ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ В СЕМЬЯХ, ИМЕЮЩИЕ РЕБЕНКА С АНОРЕКСИЕЙ
|
АННОТАЦИЯ 6
ANNOTATION 8
ВВЕДЕНИЕ 10
Глава 1. Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения 15
1.1. Определение детско-родительских отношений в психологии 15
1.1.1. Детско-родительские отношения и особенности их проявления в
семьях с больным ребенком 16
1.1.2. Отношение ребенка к родителям в подростковом возрасте и его
значение в функционировании семьи 17
1.2. Исследования детско-родительских отношений в зарубежной и
отечественной психологии 28
1.2.1. Содержание понятия детско-родительские отношения в научной и
прикладной литературе 28
1.2.2. Основные подходы и теории изучения детско-родительских
отношений в зарубежной и отечественной психологии 31
1.2.3. Нарушение функционирования в семье 39
1.2.4. Нарушение функционирования в семье и болезнь ребенка 43
1.3. Личность девочки-подростка больной анорексией 52
Глава 2. Организация и объект исследования, выбор методик и их обоснования 59
2.1. Организация исследования 59
2.2. Объем выборки и общая характеристика испытуемых 60
2.3. Описание методов исследования 62
2.3.1. Клинико-анамнестические методы 62
2.3.2. Методы психологического исследования 62
2.3.3. Методы для диагностики подростка 62
2.3.4. Методики для диагностики семьи 70
2.4. Методы математико-статистической обработки данных 73
Глава 3. Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в семьях с ребенком больным анорексией 74
3.1. Изучение детско-родительских отношений у девочек-подростков, страдающих анорексией 74
3.1.1. Клинико-анамнестические показатели у девочек-подростков, страдающих анорексией 74
3.1.2. Показатели восприятия родителей у девочек-подростков, страдающих анорексией 75
3.1.3. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у девочек-подростков, страдающих анорексией 79
3.1.4. Показатели изучения уровня семейной тревоги в семьях девочек-подростков, страдающих анорексией 80
3.1.5. Показатели уровня неудовлетворенности собственным телом у
девочек-подростков, страдающих анорексией 82
3.1.6. Клинико-анамнестические показатели у девочек-подростков
группы сравнения 84
3.1.7. Показатели восприятия родителей у девочек-подростков группы сравнения 85
3.1.8. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у девочек-подростков группы сравнения 88
3.1.9. Показатели изучения уровня семейной тревоги в семьях девочек-
подростков группы сравнения 90
3.1.10. Показатели изучения уровня неудовлетворенности собственным
телом у девочек-подростков группы сравнения
3.2. Сравнительный анализ показателей изучения особенностей детско- родительских отношений у девочек-подростков 90
3.2.1. Сравнение клинико-анамнестических показателей у девочек-подростков 92
3.2.2. Сравнение показателей восприятия родителей у девочек-
подростков 94
3.2.3. Сравнение показателей структуры и характера коммуникации в
семьях у девочек-подростков 95
3.2.4. Сравнение показателей уровня семейной тревоги у девочек-подростков 100
3.2.5. Сравнение показателей уровня неудовлетворенности собственным
телом у девочек-подростков 101
3.2.6. Анализ корреляционных связей у девочек-подростков 103
3.3. Изучение особенностей детско-родительских отношений у матерей 107
3.3.1. Показатели анализа стиля взаимодействия матерей,
воспитывающих ребенка больного анорексией 107
3.3.2. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в
семьях у матерей, воспитывающих ребенка больного анорексией 109
3.3.3. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у
матерей, воспитывающих ребенка больного анорексией 110
3.3.4. Показатели анализа стиля взаимодействия матерей,
воспитывающих ребенка из группы сравнения 110
3.3.5. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в
семьях у матерей, воспитывающих ребенка из группы сравнения 112
3.3.6. Показатели изучения конструктивно-деструктивных отношений в
семьях у матерей, воспитывающих ребенка из группы сравнения 113
3.3.7. Сравнительный анализ показателей изучения особенностей детско-
родительских отношений у матерей девочек-подростков 113
3.4.1. Изучение детско-родительских отношений у отцов 114
3.4.2. Показатели анализа стиля взаимодействия отцов, воспитывающих
ребенка больного анорексией 114
3.4.3. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у отцов, воспитывающих ребенка больного анорексией 114
3.4.4. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у
отцов, воспитывающих ребенка больного анорексией 115
3.4.5. Показатели анализа стиля взаимодействия отцов, воспитывающих
ребенка из группы сравнения 117
3.4.6. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у отцов, воспитывающих ребенка из группы сравнения 119
3.4.7. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у
отцов, воспитывающих ребенка из группы сравнения 120
3.4.8. Сравнительный анализ показателей изучения детско-родительских отношений у отцов девочек-подростков 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 131
ANNOTATION 8
ВВЕДЕНИЕ 10
Глава 1. Теоретический анализ понятия детско-родительские отношения 15
1.1. Определение детско-родительских отношений в психологии 15
1.1.1. Детско-родительские отношения и особенности их проявления в
семьях с больным ребенком 16
1.1.2. Отношение ребенка к родителям в подростковом возрасте и его
значение в функционировании семьи 17
1.2. Исследования детско-родительских отношений в зарубежной и
отечественной психологии 28
1.2.1. Содержание понятия детско-родительские отношения в научной и
прикладной литературе 28
1.2.2. Основные подходы и теории изучения детско-родительских
отношений в зарубежной и отечественной психологии 31
1.2.3. Нарушение функционирования в семье 39
1.2.4. Нарушение функционирования в семье и болезнь ребенка 43
1.3. Личность девочки-подростка больной анорексией 52
Глава 2. Организация и объект исследования, выбор методик и их обоснования 59
2.1. Организация исследования 59
2.2. Объем выборки и общая характеристика испытуемых 60
2.3. Описание методов исследования 62
2.3.1. Клинико-анамнестические методы 62
2.3.2. Методы психологического исследования 62
2.3.3. Методы для диагностики подростка 62
2.3.4. Методики для диагностики семьи 70
2.4. Методы математико-статистической обработки данных 73
Глава 3. Результаты эмпирического исследования детско-родительских отношений в семьях с ребенком больным анорексией 74
3.1. Изучение детско-родительских отношений у девочек-подростков, страдающих анорексией 74
3.1.1. Клинико-анамнестические показатели у девочек-подростков, страдающих анорексией 74
3.1.2. Показатели восприятия родителей у девочек-подростков, страдающих анорексией 75
3.1.3. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у девочек-подростков, страдающих анорексией 79
3.1.4. Показатели изучения уровня семейной тревоги в семьях девочек-подростков, страдающих анорексией 80
3.1.5. Показатели уровня неудовлетворенности собственным телом у
девочек-подростков, страдающих анорексией 82
3.1.6. Клинико-анамнестические показатели у девочек-подростков
группы сравнения 84
3.1.7. Показатели восприятия родителей у девочек-подростков группы сравнения 85
3.1.8. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у девочек-подростков группы сравнения 88
3.1.9. Показатели изучения уровня семейной тревоги в семьях девочек-
подростков группы сравнения 90
3.1.10. Показатели изучения уровня неудовлетворенности собственным
телом у девочек-подростков группы сравнения
3.2. Сравнительный анализ показателей изучения особенностей детско- родительских отношений у девочек-подростков 90
3.2.1. Сравнение клинико-анамнестических показателей у девочек-подростков 92
3.2.2. Сравнение показателей восприятия родителей у девочек-
подростков 94
3.2.3. Сравнение показателей структуры и характера коммуникации в
семьях у девочек-подростков 95
3.2.4. Сравнение показателей уровня семейной тревоги у девочек-подростков 100
3.2.5. Сравнение показателей уровня неудовлетворенности собственным
телом у девочек-подростков 101
3.2.6. Анализ корреляционных связей у девочек-подростков 103
3.3. Изучение особенностей детско-родительских отношений у матерей 107
3.3.1. Показатели анализа стиля взаимодействия матерей,
воспитывающих ребенка больного анорексией 107
3.3.2. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в
семьях у матерей, воспитывающих ребенка больного анорексией 109
3.3.3. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у
матерей, воспитывающих ребенка больного анорексией 110
3.3.4. Показатели анализа стиля взаимодействия матерей,
воспитывающих ребенка из группы сравнения 110
3.3.5. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в
семьях у матерей, воспитывающих ребенка из группы сравнения 112
3.3.6. Показатели изучения конструктивно-деструктивных отношений в
семьях у матерей, воспитывающих ребенка из группы сравнения 113
3.3.7. Сравнительный анализ показателей изучения особенностей детско-
родительских отношений у матерей девочек-подростков 113
3.4.1. Изучение детско-родительских отношений у отцов 114
3.4.2. Показатели анализа стиля взаимодействия отцов, воспитывающих
ребенка больного анорексией 114
3.4.3. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у отцов, воспитывающих ребенка больного анорексией 114
3.4.4. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у
отцов, воспитывающих ребенка больного анорексией 115
3.4.5. Показатели анализа стиля взаимодействия отцов, воспитывающих
ребенка из группы сравнения 117
3.4.6. Показатели изучения структуры и характера коммуникации в семьях у отцов, воспитывающих ребенка из группы сравнения 119
3.4.7. Показатели конструктивно-деструктивных отношений в семьях у
отцов, воспитывающих ребенка из группы сравнения 120
3.4.8. Сравнительный анализ показателей изучения детско-родительских отношений у отцов девочек-подростков 120
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 121
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 125
ПРИЛОЖЕНИЕ 131
В настоящее время, нервная анорексия - единственное психическое заболевание с летальным исходом, ежегодно умирает около 5% больных. Ученые из наиболее развитых экономически стран до сих пор ищут причины данного заболевания: что первично - наследственность или среда? Вследствие распространенности расстройств пищевого поведения (анорексия, булимия), в последние годы в ведущих университетах мира на медицинских факультетах (King’s College London, Karolinska Institute) ведутся масштабные исследования, которые изучают: нейробиологические, генетические и психологические причины и последствия анорексии.
Социальные факторы, в первую очередь - семейные, рассматриваются на психологических факультетах в таких университетах, как Fairleigh Dickinson University, Mount Sinai School of Medicine, University of Chicago в США и Uppsala University, University of Gothenburga в Швеции в связи с программой семейной психотерапии (Maudsley Parents).
Под нервной анорексией согласно DSM-IV понимается отказ человека поддерживать собственный минимальный вес в соответствии с возрастом и ростом. Это обусловлено желанием быть стройнее, которое не пропадает по мере потери веса. Серьезные последствия такого состояния не принимаются пациентом во внимание, и восприятие им своего тела часто не соответствует реальности.
Случаи анорексии подразделяются на те, при которых только голодают, и те, при которых вызывают рвоту, применяют слабительные средства. Но такое импульсивное поведение во втором случае наблюдается у людей, обнаруживающих наряду с анорексией также булимистическое поведение или другие соматические проблемы.
Критериями диагноза согласно DSM-IV служат:
• отказ поддерживать нормальный для своего возраста и роста вес (человек в весе не прибавляет, несмотря на то, что его тело растет. Это приводит к тому, что масса его тела составляет меньше 85 процентов от ожидаемого);
• человек очень боится прибавить в весе или пополнеть, несмотря на то, что он достаточно худой;
• переживания по поводу веса или формы тела, влияние этих факторов на уверенность в себе;
• аменорея у девушек (пропадает по меньшей мере каждая третья менструация).
В отечественной психиатрии под нервной анорексией принято понимать заболевание, выражающееся в сознательном ограничении в еде с целью похудания, в возникающих вторичных соматоэндокринных расстройствах и нарастающем физическом истощении. Нервная (психическая) анорексия свойственна главным образом девочкам-подросткам и молодым девушкам, хотя иногда может встречаться и улиц мужского пола пубертатного или юношеского возраста. Выражается в чрезвычайно упорном стремлении к похуданию путем целенаправленного, длительного самоограничения в еде, иногда сопровождаемого интенсивными физическими упражнениями или приемом больших доз слабительного. При невозможности выдержать длительное голодание больные прибегают к такому методу, как вызывание искусственной рвоты после каждого приема пищи.
Диагностические критерии, приведенные в МКБ-10, в описании клинической картины расстройства во многом совпадают, но добавляются различные действия, направленные на снижение влечения (прием препаратов, снижающих аппетит; чрезмерная физическая нагрузка). Таким образом, отмечается, что нервная анорексия - расстройство влечения к еде.
Обозначим, что анорексия, как правило, возникает в подростковом возрасте.
Напомним, что в период подросткового возраста перед развивающейся личностью стоит ряд задач:
• достижение некоторой автономии и независимости от родителей;
• формирование идентичности, создание целостного Я, гармонично сочетающего различные элементы развития.
На период отрочества принято смотреть как на «бурю и натиск» развития. В данной работе мы попробуем проиллюстрировать «место излома» в семьях, где воспитываются девочки-подростки, страдающие нервной анорексией.
Гипотезы:
1. Для семей, воспитывающих девочку-подростка с нервной анорексией, в отличие от нормы, специфичным является подавляющий стиль родительского воспитания.
2. Для матерей пациенток с нервной анорексией, по сравнению с нормой, характерны гиперопека и повышенное беспокойство в отношении ребенка (тревога).
3. Мы так же полагаем, что девочки-подростки, страдающие нервной анорексией, переживают амбивалентные чувства по отношению к отцу.
Объект исследования: личность девочки-подростка, страдающей нервной анорексией.
Предмет: взаимоотношения девочек-подростков с нервной анорексией и их родителей.
Цель исследования: изучение и сравнительный анализ детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих девочек-подростков 13-18 лет с нервной анорексией, находившимися на лечении в стационаре, и здоровыми девушками.
Задачи:
1. Теоретически изучить проблему нервной анорексии у девочек- подростков.
2. Собрать антрометрические показатели на момент обследования у испытуемых, а для девушек, проходящих лечение на отделении - на момент поступления в стационар.
3. Определить стиль воспитания в семьях с больной анорексией и в группе сравнения.
4. Изучить особенности взаимоотношений, складывающихся между матерью и девочкой-подростком больной анорексией.
5. Изучить особенности взаимоотношений, складывающихся между матерью и девочкой-подростком в группе сравнения.
6. Провести сравнительный анализ показателей детско-родительских отношений семей с девочками-подростками, страдающими нервной анорексией, и девушками группы сравнения.
7. Разработать практические рекомендации для учреждений, проводящих лечение нервной анорексии у лиц подросткового возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической и медицинской литературы по исследуемой проблеме;
2. Эмпирические: клинико-анамнестические и психодиагностическое исследование.
3. Статистический анализ результатов: к2-Пирсона, коэффициент корреляции Спирмена. Обработка результатов с помощью пакета «SPSS Statistic 22».
В эмпирическом исследовании использовались клинико-анамнестические методы и психодиагностические методики.
Клинико-анамнестические методы: сведения о диагнозе, данные о жизненной ситуации и соматическом состоянии (ИМТ) подростков, находящихся на лечении в стационаре собирались из «Истории болезни», у обучающихся в учебных заведениях Санкт-Петербурга - из анкет.
Психодиагностические методики:
1. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).
2. Рисуночный тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера;
3. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллера;
4. Тест «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом» (CAPT).
Научная новизна исследования:
Проведен анализ установок, поведения и тактики воспитания родителей в субъективном понимании девочек-подростков, страдающих нервной анорексией, и девочек-подростков группы сравнения.
Выявления семейные факторы, влияющие на возникновение и развитие заболевания анорексии.
Изучены особенности семейных отношений в семьях у девочек- подростков, страдающих нервной анорексией, и девочек-подростков группы сравнения.
Определены степени неудовлетворенности и дифференцированности образа тела у девочек-подростков, позволяющие выявить принятие взросления ребенка в семьях у девочек-подростков, страдающих нервной анорексией.
Практическая значимость результатов исследования.
Результаты исследования могут быть использованы при обучении клинических психологов, педиатров, психиатров и психотерапевтов. Также содержат эмпирический материал, необходимый для подготовки программ семейной психотерапии и индивидуальной психотерапии для девочек- подростков, страдающих нервной анорексией.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены в тезисах: «Семейные факторы в развитии нервной анорексии в подростковом возрасте» на XII Городской научно-практической конференции «Молодые ученые - столичному образованию», город Москва, 2016 г.
Социальные факторы, в первую очередь - семейные, рассматриваются на психологических факультетах в таких университетах, как Fairleigh Dickinson University, Mount Sinai School of Medicine, University of Chicago в США и Uppsala University, University of Gothenburga в Швеции в связи с программой семейной психотерапии (Maudsley Parents).
Под нервной анорексией согласно DSM-IV понимается отказ человека поддерживать собственный минимальный вес в соответствии с возрастом и ростом. Это обусловлено желанием быть стройнее, которое не пропадает по мере потери веса. Серьезные последствия такого состояния не принимаются пациентом во внимание, и восприятие им своего тела часто не соответствует реальности.
Случаи анорексии подразделяются на те, при которых только голодают, и те, при которых вызывают рвоту, применяют слабительные средства. Но такое импульсивное поведение во втором случае наблюдается у людей, обнаруживающих наряду с анорексией также булимистическое поведение или другие соматические проблемы.
Критериями диагноза согласно DSM-IV служат:
• отказ поддерживать нормальный для своего возраста и роста вес (человек в весе не прибавляет, несмотря на то, что его тело растет. Это приводит к тому, что масса его тела составляет меньше 85 процентов от ожидаемого);
• человек очень боится прибавить в весе или пополнеть, несмотря на то, что он достаточно худой;
• переживания по поводу веса или формы тела, влияние этих факторов на уверенность в себе;
• аменорея у девушек (пропадает по меньшей мере каждая третья менструация).
В отечественной психиатрии под нервной анорексией принято понимать заболевание, выражающееся в сознательном ограничении в еде с целью похудания, в возникающих вторичных соматоэндокринных расстройствах и нарастающем физическом истощении. Нервная (психическая) анорексия свойственна главным образом девочкам-подросткам и молодым девушкам, хотя иногда может встречаться и улиц мужского пола пубертатного или юношеского возраста. Выражается в чрезвычайно упорном стремлении к похуданию путем целенаправленного, длительного самоограничения в еде, иногда сопровождаемого интенсивными физическими упражнениями или приемом больших доз слабительного. При невозможности выдержать длительное голодание больные прибегают к такому методу, как вызывание искусственной рвоты после каждого приема пищи.
Диагностические критерии, приведенные в МКБ-10, в описании клинической картины расстройства во многом совпадают, но добавляются различные действия, направленные на снижение влечения (прием препаратов, снижающих аппетит; чрезмерная физическая нагрузка). Таким образом, отмечается, что нервная анорексия - расстройство влечения к еде.
Обозначим, что анорексия, как правило, возникает в подростковом возрасте.
Напомним, что в период подросткового возраста перед развивающейся личностью стоит ряд задач:
• достижение некоторой автономии и независимости от родителей;
• формирование идентичности, создание целостного Я, гармонично сочетающего различные элементы развития.
На период отрочества принято смотреть как на «бурю и натиск» развития. В данной работе мы попробуем проиллюстрировать «место излома» в семьях, где воспитываются девочки-подростки, страдающие нервной анорексией.
Гипотезы:
1. Для семей, воспитывающих девочку-подростка с нервной анорексией, в отличие от нормы, специфичным является подавляющий стиль родительского воспитания.
2. Для матерей пациенток с нервной анорексией, по сравнению с нормой, характерны гиперопека и повышенное беспокойство в отношении ребенка (тревога).
3. Мы так же полагаем, что девочки-подростки, страдающие нервной анорексией, переживают амбивалентные чувства по отношению к отцу.
Объект исследования: личность девочки-подростка, страдающей нервной анорексией.
Предмет: взаимоотношения девочек-подростков с нервной анорексией и их родителей.
Цель исследования: изучение и сравнительный анализ детско- родительских отношений в семьях, воспитывающих девочек-подростков 13-18 лет с нервной анорексией, находившимися на лечении в стационаре, и здоровыми девушками.
Задачи:
1. Теоретически изучить проблему нервной анорексии у девочек- подростков.
2. Собрать антрометрические показатели на момент обследования у испытуемых, а для девушек, проходящих лечение на отделении - на момент поступления в стационар.
3. Определить стиль воспитания в семьях с больной анорексией и в группе сравнения.
4. Изучить особенности взаимоотношений, складывающихся между матерью и девочкой-подростком больной анорексией.
5. Изучить особенности взаимоотношений, складывающихся между матерью и девочкой-подростком в группе сравнения.
6. Провести сравнительный анализ показателей детско-родительских отношений семей с девочками-подростками, страдающими нервной анорексией, и девушками группы сравнения.
7. Разработать практические рекомендации для учреждений, проводящих лечение нервной анорексии у лиц подросткового возраста.
Методы исследования:
1. Теоретические: анализ психологической и медицинской литературы по исследуемой проблеме;
2. Эмпирические: клинико-анамнестические и психодиагностическое исследование.
3. Статистический анализ результатов: к2-Пирсона, коэффициент корреляции Спирмена. Обработка результатов с помощью пакета «SPSS Statistic 22».
В эмпирическом исследовании использовались клинико-анамнестические методы и психодиагностические методики.
Клинико-анамнестические методы: сведения о диагнозе, данные о жизненной ситуации и соматическом состоянии (ИМТ) подростков, находящихся на лечении в стационаре собирались из «Истории болезни», у обучающихся в учебных заведениях Санкт-Петербурга - из анкет.
Психодиагностические методики:
1. Опросник «Подростки о родителях» (Л.И. Вассерман, И.А. Горьковая, Е.Е. Ромицына).
2. Рисуночный тест «Семейная социограмма» Э.Г. Эйдемиллера;
3. Опросник «Анализ семейной тревоги» (АСТ) Э.Г. Эйдемиллера;
4. Тест «Цветоуказания на неудовлетворенность собственным телом» (CAPT).
Научная новизна исследования:
Проведен анализ установок, поведения и тактики воспитания родителей в субъективном понимании девочек-подростков, страдающих нервной анорексией, и девочек-подростков группы сравнения.
Выявления семейные факторы, влияющие на возникновение и развитие заболевания анорексии.
Изучены особенности семейных отношений в семьях у девочек- подростков, страдающих нервной анорексией, и девочек-подростков группы сравнения.
Определены степени неудовлетворенности и дифференцированности образа тела у девочек-подростков, позволяющие выявить принятие взросления ребенка в семьях у девочек-подростков, страдающих нервной анорексией.
Практическая значимость результатов исследования.
Результаты исследования могут быть использованы при обучении клинических психологов, педиатров, психиатров и психотерапевтов. Также содержат эмпирический материал, необходимый для подготовки программ семейной психотерапии и индивидуальной психотерапии для девочек- подростков, страдающих нервной анорексией.
Апробация результатов исследования: результаты исследования были представлены в тезисах: «Семейные факторы в развитии нервной анорексии в подростковом возрасте» на XII Городской научно-практической конференции «Молодые ученые - столичному образованию», город Москва, 2016 г.
В настоящей работе была поднята мало разработанная в отечественных исследованиях тема детско-родительских отношений в семьях с больной анорексией. В наше время, когда наука занимается эпигенетическими исследованиями, существует такое «загадочное» заболевание, как нервная анорексия: в то время как симптомы и их лечение волнуют умы многих ученых, около 5% больных ежегодно умирают.
Целью нашей работы не было изучение расстройства и варианты его лечения, мы лишь хотели понять, каким образом семья, воспитывающая девочку-подростка, влияет на возникновение и развитие нервной анорексии. Можно с уверенностью сказать, что поставленная нами цель была достигнута.
В первой главе исследования мы проанализировали различные взгляды на понятие детско-родительские отношения в зарубежной и отечественной литературе. Несмотря на глубокое теоретическое изучение, как правило, соединяющееся с практической деятельностью, пожалуй, в психологии нет однозначной трактовки данного понятия.
Анализ современных исследований по теме нашей работы выявил, что зарубежные исследования, проводимые преимущественно в научных центрах США, Великобритании, Швеции имеют разнонаправленный характер и подчеркивают важность исследования психологических причин анорексии. Обзор отечественных исследований, посвященных болезни и семье, позволяет сделать вывод о потребности в разработке практически ориентированных программ поддержки девочек-подростков, страдающих нервной анорексией, и их семей.
Во второй главе нами была описана организация исследования, определены назначение и содержание используемых методов, а также приведена характеристика выборки.
В исследовании приняли участие 98 человек, разделенных на 2 группы:
• семьи девочек-подростков, страдающих нервной анорексией;
• семьи девочек-подростков группы сравнения.
В ходе исследования в связи с высокой сопротивляемостью родителей детей, находившихся на лечении в психоневрологическом стационаре, нам пришлось несколько изменить дизайн исследования, зато мы на собственном опыте подтвердили высказывания авторов о непроницаемости дисфункциональных семей.
Проведенное нами эмпирическое исследование выявило различия в уровне выраженности воспитательных подходов родителей, а также в корреляционных связях, выявленных у девочек-подростков, страдающих нервной анорексией.
Наиболее наглядны следующие результаты:
• в основном, воспитание матерью ребенка дисгармонично. Он дезориентирован в предъявляемых требованиях, при таком стиле воспитания особенно велика вероятность развития психосоматических расстройств;
• воспитательная практика отцов непоследовательна, может привести к нарушению психической адаптации в семье, а впоследствии и в другом социальном окружении;
• девочки не принимают появления вторичных половых признаков: развивающиеся молочные железы (56%); формирование жировой клетчатки по женскому типу - отложения в области бедер (88%); ягодиц (76%); рук (плечи - 44%) и округления форм тела (живот - 64%; щеки - 48%);
• при близких отношениях с матерью девочки-подростки, больные анорексией, переживают непоследовательный характер отношений с матерью, испытывают напряженность и общую тревогу;
• чем выше автономность отца по отношению к девочке-подростку, больной анорексией, тем меньше у нее уровень тревоги.
Таким образом, нами были выявлены различия в субъективном понимании воспитательных подходов родителей и отношению к собственному телу.
В ходе эмпирического исследования нами были подтверждены и опровергнуты гипотезы, поставленные в начале работы. Рассмотрим каждую из них по-отдельности:
• для семей, воспитывающих девочку-подростка с нервной анорексией, в отличие от группы сравнения, специфичным является подавляющий стиль родительского воспитания - это гипотеза была нами отчасти опровергнута, так как для семей, воспитывающих больную анорексией, данный тип воспитания не является основным;
• для матерей пациенток с нервной анорексией, по сравнению с нормой, характерны гиперопека и повышенное беспокойство в отношении ребенка (тревога) - данная гипотеза была нами подтверждена.
• мы так же полагаем, что девочки-подростки, страдающие нервной анорексией, переживают амбивалентные чувства по отношению к отцу - данная гипотеза так же подтверждена.
Напомним, что одной из задач проводимого исследования было создание программы рекомендаций для учреждений, занимающихся лечением нервной анорексии. Данной программой нам бы хотелось завершить наше исследование:
• девочкам-подросткам с нервной анорексией показана семейная психотерапия, а также групповая психотерапия в условиях стационара;
• групповую терапию рекомендуется проводить двум ведущим: мужчине-терапевту и женщине-терапевту, так как нарушение, излом был обнаружен в системе отношений личности и семьи;
• для дальнейшей работы терапевтов с семьей, рекомендуется создание правил и неукоснительное их выполнение во взаимодействии всех членов семьи.
Целью нашей работы не было изучение расстройства и варианты его лечения, мы лишь хотели понять, каким образом семья, воспитывающая девочку-подростка, влияет на возникновение и развитие нервной анорексии. Можно с уверенностью сказать, что поставленная нами цель была достигнута.
В первой главе исследования мы проанализировали различные взгляды на понятие детско-родительские отношения в зарубежной и отечественной литературе. Несмотря на глубокое теоретическое изучение, как правило, соединяющееся с практической деятельностью, пожалуй, в психологии нет однозначной трактовки данного понятия.
Анализ современных исследований по теме нашей работы выявил, что зарубежные исследования, проводимые преимущественно в научных центрах США, Великобритании, Швеции имеют разнонаправленный характер и подчеркивают важность исследования психологических причин анорексии. Обзор отечественных исследований, посвященных болезни и семье, позволяет сделать вывод о потребности в разработке практически ориентированных программ поддержки девочек-подростков, страдающих нервной анорексией, и их семей.
Во второй главе нами была описана организация исследования, определены назначение и содержание используемых методов, а также приведена характеристика выборки.
В исследовании приняли участие 98 человек, разделенных на 2 группы:
• семьи девочек-подростков, страдающих нервной анорексией;
• семьи девочек-подростков группы сравнения.
В ходе исследования в связи с высокой сопротивляемостью родителей детей, находившихся на лечении в психоневрологическом стационаре, нам пришлось несколько изменить дизайн исследования, зато мы на собственном опыте подтвердили высказывания авторов о непроницаемости дисфункциональных семей.
Проведенное нами эмпирическое исследование выявило различия в уровне выраженности воспитательных подходов родителей, а также в корреляционных связях, выявленных у девочек-подростков, страдающих нервной анорексией.
Наиболее наглядны следующие результаты:
• в основном, воспитание матерью ребенка дисгармонично. Он дезориентирован в предъявляемых требованиях, при таком стиле воспитания особенно велика вероятность развития психосоматических расстройств;
• воспитательная практика отцов непоследовательна, может привести к нарушению психической адаптации в семье, а впоследствии и в другом социальном окружении;
• девочки не принимают появления вторичных половых признаков: развивающиеся молочные железы (56%); формирование жировой клетчатки по женскому типу - отложения в области бедер (88%); ягодиц (76%); рук (плечи - 44%) и округления форм тела (живот - 64%; щеки - 48%);
• при близких отношениях с матерью девочки-подростки, больные анорексией, переживают непоследовательный характер отношений с матерью, испытывают напряженность и общую тревогу;
• чем выше автономность отца по отношению к девочке-подростку, больной анорексией, тем меньше у нее уровень тревоги.
Таким образом, нами были выявлены различия в субъективном понимании воспитательных подходов родителей и отношению к собственному телу.
В ходе эмпирического исследования нами были подтверждены и опровергнуты гипотезы, поставленные в начале работы. Рассмотрим каждую из них по-отдельности:
• для семей, воспитывающих девочку-подростка с нервной анорексией, в отличие от группы сравнения, специфичным является подавляющий стиль родительского воспитания - это гипотеза была нами отчасти опровергнута, так как для семей, воспитывающих больную анорексией, данный тип воспитания не является основным;
• для матерей пациенток с нервной анорексией, по сравнению с нормой, характерны гиперопека и повышенное беспокойство в отношении ребенка (тревога) - данная гипотеза была нами подтверждена.
• мы так же полагаем, что девочки-подростки, страдающие нервной анорексией, переживают амбивалентные чувства по отношению к отцу - данная гипотеза так же подтверждена.
Напомним, что одной из задач проводимого исследования было создание программы рекомендаций для учреждений, занимающихся лечением нервной анорексии. Данной программой нам бы хотелось завершить наше исследование:
• девочкам-подросткам с нервной анорексией показана семейная психотерапия, а также групповая психотерапия в условиях стационара;
• групповую терапию рекомендуется проводить двум ведущим: мужчине-терапевту и женщине-терапевту, так как нарушение, излом был обнаружен в системе отношений личности и семьи;
• для дальнейшей работы терапевтов с семьей, рекомендуется создание правил и неукоснительное их выполнение во взаимодействии всех членов семьи.
Подобные работы
- ОСОБЕННОСТИ ПИЩЕВОГО ПОВЕДЕНИЯ И ОТНОШЕНИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ДЕВУШЕК-ПОДРОСТКОВ
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2018 - Коммуникативные характеристики младших школьников из семей с разными типами детско-родительских отношений
Дипломные работы, ВКР, психология. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023



