Введение 3
Глава 1. Черногория как независимое государство Западных Балкан 10
1.1. Образование независимого государства Черногория 10
1.2. Становление внешнеполитического курса Черногории 20
Глава 2. Евроинтеграция Черногории. Этапы, успехи, проблемы 30
2.1. Расширение ЕС в XXI в.: основные тенденции и особенности интеграции
стран балканского региона 30
2.2. Завершение процесса интеграции и его последствия на примере Словении и Хорватии. Дальнейшие перспективы по расширению ЕС на Западных Балканах 46
2.3. Процесс вступления Черногории в ЕС 55
Заключение 79
Библиография 84
Приложения 97
Актуальность темы исследования. На современном этапе Европейский союз является одной из влиятельнейших организаций в Европе, процессы интеграции с которой касаются каждой из стран Европейского континента. С начала 1990-х годов ряд новых постсоциалистических государств избрал для себя курс на интеграцию с ЕС. Сегодня это касается самого нестабильного региона Европы - Западных Балкан.
Интеграция такого небольшого государства как Черногория вызывает интерес, как один из примеров интеграции стран региона. Евросоюз выработал индивидуальный подход к каждому из государств Западных Балкан, и пример Черногории показывает развитие взаимоотношений ЕС с регионом в целом.
Важным является тот факт, что Черногория является одним из государств, вызывающих геополитический интерес России, в связи с культурными, религиозными и политическими факторами, которые связывали наши страны на протяжении истории. До недавнего времени Черногория была тесно связана с Россией, однако последние события все больше отталкивают страны друг от друга.
Изучение всех процессов, сопутствующих интеграции и перспективы дальнейшего развития данного государства позволит спрогнозировать тенденцию развития взаимоотношений государств Западных Балкан, расширения ЕС в регионе и основные проблемы стран региона на пути интеграции в ЕС. А также позволит сделать предварительные выводы о развитии отношений Черногории и ЕС в целом. Этим и обуславливается актуальность данного исследования для экспертов в области Европейского союза и его дальнейшего развития, а также экспертов в сфере Балканского региона.
Объектом ВКР являются процессы интеграции Черногории с
Европейским Союзом.
Предмет ВКР - преобразования в Черногорской политике, направленные на интеграцию с ЕС.
Хронологические рамки исследования: современность - 2006-2018 гг., хотя для раскрытия правовых основ современной черногорской государственности имеет место обращение к более ранним периодам истории страны.
Цель ВКР: изучить аспекты, сопутствующие процессу вступления Черногории в ЕС, которые еще не были в полной мере изучены, такие как: формирование внешнеполитического курса Черногории; общественное мнение по вопросам интеграции; внутриполитическая борьба и ее связь с вопросами, касающимися интеграции; готовность Черногории в полной мере взять на себя обязательства членства ЕС; готовность ЕС к интеграции нового члена. На основе изученных данных сделать выводы о перспективах развития взаимоотношений Черногории и ЕС.
Для достижения поставленной цели исследования были обозначены следующие задачи:
1. Определить основные предпосылки и этапы формирования независимого государства Черногория.
2. Рассмотреть процесс формирования внешнеполитического курса Черногорского государства.
3. Изучить особенности расширения Европейского союза, особенно в регионе Западных Балкан.
4. Проанализировать процесс интеграции на примере действующих стран-членов из данного региона, и дальнейшее расширение ЕС на Западных Балканах.
5. Охарактеризовать весь процесс интеграции Черногории в ЕС и спрогнозировать дальнейшие перспективы их взаимоотношений.
Методологическая база ВКР. Проведенное исследование базируется на принципах объективизма. Методологическое сопровождение работы
состоит как из базовых общенаучных методов, таких как: анализ, синтез, индукция и дедукция, так и специальных познавательных инструментов, обусловленные спецификой исследования: описательный метод,
используемый для выявления новых и уточнения уже имеющихся в науке фактов. Основным частно-научным методом можно выделить сравнительный анализ для выявления выявление общего и особенного в экономическом положении интегрируемых стран и в процессе их интеграции. Также был использован проблемно-хронологический метод для разделения изучаемой проблемы на ряд частных.
Степень изученности темы исследования. На современном этапе вопросы интеграции Черногории в ЕС были еще на достаточно рассмотрены. Однако процесс формирования независимого государства был в достаточной мере изучен как отечественными, так и зарубежными исследователями.
Так, вопросами исследования предпосылок, механизмов и особенностей формирования независимой Черногории среди исследователей подробно изучала Докучаева Н.А в своей диссертации, в которой рассмотрела исторические предпосылки формирования Черногории от зарождения первых государственных образований, до обретения независимости. Также по данной теме проводили исследования Раскина Е.Ю. и Кожемякин М.В. , Чиркович С.М. , Романенко С.А. , Соколов А.В. , Клименко З.В. и Д.С. Докучаев . Более ранние этапы становления черногорской государственности рассматривались П. Ровинским .
Вопросы становления внешнеполитического курса рассматривали Ю1 Г Л TTTTTQ Т//М1 ПППЮ Т—Г I ТЯTTZ-ЧЛ Z~TI 1 Т Л ТТ А 7111^1ОТ 7ЧU ТЛА'ТА'НТ ТТ!
.П. Аншаков , Струнина Н.Г. , Искендеров П.А. и vuKicevic в. , который детально рассмотрел факторы, влияющие на становление Черногорского внешнеполитического курса в первые годы после обретения независимости.
Огромный вклад в отечественную и зарубежную науку внесли работы исследователей, касающиеся вопросов расширения ЕС. Баторшина И.А. , которая подробно рассмотрела особенности расширения ЕС в XXI веке, Kotlowski D.J. рассмотрел этапы становления самого Евросоюза. А.И. Тэвдой-бурмули рассматривал этот вопрос с попыткой прогноза дальнейшего расширения . Schenker H. рассматривал вопросы взаимоотношений между ЕС и странами региона. Вопрос о расширении ЕС на Балканах поднимался такими исследователями как Ю. А. Буланникова и
В исследовании актуальных проблем региона, таких как миграционный кризис, можно с уверенностью обращаться к работам таких исследователей как М.Р. Гасанов и S. Senada . Их работы помогут изучить кризис с разных сторон и понять причины его возникновения.
Однако стоит отметить что целенаправленных исследований относительно процесса Евроинтеграции Черногории до этого времени практически не проводилось, лишь
Анализ источников. В данной выпускной квалификационной работе источниковую базу можно подразделить на несколько блоков:
• Первую группу составляет весь комплекс государственных и международных нормативно-правовых актов, и решений органов ЕС. Среди них важнейшими являются: «Конституция Сербии и Черногории» , «Закон о референдуме о государственно-правовом статусе Республики Черногории» , «Договор о создании Евросоюза» , «Хартия основных прав Европейского союза» , «Договор о Стабилизации и ассоциации между ЕС и Черногорией» и «Софийская декларация» , в которой идет речь о расширении дальнейшей помощи и поддержки со стороны ЕС, которая будет оказываться странам региона. Правда сами по себе документы не могут показать всей картины происходящего, несмотря на их огромное количество.
• Вторую группу представляют отчеты государственных и международных организаций. Среди них можно выделить самые важные, такие как «Перспектива расширения и активизации взаимодействия ЕС с Западными Балканами» , «Анализ контрольных показателей для Черногории по сравнению с Хорватией и Сербией» , отчет Еврокомиссии по Черногории от 2018 г. , отчет Всемирного совета по вопросам туризма и путешествий по Черногории от 2017 г. , а также отчет организации «FRONTEX» по количеству беженцев, запросивших убежище в 2016 г. Данные отчетов позволяют увидеть количественные и качественные изменения в различных областях исследования.
• Блок материалов СМИ и прессы составляют как Черногорские, так и международные издания. К ним можно отнести проправительственную газету Pobjeda3 оппозиционный новостной ресурс ДАН , Государственную телерадиокомпанию Черногории , популярный новостной портал Vijesti , а также авторитетное итальянское издание La Stampa и российское РИА Новости , которые также в своих материалах упоминали события, затрагиваемые в исследовании. Также, к этому блоку относится и Официальный журнал Евросоюза , в котором публикуются решения официальных органов ЕС. Данная группа источников позволяет проследить основные события периода исследования и дополнительно оценить общественное мнение.
• Статистические данные - блок источников, который позволяет сравнить показатели различных сфер, таких как общественное мнение, экономическая динамика, торговля и т.д. Среди основных источников можно отметить данные европейского статистического бюро «Eurostat» , социологическое исследование Центра демократии и прав человека относительно политического общественного мнения Черногории и социологическое исследование бюро DEFACTO «Обзор общественного восприятия процесса европейской интеграции в Черногории» . Для оценки и сравнения экономических показателей был выбран интернет-ресурс «Trading Economics» , который собирает данные со всего мира.
Использование различных по происхождению и проблематике групп источников позволило получить наиболее ясную картину относительно процесса интеграции Черногории с ЕС, и сопутствующих ему факторов, и событий.
Структура выпускной квалификационной работы определена ее целью и основными задачами и включает: введение, две главы, состоящие из пяти параграфов, заключение, библиографию и приложения.
Апробация работы. Материалы, входящие в состав ВКР, были изложены в следующих публикациях:
1. Влияние миграционного кризиса на Западные Балканы // Европа регионов (г. Белгород; НИУ БелГУ; февраль 2018 года).
2. Подготовка Черногории ко вступлению в ЕС // Сборник научных студенческих работ (г. Белгород; НИУ БелГУ; апрель 2018 года).
Появление независимого государства Черногория на политической карте Европы было обусловлено предпосылками для его существования, которые начали зарождаться еще в IX веке. На протяжении веков черногорская государственность формировалась в условиях османского владычества на Балканах, которое, тем не менее, не смогло полностью поглотить небольшое государственное формирование. Каждый новый правитель пытался укрепить государство на черногорских землях, вследствие чего, во второй половине XIX в., Черногория стала признанным княжеством, а вскоре получила статус Королевства.
Однако события начала XX в. привели к тому, что Черногория была поглощена новым государством, объединившим земли южных славян - Югославией. До начала XXI, земли Черногории были в составе Югославии, пережив трансформацию государства, Вторую мировую войну и начальные этапы развала федерации, при этом постепенно получая больше прав, в качестве республики и все больше определяя свой путь самостоятельно.
Во время событий 1990-х гг. Черногорская политическая элита определилась с намерением вернуть Черногории независимость, не без поддержки западных государств. Несмотря на некие удачи и поражения в этом начинании в начале 2000-х, в 2006 г. Черногория успешно провела референдум о независимости и снова стала суверенным государством.
Внешнеполитический курс молодого государства начал формироваться еще до обретения независимости и его формирование было обусловлено как внутренними проблемами Югославии, так и мотивами политической элиты республики. Влияние западных стран в период суверенизации также сказалось на выборе внешнеполитического курса.
Новое государство не стало следовать пути своего предшественника (Королевства Черногория) в вопросе внешней политики. В то время как Королевство Черногория вела политику на сближения с Россией, ввиду схожести культур, языка, религии и геополитической обстановки, республика Черногория выбрала объектом своих внешнеполитических интересов Западный вектор интеграции. И сразу после обретения независимости объявила своими приоритетами интеграцию в ЕС и НАТО, несмотря на то, что одной из первых независимость Черногории признала именно Россия и российские инвестиции одним из первых пришли в Черногорию.
Курс на евроинтеграцию требует не только от Черногории провести ряд реформ и принять на себя все обязательства официального члена в будущем, но и от Европейского союза быть готовым к интеграции нового государства. На успешность интеграции на современном этапе влияют многие факторы, одним из которых является членство в НАТО. Факт того, что Евросоюз последние 20 лет тесно связан с Североатлантическим альянсом подтверждается предварительной интеграцией в него всех стран-кандидатов прежде вступления в ЕС. Хотя это и не является условием членства, однако очень сильно повышает шансы получить позитивную оценку в процессе интеграции.
Опыт относительно расширения ЕС в XXI веке показал что странам - кандидатам необходимо оказывать огромную поддержку в проведении реформ и их имплементации, но и это не гарантирует странам успешную интеграцию. Возможно это связано с проблемами последнего десятилетия, такими как Мировой финансовый кризис и Миграционный кризис, которые повлияли на страны региона Западных Балкан не меньше, чем на страны ЕС.
Западные Балканы, как регион где в 1990-х гг. происходили драматические события, связанные с развалом Югославии, до сих пор считается самым нестабильным в Европе, а конфликты между народами, проживающими на его территории и по сей день напоминают о себе. Однако все страны региона видят свое будущее в Европейском союзе. ЕС в свою очередь выработал уникальный для региона подход, который позволяет с помощью Процесса стабилизации и ассоциации улучшить обстановку в регионе, ускорить экономическое развитие и в дальнейшем интегрировать страны Западных Балкан.
Две страны региона уже являются членами ЕС, однако процесс их интеграции разительно отличался, как и изначальные позиции. Словении удалось довольно успешно интегрироваться, что связано с ее экономическим превосходством, по сравнению с другими югославскими республиками и моноэтничностью, а следственно и отсутствием этнических конфликтов.
Хорватия оказалась в более бедственном положении не только после присоединения, но еще в процессе интеграции, в качестве ассоциированного члена. Периоду интеграции Хорватии с ЕС сопутствовал Мировой финансовый кризис, который подорвал, итак, довольно слабо развитую экономику Хорватии, а наличие неразрешенных вопросов относительно национальных меньшинств грозили заморозить процесс переговоров на долгие годы. Однако симпатии, оказанные стране со стороны политических элит ЕС, придали переговором новый виток развития, которые завершились присоединением Хорватии к ЕС. Это событие было обусловлено политическими, нежели экономическими целями, так как считалось что это принесет большую стабильность региону. Итогом стало то, что на сегодняшний день Хорватии так и не удалось полностью интегрироваться со всеми системами ЕС, такими как Валютный союз и Шенгенская зона. Экономика Хорватии, несмотря на вступление в ЕС, все еще находится в состоянии рецессии.
Несмотря на незаконченную интеграцию Хорватии, а также Болгарии и Румынии, Европейский Союз планирует в скором времени снова расширяться, причем за счет стран Балканского региона. 2018 год стал годом анонса планов по дальнейшему расширению. Согласно официальным планам ЕС к 2025 г. новые государства смогут стать полноправными членами союза, а высказывания европейских политиков выдвигают на лидирующие позиции Сербию и Черногорию.
Примеры Словении и Хорватии должны были послужить сигналом и пособием для евроинтеграционного курса Черногории, однако она начала свое движение на пути к ЕС еще в начале 2000-х и не собирается останавливаться. Ни мировой финансовый кризис, ни внутриполитическая борьба не помешали Черногории провести ряд структурных реформ и наладить контакты со всеми соседями, что продемонстрировало решимость государства в отношении интеграции, а также успехи деятельности правительства. С получением статуса официального кандидата на вступление в ЕС, Черногория сразу же начала переговоры, и за 6 лет добилась высоких успехов в реформировании своих институтов и законодательства, однако все еще остается ряд проблем с коррупцией и организованной преступностью. Несмотря на это Черногория на данный момент является наиболее перспективным кандидатом, так как дальше всех остальных продвинулась в процессе переговоров.
Последний доклад ЕС по Черногории в своем большинстве положительно описал изменения, в том числе и в Черногорской экономике, которая постепенно растет последние 5 лет. Правда при этом увеличивается отрицательный торговый баланс и уровень безработицы. Это вероятно связано с развитием отрасли туризма в ущерб промышленности. Как известно в странах с развитым туризмом преобладает импорт (товаров для туристов) и теневая занятость населения. Такая средняя экономическая стабильность дает надежду на скорейшую интеграцию в ЕС, но непосредственный уровень экономической интеграции с ЕС не столь высок. Черногория одна из последних стран региона по торговле с ЕС, однако наравне со странами Еврозоны также использует Евро, что также облегчит дальнейшую интеграцию в валютный союз ЕС.
Вступление в НАТО, в тенденции предыдущих стран-кандидатов в XXI веке, делает Черногорию очередным лидером на пути интеграции в ЕС среди стран региона. Второй страной-кандидатом из региона Западных Балкан в составе Североатлантического альянса является Албания, но несмотря на такой же евроинтеграционный курс, Албания еще не приступила к процессу переговоров с ЕС.
Черногория, как страна с республиканской формой правления должна опираться на мнение большинства в решениях вопросов национальной важности, таких как интеграции в ЕС и НАТО, однако за последнии несколько у черногорского общества так и не сложилось единого мнения по этому поводу. Так, исследования показывают что действующий курс страны поддерживает всего четверть населения, а противников интеграции в НАТО чуть менее 50%, впрочем, как и сторонников.
Население также не едино в своих взглядах на внешнеполитических партнеров, так, каждый пятый поддерживает сотрудничество с Россией, в то время как за сотрудничество с ЕС высказался каждый четвертый черногорец. Относительно ЕС взгляды также являются не столь оптимистичными и дальнейших улучшений после вступления в ЕС ждут около четверти общества, хотя за вступление в Евросоюз готовы решительно высказаться более 55%.
Как известно именно 55% голосов набрал референдум о независимости Черногории, так что проведение референдума о членстве в ЕС скорее всего наберет минимальное необходимое количество голосов и разделенное общественное мнение снова будет на стороне провластных элит по поводу вступление государства в ЕС.
Провластные элиты на протяжении всей истории независимости государства ведут борьбу с системной оппозицией, которая (борьба) в последние годы приобретает все более радикальные формы. В то время как оппозиция использует разделенное мнение общества для достижения своих политических целей, апеллируя к этническому вопросу и организовывая протесты, действующая верхушка власти дает решительный отпор применяя метод политического преследования и все также занимает лидирующие позиции, уверенно направляя страну в Европейский союз.
Вся полученная информация позволяет сделать вывод о том, что в своем стремлении стать членом ЕС Черногории обгоняет всех остальных кандидатов и является первым претендентом на членство в ЕС, а намерения самого Европейского союза пополниться новыми членами к 2025 г. дает нам право считать что в ближайшее десятилетие, а возможно и раньше, именно Черногория станет 28-м членом ЕС, сменив таким образом Великобританию.
1. Газета ДАН [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.dan.co.me
2. Газета La Stampa [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.lastampa.it
3. Газета Pobjeda [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.pobjeda.net
4. Газета Vijesti [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.vijesti.me
5. Итоговый отчет миссии наблюдателей ОБСЕ / БДИПЧ по референдуму.
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.osce.org/sr/odihr/elections/montenegro/20099?download=true
6. Конституция Сербии и Черногории - 2003. [Эл. ресурс]. Режим
доступа: http://mojustav.rs/wp-content/uploads/2013/04/ustavna_povelja_scg.pdf
7. Конституция Социалистической федеративной республики Югославия
- 1974. [Эл. ресурс]. Режим доступа: http://mojustav.rs/wp -
content/uploads/2013/04/Ustav-SFRJ-iz-1974.pdf
8. Конституция Союзной республики Югославия [Электронный ресурс].
Режим доступа: http://mojustav.rs/wp-content/uploads/2013/04/SRB-FRY-
Constitution- 1992-SRB .pdf
9. Конституция Федеративной народной республики Югославия - 1964.
[Эл. ресурс]. Режим доступа: http://mojustav.rs/wp-
content/uploads/2013/04/Ustav1946.pdf
10. Ланко Д. Мило Джуканович - Большой лидер маленькой страны /
еженедельник Дело [Эл. ресурс]. Режим доступа:
http://www.idelo.ru/419/16.html
11. Официальный сайт Европейской комиссии [Электронный ресурс].
Режим доступа: https://ec.europa.eu
12. Официальный сайт Евросоюза [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://europa.eu
13. Официальный сайт Организации североатлантического договора [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.nato.int
14. Российское агентство международной информации «РИА Новости» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ria.ru
15. Телерадиокомпания Черногории RTCG [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rtcg.me
16. Програм НОВЕ српске демократе (НСД) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.nova.org.me/stranica.php?id=2&tip=stranice
17. A Credible Enlargement Perspective for and Enhanced EU Engagement with the Western Balkans // European Commission [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/commission/sites/beta-political/files/communication- credible-enlargement-perspective-western-balkans_en.pdf
18. Analysis of Benchmarks for Montenegro through Comparison with Croatia and Serbia // Ministry of European Affairs [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.mep.gov.me/ResourceManager/FileDownload.aspx?rid=309462&rTyp e=2&file=K.A.%20Eng.pdf
19. Appointments in the context of Croatia's accession to the EU / Council of The European Union [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-11763-2013-INIT/en/pdf
20. Asylum applicants in the EU / Eurostat [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/web/main/news/themes-in-the-
spotlight/asylum2016
21. Charter of fundamental rights of the european union // Official Journal of the European Communities - 2000. - № 364/01.
22. Commission staff working document Montenegro 2018 Report // European
Commission [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://ec.europa.eu/neighbourhood-enlargement/sites/near/files/20180417- montenegro-report.pdf
23. Corruption in Montenegro: bribery as experienced by the population /
UNODC [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://www.unodc.org/documents/data-and- analysis/statistics/corruption/Montenegro_corruption_report_web.pdf
24. Council and commission decision / Official Journal of the European Union - 28.1.2005. - № 26/1.
25. Council and commission decision of 16 June 2008 on the signing on behalf of the European Community of the Stabilisation and Association Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and Bosnia and Herzegovina, of the other part / Official Journal of the European Union - 30.6.2015. - № 164/1.
26. Council and commission decision of 22 July 2013 establishing the position to be taken on behalf of the European Union and the European Atomic Energy Community within the EU-Serbia Stabilisation and Association Council concerning a Decision of the EU-Serbia Stabilisation and Association Council adopting its rules of procedure / Official Journal of the European Union - 18.10.2013. - № 278/1.
27. Council and commission decision of 29 March 2010 on the conclusion of the Stabilisation and Association Agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Montenegro, of the other part / Official Journal of the European Union - 29.4.2010. - № 108/1.
28. Council conclusions on Albania / General Secretariat of the Council
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-11281-2014-INIT/en/pdf
29. Council conclusions on Western Balkans / Council of the European union - Press release - 3.10.2005. - 12515/1/05 REV 1.
30. Enlargement Strategy and Main Challenges 2009-2010 / Commission of the European Communities, COM(2009) 533 - 14.10.2009. 74 p.
31. European council 16-17 december 2010 / The General Secretariat of the Council [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-30-2010-INIT/en/pdf
32.Information concerning the date of entry into force of the EC-fYROM Stabilisation and Association Agreement / Official Journal of the European Union - 23.3.2004. - № 85/26.
33.Information on the date of entry into force of the stabilisation and association agreement between the European communities and their Member states, of the one part, and the republic of Albania, of the other part / Official Journal of the European Union - 24.4.2009. - № 104/57.
34. Konacne rezultate izbora za poslanike u Skupstinu republike Crne Gore, 2006-2016.
35. Letter of Protest Addressed to Western Democracies by Montenegrin
Intellectuals [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://www.montenet.org/2003/repotpis.html
36. MEA Magazine - Eurokaz / Ministry of European Affairs, № 1. - 2017. 33 p.
37. Meeting with Turkish senior officials (Helsinki, 26 November 1999) / The General Secretariat of the Council [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-14058-1999-INIT/en/pdf
38. Moody's affirms Montenegro's B1 rating; changes outlook to stable from negative / Moody’s [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.moodys.com/research/Moodys-affirms-Montenegros-B1-rating- changes-outlook-to-stable-from--PR_373199
39.OEC [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://atlas.media.mit.edu
40. PHARE: Assistance for economic restructuring in the countries of Central
and Eastern Europe: An operational guide / Official Journal of the European Communities [Электронный ресурс]. Режим доступа:
https://core.ac.uk/download/pdf/76790242.pdf
41. Politicko javno mnjenje Crne Gore / CEDEM, - 2017. 22 р.
42. Presidency Conclusions / European Council [Электронный ресурс]. Режим
доступа: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-15914-2005-
INIT/en/pdf
43. Program of priorities Democratic Party of Socialists of Montenegro 2015
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://s3.eu-central-
1. amazonaws.com/»DPS».website/media/files/1519391500-program-en.pdf
44. Reflections of the migrant crisis in Montenegro. - 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.fes.de/pdf-files/bueros/sarajevo/13436.pdf
45. Remarks by President Herman Van Rompuy following the first session of the European Council / European Council [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://data.consilium.europa.eu/doc/document/ST-38-2012-INIT/en/pdf
46.Sofia Declaration // EU Western Balkan summit [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.consilium.europa.eu/media/34776/sofia-
declaration_en.pdf
47.Stabilisation and association agreement between the European Communities and their Member States, of the one part, and the Republic of Montenegro, of the other part [Электронный ресурс]. Режим доступа:
http ://ec. europa.eu/competition/ international/bilateral/montenegro_saa_en.pdf
48.Survey on Public Perceptions of the European Integration Process in Montenegro / DEFACTO consultancy, - 2016. 34 р.
49. Trading economics [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://tradingeconomics.com
50. Travel & tourism economic impact 2017 Montenegro // World travel and
tourism council [Эл. ресурс] Режим доступа: https://www.wttc.org/-
/media/files/reports/economic-impact-research/countries- 2017/montenegro2017.pdf
51. Treaty on European Union [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://europa.eu/european- union/sites/europaeu/files/docs/body/treaty_on_european_union_en.pdf
52. WB Q4 2016 «Asylum applicants in the EU» // FRONTEX [Электронный
ресурс]. Режим доступа:
http://frontex.europa.eu/assets/Publications/Risk_Analysis/WB_Q4_2016.pdf
53. Western Balkans / Eurostat [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ec.europa.eu/eurostat/web/main/news/themes-in-the-spotlight/western- balkans
54. Zakon o referendumu o drzavno -pravnom statusu Republike Crne Gore od 2.3.2006. № 01-268/2 // Sluzbeni list RCG - 2006 - № 12/2006.
Литература
1. Андрияшевич Ж.М., Растодер Ш. История Черногории с древнейших времен до 2006 года. М.: 2010 - 320 с.
2. Анникова В.А., Радусинович М. Этнические конфликты на территории бывшей Югославии // Вестник РУДН. Серия: Социология, № 4. - 2015. С 94¬102.
3. Аншаков Ю.П. Становление Черногорского государства и Россия (1798¬1856) / Ю.П. Аншаков - М.: Российская академия наук, Ин -т славяноведения, 1998. 387 с.
4. Артамонов В.А. Два славянских преобразователя, изменивших лицо страны / В.А Артамонов// Известия Самарского научного центра Российской академии наук т. 15. № 5. - 2013. С. 178-184.
5. Артамонов М.А. Черногория в Первой Балканской войне 1912-1913 ГГ / М.А. Артамонов // Культурно-исторические исследования в Поволжье: проблемы и перспективы, - 2003. С. 283-294.
6. Баторшина И.А. Основные этапы процесса восточноевропейского расширения ЕС/ И.А. Баторшина // Ретроспектива: Всемирная история глазами молодых исследователей, № 4. - 2009. С. 80-87.
7. Богоевич А. История Черногории с древнейших времен до 2006 года / А. Богоевич ; пер. под ред. М. Киршова, - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2010. 319 с.
8. Буланникова Ю. А. Процесс интеграции стран Западных Балкан в Евросоюз // Вестник МГИМО, № 2. - 2010. 8. с.
9. Бычков Ю.Е. Черногория: от прошлого к настоящему / Ю.Е. Бычков - М.: Российская академия наук, Ин -т славяноведения. 2008. 317 с.
10. Витте С.Ю. Воспоминания Т.1 / С.Ю. Витте - М.: Директ-Медиа. 2014. 425 с.
11. Вишняков Я.В. Черногория в Балканской политике России (1830-1860 гг.) / Я.В. Вишняков - М. Министерство иностранных дел РФ, МГИМО. 1998. 101 с.
12. Воробьев А.А. Геополитические интересы России на Балканах в хх - начале XXI столетий / АА. Воробьев // Вестник славянских культур, № 3. - 2016. С. 65-76.
13. Гасанов М.Р. Миграционный кризис в Европе: причины, последствия, перспективы разрешения. / М.Р. Гасанов //Актуальные проблемы современных международных отношений. - 2016. С. 11-22.
14. Гасымов Ф.Р. Признание государств и правительств, современная международно-правовая теория и практика: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.10. - Казань, 2005. - 199 с.
15. Глинкина С.П., Лобанов М.М. Проблемы внешнеэкономического сотрудничества России и республик бывшей Югославии в XXI / С.П. Глинкина, М.М. Лобанов // Российский внешнеэкономический вестник, № 12. - 2015. С. 55-75.
16. Гришин А.В. Экономический и валютный союз: правовой механизм: диссертация ... кандидата юридических наук: 12.00.10; [Место защиты: Ин-т государства и права РАН]. - Москва, 2010. - 218 с.
17. Гуляева Е.О., Пашкова Е.Ю. Интеграция Словении в Европейский союз
[Электронный ресурс]. Режим доступа:
http://edu.secna.rU/media/f/regional_researches_tez_2016.pdf
18. Гуськова Е.Ю. История Югославского кризиса (1990-2000). М.: 2001. 720 с.
19. Докучаев Д.С., Докучаева Н.А. Политика конструирования этнорегиональной идентичности в контексте суверенизации Черногории в конце 1990-х - начале 2000-х годов / Д.С. Докучаев, Н.А. Докучаева // Вестник пермского университета № 2. - 2015. С. 190-198.
20. Докучаева Н.А. Особенности конструирования политической идентичности независимой Черногории / Н.А. Докучаева // Вестник Пермского Университета, № 2(18). - 2012. С. 27-35.
21. Докучаева Н.А. Политика и общество Черногории в контексте Европейской интеграции / Н.А. Докучаева // Problems of design and development of human communities self-organization forms, 2011. 9-11.
22. Докучаева Н.А. Роль интеллектуалов в становлении современной Черногории / Н.А. Докучаева // Лабиринт. Журнал социально-гуманитарных исследований, № 1-2. - 2016. С. 55-64.
23. Докучаева Н.А. Формирование суверенного государства и гражданского общества в Черногории во второй половине 1990-х-2000-е гг. : диссертация ... кандидата исторических наук : 07.00.03; [Место защиты: Иван. гос. ун-т] - Иваново, 2013. 262 с.
24. Драшкович В. Экономические отношения Сербии и Черногории: Роль Евросоюза / В. Драшкович // Мировая экономика и международные отношения, № 5. - 2003. С. 105-108.
25. Европейский Союз в XXI веке: время испытаний: серия монографий // М.: Весь Мир, 2012. 343 с.
26. Жоголева М.Д. К вопросу об обучении сербов и черногорцев в России в 50-70-е гг. XIX века / М.Д. Жоголева // Славянский мир в третьем тысячелетии. № 6. - 2011. С. 172-181.
27. Журбей Е.В. Разрешение сецессионистских конфликтов посредством политики «европеизации» (на примере Сербии и Черногории) / Е.В. Журбей // Ойкумена. Регионоведческие исследования, № 1 (1). - 2006. С. 69-80.
28.Задохин А. Г., Низовский А. Ю. Пороховой погреб Европы. - М.: Вече, 2000. 416 с.
29. Искендеров П.А. Россия и Черногория: некоторые исторические уроки взаимодействия / П.А. Искендеров // Славянский мир в третьем тысячелетии. № 8-1. - 2013. С. 170-187.
30. Исламов, Д.Р. Черногорский вопрос в политике союза Сербии и Черногории. Референдум в Черногории 2006 года / Д.Р. Исламов // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, № 7 - 2017. С. 54-56.
31. Кандель П.Е. «Балканская» демократия между историей и
«транзитологией» / П.Е. Кандель // Власть, № 10. - 2007. С 15-25.
32. Кандель П.Е. Возьмут ли Балканы в ес? / П.Е. Кандель // Власть, № 12. - 2011.С. 143-147.
33. Клименко З.В. Черногорская независимость: причины и последствия / З.В. Клименко// Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, № 6. - 2014. С. 41-50.
34. Копривица Ч.Д., Ряпухина В.Н. Черногорцы / В.Н. Ряпухина, Ч.Д. Копривица // Научный результат. Серия «Социальные и гуманитарные исследования», № 1 (7). - 2016. С 66-70.
35. Кульба В. В., Кононов Д.А., Чернов И.В., Янич С.С. Сценарии управления государством (на примере Союза Сербии и Черногории) / С.С. Янич, Д.А. Кононов, В.В. Кульба // Проблемы управления, № 5. - 2005. С. 33¬42.
36. Мартынов В.Л., Сазонова И.Е. Черногория и Россия: прошлое и настоящее / В.Л. Мартынов, И.Е. Сазонова // Вестник Тверского Государственного Университета. Серия: география и геоэкология, № 1 - 2018. С. 52-72.
37. Мартынова М.Ю. Балканский кризис: народы и политика. - М.: Старый сад. 1998. 466 с.
38. Мигунов Е.В. Германские исследования по проблеме формирования новых государств на примере Черногории / Е.В. Мигунов // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки, № 11. - 2015. С. 96-99.
39. Мирич И. А. Политические процессы в переходных обществах: опыт нациостроительства в Черногории: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02; [Место защиты: Ин-т философии РАН]. - Москва, 2011. - 164 с.
40. Митриевска Я. «Учредительные выборы» и политический транзит стран бывшей Югославии / Я. Митриевска // Социально -экономические явления и процессы, № 8. - 2015. С. 192-199.
41. Моро Г.И. Дезинтеграционные процессы в Балканском регионе в контексте обеспечения безопасности России: диссертация ... кандидата политических наук: 23.00.02. - Москва, 2001. - 180 с.
42. Назаров И. В. Требования Европейского Союза к судебным системам стран - кандидатов в члены ЕС и особенности их исполнения // Проблеми законности № 114. - 2011. 4 с.
43. Раскина Е.Ю., Кожемякин М.В, Черногория. Горы в зеркале Адриатики / Е.Ю. Раскина, М.В. Кожемякин - М.: Вече, 2013. 304 с.
44. Ровинский П. Черногория в ее прошлом и настоящем. Т 3/ П. Ровинский - Петроград: Тип. Имп. Акад. наук, 1915. 521 с.
45. Романенко С.А. Распад СФРЮ, государства наследники. Юго- восточная Европа в эпоху кардинальных перемен / под ред. Язьковой А. А. - М. : весь мир, 2007. 352 с.
46. Секулич Л. Черногория во время фашистской оккупации (опыт и память) / Л. Секулич // IV Манякинские чтения: Проблемы и обеспечение национальной безопасности: прошлое, настоящее, будущее (70-летию окончания Второй мировой войны посвящается), - 2015. С. 341-346.
47. Сипко Й. Россия, Запад и мы в контексте русофобии / Й. Сипко // Политическая лингвистика, № 5. - 2017. С. 52-59.
48. Соколов А.В. Сербо-Черногорские отношения после распада СФРЮ (1992-2006 гг.) / А. В. Соколов // Imagines mundi : альманах исследований
всеобщей истории XVI—XX вв., № 6. Сер. Балканика. Вып. 1. - 2008. С. 140¬153.
49. Струнина Н.Г. Милица Николаевна и Анастасия Николаевна Романовы: от черногорских княжон до великих княгинь при дворе Николая II / Н.Г. Струнина // Известия Самарского научного центра РАН. № 5-1. - 2013. C. 35¬42.
50. Суглобова Д.Р. Европейская интеграция Западных Балкан и их соответствие политическим критериям для вступления в Евросоюз на примере Сербии и Черногории / Д.Р. Суглобова // Актуальные вопросы общественных наук: социология, политология, философия, история, № 55. - 2015. С. 6-11.
51. Торин А.И. «Игра в историю» и ее последствия на поствизантийском пространстве конца XX начала XXI века / А.И. Торин // Вестник славянских культур, № 3-4. - 2008. С. 29-40.
52. Трофимова О. Вступление Хорватии в Евросоюз [Электронный ресурс].
Режим доступа:
https://www.imemo.ru/files/File/ru/comment/comm_2013_014.pdf
53. Тэвдой-бурмули А.И. «Велосипедист на болоте»: уроки и перспективы расширения ЕС в XXI в / А.И. Тэвдой-бурмули // Вестник МГИМО, № 4 (31). - 2013. С.105-112.
54. Хлебникова В.Б. Суверенитет за чужой счет: финансовая помощь Российской империи Черногории в конце XIX - начале ХХ вв. / В.Б. Хлебникова // Россия и запад: диалог культур, № 11. - 2016. С. 23-35.
55.Чиркович С.М. История Сербов / С.М. Чиркович - М.: Весь мир, 2009. 448 с.
56. Шугурова И.А. Черногория как переходное общество / И.А. Шугурова // Политическая экспертиза: Политэкс Т 2. № 1. - 2011. С. 249-262.
57. Югославия в XX веке: Очерки политической истории. - М.: «Индрик», 2011. 888 с.
58. Милович П. Адм1шстративно-правов1 засади м1жнародно! економ1чно!
штеграцп республхки Чорногорхя / П. Милович // Проблемы
Адм1н1стративного права, № 4-5 - 2015. С. 51-54.
59. Bideleux R., Jeffries I.The Balkans: A Post-Communist History, - London: Routledge, 2007. 640 p.
60. Bieber F. Montenegro in Transition Problems of Identity and Statehood / F. Bieber - Baden-Baden: Nomos Verlagsgesellschaft, 2003. 196 p.
61. Caspersen N. Elite Interests and the Serbian-Montenegrin Conflict / N. Caspersen // Southeast European Politics, Vol. IV, No. 2-3. - 2003. P 104-121.
62. Cingel J. Montenegro on the Way to NATO / Globsec Policy institute
[Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.globsec.org/wp-
content/uploads/2017/07/montenegro_on_the_way_to_nato.pdf
63. Durovic G. EU i Crna Gora proces pristupanja / G. Durovic. - Podgorica: EU Info centar, 2017. 128 р.
64. Jovic D., Hrvatska vanjska politika pred izazovima clanstva u Europskoj Uniji, (Croatian foreign policy facing the challenges of EU membership) / D. Jovic // Politicka misao, 48 (2). - 2011. Р 7-36.
65. Kenneth Morrison Change, Continuity and Consolidation: Assessing Five Years of Montenegro’s Independence / Kenneth Morrison // LSEE Papers on South Eastern Europe, I. 2. - 2011. 54 р.
66. Kotlowski D.J. The European Union: From Jean Monnet to the Euro / D.J. Kotlowski - Ohio University Press, 2000. 48 р.
67.Schenker H. The Stabilization and Association Process: An Engine of European Integration in Need of Tuning / Н. Schenker // JEMIE № 7 - 2008. 19 p.
68. Senada S. The Impact of the Refugee Crisis in the Balkans: A Drift Towards Security / S. Senada // Journal of regional security, 12:1. - 2017. P 51-74.
69. Vukicevic B. Foreign Relations of Post-Independence Montenegro: A Change of Direction / B. Vukicevic // Lithuanian Foreign Policy Review vol. 36. - 2017. 107-135 p.
70. Weber B. The EU-Turkey Refugee Deal and the Not Quite Closed Balkan Route. - 2017. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://library.fes.de/pdf- files/bueros/sarajevo/13436.pdf