Введение. 2
Глава 1. Понятие и сущность карьерных ориентаций. 5
1.1 Карьерное становление как непрерывный процесс профессионального развития работников. 5
1.3 Понятие карьерных ориентаций в психологии. 15
1.3 Структура карьеры. 26
Глава 2. Развитие карьерных ориентаций у студентов в процессе профессиональной подготовки. 31
2.1 Проблемы карьерных ориентаций у студентов. 31
2.2 Формирование карьерных ориентаций у студентов. 34
2.3 Исследования карьерных ориентаций студенческой молодежи. 37
2.4 Развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи в процессе профессиональной подготовки. 42
Заключение. 50
Список использованной литературы. 53
Кaрьерa человекa предстaвляет собой процесс длиною во всю жизнь, который можно примерно разделить на этапы: получение профессионального
образования, устройство на работу, становление и продвижение по служебной лестнице, сохранение и закрепление, а также завершение до периодa выходa на пенсию.
В условиях переходa стрaны к рыночной экономике появляется острая необходимость в такой системе подготовки специалистов, которая моглa бы быстро и адекватно реагировать на меняющуюся структуру рынкa. В связи с этим утверждается идея о необходимости усилить акцент в сторону фундаментального образования, которое обладает большим временем выживаемости, более консервативно и которое при правильном формировании позволяет перейти «от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь» [Кинелев В. Г. Образование, воспитание, культура в истории цивилизации / В. Г. Кинелев, В. Б. Миронов. – М. : Владос, 1998. – 519 с.].
Образование через всю жизнь («lifelongeducation») рассматривается как единственная возможность быть востребованным в любых социально- экономических условиях.
По мере развития материально-технической базы общества, его техники и технологии, по мере усложнения отношений участников общего трудового процесса объективно растут требования со стороны производства и сферы услуг к компетентным специалистам, характеризующиеся мобильностью, способностью самостоятельно и эффективно обновлять профессиональные знания и умения.
В США установлена своеобразная единица измерения устаревания знаний специалистов – так называемый «период полураспада компетентности», термин, означающий продолжительность времени с момента окончания вуза, когда в результате появления новой информации компетентность специалиста снижается на 50 %. В течение последних десятилетий этот период быстро сокращается. Так, если 50-процентное устаревание знаний инженера выпускника 1940 г. наступало через 12 лет, то для выпускника 1960 г. – через 8–10 лет, 1970 г. – через 5 лет, а сегодня это оценивается экспертами в 2–3 года.
Именно рыночная экономика в силу чрезвычайной подвижности своей конъюнктуры вынуждает людей постоянно учиться и переучиваться и в случае перемены работы или профессии, и в случае, когда человек остается на своем рабочем месте длительное время. Квалификация, приобретенная работником ранее, должна быть приведена в соответствие с изменяющимися квалификационными требованиями или доведена до уровня, требуемого для работы по новой профессии, новому виду трудовой деятельности. Рыночная экономика требует также постоянной оперативной подготовки кадров по новым профессиям, которых ранее не было.
Уровень профессиональной подготовки студентов в вузе не обеспечивает готовности специалистов к выполнению всей совокупности ролей и функций, которые в современных условиях приобрели столь многомерные параметры. В сложившейся ситуации необходима существенная модернизация содержания и структуры профессионального образования в соответствии с рекомендациями ЮНЕСКО, с требованиями общества и государства к уровню подготовки специалистов. Цель модернизации состоит в создании механизма устойчивого развития системы образования, обеспечения ее соответствия вызовам XXI в., социальным и экономическим потребностям страны, запросам личности, общества, государства. Среди ее задач следует выделить расширение доступности и улучшение качества общего и профессионального образования, повышение его эффективности. В качестве базовых принципов реализации концепции модернизации выступают: научное обоснование выбора вариантов решения проблем и оценка рисков; модельная и экспериментальная отработка этих вариантов, оценка возможных последствий их реализации, широкое общественное обсуждение полученных результатов; эволюционный подход к осуществлению принятых решений на практике [ Кондрашов П. Е. Модернизация образования как задача социального управления / П. Е. Кондрашов. – Режим доступа: http://edu.seu.ru/index.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.] Все вышесказанное и определяет актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение теоретических аспектов изучения карьерных ориентаций.
В связи с поставленной целью, задачами работы является:
- рассмотреть понятие и сущность карьерных ориентаций;
- изучить развитие карьерных ориентаций у студентов в процессе профессиональной подготовки.
Результаты проведенного теоретического и эмпирического исследования позволяют сделать следующие выводы:
1. Анализ литературы и имеющегося опыта по проблеме исследования позволил выявить, что карьера выступает одной из форм жизнетворчества личности, совокупностью состояний, процессов и результатов, которые характеризуют динамику освоения человеком-профессионалом социального пространства, в том числе профессионального. Карьерные ориентации выступают элементом профессиональной Я-концепции личности, который включает в себя представление о собственных способностях, своей профессиональной жизни (когнитивная составляющая), отношение к ней (эмоциональная составляющая), стремление к реализации карьерных планов (поведенческая составляющая), отражающие приоритетное направление профессионального продвижения.
Под развитием карьерных ориентаций понимается комплекс психолого-педагогических условий, определяющих продвижение студента в развитии ценностных ориентаций, методов, стимулирующих рефлексию, саморегуляцию, самообразование. Реализация в профессиональном плане возможна при условии выбора профессии в соответствии с собственными интересами и способностями.
2. Определена структура карьерных ориентаций, которая представлена когнитивным, эмоциональным и поведенческим компонентами. Определены критерии и показатели развития каждого из компонентов карьерных ориентаций. Критерий когнитивного компонента – сформированность представлений о своей будущей профессиональной жизни (показатели: осознание образа своей профессии и ее требований к человеку; осознание своего соответствия требованиям приобретаемой профессии; осознание перспектив профессионального карьерного роста), эмоционального – отношение к будущей профессиональной деятельности (показатели: позитивное отношение к будущей профессии; устойчивая потребность в самоусовершенствовании и саморазвитии; наличие профессиональной мотивации), поведенческого – направленность на реализацию карьерных решений (показатели: сформированная потребность в планировании, моделировании и программировании деятельности; наличие четких путей достижения профессиональной цели; способность к адекватному оцениванию своих действий и поведения; позитивное отношение к людям, которые имеют выраженные карьерные намерения[ Super D. The Psychology of Careers: An introduction to vocational development / D. Super. New York: Harper. -1957.-347 p ]).
3. Выделены уровни сформированности карьерных ориентаций. Высокий уровень характеризуется осознанностью студентами перспектив карьерного роста, адекватной оценкой своих возможностей и др. Средний уровень характеризуется амбивалентным отношением к будущей карьере, нечетким образом будущей работы, недостаточной профессиональной мотивацией и др. Низкий уровень характеризуется отсутствием четких представлений о карьере, преобладанием негативного отношения к будущей работе, переоценкой своих возможностей и др.
4. Карьерные ориентации студентов детерминированы большим количеством факторов и условий. Так, основным фактором являются мотивы выбора профессии. Студенты гуманитарных специальностей во время выбора профессии более мотивированы на решение текущих проблем, чем на будущий карьерный рост, однако почти треть студентов экономических специальностей направлены на будущую профессиональную реализацию посредством карьеры. Студенты всех специальностей стремятся усовершенствовать свое мастерство, но не ради карьерного успеха, а ради решения собственных потребностей и проблем. Среди студентов экономического профиля наиболее весомым оказался мотив престижа профессии, то есть студенты выбирали профессию, принимая во внимание ее престижность на рынке труда, которая может выступать весомым фактором в будущем профессиональном становлении.
5. Для значительного количества студентов карьера совсем не связана с определенной профессиональной деятельностью. Карьерные ориентации студентов являются достаточно абстрактными, противоречивыми, они не выступают стимуляторами действенной активности. На осознанном уровне карьерные ориентации студентов достаточно часто являются аморфными, неупорядоченными, не выступают стимулом работы над собой еще в период в высшем учебном заведении. Студенты не уделяют должного внимания совершенствованию и развитию профессионально важных знаний, умений, навыков и качеств. Отношение к людям, которые стремятся «сделать карьеру», среди молодежи достаточно позитивное, хотя достаточно заметна представленная и противоположная тенденция. Определено, что становление и развитие карьерных ориентаций студенческой молодежи разных специальностей и высших учебных заведений имеют близкие тенденции, тем не менее, имеются и различия [ Шкаратан О.И. Социология неравенства. Теория и реальность, М. Изд-во ВШЭ, 2012.]. На развитие этого феномена влияют мотивы выбора профессии, отношение самих студентов к будущей профессиональной деятельности, их личностные качества, стремление к самосовершенствованию, самореализации, успеху, в будущей профессиональной деятельности.
1. Авчинникова С. О. Подготовка специалистов социальной работы к обеспечению здорового стиля жизни клиентов: монография / С. О. Авчинникова. – Смоленск : Смоленская городская типография, 2009. – 272 с.
2. Александрова М. В. Становление карьеры педагога в территориальной образовательной системе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук/ М. В. Александрова. – В. Новгород, 2007.
3. Бадулина Ж. В. Осознание мотивов выбора трудовой деятельности как фактор построения плана профессиональной карьеры : автореф. дис.... канд. психол. наук / Ж. В. Бадулина. – Н. Новгород, 2006.
4. Богдан Н.Н. Специальная психология : учеб. пособие. – Владивосток : ВГУЭС, 2013. – 220 с.
5. Гехт И.А. Формирование профессионально-ценностных ориентаций будущих специалистов социальной работы в вузе: автореф. дис. ... канд. пед. наук / И.А. Гехт. – Челябинск, 2009. – 23с.
6. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка : в 4 т./ В. И. Даль. – СПб. : Диамант, 1996.
7. Chudzikowski K., Mayrhofer W. In search of the blue flower? Grand social theories and career research: The case of Bourdieu’s theory of practice //Human Relations. – 2011. – Т. 64. – No. 1. – С. 19-36.
8. Деменьтьева И.Ф. Карьерные ориентации в структуре профессиональной Я-концепции студентов : автореф. дис. ... канд. психол. наук / И. Ф. Деменьтьева. – М., 2008.
9. Змеёв С.И. Андрагогика: основы теории и технологии обучения взрослых / С. И. Змеёв. – М. : ПЕР СЭ. - 2003.
10. Sharabi, M.; Arian, O.; Simonovich, J. High-Tech and Public Sectors Employees' Perception of Factors Influencing Promotion. // International Journal of Business & Social Science. – 2012. – Т. 3. - № 1. – С. 128-135.
11. Кирт Н.Л. Динамика представлений о профессиональной карьере психологов образования в процессе профессионального самоопределения: автореф. дис. ... канд. психол. наук / Н. Л. Кирт. – М., 2000. – с. 11–16.
12. Zhang L., Jones M. C. Can Social Capital Enhance the Careers of IT Professionals? //Information Resources Management Journal (IRMJ). – 2009. – Т. 22. – №. 2. – С. 6982.
13. Кондрашов П.Е. Модернизация образования как задача социального управления / П. Е. Кондрашов. – Режим доступа: http://edu.seu.ru/index.htm, свободный. – Заглавие с экрана. – Яз. рус.
14. Khapova S. N., Arthur M. B. Interdisciplinary approaches to contemporary career studies //Human Relations. – 2011. – Т. 64. – №. 1. – С. 3-17.
15. Кулюткин Ю.Н. Сухобская Г.С. Личность, внутренний мир и самореализация. Идеи, концепции, взгляды. – Сп-б. – 2006. – 175с.
16. Мусина – Мазнова Г.Х. Формирование карьерных ориентаций будущих социальных работников в процессе двухуровневой подготовки. Монография. – М.: Кнорус. – 2016. – 108с.
17. Juntunen C. L., Cline K. Culture and self in career development: Working with American Indians //Journal of Career Development. – 2010. – Т. 37. – №. 1. – С. 391-410.
18. Харланова, Т.Н. Уровни развития карьерных ориентаций студенческой молодежи / Т.Н. Харланова // Экономические и гуманитарные исследования регионов. Сер. История, педагогика, право, психология, социология, филология, философия, экономика. – Сб. статей: – Ростов-на-Дону: Издательство Экономические и гуманитарные исследования регионов, 2014. – № 7. – С. 67-76
19. Харланова, Т.Н. Особенности развития карьерных ориентаций студентов разных специальностей в процессе профессиональной подготовки / Т.Н. Харланова // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. – 2015. –№ 4. – с. 103-116
20. Якунин В.А. Педагогическая психология. Учебное пособие. – С.-пб: Полиус. – 2008.
21. Maimunah, I., Efizah Sofiah, R. Career aspirations of R and D professionals in government research institutions and multinational corporations in Malaysia.// Organizations & Markets in Emerging Economies. – 2010 – Т. 1, No2. – С. – 32 - 47.
22. Эфендиев А.Г., Ребров А.В., Управление человеческими ресурсами как зеркало социального устройства российского бизнеса // Мир России, 2013.(принято в печать).
23. Канаматова А.К. Межличностные отношения студентов вуза как детерминанта развития карьерных устремлений: автореферат диссертация на соискание степени кандидата психологических наук: 19.00.07.- 2010 – С.10.
24. Цариценцева О.П Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2010 № 6. С. 73-74
25. Цариценцева О.П. Карьерные ориентации современной молодежи: теория, эксперимент, тренинг. Оренбург: Изд-во РИО ОУНБ им.Н.К.Крупской, 2009. 186 с.
26. Профилактическая работа с несовершеннолетними различных групп социального риска: руководство для социальных педагогов, психологов/М-во образования и науки Рос. Федерации; под ред. Л.М. Шипицыной, Л.С. Шпилени.: М.: Моск.гор.фонд поддержки шк книгоиздания, 2012. -336 с.
27. Петрушин, В.И. Психология карьеры / В.И. Петрушин. - М.: "Академический проект", 2012. - 207 с
28. Schein E. H. Career anchors revisited: Implications for career development in the 21st century // Academy of Management Executive. 2011. Vol. 10. № 4. P. 80-89
29. Бегичева О.Л. Особенности карьерных ориентаций студентов. Вестник Университета (Государственный Университет Управления) – М.: ГУУ, 2012, № 1, С -14 - 16 (0,35 п.л.).
30. Бегичева О.Л. Гендерные особенности карьерных характеристик студентов// Вестник Университета (Государственный Университет Управления) – М.: ГУУ, 2010, № 25, С. 12 -15 (0,35 п.л.).
31. Позняков В.П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психология человека в современном мире. Т.5 Отв. ред.- А.Л.Журавлев М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С.297-299
32. Журавлев АЛ., Соина И.А. Подход к изучению социально-психологического пространства как одной из форм бытия личности // Психология человека в современном мире. Т.5 М.: Изд-во «Институт психологии РАН», 2009. С. 28-32.
33. «Якоря карьеры», методика диагностики ценностных ориентаций в карьере (Э.Шейн, перевод и адаптация В.А.Чикер, В.Э.Винокурова).
34. Полянская Е.Н. Карьерные ориентации современной российской молодежи //Журнал :современные проблемы науки и образования. – 2014. – № 2.
35. Тест Дж. Голланда (Дж.Холлонда) на определение профессиональной направленности личности.
36. Мягконосова, Т. Р. Особенности развития женской карьеры тради- ционного типа в современных условиях / Т. Р. Мягконосова, Е. В. Архипова // Управление. Экономика. Кадровый менеджмент : Сборник научных сту- денческих работ. 2007-2008 гг. – Вологда : Филиал СЗАГС в г. Вологде, 2008. – С. 115-122.