Введение 3
Глава 1. Теоретические основы кадрового потенциала 7
1.1. Сущностная характеристика кадрового потенциала 7
1.2. Современные методы оценки кадрового потенциала 12
1.3. Развитие кадрового потенциала организации 22
Глава 2. Анализ кадрового потенциала в ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет" 32
2.1. Характеристика деятельности ФГАОУ ВО ФГАОУ ВО "Казанский
(Приволжский )Федеральный университет" 32
2.2. Анализ финансово-экономической деятельности ФГАОУ ВО "Казанский
(Приволжский) Федеральный университет" 37
2.3. Анализ кадрового потенциала ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский)
Федеральный университет" 44
Глава 3. Разработка рекомендаций и обоснование мероприятий по решению
кадрового потенциала в ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный
университет" 50
3.1. Предложения по совершенствованию кадрового потенциала в ФГАОУ
ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет" 50
3.2. Рекомендации по повышению эффективности кадрового потенциала
ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) федеральный университет" 61
Заключение 67
Список использованных источников 75
Приложение
Актуальность проблемы исследования кадрового потенциала организации очевидна. Проблема кадров является важной частью управленческой деятельности любой организации. В условиях рыночной экономики кадровый потенциал организации формирует уровень конкурентоспособности организации, также эффективность экономическую, долгосрочную перспективность нахождения организации в определенном рыночном сегменте.
Целью исследования является разработка системного методического подхода к управлению кадровым потенциалом ФГАОУ ВО "Казанского (Приволжского) Федерального университета", учитывающего особенности отрасли и роль науке и образовании как основы устойчивого развития региона в целом.
Поставленная цель определила задачи исследования:
Поставленная цель определила задачи исследования:
1) изучить сущностную характеристику кадрового потенциала;
2) проанализировать современные методы оценки кадрового потенциала
3) рассмотреть развитие кадрового потенциала организации;
4) изучить характеристику деятельности ФГ АОУ ВО К(П)ФУ;
5) провести анализ финансово-экономической деятельности ФГАОУ ВО К(П)ФУ
6) провести анализ кадрового потенциала ФГАОУ ВО К(П)ФУ;
7) разработать предложения по совершенствованию кадрового
потенциала ФГАОУ ВО К(П)ФУ;
8) выявить рекомендации по повышению эффективности кадрового потенциала ФГАОУ ВО К(П)ФУ.
Объектом исследования является кадровый потенциал ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет" (сокращенные наименования КФУ, К(П)ФУ, Казанский Федеральный университет).
Предметом исследования являются закономерности и тенденции управления и развития кадрового потенциала ФГАОУ ВО "Казанский (Приволжский) Федеральный университет".
Теоретической и методической основой диссертационного исследования стали разработки, концепции и гипотезы, обоснованные в трудах по экономической теории, а также в работах представителей организационно - управленческого направления: менеджмента организации, менеджмента знаний, корпоративного, производственного, стратегического, инновационного и др. ветвей менеджмента; управления человеческим капиталом, маркетинга, теории систем, экономической социологии и др.
Методической основой исследования послужили диалектические принципы, принципы индукции и дедукции, позволяющие выявить основные характеристики явлений и процессов в их взаимосвязи, определить тенденции их становления и развития в рамках глобальной внешней среды.
Исследование базируется на использовании теории системного анализа, теории экономического анализа, общенаучных методов познания, методов экстремальных группировок, структурно-функционального моделирования.
Исследование учебной и научной литературы по проблеме кадрового потенциала организации позволяет утверждать о том, что среди ученых нет единого мнения на определение «кадровый потенциал».
В научной литературе встречается несколько подходов к изучению данного феномена. Основные из них следующие.
1. Большинство ученых, раскрывающих такое понятие как «кадровый потенциал» указывают на совокупность у работника, таких умений и познаний, которые будут способствовать эффективному выполнению должностных обязанностей на своем рабочем месте.
Здесь можно привести пример определение С.В. Андреева, который указывал, что кадровый потенциал - это совокупность обобщающих характеристик системы возможностей и способностей сотрудников организации, которые работают в организации на постоянной основе.
Однако, не все ученые придерживаются такого мнения как С.В. Андреев. Напротив, некоторые ученые даже пытаются оспорить вышеуказанное определение, например, Ю.А. Нижник. По его мнению, в сущность кадрового потенциала, помимо перечисленных выше С.В. Андреевым характеристик, необходимо включить и иные важные характеристики. Среди таких характеристик Ю.А. Нижник предлагает включить: нравственные ценности, мотивацию.
2. Существует и иной подход на проблему кадрового потенциала организации, который сводится к тесной связи между трудовым и кадровым потенциалами. Один из представителей такого суждения - это И.Е. Кудрявцев. Он утверждает, что в ядре кадрового потенциала должны располагаться трудовой потенциал.
3. В научной литературе отражен и системный подход к термину «кадровый потенциал». Одним из представителей данного подхода является М.В. Носкова. В своих научных трудах, она указывает на то, что кадровый потенциал обозначает возможность участия работника организации в трудовой деятельности с учетом его личностных и профессиональных возможностей, развивающихся в результате их взаимодействия.
Таким образом, мы наглядно демонстрируем факт того, что в научном сообществе отсутствует единое представление на такой феномен как «кадровый потенциал». В научной литературе встречается достаточно много направлений в области исследуемого определения «кадровый потенциал». Каждое мнение имеет право на свое существование.
Исследуя вышеуказанную проблему были изучены методы анализа и управления кадровым потенциалом организации.
Оценку кадрового потенциала организации, как правило, считают подсистемой в общей системе управления персоналом. Она наполняет систему управления персоналом. Кроме этого, обеспечивает информацией о его качестве на соответствие стратегии организации.
Для большей эффективности работы организации, в научной литературе, предлагаются следующие принципы управления кадровым потенциалом:
- принцип учета социальности человека;
- принцип единства личности и его действий;
- принцип единства действий человека и самореализации;
- принцип единства реализации человека и развития;
- принцип потенциала предметной деятельности и единства трудового потенциала.
Исследование экономических трудов, посвященных проблемам формирования и использования кадрового потенциала фирмы, региона, национальной экономики в целом, показывает, что данная проблема носит комплексный характер, объединяющий традиции классической политической экономии, методологический потенциал неоклассической экономической теории, концептуальные положения кейнсианства, а также некоторые принципы институционального направления, что доказывает ее непреходящий характер и актуальность. Теоретической и методологической основой диссертации явились работы, посвященные анализу глубинных экономических отношений и процессов. Недостаточная методическая проработанность данного вопроса, отсутствие системного подхода к исследованию кадрового потенциала отрасли послужило основой для выбора темы диссертационной работы, определила ее цели и задачи, а также направления использования полученных результатов.
Диагностика организационных структур и процессов вуза важна и как фиксация текущего состояния системы управления вузом, так и в постановке задач ее совершенствования.
Организационное развитие призвано повысить эффективность вуза в решении его стратегических целей и задач. Общие подходы в этой области связаны с такими структурными преобразованиями как: максимальное организационной структуры; создание новых структурных единиц, направленных на достижение стратегических задач; пересмотр существующего распределения функций между подразделениями; выявление и ликвидация не эффективных структур; развитие проектно-матричных форм организации деятельности ряд других.
Оптимизация функций и процесс в предполагает увеличение скорости принятия и реализации управленческих решений, повышение их качества и эффективности.
Как правило, это приходит за счет: перепроектирования и оптимизации существующих процессов; создание общих центр в обслуживания и д ступа; централизации и консолидации полномочий и ответственности; стандартизация процессов и введение регламент в деятельности; перевод части функций на аутсорсинг и т. д.
Таким образом, диагностика организационных структур и процессов вуза является важным инструментом совершенствования деятельности вузов. В целом, диагностика должна охватывать все ключевые структурные и процессные изменения в вузах, связанные с их стратегическим развитием.
Использование бенчмаркинга как одного из подходов для проведения диагностики является перспективным, т. к. создается возможность проведения изменений, проверенных в других университетах, что снижает риски и повышает эффективность деятельности по организационному развитию
Подводя итоги работы и обобщая накопленный нами опыт, можно сделать вывод, что изучение кадрового потенциала предполагает использование различных, как качественных, так и количественных методов и техник сбора данных, выбираемых в зависимости от решаемой задачи. При изучении структуры и динамики организационного-кадрового потенциала наиболее эффективной является кадровая статистика, при исследовании социально-профессионального самочувствия и научно-исследовательского потенциала в большей мере эффективны опросы персонала, а при изучении корпоративной культуры и системы профессионального роста и продвижения -фокус-группы.
Вместе с тем, даже решая ту или иную конкретную задачу изучения кадрового потенциала, использование единственного метода сбора данных не является достаточным. Так, при изучении структуры и динамики кадрового потенциала, кадровая статистика требует дополнения данными проса.
Мнения о научно-исследовательском потенциале являются только мнениями и должны быть дополнены сухой статистик й цифр показателей отчетов по науке. Что касается корпоративной культуры, то результаты фокус-групп необходимо сопоставлять с данными опросов, статистикой участия в корпоративных мероприятиях и результатами наблюдений.
Следовательно, изучение кадрового потенциала вуза должно представлять симбиоз различных методов сбора данных, которые не только выбираются под конкретные задачи, но даже в рамках решения различных задач дополняют друг друга. Даже один и тот же показатель кадрового потенциала может быть замерен сразу несколькими методами, содержательно раскрывающими информацию о нем с разных сторон.
Поэтому, при исследовании кадрового потенциала, необходимо вначале четко очертить круг задач, определить в рамках каждой задачи список измеряемых показателей, а затем определить в рамках какого из методов сбора данных будет эффективнее измерять тот или иной показатель или данный показатель должен быть измерен разными методами. Далее, формируя конкретный инструментарий, например анкету для опроса персонала, необходимо и достаточно включить в нее только те показатели, которые имеет смысл измерять опросным методом. Естественно, для реализации такого подхода, исследовательскому коллективу необходимо владеть искусством измерения различными методами. В противном случае возникает опасность и соблазн редуцировать все задачи к одному, в лучшем одному-двум хорошо освоенным методам, несмотря на то, что их возможности не всегда адекватны поставленным задачам
Таким образом, в вузе существует три уровня структур, которые влияют на формирование корпоративной культуры и имеют ее у себя. Это общеуниверситетский, институтский, кафедральный.
Носителями корпоративной культуры является человек, а сама корпоративная культура имеет уровни: административный и персональный (т. е. человеческий -преподаватели, сотрудники и студенты).
Человек в своей жизнедеятельности преследует свои личные цели, часто именно они становятся базовыми ценностями. И здесь они не во всем спектре совпадают с целями руководства. Цель руководства -продвижение бренда и попытка его продажи как можно дор же в прям м и переносном смысле.
В отличие от этого цель членов коллектива вуза-это комфортное существование, самореализация и работа за хорошие деньги, дающие возможности достойной жизни.
В данной ситуации главное-как провести измерение корпоративной культуры. При этом следует иметь в виду, что она делится на два вида: корпоративная культура для руководства и корпоративная культура для работников. Таким образом, корпоративная культура имеет по своему значению два уровня. В чем-то они с впадают. Так для руководства и администрации и для работников вуза одинаково важно и престижны достижения вуза внутри страны и рост его престижа на международной арене. Это выигранные гранты, выигрыш программ, престижное место в рейтингах, премии и поощрения, возможность карьерного роста.
Однако для первых, это приносит весомый финансовый профит, тогда как для коллектива в основном, духовное равновесие, хотя в конечном итоге может способствовать и материальной выгоде множества сотрудников
Показателем эффективности корпоративной культуры является высокая престижность работы в вузе. Это всеобщее существенные преференции в виде длительного отпуска, не полностью занятого рабочего дня, интеллигентного коллектива на работе.
Если в вузе существуют постоянные образовательные и научные коллективы, а в них хорошо сочетается зрелые, опытные и молодые кадры, если не высока текучесть кадров -значит вуз развивается, живет и решает, поставленные перед ним обществом и государством, проблемы.
Применительно к университетской культуре и основываясь на данных фокус-групп, представляется оптимальной такая схема разработки модели корпоративной культуры. Вначале необходимо сформулировать основные цели и задачи корпоративной культуры К(П)ФУ. Участники фокус-групп демонстрируют желание делегировать эту функцию руководству или специально созданной для этой цели инициативной группе, однако большинство понимает, что только этим субъектам может оказаться не под силу выполнить эту задачу -если эти наработки будут сделаны и проведены «сверху» и не найдут отклика у сотрудников, то в результате может ничего не измениться «Миссия» будет существовать на бумаге, а К(П)ФУ продолжит жить стихийно.
Поэтому при формулировании (обновлении) миссии представляется важным максимально полно изучить, а затем и задействовать общественное мнение и энтузиазм не только преподавательского с става, но и иных групп людей, работающих в УРФУ и так или иначе связанных с нею (необходимо учитывать кроме потенциала администрации и сотрудник в еще и потенциал студентов). Особенно это актуально для таких масштабных и разветвленных структур, какими являются федеральные университеты.
Участникам фокус-групп представляются целесообразными такие шаги:
1. В случае если руководство К(П)ФУ решает, что оно намерено задействовать потенциал своего коллектива в формировании корпоративной культуры, необходимо объявить о том, что университет намерен оценить эффективность своей работы и заново п см треть на основные цели и задачи своей деятельности, на то, ради чего и во имя чего он действует и развивается. Это важно как «сигнал старта», как начало коллективной работы по развитию университета.
2. Параллельно необходимо выяснить, что думают о существующем
положении дел и об основных целях, задачах и направлениях развития университетской корпорации ее основные субъекты. Оптимальным
представляется полноценное и специально для этой цели организованное социологическое обследование К(П)ФУ, притом организовать постоянный мониторинг. Главное здесь -получать информацию по данной проблематике, что называется, из первых рук. Одним из дополнительных результатов этой работы наверняка станет своего рода «диагноз» внутренних проблем университета, что будет только к лучшему, так как может поспособствовать их разрешению.
3. На основе полученных результатов (впрочем, это можно делать и параллельно) представляется важным провести серию встреч, в х де которых будут всесторонне обсуждены те идеи, которые руководство университета закладывает в фундамент его деятельности, здесь же необходимо озвучить и проанализировать и результаты социологического обследования. Такие встречи могут быть разными по масштабу участия в них членов коллектива и различными по форме: мозговые штурмы, игр вое моделирование, оргдеятельностная игра, метод кейс-стадий или выработка SWOT-анализа.
Возможно и сочетание этих методов. В ходе встреч нарабатывается критическая масса идей и предложений, которые можно будет положить в основу миссии университета или откорректировать с их помощью изначальные принципы корпоративной культуры.
4. Само проведение исследования сильно действует на организацию (проведение фокус-группы тому пример): позволяет наиболее инициативным ее членам почувствовать возможность изменений к лучшему и включиться в работу по совершенствованию деятельности университета, выявляет тех, на кого можно будет в дальнейшем опереться в развитии, определяет, насколько может быть сильно противодействие нововведениям, вскрывает лежащие внутри проблемы организации - здесь возможно множество позитивных эффектов. Единственное, чего нельзя делать - останавливаться после этого шага, поскольку это разрушит возникшие ожидания энтузиастов и укрепит позиции скептиков.
5. Провести исследование внешней среды, в которой будет реализовываться миссия университета: что происходит на образовательном рынке, каковы тенденции его изменения на ближайшие годы, какие факторы могут представлять угрозу для деятельности К(П)ФУ, какие факторы могут способствовать достижению целей и какие для этого потребуются корректировки целей и планов. Эта работа, которую условно можно назвать маркетинговым исследованием, поможет также выявить конкурент в и потенциальных партнеров университета.
6. На основе всей полученной и проанализированной информации можно сформулировать цели и задачи университета, его миссию. Обычно миссия выражается предельно кратко, идеально -на одной странице, в ней должно быть отражено три-пять базовых положений. Получившийся текст необходимо представить коллективу или, как минимум, проинформировать людей о том, что получилось в результате проведенной работы.
Оптимальным вариантом было бы представить университетской общественности сформулированную миссию вместе с положением о корпоративной культуре и проектом стратегического плана деятельности университета по выполнению тех задач, которые были определены. Это позволит продолжить коллективную работу по совершенствованию деятельности университета и одновременно будет способствовать формированию его корпоративной культуры -жизнеспособной, деятельной и развивающей.
Корпоративная культура университета глазами преподавателей подразумевает наличие некоторого общего идеального образа («лица» К(П)ФУ), формирующего и влияющего на поступки и образ жизни представителей университета. Т.е. должен быть создан некий общий кодекс поведения, единые правила, но обязательно осознаваемые и внутренне разделяемые всеми членами коллектива.
В К(П)ФУ как большой, сложной, разношерстной организации, содержащей большое количество разных структур, с уже сложившимися привычками, штампами, представлениями, прийти к единству с естественным, внутренним разделением общих представлений б образе жизни, правилах поведения.
Из них потом родятся различные формы: традиции, логотипы, дресс- коды и т.д., но сейчас важно сформировать основу -кодекс общих для всех, но внутренних правил.
Результаты исследования показывают, что управление корпоративной культурой объединенного вуза должно стать отдельным проектом (говоря языком менеджмента, отдельным бизнес-процессом) организационного дизайна, который позволил бы подходить к вопросу структуризации корпоративной культуры на системной основе (а не на интуитивной).
Менеджмент корпоративной культуры должен перейти в круг оперативно управляемых параметров -только так можно добиться организационной гибкости и эффективности управления. Важнейшим фактором для таких гибких организаций является именно особая корпоративная культура компании, позволяющая оперативно и активно внедрять все изменения.
Все изложенное выше призвано доказать значимость корпоративной культуры для развития вуза и субъектов -ее носителей. Понятно, что корпоративная культура не приносит доход и прибыль сама по себе, хотя привычка каждое утро приходить на занятия в соответствующем настроении и с необходимым уровнем подготовки -это тоже культурная характеристика.
Поэтому становится важным установить связь между деятельностью по формированию, диагностике и изменениям-развитию корпоративной культуры и другими, более очевидными областями внимания администрации и преподавателей.
Над созданием оптимальной корпоративной культуры и ее поддержанием приходится работать методично и постоянно, причем всем: и руководителям, и сотрудникам. Известная поговорка -«вселенная склонна к энтропии» -в полной мере относится к корпоративной культуре К(П)ФУ. Недостаточно лишь определить базовые постулаты корпоративной культуры, которая бы соответствовала миссии, основным корпоративным ценностям, тем целям, которых организация хочет д биться. Необходим постоянный и жесткий контроль за тем, как эти постулаты раб тают, насколько ни становятся нормой жизни для всех членов университетской корпорации.
Особенно это важно для К(П)ФУ, куда каждый год приходят первокурсники, где обновляются административный (чаще) и преподавательский (реже) составы, причем за счет людей, приходящих из организаций с иной деловой культурой. Работа с «новичками» требует не допускать размывания тех основ, на которых построена корпоративная культура организации
1. Конституция Российской Федерации: офиц. текст. - М.: Маркетинг, 2017.
- 39 с.
2. Трудовой кодекс Российской Федерации - М.: Маркетинг, 2016 - 208 с.
3. Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».
4. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».
5. Устав федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Казанский (Приволжский) федеральный университет»
Книги:
6. Андреева, Т.Е. Управление знаниями: хрестоматия. / Т. Е. Андреева, Т. Ю. Гутникова. - 2-е издание. - СПб.: Изд-во "Высшая школа менеджмента", 2010.
- 514 с.
7. Володина, Н.В. Адаптация персонала. Российский опыт построения комплексной системы / Н.В. Володина. - М.: «ЭКС-МО», 2015. - 127 с.
8. Гапоненко, А. Л. Научная теория менеджмента. / А.Л. Гапоненко, А. П. Панкрухина.- М.: РАГС, 2014. - 558 с.
9. Деслер, Г. Управление персоналом. / Г. Деслер - М.:Бином, 2014 г. - 423 с.
10. Донгак, Ч.Г. Повышение конкурентоспособности строительной организации на основе развития ее кадрового потенциала / Ч.Г. Донгак. - СПб.:, 2009. - 21 с.
11. Иванов, Н.А. Трудовой потенциал предприятия: пути эффективного использования /Н.А. Иванов., Ю. Г. Одегов, К. Л. Андреев. - Саратов : Изд- во Сарат. ун-та. - 141 с.
12. Ковылин, Д.М, Организационный механизм управления знаниями: Монография/ Д.М. Ковылин, Ковылина Л.Л. - Таганрог: РГСУ, Изд-во А.Н. Ступина, 2012.-117 с.
13. Кудрявцев, И.Е. Кадровый потенциал в научной сфере/ И.Е. Кудрявцев Автореферат дис. канд. соц. наук. - М., 2005. - 28 с.
14. Маслов, Е. В. Руководство человеческими ресурсами предприятия. /Е. В. Маслов - М.: ИНФРА-М, 2010. - 312 с.
15. Музыченко, В. В. Руководство человеческими ресурсами/ В.В. Музыченко. - М.: Издательский центр Академия, 2013. - 528 с.
16. Седнев, О. Г. Кадровый потенциал предприятия: моделирование и
управление/ О.Г. Седнев - Тольятти; Самара: НОУ ВПО «Международный институт рынка», 2008. - 132 с.
17. Сопоев, С.А. Адаптация молодых специалистов в современных российских организациях./С.А. Сопоев - М., 2013. - 27 с.
18. Слезингер, Г. Э. Труд в условиях рыночной экономики./ Г.Э. Слезингер - М.: ИНФРА-М, 1996. - 352 с.
19. Щесняк, К.Е. Кадровый потенциал и стратегия предприятия:
Монография./К.Е. Щесняк - М.:РУДН, 2010. -162 с.
Учебные пособия:
20. Андреев, А.Ф. Основы кадрового менеджмента / А. Ф. Андреев, Н. В. Гришина , С. Г. Лопатина. - М.: «Юрайт», 2011.- 354 с.
21. Букович, У. Управление знаниями: руководство к действию/У.У. Букович., Уилльямс Р -М.: ИНФРА-, 2012. - XVI, 504 с.
22. Васильева, Н. А. Экономика предприятия: конспект лекций./Н.А. Васильева., Матеуш, Т. А., Миронов М. Г. - М.: Юрайт-Издат, 2011. 191 с.
23. Веснин, В. Р. Управление персоналом: теория и практика: учебник / В. Р. Веснин. - М.: Проспект: Велби, 2006. - 688с.
24. Ветошкина, Т.Ю.: Формирование менеджмента качества персонала /Т.Ю. Ветошкина. -М.: Кадровик, 2010 г. - 47 с.
25. Грядовой, Д.И. Социальное управление. Теория, методология, практика/Д.И. Грядовой. - Юнити-Дана, 2013 г. - 312 с.
26. Егоршин, А.П. Организация труда персонала: учебник / А.П. Егоршин., А.К. Зайцев. - М.: ИНФРА-М, 2011 г. - 104 с.
27. Кибанов, А.Я. Основы управления пероналом.: Учебник/ А.Я. Кибанов.- М.: ИНФРА-М, 2012.
28. Кибанов, А.Я. Управление персоналом организации: Учебник/ А.Я.
Кибанова. - 3-е изд., доп. и перераб. - М.: ИНФРА - М, 2012.
29. Колпаков, В. М. Управление развитием персонала : учеб. пособие для студентов вузов. / В.М. Колпаков.- К. : МАУП, 2006. - 531 с.
30.Осипова, Е.А. Оценка персонала мотивирует к работе /Е.А. Осипова. Образование и бизнес. - 2000. . - 253 с.
31. Мильнер, Б.З. Управление знаниями в инновационной экономике:
учебник./Б.З. Мильнер - М.: ЗАО «Издательство «Экономика»», 2009. - 599 с.
32. Поршнев, А.Г. Управление организацией: Учебник/ А.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, Н.А. Соломатина. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2013.- 135 с.
33. Поршнев, А.Г. Управление организацией: учеб. для вузов./А.Г. Поршнев Е.Г. Поршнева, З.П. Румянцевой, И.А. Соломатина. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 736 с.
34. Румянцева, З. П.. Менеджмент компании. Учебное пособие./З.П. Румянцева., Саломатин Н. А., Акбердин Р. З, — М.: ИНФРА-М, 2013. - 521 с.
35. Смолкин, А. М. Менеджмент: основы компании: Учебник./А.М. Смолкин - М.: ИНФРА-М, 2012. - 312 с.
36. Тренинг персонала : учеб. пособие / А. О. Блинов, О. В. Василевская, В. П. Невежин, Н. В. Смоляков. - М. : КНОРУС, 2005. - 411 с.
37. Турчинов, А.И. Управление персоналом: Учебник/ А.И. Турчинова. - М.:Изд-во РАГС, 2012.-108 с.
38. Управление персоналом : учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Менеджмент организации» и «Управление персоналом» / Шлендерр П. Э. и др.;. П. Э. Шлендера. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 270 с.
Статьи:
39. Армстронг, М. Практика управления человеческими ресурсами / М. Армстронг. -. 8-е изд. Спб.: Питер, 2004. - 832 с.
40. Голева, Е.В. Современные взгляды на кадровый потенциал вуза /Е.В. Голева. Педагогическое образование в России, 2014. - № 8. - С. 28-31
41. Гринева, В. Н. Оценка уровня кадрового потенциала промышленных предприятий / В. Н. Гринева, А. И. Писаревская // БИЗНЕСИНФОРМ. 2009. - № 8. -С. 122-126
42. Калачев, А.М. Сравнительный анализ существующих подходов к балльной оценке кадрового потенциала организации / А.М. Калачев // Менеджмент в России и за рубежом. - 2012. - №2. -С. 120-128
43. Калмыкова, Д.Ю. Диагностика как важная функция управления цепями поставок/ Д.Ю. Калмыкова // Russian Journal of Management. М.: ИНФРА- С. 360-369
44. Калмыкова, Д.Ю. Методические аспекты диагностики цепей поставок / Д.Ю. Калмыкова // Вестник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 4, - С. 173-179
45. Киселева, А.В. Руководство стрессами и совершенствование
работоспособности персонала - залог успеха деятельности компании /А. В. Киселева.. 2009.- № 3. - С. 42-45
46. Курлыкова, А. В. Разработка корпоративной стратегии на основе
функциональных ориентиров компании / А.В. Курлыкова.- Вестник Оренбургского государственного университета. - 2012. - N 8, август. - 43-47с.
47. Мищенко, С.Г. , Мищенко С., Дворецкий С., Таров В. Гинос: управление подготовкой преподавателя технического вуза // Высш. образование в России. 2016. - N 5. - С. 42-48
48. Носкова, М.В. Теоретическая модель развития экономической категории
«кадровый потенциал»/ М. В. Носкова // Вестник Алтайского
государственного аграрного университета. - 2010. - № 2 (64). -С. 92-98
49.Опарина, Н. Н. Важные стратегии менеджмента кадровым резервом // Руководство человеческими ресурсами. 2009. - № 4. - С. 44-47
50. Парушина, Н.В. Система показателей экономики труда в управлении
кадровым потенциалом организации/Н.В. Парушина., Н.А. Лытнева.- Вестник Орловского государственного аграрного университета, 2012. -
Выпуск № 2. Т. 35. С. 131-135
51. Петрова, С. Управление развитием кадрового потенциала в инновационной экономике / С. Петрова //Кадровик. Кадровый менеджмент. - 2010. - № 2. - С. 7-11
52. Поддубный, А.М. , Поддубный А., Социальное партнерство и социальная
ответственность как факторы, обеспечивающие конкурентоспособность
вуза/А.М. Поддубный, Е.М. Собко // Проблемы теории и практики упр. 2009. N 9. - С. 84-92
53. Пучкова, А. П., Дворяшина В. П. Направления совершенствования
деятельности аспирантуры с применением информационных технологий на примере аспирантуры МЭСИ // Открытое образование. 2008. N 5. - С. 74-84
54. Реймаров, Г.А. Опыт оценки персонала с использованием системно-аналитического подхода / Г.А.Реймаров, Р.К. Грицук.-М.: Управление персоналом. - 2008. - №4. -С. 30-36
55. Титова, Е.В. К вопросу об инновационном развитии и ценности интеллектуального потенциала / Е.В. Титова // Экономические науки. - 2010. - № 12. -С. 7-8
56. Третьякова, Е.П. Оценка трудового потенциала организации / Е.П.Третьякова // Менеджмент в России и зарубежом. 2009. - №1. -С. 136-144
57. Хлопова, Т.В. К оценке трудового потенциала предприятия / Т.В. Хлопова, М.П. Дьякович // Социологические исследования. - 2003. - №3. - С. 67-74 Электронные ресурсы:
58. Андреев, С.В. , Дисстертация на тему: «Кадровый потенциал в услових становления рынка труда» // Диссертация в электронном видеййр://’№№№.й1ззегса1.сот/соп1еп1/кайгоуу1-ро1еп1з1а1-у-из1оу1уакй- stanovleniya-rynka-truda
59. Быков, Р.А. Риски в управлении трудовыми ресурсами: способы их выявления и оценки/Р.А. Быков, Н.А. Лытнева [Электронный ресурс]. - Режим доступа www.scienceforum.ru/2016/1781/16591
60. Нижник, Ю.А. Современные взгляды на кадровый потенциал /Ю.А. Нижник, Режим доступа [Электронный ресурс]. - cyberleninka.ru
61. Центр управления финансами. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: //www.center-yf.ru/data/Kadroviku/Kadrovyi-potencial. php