ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РАЗВИТИЯ ГОСТИНИЧНОГО СЕРВИСА 6
1.1 Сущность и специфика гостиничного сервиса 6
1.2 История развития гостиничного бизнеса 15
2. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСТИНИЦЫ «CENTER HOTEL KAZAN KREMLIN» И АНАЛИЗ
РАЗВИТИЯ 25
2.1 Организация гостиничного сервиса в регионе 25
2.2 Анализ развития гостиничного предприятия «Center hotel kazan kremlin »....35
3. ПРОБЛЕМЫ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ГСТИНИЧНОГО БИЗНЕСА 52
3.1 Основные проблемы и тенденции развития 52
3.2 Направление совершенствования гостиничного развития 61
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОЕ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
На сегодняшний день гостиничная индустрия является одной из высокодоходной отраслей экономике, как в регионе, так и в стране в целом.
Гостиничный бизнес - это вид предпринимательской деятельности, связанный с качественным предоставлением услуг на время проживания и полному бытовому обслуживанию гостя в гостиницах и отелях. Гостиницы могут иметь разный статус. Данный статус будет зависеть от комфортабельности жилого помещения и качества предоставляемых услуг в нем.
В Татарстан приезжают туристы из разных уголков России, а также из других государств, и каждый из них нуждается в качественном размещение. И поэтому сейчас, как никогда ранее, возросла конкуренция среди предпринимателей гостиничного бизнеса. Этому способствовали два основных фактора, во-первых, сегодня наблюдается тенденция того, как россияне стремятся путешествовать в приделах своей страны, и так как все большую популярность приобретает Республика Татарстан, то туристы зачастую выбирают именно этот регион. Во-вторых, провидение разнообразных международных культурных и спортивных мероприятий проводится все чаще, то это также привлекает все больше количество гостей.
Современное общество каждый день становится свидетелями того, как развитие гостиничного дела и туризма влияет на уровень жизни населения. И в связи с тем, что главной особенностью гостиничного бизнеса является его стойкость и умение «держаться на плаву» во время экономических кризисов, то государство заинтересованно в развитии туристической и гостиничной отросли. Поэтому в Республике Татарстан разработаны специальные программы для развития данной сферы услуг, одна из основных является долгосрочная целевая программа «Развития сферы туризма в РТ на 2013-2016 годы». В представленной программе рассматриваются следующие задачи: развитие туристско-рекреационного комплекса РТ, формирование конкурентоспособного туристского продукта и его продвижение на внутреннем и международном рынке, а также повышение качества туристского продукта и обслуживание туристов с учетом действующих внутренних и международных стандартов.
Все цели и задачи, которые представлены в данной программе, играют важную роль в развитие гостиничного бизнеса, так как туристская деятельность и гостиничное дело неразрывно связанны между собой.
Сегодня многие специалисты отмечают неразрывность системы гостиничного хозяйства в России, несоответствия международным стандартам, множественные недостатки сервисного обслуживания, в том числе дороговизна и низкое качество услуг, слабая профессиональная подготовка работников гостиничного хозяйства.
В современной ситуации возникла необходимость в создании такого механизма гостиничного бизнеса, который бы гибко реагировал на изменение в рыночной среде. Для этого необходимо руководителям гостиничного хозяйства уметь анализировать свои возможности, перспективы; разрабатывать программу действий; использовать знание маркетинга для изучения ситуации; уметь планировать свою деятельность в краткосрочный, среднесрочный и долгосрочный перспективе.
Цель данной дипломной работы - выявить основные проблемы и тенденции развития гостиничного бизнеса в Республике Татарстан.
Данная тема весьма актуальна в настоящее время, так как индустрия гостеприимства, являясь частью сферы обслуживания в экономике страны, представляет собой один из наиболее быстро развивающихся секторов экономики. Однако очень немногим предприятиям и даже целым компаниям удается вести дело так, что им можно просто позавидовать. Успех деятельности предприятия во многом зависит от тщательно продуманной политики, хорошо разработанного плана действий и правильно выбранной структуры управления гостиничным предприятием.
В связи с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
- раскрыть сущность гостиничного бизнеса;
- изучить основные и дополнительные услуги гостиницы;
- изучить функции служащих гостиницы;
- ознакомится с организационно-правовой основой деятельностью;
- изучить бронирование мест, прием и размещение гостей в гостинице;
- проанализировать деятельность гостиничного предприятия.
Поскольку базой моей практики является предприятие гостиничного хозяйства, то надо отметить, что для успешного ее прохождения пригодились знания по следующему ряду дисциплин: Управление персоналом, Основы бизнеса, Микроэкономика, Экономика, Менеджмент, Финансовая математика, Экономический анализ и другим.
В течение периода длительности практики были изучены учредительные документы, Устав, финансовая отчетностью ООО «Гостиничная компания - Центр», состояние управления персоналом, система заработной платы, сбытовая политика гостиницы, практики организации бухгалтерского учета на предприятии и многое другое.
Гостиничный бизнес как вид экономической деятельности включает предоставление гостиничных услуг и организацию за вознаграждение краткосрочного проживания в гостиницах, кемпингах, мотелях, домах для приезжих и т. п.
Как и любая другая сфера хозяйственной деятельности, индустрия гостеприимства является весьма сложной системой, степень развития которой зависит от степени развития экономики страны в целом.
Развитие рекреационной сети всегда было тесно связано с политико-экономической обстановкой. Происшедшие в последние годы коренные изменения в этих сферах самым непосредственным образом сказались на современном состоянии будущем развитии гостиничного хозяйства России.
Гостиничный бизнес несет в себе огромный потенциал развития. Он является системообразующей отраслью, создающей сложный комплекс финансово-хозяйственных отношений между хозяйствующими субъектами различного направления
Рассмотрев развитие гостиничного рынка в регионе можно сделать вывод, что сегодня существуют гостиницы самого различного уровня. Многие гостиницы не уступают лучшим гостиницам мира. Однако, в целом, гостиничный бизнес еще недостаточно сформировался, это связано с низким качеством облуживания. Недостаток гостиниц 2-3 звезды сегодня не дает возможности принимать туристов с небольшими финансовыми возможностями. Сегодня помимо строительства гостиниц высокого класс идет формирование рынка обслуживания туристов в небольших частных гостиницах. Но этот процесс происходит крайне медленно, поскольку не находит государственной поддержки.
Западные специалисты, исследующие состояние гостиничного хозяйства России, отмечают недостаточное количество гостиниц, соответствующих мировым стандартам, плохо обученный персонал, устаревшую инфраструктуру и сложности со средствами сообщения.
Таким образом, гостиничное хозяйство России прошло в своем развитии долгий путь и сегодня является одной из наиболее успешно развивающихся отраслей хозяйства.
В России гостиничный бизнес - развивающаяся отрасль. Во всех сферах гостиничной деятельности, как на уровне государственных структур, так и в области формирующегося гостиничного бизнеса, идет поиск новых форм работы, расширение сферы предложения и углубление его специализации. Российским предприятиям сферы гостеприимства и российским хотельерам в частности еще предстоит много работы над качеством и расценками на предлагаемые услуги.
1. ГОСТ Р 50645-94. «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
2. Государственная программа «Развитие сферы туризма и гостеприимства в республике Татарстан на 2014 - 2020 годы».
3. Подпрограмма «Развитие сферы туризма в республике Татарстан на 2014 - 2016 годы».
4. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. No 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»
2. Монографии и научные статьи
5. Александрова А.Ю. Туристские «ловушки» регионального развития // Инициативы XXI века. 2014. № 2. С. 52-57.
6. Атаров Н.З., Джанджугазова Е.А. Корпоративное маркетинговое управление на рынке туристских услуг // Сервис в России и за рубежом. 2012. Т. 31. № 4. С. 65-72
7. Баджо Р., Шерешева М.Ю. Сетевой подход в экономике и управлении: междисциплинарный характер // Вестник Московского университета. Сер. 6: Экономика. 2014. № 2. C. 3-21.
8. Баскаков А.А. Некоторые особенности хозяйственных рисков гостиничном бизнесе / А.А. Баскаков, А.П. Жидкова // Социально-экономические явления и процессы. - 2012. - №11. - С. 53-60.
9. Введение в гостиничный туристический бизнес/ Под ред.Кошиль.-К.: 2001
11. Волков Ю.Ф. Введение в гостиничный и туристический бизнес. Ростов н/Д.: Феникс, 2003. - С.113.
12. Джанджугазова Е.А., Лапочкина В.В. Маркетинговые методы формирования имиджа туристских территорий (на примере Смоленской области) // Современные проблемы сервиса и туризма. 2007. №. 2. С. 39-49.
13. Дусенко С.В., Коткова Е.Л. Международный опыт как основа для разработки единых критериев и методик оценки гостиниц и других средств размещения. Статья. Материалы IV межрегиональной научно-практической конференции 26-27 ноября 2009 года «Проблемы развития внутреннего туризма в Центральной России: образование, менеджмент, планирование». Мокава, 2010. С. 65-68
14. Дусенко С.В. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации кадров для индустрии туризма. Статья. Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Актуальные проблемы подготовки профессионалов 21 века в условиях гуманизации образования». Москава, 2010. С.116-124
15. Керимов Р.Ф. Снижение рисков в сфере гостиничного бизнеса: Дис. ... канд. экон. наук / Р.Ф. Керимов. - М., 2012. - 173 с.
16. Мартышенко Н.С., Катриченко Е.Е. Новые возможности развития гостиничного и ресторанного бизнеса в Приморском крае // Экономика и предпринимательство. 2013. № 3. С. 281-285.
17. Материалы коллегии «Перспективы развития сферы туризма и гостеприимства в Республике Татарстан». Министерство по делам молодежи, спорту и туризму Республики Татарстан / Под ред. Р.Т. Бурганова. -Казань, 2013. -20 с.
18. Мачалкин С.Е. Специфика развития гостиничного бизнеса в России на современном этапе хозяйствования: Дис. ... канд. экон. наук / С.Е. Мачалкин. - Тамбов, 2012. - 156 с.
19. Носов И.В. Состояние и особенности развития рынка гостиничных услуг в России // Теория и практика общественного развития. 2012. № 2. С. 296-298.
20. Печерица Е.В. Региональный рынок гостиничных услуг в условиях конкуренции // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2014. № 1. С. 146-152.
21. Роглев Х. И. Основы гостиничного менеджементу:-К.: Кондор, 2005.
22. Туризм и гостиничное хозяйство: Карягин Ю.О. -М.: 2000
23. «Тур-фактор»: Материалы!УМеждународнойнаучно-практич. конф. - Казань: Юниверсум, 2011. -144 с.
24. Управление современными гостиничными комплексами: Дорогунцова С.И. -К.: 2005.
25. Филипповский Е.Е. Экономика и организация гостиничного хозяйства / Е.Е. Филипповский, Л.В. Шмарова, 2003. - 176 с. - С.320.
26. Хамышена Е.В. Риск - менеджмент в сельском хозяйстве - основополагающий элемент прибыльности хозяйственной деятельности / Е.В.
27. Хамышена, Е.И. Куценко // Новая наука: проблемы и перспективы: Сборник статей Международной научно-практической конференции. - Уфа, 2016. - №2¬2 (61). - С. 116-119.
28. Ходорков Л.Ф. Мировое гостиничное хозяйство. - М.: ВКШ 1991
29. Худякова Т.А. Инновационные форматы гостиничного бизнеса: реалии и перспективы устойчивого развития // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 5. С. 101-108.
30. Чернышева Л.А., Якимович Г.Б. Гостиничный сектор уровня трех звезд в Санкт-Петербурге, его состояние и перспективы развития // Научно¬технические ведомости СПбГПУ. Экономические науки. 2013. № 4. С. 55-64.
31. Шерешева М.Ю., Баджо Р. Сетевой подход в изучении туристских дестинаций: новые тенденции // Инициативы XXI века. 2014. № 2. С. 58-63.
32. Щербаков В.В., Давыдова М.К. Обоснование сетевых решений в логистике гостиничного сервиса // Вестник Южно-Уральского государственного университета. Сер. Экономика и менеджмент. 2013. Т. 7. № 4. С. 165-171.
33. Янкевич В., Безрукова Н. Мировые гостиничные сети в России // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2001. № 6. С. 42-44.
3. Учебники, учебные пособия и материалы
34. Байлик С.И. Гостиничное хозяйство. Пособие - К.: ВИРА- Р, 2001. -208 с.
35. Балашева Е.А. Гостиничный бизнес. Как достичь безупречного сервиса. Пособие -М.: Вершина, 2005. -176с.
36. Браймер Роберт А. Основы управления в индустрии гостеприимства. -М.: Аспект Пресс, 1995.
37. Волков Ю.Ф. Технология гостиничного обслуживания. -Ростов н/Д: Феникс, 2003. -384 с.
38. Гостиничный и туристический бизнес/ Под ред. Проф. А.Д. Чудновского. - М.: ЭКМОС, 1998. - 352 с
39. Кабушкин Н.И. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб. / Н.И. Кабушкин, Г.А. Бондаренко, 2003. - 368 с. - С.152.
40. Катькало В.С., Шемракова В.Н. Сетевые стратегии гостиничного бизнеса. М.: Высшая коммерческая школа, 2008. С. 105-121
41. Киселевич Л.Н., Косаковский В.А. Гостиницы за рубежом. -М.: ГСИ, 1961.
42. Коган Т.Л., Бабуцкий П.Я. Экономика, организация и планирование гостиничного хозяйства. -К.: ШК.1980.
43. Кошевой О.С. Основы статистики: Учебное пос. -Пенза: Пенз. гос. ун-т, 2005. -168 с.
44. Лойко О.Т. Туризм и гостиничное хозяйство. Учебное пособие. - Томск: Издательство ТПУ, 2005. - 152 с.
45. Лукянова Л.Г., Дорошенко Т.Т., Минич И.М. Унифицированая технология гостиничных услуг/ Учебное пособие. -К.: Высшая шк., 2001
46. Ляпина Н. Ю. Организация и технология гостиничного обслуживания. Пособие -М.: Академия, 2002.
47. Папирян Г.А. Менеджмент в индустрии гостеприимства: Пособие. -М.: Экоперспе-ктива. 1999.-303с
48. «Туризм и региональное развитие: сборник научных статей. Выпуск 6. - Смоленск: Универсум, 2011. - 548 с
49. Управление проектами: учебное пособие для студентов, обучающихся по программам высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент / Е.И. Куценко [и др.]; М-во образования и науки Рос. Федерации, Федер. гос. бюджет. образоват. учреждение высш. образования «Оренбург. гос. ун-т». - Оренбург: ОГУ, 2016.
50. Чудковский А.Д. Туризм и гостиничное хозяйство/ Учебное пособие - М.: Тандем, 2000. - 400 с.
51. Шматько Л.П. Туризм и гостиничное хозяйство/ Учебное пособие - М.: Март, 2005. - 346 с.
4. Электронные ресурсы
52. Гостиничный бизнес в Казани: http://prohotel.ru/news - 167904/0/
«Классификация гостиниц в Казани».
53. Деловая электронная газета. - URL: http://www.business-
gazeta.ru/article/81253
54. «Деловой Квартал» Городской бизнес портал. - URL: www.kazan.dkvartal.ru
55. Жоглева, М. Успех в гостиничном бизнесе обеспечен сетевым компаниям /
56. М. Жоглева [Электронный ресурс] // ProHotel: портал про гостиничный бизнес. - URL: http://www.prohotel.ru/articles-19479/0.
57. Журнал «Линия Вкуса» Профессиональный журнал для специалистов индустрии гостеприимства Поволжья и Юга России. Итоги Универсиады. Доступ: http://e.vkusov.net/k2-showcase/obzory/item/560-itogi-universiadi
58. Международная студенческая электронная научная конференция «Студенческий научный форум». Тренды развития гостиничной индустрии: региональный аспект. Доступ: http://www.scienceforum.ru/2013/209/2847
59. Новости Казани. - URL: http://prokazan.ru
60. Официальный сайт Center hotel kazan kremlin» - http://www.centerhotel- kazan.ru