МОНИТОРИНГ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО
|
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО 10
1.1. Понятие «Качество дошкольного образования» в психолого¬педагогических исследованиях 10
1.2. Сущностные характеристики мониторинга качества образовательного
процесса в ДОО 18
1.3. Условия реализации мониторинговой деятельности в дошкольной
образовательной организации 30
Выводы по главе 37
ГЛАВА II МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 40
2.1. Диагностика качества образовательного процесса в дошкольной
образовательной организации 40
2.2. Модель мониторинга качества образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации 55
2.3. Анализ эффективности мониторинга качества образовательного
процесса в ДОО 62
Выводы по главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО 10
1.1. Понятие «Качество дошкольного образования» в психолого¬педагогических исследованиях 10
1.2. Сущностные характеристики мониторинга качества образовательного
процесса в ДОО 18
1.3. Условия реализации мониторинговой деятельности в дошкольной
образовательной организации 30
Выводы по главе 37
ГЛАВА II МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 40
2.1. Диагностика качества образовательного процесса в дошкольной
образовательной организации 40
2.2. Модель мониторинга качества образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации 55
2.3. Анализ эффективности мониторинга качества образовательного
процесса в ДОО 62
Выводы по главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Со вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное
образование обособилось в полноправную первую ступень общего образования, что обеспечило повышение его значимости в обществе и государственной политике, и кроме того повысило требования к качеству образовательного процесса.
Государственная программа «Развитие образования 2013-2020», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и другие нормативные документы определяют дошкольное образование одним из значимых ресурсов национального развития страны и обеспечивают его доступность и качество, направленное на удовлетворение социального и государственного запроса.
Данные изменение повлекли за собой изменение как самого содержания образования, так и его организацию, что обращает внимание науки на поиск наиболее эффективных способов управления качеством образования в дошкольной образовательной организации, на его переосмысление и разработку новых управленческих механизмов.
Одним из условий оценки качества образования ведущими педагогами выделяется мониторинг как процедура сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
В настоящее время для педагогов и руководителей системы дошкольного образования не существует единой модели мониторинга, который мог бы быть средством повышения качества образовательного процесса, ведется поиск показателей и критериев качества образовательного процесса, характера взаимодействия между процессом управления и качеством образования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью осуществлять качественный образовательный процесс в дошкольных организациях как обеспечение возможности продолжать получение образования на последующих ступенях всей системы образования и отсутствием модели мониторинга как средства повышения качества образовательного процесса.
Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования, разработать модель мониторинга образовательного процесса в дошкольных организациях, обеспечивающую повышение качества образовательного процесса. Актуальность и практическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в ДОО».
Объект исследования: качество образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: мониторинг качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявить теоретико-методологические основы мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, разработать и апробировать модель мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что повышение качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации может происходить более успешно, если использовать мониторинг, который:
- включает направления: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов ДОО; работа с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в ДОО.
- основывается на принципах: направленности на полноценное развитие ребенка; деятельностной организации образовательного процесса; предметного обогащения деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированного характера обучения; обеспечения творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексности.
- учитывает показатели шкал ECERS-R при оценке качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. На основе научного анализа философской, психологической и педагогической литературы уточнить понятие «качество образования» и раскрыть сущность понятия «мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации».
2. Разработать и экспериментально апробировать модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
3. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности мониторинга в повышении качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анализ и обобщение методологической литературы, нормативных документов в образовании, изучение документации, собеседование с руководителями, анкетирование, наблюдение, опрос.
Методологическая основа исследования:
- теории управления дошкольным образованием (К.Ю. Белая, О.А. Сафонова, Л.И. Фалюшина, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков и др.);
- методологические основы управления качеством образования (М.М. Поташник, А.М. Моисеев, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.)
- сущность мониторинга как средства управления
образовательными системами и ее качеством: А.С.Белкин, Г.А. Бордовский, Н.В. Бордовская, В.Г. Горб, А.Н. Майоров, М.М. Поташник, А.П. Тряпицина, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.; работы по вопросам организации мониторинговых исследований: В.Г. Горб, В.А. Кальнея, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матрос, П.И. Третьякова, С.Е. Шишова и др.,
- вопросы развития инновационных процессов в деятельности
образовательных учреждений, теории создания педагогического мониторинга, структуры и содержания деятельности в сфере дошкольного образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях: Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Н.Ф. Виноградова, E.H. Герасимова, ЛМ. Денякина, С. А. Козлова, Е.С. Комарова, Т.А. Куликова,
Л.А. Парамонова, Л.В. Поздняк, O.A. Сафонова, Р.Б. Стеркина,
O.A. Скоролупова, Н.В. Федина, P.M. Чумичева, Е.Г. Юдина и др.
Научная новизна исследования: разработана модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «качество дошкольного образования» и обосновании теоретико-методологических подходов к мониторингу качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: в ЧДОО детский сад «Уу-чуку-чук» разработан и внедрен модель мониторинга качества образовательного процесса, а также составлен комплекс мероприятий по повышению качества образовательного процесса с учетом результатов мониторинга. Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности других дошкольных образовательных организаций.
Нормативная основа исследования: Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа «Развитие образования 2013-2020»; Конвенция о правах ребенка; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Концепция мониторинга качества дошкольного образования; Устав ДОО.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе участия в студенческом научном форуме 2019 года, 57-й международной научной студенческой конференции 2019 года в г. Новосибирск, XIX научно¬практической конференции «Афанасьевские чтения» 2019 года в г. Якутск, VIII международном конкурсе научных работ PTScience 2020 года.
Основные результаты исследования нашли отражение в следующих научных статьях:
1. Муксунова, С.Т. Повышение качества дошкольного образования посредством технологии Реджио /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Современное образование: традиции и инновации - ООО «НИЦ АРТ», 2019.- № 4.- С.49-52
2. Муксунова, С.Т. Мониторинг качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Проблемы современного педагогического образования - Гуманитарно-педагогическая академия ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».: Ялта, 2020.- № 66-3. - С.171-174
3. Муксунова, С.Т. Мониторинг качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Научное обозрение: педагогические науки - ООО НИЦ «Академия Естествознания», 2019.- № 3-1.- С. 94-97
База исследования: исследование проводилось на базе частной дошкольной образовательной организации «Уу-чуку-чук» города Якутска.
Этапы исследования: экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов с 2018 по 2020 год.
На первом этапе (2018г.) осуществлялся подбор, изучение и теоретический анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования. Обобщались и систематизировались научно-методологические подходы к исследованию проблемы, уточнялись направления диссертационного исследования в теоретическом и практическом аспектах. В результате были определены исходные теоретико-методологические позиции диссертации. Была разработана модель мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, определены основные структурные элементы модели. Определились критерии и показатели мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
На втором этапе (2019г.) реализовывался основной этап опытно-экспериментальной работы. Была проведена апробация модели мониторинга, а также разработан комплекс мероприятий по повышению качества образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
На третьем этапе (2020г.) обобщались и систематизировались теоретические и эмпирические результаты исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации состоит из следующих блоков: объекты мониторинга; ответственный специалист; форма подачи результатов мониторинга; периодичность.
2. Мониторинг ведется по следующим направлениям: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов; взаимодействие с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в дошкольной образовательной организации.
3. К принципам реализации модели мониторинга относятся: направленность на полноценное развитие ребенка; деятельностная организация образовательного процесса; предметное обогащение деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированный характер обучения; обеспечение творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексность.
образование обособилось в полноправную первую ступень общего образования, что обеспечило повышение его значимости в обществе и государственной политике, и кроме того повысило требования к качеству образовательного процесса.
Государственная программа «Развитие образования 2013-2020», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и другие нормативные документы определяют дошкольное образование одним из значимых ресурсов национального развития страны и обеспечивают его доступность и качество, направленное на удовлетворение социального и государственного запроса.
Данные изменение повлекли за собой изменение как самого содержания образования, так и его организацию, что обращает внимание науки на поиск наиболее эффективных способов управления качеством образования в дошкольной образовательной организации, на его переосмысление и разработку новых управленческих механизмов.
Одним из условий оценки качества образования ведущими педагогами выделяется мониторинг как процедура сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
В настоящее время для педагогов и руководителей системы дошкольного образования не существует единой модели мониторинга, который мог бы быть средством повышения качества образовательного процесса, ведется поиск показателей и критериев качества образовательного процесса, характера взаимодействия между процессом управления и качеством образования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью осуществлять качественный образовательный процесс в дошкольных организациях как обеспечение возможности продолжать получение образования на последующих ступенях всей системы образования и отсутствием модели мониторинга как средства повышения качества образовательного процесса.
Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования, разработать модель мониторинга образовательного процесса в дошкольных организациях, обеспечивающую повышение качества образовательного процесса. Актуальность и практическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в ДОО».
Объект исследования: качество образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: мониторинг качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявить теоретико-методологические основы мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, разработать и апробировать модель мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что повышение качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации может происходить более успешно, если использовать мониторинг, который:
- включает направления: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов ДОО; работа с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в ДОО.
- основывается на принципах: направленности на полноценное развитие ребенка; деятельностной организации образовательного процесса; предметного обогащения деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированного характера обучения; обеспечения творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексности.
- учитывает показатели шкал ECERS-R при оценке качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. На основе научного анализа философской, психологической и педагогической литературы уточнить понятие «качество образования» и раскрыть сущность понятия «мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации».
2. Разработать и экспериментально апробировать модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
3. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности мониторинга в повышении качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анализ и обобщение методологической литературы, нормативных документов в образовании, изучение документации, собеседование с руководителями, анкетирование, наблюдение, опрос.
Методологическая основа исследования:
- теории управления дошкольным образованием (К.Ю. Белая, О.А. Сафонова, Л.И. Фалюшина, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков и др.);
- методологические основы управления качеством образования (М.М. Поташник, А.М. Моисеев, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.)
- сущность мониторинга как средства управления
образовательными системами и ее качеством: А.С.Белкин, Г.А. Бордовский, Н.В. Бордовская, В.Г. Горб, А.Н. Майоров, М.М. Поташник, А.П. Тряпицина, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.; работы по вопросам организации мониторинговых исследований: В.Г. Горб, В.А. Кальнея, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матрос, П.И. Третьякова, С.Е. Шишова и др.,
- вопросы развития инновационных процессов в деятельности
образовательных учреждений, теории создания педагогического мониторинга, структуры и содержания деятельности в сфере дошкольного образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях: Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Н.Ф. Виноградова, E.H. Герасимова, ЛМ. Денякина, С. А. Козлова, Е.С. Комарова, Т.А. Куликова,
Л.А. Парамонова, Л.В. Поздняк, O.A. Сафонова, Р.Б. Стеркина,
O.A. Скоролупова, Н.В. Федина, P.M. Чумичева, Е.Г. Юдина и др.
Научная новизна исследования: разработана модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «качество дошкольного образования» и обосновании теоретико-методологических подходов к мониторингу качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: в ЧДОО детский сад «Уу-чуку-чук» разработан и внедрен модель мониторинга качества образовательного процесса, а также составлен комплекс мероприятий по повышению качества образовательного процесса с учетом результатов мониторинга. Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности других дошкольных образовательных организаций.
Нормативная основа исследования: Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа «Развитие образования 2013-2020»; Конвенция о правах ребенка; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Концепция мониторинга качества дошкольного образования; Устав ДОО.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе участия в студенческом научном форуме 2019 года, 57-й международной научной студенческой конференции 2019 года в г. Новосибирск, XIX научно¬практической конференции «Афанасьевские чтения» 2019 года в г. Якутск, VIII международном конкурсе научных работ PTScience 2020 года.
Основные результаты исследования нашли отражение в следующих научных статьях:
1. Муксунова, С.Т. Повышение качества дошкольного образования посредством технологии Реджио /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Современное образование: традиции и инновации - ООО «НИЦ АРТ», 2019.- № 4.- С.49-52
2. Муксунова, С.Т. Мониторинг качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Проблемы современного педагогического образования - Гуманитарно-педагогическая академия ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».: Ялта, 2020.- № 66-3. - С.171-174
3. Муксунова, С.Т. Мониторинг качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Научное обозрение: педагогические науки - ООО НИЦ «Академия Естествознания», 2019.- № 3-1.- С. 94-97
База исследования: исследование проводилось на базе частной дошкольной образовательной организации «Уу-чуку-чук» города Якутска.
Этапы исследования: экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов с 2018 по 2020 год.
На первом этапе (2018г.) осуществлялся подбор, изучение и теоретический анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования. Обобщались и систематизировались научно-методологические подходы к исследованию проблемы, уточнялись направления диссертационного исследования в теоретическом и практическом аспектах. В результате были определены исходные теоретико-методологические позиции диссертации. Была разработана модель мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, определены основные структурные элементы модели. Определились критерии и показатели мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
На втором этапе (2019г.) реализовывался основной этап опытно-экспериментальной работы. Была проведена апробация модели мониторинга, а также разработан комплекс мероприятий по повышению качества образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
На третьем этапе (2020г.) обобщались и систематизировались теоретические и эмпирические результаты исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации состоит из следующих блоков: объекты мониторинга; ответственный специалист; форма подачи результатов мониторинга; периодичность.
2. Мониторинг ведется по следующим направлениям: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов; взаимодействие с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в дошкольной образовательной организации.
3. К принципам реализации модели мониторинга относятся: направленность на полноценное развитие ребенка; деятельностная организация образовательного процесса; предметное обогащение деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированный характер обучения; обеспечение творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексность.
Целью нашего исследования является изучение, экспериментальное обоснование и апробирование модели мониторинга в повышении качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
В теоретической части нашей диссертации мы рассмотрели понятие «качество дошкольного образования» в психолого-педагогических исследованиях. Анализируя определение понятия разных источников, мы пришли к выводу, что «качество дошкольного образования» можно рассматривать как базовый принцип и критерий эффективности организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, определяющие его способности удовлетворять потребности всех субъектов образовательного пространства с точки зрения качества образовательного процесса, качества условий и качества результатов.
Также изучены сущностные характеристики мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Итак, можно выделить ряд ключевых характеристик понятия «мониторинг». Во-первых, это - систематический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль характера происходящих в нем процессов, предупреждение нежелательных тенденций развития. Во-вторых, мониторинг имеет предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам, для решения конкретных задач.
Мониторинг качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации - это специально организованное наблюдение за образовательным процессом с помощью необходимого и достаточного числа квалиметрических и количественных показателей, отражающих состояние и динамику результатов образовательной деятельности, а также причинно-следственную зависимость между субъектами образовательного процесса и их отношениями в образовательной среде дошкольной образовательной организации и выработка корректирующих воздействий на все «переходные состояния» образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе научно-обоснованных прогнозов её развития.
Практическая часть исследования проводилась на базе частной дошкольной образовательной организации «Уу-чуку-чук» города Якутска.
На констатирующем этапе эксперимента при первичном сборе данных, мы получили следующую информацию о состоянии качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации: анализ документаций показал, что в дошкольной образовательной организации документирование ведется на высоком уровне; по результатам анкетирования персонала мы выявили, что эффективность работы специалистов по осуществлению образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ведется на среднем уровне; по результатам опроса родителей воспитанников мы выявили, что имеются родители не удовлетворенные качеством образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; по результатам диагностики уровень освоение основной программы детьми среднего дошкольного возраста находится на среднем уровне; по результатам наблюдения за образовательной деятельностью низкую оценку «удовлетворительно» получили следующие показатели шкал ECERS-R: обустройство пространства для игр; места для уединения; книги и иллюстрации; стимулирования общения между детьми; песок/вода; ролевые игры; природа/наука; условия для удовлетворения личных потребностей персонала; сопровождение работы и оценивание персонала; возможности для профессионального роста.
Таким образом, анализ результатов показал, какие «проблемные зоны» требуют корректирующих работ для повышения качества образовательного процесса в детском саду.
В формирующей части исследования имеется описание модели мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации - определены команда, направления, методы, принципы, этапы, механизмы и инструментарий мониторинга. А также рекомендован комплекс мероприятий по коррекции «проблемных зон» с учетом результатов мониторинга констатирующего этапа исследования.
На контрольном этапе исследования наблюдается позитивная динамика всех показателей качества образовательного процесса, что мы связываем с внедрением разработанного нами мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Количественное и качественное сравнение результатов
констатирующего и контрольного этапов эксперимента констатировало повышение качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, тем самым подтвердил гипотезу нашего исследования: что повышение качества образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации может происходить более успешно, если использовать мониторинг, который:
- включает направления: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов ДОО; работа с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в ДОО.
- основывается на принципах: направленности на полноценное развитие ребенка; деятельностной организации образовательного процесса; предметного обогащения деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированного характера обучения; обеспечения творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексности.
- учитывает показатели шкал ECERS-R при оценке качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
В теоретической части нашей диссертации мы рассмотрели понятие «качество дошкольного образования» в психолого-педагогических исследованиях. Анализируя определение понятия разных источников, мы пришли к выводу, что «качество дошкольного образования» можно рассматривать как базовый принцип и критерий эффективности организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, определяющие его способности удовлетворять потребности всех субъектов образовательного пространства с точки зрения качества образовательного процесса, качества условий и качества результатов.
Также изучены сущностные характеристики мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Итак, можно выделить ряд ключевых характеристик понятия «мониторинг». Во-первых, это - систематический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль характера происходящих в нем процессов, предупреждение нежелательных тенденций развития. Во-вторых, мониторинг имеет предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам, для решения конкретных задач.
Мониторинг качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации - это специально организованное наблюдение за образовательным процессом с помощью необходимого и достаточного числа квалиметрических и количественных показателей, отражающих состояние и динамику результатов образовательной деятельности, а также причинно-следственную зависимость между субъектами образовательного процесса и их отношениями в образовательной среде дошкольной образовательной организации и выработка корректирующих воздействий на все «переходные состояния» образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе научно-обоснованных прогнозов её развития.
Практическая часть исследования проводилась на базе частной дошкольной образовательной организации «Уу-чуку-чук» города Якутска.
На констатирующем этапе эксперимента при первичном сборе данных, мы получили следующую информацию о состоянии качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации: анализ документаций показал, что в дошкольной образовательной организации документирование ведется на высоком уровне; по результатам анкетирования персонала мы выявили, что эффективность работы специалистов по осуществлению образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ведется на среднем уровне; по результатам опроса родителей воспитанников мы выявили, что имеются родители не удовлетворенные качеством образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; по результатам диагностики уровень освоение основной программы детьми среднего дошкольного возраста находится на среднем уровне; по результатам наблюдения за образовательной деятельностью низкую оценку «удовлетворительно» получили следующие показатели шкал ECERS-R: обустройство пространства для игр; места для уединения; книги и иллюстрации; стимулирования общения между детьми; песок/вода; ролевые игры; природа/наука; условия для удовлетворения личных потребностей персонала; сопровождение работы и оценивание персонала; возможности для профессионального роста.
Таким образом, анализ результатов показал, какие «проблемные зоны» требуют корректирующих работ для повышения качества образовательного процесса в детском саду.
В формирующей части исследования имеется описание модели мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации - определены команда, направления, методы, принципы, этапы, механизмы и инструментарий мониторинга. А также рекомендован комплекс мероприятий по коррекции «проблемных зон» с учетом результатов мониторинга констатирующего этапа исследования.
На контрольном этапе исследования наблюдается позитивная динамика всех показателей качества образовательного процесса, что мы связываем с внедрением разработанного нами мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Количественное и качественное сравнение результатов
констатирующего и контрольного этапов эксперимента констатировало повышение качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, тем самым подтвердил гипотезу нашего исследования: что повышение качества образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации может происходить более успешно, если использовать мониторинг, который:
- включает направления: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов ДОО; работа с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в ДОО.
- основывается на принципах: направленности на полноценное развитие ребенка; деятельностной организации образовательного процесса; предметного обогащения деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированного характера обучения; обеспечения творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексности.
- учитывает показатели шкал ECERS-R при оценке качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Подобные работы
- КОРРЕКТИРУЮЩИЙ КОНТРОЛЬ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ В ВУЗЕ (на материале предметов гуманитарного цикла)
Диссертации (РГБ), педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 500 р. Год сдачи: 2004 - УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УСЛУГ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4915 р. Год сдачи: 2020 - ИННОВАЦИОННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИЕЙ КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4935 р. Год сдачи: 2016 - Деятельность руководителя по обеспечению качества образования в условиях дошкольной образовательной организации
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2017 - Оценка качества образовательного процесса в высшем учебном заведении и предложения по его совершенствованию (на примере ФГАОУ ВО Елабужского института Казанского (Приволжского) федерального
университета)
Дипломные работы, ВКР, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - ПРОЕКТИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА (НА ПРИМЕРЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО АВТОНОМНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «АЛЬМЕТЬЕВСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере Государственного бюджетного оздоровительно-образовательного учреждения, для детей нуждающихся в длительном лечении «Новокашировская санаторная школа-интернат»)
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6500 р. Год сдачи: 2019 - ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ ДЛЯ ДОШКОЛЬНИКОВ, КАК ФАКТОР ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4325 р. Год сдачи: 2019 - Нормативно-правовое обеспечение программы магистратуры по направлению «Педагогическое образование»
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2016



