Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
БАНКОВ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Банки развития: эволюция, цели, функции, типы и их необходимость
в мировой экономике 5
1.2. Особенности и специфика современных банков развития 15
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
БАНКОВ РАЗВИТИЯ 23
2.1. Анализ деятельности мировых банков развития 23
2.2. Оценка результатов работы Внешэкономбанка 35
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ
БАНКОВ РАЗВИТИЯ 48
3.1. Современные реалии взаимоотношения России с мировыми банками
развития 48
3.2. Сравнительная оценка эффективности и результативности банков
развития 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75
Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют
Несмотря на недавний значительный рост, сегодня перед Россией стоят серьезные проблемы, которые вряд ли уйдут или решатся сами. Напротив, они требуют пристального внимания и ресурсов для своего эффективного успешного решения, если страна хочет повысить свою конкурентоспособность, диверсифицировать экономику, ускорить рост и обеспечить более равномерное распределение благ.
Один из инструментов стратегического воздействия на экономику, имеющихся в распоряжении правительств - это банк развития. Как правило, банки развития работают в стратегически важных сферах экономики, лежащих, однако, вне сферы интересов банков. Они могут использоваться, например, для кредитования тех проектов, которые не могут получить кредит в коммерческом банке, однако реализация которых имеет значительный потенциал для создания рабочих мест и дохода населения. Такая ситуация может возникнуть по причине, например, отсутствия обеспечения кредита, или не вполне коммерческой цели, заявленной в проекте, или недостаточного объема внутренних ресурсов в коммерческих банках, которые приводят к чрезмерно высоким процентным ставкам. Коммерческие банки часто не хотят или не могут финансировать крупномасштабные многолетние инфраструктурные проекты по разным причинам, в то время как эти проекты могут быть критически важны для развития страны и повышения качества жизни.
Более того, в условиях реформирования отечественной экономики из сырьевой направленности в инновационные рельсы подобные институты развития будут играть ключевую роль. Следовательно, тема исследования видится актуальной и значимой на современном этапе. Также необходимо понимать, что российский банк развития достаточно еще молод и неопытен по сравнению с международными банками развития, которые действуют уже не один и не два десятка лет, что дает возможность не совершать те ошибки российскому банку развития, которые совершали их международные аналоги в других странах.
Целью бакалаврской работы является определение роли банков развития в развитии мировой и национальной экономик государств, в особенности представляет интерес российский опыт. Следовательно, объектом исследования является деятельность российского банка развития, предметом исследования выступают методы сравнения и синтеза, с использованием которых определялся эффективность и результативность деятельности мировых банков развития. Достижение цели побудило решение следующих задач:
- рассмотреть понятийный аппарат банков развития, их предназначение и место в современной экономике;
- раскрыть специфику и особенности деятельности мировых банков развития;
- оценить деятельность мировых банков развития, как регионального типа, так и внутригосударственных;
- провести анализ деятельности российского банка развития;
- отразить современные реалии и проблемы взаимодействия России с мировыми банками развития;
- выявить роль и значимость банков развития для улучшения национальной экономики внутри государства на основе системы сбалансированных показателей.
Источниками информации при написании работы послужили во многом научные статьи в периодической печати, доклады и дискуссии на симпозиумах, форумах и конференциях. В силу того, что научной литературы в области исследования необходимости мировых банков развития еще не так много и только в начале 2010-х стали появляться книги, монографии и пособия в области надобности мировых банков развития в функционировании и становления мировой экономики. Естественно, использовались официальные сайты мировых банков развития и их собственные исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.
Было определено, что основная и структурная роль банков развития - предоставление доступа к финансовым ресурсам тем жизнеспособным участникам экономики, которые не могут получить финансирование через стандартные рыночные финансовые институты, прежде всего коммерческие банки. В этом качестве банки развития способствуют экономическому росту и развитию. Как правило, банки развития работают в стратегически важных сферах экономики, лежащих, однако, вне сферы интересов коммерческих банков. Они могут использоваться, например, для кредитования тех проектов, которые не могут получить кредит в коммерческом банке, однако реализация которых имеет значительный потенциал для создания рабочих мест и дохода населения. Такая ситуация может возникнуть по причине, например, отсутствия обеспечения кредита, или не вполне коммерческой цели, заявленной в проекте, или недостаточного объема внутренних ресурсов в коммерческих банках, которые приводят к чрезмерно высоким процентным ставкам. Коммерческие банки часто не хотят или не могут финансировать крупномасштабные многолетние инфраструктурные проекты по разным причинам, в то время как эти проекты могут быть критически важны для развития страны и повышения качества жизни.
Вторая принципиальная функция банков развития, обозначившаяся в последние годы, - служить каналом пополнения ликвидности в периоды временных сбоев в функционировании финансовой системы. Такие сбои происходят в кризисы и тогда жизнеспособные предприятия, в нормальных условиях имеющие доступ к рыночным финансовым ресурсам, сталкиваются с проблемами ликвидности. Банки развития, являясь опытным кредитным институтом на финансовом рынке, обладая технологиями отбора жизнеспособных заемщиков, показали свою эффективность в качестве канала насыщения системы дополнительной ликвидностью для преодоления временных провалов финансового рынка. Задача состоит в обеспечении строго противоциклического присутствия банков развития во втором своем качестве, без затягивания присутствия банков развития в необычных для себя секторах дольше, нежели это необходимо для разрешения временных проблем финансового сектора.
В рамках обзора мирового опыта функционирования и развития банков развития была проанализирована деятельность АБР и банков развития Китая, Канады, Бразилии и России. Определено, что АБР использует не только займы и кредиты, но и инвестиции, более того, софинансирование занимала доминирующее положение в структуре финансовой помощи АБР. АБР преимущественно направляет свои инвестиции и кредиты в те регионы, где активно развиваются наукоемкие отрасли - Китай, Индия, Индонезия. В странах бывшего СССР от данного финансового института направляется финансовая помощь, в частности в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию и Туркменистан. Все инвестиции, осуществляемые АБР, проводятся в долларах США, тогда как вложения региональных банков развития, проводятся в национальной валюте.
В рамках опыта национальных банков развития было выявлено, что Банком развития Китая, в отличие от Бразильского аналога выдаются кредиты во многом для поддержания МСБ, тогда как в Бразилии займы сосредоточены в крупном бизнесе. Канадский банк развития в принципе создан для развития предпринимательской среды и микропредприятий в стране. Подавляющая часть средств Канадского банка развития выдается на стадии расширения бизнеса, что логично, однако при создании бизнеса, банк развития данной страны также оказывает внушительную поддержку. Банки развития Китая и Бразилии придерживаются своей идеологии создания, и большая часть вложений банков направлены именно на социальную сферу, а именно. В Китае это больше выражено, чем в Бразилии, тогда как Бразильский банк развития в большей 72
степени инвестирует средства в промышленность, в сравнении с Китаем. Китайский банк развития во многом направляет средства на поддержку предприятий, задействованных в добыче и переработке полезных ископаемых, как уголь и нефть. В обоих странах сельское хозяйство выделено как отдельное направление, но не занимает существенной доли. Определенная часть банка развития Китая направляется на прочие отрасли, также как и в Канаде. Заметим, что в случае с Китаем, часть отраслей промышленности как раз таки и включены в прочие отрасли, тогда как в Канаде, как и в Бразилии, промышленность классифицируется в отдельном направлении. Примерно одинаковую долю кредитов занимают отрасли торговли в Бразилии и Канаде. В Канаде портфель кредитов диверсифицирован четко по отраслевым критериям корпоративного сектора, поскольку миссия Банка развития Канады именно поддержка бизнеса.
Анализ финансовых показателей российского банка развития показал, что в динамике наблюдается рост ресурсной базы, который положительно повлиял на рост кредитного портфеля ВЭБ. В структуре портфеля кредитов российского банка развития доминируют кредиты на развитие инфраструктуры, которые в своей массе во многом относятся к инвестиционным кредитам, далее по структуре занимают кредиты химии и нефтехимии, машиностроению и агропромышленному комплексу. На долю промышленности приходится около половины всего кредитного портфеля ВЭБ. Банк развития также увеличивает свою значимость по развитию кредитования МСП, что примечательно, в структуре кредитного портфеля предпринимательства доля кредитов неторговому сектору занимает большую часть, однако как показал анализ, во многом направлена на сферу услуг, тогда как в первичный сектор реальной экономики, в виде отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства портфель кредитов МСП составляет 40,6% в анализируемом периоде.
В ходе исследования было определено, что в системе взаимодействия России и мировыми банками развития (преимущественно регионального типа) в последние годы наметились сбои, что накладывает дополнительные угрозы 73
для интеграции российской экономики на мировые рынки. Вследствие санкционных событий, под влиянием стран Запада откладывается вступление России в региональные банки развития. Россия не могла это воспринимать спокойно и сама по многим направлениям стала инициатором создания других банков развития, как НБР или развития банков развития, в которых она участвует, как АБИИ, ЕвБР и ЧБТР.
Расширение участия России в деятельности региональных финансовых институтов не только открывает более широкие возможности для получения ресурсов, но и является положительным сигналом для других инвесторов. Кроме того, такое участие способствует ускорению интеграции экономики в международное разделение труда, укрепляет позиции России в мировой финансовой системе, что дает определенные политические преимущества.
Государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями на современном этапе должна быть ориентирована не на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в этом сообществе, ведь сотрудничество с ним заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, но и в комплексе взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике. В перспективе отношения с региональными банками развития могут стать для развивающихся стран более выгодными по сравнению с участием в МВФ или МБРР. Поэтому для России важно выработать четкую стратегию участия в деятельности этих международных финансовых организаций и построить такую структуру заимствований средств, которая отражала бы реализацию национальных интересов и соответствовала основным направлениям социально-экономического развития страны.
Сделать предварительный анализ издержек и выгод от вступления России
в региональные финансовые организации развития довольно сложно, так как
экономические издержки не всегда соизмеримы с политическими выгодами, и наоборот. Однако перед вступлением можно определить программу действий.
В рамках определения эффективности и результативности действий современных банков развития в мировой экономике предлагается использование систему сбалансированных показателей, в идеологии которой лежит фундамент двухкритериального анализа - социального эффекта и экономического эффекта с позиции ожиданий и факта наступления. В итоге образуется система координат и матрица, состоящая из девяти ячеек. Декомпозиция модели показала, что с позиции ожидаемого эффекта и фактического эффекта деятельность ВЭБ заметно уступает эффективности деятельности банков развития Канады, Бразилии и Китая. Ключевой причиной разницы эффекта видится в малой отдаче социальной значимости финансовой помощи в части развития инфраструктурных проектов российским банком развития. Возможно причина в том, что в других странах функционирует не один и не два банка развития, как в Китае, где в базовых отраслях экономики представлены несколько банков развития, не говоря о участии страны в региональных банках развития. Следовательно, нашей стране необходимо проработать вопросы о росте эффективности банков развития для отечественной экономики, возможно, следует создать несколько банков развития, как, к примеру, на базе АО «Россельхозбанк» сделать российский банк развития в области агропромышленного комплекса, учитывая, что это единственный банк в стране, у которого полный пакет акций принадлежит государству.
1. О банке развития [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.05.2007 г., № 82-ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 5.05.2017.
2. Европейская экономическая комиссия ООН, Комитет по экономическому сотрудничеству и интеграции. Третья сессия. Стратегические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития эффективного ГЧП, Женева, 3-5 декабря 2008 г.
3. Ключников К.Ф. Международные банки развития. Проблемы и перспективы. М.: Наука, 1974. 320 с.
4. Андрианов В.Д. Стратегическое управление в зарубежных финансовых институтах развития. М.: Консалт-Банкир, 2012. 272 с.
5. Роль банков развития в реализации стратегических интересов государства // М.: ЦЭФИР, 2014. 80 с.
6. Школяр Н.А. Международные банки развития в экономической стратегии России. М.: Издательство РУДН. 2005. 134 с.
7. Ковалев М.М., Румас С.Н. Банки развития. Новая роль в ХХ1 веке / под общ. ред. Ковалева М.М. - Минск: Изд-ий центр БГУ, 2016. 151 с.
8. Школяр Н.А. Международные региональные банки развития и перспективы сотрудничества с ними России: теория и практика: дисс. ... док. экон. наук. Москва, 2004. 320 с.
9. Зверева А.В. Международный опыт деятельности банков развития: автореф. дисс. . док. экон. наук. Москва, 2006. 25 с.
10. Кучерявый П.В. Региональные (субрегиональные) банки развития в мировой экономике: критерии оценки их инвестиционной привлекательности: автореф. дисс. . канд. экон. наук. Москва, 2012. 18 с.
11. Спивачевский П. М. Банки развития и их роль в формировании единого Евразийского экономического пространства: автореф. дисс. . канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2012. 17 с.
12. Абалкина А. Специфика деятельности многосторонних банков развития // Банковское дело. 2013. № 10. С. 10-21.
13. Алиев Г.Х., Бамматов Д.А. Интересы и перспективы участия России в деятельности региональных банков развития // Управление экономическими системами. 2013. № 8 (56). С. 8-16.
14. Алиев Б.Х. Бамматов Д.А. Перспективы расширения российского частия в деятельности региональных банков развития // Финансы и кредит. 2014. № 41. С. 36-42.
15. Воловик Ю.А. Основы инвестиционной политики Банка развития Японии // Предпринимательство. 2017. № 1. С. 164-181.
16. Джагитян Э.П. Институционализация экономического механизма группы БРИКС: преимущества и риски Нового банка развития // Деньги и кредит. 2015. № 6. С. 28-35.
17. Емельянов Ю.С. Банки развития и государство в современной архитектуре мирового развития // Экономика и политика. 2015. № 5. С. 11 -18.
18. Козлов Л.Е. Государственная поддержка экспорта в России в условиях санкций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С. 545-547.
19. Панкин Д.В. Евразийский банк развития - активный участник
интеграционных процессов // Деньги и кредит. 2016. № 5. С. 3-5.
20. Савинский С.П., Смахтин Д.А. Банки развития Китая // Деньги и кредит. 2014. № 5. С. 63-68.
21. Финогенов И.В. Новая стратегия Евразийского банка развития на 2013-2017 годы // Деньги и кредит. 2013. № 9. С. 2-5.
22. Ярыгина И.З. Роль банков развития в обеспечении экономических интересов БРИКС // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 102-108.
23. Андропова И.В., Кучерявый П.В. Азиатский банк развития: инвестиции в развитие // Вестник международных организаций. 2017. № 4. С. 61-67.
24. Захаров А.Н. Мировые тенденции использования банков развития для повышения конкурентоспособности экономики России // Вестник ФА. 2016. №
5. С. 28-29.
25. Захарова М.А. О роли институтов развития в диверсификации экономики России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 5. С. 242-248.
26. Исаев Ю.Ю. Банки развития как важнейший инструмент реализации государственной инвестиционной политики // Вестник финансового университета. 2016. № 4. С. 61-72.
27. Ковалев М. Роль банков развития в XXI веке // Вестник ассоциации белорусских банков. 2017. № 2. С. 2-17.
28. Курьян В.В. Деятельность банков развития стран Таможенного союза // Вестник Полесского университета. 2014. С. 99-104.
29. Никонова И.А. Банки развития: оценка эффективности кредитно¬инвестиционной деятельности // Труды ИСА РАН. 2013. т.63.1. С. 77-84.
30. Таранкова Л.Г. Банки развития: роль в экономике страны и региона // Информационно-аналитические материалы ТГУ. 2017. Вып. 1. С. 189-198.
31. Азиатский банк развития. Режим доступа: https://www.adb.org/(дата
обращения 5.05.2017).
32. Аналитический отчет Центра экономических и финансовых исследований и
разработок (ЦЭФИР). Роль банков развития в реализации стратегических интересов государства. Режим доступа:
http://www.cefir.ru/index.php?l=rus&id=34(дата обращения 5.05.2017).
33. Банки меняют модели. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/825349(дата обращения 5.05.2017).
34. Банк развития. Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/10263-bank-razvitiya(дата обращения 5.05.2017).
35. Банк развития Китая. Режим доступа: www.cdb.com.cn(дата обращения 5.05.2017).
36. Банки развития. Режим доступа:
http://www.banki.ru/wikibank/banki_razvitiya/(дата обращения 5.05.2017).
37. Бразильский банк социального и экономического развития. Режим доступа: http://www.bndes.gov.br/SiteBNDES/bndes/bndes_en(дата обращения 5.05.2017).
38. Внешэкономбанк. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешэкономбанк (дата обращения 5.05.2017).
39. Зеленкевич М.Я. Национальные банки развития как институты поддержки
проектов государственно-частного партнерства. Режим доступа: http://www.e- edu.by/main/departments/finance/staff/zelenkevich/publications/5 .pdf (дата
обращения 5.05.2017).
40. Канадский банк развития бизнеса. Режим доступа:
https://www.bdc.ca/en/pages/home.aspx(дата обращения 5.05.2017).
41. Международный опыт создания банков развития. Режим доступа: http://www.guidebanking.ru/gbanks-719-1.html(дата обращения 5.05.2017).
42. О банке. Режим доступа: http://www.veb.ru/about/today/(дата обращения 5.05.2017).
43. Опыт функционирования банков развития. Режим доступа: http://www.konspektov.net/question/1615003(дата обращения 5.05.2017).
44. Отраслевые обзоры. Режим доступа: http://www.veb.ru/analytics/fld/(дата обращения 5.05.2017).
45. Раскрытие информации ВЭБ. Режим доступа:
http://www.veb.ru/ifi/rep/annual/ (дата обращения 5.05.2017).
46. Россия готова вложиться в Азию через Азиатский банк развития. Режим доступа:http://bankir.ru/novosti/s/rossiya-gotova-vlojitsya-v-aziu-cherez-aziatskii-bank-razvitiya-1085251/ (дата обращения 5.05.2017).
47. Россия и ЕБРР. Режим доступа:http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149170 (дата обращения 5.05.2017).
48. Сотрудничество России с группой Всемирного банка. Режим доступа: http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149294 (дата обращения 5.05.2017).
49. США блокировали вступление России в Азиатский банк развития. Режим доступа:http://www.ma-journal.ru/news/32445/ (дата обращения 5.05.2017).
50. Черноморский банк торговли и развития. Режим доступа: http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149195 (дата обращения 5.05.2017).