Проблема формирования стрессоустойчивости педагогов в условиях трансформации образования (Научно-исследовательская работа, Нижневартовский государственный университет)
ведение 3
1 Сущность понятия «стресс», «стрессоустойчивость» 7
2 Ресурсы стрессоустойчивости личности 12
3 Особенности формирования стрессоустойчивости педагогов дошкольных образовательных организациях в условиях трансформации образования 17
Доклад по результатам прохождения практики 22
Список использованных источников 26
В настоящее время существует противоречие между необходимостью формирования стрессоустойчивость у лиц педагогической профессии (педагогов) и отсутствием практики формирования стрессоустойчивость в работе психологов образовательных организаций.
Существует противоречие между требованием к личностным качествам педагогов, среди которых есть и стрессоустойчивость, и отсутствием эффективных методов, которые применимы в работе психологов с представителями педагогической профессии (педагогами).
Существует противоречие между большим количеством педагогов с низкой стрессоустойчивостью и недостаточностью современных исследований, которые доказывают необходимость формирования стрессоустойчивости у педагогов.
Проблема исследования: как и каким образом формировать стрессоустойчивость у педагогов.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически апробировать систему работы по формированию стрессоустойчивость у педагогов.
Объект исследования (научное пространство) – теоретическое обоснование проблемы формирования стрессоустойчивости у педагогов.
Объект исследования (практическое пространство) – определение условий формирования стрессоустойчивости у педагогов.
Предмет исследования – процесс создания условий для формирования стрессоустойчивости у педагогов в аспекте трансформации образования.
Гипотезы исследования:
Общая гипотеза: у педагогов дошкольной образовательной организации низкий уровень стрессоустойчивости, обусловленный трансформацией образования.
Частная гипотеза: стрессоустойчивость педагогов дошкольной образовательной организации будет выше, если будут созданы специальные условия для ее формирования.
Единичная гипотеза: условием формирования стрессоустойчивости у педагогов является сформированный навык противодействия стрессовым ситуациям.
Рабочая гипотеза: стрессоустойчивость педагогов дошкольной образовательной организации будет выше при следующих условиях:
- будет подобрана и применена группа методов по формированию стрессоустойчивости;
- методы будут направлены на формирование у педагогов противодействия стрессовым ситуациям;
- применяемые методы будут учитывать специфику труда педагогов.
Задачи исследования:
1. Раскрыть сущность понятия «стрессоустойчивость» в зарубежной и отечественной психологии.
2. Определить структуру формирования стрессоустойчивости личности.
3. Охарактеризовать специфику формирования стрессоустойчивости педагогов в условиях трансформации образования.
4. Выявить в эмпирическом исследовании уровень стрессоустойчивости у педагогов.
5. Подобрать систему методов формирования стрессоустойчивости педагогов в условиях трансформации образования.
Современный педагог должен уметь противостоять стрессовым фактором внутреннего и внешнего характера. Для этого необходима целенаправленная работа психолога образовательной организации, в ходе которой у педагогов будет сформирована стрессоустойчивость.
В ходе прохождения практики была определена основная идея исследования, которая заключается в определении на основе анализа теоретических источников, а также в ходе эмпирического исследования специфики формирования стрессоустойчивости педагогов в условиях трансформации образования.
Предполагаемый порядок проведения исследования:
1) Разработка научного аппарата (проблема исследования, объект, предмет, цель и задачи; выдвижение гипотезы, определение методов исследования, методологической основы, определение группы методов эмпирического исследования; определение теоретической и практической значимости исследования).
2) Составление списка литературы, исходя из темы исследования и содержания задач, поставленных к исследованию.
3) Подбор теоретического материала и его анализ с целью написания теоретической части исследования. Написание теоретической части исследования, формулирование выводов
4) Эмпирическая часть исследования.
а) Подбор диагностических методик, определение методов обработки результатов, полученных по диагностическим методикам, формирование выборки исследования.
б) Применение диагностических методик в группе педагогов. Обработка с помощью математических методов результатов по методикам.
в) анализ (качественный) результатов, полученных в ходе математической обработки.
г) Разработка рекомендаций по результатам исследования.
д) формулирование общих выводов по результатам проведенного эмпирического исследования.
5) Написание заключение по задачам исследования.
6) Оформление текста диссертации.
7) Подготовка доклада по основным результатам исследования.
В настоящее время данная тема актуальна в связи с тем, что условия современного общества оказывают влияние на эмоциональное состояние человека. В стрессовом состоянии человек не может полноценно выполнять свои профессиональные функции, поэтому это становится причиной низкого качества труда. Для профессии педагога это недопустимо, так как он воспитывает, развивает и обучает подрастающее поколение, и от его эмоционального состояния зависит какой объем знаний получит выпускник образовательной организации.