ЕВРОИНТЕГРАЦИЯ ЧЕРНОГОРИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ
|
Введение 3
Глава 1. Черногория как независимое государство Западных Балкан 10
1.1. Образование независимого государства Черногория 10
1.2. Становление внешнеполитического курса Черногории 20
Глава 2. Евроинтеграция Черногории. Этапы, успехи, проблемы 30
2.1. Расширение ЕС в XXI в.: основные тенденции и особенности интеграции
стран балканского региона 30
2.2. Завершение процесса интеграции и его последствия на примере Словении и Хорватии. Дальнейшие перспективы по расширению ЕС на Западных Балканах 46
2.3. Процесс вступления Черногории в ЕС 55
Заключение 79
Библиография 84
Приложения 97
Глава 1. Черногория как независимое государство Западных Балкан 10
1.1. Образование независимого государства Черногория 10
1.2. Становление внешнеполитического курса Черногории 20
Глава 2. Евроинтеграция Черногории. Этапы, успехи, проблемы 30
2.1. Расширение ЕС в XXI в.: основные тенденции и особенности интеграции
стран балканского региона 30
2.2. Завершение процесса интеграции и его последствия на примере Словении и Хорватии. Дальнейшие перспективы по расширению ЕС на Западных Балканах 46
2.3. Процесс вступления Черногории в ЕС 55
Заключение 79
Библиография 84
Приложения 97
Актуальность темы исследования. На современном этапе Европейский союз является одной из влиятельнейших организаций в Европе, процессы интеграции с которой касаются каждой из стран Европейского континента. С начала 1990-х годов ряд новых постсоциалистических государств избрал для себя курс на интеграцию с ЕС. Сегодня это касается самого нестабильного региона Европы - Западных Балкан.
Интеграция такого небольшого государства как Черногория вызывает интерес, как один из примеров интеграции стран региона. Евросоюз выработал индивидуальный подход к каждому из государств Западных Балкан, и пример Черногории показывает развитие взаимоотношений ЕС с регионом в целом.
Важным является тот факт, что Черногория является одним из государств, вызывающих геополитический интерес России, в связи с культурными, религиозными и политическими факторами, которые связывали наши страны на протяжении истории. До недавнего времени Черногория была тесно связана с Россией, однако последние события все больше отталкивают страны друг от друга.
Изучение всех процессов, сопутствующих интеграции и перспективы дальнейшего развития данного государства позволит спрогнозировать тенденцию развития взаимоотношений государств Западных Балкан, расширения ЕС в регионе и основные проблемы стран региона на пути интеграции в ЕС. А также позволит сделать предварительные выводы о развитии отношений Черногории и ЕС в целом. Этим и обуславливается актуальность данного исследования для экспертов в области Европейского союза и его дальнейшего развития, а также экспертов в сфере Балканского региона.
Объектом ВКР являются процессы интеграции Черногории с
Европейским Союзом.
Предмет ВКР - преобразования в Черногорской политике, направленные на интеграцию с ЕС.
Хронологические рамки исследования: современность - 2006-2018 гг., хотя для раскрытия правовых основ современной черногорской государственности имеет место обращение к более ранним периодам истории страны.
Цель ВКР: изучить аспекты, сопутствующие процессу вступления Черногории в ЕС, которые еще не были в полной мере изучены, такие как: формирование внешнеполитического курса Черногории; общественное мнение по вопросам интеграции; внутриполитическая борьба и ее связь с вопросами, касающимися интеграции; готовность Черногории в полной мере взять на себя обязательства членства ЕС; готовность ЕС к интеграции нового члена. На основе изученных данных сделать выводы о перспективах развития взаимоотношений Черногории и ЕС.
Для достижения поставленной цели исследования были обозначены следующие задачи:
1. Определить основные предпосылки и этапы формирования независимого государства Черногория.
2. Рассмотреть процесс формирования внешнеполитического курса Черногорского государства.
3. Изучить особенности расширения Европейского союза, особенно в регионе Западных Балкан.
4. Проанализировать процесс интеграции на примере действующих стран-членов из данного региона, и дальнейшее расширение ЕС на Западных Балканах.
5. Охарактеризовать весь процесс интеграции Черногории в ЕС и спрогнозировать дальнейшие перспективы их взаимоотношений.
Методологическая база ВКР. Проведенное исследование базируется на принципах объективизма. Методологическое сопровождение работы
состоит как из базовых общенаучных методов, таких как: анализ, синтез, индукция и дедукция, так и специальных познавательных инструментов, обусловленные спецификой исследования: описательный метод,
используемый для выявления новых и уточнения уже имеющихся в науке фактов. Основным частно-научным методом можно выделить сравнительный анализ для выявления выявление общего и особенного в экономическом положении интегрируемых стран и в процессе их интеграции. Также был использован проблемно-хронологический метод для разделения изучаемой проблемы на ряд частных.
Степень изученности темы исследования. На современном этапе вопросы интеграции Черногории в ЕС были еще на достаточно рассмотрены. Однако процесс формирования независимого государства был в достаточной мере изучен как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Так, вопросами исследования предпосылок, механизмов и особенностей формирования независимой Черногории среди исследователей подробно изучала Докучаева Н.А в своей диссертации, в которой рассмотрела исторические предпосылки формирования Черногории от зарождения первых государственных образований, до обретения независимости. Также по данной теме проводили исследования Раскина Е.Ю. и Кожемякин М.В. , Чиркович С.М. , Романенко С.А. , Соколов А.В. , Клименко З.В. и Д.С. Докучаев . Более ранние этапы становления черногорской государственности рассматривались П. Ровинским .
Вопросы становления внешнеполитического курса рассматривали Ю1 Г Л TTTTTQ Т//М1 ПППЮ Т—Г I ТЯTTZ-ЧЛ Z~TI 1 Т Л ТТ А 7111^1ОТ 7ЧU ТЛА'ТА'НТ ТТ!
.П. Аншаков , Струнина Н.Г. , Искендеров П.А. и vuKicevic в. , который детально рассмотрел факторы, влияющие на становление Черногорского внешнеполитического курса в первые годы после обретения независимости.
Огромный вклад в отечественную и зарубежную науку внесли работы исследователей, касающиеся вопросов расширения ЕС. Баторшина И.А. , которая подробно рассмотрела особенности расширения ЕС в XXI веке, Kotlowski D.J. рассмотрел этапы становления самого Евросоюза. А.И. Тэвдой-бурмули рассматривал этот вопрос с попыткой прогноза дальнейшего расширения . Schenker H. рассматривал вопросы взаимоотношений между ЕС и странами региона. Вопрос о расширении ЕС на Балканах поднимался такими исследователями как Ю. А. Буланникова и
В исследовании актуальных проблем региона, таких как миграционный кризис, можно с уверенностью обращаться к работам таких исследователей как М.Р. Гасанов и S. Senada . Их работы помогут изучить кризис с разных сторон и понять причины его возникновения.
Однако стоит отметить что целенаправленных исследований относительно процесса Евроинтеграции Черногории до этого времени практически не проводилось, лишь
Анализ источников. В данной выпускной квалификационной работе источниковую базу можно подразделить на несколько блоков:
• Первую группу составляет весь комплекс государственных и международных нормативно-правовых актов, и решений органов ЕС. Среди них важнейшими являются: «Конституция Сербии и Черногории» , «Закон о референдуме о государственно-правовом статусе Республики Черногории» , «Договор о создании Евросоюза» , «Хартия основных прав Европейского союза» , «Договор о Стабилизации и ассоциации между ЕС и Черногорией» и «Софийская декларация» , в которой идет речь о расширении дальнейшей помощи и поддержки со стороны ЕС, которая будет оказываться странам региона. Правда сами по себе документы не могут показать всей картины происходящего, несмотря на их огромное количество.
• Вторую группу представляют отчеты государственных и международных организаций. Среди них можно выделить самые важные, такие как «Перспектива расширения и активизации взаимодействия ЕС с Западными Балканами» , «Анализ контрольных показателей для Черногории по сравнению с Хорватией и Сербией» , отчет Еврокомиссии по Черногории от 2018 г. , отчет Всемирного совета по вопросам туризма и путешествий по Черногории от 2017 г. , а также отчет организации «FRONTEX» по количеству беженцев, запросивших убежище в 2016 г. Данные отчетов позволяют увидеть количественные и качественные изменения в различных областях исследования.
• Блок материалов СМИ и прессы составляют как Черногорские, так и международные издания. К ним можно отнести проправительственную газету Pobjeda3 оппозиционный новостной ресурс ДАН , Государственную телерадиокомпанию Черногории , популярный новостной портал Vijesti , а также авторитетное итальянское издание La Stampa и российское РИА Новости , которые также в своих материалах упоминали события, затрагиваемые в исследовании. Также, к этому блоку относится и Официальный журнал Евросоюза , в котором публикуются решения официальных органов ЕС. Данная группа источников позволяет проследить основные события периода исследования и дополнительно оценить общественное мнение.
• Статистические данные - блок источников, который позволяет сравнить показатели различных сфер, таких как общественное мнение, экономическая динамика, торговля и т.д. Среди основных источников можно отметить данные европейского статистического бюро «Eurostat» , социологическое исследование Центра демократии и прав человека относительно политического общественного мнения Черногории и социологическое исследование бюро DEFACTO «Обзор общественного восприятия процесса европейской интеграции в Черногории» . Для оценки и сравнения экономических показателей был выбран интернет-ресурс «Trading Economics» , который собирает данные со всего мира.
Использование различных по происхождению и проблематике групп источников позволило получить наиболее ясную картину относительно процесса интеграции Черногории с ЕС, и сопутствующих ему факторов, и событий.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и основными задачами и включает: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение, библиографию и приложения.
Апробация работы. Материалы, входящие в состав ВКР, были изложены в следующих публикациях:
1. Влияние миграционного кризиса на Западные Балканы // Европа регионов (г. Белгород; НИУ БелГУ; февраль 2018 года).
2. Подготовка Черногории ко вступлению в ЕС // Сборник научных студенческих работ (г. Белгород; НИУ БелГУ; апрель 2018 года).
Интеграция такого небольшого государства как Черногория вызывает интерес, как один из примеров интеграции стран региона. Евросоюз выработал индивидуальный подход к каждому из государств Западных Балкан, и пример Черногории показывает развитие взаимоотношений ЕС с регионом в целом.
Важным является тот факт, что Черногория является одним из государств, вызывающих геополитический интерес России, в связи с культурными, религиозными и политическими факторами, которые связывали наши страны на протяжении истории. До недавнего времени Черногория была тесно связана с Россией, однако последние события все больше отталкивают страны друг от друга.
Изучение всех процессов, сопутствующих интеграции и перспективы дальнейшего развития данного государства позволит спрогнозировать тенденцию развития взаимоотношений государств Западных Балкан, расширения ЕС в регионе и основные проблемы стран региона на пути интеграции в ЕС. А также позволит сделать предварительные выводы о развитии отношений Черногории и ЕС в целом. Этим и обуславливается актуальность данного исследования для экспертов в области Европейского союза и его дальнейшего развития, а также экспертов в сфере Балканского региона.
Объектом ВКР являются процессы интеграции Черногории с
Европейским Союзом.
Предмет ВКР - преобразования в Черногорской политике, направленные на интеграцию с ЕС.
Хронологические рамки исследования: современность - 2006-2018 гг., хотя для раскрытия правовых основ современной черногорской государственности имеет место обращение к более ранним периодам истории страны.
Цель ВКР: изучить аспекты, сопутствующие процессу вступления Черногории в ЕС, которые еще не были в полной мере изучены, такие как: формирование внешнеполитического курса Черногории; общественное мнение по вопросам интеграции; внутриполитическая борьба и ее связь с вопросами, касающимися интеграции; готовность Черногории в полной мере взять на себя обязательства членства ЕС; готовность ЕС к интеграции нового члена. На основе изученных данных сделать выводы о перспективах развития взаимоотношений Черногории и ЕС.
Для достижения поставленной цели исследования были обозначены следующие задачи:
1. Определить основные предпосылки и этапы формирования независимого государства Черногория.
2. Рассмотреть процесс формирования внешнеполитического курса Черногорского государства.
3. Изучить особенности расширения Европейского союза, особенно в регионе Западных Балкан.
4. Проанализировать процесс интеграции на примере действующих стран-членов из данного региона, и дальнейшее расширение ЕС на Западных Балканах.
5. Охарактеризовать весь процесс интеграции Черногории в ЕС и спрогнозировать дальнейшие перспективы их взаимоотношений.
Методологическая база ВКР. Проведенное исследование базируется на принципах объективизма. Методологическое сопровождение работы
состоит как из базовых общенаучных методов, таких как: анализ, синтез, индукция и дедукция, так и специальных познавательных инструментов, обусловленные спецификой исследования: описательный метод,
используемый для выявления новых и уточнения уже имеющихся в науке фактов. Основным частно-научным методом можно выделить сравнительный анализ для выявления выявление общего и особенного в экономическом положении интегрируемых стран и в процессе их интеграции. Также был использован проблемно-хронологический метод для разделения изучаемой проблемы на ряд частных.
Степень изученности темы исследования. На современном этапе вопросы интеграции Черногории в ЕС были еще на достаточно рассмотрены. Однако процесс формирования независимого государства был в достаточной мере изучен как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Так, вопросами исследования предпосылок, механизмов и особенностей формирования независимой Черногории среди исследователей подробно изучала Докучаева Н.А в своей диссертации, в которой рассмотрела исторические предпосылки формирования Черногории от зарождения первых государственных образований, до обретения независимости. Также по данной теме проводили исследования Раскина Е.Ю. и Кожемякин М.В. , Чиркович С.М. , Романенко С.А. , Соколов А.В. , Клименко З.В. и Д.С. Докучаев . Более ранние этапы становления черногорской государственности рассматривались П. Ровинским .
Вопросы становления внешнеполитического курса рассматривали Ю1 Г Л TTTTTQ Т//М1 ПППЮ Т—Г I ТЯTTZ-ЧЛ Z~TI 1 Т Л ТТ А 7111^1ОТ 7ЧU ТЛА'ТА'НТ ТТ!
.П. Аншаков , Струнина Н.Г. , Искендеров П.А. и vuKicevic в. , который детально рассмотрел факторы, влияющие на становление Черногорского внешнеполитического курса в первые годы после обретения независимости.
Огромный вклад в отечественную и зарубежную науку внесли работы исследователей, касающиеся вопросов расширения ЕС. Баторшина И.А. , которая подробно рассмотрела особенности расширения ЕС в XXI веке, Kotlowski D.J. рассмотрел этапы становления самого Евросоюза. А.И. Тэвдой-бурмули рассматривал этот вопрос с попыткой прогноза дальнейшего расширения . Schenker H. рассматривал вопросы взаимоотношений между ЕС и странами региона. Вопрос о расширении ЕС на Балканах поднимался такими исследователями как Ю. А. Буланникова и
В исследовании актуальных проблем региона, таких как миграционный кризис, можно с уверенностью обращаться к работам таких исследователей как М.Р. Гасанов и S. Senada . Их работы помогут изучить кризис с разных сторон и понять причины его возникновения.
Однако стоит отметить что целенаправленных исследований относительно процесса Евроинтеграции Черногории до этого времени практически не проводилось, лишь
Анализ источников. В данной выпускной квалификационной работе источниковую базу можно подразделить на несколько блоков:
• Первую группу составляет весь комплекс государственных и международных нормативно-правовых актов, и решений органов ЕС. Среди них важнейшими являются: «Конституция Сербии и Черногории» , «Закон о референдуме о государственно-правовом статусе Республики Черногории» , «Договор о создании Евросоюза» , «Хартия основных прав Европейского союза» , «Договор о Стабилизации и ассоциации между ЕС и Черногорией» и «Софийская декларация» , в которой идет речь о расширении дальнейшей помощи и поддержки со стороны ЕС, которая будет оказываться странам региона. Правда сами по себе документы не могут показать всей картины происходящего, несмотря на их огромное количество.
• Вторую группу представляют отчеты государственных и международных организаций. Среди них можно выделить самые важные, такие как «Перспектива расширения и активизации взаимодействия ЕС с Западными Балканами» , «Анализ контрольных показателей для Черногории по сравнению с Хорватией и Сербией» , отчет Еврокомиссии по Черногории от 2018 г. , отчет Всемирного совета по вопросам туризма и путешествий по Черногории от 2017 г. , а также отчет организации «FRONTEX» по количеству беженцев, запросивших убежище в 2016 г. Данные отчетов позволяют увидеть количественные и качественные изменения в различных областях исследования.
• Блок материалов СМИ и прессы составляют как Черногорские, так и международные издания. К ним можно отнести проправительственную газету Pobjeda3 оппозиционный новостной ресурс ДАН , Государственную телерадиокомпанию Черногории , популярный новостной портал Vijesti , а также авторитетное итальянское издание La Stampa и российское РИА Новости , которые также в своих материалах упоминали события, затрагиваемые в исследовании. Также, к этому блоку относится и Официальный журнал Евросоюза , в котором публикуются решения официальных органов ЕС. Данная группа источников позволяет проследить основные события периода исследования и дополнительно оценить общественное мнение.
• Статистические данные - блок источников, который позволяет сравнить показатели различных сфер, таких как общественное мнение, экономическая динамика, торговля и т.д. Среди основных источников можно отметить данные европейского статистического бюро «Eurostat» , социологическое исследование Центра демократии и прав человека относительно политического общественного мнения Черногории и социологическое исследование бюро DEFACTO «Обзор общественного восприятия процесса европейской интеграции в Черногории» . Для оценки и сравнения экономических показателей был выбран интернет-ресурс «Trading Economics» , который собирает данные со всего мира.
Использование различных по происхождению и проблематике групп источников позволило получить наиболее ясную картину относительно процесса интеграции Черногории с ЕС, и сопутствующих ему факторов, и событий.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и основными задачами и включает: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение, библиографию и приложения.
Апробация работы. Материалы, входящие в состав ВКР, были изложены в следующих публикациях:
1. Влияние миграционного кризиса на Западные Балканы // Европа регионов (г. Белгород; НИУ БелГУ; февраль 2018 года).
2. Подготовка Черногории ко вступлению в ЕС // Сборник научных студенческих работ (г. Белгород; НИУ БелГУ; апрель 2018 года).
Появление независимого государства Черногория на политической карте Европы было обусловлено предпосылками для его существования, которые начали зарождаться еще в IX веке. На протяжении веков черногорская государственность формировалась в условиях османского владычества на Балканах, которое, тем не менее, не смогло полностью поглотить небольшое государственное формирование. Каждый новый правитель пытался укрепить государство на черногорских землях, вследствие чего, во второй половине XIX в., Черногория стала признанным княжеством, а вскоре получила статус Королевства.
Однако события начала XX в. привели к тому, что Черногория была поглощена новым государством, объединившим земли южных славян - Югославией. До начала XXI, земли Черногории были в составе Югославии, пережив трансформацию государства, Вторую мировую войну и начальные этапы развала федерации, при этом постепенно получая больше прав, в качестве республики и все больше определяя свой путь самостоятельно.
Во время событий 1990-х гг. Черногорская политическая элита определилась с намерением вернуть Черногории независимость, не без поддержки западных государств. Несмотря на некие удачи и поражения в этом начинании в начале 2000-х, в 2006 г. Черногория успешно провела референдум о независимости и снова стала суверенным государством.
Внешнеполитический курс молодого государства начал формироваться еще до обретения независимости и его формирование было обусловлено как внутренними проблемами Югославии, так и мотивами политической элиты республики. Влияние западных стран в период суверенизации также сказалось на выборе внешнеполитического курса.
Новое государство не стало следовать пути своего предшественника (Королевства Черногория) в вопросе внешней политики. В то время как Королевство Черногория вела политику на сближения с Россией, ввиду схожести культур, языка, религии и геополитической обстановки, республика Черногория выбрала объектом своих внешнеполитических интересов Западный вектор интеграции. И сразу после обретения независимости объявила своими приоритетами интеграцию в ЕС и НАТО, несмотря на то, что одной из первых независимость Черногории признала именно Россия и российские инвестиции одним из первых пришли в Черногорию.
Курс на евроинтеграцию требует не только от Черногории провести ряд реформ и принять на себя все обязательства официального члена в будущем, но и от Европейского союза быть готовым к интеграции нового государства. На успешность интеграции на современном этапе влияют многие факторы, одним из которых является членство в НАТО. Факт того, что Евросоюз последние 20 лет тесно связан с Североатлантическим альянсом подтверждается предварительной интеграцией в него всех стран-кандидатов прежде вступления в ЕС. Хотя это и не является условием членства, однако очень сильно повышает шансы получить позитивную оценку в процессе интеграции.
Опыт относительно расширения ЕС в XXI веке показал что странам - кандидатам необходимо оказывать огромную поддержку в проведении реформ и их имплементации, но и это не гарантирует странам успешную интеграцию. Возможно это связано с проблемами последнего десятилетия, такими как Мировой финансовый кризис и Миграционный кризис, которые повлияли на страны региона Западных Балкан не меньше, чем на страны ЕС.
Западные Балканы, как регион где в 1990-х гг. происходили драматические события, связанные с развалом Югославии, до сих пор считается самым нестабильным в Европе, а конфликты между народами, проживающими на его территории и по сей день напоминают о себе. Однако все страны региона видят свое будущее в Европейском союзе. ЕС в свою очередь выработал уникальный для региона подход, который позволяет с помощью Процесса стабилизации и ассоциации улучшить обстановку в регионе, ускорить экономическое развитие и в дальнейшем интегрировать страны Западных Балкан.
Две страны региона уже являются членами ЕС, однако процесс их интеграции разительно отличался, как и изначальные позиции. Словении удалось довольно успешно интегрироваться, что связано с ее экономическим превосходством, по сравнению с другими югославскими республиками и моноэтничностью, а следственно и отсутствием этнических конфликтов.
Хорватия оказалась в более бедственном положении не только после присоединения, но еще в процессе интеграции, в качестве ассоциированного члена. Периоду интеграции Хорватии с ЕС сопутствовал Мировой финансовый кризис, который подорвал, итак, довольно слабо развитую экономику Хорватии, а наличие неразрешенных вопросов относительно национальных меньшинств грозили заморозить процесс переговоров на долгие годы. Однако симпатии, оказанные стране со стороны политических элит ЕС, придали переговором новый виток развития, которые завершились присоединением Хорватии к ЕС. Это событие было обусловлено политическими, нежели экономическими целями, так как считалось что это принесет большую стабильность региону. Итогом стало то, что на сегодняшний день Хорватии так и не удалось полностью интегрироваться со всеми системами ЕС, такими как Валютный союз и Шенгенская зона. Экономика Хорватии, несмотря на вступление в ЕС, все еще находится в состоянии рецессии.
Несмотря на незаконченную интеграцию Хорватии, а также Болгарии и Румынии, Европейский Союз планирует в скором времени снова расширяться, причем за счет стран Балканского региона. 2018 год стал годом анонса планов по дальнейшему расширению. Согласно официальным планам ЕС к 2025 г. новые государства смогут стать полноправными членами союза, а высказывания европейских политиков выдвигают на лидирующие позиции Сербию и Черногорию.
Примеры Словении и Хорватии должны были послужить сигналом и пособием для евроинтеграционного курса Черногории, однако она начала свое движение на пути к ЕС еще в начале 2000-х и не собирается останавливаться. Ни мировой финансовый кризис, ни внутриполитическая борьба не помешали Черногории провести ряд структурных реформ и наладить контакты со всеми соседями, что продемонстрировало решимость государства в отношении интеграции, а также успехи деятельности правительства. С получением статуса официального кандидата на вступление в ЕС, Черногория сразу же начала переговоры, и за 6 лет добилась высоких успехов в реформировании своих институтов и законодательства, однако все еще остается ряд проблем с коррупцией и организованной преступностью. Несмотря на это Черногория на данный момент является наиболее перспективным кандидатом, так как дальше всех остальных продвинулась в процессе переговоров.
Последний доклад ЕС по Черногории в своем большинстве положительно описал изменения, в том числе и в Черногорской экономике, которая постепенно растет последние 5 лет. Правда при этом увеличивается отрицательный торговый баланс и уровень безработицы. Это вероятно связано с развитием отрасли туризма в ущерб промышленности. Как известно в странах с развитым туризмом преобладает импорт (товаров для туристов) и теневая занятость населения. Такая средняя экономическая стабильность дает надежду на скорейшую интеграцию в ЕС, но непосредственный уровень экономической интеграции с ЕС не столь высок. Черногория одна из последних стран региона по торговле с ЕС, однако наравне со странами Еврозоны также использует Евро, что также облегчит дальнейшую интеграцию в валютный союз ЕС.
Вступление в НАТО, в тенденции предыдущих стран-кандидатов в XXI веке, делает Черногорию очередным лидером на пути интеграции в ЕС среди стран региона. Второй страной-кандидатом из региона Западных Балкан в составе Североатлантического альянса является Албания, но несмотря на такой же евроинтеграционный курс, Албания еще не приступила к процессу переговоров с ЕС.
Черногория, как страна с республиканской формой правления должна опираться на мнение большинства в решениях вопросов национальной важности, таких как интеграции в ЕС и НАТО, однако за последнии несколько у черногорского общества так и не сложилось единого мнения по этому поводу. Так, исследования показывают что действующий курс страны поддерживает всего четверть населения, а противников интеграции в НАТО чуть менее 50%, впрочем, как и сторонников.
Население также не едино в своих взглядах на внешнеполитических партнеров, так, каждый пятый поддерживает сотрудничество с Россией, в то время как за сотрудничество с ЕС высказался каждый четвертый черногорец. Относительно ЕС взгляды также являются не столь оптимистичными и дальнейших улучшений после вступления в ЕС ждут около четверти общества, хотя за вступление в Евросоюз готовы решительно высказаться более 55%.
Как известно именно 55% голосов набрал референдум о независимости Черногории, так что проведение референдума о членстве в ЕС скорее всего наберет минимальное необходимое количество голосов и разделенное общественное мнение снова будет на стороне провластных элит по поводу вступление государства в ЕС.
Провластные элиты на протяжении всей истории независимости государства ведут борьбу с системной оппозицией, которая (борьба) в последние годы приобретает все более радикальные формы. В то время как оппозиция использует разделенное мнение общества для достижения своих политических целей, апеллируя к этническому вопросу и организовывая протесты, действующая верхушка власти дает решительный отпор применяя метод политического преследования и все также занимает лидирующие позиции, уверенно направляя страну в Европейский союз.
Вся полученная информация позволяет сделать вывод о том, что в своем стремлении стать членом ЕС Черногории обгоняет всех остальных кандидатов и является первым претендентом на членство в ЕС, а намерения самого Европейского союза пополниться новыми членами к 2025 г. дает нам право считать что в ближайшее десятилетие, а возможно и раньше, именно Черногория станет 28-м членом ЕС, сменив таким образом Великобританию.
Однако события начала XX в. привели к тому, что Черногория была поглощена новым государством, объединившим земли южных славян - Югославией. До начала XXI, земли Черногории были в составе Югославии, пережив трансформацию государства, Вторую мировую войну и начальные этапы развала федерации, при этом постепенно получая больше прав, в качестве республики и все больше определяя свой путь самостоятельно.
Во время событий 1990-х гг. Черногорская политическая элита определилась с намерением вернуть Черногории независимость, не без поддержки западных государств. Несмотря на некие удачи и поражения в этом начинании в начале 2000-х, в 2006 г. Черногория успешно провела референдум о независимости и снова стала суверенным государством.
Внешнеполитический курс молодого государства начал формироваться еще до обретения независимости и его формирование было обусловлено как внутренними проблемами Югославии, так и мотивами политической элиты республики. Влияние западных стран в период суверенизации также сказалось на выборе внешнеполитического курса.
Новое государство не стало следовать пути своего предшественника (Королевства Черногория) в вопросе внешней политики. В то время как Королевство Черногория вела политику на сближения с Россией, ввиду схожести культур, языка, религии и геополитической обстановки, республика Черногория выбрала объектом своих внешнеполитических интересов Западный вектор интеграции. И сразу после обретения независимости объявила своими приоритетами интеграцию в ЕС и НАТО, несмотря на то, что одной из первых независимость Черногории признала именно Россия и российские инвестиции одним из первых пришли в Черногорию.
Курс на евроинтеграцию требует не только от Черногории провести ряд реформ и принять на себя все обязательства официального члена в будущем, но и от Европейского союза быть готовым к интеграции нового государства. На успешность интеграции на современном этапе влияют многие факторы, одним из которых является членство в НАТО. Факт того, что Евросоюз последние 20 лет тесно связан с Североатлантическим альянсом подтверждается предварительной интеграцией в него всех стран-кандидатов прежде вступления в ЕС. Хотя это и не является условием членства, однако очень сильно повышает шансы получить позитивную оценку в процессе интеграции.
Опыт относительно расширения ЕС в XXI веке показал что странам - кандидатам необходимо оказывать огромную поддержку в проведении реформ и их имплементации, но и это не гарантирует странам успешную интеграцию. Возможно это связано с проблемами последнего десятилетия, такими как Мировой финансовый кризис и Миграционный кризис, которые повлияли на страны региона Западных Балкан не меньше, чем на страны ЕС.
Западные Балканы, как регион где в 1990-х гг. происходили драматические события, связанные с развалом Югославии, до сих пор считается самым нестабильным в Европе, а конфликты между народами, проживающими на его территории и по сей день напоминают о себе. Однако все страны региона видят свое будущее в Европейском союзе. ЕС в свою очередь выработал уникальный для региона подход, который позволяет с помощью Процесса стабилизации и ассоциации улучшить обстановку в регионе, ускорить экономическое развитие и в дальнейшем интегрировать страны Западных Балкан.
Две страны региона уже являются членами ЕС, однако процесс их интеграции разительно отличался, как и изначальные позиции. Словении удалось довольно успешно интегрироваться, что связано с ее экономическим превосходством, по сравнению с другими югославскими республиками и моноэтничностью, а следственно и отсутствием этнических конфликтов.
Хорватия оказалась в более бедственном положении не только после присоединения, но еще в процессе интеграции, в качестве ассоциированного члена. Периоду интеграции Хорватии с ЕС сопутствовал Мировой финансовый кризис, который подорвал, итак, довольно слабо развитую экономику Хорватии, а наличие неразрешенных вопросов относительно национальных меньшинств грозили заморозить процесс переговоров на долгие годы. Однако симпатии, оказанные стране со стороны политических элит ЕС, придали переговором новый виток развития, которые завершились присоединением Хорватии к ЕС. Это событие было обусловлено политическими, нежели экономическими целями, так как считалось что это принесет большую стабильность региону. Итогом стало то, что на сегодняшний день Хорватии так и не удалось полностью интегрироваться со всеми системами ЕС, такими как Валютный союз и Шенгенская зона. Экономика Хорватии, несмотря на вступление в ЕС, все еще находится в состоянии рецессии.
Несмотря на незаконченную интеграцию Хорватии, а также Болгарии и Румынии, Европейский Союз планирует в скором времени снова расширяться, причем за счет стран Балканского региона. 2018 год стал годом анонса планов по дальнейшему расширению. Согласно официальным планам ЕС к 2025 г. новые государства смогут стать полноправными членами союза, а высказывания европейских политиков выдвигают на лидирующие позиции Сербию и Черногорию.
Примеры Словении и Хорватии должны были послужить сигналом и пособием для евроинтеграционного курса Черногории, однако она начала свое движение на пути к ЕС еще в начале 2000-х и не собирается останавливаться. Ни мировой финансовый кризис, ни внутриполитическая борьба не помешали Черногории провести ряд структурных реформ и наладить контакты со всеми соседями, что продемонстрировало решимость государства в отношении интеграции, а также успехи деятельности правительства. С получением статуса официального кандидата на вступление в ЕС, Черногория сразу же начала переговоры, и за 6 лет добилась высоких успехов в реформировании своих институтов и законодательства, однако все еще остается ряд проблем с коррупцией и организованной преступностью. Несмотря на это Черногория на данный момент является наиболее перспективным кандидатом, так как дальше всех остальных продвинулась в процессе переговоров.
Последний доклад ЕС по Черногории в своем большинстве положительно описал изменения, в том числе и в Черногорской экономике, которая постепенно растет последние 5 лет. Правда при этом увеличивается отрицательный торговый баланс и уровень безработицы. Это вероятно связано с развитием отрасли туризма в ущерб промышленности. Как известно в странах с развитым туризмом преобладает импорт (товаров для туристов) и теневая занятость населения. Такая средняя экономическая стабильность дает надежду на скорейшую интеграцию в ЕС, но непосредственный уровень экономической интеграции с ЕС не столь высок. Черногория одна из последних стран региона по торговле с ЕС, однако наравне со странами Еврозоны также использует Евро, что также облегчит дальнейшую интеграцию в валютный союз ЕС.
Вступление в НАТО, в тенденции предыдущих стран-кандидатов в XXI веке, делает Черногорию очередным лидером на пути интеграции в ЕС среди стран региона. Второй страной-кандидатом из региона Западных Балкан в составе Североатлантического альянса является Албания, но несмотря на такой же евроинтеграционный курс, Албания еще не приступила к процессу переговоров с ЕС.
Черногория, как страна с республиканской формой правления должна опираться на мнение большинства в решениях вопросов национальной важности, таких как интеграции в ЕС и НАТО, однако за последнии несколько у черногорского общества так и не сложилось единого мнения по этому поводу. Так, исследования показывают что действующий курс страны поддерживает всего четверть населения, а противников интеграции в НАТО чуть менее 50%, впрочем, как и сторонников.
Население также не едино в своих взглядах на внешнеполитических партнеров, так, каждый пятый поддерживает сотрудничество с Россией, в то время как за сотрудничество с ЕС высказался каждый четвертый черногорец. Относительно ЕС взгляды также являются не столь оптимистичными и дальнейших улучшений после вступления в ЕС ждут около четверти общества, хотя за вступление в Евросоюз готовы решительно высказаться более 55%.
Как известно именно 55% голосов набрал референдум о независимости Черногории, так что проведение референдума о членстве в ЕС скорее всего наберет минимальное необходимое количество голосов и разделенное общественное мнение снова будет на стороне провластных элит по поводу вступление государства в ЕС.
Провластные элиты на протяжении всей истории независимости государства ведут борьбу с системной оппозицией, которая (борьба) в последние годы приобретает все более радикальные формы. В то время как оппозиция использует разделенное мнение общества для достижения своих политических целей, апеллируя к этническому вопросу и организовывая протесты, действующая верхушка власти дает решительный отпор применяя метод политического преследования и все также занимает лидирующие позиции, уверенно направляя страну в Европейский союз.
Вся полученная информация позволяет сделать вывод о том, что в своем стремлении стать членом ЕС Черногории обгоняет всех остальных кандидатов и является первым претендентом на членство в ЕС, а намерения самого Европейского союза пополниться новыми членами к 2025 г. дает нам право считать что в ближайшее десятилетие, а возможно и раньше, именно Черногория станет 28-м членом ЕС, сменив таким образом Великобританию.
Подобные работы
- Опыт европейской интеграции на примере Хорватии, Сербии, Черногории
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 0 р. Год сдачи: 2018 - Влияние европейской интеграции на страны Балканского полуострова (на примере Словении, Хорватии и Сербии)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4260 р. Год сдачи: 2016 - Влияние европейской интеграции на страны Балканского полуострова (на примере Словении, Хорватии и Сербии)
Бакалаврская работа, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2016 - Косовский вопрос во внешней политике Сербии в 1990 - 2010-е гг.
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 4770 р. Год сдачи: 2018



