Введение 3
Глава 1. Правовая природа аудиторской деятельности. Развитие
действующего законодательства об аудиторской деятельности 8
§ 1. Понятие аудиторской деятельности, аудита. Аудиторская деятельность, аудит как правовые категории 8
§ 2. Законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности 19
Глава 2. Частно-правовое регулирование аудиторской деятельности 33
§ 1. Гражданско-правовое положение субъектов аудиторской деятельности 33
§ 2. Договорный режим осуществления аудиторской деятельности 41
§ 3. Гражданско-правовая ответственность при осуществлении аудиторской
деятельности 46
Глава 3. Публично-правовое регулирование аудиторской деятельности 60
§ 1. Публично-правовые стимулы и ограничения аудиторской деятельности 60
§ 2. Публично-правовая ответственность при осуществлении аудиторской
деятельности 73
Заключение 80
Список использованных нормативно-правовых актов, материалов судебной практики, специальной литературы
Актуальность. Согласно действующему законодательству под аудитом понимается независимая проверка бухгалтерской (финансовой) отчетности аудируемого лица в целях выражения мнения о достоверности такой отчетности.
Зачем же нужен аудит? Аудит сегодня является неотъемлемым звеном системы внутреннего контроля большинства компаний. Свой непосредственный интерес в качественном аудите имеют и собственник компании, и её руководитель, и конечно же, главный бухгалтер. Сегодняшняя действительность свидетельствует о жизненно важной необходимости создания в каждой компании системы налоговой защиты. Такая система должна учитывать возможные риски по всем направлениям. Для того чтобы система функционировала эффективно необходимы совместные усилия всех финансовых служб компании и аудиторов — представляющих собой элемент внешнего независимого контроля.
Ряд актуальных вопросов аудиторской деятельности мало изучен. Это, например, проблема адаптации к специфике аудиторской деятельности различных категорий пользователей ее результатов. Имеются некоторые альтернативные подходы к определению сущности и функций аудита, требует научного обоснования и уточнения понятийный аппарат. Недостаточно изучены отдельные виды аудиторской деятельности, а это приводит к тому, что в нормативных актах при характеристике сопутствующих услуг не отражаются новые виды услуг, оказываемых аудиторскими фирмами. Отсутствует научная проработка проблемы соотношения государственного и общественного регулирования аудиторской деятельности.
При этом аудит, как метод осуществления вневедомственной независимой финансовой проверки, не подменяет государственного финансового контроля, не исключает осуществления государственного контроля достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности уполномоченными государственными органами.
Аудитор не только оценивает достоверность бухгалтерской (финансовой) отчетности организации, законность совершенных ею хозяйственных операций, но и помогает выявить допущенные ошибки, исправить их, а также рекомендует построение такой системы учёта, которая позволит в дальнейшем максимально избегать ошибок.
Всё вышесказанное и обуславливает актуальность темы исследования, посвященного проблемам правового регулирования аудита и аудиторской деятельности.
Объектом исследования выступают общественные отношения, связанные с осуществлением аудиторской деятельности.
Предметом исследования являются гражданско-правовые нормы, которые регулируют отношения в сфере аудиторской деятельности.
Целью настоящей работы является формирование целостного представления о современном состоянии правового регулирования аудиторской деятельности.
В соответствии с обозначенной целью, перед автором последовательно решены следующие задачи:
- охарактеризовать понятие аудиторской деятельности, аудита;
- рассмотреть аудиторскую деятельность, аудит как правовую категорию;
- охарактеризовать законодательство Российской Федерации об аудиторской деятельности.
- исследовать гражданско-правовое положение субъектов аудиторской деятельности;
- рассмотреть договорный режим осуществления аудиторской деятельности;
- выявить гражданско-правовую ответственность при осуществлении аудиторской деятельности;
- исследовать публично-правовые стимулы и ограничения аудиторской деятельности;
- рассмотреть публично-правовую ответственность при осуществлении аудиторской деятельности.
Методологическую основу исследования составляют общенаучные и частнонаучные диалектические методы познания, в том числе: сравнительно - правовой, исторический, системный, формально-логический, статистический, правового моделирования, толкования, классификации, обобщения. Некоторые вопросы работы рассматривались как междисциплинарные проблемы: на стыке юридической науки, экономики, философии, что соответствует задаче комплексного исследования.
Степень разработанности темы возможно рассмотреть с помощью трудов таких специалистов в области общей теории права, гражданского и предпринимательского права, как Н.А. Баринов, М.И. Брагинский, В.В. Витрянский, Е.П. Губин, И.В. Ершова, С.С. Занковский, О.С. Иоффе, А.Ю. Кабалкин, О.С. Красавчиков, В.В. Лаптев, А.В. Малько, В.С.Мартемьянов, А.И. Масляев, Н.И. Матузов, В.П. Мозолин, Е.А. Суханов, A.M. Эрделевский, В.Н. Хропанюк и другие.
Отдельные проблемы, касающиеся правового регулирования аудиторской деятельности, отражены в исследованиях В.К. Андреева, Л.Л. Арзумановой, Л.И. Булгаковой, СМ. Бычковой, Ю.А. Данилевского, Д.В. Елькина, Н.Т. Лабынцева, СВ. Панковой, А.Л. Руфа, Л.В. Соколова, В.П. Суйца, АА. Терехова, А.Д. Шеремета и других.
По вопросам правового регулирования аудиторской деятельности в западных странах были исследованы публикации ряда зарубежных ученых, в том числе А. Аренса, Дж. Лоббека, Дж. Робертсона.
Диссертации последних лет освещают отдельные финансово-правовые проблемы регулирования аудита. К таким работам относятся, в частности, диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Л.Л. Арзумановой «Финансово-правовое регулирование обязательного аудита в Российской Федерации» (2006 г.), Э.М. Аминовой «Совершенствование
правового регулирования аудиторской деятельности в банковской сфере Российской Федерации» (2006 г.), А.Н. Зевайкиной «Аудиторский финансовый контроль в РФ» (2005 г.), Д.Е. Качановского «Финансово-правовое регулирование внутреннего аудита в хозяйствующих субъектах» (2004 г.).
Определенное внимание изучению проблем аудиторской деятельности уделено в диссертационных исследованиях по гражданскому и предпринимательскому праву. Это, в частности, диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Р.Н. Аганиной «Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ» (2009 г.), А.А. Марьиной «Субъекты
аудиторской деятельности» (2009 г.), Л.И. Булгаковой «Правовые вопросы регулирования организации и осуществления аудиторской деятельности» (2008 г.), А.А. Чумакова «Гражданско-правовое регулирование договора на оказание аудиторских услуг» (2005 г.).
Введение института саморегулирования предопределило научный интерес к данной проблематике. Отметим диссертации И.Г. Журиной «Гражданско- правовой статус саморегулируемых организаций в Российской Федерации» (2009 г.), А.В. Басовой «Саморегулируемые организации как субъекты предпринимательского права» (2008 г.) Л.А. Сунгатуллиной «Участие субъектов предпринимательской и профессиональной деятельности в саморегулируемых организациях: цивилистическое исследование» (2016 г.).
Будучи экономико-правовой категорией, аудит вызывает постоянный интерес у исследователей по экономическим специальностям. Это диссертации А. В. Крикунова «Регулирование аудиторской деятельности в РФ» (1997 г.), В.В. Дряхлова «Организация аудиторской деятельности в России» (1997 г.) и др.
Вместе с тем, имеющиеся научные исследования не снижают актуальности темы. В них затронуты важные и весьма дискуссионные теоретические проблемы, требующие дополнительной проработки и изучения. Кроме того, как уже было указано, законодательство об аудиторской деятельности изменяется, что ставит перед научной общественностью новые нерешенные вопросы. Все это предопределяет необходимость проведения дальнейших научных исследований.
Эмпирическая основа исследования. При выполнении настоящего исследования использовались законодательные и нормативно-правовые акты в области бухгалтерского учета и аудита строительной деятельности, официальные статистические данные, научные издания отечественных и зарубежных авторов, посвященных аудиту, международные и федеральные стандарты аудита, интернет-ресурсы. Эмпирическую базу исследования составили данные оперативного и бухгалтерского учета и отчетности, внутренние методические материалы организаций, информация, полученная автором в результате непосредственного исследования деятельности аудиторских организаций.
Нормативную базу исследования составили документы и законодательные акты РФ, в том числе Конституция РФ, Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-
ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» , Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях», Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О
бухгалтерском учете», Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности», Кодекс профессиональной этики аудиторов, Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» и иные.
Аудиторская деятельность представляет собой направленную на извлечение прибыли систематическую деятельность специального субъекта, обладающего исключительным правом, на основании закона и специального разрешения (лицензии), уполномоченного федерального органа исполнительной власти осуществлять аудит и оказывать сопутствующие аудиту, услуги. Аудиторская деятельность рассматривается в качестве разновидности деятельности предпринимательской.
Обосновывается вывод о том, что обязательный аудит также является видом предпринимательской деятельности. Он (аудит) не преследует в качестве основной цели - защиту публичных интересов. Поэтому функция защиты публичных интересов реализуется опосредованно (косвенно).
Законодательство об аудиторской деятельности представляет собой совокупность нормативных правовых актов, направленных на регулирование общественных отношений в области аудиторской деятельности. В основу его формирования положен такой критерий, как сфера I аудиторской деятельности. Законодательство об аудиторской деятельности носит комплексный характер. Признаки, характеризующие комплексность, проявляются в том, что отношения с участием аудиторской организации регулируется, прежде всего, гражданским, а затем государственным и финансовым правом. Законодательство, формируемое на стыке частного и публичного права, обладает специфическими особенностями: такими, как а) предметное единство, б) комплексность, б) особый порядок регулирования подзаконными актами.
1. Аудиторская деятельность - профессиональная деятельность субъектов аудиторской деятельности по проведению аудита (аудиторских услуг) и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
Отождествление понятий «аудиторская деятельность» и «аудиторские услуги», представленное в Законе об аудиторской деятельности представляется нам неверным. Более близкими по своему значению являются понятия «аудит» и «аудиторские услуги».
Аудиторские услуги — это оказываемые заказчику на возмездной основе профессиональные услуги аудитора по осуществлению аудита и оказанию сопутствующих аудиту услуг.
2. Под субъектом профессиональной аудиторской деятельности следует понимать физическое лицо — аудитора, осуществляющего деятельность по оказанию аудита и сопутствующих аудиту услуг посредством личного квалифицированного труда и являющегося членом саморегулируемой организации аудиторов, действующее без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
3. Необходимо различать прочие, связанные с аудиторской деятельностью услуги, и иные, которые вправе оказывать аудитор. Полагаем, что ряд перечисленных в Законе об аудиторской деятельности услуг не имеют отношения к аудиторской деятельности (составление бизнес -планов, разработка и анализ инвестиционных проектов, консультирование по вопросам реорганизации юридического лица). В связи с чем, предлагаем уточнить квалификацию услуг, указанных в Законе об аудиторской деятельности, указав прочие, связанные с ней, и иные услуги.
4. Некоммерческая организация приобретает статус саморегулируемой организации аудиторов с даты ее включения в государственный реестр саморегулируемых организаций аудиторов. Таким образом, с момента государственной регистрации СРО как некоммерческой организации возникает ее правосубъектность, а с момента внесения сведений о некоммерческой организации в государственный реестр саморегулируемых организаций правосубъектность приобретает исключительный характер.
5. Исходя из данного нами определения субъекта профессиональной аудиторской деятельности, считаем, что аудитора следует наделить правом проводить все виды обязательного аудита. Предлагаем следующий порядок подбора аудиторов для проведения обязательного аудита: в тех случаях, когда в настоящее время он проводится исключительно аудиторскими организациями, обязательный аудит должен осуществляться не менее чем двумя аудиторами, в иных - одним или несколькими, по усмотрению заказчика. Аудиторы подбираются заказчиком самостоятельно, в том числе на конкурсной основе или через посредство СРО. Необходимо предусмотреть обязанности СРО в оказании содействия в подборе аудитора, соответствующего законным требованиям заявителя.
6. Качество аудита представляет собой комплексную характеристику аудиторской проверки, заключающуюся в соответствии мнения аудитора потребностям заинтересованных пользователей в объективной информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемого лица.
Критериями качества аудита следует признать его соответствие:
— требованиям Федерального закона об аудиторской деятельности;
— стандартам аудиторской деятельности;
— правилам независимости;
— кодексу профессиональной этики аудиторов.
Соответствие условиям заключенного договора с заказчиком, который в свою очередь не должен противоречить положениям законодательства об аудиторской деятельности, также следует рассматривать как один из критериев качества оказываемых аудиторских услуг.
7. Требование к аудитору о предоставлении справки об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления считаем неоправданным. В связи с чем, рекомендуем внести соответствующие изменения в законодательство, оставив только требование об отсутствии судимости за экономические преступления.
8. Полагаем, что в Законе об аудиторской деятельности необходимо предусмотреть обязательное страхование гражданской ответственности аудиторов и размер страховой суммы. Внедрение механизма страхования профессиональной ответственности аудиторов представляется весьма перспективным и сможет внести серьезный вклад в повышение качества российского аудита.
9. Под контролем качества аудита следует понимать проверку деятельности аудиторских организаций и индивидуальных аудиторов с применением совокупности методик и процедур, необходимых для определения соответствия этой деятельности установленным критериям качества.
Контроль качества аудита можно классифицировать по следующим признакам:
1) в зависимости от участия/неучастия государства можно выделить государственный и негосударственный (со стороны СРО) контроль;
2) в зависимости от того, кто осуществляет проверку можно выделить внутренний контроль, осуществляемый аудиторской организацией, и внешний контроль со стороны государства и СРО;
3) в зависимости от целей проверки можно выделить предварительный контроль на этапе принятия в СРО, заключающийся в проверке способности кандидата оказывать аудиторские услуги надлежащего качества, и последующий контроль;
4) в зависимости от того, предусмотрена проверка планом или нет, следует выделить плановый и внеплановый контроль.
10. Установленные в Законе об аудиторской деятельности санкции, такие как исключение из СРО аудиторов и приостановление членства в СРО, на наш взгляд, являются несоразмерными по своим правовым последствиям.
Полагаем, что исключение из членов СРО аудиторов должно предусматривать срок (например, 3 месяца), ограничивающий возможность вступления в иную СРО для осуществления аудиторской деятельности. В свою очередь, приостановление членства в СРО не должно влечь запрета на осуществление аудиторской деятельности в течение указанного срока (3, а не 6 месяцев, как это установлено Законом). Достаточно других, предусмотренных Законом санкций в виде лишения на это время определенных прав.
1. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от
30.11.1994 № 51-ФЗ (ред. от 07.02.2017) // СЗ РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от
26.01.1996 № 14-ФЗ (ред. от 28.03.2017) // СЗ РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (ред. от 28.12.2016) // СЗ РФ. - № 31. - 1998. - Ст. 3824.
4. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 28.12.2016)// СЗ РФ. - 2000. - № 32. - Ст. 3340.
5. Кодекс Российской Федерации об административных
правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ (ред. от 03.04.2017)// СЗ РФ. - 2002. - № 1 (ч. 1). - Ст. 1.
6. Федеральный закон от 08.02.1998 № 14-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об обществах с ограниченной ответственностью»// СЗ РФ. - 1998. - № 7. - Ст. 785.
7. Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 28.03.2017) «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России) »// СЗ РФ. - 2002. - № 28. - Ст. 2790.
8. Федеральный закон от 01.12.2007 № 315-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О саморегулируемых организациях» // СЗ РФ. - 2007. - № 49. - Ст. 6076.
9. Федеральный закон от 30.12.2008 № 307-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об аудиторской деятельности» // СЗ РФ. - 2009. - № 1. - Ст. 15.
10. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О консолидированной финансовой отчетности»// СЗ РФ. - 2010. - № 31. - Ст. 4177.
11. Федеральный закон от 06.12.2011 № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. - 2011. - № 50. - Ст. 7344.
12. Федеральный закон от 01.12.2014 № 403-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» // СЗ РФ. - 2014. - № 49 (часть VI). - Ст. 6912.
13. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 07.12.2016) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. - №
11. - 2004. - Ст. 945.
14. Постановление Правительства РФ от 23.09.2002 № 696 (ред. от 22.12.2011) «Об утверждении федеральных правил (стандартов) аудиторской деятельности» // СЗ РФ. - 2002. - № 39. - Ст. 3797.
15. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004 № 329 (ред. от 12.11.2016) «О Министерстве финансов Российской Федерации»// СЗ РФ. - 2004. - № 31. - Ст. 3258.
16. Информационное сообщение Минфина России от 03.12.2014 <Об изменениях Федерального закона от 30.12.2008 № 307-ФЗ «Об аудиторской деятельности»> // СПС Консультант плюс
17. Приказ Минфина РФ от 06.07.1999 № 43н (ред. от 08.11.2010) «Об утверждении Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» // Экономика и жизнь. - № 35.- 1999.
18. Приказ Минфина России от 02.07.2010 № 66н (ред. от 06.04.2015) «О формах бухгалтерской отчетности организаций» // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти. - № 35. - 2010.
19. Приказ Минфина России от 11.01.2013 № 3н (ред. от 27.10.2015) «Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной службой финансово-бюджетного надзора государственной функции по внешнему контролю качества работы аудиторских организаций, определенных Федеральным законом «Об аудиторской деятельности» // Российская газета. - № 148. - 2013.
20. Кодекс профессиональной этики аудиторов (одобрен Советом по аудиторской деятельности 22.03.2012, протокол № 4) (ред. от 18.12.2014) // СПС Консультант плюс
21. Правило (стандарт) аудиторской деятельности «Права и обязанности аудиторских организаций и проверяемых экономических субъектов» (Одобрено Комиссией по аудиторской деятельности при Президенте РФ 20.10.1999 Протокол № 6) //Аудиторские ведомости. - № 11. - 1999.
Материалы судебной практики:
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 19 декабря 2005 г. № 12-П // СЗ РФ. - 2006. - № 3. - Ст. 335.
2. Определение ВАС РФ от 28 октября 2013 г. № ВАС-15035/13 по делу № А40-128557/2012 // СПС Консультант плюс
3. Постановление Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда
от 27 марта 2014 г. № 18АП-422/2014 по делу А76-19808/2013 // СПС
Консультант плюс
4. Постановление Арбитражного суда Уральского округа от 3 сентября 2014 г. № Ф09-4352/14 по делу № А76-19808/2013 // СПС Консультант плюс
5. Постановление Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 6 сентября 2014г. по делу № А39-8206/2014-120/17 // СПС Консультант плюс
6. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 29 ноября 2014 г. по делу № А27-3842/2014 // СПС Консультант плюс
7. Постановление ФАС Поволжского округа от 30 марта 2015 г. по делу № А12-12859/2015 // СПС Консультант плюс
8. Определение Верховного Суда РФ от 06.04.2016 № 305-КГ16-2065 по делу № А40-45486/2015 // СПС Консультант плюс
9. Определение Верховного Суда РФ от 15.09.2015 № 305-ЭС15-10789 по делу № А40-157161/2013 // СПС Консультант плюс
10. <Письмо> Минэнерго России от 28.06.2016 № АТ-6853/07 <В ответ на Представление Счетной палаты РФ от 08.06.2016 № ПР 10-147/10-02> // СПС Консультант плюс.
11. Решение ФНС России от 09.02.2016 № СА-4-9/1907@ // СПС
Консультант плюс.
12. <Письмо> Росимущества от 30.11.2015 № ОД-02/50082 О
предоставлении информации // СПС Консультант плюс
13. Решение Санкт-Петербургского УФАС России от 12.08.2015 по жалобе № Т02-405/15 // СПС Консультант плюс
14. Решение Московского УФАС России от 09.09.2014 по делу № 1-00-1277/77-14 // СПС Консультант плюс
Специальная литература:
1. Аганина Р.Н. Применение международных стандартов в аудиторской деятельности // Предпринимательское право. Приложение «Бизнес и право в России и за рубежом». - 2013. - № 4. - С.167.
2. Аганина Р.Н. Правовое регулирование аудиторской деятельности в РФ. Диссертация.- М., 2009. - 184 с.
3. Аганина Р.Н. Субъекты профессиональной деятельности // Право и политика. - 2015. - № 2. - 587 с.
4. Андреев В.К. Предпринимательское законодательство России. Научные очерки. - М.: 2014. - 376 с.
5. Арене Э.А., Лоббек Д.К. Аудит / Под ред. проф. Я.В. Соколова. - М.,
2014. - 362 с.
6. Булгакова Л.И. Специфика саморегулирования аудиторской
деятельности // Право и экономика. - 2015. - № 5. - С.14.
7. Булгакова Л.И. Правовые вопросы организации и осуществления аудиторской деятельности в Российской Федерации. Диссертация. - М., 2008. - 193 с.
8. Вещунова Н.Л., Кочинев Ю.Ю. Аудит. Теория и практика. - СПб.: ПИТЕР, 2017. - 663 с.
9. Воронина Л.И. Аудиторская деятельность: Основы организации. - М.: 2014. - 673 с.
10. Гущин В.В., Гуреев В.А. Предпринимательское право России. Учебник. - М., 2014. - 556 с.
11. Егорова М.А. Концепция совершенствования механизмов саморегулирования: pro et contra: монография. - М.: Юстицинформ, 2017. - 465 с.
12. Ершова И.В., Ершов А.А. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. - М: Юриспруденция, 2014. - 276 с.
13. Ершов А.А. Правовое регулирование аудита в Российской Федерации:
финансово-правовой аспект: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.14 -
административное право, финансовое право, информационное право /А. А. Ершов; Науч. рук. Е. Ю. Грачева. - М., 2010. - 27 с.
14. Исаян А.А. Правовое регулирование оказания аудиторских услуг по
законодательству Российской Федерации: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03 -
гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право / А.А. Исаян. - М., 2011. - 26 с.
15. Казакова Н.А. Аудит. Теория и практика. Учебник. - М.: Юрайт, 2014. - 734 с.
16. Касьянов А.В., Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н. и др. Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации / Под ред. А.В. Касьянова. 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2013. - 823 с.
17. Килин В. Э. Правовое регулирование организации аудиторской
деятельности в Российской Федерации : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03 -
гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право / В. Э. Килин; науч. рук. И.В. Воробьева. - М., 2013. - 26 с.
18. Кочинев Ю.Ю. Аудит: теория и практика. 4-е изд., обновленное и дополненное. - СПб.: Питер, 2015. - 564 с.
19. Лазарева Н. Недобросовестная конкуренция аудиторов // ЭЖ-Юрист. -
2015. - № 39. - С. 2.
20. Лебедева Е.М. Аудит. // Издательский центр «Академия», 2017. - 542 с.
21. Малько А.В. Правовые ограничения: от отраслевого понимания к теоретическому. - М.: Юридическая литература, 2014. - 564 с.
22. Малько А.В. Правовое стимулирование: проблемы теории и практики // Правоведение. - 2014. - № 5. - С. 11.
23. Марьина А.А. Субъекты аудиторской деятельности. автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.03 - гражданское право; предпринимательское право;
семейное право; международное частное право / А.А. Марьина. - М., 2009. - 26 с.
24. Матузов Н.И., Малько А.В. Правовое стимулирование в условиях становления рыночных отношений // Государство и право. - 2015. - № 4. - С.11¬
19.
25. Мохов А.А. Аудиторское заключение как судебное доказательство // Юридический мир. - 2016. - № 12. - С. 63 - 66.
26. Никулина Л.Н., Попова Л.В. Аудит налогообложения: Учебное пособие // Дело и сервис, 2017. - 287 с.
27. Основы аудита / Под ред. д.э.н., проф. Р.П. Булыги. - М.: 2015. - С. 31.
28. Парушина Н.В., Суворов С.П. Аудит: Учебник. - М.: ИД ФОРУМ; НИЦ ИНФРА-М, 2015. - 187 с.
29. Парушина Н. В., Кыштымова Е. А. Аудит: основы аудита, технология и методика проведения аудиторских проверок: учебное пособие. // Форум, 2017. - 468 с.
30. Предпринимательское право Российской Федерации: Учебник / Е.Г. Афанасьева, А.В. Белицкая, В.А. Вайпан и др.; отв. ред. Е.П. Губин, П.Г. Лахно. 3-е изд., перераб. и доп. - М.: НОРМА, ИНФРА-М, 2017. -783 с.
31. Пышкин А.С. Финансово-правовые аспекты аудиторской
деятельности: автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.14 - административное право;
финансовое право; информационное право / А. С. Пышкин; Науч. рук. Н. И. Химичева. - Саратов, 2006. - 26 с.
32. Растамханова Л.Н. Риск в аудиторской деятельности. автореферат
диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Специальность 12.00.14 - административное право; финансовое право;
информационное право / Л.Н. Растамханова. - Санкт-Петербург: 2002. - 26 с.
33. Синельникова Н. А. Государственное регулирование аудиторской деятельности: Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук. Науч. рук. Е. В. Покачалова. - Саратов, 2004. -22 с.
34. Терехов А.А. Аудит. - М.: Финансы и статистика, 2013. - 245 с.
35. Тихомиров Ю.А. Закон, стимулы, экономика. - М.: Юридическая литература, 2016. - 465 с.
36. Тордия И.В. Правовое регулирование аудиторской деятельности в Российской Федерации. Диссертация. - Екатеринбург, 2003. - 179 с.
37. Шиленко С.И. Основы аудита: учебник / С.И. Шиленко, Р.В. Шеин, Е.В. Колосова. - М.: КНОРУС, 2014. - 478 с.
38. Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: учебник. 5-е изд. перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2015. - 635 с.
39. Шурчкова И.Б. Формирование многоуровневой системы аудиторской деятельности. Диссертация канд. эк.наук. - М., 2013. - 231 с.