Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ КОНСТРУИРОВАНИЯ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

Работа №77343

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

педагогика

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость4920 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
519
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
Глава I. Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии 8
1.1. Сущность творческих способностей личности 8
1.2. Особенности развития творческих способностей младших
школьников на уроках технологии 15
1.3. Конструирование как средство развития творческих
способностей младших школьников 24
Глава11. Экспериментальная работа по развитию творческих
способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии 34
2.1. Диагностика уровня развития творческих способностей
младших школьников 34
2.2. Содержание работы по развитию творческих
способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии 41
2.3. Динамика уровня развития творческих способностей
младших школьников 46
Заключение 55
Библиографический список 56
Приложение


Формирование творчески активной личности школьника является одной из важнейших задач современной педагогической науки и практики. В ФГОС НОО говорится, что при реализации образовательной программы начального общего образования обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков в области выбранного вида искусств, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в области искусств (ФГОС НОО, 2015).Поэтому формам и методам развития творческих способностей младших школьников уделяется большое внимание. Успешное решение этой задачи имеет большое значение как для самой личности, так и для общества, которое в настоящее время нуждается в инициативных людях, имеющих активную социальную позицию, обладающих творческим мышлением, самостоятельным, гибким и не стереотипным.
Главная задача начальной школы - обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельности - учебная и творческая. В процессе учебной деятельности формируется общее умение учиться, в рамках творческой деятельности формируется общая способность искать и находить общие решения, необычные способы достижения требуемого результата, новые подходы к рассмотрению предлагаемой ситуации. Познавательная деятельность важна для школьников, является обязательной для них - это новый и важный вид деятельности - познание, учеба. Но важно, чтобы проходила она не только на репродуктивном уровне, а и на творческом. В отличие от учебной, творческая деятельность не нацелена на освоение уже известных знаний. Она способствует проявлению у ребенка самостоятельности, самореализации, воплощению его собственных идей, которые направлены на создание нового.
Творческие способности - далеко не новый предмет исследования. Проблема человеческих способностей вызывала огромный интерес людей во все времена.
Проблемой развития творческих способностей младших школьников занимались такие педагоги и психологи,как Д.Б.Богоявленская, Л.С. Выготский, В.В.Выгонов, И.П. Калошина, М.Р. Львов, Н.Н. Поддьяков, Р.А. Пономарева, Н.Б. Шумакова и др. Отечественные психологи и педагоги (Л.И.Айдарова, Л.С.Выготский, Л.В.Занков, В.В.Давыдов, З.И.Калмыкова, В.А.Крутецкий, Д.Б.Эльконин и др.) подчеркивают значение учебной деятельности для формирования творческого мышления, познавательной активности, накопления субъективного опыта творческой поисковой деятельности учащихся.
Несмотря на значительное количество исследований, посвященных подробной разработке вопросов психолого-педагогической составляющей обучения младших школьников, теоретические и практические вопросы реализации продуктивного подхода в условиях начального образования решены недостаточно. Наиболее полно эта проблема представлена в диссертационном исследовании А.А. Вострикова «Теория и технология продуктивного обучения в начальной школе». Автор приходит к выводу, что большинство модификаций репродуктивного обучения, а также технологии развивающего обучения во многом связаны с попытками расширить ориентацию учебных предметов на формирование личностных свойств и социального опыта учащихся. Он отмечает, что на стадии начального образования продуктивное обучение мало используется как в рамках общеобразовательных, так и прикладных дисциплин.
Художественное конструирование, построенное на основании принципов развивающего, продуктивного обучения, предполагает применение приемов, принципов и операций творческого процесса, направленных на активизацию эмоционального отношения учащихся к средствам художественно-конструктивного выражения, позволяющих реализовать развитие творческих способностей младших школьников в такой образовательной области, как технологии.
Прежде всего, творческие способности развиваются на уроках технологии через использование конструирования, моделирования, изготовление аппликации из бумаги, ткани, природных материалов.
На наш взгляд, наиболее эффективно творческие способности младших школьников развиваются в процессе конструирования. В процессе работы на уроках технологии младшие школьники создают различные по сложности, но доступные для выполнения конструкции из легкообрабатываемых материалов, пользуясь различными инструментами и приспособлениями. У детей отрабатываются конструкторские навыки и умения, расширяется политехнический кругозор, развивается творческое мышление и воображение.
На основании вышесказанного была сформулирована проблема исследования: каковы педагогические условия развития творческих
способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: процесс развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии.
Предмет исследования: педагогические условия развития творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии.
Гипотеза исследования: развитие творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии будет эффективным если:
1) предлагаются различные виды конструирования с учетом программных требований;
2) учащиеся вовлекаются в проектную деятельность.
Вышеназванные цель, объект, предмет и гипотеза позволили сформулировать следующие задачи исследования:
1) изучить сущность творческих способностей личности;
2) выявить особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии;
3) провести диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников;
4) организовать экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии.
Методы исследования: анализ психолого-педагогической и
методической литературы, педагогический эксперимент,анализ продуктов творческой деятельности обучающихся, тестирование, методы математической обработки данных.
Практическая значимость исследования состоит в определении и апробации педагогических условий развития творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии.
Результаты исследования могут быть использованы в практике работы учреждений начального образования, в системе профессиональной подготовки педагогов и повышения квалификации работников образования.
База исследования: МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №47 г. Белгорода», 3 «А» класс.
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялась в ходе выступлений на XVIII Международной научно-практической конференции молодых ученых, студентов и учащихся «Наука и образование: проблемы и перспективы» (22 - 23 апреля 2016г., г. Бийск); Всероссийской с международным участием научно-практической конференции
«Инновационные педагогические технологии в образовательном
пространстве» (24 - 25 марта 2016г.г. Белгород);на секционном заседании «Вопросы обучения и воспитания младших школьников в преподавании предметных дисциплин» в рамках Научной сессии НИУ «БелГУ»(12 апреля 2016г.г. Белгород).
Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
Во введении обоснована актуальность исследования, определены объект, предмет, гипотеза, задачи, методы исследования, структура работы.
В первой главе«Теоретические основы развития творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии» рассматриваются сущность творческих способностей младших школьников, особенности развития творческих способностей на уроках технологии, конструирование как средство развития творческих способностей младших школьников.
Во второй главе «Экспериментальная работа по развитию творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии» представлены диагностика уровня развития творческих способностей младших школьников, содержание экспериментальной работы по развитию творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии.
В заключении содержатся выводы и обобщения по выпускной квалификационной работе.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Развитие творческой личности младшего школьника является одной из основных задач современной педагогики. В настоящее время в современной педагогике уделяется большое внимание разработке форм и методов развития творческих способностей.
В ходе исследования были решены теоретические и практические задачи исследования: изучили сущность творческих способностей личности, выявили особенности развития творческих способностей младших школьников на уроках технологии, провели диагностику уровня развития творческих способностей младших школьников,организовали
экспериментальную работу по развитию творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии.
На основе анализа психолого-педагогической литературы мы выявили, что творческие способности - это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.
Мы выявили, что проектная деятельность в курсе «Технология» рассматривается как исключительное по своей эффективности средство развития у учащихся творческих способностей. Конструирование является одним из средств развития творческих способностей обучающихся на уроках технологии. На уроках технологии используются различные виды конструирования. Каждый вид конструирования способствует развитию творческих способностей младших школьников.
Проведенная нами диагностика уровня сформированности творческих способностей младших школьников на констатирующем этапе позволила сделать вывод, что у большинства учащихся средний уровень развития творческих способностей, это говорит о том, что развитию творческих способностей младших школьников уделяется недостаточно внимания.
Нами была разработана и проведена система уроков, направленная на развитие творческих способностей младших школьников. В ходе данных уроков мы давали задания на различные виды конструирования, нацеленные на развитие творческих способностей младших школьников.
На контрольном этапе мы провели повторное обследование учащихся и выявили, что уровень развития творческих способностей у младших школьников значительно повысился, что говорит об успешной реализации разработанных уроков.
Таким образом, можно сделать вывод, что задачи исследования решены, цель достигнута. Гипотеза о том, что развитие творческих способностей младших школьников в процессе конструирования на уроках технологии будет эффективным если: учащиеся вовлекаются в проектную деятельность; используются различные виды конструирования с учетом программных требований нашла свое подтверждение.



1. Андреев В.И. Педагогика: Учеб.курс для творческого саморазвития / В.И. Андреев. - 2-е изд. - Казань: Центр инновационных технологий, 2000. - 188 с.
2. Антонова Ю.А. Веселые игры и развлечения для детей и родителей / Ю.А. Антонова. - М.: Академия, 2007. - 288 с.
3. Артюгина Т.Ю. Современные образовательные технологии: изучаем и применяем: учеб.-метод. пособие / Т.Ю. Артюгина. - Архангельск: АО ИППК РО, 2009. - 58 с.
4. Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. завед. / А.С. Белкин. - М.: Академия, 2000. - 192 с.
5. Березина В.Г. Детство творческой личности. / В.Г. Березина, И.Л. Викентьев, С.Ю.Модестов. - СПб.: изд. Буковского, 1994. - 60 с.
6. Богоявленская Д.Б. Психология творческих способностей: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Д.Б. Богоявленская. - М.: «Академия», 2002. - 320 с.
7. Бондарева Н.Д. Развитие пространственных представлений младших школьников в процессе графической деятельности и конструирования (на примере уроков трудового обучения).автореф. дис. ... канд. пед. наук 13.00.02./ Надежда Дмитриевна Бондарева - М., 2005. - 18 с.
8. Боно Э. Серьезное творческое мышление / Э. Боно. - Питер «Попурри», 2005. - 416 с.
9. Волков И.П. Приобщение школьников к творчеству / И.П. Волков. - М.: Просвещение, 1982. - 206 с.
10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л.С. Выготский. - М.: Просвещение, 1991 - 93 с.
11. Галямова Э.М. Интегральный подход при подготовке будущих учителей начальных классов к творческой педагогической деятельности в предметной области «технология» / Э.М Галямова - М.: МИГУ, 2012. - 265 с.
12. Гилфорд Д. Конвергентное и дивергентное мышление по ДжоюГилфорду // [Офиц. сайтЦЖк: http://vikent.ru/enc/1802/ (дата обращения: 15.10.2016)
13. Гладилина И.И. Развитие творческих способностей в учебно-воспитательной деятельности / И.И. Гладилина // Воспитание
школьников - 2008. - №9.- С 167-169.
14. Глинский Б.А. Моделирование как метод научного исследования (гносеологический анализ) / Б.А. Глинский, Б.С. Грязнов, Б.С. Дынин, Е.И. Никитин. - Минск: Изд-во МиГУ, 1965. - 248 с.
15. Дмитриев А.Е. Научная школа И.Т. Огородникова: Подготовка учителя начальных классов к творческой педагогической деятельности /
А.Е. Дмитриев // Научные школы МИГУ - М.: Ирометей. - 2008. - 348 с.
16. Дружинин В.Н. Экспериментальное наследование формирующего влияния микросреды на креативность / В.Н. Дружинин Н.В.Хазратова// Исихологический журнал. - 2008. - №4. - С. 54-57.
17. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителей / под редакцией А.Г. Асмолова. - М.: Иросвещение, 2008. - 276 с.
18. Коджаспирова Г.М. Иедагогический словарь: для студентов высших и средних педагогических учебных заведений / Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Кондаспиров. - 4-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2012. - 176 с.
19. Комарова Е.В. Моделирование и конструирование на плоскости.
Мозаика из элементов овала // Инфоурок «Технология» [Офиц. сайт]. URL: http://infourok.ru/material.html?mid=94389 (дата обращения:
15.10.2015).
20. Комарова Т.С. «Красота. Радость. Творчество»: Ирограмма
эстетического воспитания детей / Т.С. Комарова, А.В. Антонова, М.Б. Зацепина. - М.: Иедагогическое общество России, 2000. - 128 с.
21. Комарова Т.С. Детское художественное творчество: Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т.С. Комарова. - М.: Мозаика- Синтез 2005. 190с.
22. Конышева Н.М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе: Учебное пособие / Н.М. Конышев .-Смоленск: Ассоциация XXI век, 2006. - 294 с.
23. Крутецкий В.А. Основы педагогической психологии. / В.А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 253 с.
24. Кудрявцев Т.В. Психология технологического мышления / Т.В. Кудрявцев. - М: Педагогика, 1975. - 206 с.
25. Кукушин В.С. Педагогика начального образования. / В.С. Кукушин,
A. В. Болдырева-Вараксина; Под общ.ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. - 592 с.
26. Левитина Л.С. Уроктехнологии в 4 классе по теме «Конструирование» /
«Технология» в начальной школе[Офиц. сайт].
URL:http://00149.ucoz.com/load/1-1-0-17 (дата обращения: 15.10.2015)
27. Леонтович А.В. Учебно-исследовательская деятельность школьников как модель педагогической технологии / А.В. Леонтович // Народное образование. - 1999. - № 10. - С. 152-158.
28. Лутцева Е.А. Технология: программа: 1 - 4 классы / Е.А. Лутцева. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 80 с.
29. Львов М.Р. Развитие творческой деятельности учащихся на уроках русского языка / М.Р. Львов // Начальная школа.- 1993.- № 1. - С. 21-26.
30. Майорова И.Г.Трудовое обучение в начальных классах / И.Г. Майорова,
B. И. Романина, А.М. Гукасова - М.: «Просвещение», 2008. - 204 с.
31. Матяш Н.В. Проектная деятельность младших школьников / Книга для учителя начальных классов / Н.В. Матяш., В.Д. Симоненко- М.: «Вентана - Граф», 2004 -192 с.
32. Методические рекомендации по проведению уроков трудового обучения в начальных классах. М.: ЦГЛ;Ставрополь: Сервис 2006. - 304 с.
33. Мир детства: Младший школьник. / Под ред. А.Г. Хрипковой. - М.: Педагогика, 1981. - 400с.
34. Никитин Б.П. Развивающие игры / Б.П. Никитин. - М.: Педагогика, 2003. - 256 с.
35. Новый энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская
энциклопедия. РИПОЛ КЛАССИК. - 2004 - 1456 с.
36. Подласый И.П. Педагогика начальной школы. / И.П. Подласый. - М., ВЛАДОС, 2000. - 456 с.
37. Подласый И.П. Педагогика. Общие основы. Процесс обучения / И.П. Подласый. - М.: ВЛАДОС, 1999. - 574 с.
38. Полуянов Д. Воображение и способности. /Д. Полуянов. - М.: Знание, 1985. - 356 с.
39. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2ч.
Ч.1. - 5-е изд.перераб. - М.: Просвещение, 2011. - 400 с.
40. Проблемы творческого развития личности в условиях дополнительного образования / Под ред. К.И.Султанбаева. - Абакан, 1999. - 324 с.
41. Роговцева Н.И. Программа по технологии / Н.И. Роговцева, С.В. Анащенкова // Сборник программ «Школа России»: пособие для учителей общеобразовательных учреждений.- М.: Просвещение, 2011. -
С. 469-527
42. Роговцева Н.И. Технология. 3 класс: Учебник / Н.И. Роговцева, Н.В. Богданова, Н.В. Добромыслова. - М.: Просвещение, 2013. - 143 с.
43. Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий / Г.К. Селевко. - М.: Народное образование, 2005. - 535 с.
44. Симоненко В.Д. Технология 1 - 4 классы: пробные учебники для школы / В.Д. Симоненко. - М.: Наука, 1999. - 87 с.
45. Смирнов А.С. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб.для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и др.; Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
46. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. / Л.Ю. Субботина- Ярославль, 1997. - 240 с.
47. Теплов Б.М. Избранные труды: В 2-х т.Ч / Б.М. Теплов. - М.: Педагогика, 1985. - 279 с.
48. Фарапонова Э.А Вопросы организации обучения труду в начальной школе. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников. / Э.А. Фарапонова. - М.: АПН РСФСР.,1962.- 258 с.
49. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования / Министерство образования и науки РФ. - М.: Просвещение, 2010. - 32 с.
50. Шумакова Н.Б. Исследование творческой одаренности с использованием тестов П. Торренса у младших школьников / Н.Б. Шумакова,Б.И. Щебланова, Н.П. Щербо // Вопросы психологии. - 1991. - № 1. - С.27-32.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ