Компетенции лидера в организации
|
Введение 4
1 Теоретические основы компетенций лидера 6
1.1 Понятие и сущностная характеристика компетенций лидера 6
1.2 Модели и алгоритм определения компетенций лидера 16
1.3 Методы и особенности компетенций лидера в организации 25
2. Особенности компетенций в Казанском Федеральном Университете 29
2.1. Общая характеристика университета и основные направления архива 29
2.2 Анализ экономической деятельности ФГАОУ ВО КФУ 39
2.3 Анализ конкурентной среды ФГАОУ ВО КФУ 48
2.4 Оценка компетенций лидеров ФГАОУ ВО КФУ 59
Глава 3: Разработка рекомендаций и правовое обоснование мероприятий по совершенствованию компетенций лидера в Казанском федеральном университете 66
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию компетенций лидера в
КФУ 66
3.2 Правовое обоснование рекомендаций по совершенствованию лидерских
компетенций ФГАОУ ВО КФУ 73
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий для ФГАОУ ВО
КФУ 77
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения
1 Теоретические основы компетенций лидера 6
1.1 Понятие и сущностная характеристика компетенций лидера 6
1.2 Модели и алгоритм определения компетенций лидера 16
1.3 Методы и особенности компетенций лидера в организации 25
2. Особенности компетенций в Казанском Федеральном Университете 29
2.1. Общая характеристика университета и основные направления архива 29
2.2 Анализ экономической деятельности ФГАОУ ВО КФУ 39
2.3 Анализ конкурентной среды ФГАОУ ВО КФУ 48
2.4 Оценка компетенций лидеров ФГАОУ ВО КФУ 59
Глава 3: Разработка рекомендаций и правовое обоснование мероприятий по совершенствованию компетенций лидера в Казанском федеральном университете 66
3.1 Разработка мероприятий по совершенствованию компетенций лидера в
КФУ 66
3.2 Правовое обоснование рекомендаций по совершенствованию лидерских
компетенций ФГАОУ ВО КФУ 73
3.3 Оценка эффективности предложенных мероприятий для ФГАОУ ВО
КФУ 77
Заключение 82
Список использованных источников 85
Приложения
Без оценки компетенций руководителей функциональных менеджеров организация может получить хорошего специалиста - и очень посредственного лидера. Текущая компетенция считается эффективным инструментом для определения и оценки определенных качеств сотрудника. Модель компетенции представляет собой совокупность требований к навыкам и знаниям сотрудников в конкретной должности.
Компетенции - это совокупность требований к поведению и знаниям сотрудников, которые вытекают из стратегической цели организации и направленные на их успешное достижение. Чтобы правильно сформулировать модель компетенций лидера, нужно изучить деятельность сотрудников, понять сложность и задачи их работы. Данные компетенции должны соответствовать стратегической цели компании. Корпоративные компетенции объединяют успешное предприятие и успешный сотрудник, иными словами, работник, который владеет необходимой моделью компетенций на успешном предприятии, и сам успешно работает.
Стратегия организации нацелена на будущее, и в связи с этим, распределенные компетенции могут помочь сотрудникам понять требования завтрашнего дня и развиваться вместе с предприятием.
Для мотивации персонала и управления их действиями ему необходимо обладать не только соответствующим стилем лидерства, но и определенными компетенциями лидера. И хотя у разных руководителей они будут всегда различаться, владение основными знаниями, умениями и навыками повышает их шансы в достижении успеха.
Ключевые компетенции лидера:
- Способность формировать желаемое и необходимое будущее (через создание видения).
- Способность вдохновлять и мотивировать других людей (проявляется в процессе коммуникации).
- Способность влиять на поведение и убеждения других людей (благодаря развитию подчиненных).
Среди других компетенций лидера выделяются: умение создавать команду и поддерживать ее работу; умение мотивировать подчиненных и делегировать им полномочия; развивать и обучать персонал; разрешать конфликты. В настоящее время все большее число компаний осуществляют проекты по созданию и развитию кадрового резерва. Обучение лидеров внутри компании дает много преимуществ. Поэтому одной из наиболее важных задач является создание не только модели компетентности для потенциального лидера, но и инструментов их оценки. Многие из наиболее важных навыков руководства не могут проявляться или проявляться далеко не всегда в ходе текущей работы, требуя отдельной оценки.
Руководитель-управляющий сосредоточен главным образом на рабочих моментах - для него гораздо важнее планомерное движение вперед, четкое соблюдение сроков и следование утвержденным инструкциям. Нельзя сказать, что менеджеры, которые относятся к этому типу, чем-то хуже своих коллег- лидеров.
Разные менеджеры используют разные подходы - в бизнесе и в искусстве управления людьми нет четких правил и незыблемых законов. Если выбранная стратегия верна, а тактика работает на достижение промежуточных результатов - то такой руководитель имеет все необходимые компетенции для того, чтобы по праву занимать свой пост.
Степень разработанности темы. Данная тема освещена в большом количестве литературы, но некоторые вопросы остаются еще открытыми.
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать компетенции лидера в организации на примере Казанского Федерального Университета (КФУ).
Задачи исследования:
1) изучить понятие и сущностную характеристику компетенций лидера;
2) рассмотреть модели и алгоритм определения компетенций лидера;
3) проанализировать компетенции лидера в организации на примере Казанского Федерального Университета (КФУ).
Объект исследования - Казанский Федеральный Университет.
Предмет исследования - компетенции лидера в организации.
Для написания данной работы были использованы следующие методы: изучение специальной литературы и статистики, анализ полученных данных.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты компетенций лидера организации. Для этого здесь изучаются такие вопросы как понятие и сущностная характеристика компетенций лидера; модели и алгоритм определения компетенций лидера и особенности компетенций лидера в организации.
Во второй главе дипломной работы представлена общая характеристика университета и основные положения архивного отдела, его организационной структуры, анализ финансово-хозяйственной деятельности университета, оценка персонала архивного подразделения в Казанском Федеральном Университете.
В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию компетенций лидера, проведена оценка эффективности разработанных предложений.
В заключении приведены выводы по результатам работы.
Компетенции - это совокупность требований к поведению и знаниям сотрудников, которые вытекают из стратегической цели организации и направленные на их успешное достижение. Чтобы правильно сформулировать модель компетенций лидера, нужно изучить деятельность сотрудников, понять сложность и задачи их работы. Данные компетенции должны соответствовать стратегической цели компании. Корпоративные компетенции объединяют успешное предприятие и успешный сотрудник, иными словами, работник, который владеет необходимой моделью компетенций на успешном предприятии, и сам успешно работает.
Стратегия организации нацелена на будущее, и в связи с этим, распределенные компетенции могут помочь сотрудникам понять требования завтрашнего дня и развиваться вместе с предприятием.
Для мотивации персонала и управления их действиями ему необходимо обладать не только соответствующим стилем лидерства, но и определенными компетенциями лидера. И хотя у разных руководителей они будут всегда различаться, владение основными знаниями, умениями и навыками повышает их шансы в достижении успеха.
Ключевые компетенции лидера:
- Способность формировать желаемое и необходимое будущее (через создание видения).
- Способность вдохновлять и мотивировать других людей (проявляется в процессе коммуникации).
- Способность влиять на поведение и убеждения других людей (благодаря развитию подчиненных).
Среди других компетенций лидера выделяются: умение создавать команду и поддерживать ее работу; умение мотивировать подчиненных и делегировать им полномочия; развивать и обучать персонал; разрешать конфликты. В настоящее время все большее число компаний осуществляют проекты по созданию и развитию кадрового резерва. Обучение лидеров внутри компании дает много преимуществ. Поэтому одной из наиболее важных задач является создание не только модели компетентности для потенциального лидера, но и инструментов их оценки. Многие из наиболее важных навыков руководства не могут проявляться или проявляться далеко не всегда в ходе текущей работы, требуя отдельной оценки.
Руководитель-управляющий сосредоточен главным образом на рабочих моментах - для него гораздо важнее планомерное движение вперед, четкое соблюдение сроков и следование утвержденным инструкциям. Нельзя сказать, что менеджеры, которые относятся к этому типу, чем-то хуже своих коллег- лидеров.
Разные менеджеры используют разные подходы - в бизнесе и в искусстве управления людьми нет четких правил и незыблемых законов. Если выбранная стратегия верна, а тактика работает на достижение промежуточных результатов - то такой руководитель имеет все необходимые компетенции для того, чтобы по праву занимать свой пост.
Степень разработанности темы. Данная тема освещена в большом количестве литературы, но некоторые вопросы остаются еще открытыми.
Цель исследования - рассмотреть и проанализировать компетенции лидера в организации на примере Казанского Федерального Университета (КФУ).
Задачи исследования:
1) изучить понятие и сущностную характеристику компетенций лидера;
2) рассмотреть модели и алгоритм определения компетенций лидера;
3) проанализировать компетенции лидера в организации на примере Казанского Федерального Университета (КФУ).
Объект исследования - Казанский Федеральный Университет.
Предмет исследования - компетенции лидера в организации.
Для написания данной работы были использованы следующие методы: изучение специальной литературы и статистики, анализ полученных данных.
Работа по структуре состоит из введения, двух глав основного текста, заключения и списка использованной литературы. В первой главе рассмотрены теоретические аспекты компетенций лидера организации. Для этого здесь изучаются такие вопросы как понятие и сущностная характеристика компетенций лидера; модели и алгоритм определения компетенций лидера и особенности компетенций лидера в организации.
Во второй главе дипломной работы представлена общая характеристика университета и основные положения архивного отдела, его организационной структуры, анализ финансово-хозяйственной деятельности университета, оценка персонала архивного подразделения в Казанском Федеральном Университете.
В третьей главе разработаны предложения по совершенствованию компетенций лидера, проведена оценка эффективности разработанных предложений.
В заключении приведены выводы по результатам работы.
Компетенции представляют собой точно сформулированные требования к знаниям и поведению сотрудников, вытекающие из стратегических целей предприятия и способствующие их успешному достижению. Для правильной формулировки модели лидерских компетенций необходимо проанализировать деятельность сотрудников, понимать их задачи, сложность работы.
Выделяют несколько основных групп компетенций:
1) Анализ ситуации и принятие решений
2) Управление рабочим процессом
3) Командное взаимодействие
4) Коммуникация и вовлечение
5) Развитие себя и других
6) Управление изменениями
7) Честность и этическое поведение
8) Ориентация на результат.
Известные авторы в своих работах интерпретируют лидера как члена группы, который влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, чтобы демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы. Руководитель организации должен уметь превращать проблемы в задачи, нести ответственность за результат и полностью контролировать весь процесс работы.
Существует огромное количество тестов и игр на выявление лидерских способностей, которые можно найти в интернете, либо разрабатываются специальными компаниями. Лидер всегда должен иметь представление о том, что существуют различные стили членов команды и как извлечь из этого максимум выгоды в необходимое время и в случае возникновения проблемы.
По состоянию на 1 октября 2015 г. количество научно-педагогических работников КФУ, численность которых определяется исходя из потребностей университета в результативной реализации образовательных программ, а также из объема учебной нагрузки, составило 4 013 человек, из них 697 совместителей, в том числе 3 376 работников профессорско- преподавательского состава, из них 401 совместителей. Архив входит в состав Управления документооборота и контроля КФУ (далее - Управление). Назначение Архива заключается в том, чтобы хранить документы Архивного фонда Российской Федерации и законченных делопроизводством документов КФУ практического назначения, отбор, учёт, использование и подготовка к передаче на государственное хранение.
В процессе управления высшим учебным заведением для обоснования принципиальных решений используется совокупность последовательных элементов: планирование, учет, контроль, анализ и принятие решений. Изучение причинно-следственных связей между этими элементами позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать действительную характеристику достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности деятельности, обосновать планы и управленческие решения по их выполнению.
Специалистам данного подразделения необязательно владеть всеми необходимыми лидерскими компетенциями, они должны обладать такими личностными качествами как: дисциплинированность, ответственность, сосредоточенность, собранность, самоконтроль, внимательность, усидчивость, аккуратность и терпеливость.
Заведующий архивом, является ключевым звеном, на которого возлагаются функции и задачи управления отдела, контроль и деятельность выполненной работы подчиненных, проведение плановых программ деятельности архива, следовательно, он должен быть: ответственным, целеустремленным, требовательным по отношению к себе и к подчиненным, уметь находить индивидуальный подход к каждому специалисту.
В Казанском Федеральном Университете создаются специальные программы по совершенствованию системы управления вуза, одной из которых является «Дорожная карта». Ее сущность состоит в пошаговом сценарии развития организации, отличительная особенность такой карты - интерактивность и универсальность. «Дорожная карта» КФУ координирует предложения по улучшению управленческой структуры. Университет успешно справляется с реализацией задач действующей программы.
Для совершенствования лидерских компетенций предлагается первоначально определить стратегические цели персонала, выявить причины их возникновения. Следующим этапом будет образование основных структурных стратегий и порядок их содержания.
Далее создаются программы по совершенствованию лидерских компетенций (руководство решает, какие виды программ будут наиболее эффективными, это могут быть всевозможные тренинги, курсы, семинары, специальные задания или упражнения), затем составляется перечень исполнителей, которые берут на себя ответственность за их проведение и реализацию.
Для эффективного функционирования организации были предложены рекомендации, от которых возможный рост выручки будет основываться на прогнозе экспертов определяющие дальнейшую характеристику сотрудников университета. Величина доходов возрастет на 0,3%. Численность персонала осталась неизменной и выработка работников увеличится на 0,3%. Прибыль возрастет на 0,44%.
В результате внедрения мероприятий по совершенствованию лидерских компетенций, в подразделении появиться возможность использования творческого потенциала у специалистов данного сектора, который будет способствовать принятию верных и рациональных решений.
Выделяют несколько основных групп компетенций:
1) Анализ ситуации и принятие решений
2) Управление рабочим процессом
3) Командное взаимодействие
4) Коммуникация и вовлечение
5) Развитие себя и других
6) Управление изменениями
7) Честность и этическое поведение
8) Ориентация на результат.
Известные авторы в своих работах интерпретируют лидера как члена группы, который влияет на поведение людей, заставляя их вести себя определенным образом. Лидеру необходимо обладать превосходством в мышлении, но только лишь для того, чтобы демонстрировать своё процессное превосходство в решении задач группы. Руководитель организации должен уметь превращать проблемы в задачи, нести ответственность за результат и полностью контролировать весь процесс работы.
Существует огромное количество тестов и игр на выявление лидерских способностей, которые можно найти в интернете, либо разрабатываются специальными компаниями. Лидер всегда должен иметь представление о том, что существуют различные стили членов команды и как извлечь из этого максимум выгоды в необходимое время и в случае возникновения проблемы.
По состоянию на 1 октября 2015 г. количество научно-педагогических работников КФУ, численность которых определяется исходя из потребностей университета в результативной реализации образовательных программ, а также из объема учебной нагрузки, составило 4 013 человек, из них 697 совместителей, в том числе 3 376 работников профессорско- преподавательского состава, из них 401 совместителей. Архив входит в состав Управления документооборота и контроля КФУ (далее - Управление). Назначение Архива заключается в том, чтобы хранить документы Архивного фонда Российской Федерации и законченных делопроизводством документов КФУ практического назначения, отбор, учёт, использование и подготовка к передаче на государственное хранение.
В процессе управления высшим учебным заведением для обоснования принципиальных решений используется совокупность последовательных элементов: планирование, учет, контроль, анализ и принятие решений. Изучение причинно-следственных связей между этими элементами позволяет раскрыть сущность экономических явлений и на этой основе дать действительную характеристику достигнутым результатам, выявить резервы повышения эффективности деятельности, обосновать планы и управленческие решения по их выполнению.
Специалистам данного подразделения необязательно владеть всеми необходимыми лидерскими компетенциями, они должны обладать такими личностными качествами как: дисциплинированность, ответственность, сосредоточенность, собранность, самоконтроль, внимательность, усидчивость, аккуратность и терпеливость.
Заведующий архивом, является ключевым звеном, на которого возлагаются функции и задачи управления отдела, контроль и деятельность выполненной работы подчиненных, проведение плановых программ деятельности архива, следовательно, он должен быть: ответственным, целеустремленным, требовательным по отношению к себе и к подчиненным, уметь находить индивидуальный подход к каждому специалисту.
В Казанском Федеральном Университете создаются специальные программы по совершенствованию системы управления вуза, одной из которых является «Дорожная карта». Ее сущность состоит в пошаговом сценарии развития организации, отличительная особенность такой карты - интерактивность и универсальность. «Дорожная карта» КФУ координирует предложения по улучшению управленческой структуры. Университет успешно справляется с реализацией задач действующей программы.
Для совершенствования лидерских компетенций предлагается первоначально определить стратегические цели персонала, выявить причины их возникновения. Следующим этапом будет образование основных структурных стратегий и порядок их содержания.
Далее создаются программы по совершенствованию лидерских компетенций (руководство решает, какие виды программ будут наиболее эффективными, это могут быть всевозможные тренинги, курсы, семинары, специальные задания или упражнения), затем составляется перечень исполнителей, которые берут на себя ответственность за их проведение и реализацию.
Для эффективного функционирования организации были предложены рекомендации, от которых возможный рост выручки будет основываться на прогнозе экспертов определяющие дальнейшую характеристику сотрудников университета. Величина доходов возрастет на 0,3%. Численность персонала осталась неизменной и выработка работников увеличится на 0,3%. Прибыль возрастет на 0,44%.
В результате внедрения мероприятий по совершенствованию лидерских компетенций, в подразделении появиться возможность использования творческого потенциала у специалистов данного сектора, который будет способствовать принятию верных и рациональных решений.
Подобные работы
- Компетенции лидера в организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4230 р. Год сдачи: 2017 - Компетенции лидера в организации
Дипломные работы, ВКР, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4215 р. Год сдачи: 2017 - Компетенции лидера в организации
Бакалаврская работа, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 4220 р. Год сдачи: 2017 - ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ МОЛОДЕЖНЫХ ЛИДЕРОВ ОБЩЕСТВЕННЫХ
ОРГАНИЗАЦИЙ РЕСПУБЛИКИ ТАТАРСТАН ПО ПРОФИЛАКТИКЕ
РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА
Магистерская диссертация, религиоведение. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019 - Формирование лидеров в организации: социологический анализ современных практик
Магистерская диссертация, социология. Язык работы: Русский. Цена: 4855 р. Год сдачи: 2019 - Роль лидера в создании эффективной команды (на примере Закрытого Акционерного Общества Русская Телефонная Компания)
Дипломные работы, ВКР, управление проектами. Язык работы: Русский. Цена: 5900 р. Год сдачи: 2016 - ПОДГОТОВКА СТАРШИХ ПОДРОСТКОВ КАК ОРГАНИЗАТОРОВ ДЕТСКОГО ОБЩЕСТВЕННОГО ДВИЖЕНИЯ В УСЛОВИЯХ «ШКОЛЫ МОЛОДЕЖНОГО ЛИДЕРА»
Бакалаврская работа, психология. Язык работы: Русский. Цена: 5750 р. Год сдачи: 2017 - Развитие социальных компетенций учащихся в условиях школьного самоуправления
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - Лидерство: сущность, виды, влияние на эффективность работы организации (Саратовская государственная юридическая академия)
Курсовые работы, управление персоналом. Язык работы: Русский. Цена: 600 р. Год сдачи: 2023



