ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МОНИТОРИНГА КАЧЕСТВА
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОО 10
1.1. Понятие «Качество дошкольного образования» в психолого¬педагогических исследованиях 10
1.2. Сущностные характеристики мониторинга качества образовательного
процесса в ДОО 18
1.3. Условия реализации мониторинговой деятельности в дошкольной
образовательной организации 30
Выводы по главе 37
ГЛАВА II МОНИТОРИНГ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ДОШКОЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 40
2.1. Диагностика качества образовательного процесса в дошкольной
образовательной организации 40
2.2. Модель мониторинга качества образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации 55
2.3. Анализ эффективности мониторинга качества образовательного
процесса в ДОО 62
Выводы по главе 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 69
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 72
ПРИЛОЖЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Со вступлением в силу Федерального закона № 273-ФЗ «Об образовании в РФ» дошкольное
образование обособилось в полноправную первую ступень общего образования, что обеспечило повышение его значимости в обществе и государственной политике, и кроме того повысило требования к качеству образовательного процесса.
Государственная программа «Развитие образования 2013-2020», Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования и другие нормативные документы определяют дошкольное образование одним из значимых ресурсов национального развития страны и обеспечивают его доступность и качество, направленное на удовлетворение социального и государственного запроса.
Данные изменение повлекли за собой изменение как самого содержания образования, так и его организацию, что обращает внимание науки на поиск наиболее эффективных способов управления качеством образования в дошкольной образовательной организации, на его переосмысление и разработку новых управленческих механизмов.
Одним из условий оценки качества образования ведущими педагогами выделяется мониторинг как процедура сбора, обработки, хранения и распространения информации об образовательной системе или отдельных ее элементах, которая ориентирована на информационное обеспечение управления, позволяет судить о состоянии объекта в любой момент времени и может обеспечить прогноз его развития.
В настоящее время для педагогов и руководителей системы дошкольного образования не существует единой модели мониторинга, который мог бы быть средством повышения качества образовательного процесса, ведется поиск показателей и критериев качества образовательного процесса, характера взаимодействия между процессом управления и качеством образования.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что существует противоречие между необходимостью осуществлять качественный образовательный процесс в дошкольных организациях как обеспечение возможности продолжать получение образования на последующих ступенях всей системы образования и отсутствием модели мониторинга как средства повышения качества образовательного процесса.
Данное противоречие обусловило выбор проблемы исследования, разработать модель мониторинга образовательного процесса в дошкольных организациях, обеспечивающую повышение качества образовательного процесса. Актуальность и практическая значимость проблемы, ее недостаточная разработанность и выявленные противоречия обусловили выбор темы исследования: «Мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в ДОО».
Объект исследования: качество образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации.
Предмет исследования: мониторинг качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Цель исследования: выявить теоретико-методологические основы мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, разработать и апробировать модель мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Гипотеза исследования состоит в предположении о том, что повышение качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации может происходить более успешно, если использовать мониторинг, который:
- включает направления: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов ДОО; работа с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в ДОО.
- основывается на принципах: направленности на полноценное развитие ребенка; деятельностной организации образовательного процесса; предметного обогащения деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированного характера обучения; обеспечения творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексности.
- учитывает показатели шкал ECERS-R при оценке качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Задачи исследования:
1. На основе научного анализа философской, психологической и педагогической литературы уточнить понятие «качество образования» и раскрыть сущность понятия «мониторинг как фактор повышения качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации».
2. Разработать и экспериментально апробировать модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
3. Провести опытно-экспериментальную проверку эффективности мониторинга в повышении качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анализ и обобщение методологической литературы, нормативных документов в образовании, изучение документации, собеседование с руководителями, анкетирование, наблюдение, опрос.
Методологическая основа исследования:
- теории управления дошкольным образованием (К.Ю. Белая, О.А. Сафонова, Л.И. Фалюшина, Л.В. Поздняк, П.И. Третьяков и др.);
- методологические основы управления качеством образования (М.М. Поташник, А.М. Моисеев, А.И. Субетто, П.И. Третьяков, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.)
- сущность мониторинга как средства управления
образовательными системами и ее качеством: А.С.Белкин, Г.А. Бордовский, Н.В. Бордовская, В.Г. Горб, А.Н. Майоров, М.М. Поташник, А.П. Тряпицина, Л.И. Фалюшина, Т.И. Шамова, С.Е. Шишов и др.; работы по вопросам организации мониторинговых исследований: В.Г. Горб, В.А. Кальнея, А.Н. Майорова, Д.Ш. Матрос, П.И. Третьякова, С.Е. Шишова и др.,
- вопросы развития инновационных процессов в деятельности
образовательных учреждений, теории создания педагогического мониторинга, структуры и содержания деятельности в сфере дошкольного образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях: Т.И. Алиева, К.Ю. Белая, Н.Ф. Виноградова, E.H. Герасимова, ЛМ. Денякина, С. А. Козлова, Е.С. Комарова, Т.А. Куликова,
Л.А. Парамонова, Л.В. Поздняк, O.A. Сафонова, Р.Б. Стеркина,
O.A. Скоролупова, Н.В. Федина, P.M. Чумичева, Е.Г. Юдина и др.
Научная новизна исследования: разработана модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Теоретическая значимость исследования состоит в уточнении понятия «качество дошкольного образования» и обосновании теоретико-методологических подходов к мониторингу качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Практическая значимость исследования заключается в следующем: в ЧДОО детский сад «Уу-чуку-чук» разработан и внедрен модель мониторинга качества образовательного процесса, а также составлен комплекс мероприятий по повышению качества образовательного процесса с учетом результатов мониторинга. Полученные результаты исследования могут быть использованы в деятельности других дошкольных образовательных организаций.
Нормативная основа исследования: Федеральный закон
от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Государственная программа «Развитие образования 2013-2020»; Конвенция о правах ребенка; Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования; Концепция мониторинга качества дошкольного образования; Устав ДОО.
Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе участия в студенческом научном форуме 2019 года, 57-й международной научной студенческой конференции 2019 года в г. Новосибирск, XIX научно¬практической конференции «Афанасьевские чтения» 2019 года в г. Якутск, VIII международном конкурсе научных работ PTScience 2020 года.
Основные результаты исследования нашли отражение в следующих научных статьях:
1. Муксунова, С.Т. Повышение качества дошкольного образования посредством технологии Реджио /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Современное образование: традиции и инновации - ООО «НИЦ АРТ», 2019.- № 4.- С.49-52
2. Муксунова, С.Т. Мониторинг качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Проблемы современного педагогического образования - Гуманитарно-педагогическая академия ФГОУ ВО «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского».: Ялта, 2020.- № 66-3. - С.171-174
3. Муксунова, С.Т. Мониторинг качества образовательной деятельности дошкольной образовательной организации /С.Т. Муксунова, А.В. Николаева //Научное обозрение: педагогические науки - ООО НИЦ «Академия Естествознания», 2019.- № 3-1.- С. 94-97
База исследования: исследование проводилось на базе частной дошкольной образовательной организации «Уу-чуку-чук» города Якутска.
Этапы исследования: экспериментальная работа осуществлялась в несколько этапов с 2018 по 2020 год.
На первом этапе (2018г.) осуществлялся подбор, изучение и теоретический анализ педагогической литературы и нормативно-правовых документов по проблеме исследования. Обобщались и систематизировались научно-методологические подходы к исследованию проблемы, уточнялись направления диссертационного исследования в теоретическом и практическом аспектах. В результате были определены исходные теоретико-методологические позиции диссертации. Была разработана модель мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, определены основные структурные элементы модели. Определились критерии и показатели мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
На втором этапе (2019г.) реализовывался основной этап опытно-экспериментальной работы. Была проведена апробация модели мониторинга, а также разработан комплекс мероприятий по повышению качества образовательного процесса с учетом результатов мониторинга.
На третьем этапе (2020г.) обобщались и систематизировались теоретические и эмпирические результаты исследования.
Основные положения, выносимые на защиту:
1. Модель мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации состоит из следующих блоков: объекты мониторинга; ответственный специалист; форма подачи результатов мониторинга; периодичность.
2. Мониторинг ведется по следующим направлениям: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов; взаимодействие с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в дошкольной образовательной организации.
3. К принципам реализации модели мониторинга относятся: направленность на полноценное развитие ребенка; деятельностная организация образовательного процесса; предметное обогащение деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированный характер обучения; обеспечение творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексность.
Целью нашего исследования является изучение, экспериментальное обоснование и апробирование модели мониторинга в повышении качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
В теоретической части нашей диссертации мы рассмотрели понятие «качество дошкольного образования» в психолого-педагогических исследованиях. Анализируя определение понятия разных источников, мы пришли к выводу, что «качество дошкольного образования» можно рассматривать как базовый принцип и критерий эффективности организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, определяющие его способности удовлетворять потребности всех субъектов образовательного пространства с точки зрения качества образовательного процесса, качества условий и качества результатов.
Также изучены сущностные характеристики мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации. Итак, можно выделить ряд ключевых характеристик понятия «мониторинг». Во-первых, это - систематический процесс наблюдения за объектом, оценивание его состояния, контроль характера происходящих в нем процессов, предупреждение нежелательных тенденций развития. Во-вторых, мониторинг имеет предметную направленность, т.е. применяется к конкретным объектам и процессам, для решения конкретных задач.
Мониторинг качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации - это специально организованное наблюдение за образовательным процессом с помощью необходимого и достаточного числа квалиметрических и количественных показателей, отражающих состояние и динамику результатов образовательной деятельности, а также причинно-следственную зависимость между субъектами образовательного процесса и их отношениями в образовательной среде дошкольной образовательной организации и выработка корректирующих воздействий на все «переходные состояния» образовательного процесса в дошкольной образовательной организации на основе научно-обоснованных прогнозов её развития.
Практическая часть исследования проводилась на базе частной дошкольной образовательной организации «Уу-чуку-чук» города Якутска.
На констатирующем этапе эксперимента при первичном сборе данных, мы получили следующую информацию о состоянии качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации: анализ документаций показал, что в дошкольной образовательной организации документирование ведется на высоком уровне; по результатам анкетирования персонала мы выявили, что эффективность работы специалистов по осуществлению образовательного процесса в дошкольной образовательной организации ведется на среднем уровне; по результатам опроса родителей воспитанников мы выявили, что имеются родители не удовлетворенные качеством образовательного процесса в дошкольной образовательной организации; по результатам диагностики уровень освоение основной программы детьми среднего дошкольного возраста находится на среднем уровне; по результатам наблюдения за образовательной деятельностью низкую оценку «удовлетворительно» получили следующие показатели шкал ECERS-R: обустройство пространства для игр; места для уединения; книги и иллюстрации; стимулирования общения между детьми; песок/вода; ролевые игры; природа/наука; условия для удовлетворения личных потребностей персонала; сопровождение работы и оценивание персонала; возможности для профессионального роста.
Таким образом, анализ результатов показал, какие «проблемные зоны» требуют корректирующих работ для повышения качества образовательного процесса в детском саду.
В формирующей части исследования имеется описание модели мониторинга качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации - определены команда, направления, методы, принципы, этапы, механизмы и инструментарий мониторинга. А также рекомендован комплекс мероприятий по коррекции «проблемных зон» с учетом результатов мониторинга констатирующего этапа исследования.
На контрольном этапе исследования наблюдается позитивная динамика всех показателей качества образовательного процесса, что мы связываем с внедрением разработанного нами мониторинга качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
Количественное и качественное сравнение результатов
констатирующего и контрольного этапов эксперимента констатировало повышение качества образовательного процесса в дошкольной образовательной организации, тем самым подтвердил гипотезу нашего исследования: что повышение качества образовательного процесса
в дошкольной образовательной организации может происходить более успешно, если использовать мониторинг, который:
- включает направления: анализ документации образовательной деятельности ДОО; профессиональный рост педагогов ДОО; работа с родителями; диагностика развития воспитанников; образовательная среда в ДОО.
- основывается на принципах: направленности на полноценное развитие ребенка; деятельностной организации образовательного процесса; предметного обогащения деятельностной основы развития ребенка; личностно-ориентированного характера обучения; обеспечения творческого присвоения ребенком социокультурного опыта; комплексности.
- учитывает показатели шкал ECERS-R при оценке качества организации образовательного процесса в дошкольной образовательной организации.
1. Аверин, С.П. Социально-педагогический мониторинг
как условие совершенствования деятельности ИПК РО по повышению квалификации работников образования в регионе: автореф. дис. ... канд. пед. наук /С.П. Аверин. - Красноярск, 2000. - 25 с.
2. Агранович, М.Т. Индикаторы оценки качества образования /М.Т. Агранович, П.В. Кондрашов //Директор школы. — 2007. — № 5.
— С. 5-7.
3. Алексеева, М. И. Система мониторинга педагогического процесса в дошкольном образовательном учреждении /М. И. Алексеева //Образование: традиции и инновации. - 2015. - С. 11-13.
4. Бабушкина, Н. В. Мониторинг учебного процесса в учреждениях начального профессионального образования /Н.В. Бабушкина, С.П. Масальских. - М.: Изд. центр НОУ ИСОМ, 2004. - 47 с.
5. Белая, К.Ю. Руководство ДОУ: контрольно-диагностическая функция /К.Ю. Белая - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 64 с.
6. Белая, К.Ю. Методическая работа в ДОУ: Анализ, планирование, формы и методы /К.Ю. Белая. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 96 с.
7. Болотов, В.А. Становление общероссийской системы оценки качества образования /В.А. Болотов //Справочник заместителя директора школы. - 2007. - № 10. - С. 18-24.
8. Болотов, В.А. Система оценки качества Российского образования /В.А. Болотов, Н.Ф.Ефремова //Педагогика. — 2006. - №1. - С.22-31.
9. Бордовская, Н.В. Педагогика: учебное пособие /Н.В. Бордовская, А. Реан. - СПб.: Питер, 2006. - 304 с.
10. Вазина, К.Я. Технология самоисследования и саморегуляции: мониторинг личностных качеств педагогов и студентов /К.Я. Вазина, К.С. Романова, Н.В. Сорокина. - Нижний Новгород: Изд-во ВГИПИ, 2002.
- 156 с.
11. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений: для работы с детьми 5-7 лет /Н.Е. Веракса.: М - Мозаика-синтез, 2008. - 78с.
12. Виноградова, H.A. Управление качеством образовательного процесса в ДОУ /Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. — М.: АЙРИС ПРЕСС, 2006. - 192 с.
13. Горб, В. Г. Педагогический мониторинг в вузе: методология, теория, технологии /В.Г. Горб. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2003. -385 с.
14. Горемыко, М. В. Качество образования в регионе: проектный метод управления /М.В. Горемыко //Народное образование. — М.: 2008.- №7.-С. 122-129.
15. Голицина, Н.С. Организация и проведение тематического контроля в дошкольном образовательном учреждении /Н.С. Голицина.
— М.: «Издательство Скрипторий», 2004. - 112 с.
16. Гогоберидзе А.С. Основы разработки системы мониторинга
качества дошкольного образования /А.С. Гогоберидзе //Человек
и образование. - 2012. - №. 4 - С. 34-36.
17. Даниляк, А. А. Организационно-педагогические условия модернизации муниципальной системы дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук /А.А. Даниляк - М., 2006. - 22 с.
18. Девятова, О. Е. Система мониторинга в дошкольных образовательных учреждениях /О.Е. Девятова, Л.Н. Прохорова
- М.: Национальный книжный центр. - 2011.
19. Деев, А.И. Основная задача — обеспечение и контроль качества образования: Об итогах деятельности МО и науки РФ в 2005 г. и задачах на 2006г /А.И.Деев //Образование в документах. - 2006. - №12. - С.6-11.
20. Денякина, Л.М. Технологии управления образовательным учреждением /Л.М. Денякина. — Минск: Бизнесофсет, 2004. — 204 с.
21. Загвязинский, В.И. Методология и методы психолого-педагогического исследования /В. И. Загвязинский, Р. Атаханов -М.: Академия, 2001. - 206 с.
22. Зайцева, О.Ю. Педагогическая технология проектирования
в управлении образовательным процессом: методическое пособие к курсам повышения квалификации руководителей ДОУ /О.Ю. Зайцева,
Н.Г. Даниленко, Ю.Д. Маркина - Иркутск, 2001. - 137 с.
23. Ильенкова, С.Д. Управление качеством: учебник для вузов /С.Д. Ильенкова, Н.Д. Мхитарян - М.: ЮНИТА-ДАНА, 2003. - 334 с.
24. Исакова, Ю. П. Мониторинг достижений младших школьников в образовательном процессе: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Ю.П. Исакова - Калининград, 2002. - 20 с.
25. Кайнова, Е.Б. Качество образования и способы его измерения /Е.Б. Кайнова. - М.: АПКиППРО, 2006. - 120 с.
26. Казакова, И.Н. Годовое планирование в ДОУ: Трудности, ошибки, пути преодоления /И.Н. Казакова. — М.: ТЦ Сфера, 2007. — 64 с.
27. Карпушин, Н.И. Муниципальная модель мониторинга качества образования /Н.И. Карпушин, Л.П. Гаджиева, И.Д. Петроградских// Народное образование. - 2006. - №1. - С.93-97.
28. Ковалева, Г.П. Международное исследование TIMSS /Г.П. Ковалева //Народное образование. — 2005. — С.35-36.
29. Коваленко, В. И. Педагогический мониторинг: концептуальная модель и технологии реализации /В. И. Коваленко, П. Е. Решетников -Белгород: БелЮИ, 2002. - 150 с.
30. Ковалева, Н.Т. Экономика образования России: итоги
мониторинга /Н. Т. Ковалева //Народное образование.-2007 - №10. - С. 26-34.
31. Колосова, Е.Н. Организация инновационных процессов в системе дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Е.Н. Колосова
32. Королева, С.В. Мониторинг качества образовательных услуг как механизм оценки качества дошкольного образования /С.В Королева //Педагогическое образование в России -№ 4. - 2014.- С.43-48.
33. Комарова, Е.С. Как оценить работу детского сада: пособие для руководителей дошкольных образовательных учреждений /Е.С. Комарова.
— 2-е изд. - М.: Просвещение, 2006. — 127 с.
34. Комарова, Е.С. Я руковожу детским садом: пособие для рук. дошк. образоват. учреждений /Е.С.Комарова. - М.: Просвещение, 2008. — С.51-67.
35. Корепанова, М.В. Контроль функционирования и развития ДОУ: методические рекомендации /М.В. Корепанова, И.А. Липчанская
— М.: ТЦ Сфера, 2003.- 80 с.
36. Коптева, В.Е. Качество образования в ДОУ /В.Е. Коптева //Управление ДОУ. - 2006. - №7. - С.44-60.
37. Корепанова, М.В. Аттестация педагогических и руководящих работников ДОУ/ М.В. Корепанова, И.А. Липчанская. - М.: ТЦ Сфера, 2005. - 80 с.
38. Корешков, М. Т. Высокое качество образования сегодня — это высокое качество жизни завтра /М.Корешков //Народное образование. -
2005. - №5. - С.52-57.
39. Крахмалев, А. П. Качество образования как актуальная проблема
управления: учебно-методическое пособие в помощь педагогам
и руководителям учреждений образования /А. П. Крахмалев. - Омск: Изд-во Омгпу, 2001.-22 с.
40. Крулехт, М.В. Экспертные оценки в образовании: уч. пособие для студентов фак. дош. обр. высш. пед. учебных заведений /М.В. Крулехт, И.В. Тельнюк. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. — 112 с.
41. Лебедев, O.E. Управление образовательными системами: учебно¬методическое пособие для вузов /О.Е. Лебедев — М.: Литературное
агентство «Университетская книга», 2004. — 136 с.
42. Левкина, C.B. К вопросу об определении понятия «педагогический мониторинг /C.B. Левкина //Проблемы педагогической инноватики: материалы V межвузовской научно-практической конференции.
- Тобольск: Изд-во ТГПИ им. Д.И. Менделеева, 2000. - 26 с.
43. Левшина, Н. И. Мониторинг условий реализации основной
образовательной программы дошкольного образования /Н. И. Левшина, Л.Н. Санникова, С.Н. Юревич //Международный журнал
экспериментального образования. - 2016. - №. 2-2. - С. 263-267.
44. Майер, А.А. Рефлексивный мониторинг формирования профессиональной компетентности педагога дошкольного образования: автореф. дис. ... канд. пед. наук/ А.А. Майер— Барнаул, 2002. — 24 с.
45. Майер, А. А. Управление инновационными процессами в ДОУ. Методическое пособие /A.A. Майер //Приложение к журналу. Управление дошкольным образовательным учреждением. - М., 2008. — С.83- 88.
46. Майоров, А. Н. Мониторинг в системе информационного обеспечения управления образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук /Майоров А.Н. - СПб.: 2003. - 42 с.
47. Майоров, А.Н. Мониторинг в образовании /А.Н.Майоров.
- Ульяновск: «Интеллект-Центр», 2005. — 424 с.
48. Максимова, В.Н. Акмеология: новое качество образования
/В.Н. Максимова //Завуч. - 2004. - № 3. - С. 3-23.
49. Мангилева, Н. Н. Мониторинг инновационной деятельности муниципальных образовательных учреждений: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Н.Н. Мангилева — Екатеринбург, 2003. — 22 с.
50. Матрос, Д.Ш. Управление качеством образования на основе новых информационных технологий и образовательного мониторинга /Д.Ш. Матрос, Д.М. Полев, H.H. Мельникова. — М.: Педагогическое общество России, 2000. - 96 с.
51. Матрос, Д.Ш. Как оптимизировать распределение учебного времени /Д.Ш. Матрос. - М.: Знание, 1991. - 11 с.
52. Михайлычев, Е.А. Проблемы качества инструментария в современной российской педагогической диагностике /Е.А. Михайлычев //Педагогическая диагностика. - 2007. - №2. - С.112-117.
53. Моисеева, Л.В. Организация и проведение педагогического мониторинга освоения детьми дошкольного возраста образовательной программы /Л.В. Моисеева, К.В. Мухаярова //Альманах научно-исследовательских работ студентов и молодых ученых. - 2018. - С. 140-143.
54. Моисеев, А.М. Основы стратегического управления школой /А.М. Моисеев, О.М. Моисеева - 2008.-М.: «Эгвейс», 2006. - 218 с.
55. Мокшеев, В.А. Организация системы мониторинга в образовании /В.А. Мокшеев //Школьные технологии. - 2005. — №1. - С. 85-94.
56. Молчанова, Т.К. Реализация качественного образования /Т.К. Молчанова, Н.К. Виноградова. - М.: УЦ «Перспектива», 2007. - 168 с.
57. Майорова, О.И. Мониторинг как аспект управленческой деятельности: методические рекомендации /О.И. Майорова, Т.Д. Орлова. — Южно-Сахалинск: Издательство СОИПиПКК, 2006. — 16 с.
58. Микляева, Н.В. Мониторинг в современном детском саду: методическое пособие /Н.В. Микляева — М.: ТЦ Сфера, 2008. - 64 с. - С.23.
59. Михалева, О.И. Формирование региональной системы оценки качества дошкольного образования в Республике Саха (Якутия) /О.И. Михалева, Т.И. Никифорова //Воспитание и обучение детей младшего возраста. - М.: «Мозайка-Синтез»,2018.-№7-С.95-96.
60. Новиков, A.M. Методология образования /А.М. Новиков. - М.: «Эгвейс», 2006. - 488 с.
61. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г. //Аккредитация в образовании.- 2012.- 64 с.
62. Парамонова, Л.А. Качество современного дошкольного образования /Л.А. Парамонова //Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. — 2008. - №6. - С.4-19.
63. Пахомкина, Н.Н. Система мониторинга в ДОУ как средство управления качеством образовательного процесса /Н.Н. Пахомкина //Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». - ООО Мозаика-Синтез, 2012. - №. 1.-С.89-92.
64. Петрухин, В.В. Проблема организации и апробации системы педагогического мониторинга в образовательном учреждении /В.В. Петрухин // Журнал «Эйдос». -2007.-С. 90-97.
65. Полякова, М.Н. Система мониторинга качества образования в дошкольной образовательной среде /М.Н. Полякова //Детский сад от А до Я. - 2014. - №. 6. - С. 4-5.
66. Попова, Н. Е. Шкалы есегз-г как один из механизмов реализации ФГОС ДО /Н.Е. Попова, О. В. Седень /Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - №. 7.- С.45-49
67. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления /М.М. Поташник — М.: Педагогическое общество России, 2002.
— 352 с.
68. Поташник, М.М. Управление качеством образования /М.М. Поташник - М.: Педагогическое общество России, 2006. - 443 с.
69. Поташник, М.М. Качество образования: проблемы и технология управления /М.М. Поташник. — М.: Педагогическое общество России, 2002.
- 352 с.
70. Радченкова, И.С. Управление качеством дошкольного образования /И.С. Радченкова //Методист. - 2004. - №4. - С.65-68.
71. Резаков, Р.Г. Мониторинг как условие обеспечения качества
дошкольного образования /Р.Г. Резаков, Т.А. Никитина //Вестник Московского городского педагогического университета.- 2013. - №. 1.
- С. 69-79.
72. Рыбалова, И.А. Квалитативный подход в подготовке руководителей дошкольных учреждений к организации мониторинга качества образования.: дис. ... канд. пед. наук /И.А. Рыбалова - Новгород.
- 2004.-56с.
73. Садыкова, Л.Р. Организационно-педагогические условия управления качеством образования в дошкольных образовательных учреждениях: автореф. дис. ... канд. пед. наук /Л.Р. Садыкова - Казань, 2004. -22 с.
74. Сафонова, О.А. Управление качеством образования в дошкольном образовательном учреждении: автореф. дис. ... д-р пед. наук /О.А. Сафонова - М., 2004. - 47 с.
75. Селезнева, H.A. Качество высшего образования как объект системного исследования /H.A. Селезнева. — М.: Исслед. Центр проблем качества подготовки специалистов, 2002. - 95 с.
76. Семенова, М. Л. Педагогическая диагностика в практике управления методической работой в ДОУ /Л.М. Семенова //Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. - 2010. - № 1.
- С.89-94.
77. Скоролупова, O.A. Тематический контроль в дошкольном образовательном учреждении /О.А. Скорлупова. - М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. - 112 с.
78. Скоролупова, O.A. Контроль как один из этапов методической работы в дошкольном образовательном учреждении /O.A. Скорлупова.
- М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2006. — 104 с.
79. Сластенин, В.А. Педагогика: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений /В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, E.H. Шиянов; под. ред. В.А. Сластенина.-5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия»,
2006. -№5 - C.63-68.
80. Старков, А.Н. Комплексная оценка качества деятельности дошкольного образовательного учреждения на основе квалиметрии: дис. ...канд. пед. наук /А.Н. Старков. - Магнитогорск, 2007.
81. Тахмышева, Т.Ч. Материалы для проведения мониторинга
образовательной деятельности /Г.Ч. Тахмышева //Практика
административной работы в школе. - 2004. - №7. - С.8-11.
82. Терзиогло, Е.И. Управленческий мониторинг как средство повышения качества образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении.: дис. ... канд. пед. наук /Е.И. Терзиогло
— Екатеринбург, 2001. — 152 с.
83. Третьяков, П.А. Управление качеством образования — основное направление в развитии системы: сущность, подходы, проблемы /П.А. Третьяков, Т.И. Шамова //Завуч. - 2002. - №7. - С.67-72.
84. Трубина, И.И. Педагогический мониторинг как инструмент развития информационной основы управления образовательным учреждением /И.И. Трубина. — М.: Образование и Информатика, 2003.
— 118 с.
85. Фалюшина, Л.И. Управление качеством в макросистемах дошкольного образования: автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ Л.И. Фалюшина -М., 2005.—34 с.
86. Фалюшина, Л.И. Управление качеством образовательного процесса в дошкольном образовательном учреждении: пособие для руководителей ДОУ /Л.И. Фалюшина. — 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2005. -262 с.
87. Фалюшина, Л.И. Управление дошкольным образовательным учреждением: Современный аспект /Л.И. Фалюшина - М.: Педагогическое общество России, 2005. — 80 с.
88. Фалюшина, Л.И. Технология управления качеством в макросистемах образования /Л.И. Фалюшина //Стандарты и мониторинг в образовании, 2005. - С.37-43.
89. Фалюшина, Л.И. Технологии менеджмента и маркетинга в системе дошкольного образования: учебно-методическое пособие /Л.И. Фалюшина. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: АРКТИ, 2006. - 144 с.
90. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г., №1155 /Министерство образования и науки РФ. - М.: 2013.
91. Федорова, Л.А. Нормативные документы по инспектированию и правовому обеспечению дошкольных образовательных учреждений: сборник документов и материалов /Л.А. Федорова. — М.: АРКТИ, 2005. -104 с.
92. Хармс, Т. Шкалы для комплексной оценки качества образования в дошкольных образовательных организациях. ECERS-R: переработанное издание /Т. Хармс, Р. Клиффорд, Д. Крайер — М.: Издательство Национального образования, 2017. —136 с.
93. Шамова, Т. И. Управление образовательными системами
/Т.И. Шамова, П.И. Третьяков, Н.П. Капустин - М.: Владос, 2002.
- С. 320-328
94. Шишов, С. Е. Школа: мониторинг качества образования /С.Е. Шишов, В.А. Кальней - М.: АРКТИ, 2000. -178 с.
95. Шмелева, Е.А. Научно- исследовательская деятельность: мониторинг качества и измерение результативности /Е.А. Шмелева //Педагогическая диагностика. -2005. - №3. - С.92-96
96. Шиян, О.А. Диагностика развития ребенка: проблемы инструмента измерения. Из опыта дошкольных образовательных учреждений штата Арканзас (США) /О.А. Шиян //Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2008. - №4.-С.67-70
97. Шиян, О.А. Новые представления о качестве дошкольного образования и механизмы его поддержки: международный контекст /О.А. Шиян //Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №5.-С.89-97
98. Шиян, О.А. Новые возможности оценки качества образования: Шкалы ECERS-R апробированы в России /О.А. Шиян, Е.В. Воробьева
// Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №7.- С.38-49
99. Шмис, Т.Г. Наши детские сады снаружи инновационные, а внутри
- традиционные /Т.Г. Шмис //Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2013. - №6. - С. 20-22
100. Юдина, Е.Г. Современные проблемы дошкольного образования /Е.Г. Юдина, В.В. Рубцов //Психологическая наука и образование. - 2010.
- № 3. - С. 5-9
101. Юдина, Е.Г. Стандарт сделан надолго и всерьез, с учетом возможных изменений в системе дошкольного образования /Е.Г. Юдина //Современное дошкольное образование. Теория и практика. - 2015. - №5. -С.34-37
102. Яковлева, Г.В. Внутренняя система оценки качества образования в ДОУ как условие реализации ФГОС дошкольного образования /Г.В. Яковлева, О.Н. Мирошниченко //Евразийский Союз Учёных: Педагогические науки. - 2015. - №. 7. - С. 16-19