Введение 4
1 Региональные налоги в системе межбюджетных отношений в РФ 6
1.1 Бюджетно-налоговая политика Российской Федерации и роль
региональных налогов в формировании бюджетов субъектов РФ 6
1.2 Характеристика основных элементов региональных налогов 15
1.3 Проблемы формирования доходов региональных бюджетов РФ 32
2 Анализ налоговых доходов в региональном бюджете Приморского края 40
2.1 Анализ формирования доходов бюджета Приморского края 40
2.2 Анализ налоговых поступлений в бюджете Приморского края 45
2.3 Направления повышения собственных налоговых доходов бюджетов
субъектов РФ 57
Заключение
Приложения
На сегодняшний день комплекс вопросов, связанных с состоянием и возможностями полноценной реализации своих функций налоговой системы Российской Федерации приобретает первостепенное значение. Необходимость изъятия в пользу государства части полученных с таким большим трудом средств, всегда воспринималось очень болезненно, особенно на современном этапе.
Региональные налоги аккумулируются в региональных бюджетах и используются субъектом РФ для выполнения своих функций, они непосредственно влияют как на построение всей налоговой политики государства, так и на финансовое состояние граждан и играют не последнюю роль в формировании доходной части регионального бюджета, поэтому необходимость тщательного рассмотрения и нахождения путей совершенствования и преобразования исчисления и уплаты данных налогов является важнейшим элементом налогового законодательства.
Актуальность выпускной квалификационной работы состоит в том, что одним из необходимых условий формирования устойчивого регионального бюджета является повышение собираемости собственных налоговых доходов.
Целью выпускной квалификационной работы является изучение региональных налогов и определение их роли в развитии региональных бюджетов.
Для достижения выше указанной цели поставлены следующие задачи:
1 изучить бюджетно-налоговую политику Российской Федерации и определить роль региональных налогов в формировании бюджетов субъектов РФ;
2 дать характеристику основных элементов региональных налогов;
3 выявить проблемы формирования доходов региональных бюджетов РФ;
4 проанализировать формирование доходов и собственные налоговые доходы в региональном бюджете Приморского края;
определить направления повышения собственных налоговых
доходов бюджетов субъектов РФ.
Объектом исследования выпускной квалификационной работы являются региональные налоги и их роль в формировании бюджетов субъектов Российской Федерации.
Предметом исследования выступает совокупность финансово-экономических отношений между государством и налогоплательщиками при формировании бюджетов субъектов Российской Федерации.
Теоретической и методологической основой написания выпускной квалификационной работы послужили Налоговый кодекс Российской Федерации, Бюджетный кодекс Российской Федерации, материалы периодических изданий, нормативно-правовые акты, интернет ресурсы ,труды отечественных авторов, таких как Брызгалин А.В., Врублевская О.В., Майбуров И.А., Пансков В.Г., Черник Д. Г. и других, а также данные, представленные на официальном сайте Федеральной налоговой службы Российской Федерации, Минфина Российской Федерации, Казначейства России, Администрации Приморского края и в справочно-правовой системе «КонсультантПлюс».
В процессе изучения конкретных элементов экономических отношений, связанных с формированием регионального бюджета, применялись такие методы как: сравнения, группировок, аналитические, комплексно¬
экономического анализа, экономико-статистические.
Одним из важнейших рычагов, регулирующих финансовые поступления в бюджеты субъектов Российской Федерации выступают региональные налоги, особенностью которых является то, что на федеральном уровне устанавливаются общие принципы их исчисления, а ставки налогов и состав льгот, предоставляемых по ним, определяются региональным законодательством.
На сегодняшний день роль региональных налогов в Российской Федерации заключена в том, что они являются одними из источников формирования и развития регионального бюджета, однако их доля слишком мала и полученные средства от их сбора недостаточны для самостоятельного функционирования регионов, а также для покрытия всех необходимых расходов.
В общем объеме бюджетных поступлений региональные налоги занимают сравнительно небольшой процент. Федеральные и региональные налоги в этом смысле очень сложно сопоставить в контексте значимости для экономики страны в целом, поскольку первые имеют выраженное преимущество по общим суммам, перечисляемым плательщиками в бюджет государства.
В консолидированном бюджете субъектов РФ за 2013 - 2017 гг. бюджето¬образующую часть занимают федеральные налоги и сборы, поступления которых увеличились на 54 %, региональные налоги занимают второе место, поступления которых увеличились на 44 %, по рассматриваемым налогам лидирующее место занимает налог на имущество организаций, поступления которого увеличились на 42 % (с 604,9 млн р. в 2013 году до 856,1 млн р. в 2017 году), второе место принадлежит транспортному налогу, поступления которого увеличились на 62 % (с 95,9 млн р. в 2013 году до 154,9 млн р. в 2017 году), налог на игорный бизнес составляет не значительную часть, поступления которого увеличились на 57 % (с 0,415 млн р. в 2013 году до 0,987 млн р. в 2017 году).
В бюджете Приморского края за 2013 - 2017 гг. наибольшую долю имеют налоговые и неналоговые доходы, остальная доля доходов приходится на безвозмездные поступления. Налоговые доходы занимают основную и значительную часть всех поступлений в бюджете Приморского края и являются бюджето-образующими, так как их доля в доходах бюджета Приморского края составляет более 70 %, формируются они за счет поступлений по налогу на прибыль организаций, налогу на доходы физических лиц, акцизов и налогу на имущество организаций, региональные налоги занимают всего 16 % от общей суммы налоговых доходов.
В структуре региональных налогов бюджета Приморского края за 2013 - 2017 гг. налог на имущество организаций является главным региональным налогом, лидирующим по объемам поступлений, несмотря на то, что его доля снизилась на 4 % (с 86,4 % до 81,9 %). Второе место принадлежит транспортному налогу, доля которого увеличилась на 3,5 % (с 13,6 % до 17,1 %), а наименьший объем поступлений имеет налог на игорный бизнес, его доля увеличилась на 0,87 %.
Перспективным инструментом формирования устойчивого бюджета Приморского края, находящимся в его распоряжении, являются такие имущественные налоги, как налог на имущество организаций и транспортный налог. На дальнейшее увеличение собираемости налоговых доходов бюджета Приморского края повлияет реализация стратегии социально-экономического и инвестиционного развития, а также эффективное внедрение инструментов бюджетно-налоговой политики государства.
В структуре доходов бюджета Приморского края на 2018 - 2020 гг. основную долю в налоговых и неналоговых доходах (более 80 % в их общем объеме) составляют 4 вида налога, такие как налог на доходы физических лиц, налог на прибыль организаций, налог на имущество организаций и акцизы, прослеживается положительная динамика региональных налогов.
В настоящее время в Российской Федерации большинство регионов своей главной проблемой называют хроническую нехватку собственных средств для покрытия расходных полномочий региональных органов власти. В структуре доходов региональных бюджетов финансовая помощь продолжает занимать важное место, осуществляемая в форме дотаций и субвенций.
В рамках проведенного анализа выявлены такие проблемы формирования доходов региональных бюджетов РФ, как:
1. хроническая нехватка собственных средств для покрытия расходных полномочий региональных органов власти;
2. значительная доля финансирования за счет федерального бюджета;
3. распределение доходных полномочий между Федерацией,
субъектами РФ и муниципальными образованиями;
4. предоставление налоговых льгот и преференций по отдельным налогам и сборам, устанавливаемых как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях.
Основные направления повышения собственных налоговых доходов бюджетов субъектов РФ заключаются в совершенствовании системы имущественных налогов, уделения особого внимания экономической эффективности применяемых федеральных налоговых льгот, а также направлению государственной поддержки регионов в большей степени на стимулирование их экономического развития и в относительно меньшей степени на пассивную финансовую помощь.
Основные направления повышения доходов по региональным налогам бюджета Приморского края на 2018 - 2020 гг. заключаются в следующем:
1. увеличение ставок по налогу на имущество организаций с 1,6 % до
1,9 %, в отношении магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов и с 1,0 % до 1,3 % в отношении железнодорожных путей общего пользования и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью, с 1,0 % до 1,5 % в отношении объектов недвижимого имущества, налоговая база в отношении которых определяется как кадастровая стоимость;
2. увеличение количества объектов недвижимого имущества по налогу на имущество организаций, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость с 613 ед. в 2015 году до 4369 ед. в 2018 году;
3. выявление неучтенных объектов по транспортному налогу в результате повышения качества межведомственного обмена информацией (верификация информации);
4. увеличение количества объектов по транспортному налогу со средней стоимостью более 3 млн р. и сроком эксплуатации менее 3х лет (по данным регистрирующего органа);
5. увеличение в два раза ставок по налогу на игорный бизнес;
6. увеличение количества объектов налогообложения по налогу на игорный бизнес путем создания на территории игорной зоны «Приморье» новых развлекательных объектов, таких как «Golden Gate», который будет включать в себя казино на 2100 игровых автоматов и 200 игровых столов, «Moon Gate» - казино на 1100 игровых автоматов и 110 игровых столов и «Sun Casino & Resort» - казино на 1840 игровых автоматов и 376 игровых столов, а также путем создания двух крупных игорно-развлекательных объектов, таких как гостиничный комплекс с казино «Selena» (группа российских компаний ООО «Даймонд Форчун Холдингс Прим») и гостиничный комплекс с аквапарком и казино «Naga Vladivostok», планируемые к открытию в 2019 году, а также выведение в качестве самостоятельных объектов налогообложения процессинговых центров букмекерских контор и процессинговых центров тотализаторов, которые осуществляют учет интерактивных ставок, в отношении таких объектов налогообложения налоговые ставки установлены в пределах от 2,5 млн р. до 3 млн р.
Разумное регулирование налоговых доходов на федеральном и региональном уровнях, рост налоговой базы по региональным налогам позволят обеспечить устойчивый бюджет Приморского края на период 2018 - 2020 гг. за счет выравнивания конкурентных условий и улучшения условий ведения бизнеса.