малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации на период до 2030 года» от 02.06.2016 N 1083-р (ред. от 08.12.2016) //
http: //government .ru.
4. Приказ Минэкономразвития России «Об утверждении административного регламента предоставления Федеральной службой по интеллектуальной собственности государственной услуги по государственной регистрации распоряжения по договору исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронных вычислительных машин, базу данных» от 10.06.2016 № 371 // http://economy.gov.ru.
5. Приказ Роспатента «Об утверждении рекомендаций по вопросам проверки договоров о распоряжении исключительным правом на результаты интеллектуальной деятельности или средствами индивидуализации» от 29.12.2009 № 186 // http://www.rupto.ru.
6. Регламент комиссии ЕС от 22 декабря 1999 « О применении статьи 81.3 Соглашения о ЕЭС к категориям вертикальных соглашений и согласованных действий» [электронный ресурс] // http://eur-lex.europa.eu
7. Официальный отзыв на проект Федерального закона № 503845 - 6 «О франчайзинге». [электронный ресурс] / Официальный сайт Государственной Думы РФ. URL: http: //asozd2 .duma.gov.ru
8. Модельный закон УНИДРУА о раскрытии информации по договору франчайзинга / А. Ф. Багдасарян //Законодательство . -2008. - № 2. - С. 69-78.
9. Регламент комиссии ЕС от 22 декабря 1999 « О применении статьи 81.3 Соглашения о ЕЭС к категориям вертикальных соглашений и согласованных действий» // http://eur-lex.europa.eu.
10. Решение Комитета по гражданскому, уголовному, процессуальному законодательству от 14.12.2015 № 169 (3) «О проекте федерального закона № 503 845-6 «О франчайзинге» // СПС «КонсультантПлюс».
11. Проект Федерального Закона № 503845-6 «О франчайзинге» (ред.,
внесенная в ГД ФС РФ, текст по состоянию на 21.04.2014) // СПС
«КонсультантПлюс».
Материалы судебной практики:
1. Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23.06.2015г. № 25 «О применении судами некоторых положений раздела 1 части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Российская газета. - 2015. -№ 6711(140).
2. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 17.10.2016 №С01 - 845/2016 по делу № А40 - 237976/2015 // http://kad.arbitr.ru.
3. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 04.07.2016 N С01- 470/2016 по делу N А63-6751/2015 // http://kad.arbitr.ru.
4. Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от
26.05.2016 № 13АП - 7942/2016 по делу № А56-90613/2015 //
http://13aas.arbitr.ru.
5. Постановление Суда по интеллектуальным правам от 22.11.2016 №С01- 973/2016 по делу №А68-11597/2015 // http://kad.arbitr.ru.
Специальная литература:
1. Багдасарян А.Ф. Договор коммерческой концессии (франчайзинг). Гражданско-правовые проблемы заключения договора / А.Ф. Багдасарян. М., 2009. 224 с.
2. Баринов Н.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации. Часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ (постатейный) / Н.А. Баринов, Е.А. Бевзюк, М.А. Беляев и др.2014 // СПС «КонсультантПлюс».
3. Бондаренко Ю.А. Франчайзинг и перспективы его развития в России / Ю.А. Бондаренко // Финансы. - 1994. - №12. 20-22 с.
4. Бородина, Ж.Н. Правовое регулирование коммерческой концессии (франчайзинга) [Текст] / Ж.Н. Бородина. - Казань: Познание, 2008. - 120 с.
5. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Договоры о выполнении работ и оказании услуг / М.И. Брагинский, В.В. Витрянский. Изд. испр. и доп. М.: Статут, 2002. Кн. 3. 1055 с.
6. Гражданское право: Учебник. В 4 т. Т. 4: Обязательственное право / Отв. ред. Е.А. Суханов. М.: Волтерс Клувер, 2006. - 816 с.
7. Вилкова Н.Г. Договорное право в международном обороте / Н.Г. Вилкова. М.: Статут, 2002. 419 с.
8. Еремин А.А. Франчайзинг и договор коммерческой концессии: теория и практика применения / А.А. Еремин. Саратов: ЮрИздат, 2015. 250 с.
9. Евдокимова В.Н. Передача технологии [Текст]:правовое регулирование и правоприменительная практика в РФ / В.Н. Евдокимова. - М.: ИНИЦ, 2001. - 168 с
10. Забелин П.Е. Соотношение договора коммерческой концессии с договором франчайзинга / П.Е. Забелин // Юристъ-Правоведъ. Ростов-на- Дону: Изд-во Рос. Юрид. ин-та МВД России. 2011. №4. - С.100-105.
11. Кокорин С.А. Договор коммерческой концессии в свете части четвертой Гражданского кодекса РФ / С.А. Кокорин // Российский юридический журнал. 2006. №6. - С. 111.
12. Касымов Р.Ш. Вопросы договорной координации экономической деятельности третьим лицом в договоре коммерческой концессии / Р.Ш. Касымов // Конкурентное право. 2014. №3. - С.27.
13. Качканов В.П. Франчайзинг как форма связи крупного и малого бизнеса в сфере торговли: Дис. канд. экон. наук. М., 2006. -152с.
14. Климова С.В. Правовой режим франчайзинга в национальном и международном обороте: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 2011.-31 с.
15. Лукашова А.С. Проблемы ответственности сторон по договору коммерческой концессии / А.С. Лукашова // Юрист. № 14. 2016.
16. Марченко М.Ю. Договор коммерческой концессии: понятие и правовые основы / М.Ю. Марченко // Вестник магистратуры. 2014. №4-3 (31). С. 66-71.
17. Мендельсон М. Руководство по франчайзингу / М. Мендельсон. М.: Гардарики. 2006. 121 с.
18. Нарожная О. Глобализация по сходной цене / О. Нарожная // Top manager. - 2004. - №7-8.
19. Новосельцев О.В. Оценка коммерческой концессии / О.В. Новосельцев // Хозяйство и право. - 2000. - №3. - С.104-105.
20. Орлова О.А. Франчайзинг как форма деловых связей / О.А. Орлова // Законодательство и экономика. - 2002. - №4.
21. Пугинский Б.И. Коммерческое право России / Б.И. Пугинский. М., 2005. 314 с.
22. Радник Л. Введение во франчайзинг. - СПб, 1992
23. Рыкова И.В. Франчайзинг: новые технологии, методология, договоры. - М.: Современная экономика и право, 2000.
24. Сосна С.А. Франчайзинг: коммерческая концессия./ С.А. Сосна, Е.Н. Васильева. М.: Академкнига, 2005. 376 с.
25. Трахтенгерц Л.А. Комментарий к Гражданскому кодексу Российской Федерации, части второй (постатейный). 5-е изд. / Отв. ред. О.Н. Садиков. М., 2006 // СПС «КонсультантПлюс»
26. Устюжанин А.А. Зарубежный опыт и российская практика развития франчайзинга: автореф. дис. ... канд. экон. наук : на правах рукописи / А.А. Устюжанин. М., 2010. 26 с.
27. Цират А. Триумфальное шествие франчайзинга / А. Цират // Юридическая практика №52(210), 26.12.2001 // www.yurpractika.com.
28. Черепанова, Е.А. Франчайзинг в России: правовой аспект / Е.А. Черепанова. Екатеринбург: ИД Урал Юр Издат, 2005. 176 с.
29. Шарифов В.С. Франчайзинг в механизме развития российского нефтяного рынка. Автореф. дисс. ... д-ра экон. наук. М., 1998.
30. Шахова М.С. Развитие системы франчайзинг в малом бизнесе: дис. ... канд. экон. Наук / М.С. Шахова. М., 1994. 189 с.
31. Шахова М.С. Классификация франшиз на российском рынке / М.С. Шахова // Научные исследования экономического факультета. Электронный журнал. М., 2009. №2
32. Ющенко, Н. А. Правовое регулирование коммерческой концессии и франчайзинга в России и за рубежом: автореф. дис. . канд. юрид. наук : на правах рукописи / Н. А. Ющенко. Казань, 2009. 27 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ