Введение 6
1. Анализ системы городского пассажирского транспорта 10
1.1. Система городского пассажирского транспорта 10
1.2. Система общественного транспорта в Европе 14
1.2.1. Общественный транспорт в Германии 14
1.2.2. Общественный транспорт в Польше (Варшаве) 18
1.2.3. Общественный транспорт в Испании (Барселоне) 20
1.2.4. Общественный транспорт в Дании (Копенгагене) 22
1.3. Анализ существующих методов оптимизации городского
пассажирского транспорта 23
1.3.1. Совершенствование технологии автоматизированного диспетчерского управления городским пассажирским транспортом, при работе в условиях транспортных потоков высокой плотности
1.3.2. Повышение эффективности диспетчерского управления городским пассажирским транспортом в транспортно-телематической системе
1.3.3. Пространственно-технологическое развитие городских
пассажирских транспортных систем 25
1.3.4. Совершенствование организации дорожного движения на основе рационального управления светофорным объектом 26
1.3.5. Методика оценки условий эксплуатации и корректирования
маршрутов движения при осуществлении перевозок в условиях г. Москвы
1.3.6. Повышение эффективности функционирования городского
пассажирского транспорта на основе управления пропускной способностью остановочных пунктов 28
1.3.7. Повышение качества обслуживания пассажиров на городских
автобусных маршрутах в условиях применения подвижного состава разной вместимости 29
1.4. Автоматизированная система оплаты проезда 30
1.5. Применение легкорельсового транспорта для повышения
устойчивости транспортной системы города 31
1.6. Моделирования как один из способов оптимизации транспортной сети
города 33
1.7. Выводы по главе 35
2. Методы оптимизации общественного транспорта 36
2.1. Маршрутизация транспорта 36
2.1.1. Классический вариант задачи маршрутизации 36
2.1.2. Разновидности задач маршрутизации 37
2.2. Конфликтные точки улично-дорожной сети и их влияние на
безопасность движения 41
2.3. Моделирование транспортной системы города 45
2.3.1. Макромоделирование 46
2.3.2. Микромоделирование 47
2.4. Подходы и методы оптимизации пассажирских перевозок 47
2.5. Выводы по главе 49
3. Проектирование информационной системы 50
3.1. Система общественного транспорта и информационное
взаимодействие модулей системы 50
3.2. Функциональное моделирование службы движения с использованием
методологии IDEF 51
3.2.1. IDEF0 51
3.2.2. IDEF3 53
3.3. Описание модели разрабатываемой информационной системы с
использованием методологии UML 57
3.4. Создание базы данных 60
3.5. Выводы по главе 64
4. Разработка информационной системы 65
4.1. Моделирование транспортной сети города 65
4.2. Описание программных форм 69
4.2.1. Настройка подключения 69
4.2.2. Авторизация 70
4.2.3. Главная форма программы 70
4.2.4. Главное меню программы 71
4.2.5. Остановки 72
4.2.6. Время прохождения отрезков 73
4.2.7. Маршруты 73
4.2.8. Трамваи 75
4.2.9. Должности 76
4.2.10. Сотрудники 76
4.2.11. Расписание 77
4.2.12. Расписание маршрута 77
4.2.13. Шахматка 81
4.3. Информационная безопасность 82
4.4. Выводы по главе 85
5. Экономическое обоснование 86
5.1. Показатели эффективности 86
5.2. Расчет эффективности 87
5.3. Выводы по главе 89
Заключение 90
Список использованных источников 91
Актуальность темы. Развитие пассажирского транспорта и повышение уровня транспортного обслуживания в настоящее время является гарантией улучшения условий и уровня жизни населения, а также обеспечения безопасности граждан.
Маршрутная сеть пассажирского транспорта большинства городов России формировалась под влиянием исторических факторов, поэтому в современных условиях не полностью учитывает потребности пассажиров в перевозках. Это обусловлено изменением структуры спроса на пассажирские перевозки. Социально-экономическое развитие городов вызывает появление новых объектов и зон притяжения пассажиропотоков, таких как деловые, торговые, развлекательные и спортивные центры, изменение в структуре расселения жителей города в связи с появлением новых районов жилой застройки. Помимо этого, рост уровня автомобилизации, обусловивший переход части населения к использованию индивидуального транспорта, привел к негативным последствиям, которые отразились на снижении пропускной способности улично-дорожной сети. Но, несмотря на значительный рост доли легковых автомобилей в транспортном потоке, около 80% пассажиров в России перевозится городским пассажирским транспортом.
Современный городской пассажирский транспорт является важнейшей системой, обеспечивающей экономическое развитие городов, социальное благополучие населения. От состояния и качества работы городского пассажирского транспорта зависит уровень комфортных условий проживания людей в населенных пунктах страны. Доступность и качество работы городского транспорта во многом определяют и реальный уровень жизни населения, социальный климат и мнение людей об эффективности органов власти.
Работа наземного городского пассажирского транспорта в современных условиях характеризуется периодическим возникновением нештатных ситуаций. Причины таких явлений могут быть вызваны:
• недовыпуском транспорта на линию, аварийным сходом с маршрута транспортных единиц;
• несоответствием находящегося на линии транспорта изменившемуся пассажиропотоку (вследствие прекращения работы смежного вида транспорта или маршрута, изменением спроса на перевозки в часы пик и в выходные дня и т.д.);
• появлением помех в работе транспортной сети, связанных с невозможностью нормального функционирования действующего маршрута - затор на дороге, ремонтные работы и т.д.
При возникновении таких ситуаций особую важность приобретает принятие адекватных управленческих решений для нормализации обстановки.
Городской пассажирский транспорт представляет собой систему, включающую в себя полный технологический цикл: подготовку и выпуск подвижного состава; его эксплуатацию на линии; обслуживание элементов обеспечения перевозок; оперативное и стратегическое управление; финансовый анализа и планирование. Поэтому деятельность транспортных хозяйств городского пассажирского транспорта связана с необходимостью оперативного принятия решений как в области управления, так и в области самого обеспечения и технического обслуживания объектов предприятия.
Цель работы: совершенствование процессов в системе городского общественного транспорта.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Проанализировать особенности системы городского общественного транспорта;
2. Исследовать работу городского общественного транспорта в условиях изменений объемов перевозок и параметров дорожного движения;
3. Проанализировать существующие алгоритмы составления маршрутов;
4. Разработать имитационную модель;
5. Выполнить верификацию и валидацию модели;
6. Выполнить оценку эффективности предложенных решений.
Методы исследования: методы оптимизации городского пассажирского транспорта, имитационное моделирование, методы маршрутизации транспорта.
Объектом исследования является система городского пассажирского транспорта как элемент транспортной системы города.
Предмет исследования: пространственно-технологическое состояние и методическое обеспечение эффективного взаимодействия существующих видов транспорта в системе городского пассажирского транспорта.
Научная новизна исследования состоит в оптимизации работы общественного транспорта путем передачи приоритета в осуществлении услуг пассажирских перевозок легкорельсоволу транспорту.
Практическая значимость работы заключается в том, что гармонизируется работа общественного транспорта (устраняются дублирование маршрутов между разними видами транспорта, составляется распределенное по времени расписание).
Структура и объем работы. Диссертация состоит из введения, 5 глав, основных выводов и результатов, списка использованных источников (55 наименований). Содержание работы изложено на 97 страницах машинописного текста, содержит 38 рисунков, 11 таблиц.
Во введении обосновывается актуальность темы исследования, сформулирована цель работы, выделены научная новизна, практическая значимость полученных результатов и основные положения, выносимые на защиту.
Первая глава представляет собой обзор системы городского пассажирского транспорта. Проанализированы работы посвященные оптимизации городского пассажирского транспорта.
Вторая глава посвящена существующим методам оптимизации общественного транспорта.
В третьей главе спроектирована структура информационной системы.
В четвертой главе разработана имитационная модель транспортной сети города Набережные Челны и информационная система.
В пятой главе рассчитан экономический эффект от внедрения результатов исследования.
В работе проанализирована система городского пассажирского транспорта, выявлены недостатки и предложено решение способное оптимизировать работу пассажирского транспорта.
Проведен анализ существующих методов и подходов оптимизации пассажирского транспорта. На их основе был предложен метод оптимизации городского пассажирского транспорта города Набережные Челны на основе передачи приоритета легкорельсовому транспорту. Связано это с тем что линии трамвайного движения вынесены за пределы автомобильных дорог и поэтому легкорельсовой транспорт более устойчив при возникновении нештатных ситуаций.
Однако лишь передача приоритета легкорельсовому транспорту задачу не решит. Также необходима введение единой тарифной сетки для всех видов общественного транспорта.
Для реализации данного метода оптимизации общественного транспорта была разработана имитационная модель транспортной сети города Набережные Челны. С ее помощью можно вырабатывать рекомендации по схемам движения маршрутов транспортных средств, расписаний движений, действий при нештатных ситуациях. Также была разработана информационная система для составления расписания в удобной форме для сотрудников транспортных компаний, осуществляющих услуги пассажирских перевозок.
Экономическое обоснование рассчитано исходя из социально-экономических потерь, связанных с ухудшением показателя работы транспорта - средней скорости движения.
1 Байтулаев А.М. Совершенствование технологии
автоматизированного диспетчерского управления городским пассажирским транспортом, при работе в условиях транспортных потоков высокой плотности: Автореф. дис. ... к.т.н. / Байтулаев Али Магомедович. - М., 2013.- 25 с
2 Сидиков Ф.А. Повышение эффективности диспетчерского управления городским пассажирским транспортом в транспортно¬телематической системе: Автореф. дис. ... к.т.н. / Сидиков Фуркат Абдуномонович. - М., 2013. - 24 с
3 Ковалева Н.А. Пространственно-технологическое развитие городских пассажирских транспортных систем: Автореф. дис. ... к.т.н. / Ковалева Наталья Александровна. - Ростов-на-Дону, 2015. - 22 с
4 Шевцова А.Г. Совершенствование организации дорожного движения на основе рационального управления светофорным объектом: Автореф. дис. ... к.т.н. / Шевцова Анастасия Геннадьевна. - Орел, 2015. - 20 с
5 Сотсков А.В. Методика оценки условий эксплуатации и корректирования маршрутов движения при осуществлении перевозок в условиях г. Москвы: Автореф. дис. ... к.т.н. / Сотсков Андрей Владимирович.
- М., 2013. - 18 с
6 Липенков А.В. Повышение эффективности функционирования городского пассажирского транспорта на основе управления пропускной способностью остановочных пунктов: Автореф. дис. ... к.т.н. / Липенков Александр Владимирович. - Орел, 2015. - 16 с
7 Яценко С.А. Повышение качества обслуживания пассажиров на городских автобусных маршрутах в условиях применения подвижного состава разной вместимости: Автореф. дис. ... к.т.н. / Яценко Светлана Анатольевна. - Иркутск, 2012. - 20 с
8 Транспортная карта в Республике Татарстан: - URL http://social- card.ru/transportnaya-karta/Дата обращения 10.06.17.
9 Транспортная карта: - URL http://transkart.ru/ Дата обращения 10.06.17.
10 Буслов А.С. Перспективы развития легкорельсового транспорта в Воронеже. - № Сборник тезисов международной научной конференции "Стратегии и ресурсы развития крупных городов центра России", ВГУ, 2008 год.
11 Никулин М.Ю., Щуров Н. И. Перспективы легкорельсового транспорта в городах России // «ТРАНСПОРТ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» № 2 (33) 2011
12 Сафронов Э.А., Сафронов К.Э., Семенова Е.С. Перспективы развития легкорельсового транспорта в городах РФ // Вестник СибАДИ, выпуск 2 (48), 2016, С.62-70
13 Нарбеков М.Ф. Развитие сети легкорельсового транспорта бакинской агломерации // Вестник ИрГТУ Т. 20, № 12 2016, С.202-214
14 Трофимов С.П. Моделирование пассажирских потоков городского общественного транспорта / Трофимов С.П., Дружинина Н.Г., Трофимова О.Г. // Вестник Уральского института экономики, управления и права, №4, 2015, С.4-10
15 Триппель А.А. Моделирование процесса перевозок пассажиров городским электротранспортом / Триппель А.А., Ротарь В.Г. // Математические и инструментальные методы экономики, № 6 (10), 2012, С. 68-70
16 Липенков А.В. Моделирование маршрутной сети городского пассажирского транспорта нижнего новгорода в Anylogic / Липенков А.В., Липенкова О.А., Елисеев М.Е. // ИММОД-2013, 2013, С. 179-183
17 Липенков А.В. Повышение эффективности функционирования городского пассажирского транспорта на основе управления пропускной способностью остановочных пунктов, Нижний Новгород, 2015, С.154
18 Воронин В. Е. Оптимизация управления транспортными системами с использованием имитационного моделирования / Воронин В. Е., Куранцева В. С. // ИММОД-2007, 2007, С.42-46
19 Зварыч Е.Б., Жуков И.А., Корягин М.Е. Конкуренция операторов городского пассажирского транспорта в условиях регулирования уличного движения, 2009
20 Турпищева М. С. Разработка логической модели пассажирских перевозок методами имитационного моделирования // Вестник АГТУ 2011, №2 (52), С.83-87
21 Мустафина Д.Б. Имитационное моделирование как средство
оптимизации управления городскими пассажирскими перевозками / Мустафина Д.Б., Мартынова Ю.А. // ХХ Международная научно¬практическая конференция «СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНИКА И
ТЕХНОЛОГИИ»,
22 Давлетшин Д.Ф., Макарова И.В., Тихонов Д.П. Имитационное моделирование при оптимизации улично-дорожной сети города // ИММОД- 2015 - Т. 2. - М.: ИПУ РАН, 2015. - C.97-102
23 Макарова И.В., Хабибуллин Р.Г., Тихонов Д.П., Беляев Э.И., Давлетшин Д.Ф. Имитационное моделирование как способ совершенствования управления транспортными потоками // ИММОД-2015 - Т. 2. - М.: ИПУ РАН, 2015. - C.186-191
24 Крюков А.О. Оценка безопасности движения методом конфликтных точек на перекрестке возле ТОГУ / А.О. Крюков, П.А. Пегин // Электронное научное издание «Ученые заметки ТОГУ» - 2012. - №2, Том 3. С. 37-45.
25 Селиверстов С.А. Методы организации и анализа транспортной системы мегаполиса с минимизацией уровня конфликтности дорожных ситуаций: Автореф. дис. ... к.т.н. / Селиверстов Святослав Александрович. - Санкт-Петербург, 2016. - 22 с
26 Клинковштейн Г.И. Организация дорожного движения / Г.И. Клинковштейн, М.Б. афанасьев. - 5-е изд. - М.: «ТРАНСПОРТ»,2001. - 139 с.
27 Кухаренко Г.М. Повышение безопасности дорожного движения на основе оценки аварийности на конфликтных объектах / Г.М. Кухаренко, Д.В. Капский // Вестник Белорусско-Российского университета - 2006. - №3 (12). С. 33-38.
28 Липенков А.В., Маслова О.А., Елисеев М.Е. Моделирование пассажирского автобусного маршрута в AnyLogic/ Липенков А.В., Маслова
O. А., Елисеев М.Е.// ИММОД-2011, Санкт-Петербург, 2011
29 Макарова И.В., Хабибуллин Р.Г., Шубенкова К.А. Совершенствование управления транспортными потоками города с использованием имитационного моделирования/ Макарова И.В., Хабибуллин
P. Г., Шубенкова К.А.// 4-я Всероссийская научно-практическая конференция по имитационному моделированию ИММОД 2009, Санкт-Петербург, 2009
30 Пистун Е.И. Агломерационные проблемы организации эффективной транспортной системы / Е.И. Пистун, Н.О. Блудян, Д.Г. Мороз, П.И. Хейфиц // Автоматизация и управление в технических системах. - 2014. - № 2(10). - С. 3-13.
31 Зырянов В.В. Применение моделирования для оценки проектов транспортной инфраструктуры / В.В. Зырянов, В.Г. Кочерга // Актуальные вопросы проектирования автомобильных дорог: сб. науч. тр. ОАО «ГИПРОДОРНИИ». - 2012. - № 3. - С. 7-12.
32 Кажаев А.А. Имитационная модель загрузки остановочных пунктов городского маршрутного транспорта / А.А. Кажаев, О.Н. Ларин // Современные проблемы транспортного комплекса России. - 2011. - № 1. - С. 86-94.
33 Корягин М.Е. Оптимизация математической модели городского пассажирского транспорта в условиях выбора способа передвижения / М.Е. Корягин // Системы. Методы. Технологии. - 2010. - № 7. - С. 82-86.
34 Кочерга В.Г. Повышение мобильности людей с ограниченными возможностями здоровья в логистической системе городского пассажирского транспорта [Электронный ресурс] / В.Г. Кочерга, Е.Ю. Семчугова, В.С. Гайдаев // Инженерный вестник Дона. - 2012. - № 4-1(22).
35 Глемба К.В. Вопросы применения системного подхода для повышения безопасности дорожного движения / К.В. Глемба, В.И. Майоров, О.Н. Ларин // Транспорт: наука, техника, управление. - 2013. - № 11. - С.52¬
55.
36 Горяев Н.К. Оптимизация рейтинговой оценки участников транспортного рынка / Н.К. Горяев, О.Н. Ларин // Транспорт: наука, техника, управление. - 2013. - № 11. - С. 56-58.
37 Рейтинг устойчивого развития городов РФ за 2013 г. // OOO «АГЕНТСТВО ЭС ДЖИ ЭМ» SUSTAINABLE GROWTH MANAGEMENT AGENCY, 2014 г. - 24 с.
38 Баранов Л.А. Центральная система управления движением наземного городского пассажирского транспорта по выделенным полосам / Л.А. Баранов, В.М. Власов, С.А. Ульянов // Автотранспортное предприятие. - 2012. - № 4. - С. 48-52.
39 Резер С.М. Логистика пассажирских перевозок на железнодорожном транспорте / С.М. Резер. - М.: ВИНИТИ РАН, 2007. - 516 с.
40 IDEF: - URLhttps://ru.wikipedia.org/wiki/IDEF Дата обращения
20.04.17.
41 Верников Геннадий Основные методологии обследования
организаций. Стандарт IDEF0: - URL
http://www.cfin.ru/vernikov/idef/idef0.shtmlДата обращения 20.04.17.
42 Свиридов Сергей, Курьян Андрей IDEF0: функциональное
моделирование деловых процес: - URL http://www.info-
system.ru/designing/methodology/sadt/sadt for bp.html Дата обращения
21.04.17.
43 IDEF3: - URLhttps://ru.wikipedia.org/wiki/IDEF3Дата обращения 23.04.17.
44 Верников Геннадий Основы IDEF3: - URL
http://citforum.ru/cfin/idef/idef3.shtmlДата обращения 23.04.17.
45 Методы описания бизнес-процессов: - URL
http://www.citycg.ru/services/business-process/metody-opisanija-processov/Дата обращения 24.04.17.
46 Унифицированный язык моделирования (UML) и его поддержка в Rational Rose 98i - CASE-средстве визуального моделирования: - URL http: //www. interface. ru/public/990804/uml4b. htmДата обращения 11.05.17.
47 Лекция 7. Введение в унифицированный процесс моделирования. Диаграммы UML: - URLhttp://ooad.asf.ru/students/lectures risp/lec023.aspxДата обращения 11.05.17.
48 Этапы разработки базы данных: - URL
http://citforum.ru/database/dblearn/dblearn06.shtmlДата обращения 29.05.17.
49 Моделирование транспортных потоков: - URL: http://ptv-
vision.ru/produkty/visum/oblast primeneniyaДата обращения 25.05.17.
50 Мехоношин В.В., Енин Д.В. Оптимизация маршрутной сети городского пассажирского транспорта общего пользования с применением программного пакета PTV Vision VISUM на примере городского округа г.
Воронеж/ Мехоношин В.В., Енин Д.В.// Научный вестник автомобильного транспорта, Москва, 2013, С. 30-40
51 Новиков А.Н., Севостьянов А.Л., Катунин А.А., Кулев А.В. Построение модели функционирования маршрута троллейбуса/ Новиков А.Н., Севостьянов А.Л., Катунин А.А., Кулев А.В.// Мир транспорта и технологических машин, № 4(39), 2012, С. 80-87
52 Макарова И.В., Хабибуллин Р.Г., Шубенкова К.А. Оптимизация маршрутной сети пассажирского транспорта с помощью транспортной модели города // Научно-технический журнал «Мир транспорта и технологических машин». - Орел: Госуниверситет-УНПК, №3(50), 2015. - С. 103-114
53 Шубенкова К.А. Оптимизация управления движением городского пассажирского транспорта средствами имитационного моделирования // Развитие дорожно-транспортного комплекса и строительной инфраструктуры на основе рационального природопользования. Материалы VI Всероссийской научно-практической конференции студентов, аспирантов и молодых ученых. Том Книга 2. - Омск, 2011. - С. 281-284
54 Макарова И.В., Шубенкова К.А. Управление городскими пассажирскими перевозками как способ развития российской экономики // Тенденции и закономерности развития современного российского общества: экономика, политика, социально-культурная и правовая сферы: материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. ч.1. - Казань: КИУ им. В. Г. Тимирясова, 2016. - С. 117-120
55 Шубенкова К.А. Оптимизация управления автобусным транспортом в городе Набережные Челны с использованием современных методов моделирования // Итоговая науч. конф. проф.-препод. состава. В 3-х ч. ч.1. [Текст]: сб-к докладов - Набережные Челны: Издательско-полиграфический центр Набережно-челнинского института К(П)ФУ, 2016. - С. 115-120