Введение 3
1. Теоретические аспекты учета и контроля коммерческих расходов 6
1.1 Понятие, состав и классификация коммерческих расходов 6
1.2 Отраслевые особенности формирования коммерческих расходов на
производственном предприятии 15
1.3 Учет коммерческих расходов в соответствии с МСФО 19
2. Учет и контроль коммерческих расходов в ООО «Керамика-Синтез» 22
2.1 Особенности бухгалтерского учета коммерческих расходов в ООО
«Керамика-Синтез» 22
2.2 Особенности налогового учета коммерческих расходов в ООО
«Керамика - Синтез» 37
2.3 Контроль коммерческих расходов в ООО «Керамика -Синтез» 44
3. Анализ коммерческих расходов в ООО «Керамика -Синтез» 54
3.1 Анализ структуры и динамики коммерческих расходов
в ООО «Керамика-Синтез» 54
3.2 Влияние коммерческих расходов на прогнозные значения выручки
в ООО «Керамика-Синтез» 71
Заключение 76
Список использованных источников 80
Приложения
Интенсификация производственных отношений, в условиях существующих тенденций неустойчивости экономического процесса, приводит к росту расходов связанных с производством и продажей. В связи с этим возникает потребность, направленная на эффективное управление предприятием, заключающаяся в анализе его состояния, затрагивающая не только его текущее функционирование, но и прогноз результатов его деятельности на ближайшую перспективу, где исходная информация, получаемая из экономических показателей деятельности прошлых периодов, будет являться основным источником при принятии управленческих решений. Одним из основополагающих условий эффективности деятельности предприятия, оказывающих влияние на промышленное производство, является снижение расходов.
Наиболее актуальной проблемой для многих российских предприятий, является продуманная и грамотно осуществляемая организация учета расходов на продажу, поскольку деятельность, касающаяся торговли или в той или иной степени затрагивающая ее стороны, занимает все более лидирующие позиции в деятельности экономических субъектов.
Наиболее пристальное внимание в финансово-хозяйственной деятельности уделяется вопросам производственных затрат, тогда как возникающие проблемы в отношении расходов на продажу, уходят на второй план. Необходимо учитывать то, что расходы на продажу, в зависимости от вида деятельности предприятия, относятся к обычным расходам и возникают у предприятий имеющих отношение к любой отрасли экономики.
Теоретико-методологические вопросы коммерческих расходов, методическое обеспечение, совершенствование контрольных процедур и бюджетирование получили достаточно широкое раскрытие в научной литературе. Рассмотрение проблем, связанных с эволюцией и направлений совершенствования расходов предприятия, реализующих произведенную продукцию, на современном этапе, полностью не позволили решить все спорные моменты, поэтому проблемы, связанные с коммерческими расходами остаются значимыми и актуальными.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что коммерческие расходы, представляют собой один из элементов расходов предприятия. От рациональности их использования, эффективности организации учетно-аналитической работы и бюджетирования будет зависеть возможность предприятия удерживать занимаемые позиции. Формирование коммерческих расходов является ключевым и одновременно одним из сложных элементов развития производственно-хозяйственного механизма предприятия.
Эффективность изучения и целенаправленность практического применения коммерческих расходов оказывает влияние на рентабельность производства, определение цен на продукцию, расчет экономической эффективности и зависит от внедрения и применения организационно-технических мероприятий.
Изучение данной проблемы в современных условиях приобретает все более практическое содержание, поскольку проблема конкурентоспособности, получение желаемого и обусловленного конечного результата деятельности предприятия имеет все большую зависимость от уровня осуществляемых предприятием затрат. Многие научные деятели уделяли внимание рассматриваемой проблеме. В их числе: Л.Э Мурадян, С.А Агапов, Т.А Куликова, Н.Ю Орлюк, А.А Тимофеева, А.А Апчерч, Л.А Пакнратова, Н.В Труфанов.
Предметом исследования выпускной квалификационной работы является учет, контроль и анализ коммерческих расходов предприятия.
Объектом исследования выступает предприятие ООО «Керамика-Синтез», осуществляющие выпуск кирпича и иной керамической продукции из обожженной глины.
Целью выпускной квалификационной работы является рассмотрение механизма организации финансового учета, контроля, процесса бюджетирования и анализа коммерческих расходов применяемого предприятием, выявление проблем, возникающих в процессе его функционирования, а также выработка соответствующих рекомендаций и поиск путей совершенствования позиций, касающихся учета, анализа и контроля расходов, связанных с реализацией произведенной продукции.
Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
- обосновать экономическое содержание коммерческих расходов, их состав и классификацию;
- рассмотреть особенности организации бухгалтерского и налогового учета коммерческих расходов;
- провести детальный анализ коммерческих расходов предприятия;
- предложить рекомендации по совершенствованию учета и контроля коммерческих расходов предприятия.
При написании выпускной квалификационной работы были использованы материалы законодательных актов Российской Федерации, нормативные документы, научные работы отечественных и зарубежных экономистов, материалы периодической печати, статьи, учебные пособия, а также бухгалтерская отчетность производственного предприятия и материалы собственных исследований.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, основной части, заключения, списка используемой литературы и приложений.
Современные условия функционирования промышленных предприятий все больше выдвигают требования к совершенствованию процессов управления и, главным образом в отношении, его функций: бюджетирования, координации, регулирования и стимулирования.
Производство любой продукции всегда связано с затратами, выступающими как сдерживающий фактор развития и роста. Одним из таких элементов затрат являются коммерческие расходы.
Коммерческие расходы - это затраты, связанные с реализацией готовой продукции. Выделение данной группы расходов в отдельную статью было связано с тем, что расходы составляли значительную часть затрат. Меняющиеся под влиянием экономических процессов, условия финансово-хозяйственной деятельности, определили свои, присущие данным видам расходов черты, особенности и классификационные признаки. Экономическая сфера деятельности организации, то есть отраслевая принадлежность, способствует отражению признаков отличия статей, разграничению функциональной роли и принципам формирования коммерческих расходов, присущих каждому конкретному предприятию.
Несмотря на то, что перечень коммерческих расходов может не иметь широкого распространения на производственных предприятиях, но его величина в суммовом выражении может быть достаточно существенной статьей расходов, требующей детального изучения и анализа, поскольку исследуемая статья затрат, как один из элементов, формирует общую величину себестоимости произведенной продукции.
Анализ учетной политики ООО «Керамика - Синтез» показал, что коммерческим расходам не уделено достаточного внимания, полностью не раскрыты все аспекты имеющие отношение к данной статье затрат, несмотря на то, что многовариантность учета требует обязательного отражения соответствующих положений в отношении коммерческих расходов.
Действуя в соответствии с разработанным положением о составе затрат, предприятие не уделяет должного внимания тому, чтобы отразить и зафиксировать данные аспекты в учетной политике, что совершенно противоречит нашей позиции в отношении данного вопроса. Считаем целесообразным и необходимым, внести в учетную политику в раздел расходы по обычным видам деятельности, расходы, связанные с реализацией произведенной продукции, с детализированным перечнем коммерческих расходов, присущих данному предприятию, также указать и описать методику учета и списания коммерческих расходов, наиболее удобную для применения и способ их распределения. Это позволит избежать в будущем спорных и затруднительных моментов, в отношении учетно - аналитической работы коммерческих расходов.
Для отражения коммерческих затрат предприятие использует счет 44 «Расходы на продажу», с применением субсчета 44.01 «Коммерческие расходы», следовательно формирует «котловой учет» в отношении расходов на продажу. По нашему мнению, выбранная методика не способствует эффективной организации бухгалтерского учета, поэтому разработанный план счетов в отношении коммерческих расходов с аналитическим учетом в разрезе видов выпускаемой продукции является эффективным инструментом, обеспечивающим контроль и управление расходов на продажу в разрезе отдельных статей.
В будущем, внедрение Международной системы учета, в отношении коммерческих расходов, не предполагает существенных изменений и трудностей. Поэтому, при необходимости перехода на Международные стандарты учета, коммерческие расходы будут отнесены к затратам периода и учтены в составе сбытовых расходов, связанных с продвижением продукции.
Налоговый учет коммерческих расходов, требует точного соблюдения положений Налогового законодательства. Существующая многовариантность, при налоговом учете коммерческих затрат, предполагает, что предприятие обязано отразить соответствующие положения в учетной политике. Рекомендуем внести в учетную политику следующие положения, в отношении рекламных расходов, а именно: разработанный перечень документов, например, договор на оказание рекламных услуг, протокол согласования цен, акт о выполнении услуг. Необходимо прописать классификацию рекламных расходов с точки зрения нормируемых и ненормируемых, алгоритм расчета нормируемых рекламных расходов при расчете налога на прибыль. Несмотря на то, что предприятие использует положение о составе затрат, в котором отражен действующий перечень представительских расходов, рекомендуем, отразить данную классификацию затрат в учетной политике, а именно: зафиксировать разработанный перечень документов, образцы приказа о проведении мероприятий, смету представительских расходов, отчет о проведении представительских мероприятий, а также применяемый в соответствии с действующим законодательством алгоритм расчета представительских расходов, при расчете налога на прибыль.
На предприятии ООО «Керамика-Синтез», применяется контрольная система, состоящая из одного подразделения, где сконцентрированы все функции, а именно: бюджетирование, анализ и контроль, что представляет собой возможность обхода контрольной среды применяемой на предприятии. Внедрение разработанного контрольного теста сможет улучшить и отрегулировать некоторые аспекты контрольной среды предприятия, что обеспечит более слаженную и организованную работу.
Функции по формированию бюджета коммерческих расходов ООО «Керамика-Синтез» реализует бухгалтерия, данные аспекты закреплены в приказе по отделам. Созданный предприятием бюджет, способен контролировать сбытовую ситуацию, поскольку, если у руководства отсутствует конкретные направления деятельности, ему остается только реагировать на текущую ситуацию, а не осуществлять контроль и тем более управлять им.
При анализе коммерческих расходов ООО «Керамика-Синтез» наблюдается тенденция снижения общей величины коммерческих расходов на 2016 год, что является положительной тенденцией, поскольку происходит экономия средств.
Показатели коммерческих расходов имею сезонную тенденцию. В отношении средств направляемых на сбыт произведенной продукции, данная статистика прослеживается, в бюджетных и фактических показателях коммерческих расходов. Сезонность коммерческих расходов, отражает периодичность роста постоянных и переменных затрат, в зависимости от периода и потребностей предприятия в направлении средств на реализацию произведенной продукции.
На основе результатов анализа коммерческих затрат деятельности предприятия, изучения специфики, структуры и стратегии развития, рассмотрены актуальные направления совершенствования анализа и рекомендации по их реализации.
Анализируя деятельность промышленного предприятия ООО «Керамика- Синтез» предложены направления совершенствования учетной и контрольной системы, которые необходимые для эффективного осуществления общей системы управления, что обеспечивает методологическое единство стратегического, тактического и оперативного управления, согласованность управленческих решений на всех уровнях управления, а также активное участие всех работников организации в решении стратегических задач развития организации.
1. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 1 [Электронный ресурс]: от 31.07.1998 г., № 146-ФЗ (ред. 28.09.16 г.) : // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 20.04.2017.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации часть 2 [Электронный ресурс]: от 05.08.2000 г., № 117 -ФЗ (ред. 28.12.2016г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 20.04.2017.
3. О бухгалтерском учете [Электронный ресурс]: Федеральный закон от
06.12.2011 г., № 402-ФЗ (ред. от 23.05.2016 г.)// Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 19.04.2017.
4. О рекламе [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 13.03.2006., №38-ФЗ (ред. От 28.03.2017 г. ): // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 20.04.2017.
5. Положение по бухгалтерскому учету «Расходы организации» ПБУ 10/99 [Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов России от 06.05.2003 г., № 33 н (ред. от 06.04.2015 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». - Последнее обновление 19.04.2017.
6. Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 2 «Запасы» [Электронный ресурс] от 25.11.2011 № 160н // Справочно-правовая система «Консультант- Плюс». - Последнее обновление 19.04.2017.
7. План счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организации и инструкция по его применению[Электронный ресурс]: Приказ Министерства финансов России от 31.10.2000 г., № 94н (ред. от 08.11.2010 г.) // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» - Последнее обновление 19.04.2017.
8. Анисимов С.А. К вопросу о результативности расходов / С.А. Анисимов // Финансовый бизнес. - 2016. - № 1.
9. Апчерч А. Управленческий учет: принципы и практика: Пер. с англ./ Под. Ред. Я.В. Соколова, И.А . Смирновой. - М.: Финансы и статистика, 2012.
10. Бабаев Ю. А Учет затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции (работ, услуг): Учеб.-практ. пос. / Под ред. Ю.А.Бабаева - 3-e изд., испр. и доп. - М.: Вузов. учеб.: НИЦ ИНФРА-М, 2014.
11. Баженов Ю. К. Доходы, расходы и прибыль в организациях торговли: Учебное пособие / Ю.К. Баженов, Г.Г. Иванов./ - М.: ИД ФОРУМ: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
12. Брусникина А.Б. Пояснения к балансу и отчету о финансовых результатах / А.Б. Брусникина // Бухгалтерский учет. - 2016. - № 2.
13. Власова М.А., Скоблякова И.В Особенности внедрения принципов маркетинга в процессе управления сбытом продукции / М.А Власова, И.В Скоблякова // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. - 2014.
14. Гненная А.Н Состав, порядок учета и распределения по объектам калькулирования общепроизводственных и общехозяйственных расходов / А.Н Гненная // Общество: политика, экономика, право. - 2015. - № 5.
15. Калиева О.М., Михайлова О.П Эффект совместного действия рекламы и стимулирования сбыта в розничной торговле / О.М Калиева, О.П Михайлова // Вест-ник Оренбургского государственного университета. - 2014. - № 4.
16. Кальницкая И.В, Максимочкина О.В. Расходы организации в финансовом, налоговом и управленческом учете / И.В Кальницкая, О.В Максимочкина // Проблемы экономики и менеджмента. - 2015. - № 3.
17. Кек-Манджиева З.В. Автоматизация учетно-аналитической системы управления как необходимая составляющая эффективного управления предприятием / Кек-Манджиева З.В.// Наука и современность. -2015.
18. Куликова Т.А. Нормо - фактор накладных расходов в управлении развитием предприятий : дисс. ... канд. эк. наук / Куликова Т.А. - Пенза, 2015.
19. Кучеров А. В., Леушина Е. В. Внутренний аудит в России/ Кучеров А. В., Ле- ушина Е. В. // Молодой ученый. — 2013. — №6.
20. Орлюк Н.Ю. Формирование учетно-аналитической системы стратегических показателей деятельности коммерческих организаций: автореферат дисс. ... канд. эк. наук / Орлюк Н.Ю - Орел, 2013.
21. Панкратова Л. А. Внутренний аудит в современной системе управления организацией./ Панкратова Л. А. // Аудитор. — 2012. — № 6.
22. Петров А. М. Учет и анализ: Учебник / А.М. Петров, Е.В. Басалаева, Л.А. Мельникова. - М.: КУРС: НИЦ ИНФРА-М, 2013.
23. Пигунова О. В Коммерческая деятельность предприятия : учеб. пособие / О.В. Пигунова, Е.П. Науменко. - Минск: Вышэйшая школа, 2014.
24. Рабинович А.М. Полная себестоимость и управленческие расходы / А.М. Раю- инович // Бухгалтерский учет. - 2015. - № 9.
25. Ржаницына В.С. Организация учет затрат на производство и продажу / В.С Ржаницына // Бухгалтерский учет. - 2013. - № 8.
26. Савенков Л.Д. Системы сквозного внутреннего контроля на промышленных предприятиях: дисс. ... канд. эк. наук / Савенков Л.Д.. -Москва, 2014.
27. Савицкая Г.В Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник / Савицкая Г.В., - 6-е изд., испр. и доп. - М.:НИЦ ИНФРА-М, 2016.Трубочкина М. И. Управление затратами предприятия: Учебное пособие / М.И. Трубочкина. - 2-e изд., испр. и доп. - М.: НИЦ Инфра-М, 2013.
28. Сигидов Ю. И.Бухгалтерский учет и аудит: Учебное пособие / Ю.И. Сигидов, М.Ф. Сафонова, Г.Н. Ясменко и др. - М.: НИЦ ИНФРА-М, 2016.
29. Тимофеева А. А. История предпринимательства в России: учебное пособие / Тимофеева А. А. - М.: Флинта, 2012.
30. Труфанова Н.В. Учет коммерческих расходов в организации / Труфанова Н.В. // Аудит и финансовый анализ. - 2013. - № 4.
31. Шеремет А.Д. Методика финансового анализа деятельности коммерческих организаций / А.Д. Шеремет, Е.В. Негашев./ - 2-е изд., перераб. и доп. - М. : ИН¬ФРА - М, 2016.
32. Шмидова Н.А Управление затратами на предприятии маслосыродельной и молочной отрасли регионального АПК: дисс. на соискание научной степени канд.эк.наук / Шмидова Н.А. - Волгоград, 2013.
33. Шогенцукова З.Х., Шокарова Л.Х., Казиева Б.В. Классификация затрат при применении международных стандартов финансовой отчетности / Шогенцукова З.Х. , Шокарова Л.Х., Казиева Б.В .// Современные проблемы науки и образования. - 2014. - № 6.
34. Министерство финансов РФ [Электронный ресурс] Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: [информации Минфина России N ПЗ-11/2013] // Справочно-правовая система «КонсультантПлюс», проф. версия // URL: http://www.consultant.ru
35. Дворецкий В.Р., Межуева Т.Н., Либерман К.А., Долгополов О.И., Феоктистов И.А., Филина Ф.Н. [Электронный ресурс] Постатейный комментарий к Налоговому кодексу Российской Федерации (часть первая; 6-е изд., перераб. и доп.; под ред. А.В. Касьянова, Л.В. Чистяковой). - ИД "ГроссМедиа": РОСБУХ, -2017. //
Справочно-правовая система «Гарант» // Режим доступа: http://www.garant.ru
36. Обидина А.И [Электронный ресурс] Эффективность рекламы как метод стимулирования сбыта / А.И Обидина // Электронно-библиотечная система «Znani- um.com» // Режим доступа:http: //search.znanium. com
37. Полюсик Г.Б Место и роль внутреннего аудита в системе внутрифирменного контроля. [Электронный ресурс] / Полюсик Г.Б, Чистопашина С.С. // Все для бухгалтера. - 2013 - №7 // Электронно-библиотечная система «Znanium.com» // Режим доступа: http://search.znanium.com
38. Семенихин В.В. [Электронный ресурс] Командировочные и иные аналогичные расходы (6-е изд., перераб. и дополнен.) - ИД "ГроссМедиа": РОСБУХ, - 2017. // Справочно-правовая система «Гарант» // Режим доступа:
http://www.garant.ru
39. Семенихин В.В. [Электронный ресурс] Налог на прибыль организаций, доходы и расходы (5-е изд., перераб. и доп.) - ИД "ГроссМедиа": РОСБУХ, - 2017. // Справочно-правовая система «Гарант» // Режим доступа: http://www.garant.ru
40. Тепляков А.Б. [Электронный ресурс] 15 600 бухгалтерских проводок с комментариями (11-е изд., перераб. и доп.). - ИД "Гросс-Медиа": РОСБУХ, - 2017. // Справочно-правовая система «Гарант» // Режим доступа: http://www.garant.ru