Введение 6
1. АНАЛИТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 8
1.1 Преимущества компримированного природного газа 8
1.1.1 Экологичность 8
1.1.2 Экономичность 11
1.1.3 Безопасность 11
1.1.4 Природный газ - технологическое моторное топливо 12
1.2 Запасы компримированного природного газа в России 12
1.3 АГНКС в России 13
1.4 АГНКС в Татарстане 16
Выводы по главе 16
2. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 18
2.1 Конструкция АГНКС 18
2.2 АГНКС города Набережные Челны 21
2.3 Использование передвижных автомобильных газовых заправщиков 22
2.4 Возможность переоборудования или покупка автомобиля с газовым оборудованием 26
2.5 Переоборудование автомобиля для работы на газовом топливе. 26
2.6 Выбор маршрута 31
2.7 Выбор подвижного состава 33
2.8 Выбор снегопогрузчика КО-206М 35
2.9 Расчет производительности и потребности в снегопогрузчиках.. 36
2.10 Расчет потребности в самосвалах 37
Выводы по главе 43
3. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ЧАСТЬ 45
3.1 Порядок организации выпуска автомобилей на линию 45
3.2 Организация заправки подвижного состава 45
3.3 Организация совместной работы подвижного состава и лапового
снегопогрузчика 46
Выводы по главе 48
4. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ 49
4.1 Расчет себестоимости перевозок 49
4.2 Постоянные затраты на 1 час работы 52
4.3 Заработная плата водителей 54
4.4 Расчет себестоимости перевозок 57
4.5 Размер единовременных капиталовложений 59
4.6 Годовые финансовые показатели работы 60
5. БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ 64
5.1 Дополнительны требования при техническом обслуживании, ремонте и проверке технического состояния автомобилей, работающих на газовом топливе 64
5.2 Дополнительные требования при эксплуатации автомобилей, работающих на газовом топливе 68
5.3 Освидетельствование газовых баллонов и испытание топливных систем автомобилей, работающих на компримированном природном газе 71
5.4 Расчет выбросов вредных веществ 73
Выводы по главе 78
Заключение 80
Список использованной литературы 84
Автотранспорт является одним из крупнейших загрязнителей окружающей среды и создает угрозу экологической безопасности. Особенно это касается загрязнения воздуха в крупных городах, т.к. доля автотранспорта в суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу достигает 70-80 %. Проблема загрязнения городов выбросами автомобильного транспорта является одной из самых актуальных и серьезнейших для всех городов мира.
Энергетические и экологические проблемы приобретают в настоящее время первостепенное значение.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что важным направлением обеспечения экологической безопасности является использование газомоторной техники, работающей на альтернативных видах топлива, прежде всего природного газа. На сегодняшний день природный газ является наиболее приемлемой альтернативой нефтяным моторным топливам по экономическим, ресурсным и экологическим характеристикам. Использование компримированного (сжатого) природного газа в качестве топлива позволяет существенно повысить экономическую эффективность эксплуатации автомобильного транспорта и снизить вредное воздействие на природную среду.
Целью данной работы является: изучение эффективности перевода автомобилей на компримированный природный газ.
Для достижения цели необходимо выполнить следующие задачи:
- исследовать маршрут работы;
- выбрать подвижной состав;
- рассчитать производительность и потребность в снегопогрузчиках и автомобилях-самосвалах;
- исследовать организацию совместной работы снегопогрузчика и подвижного состава;
- рассчитать себестоимость перевозок;
Компримированный природный газ на сегодняшний день является наиболее приемлемой альтернативой нефтяным моторным топливам по экономическим, ресурсным и экологическим характеристикам. Использование компримированного (сжатого) природного газа в качестве топлива позволяет существенно повысить экономическую эффективность эксплуатации автомобильного транспорта и снизить вредное воздействие на природную среду.
Для оценки эффективности перевода автомобилей на компримированный природный газ провели сравнение затрат автомобилей -самосвалов при вывозе снега с улиц и проспектов города на площадки складирования снега. Очистка от снега будет производиться в городе Набережные Челны в районе Нового города по проспекту Мира, по Московскому проспекту, по проспекту Чулман и Сююмбике до пересечении с проспектом Хасана Туфана. Снег будет вывозиться в площадку складирования снега, которая находится в районе ВСО-6 за пр. Яшьлек, ближе к ремонтному проезду. При погрузке снега будет использоваться лаповый снегопогрузчик КО-206М, в количестве 3 единиц и при вывозе будут использоваться автомобили - самосвалы КАМАЗ - 65115 работающие на дизельном топливе или на компримированном природном газе. Производительность дизельных автомобилей-самосвалов КАМАЗ - 65115 составила 140 м3/смену, а автомобилей - самосвалов работающих на компримированном природном газе составила 127 м3/смену. Количество автомобилей - самосвалов работающих на дизельном топливе составила 23 единицы, а работающих на компримированном природном газе составила 24 единицы.
Рассмотрим структуру себестоимости перевозок для самосвала КАМАЗ- 65115 работающего на дизельном топливе и для КАМАЗ-65115 работающего на компримированном природном газе.
Из таблицы видно, что себестоимость перевозок 1 т. груза, 1 ткм. транспортной работы, 1 км. пробега и 1 часа работы самосвала КАМАЗ-65115 работающего на компримированном природном газе ниже чем автомобиля КАМАЗ- 65115 работающего на дизельном топливе. В тоже время постоянные затраты у КАМАЗ-65115 работающего на компримированном природном газе больше, чем у дизельного аналога. Большие постоянные затраты обусловлены тем, что, стоимость газодизельной техники выше и из-за этого норма амортизационных отчислений будет больше, чем у дизельного КАМАЗ-65115, что влечет более большие постоянные затраты.
В итоге не смотря на тот факт, что газомоторной техники понадобиться на одну единицу больше, сумма общих эксплуатационных затрат для парка дизельных КАМАЗ-65115 оказалось больше на 20%. Для выполнения работы по вывозу снега с проспектов города целесообразнее использовать газомоторный КАМАЗ-65115.
Также были рассмотрены дополнительные требования при эксплуатации, при техническом обслуживании и при проверке технического состояния предъявляемые к газомоторной технике работающей на компримированном природном газе, требования освидетельствования газовых баллонов и испытания топливных систем автомобилей, работающих на компримированном природном газе.
Был проведено сравнение выбросов вредных веществ грузовых автомобилей КАМАЗ-65115 работающего на дизельном топливе и КАМАЗ-65115 работающем на компримированном природном газе. По результатам сравнения количество вредных выбросов:
1. Выбросы оксида углерода (СО) на самосвале КАМАЗ-65115 работающего на дизельном топливе превышают в 9,5 раз результат КАМАЗ-65115 работающего на метане.
2. Выбросы углеводороды (СН) на 2,5 раза больше у автомобиля КАМАЗ- 65115 работающего на дизеле.
3. Выбросы диоксида азота (NO2)в 2 раза меньше у КАМАЗ-65115 работающего на метане.
4. Так как при работе на газомоторном топливе не выбросы сажи равны нулю, а при работе на дизеле у КАМАЗ-65115 результат составил 0,02.
5. Выбросы диоксида серы (SO2)у КАМАЗ-65115 работающего на дизельном топливе в 9 раз больше, чем на автомобиле КАМАЗ-65115 работающего на метане.
Таким образом, компримированный природный газ является наиболее приемлемой альтернативой нефтяным моторным топливам по экономическим, ресурсным и экологическим характеристикам. В результате исследования делаем вывод, что использование компримированного (сжатого) природного газа в качестве топлива позволяет существенно повысить экономическую эффективность эксплуатации автомобильного транспорта и снизить вредное воздействие на природную среду.
1. Борисюк Н.В. Зимнее содержание автомобильных и городских дорог - М.: МАДИ, 2016. - с. 16
2. Быков К. Грузовые автомобили и автобусы. Расход топлива, масла и технические жидкости. - М.: Ранок, 2007. - с. 130.
3. Группа компаний «СКАУТ» : [Электронный ресурс] 2005-2017. URL: https://scout-gps.ru/(Дата обращения: 11.05.2017).
4. Епифанов Л.И., Епифанова Е.А. Техническое обслуживание и ремонт автомобилей - М.: ИНФРА, 2001. - с. 160.
5. Коммунальная техника и запчасти : [Электронный ресурс] 2004-2017. URL:http://www.ekotrans.org/(Дата обращения: 27.02.2017).
6. Марков, В. А. Впрыскивание и распыливание топлива в дизелях / В.А. Марков, С.Н. Девянин, В.И. Мальчук. - М.: МГТУ им. Н. Э. Баумана, 2007. - с. 178 - 180.
7. Официальный сайт ПАО «Газпром» : [Электронный ресурс] 2003-2017. URL:http://www.gazprom.ru/(Дата обращения: 30.03.2017)
8. Официальный сайт Группа компаний «РариТЭК» : [Электронный ресурс] 2000-2017. URL:http://raritek.ru/(Дата обращения: 15.05.2017).
9. Официальный сайт ПАО «КАМАЗ» : [Электронный ресурс] 1999-2017. URL:https://kamaz.ru/(Дата обращения: 29.04.2017).
10. Понизовский А.Н., Власко Ю.М. Краткий автомобильный справочник - М.: НИИАТ, 2000. - с. 54 - 57.
11. Постановление Минтруда РФ №28: Зарегистрировано в Минюсте РФ 19 июня 2003// «Об утверждении Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» - 2003 г. - с. 27.
12. Седова И.А. «Методические указания к расчетной работе по курсу «Экономика отрасли» - М.: МАДИ, 2001. - с. 45.