Ненадлежащая реклама: Правовой аспект
|
Введение 3
Глава 1. Общая характеристика рекламы 7
§1 Реклама: понятие, признаки и правовое регулирование 7
§2 Виды рекламы 16
§3 Общие требования к рекламе 23
Глава 2. Соотношение ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции 29
§1 Общая характеристика недобросовестной конкуренции 29
§2 Понятие ненадлежащей рекламы как формы недобросовестной конкуренции 41
§3 Виды ненадлежащей рекламы 48
Глава 3. Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы 59
§1 Понятие и основания ответственности за распространение ненадлежащей рекламы 59
§2 Отдельные виды ответственности за распространение ненадлежащей рекламы 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Глава 1. Общая характеристика рекламы 7
§1 Реклама: понятие, признаки и правовое регулирование 7
§2 Виды рекламы 16
§3 Общие требования к рекламе 23
Глава 2. Соотношение ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции 29
§1 Общая характеристика недобросовестной конкуренции 29
§2 Понятие ненадлежащей рекламы как формы недобросовестной конкуренции 41
§3 Виды ненадлежащей рекламы 48
Глава 3. Ответственность за распространение ненадлежащей рекламы 59
§1 Понятие и основания ответственности за распространение ненадлежащей рекламы 59
§2 Отдельные виды ответственности за распространение ненадлежащей рекламы 63
Заключение 69
Список использованной литературы 72
Актуальность темы исследования. В современном мире реклама занимает очень важное место. По пути на работу, в магазинах, на прогулке - везде люди видят яркие и красочные постеры, билборды, каждый из которых несет в себе определенную информацию, рассказывая нам о ком-либо или о чем-либо. Однако мало кто задумывается о том, что не каждая реклама допускается к демонстрации, поскольку для нее установлены специальные требования закона. Реклама, распространяемая с нарушением таких предписаний, именуется ненадлежащей.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в судебной практике возникает множество вопросов в связи с осуществлением рекламной деятельности. Большое количество споров возникает между субъектами рекламной деятельности и органом, осуществляющим контроль за ней. При разрешении данной категории дел суды руководствуются немалым количеством законодательных актов, касающихся вопросов регулирования рекламы, изучая в числе таковых письма Федеральной антимонопольной службы.
Изучение выбранной проблематики стало актуальным и острым в связи с принятием законов «О защите конкуренции» от 26 октября 2006 г. и «О рекламе» от 13 марта 2006 г., которые представили собой новый этап в развитии конкурентных отношений.
Анализу ненадлежащей рекламы как одной из форм недобросовестной конкуренции посвящены многие научные труды. Однако комплексное изучение указанных явлений приведет к наиболее глубокому теоретическому осмыслению и практическому решению проблем, возникающих на практике.
Большинство работ, посвященных рекламе, рассматривает ее в тесной взаимосвязи с экономикой. В рамках данного направления интересен анализ опыта зарубежных стран, где рекламе посвящены работы известных зарубежных специалистов: Ф. Котлера, Д. Эванса, Д. Огилви, К. Бове, У.
Аренса, А. Дейяна, А. Троадек, В. Фрайбургер и др. Среди представителей отечественной науки важно отметить работы А.Ю. Головина , Е.В. Медянковой , О.Б. Кузнецовой .
Проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере рекламной деятельности в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны юридической науки.
Объект исследования - общественные отношения, регулирующие такой вид рекламы, как ненадлежащая реклама.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее вопросы рекламы и рекламной деятельности.
Цель исследования - на основе анализа действующего закона, теории и практики применения сформулировать комплексное представление о ненадлежащей рекламе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие, признаки и правовое регулирование рекламы;
— выявить виды рекламы;
— сформулировать общие требования к рекламе;
— дать общую характеристику недобросовестной конкуренции;
— исследовать соотношение ненадлежащей рекламы и недобросовестной
конкуренции;
— сформулировать виды ненадлежащей рекламы;
— сформировать представление о понятии и основаниях ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
— выделить наиболее значимые виды ответственности за нарушение рекламного законодательства.
Нормативная база исследования. В работе проанализированы международные акты, Конституция Российской Федерации, федеральные
законы, постановления Правительства, указы Президента, письма Федеральной антимонопольной службы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, научные статьи из журналов, а также электронные ресурсы.
Теоретическую базу исследования при разработке данной темы составили труды представителей науки гражданского и предпринимательского права.
Методологическая основа. При написании работы использовались следующие обще- и частнонаучные методы и приёмы:
1. Исторический - при исследовании истории рекламы.
2. Анализа - анализируя законодательство о рекламе, также мнения ученых разных исторических периодов.
3. Сравнительный метод - при изучении вопроса о соотношении ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции.
4. Формально-юридический - при разъяснении различных аспектов рекламной деятельности и иные методы познания.
По своей структуре работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы.
В главе 1 выделено три параграфа, которые в совокупности дают четкое представление об общей характеристике рекламы. В параграфе 1 исследованы понятие, признаки и правовое регулирование рекламы и рекламной деятельности. В параграфе 2 выявлены виды рекламы и установлены критерии деления на данные виды. Третий параграф посвящен изучению общих требований к рекламе, предъявляемых законодательством.
В главе 2 раскрывается соотношение ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции. Для полного понимания сути главы, в параграфе 1 представлены основные моменты, касающиеся общей характеристики недобросовестной конкуренции. Параграф 2 посвящен исследованию ненадлежащей рекламы как формы недобросовестной конкуренции, а в параграфе 3 изучен вопрос о видах ненадлежащей рекламы.
Глава 3 предусматривает исследование и раскрытие такого вопроса, как ответственность за нарушение законодательства о рекламе. В параграфе 1 изучается вопрос о понятии, содержании и основаниях ответственности за нарушение рекламного законодательства, в то время как параграф 2 конкретизирует вопрос ответственности, исследуя ее отдельные виды.
Актуальность данной работы обусловлена тем, что в судебной практике возникает множество вопросов в связи с осуществлением рекламной деятельности. Большое количество споров возникает между субъектами рекламной деятельности и органом, осуществляющим контроль за ней. При разрешении данной категории дел суды руководствуются немалым количеством законодательных актов, касающихся вопросов регулирования рекламы, изучая в числе таковых письма Федеральной антимонопольной службы.
Изучение выбранной проблематики стало актуальным и острым в связи с принятием законов «О защите конкуренции» от 26 октября 2006 г. и «О рекламе» от 13 марта 2006 г., которые представили собой новый этап в развитии конкурентных отношений.
Анализу ненадлежащей рекламы как одной из форм недобросовестной конкуренции посвящены многие научные труды. Однако комплексное изучение указанных явлений приведет к наиболее глубокому теоретическому осмыслению и практическому решению проблем, возникающих на практике.
Большинство работ, посвященных рекламе, рассматривает ее в тесной взаимосвязи с экономикой. В рамках данного направления интересен анализ опыта зарубежных стран, где рекламе посвящены работы известных зарубежных специалистов: Ф. Котлера, Д. Эванса, Д. Огилви, К. Бове, У.
Аренса, А. Дейяна, А. Троадек, В. Фрайбургер и др. Среди представителей отечественной науки важно отметить работы А.Ю. Головина , Е.В. Медянковой , О.Б. Кузнецовой .
Проблемы правового регулирования общественных отношений в сфере рекламной деятельности в настоящее время являются предметом пристального внимания со стороны юридической науки.
Объект исследования - общественные отношения, регулирующие такой вид рекламы, как ненадлежащая реклама.
Предметом исследования является законодательство, регулирующее вопросы рекламы и рекламной деятельности.
Цель исследования - на основе анализа действующего закона, теории и практики применения сформулировать комплексное представление о ненадлежащей рекламе.
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
— определить понятие, признаки и правовое регулирование рекламы;
— выявить виды рекламы;
— сформулировать общие требования к рекламе;
— дать общую характеристику недобросовестной конкуренции;
— исследовать соотношение ненадлежащей рекламы и недобросовестной
конкуренции;
— сформулировать виды ненадлежащей рекламы;
— сформировать представление о понятии и основаниях ответственности за нарушение законодательства о рекламе;
— выделить наиболее значимые виды ответственности за нарушение рекламного законодательства.
Нормативная база исследования. В работе проанализированы международные акты, Конституция Российской Федерации, федеральные
законы, постановления Правительства, указы Президента, письма Федеральной антимонопольной службы.
Эмпирическую базу исследования составили материалы судебной практики, научные статьи из журналов, а также электронные ресурсы.
Теоретическую базу исследования при разработке данной темы составили труды представителей науки гражданского и предпринимательского права.
Методологическая основа. При написании работы использовались следующие обще- и частнонаучные методы и приёмы:
1. Исторический - при исследовании истории рекламы.
2. Анализа - анализируя законодательство о рекламе, также мнения ученых разных исторических периодов.
3. Сравнительный метод - при изучении вопроса о соотношении ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции.
4. Формально-юридический - при разъяснении различных аспектов рекламной деятельности и иные методы познания.
По своей структуре работа представлена введением, тремя главами, заключением, списком использованной литературы.
В главе 1 выделено три параграфа, которые в совокупности дают четкое представление об общей характеристике рекламы. В параграфе 1 исследованы понятие, признаки и правовое регулирование рекламы и рекламной деятельности. В параграфе 2 выявлены виды рекламы и установлены критерии деления на данные виды. Третий параграф посвящен изучению общих требований к рекламе, предъявляемых законодательством.
В главе 2 раскрывается соотношение ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции. Для полного понимания сути главы, в параграфе 1 представлены основные моменты, касающиеся общей характеристики недобросовестной конкуренции. Параграф 2 посвящен исследованию ненадлежащей рекламы как формы недобросовестной конкуренции, а в параграфе 3 изучен вопрос о видах ненадлежащей рекламы.
Глава 3 предусматривает исследование и раскрытие такого вопроса, как ответственность за нарушение законодательства о рекламе. В параграфе 1 изучается вопрос о понятии, содержании и основаниях ответственности за нарушение рекламного законодательства, в то время как параграф 2 конкретизирует вопрос ответственности, исследуя ее отдельные виды.
В ходе проделанной работы я пришла к выводу о том, что реклама в современном обществе является очень важным и значимым институтом . Следовательно, дабы избежать злоупотреблений со стороны субъектов рекламной деятельности, а также появления такого негативного социального явления как ненадлежащая реклама, было выработано законодательное закрепление и правовое регулирование рекламы и рекламной деятельности.
Преимущественно вопросы, касающиеся рекламы, закреплены в Федеральном законе «О рекламе». Также немаловажное значение имеет регламентация в ГК РФ, КоАП РФ, ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О средствах массовой информации» и другие нормативно-правовые акты.
Значимость исследуемого явления заключается в наличии различных гражданско-правовых и административно-правовых средств защиты от ненадлежащей рекламы, а том числе, чести, достоинства и деловой репутации. В ходе работы были определены основания привлечения лица, нарушившего законодательство о рекламе, к ответственности. Также приводились в пример случаи из судебной практики с целью того, чтобы продемонстрировать, как те или иные нормы реализуются, и к каким видам ответственности привлекаются правонарушители.
В соответствии с поставленными задачами в работе были определены понятие и признаки рекламы. Так, следует отметить, что на законодательном уровне и в научной литературе определения рекламы немного разные. Проанализировав различные источники, был сделан вывод том, что реклама, это, прежде всего, информация которая может быть распространена любым способом и неопределенному кругу лиц.
Далее были выявлены виды рекламы, к которым относятся: коммерческая и некоммерческая. Также было подчеркнуто, что существуют способы размещения рекламы, например, реклама телепрограммах и телепередачах, в печатных изданиях, наружная реклама, реклама с помощью сети «Интернет» и другие способы.
В работе были сформулированы общие требования, предъявляемые к рекламе. К таковым отнесены: добросовестность и достоверность, а также то, что не допускается в рекламе.
Немаловажным представляется, изучение вопроса о соотношении ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции. Для данных целей сначала была дана общая характеристика недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц),
которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Для наиболее полного понимания были рассмотрены форма недобросовестной конкуренции.
На основании общего представления о таком явлении, как недобросовестная конкуренция, было исследовано соотношение ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции.
При рассмотрении такого вопроса, как виды ненадлежащей рекламы, был сделан вывод, что существует две разновидности ненадлежащей рекламы, а именно: недобросовестная и недостоверная. Было подробно разъяснено, что понимается под каждым из них. Так, под недобросовестной рекламой следует понимать ту, что содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания, которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. К недостоверной же рекламе относится та, что содержит не соответствующие действительности сведения.
В работе было рассмотрено два вида ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель законодательства о рекламе, а именно:
гражданско- правовая и административная. Также было сформулировано понятие и основания привлечения к юридической ответственности, под которой понимается вид государственного воздействия на правонарушителя за совершенное им правонарушение. Были рассмотрены отдельные виды ответственности ща нарушение рекламного законодательства, например, такие как: возмещение убытков, контрреклама, а также привлечение
антимонопольным органом к ответственности путем подачи иска в суд.
Итак, в данной работе был проведен анализ значимого института предпринимательского права, направленного на защиту субъектов от ненадлежащей рекламы. Были рассмотрены виды ненадлежащей рекламы, ее соотношение с недобросовестной конкуренцией, а также привлечение к ответственности за нарушение законодательства о рекламе. В заключение хотелось бы добавить, что правовое регулирование рекламной деятельности обеспечивает достаточную защиту от злоупотреблений и нарушений, что подтверждается примерами из судебной практики.
Преимущественно вопросы, касающиеся рекламы, закреплены в Федеральном законе «О рекламе». Также немаловажное значение имеет регламентация в ГК РФ, КоАП РФ, ФЗ «О защите конкуренции», ФЗ «О средствах массовой информации» и другие нормативно-правовые акты.
Значимость исследуемого явления заключается в наличии различных гражданско-правовых и административно-правовых средств защиты от ненадлежащей рекламы, а том числе, чести, достоинства и деловой репутации. В ходе работы были определены основания привлечения лица, нарушившего законодательство о рекламе, к ответственности. Также приводились в пример случаи из судебной практики с целью того, чтобы продемонстрировать, как те или иные нормы реализуются, и к каким видам ответственности привлекаются правонарушители.
В соответствии с поставленными задачами в работе были определены понятие и признаки рекламы. Так, следует отметить, что на законодательном уровне и в научной литературе определения рекламы немного разные. Проанализировав различные источники, был сделан вывод том, что реклама, это, прежде всего, информация которая может быть распространена любым способом и неопределенному кругу лиц.
Далее были выявлены виды рекламы, к которым относятся: коммерческая и некоммерческая. Также было подчеркнуто, что существуют способы размещения рекламы, например, реклама телепрограммах и телепередачах, в печатных изданиях, наружная реклама, реклама с помощью сети «Интернет» и другие способы.
В работе были сформулированы общие требования, предъявляемые к рекламе. К таковым отнесены: добросовестность и достоверность, а также то, что не допускается в рекламе.
Немаловажным представляется, изучение вопроса о соотношении ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции. Для данных целей сначала была дана общая характеристика недобросовестной конкуренции, под которой понимаются любые действия хозяйствующих субъектов (группы лиц),
которые направлены на получение преимуществ при осуществлении предпринимательской деятельности, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причинить убытки другим хозяйствующим субъектам - конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации. Для наиболее полного понимания были рассмотрены форма недобросовестной конкуренции.
На основании общего представления о таком явлении, как недобросовестная конкуренция, было исследовано соотношение ненадлежащей рекламы и недобросовестной конкуренции.
При рассмотрении такого вопроса, как виды ненадлежащей рекламы, был сделан вывод, что существует две разновидности ненадлежащей рекламы, а именно: недобросовестная и недостоверная. Было подробно разъяснено, что понимается под каждым из них. Так, под недобросовестной рекламой следует понимать ту, что содержит некорректные сравнения рекламируемого товара с находящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуются другими продавцами; порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, в том числе конкурента; представляет собой рекламу товара, реклама которого запрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если она осуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знак обслуживания, которого тождествен или сходен до степени смешения с товарным знаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установлены соответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламы изготовителя или продавца такого товара; является актом недобросовестной конкуренции в соответствии с антимонопольным законодательством. К недостоверной же рекламе относится та, что содержит не соответствующие действительности сведения.
В работе было рассмотрено два вида ответственности, к которой может быть привлечен нарушитель законодательства о рекламе, а именно:
гражданско- правовая и административная. Также было сформулировано понятие и основания привлечения к юридической ответственности, под которой понимается вид государственного воздействия на правонарушителя за совершенное им правонарушение. Были рассмотрены отдельные виды ответственности ща нарушение рекламного законодательства, например, такие как: возмещение убытков, контрреклама, а также привлечение
антимонопольным органом к ответственности путем подачи иска в суд.
Итак, в данной работе был проведен анализ значимого института предпринимательского права, направленного на защиту субъектов от ненадлежащей рекламы. Были рассмотрены виды ненадлежащей рекламы, ее соотношение с недобросовестной конкуренцией, а также привлечение к ответственности за нарушение законодательства о рекламе. В заключение хотелось бы добавить, что правовое регулирование рекламной деятельности обеспечивает достаточную защиту от злоупотреблений и нарушений, что подтверждается примерами из судебной практики.



