ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВЫ РЕАЛИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РЕСТОРАНОВ 7
1.1. Принципы организации общественного питания и тенденции развития в
отечественной практике 7
1.2. Современное состояние ресторанного бизнеса 13
1.3. Факторы, влияющие на развитие ресторанного бизнеса 21
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ КАФЕ «Х.ОТТАБЫЧ» 28
2.1. Организационно-экономическая характеристика 28
2.2. Анализ конкурентоспособности кафе «Х.Оттабыч» 35
2.3. Проблемы повышения эффективности деятельности «Х.Оттабыч» 40
3. МЕТОДЫ ПОВЫШЕНИЯ ДОХОДНОСТИ РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА 45
3.1. Факторы увеличения загрузки ресторана и увеличения среднего чека
3.2. Факторы снижения издержек в работе с поставщиками 49
3.3. Управление работой официантов как фактор повышения прибыли
ресторана 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 60
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 62
ПРИЛОЖЕНИЯ
Актуальность дипломной работы на тему «Современные проблемы и тенденции развития ресторанного бизнеса» определяется тем, что ресторанный бизнес отличается от всех остальных видов бизнеса. Это предприятие, которое объединяет в себе искусство и традиции, механизмы деятельности и опыт маркетологов, философию обслуживания и концепцию формирования потенциальной аудитории.
Современное российское общество - это общество потребления. Увеличивается благосостояние населения, формируются базы культуры и отдыха. Сегодня люди начинают интересоваться вопросами, как отдыхать интересно и грамотно.
В этом плане сфера ресторанного сервиса становится привлекательным видом бизнеса в нашей стране, создавая удобства и комфорт для населения. Высокий уровень обслуживания и качество приготовления блюд в ресторанах обеспечивается высококвалифицированными поварами, официантами, метрдотелями и сочетается и организацией отдыха и развлечений.
Все больше предпринимателей обращают внимание на ресторанный бизнес, как на сферу инвестиций. В самом деле - эта сфера требует относительно небольших первоначальных финансовых вложений, и бизнес кажется обманчиво понятным. Тем не менее, как и в любом другом бизнесе, в ресторанной сфере есть свои тонкости и специфика, которые необходимо знать, чтобы иметь успешное предприятие общественного питания.
За последние 5-6 лет бурное развитие этой сферы в России привело к значительному расширению ресторанного рынка и возникновению огромного спроса на фирмы, деятельность которых связана с общественным питанием. Ресторанный бизнес относится к числу наиболее стабильных, а во время социальных кризисов даже увеличивает свою доходность. Совет, который дал знаменитому американскому менеджеру Ли Якокке его отец, сегодня, очевидно, пришелся по душе и многим российским предпринимателям: «Занимайся ресторанным бизнесом - как бы плохо ни шли дела, люди должны есть». В качестве самого приемлемого варианта вхождения в сферу ресторанного бизнеса большинство инвесторов рассматривает покупку готового предприятия, зарекомендовавшего себя как стабильное дело с постоянным доходом. В этом случае приобретатель может рассчитывать, как минимум на возврат своих вложений.
И все-таки три из десяти созданных ресторанов успешно работают. Однако организацию заведения общепита «с нуля», что обычно требует меньших затрат, также можно считать привлекательным вариантом вложения средств. Единственное направление этого бизнеса, где возможности открытия новых предприятий ограничены - элитные рестораны (средний размер чека - от 70 долл.). Эксперты считают, что эта ниша практически заполнена. Таким образом, в ближайшие годы вряд ли появится много новых элитных ресторанов, а основные игроки, сумевшие завоевать лояльность клиентов и сформировать стабильную менеджерскую команду, здесь не только сохранят, но и усилят свои позиции.
Из года в год ресторанный бизнес стремительно развивается. Идет серьезная конкурентная борьба за посетителей. Именно этот фактор заставляет топ - менеджеров продумывать не только основную стратегию и стиль деятельности ресторана, но и детали, придающие заведению уникальность и неповторимость. Только при формировании грамотно разработанной концепции гарантирован успех в развитии деятельности ресторана. Рестораны играют довольно важную роль в жизни человека. Кроме удовлетворения физиологических нужд в питании, «выход» в ресторан несет важную социальную функцию. Человеку нужно не только поесть, но и пообщаться. Рестораны - это одни из немногих мест, где работают все органы чувств, которые генерируют общее чувство удовлетворения. Вкус, зрение, обоняние, тактильные ощущения объединяются в оценке кушаний, обслуживания и атмосферы ресторана. Эффективная работа ресторана зависит от нескольких факторов. Как и любая сложная система, ресторан начинается с замысла его основателей и заканчивается контролем функционирования учреждения.
Главную роль в этом выполняет практическая философия его владельца и/или директора. Ее раскрывает подход к ведению бизнеса, который определяет этические и моральные ценности, что реализуются в процессе функционирования предприятия. Главная идея основателей ресторана, определят его кредо, и призвана максимально удовлетворять потребности посетителей.
Предметом исследования нашей работы будут современные проблемы и тенденции ресторанного бизнеса.
Изучение проблем и является целью нашей дипломной работы.
Задачами работы являются:
- Рассмотреть принципы организации общественного питания и тенденции развития;
- Проанализировать современное состояние ресторанного бизнеса;
- Выявить факторы, влияющие на развитие ресторанного бизнеса;
- Дать организационно - экономическая характеристика объекта исследования;
- Изучить конкурентоспособность объекта исследования;
- Определить проблемы, которые повышают эффективность работы объекта исследования;
- Выявить факторы увеличения загрузки ресторана и увеличения среднего чека;
- Выявить факторы снижения издержек в работе с поставщиками;
- Изучить управление работой официантов как фактор повышения прибыли.
Объект исследования работы - сеть кафе «Хоттабыч».
Теоретико-методологическую базу исследования составили: авторские издания по исследуемой проблематике, учебная литература (учебники и учебные пособия, справочная и энциклопедическая литература, комментарии к законодательству) и научные статьи в периодических журналах по исследуемой проблематике.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованной литературы.
При написании выпускной квалификационной работы, мы ознакомилась с понятиями ресторанов и ресторанного бизнеса. Убедились в том, что ресторанный бизнес действует по законам предпринимательской деятельности, но при этом имеет свои особенности, так, как призван, удовлетворять не только физиологические, но и социальные потребности своих клиентов. Ресторанный бизнес является частью сферы обслуживания. Он имеет ряд особенностей, связанных со спецификой становления его в России, в частности: отсутствие приверженности посетителей к одному заведению, предпочтения с учетом «моды», которая обычно составляет 2-3 года для каждого заведения. Кризис повлиял на деятельность ресторанного бизнеса, привел к усилению конкуренции за клиента, что приводит к необходимости внедрения инноваций. На современном этапе необходимым условием успешной работы современных предприятий отрасли ресторанного бизнеса выступает создание маркетингового комплекса, целью которого является формирование ориентированных на конечного потребителя, относительно недорогих и эффективных инструментов маркетинга, основанных на применении современных технологий.
Бизнес в предприятии общественного питания будет успешным, если он нацелен на удовлетворение желаний гостей в продукции и услугах. Ресторатор и коллектив в целом должны быть заинтересованы в создании условий для увеличения посещаемости ресторана. Добившись этого, можно увеличить объемы продаж. Первостепенная задача ресторатора - удовлетворение потребностей посетителей, завоевание их расположения, что в конечном итоге приведет к увеличению средней суммы чека.
При организации ресторанных услуг особенно важно избрать концепция будущего заведения, то есть то, что выгодно отличить его среди большого числа конкурентов. Для рыночной концепции ресторанного бизнеса важно сочетание выгодного расположения, качества кушаний и обслуживания, разнообразия меню, цен, атмосферы и менеджмента. Для определения должного уровня всех этих компонентов и эффективного ведения ресторанного бизнеса предпринимателю важно придерживаться установленных государственных стандартов. Ресторанные услуги в Российской Федерации не лицензируются, но предприятия общественного питания получают обязательный сертификат, дополненный, кроме того, заключениями органов санитарно-гигиенического, строительного, пожарного и других надзоров.
Из года в год ресторанный бизнес стремительно развивается. Идет серьезная борьба за посетителей. Оценкой и анализом конкурентоспособности в последнее время занимаются различные участники рынка: конкуренты, инвесторы и т.д. Оценка конкурентной силы предприятия позволяет выявить не только кто является признанным лидером на рынке среди конкурентов, но и позволяет лидерам проанализировать свои слабые стороны и сильные стороны конкурента. И на основе данного анализа принимать решения по устранению проблем. Для того что бы выиграть эту борьбу необходимо продумать не только основную стратегию и стиль деятельности своего ресторана, но и детали, которые отличали бы его от других заведений.
Потребность в ресторанных услугах растет, люди стали чаще посещать рестораны, проводить мероприятия и банкеты, это происходит вследствие роста уровня жизни населения. Если раньше все мероприятия, юбилеи, дни рождения проводили дома, то на сегодняшний день люди с удовольствием обращаются за услугой в ресторан. Человеку надо не только покушать, но и пообщаться. Рестораны - это одни из тех мест, где работают все органы чувств, которые генерируют общее чувство удовлетворения.
В завершении, хотелось бы отметить, что современный ресторанный бизнес в России развивается бурными темпами. Традиционно рынок ресторанных услуг относится к тем сферам экономики, субъекты которых способны обеспечивать высокие показатели рентабельности, а, значит, динамично развиваться, быть перспективным и высокодоходным видом предпринимательской деятельности.
1. ГОСТ Р 50647-2010 Услуги общественного питания. Термины и определения. [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200) Доступ из справ. - правовой системы «Консультант-Плюс».
2. ГОСТ Р 50764-95 Услуги общественного питания. Общие требования. [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 200) Доступ из справ.- правовой системы «Консультант- Плюс».
3. ГОСТ Р 50763-95 Общественное питание. Кулинарная продукция, реализуемая населению. Общие технические условия. [Электронный ресурс] (утв. Постановлением Госстандарта РФ от 05.04.1995 N 199) (ред. от 15.05.1996) Доступ из справ.- правовой системы «Консультант-Плюс».
4. Общественное питание в современных переходных условиях [Электронный ресурс / сайт]. - URL: http://www.pitportal.ru/director/10893
5. Инвестиции в Москву: Факторы инвестиционного климата [Электронный ресурс / сайт]. - URL: http://investmoscow.ru
6. Современное состояние и основные перспективы развития ресторанного бизнеса в России [Электронный ресурс]. - URL:http://en.coolreferat.com/
7. Калянина Л. Без дыма и капелек // Эксперт. - 2015. - № 7 - С.33.
8. «Ресторанные ведомости» [Электронный ресурс / сайт] .- URL:
http: //www.restoved. ru/
9. Организация производства на предприятиях общественного питания. Радченко Л.А. - Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.
10. Сборник должностных инструкций работников торговли и общественного питания, Татарников М.А.,сост.
11. Правила оказания услуг общественного питания, утв. постановлением
Правительства Российской Федерации от 15.08.1997 г. № 1036, с
изменениями и дополнениями.
12. Межотраслевые правила по охране труда в общественном питании, утвержденные постановлением Минтруда Российской Федерации от 24.12.1999 № 52 - ПОТ РМ-011-2000
13. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы. Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и обороноспособности в них пищевых продуктов и продовольственного сырья с изменениями и дополнениями - СП 2.3.6.1079-01.
14. Радченко Л.А. Организация производства на предприятиях
общественного питания. Учебник. - Ростов н/Д: Феникс, 2006. - 352 с.
15. Гребнев А.А. "Экономика торгового предприятия", - М.: ИНФРА-М 2009. - 238 с.
16. Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность ч. 1. - М.: Высшая школа, 2003. - 338 с.
17. Емельянова Т.В., Кравченко В.П. Экономика общественного питания: учебное пособие. Минск: Вышэишая школа, 2003. - 286 с.
18. Ефимова О.П. Экономика общественного питания / Под ред. Н.И. Кабушкина: Учеб. Пособие. - 3-е изд., испр. И доп. - Мн.: Новое знание, 2003. - 208 с.
19. Иванов А.А., Мясникова В.В., "Общественное питание в России. Современное состояние. Гигиенические проблемы". Информационный сборник статистических и аналитических материалов /под ред. д.м.н., профессора Беляева Е.Н. - М. - ФЦГСЭН. 2004. - 24с.
20. Калашников Б.В. Кафе, бары, рестораны: организация, практика и техника обслуживания. - М.: Проспект, 2008. - 384 с.
21. Кац И.Я. Экономическая эффективность деятельности предприятия. М.: Финансы и статистика, 2007. - 192 с.
22. Кондратьев К.П. Организация обслуживания на предприятиях
общественного питания. Учебное пособие. - Улан-Уде: Изд-во ВСГТУ, 2007. - 107 с.
23. Кучер Л.С., Шкуратова Л.М. "Организация обслуживания на
предприятиях общественного питания", Москва, 2002. - 544 с.
24. Кучер Л.С., Шкуратова Л.М., Ефимов С.Л., Голубева Т.Н. Ресторанный бизнес в России: технология успеха. - М.: ТрансЛит, 2007. - 468 с.
25. Морозова Н.С., Морозов М.А. Реклама в социально-культурном сервисе и туризме: Учебник. - М.: Издательский центр "Академия", 2008. - 288 с.
26. Николаева Т.И., Егорова Н.Р. Экономика предприятий торговли и общественного питания: Учеб. Пособие. - М.: КноРус, 2008. - 400 с.
27. Организация и планирование деятельности предприятий сферы сервиса / М.В. Виноградова, З.И. Панина - Учебное пособие. - М.: Издательско- торговая корпорация "Дашков и К", 2006. - 464 с.
28. Панова Л.А. Обслуживание на предприятиях общественного питания: Учебное пособие. - М.: Дашков и К, 2007. - 304 с.
29. Петраков А.А. Анализ тенденций развития индустрии питания //Тезисы доклада IV Всероссийского конгресса рестораторов и руководителей предприятий питания - М., 2010. - с.113-127с.
30. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. / К.А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2003. - 1012 с. 27. Романова Т.И. Оценка эффективности использования трудового потенциала и системы управления персоналом предприятия: учебное пособие.
31. Петраков А.А. Анализ тенденций развития индустрии питания //Тезисы доклада IV Всероссийского конгресса рестораторов и руководителей предприятий питания - М., 2010. - с.113-127с.
32. Раицкий К.А. Экономика организации (предприятия): Учеб. / К.А. Раицкий. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Дашков и Ко, 2003. - 1012 с. 27. Романова Т.И. Оценка эффективности использования трудового потенциала и системы управления персоналом предприятия: учебное пособие. Изд-во Томск, 2008. - 184 с.
33. Саак А. Э., Якименко, М. В. Менеджмент в индустрии гостеприимства (гостиницы и рестораны), Спб,2012. - 432 с. 29. Сала Ю. Маркетинг в общественном питании. - М.: Финансы и статистика, 2006. - 237
34. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений / Учеб.пос. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008 - 271 с.
35. Сорокина Л. И., Тычинина Н. Ф. Нормативные документы по ресторанному бизнесу: Справочник. М., 2004. - 248 с.
36. Технология ресторанного обслуживания / М. И. Белошапка. - М.: Издательский центр Академия, 2006. - 224 с.
37. Кротков, А.М. Конкурентоспособность предприятия: подходы к
обеспечению, критерии, методы оценки / А.М. Кротков, Ю.Я. Еленева // Маркетинг в России и за рубежом. - 2001. - N6. - С.59-68.
38. Крутик А.Б. Конкурентоспособность и предпринимательство: учеб.пособие / А.Б. Крутик, М.В. Решетова, И.А. Еремченко; Балтийская академия туризма и предпринимательства. - СПб.: Изд-во БАТиП, 2006. - 87 с. - [11],[12].
39. Крюков А.Ф. Управление маркетингом: учеб.пособие / А.Ф. Крюков. - М.: Кнорус, 2005. - 368 с.
40. Магомедов Ш.Ш. Конкурентоспособность товаров: учеб.пособие / Ш.Ш. Магомедов. - М.: Дашков и К, 2003. - 294 с.
41. Мартынова О.К. Контроль качества на предприятии // Приложение к журналу “Стандарты и качество". - 2005. - № 5. - С.35 - 43.
42. Минько Э.В. Качество и конкурентоспособность / Э.В. Минько, М.Л.
43. Кричевский. - СПб.: Питер, 2004. - 267 с
44. Нешитой, А. Конкурентоспособность и условия воспроизводства / А.
45. Нешитой, О. Сухарев // Экономист. - 2005. - №3. - С.3-13.
46. Постановление Правительства РФ от 15 августа 1997 г. N 1036 "Об утверждении Правил оказания услуг общественного питания" (с изменениями и дополнениями).
47. Бондаренко Г.А. Гостиничное и ресторанное хозяйство: Учеб.-практ. пособие. Мн.: БГЭУ, 1999.-112 с.
48. Кабушкин Н.И., Бондаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов: Учеб.пособие. -2-е изд. Мн.: Новое знание, 2001. - 216 с.
49.Эгертон-Томас К. Ресторанный бизнес. Как открыть и успешно управлять рестораном: Пер. с англ. - М.: РосКонсульт, 2004. - 256 с.
50. Эрдош Дж. Кейтеринг: Как начать и успешно вести выездной ресторанный бизнес. - М.: Изд-во «Альпина Бизнес Букс», 2005. - 238 с.
51. Ридель Х. Бары и рестораны: Техника обслуживания / Пер. с англ. М.В. Павловой. - Изд. 3-е. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 351 с.
52. Кучер Л.С. Ресторанный бизнес в России: Технология успеха. - М.: Изд- во «Траслит», 2007.
53. Журнал «Бизнес и управление: Гостиница и Ресторан» /
№6/28/сентябрь/2004 / Москва/ с. 41-43
54. Журнал «Бизнес и управление: Гостиница и Ресторан» /
№4/35/июль/2004/ Москва / с.26-27
55. Кучер Л. С. / «Ресторанный бизнес в России» / Росконсульт / 2002 г.
56. Волков И. В. / «Гостиничное и ресторанное дело, туризм» / Санкт- Петербург / 2002 г.
57. Джозеф Д. Уэст Стратегия обслуживания в предприятиях индустрии гостеприимства. Государственный университет штат Флрида. Глава 37, 2004
58. Дивайн Х.А. Роль и функции управления живыми ресурсами.
Университет штат Пенсильвания. Глава 19, стр. 193-204. - М., 2006
59. Девид Алан Ли. Мотивация: проблема управления. Университет им. Д. Медисона. Глава 20. - М., 2005
60.Зорин И.В. Менеджмент персонала. Планирование карьеры в туризме. Учебник. М., РМАТ, 2004 г.
61. Иванов Г.П., Шустрое М.А. Экономика культуры. М., 2001.
62. Исмаев Д.К. Международное гостиничное хозяйство. По материалам зарубежных публикаций. Управление качеством услуг, управление доходами, маркетинг, работа с кадрами, технологические требования по проектированию и оформлению гостиничных предприятий. - М., НОУ «Луч», 2006 г.
63. Исмаев Д.К. Работа туристской фирмы по организации зарубежных поездок. - М.: ВШ по международному туризму, 2003 г.
64. Кабушкин Н.И., Бандаренко Г.А. Менеджмент гостиниц и ресторанов. - Минск, 2002.
65. Казарина Л.А., Туренко Т.А. Сфера услуг: экономика, менеджмент, маркетинг. Иркутск, 2001.
66. Козырев В.М. и др. Менеджмент в туризме: Экономика туризма. М., 2001.
67.27.Кулибанова В.В. Маркетинг: Сервисная деятельность. СПб., 2001.
68. Ковалев Н.М., Усов В.В. Кулинария для всех. - М.: Профиздат, 2002.
69. Кристофер Э.-Т. Ресторанный бизнес: Как открыть и успешно управлять рестораном: Пер. с англ. - М.: РосКонсульт, 2002.
70. Елагин Ю.А., Николаева Т.И. Технология и коммерческая деятельность ч.
1. - М.: Высшая школа, 2003. - 338 с.