ВВЕДЕНИЕ 6
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И
УПРАВЛЕНИЯ ЗЕМЕЛЬНО-ИМУЩЕСТВЕННЫМ КОМПЛЕКСОМ КРУПНОГО ГОРОДА 10
1.1. Содержание земельно-имущественного комплекса города
как объекта собственности и хозяйствования 10
1.2. Зарубежный опыт управления земельно-имущественным
комплексом крупных городов 13
ГЛАВА 2. СПЕЦИФИКА ОЦЕНКИ НЕДВИЖИМОСТИ И РЕГИСТРАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННЫХ ПРАВ В РЕСПУБЛИКЕ ИРАК 23
2.1. Исторические этапы оценки и регистрации объектов недвижимости в городах Ирака 23
2.2. Специфика и правовое обеспечение оценки и регистрации
недвижимости в Ираке 32
2.3. Структура и функции главного управления недвижимости
Ирака 36
ГЛАВА 3. ИЗУЧЕНИЕ СТРУКТУРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВЕННО - ЗЕМЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА БАГДАДА 42
3.1. Анализ планировочной структуры города Багдада и специфика функционального зонирования города 42
3.2. Экономические аспекты использования имущественно - земельного комплекса Багдада 63
ГЛАВА 4. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ИМУЩЕСТВЕННО - ЗЕМЕЛЬНОГО КОМПЛЕКСА ГОРОДА БАГДАДА 70
4.1. Выявление проблем развития земельно-имущественного
комплекса Багдада и недостатков используемых механизмов управления 70
4.2. Совершенствование системы управления земельно-имущественным комплексом города Багдада 74
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 82
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 86
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность темы исследования Современный крупный город - это комплексная социальная и хозяйственная система, в состав которой входит множество разнофункциональных объектов и относительно самостоятельных структур, образующих в совокупности сложное городское хозяйство [15]. .
Города являются ядром современной цивилизации, средоточием реально¬го экономического потенциала, производителями значительной доли национального богатства. Устойчивое воспроизводство городских социально-поселенческих общностей, эффективное решение ресурсных, экологических, социальных и иных проблем городских муниципальных образований выступает императивом экономического развития, приоритетом региональной политики [18].
Позитивная динамика земельно-имущественного комплекса города, его эффективное структурирование в контексте рыночного реформирования, глобализации и регионализации, во многом сопряжено с рациональным использованием имеющегося ресурсного потенциала и, в первую очередь, с решением проблем городского землепользования. Это объясняется той особенной ролью, которую земля играет в хозяйственной жизни людей и деятельности всех хозяйствующих субъектов, являясь базисом всеобщего развития [НПБ 1].
Платность землепользования и эффективно функционирующий рынок земли, пожалуй, главные механизмы, способные обеспечить общую эколого-экономическую эффективность землепользования, увеличение доходной части бюджетов городов, воспроизводство инфраструктуры и приток инвестиций в развитие городских территорий, проведение структурных изменений в экономике городов, обеспечивающее дополнительный импульс комплексному развитию муниципальных образований и, как следствие - повышению жизненного уровня населения. Эффективность использования земельно-ресурсного потенциала - одна из основных задач, решение которой способно обеспечить позитивную динамику экономике города, региона и всей национальной экономики в целом [ННБ 10].
Багдад - столица Ирака с населением около 7 миллионов жителей (по оценкам 2016 года). Это самый крупный город в Ираке и второй по вели- чине город в арабском мире (после Каира (Египет), а также второй по величине город в Западной Азии (после Тегерана, Иран). Это производственно-финансовый и торговый центр в Ираке.
Вопросы взаимосвязи использования земельно-ресурсного потенциала и развития экономики современного Ирака, приоритеты и механизмы структуризации муниципальной экономики в контексте совершенствования городского землепользования, в значительно мере остаются малоизученными, особенно на уровне конкретных муниципальных образований. Эти обстоятельства инициируют данное исследование, предопределяют его актуальность.
Характеризуя степень изученности выбранной проблемы, следует отметить, что вопросам структурных изменений землепользования разных уровней, уделяется большое внимание в научной литературе. Непосредственное же воз¬действие состояния и степени использования земельно-ресурсного потенциала на структуризацию экономики Ирака, а также влияние рыночной структуризации на городское землепользование являются недостаточно изученными в научной литературе.
Объектом исследования выступает имущественно - земельный комплекс города Багдада.
Предметом данного исследования являются экономические условия развития и механизмы использования имущественно - земельного комплекса города Багдада в экономике столичного региона.
Цель выпускной квалификационной работы - исследование факторов формирования, функциональной структуры и механизмов управления имущественно - земельным комплексом города Багдада.
Багдад - столица Ирака с населением около 7 миллионов жителей (по оценкам 2016 года). Это самый крупный город в Ираке и второй по вели чине город в арабском мире (после Каира (Египет), а также второй по величине город в Западной Азии (после Тегерана, Иран). Это производственно-финансовый и торговый центр в Ираке.
Река Тигр - важнейшая природная особенность города, которая делит Багдад на две части, известные как Аль Карх и Аль Русафа. Административно Багдад разделен на 14 муниципалитетов, имеющих свои политико-административные границы.
Сопряженный анализ социально-экономических показателей в разрезе нахей позволил выделить с известной степенью генерализации функциональные типы районов Багдада
Земельно-имущественный комплекс Багдада может быть определен с учетом сказанного как системная совокупность внутригородских земельно-имущественных комплексов различного функционального назначения, расположенных на земельных участках, относящихся к жилым, общественно-деловым, производственным, рекреационным зонам, зонам инженерных и транспортных инфраструктур, сельскохозяйственного использования, специального назначения, военных объектов и иным территориальным зонам. Наиболее значимыми для крупных городов являются земельно-имущественные комплексы жилого назначения.
Представляет особый интерес дифференциация городских районов по доле нежилых (административных, коммерческих, промышленных) зданий в общем количестве построек. Этот показатель является важным компонентом для функционального зонирования и типологии урбанизированной территории.
В Багдаде в трех нахеях доля нежилых зданий превышает 30% от всех капитальных строений. Для Русафа-Центр это объясняется наличием правительственных и административных учреждений, а Рашид и Садр-Центр являются классическими «центральными местами»: первый для зажиточных «спальных районов» юго-западной части города, а второй - для прилегающих трущоб бывшего Саддам-Сити.
Повышенная доля нежилых построек на северо-западе Багдада объясняется функциональной особенностью. Здесь сосредоточен основной промышленный потенциал столицы Ирака.
В Багдаде сложилась одновременно «поясная» и «секторальная» функциональная зональность. С одной стороны достаточно отчетливо можно выделить изменения в социально-экономической дифференциации города от центра к периферии (исключения обусловлены наличием дорогой земли вдоль р. Тигр, на которой размещаются административно-коммерческие здания). В то же время такие функциональные зоны как трущобы или рабочие кварталы четко локализованы в определенных секторах и не имеют дисперсного распространения на территории города.
В целом социально-экономическая структура отражает пространственные изменения в уровне социально-экономического благополучия территории города и складывается из множества факторов, прямо или косвенно влияющих на селитебные предпочтения населения. Факторами её формирования являются пространственные неоднородности городской среды по таким показателям как благоприятность рельефа, экологическое благополучие, современность застройки, налаженность инфраструктуры, а также непосредственно социальные показатели (преступность, возрастной, этнический и классовый состав населения).
Исследование выявило огромные диспропорции в заселенности различных районов Багдада. Разница между наименьшей и наибольшей плотностью населения составляет почти 30-кратную величину. Для корректного отображения данного показателя нам пришлось выделить нежилую зону в нахей Карада Ал- шаркия, находящуюся под управлением министерства обороны.
1. Варламов, А.А. Государственное регулирование земельных отно-шений в России (учебное пособие) // А. А. Варламов, Н. В. Комов. - М.:ГУЗ, 1997. - 111 с.
2. Власова, Н. Ю. Земельно-имущественный комплекс как значимый фактор поступательного развития крупнейшего города/ Н. Ю. Власова // Изве¬стия Уральского гос. эконом. ун-та. - 2009. - № 1. - С. 67-73.
3. Городнова Н.В. Теоретические и методолоические основы управле¬ния интегрированными структурами с государственным участием в инвестици¬онной строительной сфере // автореферат диссертации на соискание ученой сте¬пени доктора экономических наук / Уральский государственный технический университет-УПИ имени первого президента России Б.Е. Ельцина. URL www.geum.ru
4. Государственное регулирование земельных отношений в России (учебное пособие) // А. А. Варламов, Н. В. Комов. - М.:ГУЗ, 1997. - 111 с.
5. Греф, Г.О. О мерах по реализации земельной реформы и развитию рынка недвижимости / Г.О. Греф // Недвижимость и инвестиции. Правовое ре¬гулирование.- 2005.- №2 (23). Режим доступа: www.dpr.ru
6. Засядь-Волк, В. В. Концепция эффективного привлечения инвести-ций в земельно-имущественный комплекс крупного города/ В. В. Засядь-Волк, // Управленческое консультирование. - 2005. - № 2. - С. 137-143.
7. Земельный кадастр в зарубежных странах : учеб. пос. под ред. Вар¬ламова А.А. - М.; ГУЗ, 1996.
8. Игнатов, В. Г. Местное самоуправление: российская практика и за-рубежный опыт: Учебное пособие. Изд. 2-е, перераб. и доп. /В.Г. Игнатов, В.И. Бутов - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 352 с.
9. Кириллов, С. Н. К формированию комплексной модели эколого-экономического механизма городского землепользования/ С.Н. Кириллов// Проблемы современной экономики. 2010. №1 (13). С. 21-28.
10. Комов Н. В., Аратский Д. Б. Методология управления земельными ресурсами на региональном уровне - Нижний Новгород: Издательсво Волго-вятской академии государственной службы, 2000. - 246 с.
11. Кресникова Н. Образование земельных участков в аграрной сфере России // Право и экономика. 2008. № 10. С. 102-109.
12. Крюков, В.А. Проблемы государственного управления в имуще-ственно-земельном комплексе / В.А.Крюков // Экономист. - 1998. - № 8. - С. 62¬68.
13. Кухтин, П. В. Управление земельными ресурсами: Учебное посо-бие/ П.В. Кухтин. - СПб.: Питер, 2005. - 384 с.
14. Кухтин, П. В. Управление земельными ресурсами: Учебное посо-бие. 2-е изд. / П.В. Кухтин - СПб.: Питер, 2006. - 448 с.
15. Лаппо, Г.М. Города России. Взгляд географа / Г.М. Лаппо.: Новый хронограф, Москва, 2012.- 504 с.
16. Панасенкова,Т.В. Концепция эволюции региональной системы зе-мельно-имущественных отношений современной России. / Т. В. Панасенкова. - Ростов н/Д: Издательство Южного федерального университета. - 2009. - 300 с.
17. Панасенкова, Т. В. Роль государственных институтов в управлении сферой земельно-имущественных отношений / Т. В. Панасенкова // Вестн. Ро¬стовского гос. эконом. ун-та (РИНХ). - 2009. - № 1. - С. 28-33.
18. Перцик, Е. Н., Геоурбанистика / Е.Н. Перцик. Академия, Москва.- 2009 .- 432 с.
19. Сай С. И. Методы и модели управления земельно-имущественным комплексом крупного города. - М.: Фонд развития отечественного книгоизда-ния им. И. Д. Сытина, РАГС, 2001. - 192 с.
20. Регулирование земельных отношений на муниципальном уровне. Часть 1: Методические указания / С. А. Шемаев, Т. Н. Флиглинских. - Белго-род: Белгородский институт государственного и муниципального управления (филиал) ОРАГС, 2006. - 64 с.
21. Регулирование земельных отношений на муниципальном уровне. Часть 2: Методические указания / С. А. Шамаев, Т. Н. Флиглинских. - Белго-род: Белгородский институт государственного и муниципального управления (филиал) ОРАГС, 2006. - 64 с.
22. Теория и методы управления земельными ресурсами: Сборник научных трудов / Под ред. А. А. Варламова. - М.: ГУЗ, 2001. - 180 с.
23. Хаметов, Т.И. Основы формирования объектов земельно-имущественного комплекса и их эффективного использования. Монография. / Т.И. Хаметов. - Пенза: ПГУАС, 2008. - 159 с.
24. Харитонова Н. Ю. Развитие земельно-имущественных отношений в городе // Проблемы регион. экономики. - 2007. - № 1/2. - С. 163-168.
25. AL Haidary Vanishing point: the abatement of tradition and new archi¬tectural development in Baghdad’s historic centers over the past century, Contemp o- rary Arab affairs - 2009/ - P.- 38-66.
26. Alsiliq G. Baghdad images and memories in city of mirage: wrights ven¬ture (1952-1982), Exhibition of Baghdad architecture in Barcelona and Madrids, 20 June 2008, Barcelona. - 2008.- P. 47-72.
27. Qetinsaya G. Ottoman Administration of Iraq, 1890-1908 / Gokhan Qetinsaya. - London ; New York : Routledge, 2006. - 256 p.
28. Central Organization for Statistics. [Электронный ресурс]. Режим досту¬па: http://www.iraqcosit.org/, свободный. Загл. с экрана. - Яз. араб., англ.
29. Cordesman A. Three Iraqs Would be One Big Problem. Op-Ed. / Antho¬ny H. Cordesman // The New York Times. - 2006. - May 9. - P. A27.
30. Dahlman C. The Political Geography of Kurdistan / C. Dahlman // Eura¬sian Geography and Economics. - 2002. - Vol. 43, no 4. - P. 271-299.
31. Galbraith P. W. How to Get Out of Iraq / Peter W. Galbraith // The New York Review of Books. - 2004. - May 13. - P. 42.
32. Gulick, J. Baghdad: Portrait of a city in physical and cultural change. Americal planning association, 1976/- P.- 246-55.
33. Joseph E. P. The Case for Soft Partition in Iraq / Edward P. Joseph, Mi¬
chael E. O’Hanlon. - Washington : Brookings Institution, 2007. - 42 p. - (Analysis paper Brookings Institution; No. 12. - URL:
http://www.brookings.edu/~/media/Files/rc/papers/2007/06iraq_joseph/06iraq_joseph .pdf .
34. Joseph R. Unity Through Autonomy in Iraq. Op-Ed. / Joseph R., Biden Jr., Leslie H. Gelb // New York Times. - 2006. - May 1. - P. A19.
35. Marr P. The Modern History of Iraq / Phoebe Marr. - 2nd ed. - Boulder (Colorado) : Westview Press, 2004. - 392 p.
36. McGarry J. Iraq’s Constitution of 2005: Liberal Consociation as Political Prescription / John McGarry, Brendan O’Leary // International Journal of Constitu¬tional Law. - 2007. - Vol. 5, no. 4. - P. 670-698.
37. Middle East Affairs / University of Massachusetts Dartmouth. - URL: http://www1.umassd.edu/specialprograms/mideastaffairs/.
38. Observations on the Oil for Food Program // United States General Ac¬counting Office. - URL: http://www.gao.gov/new.items/d04651t.pdf
39. Pieri, Caecilia Urbanism in Baghdad before the planning: a codification between the fates of the Arbitrary and urgent needs (1920-1950), exhibition of Bagh¬dad architecture in Barcelona and Madrids, 20 June 2008, Barcelona, p. 266-71.
40. The Creation of Iraq, 1914-1921 / eds. R. Simon and E. Tejirian. - New York : Columbia University Press, 2005. - 181 p.
41. The Iraqi Local Governance Law Library. - URL: http://www.iraq-lg- law.org/.
42. The United Nations Assistance Mission for Iraq (UNAMI). - URL: http://unami.unmissions.org/.
43. USAID / Iraq: U.S. Agency for International Development (USAID). - URL: http://iraq.usaid.gov/.
44. World Affairs and World Affairs Journal. - URL: http: //www.worldaffairsj ournal .org/.