Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Банки развития: мировой опыт и особенности деятельности в России

Работа №76891

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

экономика

Объем работы79
Год сдачи2017
Стоимость4215 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
260
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
БАНКОВ РАЗВИТИЯ 5
1.1. Банки развития: эволюция, цели, функции, типы и их необходимость
в мировой экономике 5
1.2. Особенности и специфика современных банков развития 15
2. АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОБЗОР ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ
БАНКОВ РАЗВИТИЯ 23
2.1. Анализ деятельности мировых банков развития 23
2.2. Оценка результатов работы Внешэкономбанка 35
3. ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННЫХ
БАНКОВ РАЗВИТИЯ 48
3.1. Современные реалии взаимоотношения России с мировыми банками
развития 48
3.2. Сравнительная оценка эффективности и результативности банков
развития 59
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 70
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 75

Приложения должны быть в работе, но в данный момент отсутствуют


Несмотря на недавний значительный рост, сегодня перед Россией стоят серьезные проблемы, которые вряд ли уйдут или решатся сами. Напротив, они требуют пристального внимания и ресурсов для своего эффективного успешного решения, если страна хочет повысить свою конкурентоспособность, диверсифицировать экономику, ускорить рост и обеспечить более равномерное распределение благ.
Один из инструментов стратегического воздействия на экономику, имеющихся в распоряжении правительств - это банк развития. Как правило, банки развития работают в стратегически важных сферах экономики, лежащих, однако, вне сферы интересов банков. Они могут использоваться, например, для кредитования тех проектов, которые не могут получить кредит в коммерческом банке, однако реализация которых имеет значительный потенциал для создания рабочих мест и дохода населения. Такая ситуация может возникнуть по причине, например, отсутствия обеспечения кредита, или не вполне коммерческой цели, заявленной в проекте, или недостаточного объема внутренних ресурсов в коммерческих банках, которые приводят к чрезмерно высоким процентным ставкам. Коммерческие банки часто не хотят или не могут финансировать крупномасштабные многолетние инфраструктурные проекты по разным причинам, в то время как эти проекты могут быть критически важны для развития страны и повышения качества жизни.
Более того, в условиях реформирования отечественной экономики из сырьевой направленности в инновационные рельсы подобные институты развития будут играть ключевую роль. Следовательно, тема исследования видится актуальной и значимой на современном этапе. Также необходимо понимать, что российский банк развития достаточно еще молод и неопытен по сравнению с международными банками развития, которые действуют уже не один и не два десятка лет, что дает возможность не совершать те ошибки российскому банку развития, которые совершали их международные аналоги в других странах.
Целью бакалаврской работы является определение роли банков развития в развитии мировой и национальной экономик государств, в особенности представляет интерес российский опыт. Следовательно, объектом исследования является деятельность российского банка развития, предметом исследования выступают методы сравнения и синтеза, с использованием которых определялся эффективность и результативность деятельности мировых банков развития. Достижение цели побудило решение следующих задач:
- рассмотреть понятийный аппарат банков развития, их предназначение и место в современной экономике;
- раскрыть специфику и особенности деятельности мировых банков развития;
- оценить деятельность мировых банков развития, как регионального типа, так и внутригосударственных;
- провести анализ деятельности российского банка развития;
- отразить современные реалии и проблемы взаимодействия России с мировыми банками развития;
- выявить роль и значимость банков развития для улучшения национальной экономики внутри государства на основе системы сбалансированных показателей.
Источниками информации при написании работы послужили во многом научные статьи в периодической печати, доклады и дискуссии на симпозиумах, форумах и конференциях. В силу того, что научной литературы в области исследования необходимости мировых банков развития еще не так много и только в начале 2010-х стали появляться книги, монографии и пособия в области надобности мировых банков развития в функционировании и становления мировой экономики. Естественно, использовались официальные сайты мировых банков развития и их собственные исследования.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения, библиографического списка и приложений.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


Было определено, что основная и структурная роль банков развития - предоставление доступа к финансовым ресурсам тем жизнеспособным участникам экономики, которые не могут получить финансирование через стандартные рыночные финансовые институты, прежде всего коммерческие банки. В этом качестве банки развития способствуют экономическому росту и развитию. Как правило, банки развития работают в стратегически важных сферах экономики, лежащих, однако, вне сферы интересов коммерческих банков. Они могут использоваться, например, для кредитования тех проектов, которые не могут получить кредит в коммерческом банке, однако реализация которых имеет значительный потенциал для создания рабочих мест и дохода населения. Такая ситуация может возникнуть по причине, например, отсутствия обеспечения кредита, или не вполне коммерческой цели, заявленной в проекте, или недостаточного объема внутренних ресурсов в коммерческих банках, которые приводят к чрезмерно высоким процентным ставкам. Коммерческие банки часто не хотят или не могут финансировать крупномасштабные многолетние инфраструктурные проекты по разным причинам, в то время как эти проекты могут быть критически важны для развития страны и повышения качества жизни.
Вторая принципиальная функция банков развития, обозначившаяся в последние годы, - служить каналом пополнения ликвидности в периоды временных сбоев в функционировании финансовой системы. Такие сбои происходят в кризисы и тогда жизнеспособные предприятия, в нормальных условиях имеющие доступ к рыночным финансовым ресурсам, сталкиваются с проблемами ликвидности. Банки развития, являясь опытным кредитным институтом на финансовом рынке, обладая технологиями отбора жизнеспособных заемщиков, показали свою эффективность в качестве канала насыщения системы дополнительной ликвидностью для преодоления временных провалов финансового рынка. Задача состоит в обеспечении строго противоциклического присутствия банков развития во втором своем качестве, без затягивания присутствия банков развития в необычных для себя секторах дольше, нежели это необходимо для разрешения временных проблем финансового сектора.
В рамках обзора мирового опыта функционирования и развития банков развития была проанализирована деятельность АБР и банков развития Китая, Канады, Бразилии и России. Определено, что АБР использует не только займы и кредиты, но и инвестиции, более того, софинансирование занимала доминирующее положение в структуре финансовой помощи АБР. АБР преимущественно направляет свои инвестиции и кредиты в те регионы, где активно развиваются наукоемкие отрасли - Китай, Индия, Индонезия. В странах бывшего СССР от данного финансового института направляется финансовая помощь, в частности в Казахстан, Узбекистан, Киргизию, Азербайджан, Армению, Грузию, Киргизию и Туркменистан. Все инвестиции, осуществляемые АБР, проводятся в долларах США, тогда как вложения региональных банков развития, проводятся в национальной валюте.
В рамках опыта национальных банков развития было выявлено, что Банком развития Китая, в отличие от Бразильского аналога выдаются кредиты во многом для поддержания МСБ, тогда как в Бразилии займы сосредоточены в крупном бизнесе. Канадский банк развития в принципе создан для развития предпринимательской среды и микропредприятий в стране. Подавляющая часть средств Канадского банка развития выдается на стадии расширения бизнеса, что логично, однако при создании бизнеса, банк развития данной страны также оказывает внушительную поддержку. Банки развития Китая и Бразилии придерживаются своей идеологии создания, и большая часть вложений банков направлены именно на социальную сферу, а именно. В Китае это больше выражено, чем в Бразилии, тогда как Бразильский банк развития в большей 72
степени инвестирует средства в промышленность, в сравнении с Китаем. Китайский банк развития во многом направляет средства на поддержку предприятий, задействованных в добыче и переработке полезных ископаемых, как уголь и нефть. В обоих странах сельское хозяйство выделено как отдельное направление, но не занимает существенной доли. Определенная часть банка развития Китая направляется на прочие отрасли, также как и в Канаде. Заметим, что в случае с Китаем, часть отраслей промышленности как раз таки и включены в прочие отрасли, тогда как в Канаде, как и в Бразилии, промышленность классифицируется в отдельном направлении. Примерно одинаковую долю кредитов занимают отрасли торговли в Бразилии и Канаде. В Канаде портфель кредитов диверсифицирован четко по отраслевым критериям корпоративного сектора, поскольку миссия Банка развития Канады именно поддержка бизнеса.
Анализ финансовых показателей российского банка развития показал, что в динамике наблюдается рост ресурсной базы, который положительно повлиял на рост кредитного портфеля ВЭБ. В структуре портфеля кредитов российского банка развития доминируют кредиты на развитие инфраструктуры, которые в своей массе во многом относятся к инвестиционным кредитам, далее по структуре занимают кредиты химии и нефтехимии, машиностроению и агропромышленному комплексу. На долю промышленности приходится около половины всего кредитного портфеля ВЭБ. Банк развития также увеличивает свою значимость по развитию кредитования МСП, что примечательно, в структуре кредитного портфеля предпринимательства доля кредитов неторговому сектору занимает большую часть, однако как показал анализ, во многом направлена на сферу услуг, тогда как в первичный сектор реальной экономики, в виде отраслей промышленности, строительства и сельского хозяйства портфель кредитов МСП составляет 40,6% в анализируемом периоде.
В ходе исследования было определено, что в системе взаимодействия России и мировыми банками развития (преимущественно регионального типа) в последние годы наметились сбои, что накладывает дополнительные угрозы 73
для интеграции российской экономики на мировые рынки. Вследствие санкционных событий, под влиянием стран Запада откладывается вступление России в региональные банки развития. Россия не могла это воспринимать спокойно и сама по многим направлениям стала инициатором создания других банков развития, как НБР или развития банков развития, в которых она участвует, как АБИИ, ЕвБР и ЧБТР.
Расширение участия России в деятельности региональных финансовых институтов не только открывает более широкие возможности для получения ресурсов, но и является положительным сигналом для других инвесторов. Кроме того, такое участие способствует ускорению интеграции экономики в международное разделение труда, укрепляет позиции России в мировой финансовой системе, что дает определенные политические преимущества.
Государственная политика сотрудничества России с международными финансовыми организациями на современном этапе должна быть ориентирована не на минимизацию заимствований, а на эффективное использование возможностей и преимуществ, которое предоставляет членство в этом сообществе, ведь сотрудничество с ним заключается не только в получении займов для финансирования некоторых программ и проектов внутреннего значения, но и в комплексе взаимодополняющих функций, нацеленных на реализацию национальных интересов в мировой экономике и политике. В перспективе отношения с региональными банками развития могут стать для развивающихся стран более выгодными по сравнению с участием в МВФ или МБРР. Поэтому для России важно выработать четкую стратегию участия в деятельности этих международных финансовых организаций и построить такую структуру заимствований средств, которая отражала бы реализацию национальных интересов и соответствовала основным направлениям социально-экономического развития страны.
Сделать предварительный анализ издержек и выгод от вступления России
в региональные финансовые организации развития довольно сложно, так как
экономические издержки не всегда соизмеримы с политическими выгодами, и наоборот. Однако перед вступлением можно определить программу действий.
В рамках определения эффективности и результативности действий современных банков развития в мировой экономике предлагается использование систему сбалансированных показателей, в идеологии которой лежит фундамент двухкритериального анализа - социального эффекта и экономического эффекта с позиции ожиданий и факта наступления. В итоге образуется система координат и матрица, состоящая из девяти ячеек. Декомпозиция модели показала, что с позиции ожидаемого эффекта и фактического эффекта деятельность ВЭБ заметно уступает эффективности деятельности банков развития Канады, Бразилии и Китая. Ключевой причиной разницы эффекта видится в малой отдаче социальной значимости финансовой помощи в части развития инфраструктурных проектов российским банком развития. Возможно причина в том, что в других странах функционирует не один и не два банка развития, как в Китае, где в базовых отраслях экономики представлены несколько банков развития, не говоря о участии страны в региональных банках развития. Следовательно, нашей стране необходимо проработать вопросы о росте эффективности банков развития для отечественной экономики, возможно, следует создать несколько банков развития, как, к примеру, на базе АО «Россельхозбанк» сделать российский банк развития в области агропромышленного комплекса, учитывая, что это единственный банк в стране, у которого полный пакет акций принадлежит государству.



1. О банке развития [Электронный ресурс]: Федеральный закон от 17.05.2007 г., № 82-ФЗ (ред. от 3.07.2016 г.) // Справочно-правовая система «Консультант Плюс». Версия Проф. Последнее обновление 5.05.2017.
2. Европейская экономическая комиссия ООН, Комитет по экономическому сотрудничеству и интеграции. Третья сессия. Стратегические рекомендации по совершенствованию нормативно-правовой базы для развития эффективного ГЧП, Женева, 3-5 декабря 2008 г.
3. Ключников К.Ф. Международные банки развития. Проблемы и перспективы. М.: Наука, 1974. 320 с.
4. Андрианов В.Д. Стратегическое управление в зарубежных финансовых институтах развития. М.: Консалт-Банкир, 2012. 272 с.
5. Роль банков развития в реализации стратегических интересов государства // М.: ЦЭФИР, 2014. 80 с.
6. Школяр Н.А. Международные банки развития в экономической стратегии России. М.: Издательство РУДН. 2005. 134 с.
7. Ковалев М.М., Румас С.Н. Банки развития. Новая роль в ХХ1 веке / под общ. ред. Ковалева М.М. - Минск: Изд-ий центр БГУ, 2016. 151 с.
8. Школяр Н.А. Международные региональные банки развития и перспективы сотрудничества с ними России: теория и практика: дисс. ... док. экон. наук. Москва, 2004. 320 с.
9. Зверева А.В. Международный опыт деятельности банков развития: автореф. дисс. . док. экон. наук. Москва, 2006. 25 с.
10. Кучерявый П.В. Региональные (субрегиональные) банки развития в мировой экономике: критерии оценки их инвестиционной привлекательности: автореф. дисс. . канд. экон. наук. Москва, 2012. 18 с.
11. Спивачевский П. М. Банки развития и их роль в формировании единого Евразийского экономического пространства: автореф. дисс. . канд. экон. наук. Санкт-Петербург, 2012. 17 с.
12. Абалкина А. Специфика деятельности многосторонних банков развития // Банковское дело. 2013. № 10. С. 10-21.
13. Алиев Г.Х., Бамматов Д.А. Интересы и перспективы участия России в деятельности региональных банков развития // Управление экономическими системами. 2013. № 8 (56). С. 8-16.
14. Алиев Б.Х. Бамматов Д.А. Перспективы расширения российского частия в деятельности региональных банков развития // Финансы и кредит. 2014. № 41. С. 36-42.
15. Воловик Ю.А. Основы инвестиционной политики Банка развития Японии // Предпринимательство. 2017. № 1. С. 164-181.
16. Джагитян Э.П. Институционализация экономического механизма группы БРИКС: преимущества и риски Нового банка развития // Деньги и кредит. 2015. № 6. С. 28-35.
17. Емельянов Ю.С. Банки развития и государство в современной архитектуре мирового развития // Экономика и политика. 2015. № 5. С. 11 -18.
18. Козлов Л.Е. Государственная поддержка экспорта в России в условиях санкций // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. 2015. № 8. С. 545-547.
19. Панкин Д.В. Евразийский банк развития - активный участник
интеграционных процессов // Деньги и кредит. 2016. № 5. С. 3-5.
20. Савинский С.П., Смахтин Д.А. Банки развития Китая // Деньги и кредит. 2014. № 5. С. 63-68.
21. Финогенов И.В. Новая стратегия Евразийского банка развития на 2013-2017 годы // Деньги и кредит. 2013. № 9. С. 2-5.
22. Ярыгина И.З. Роль банков развития в обеспечении экономических интересов БРИКС // Экономика. Налоги. Право. 2015. № 3. С. 102-108.
23. Андропова И.В., Кучерявый П.В. Азиатский банк развития: инвестиции в развитие // Вестник международных организаций. 2017. № 4. С. 61-67.
24. Захаров А.Н. Мировые тенденции использования банков развития для повышения конкурентоспособности экономики России // Вестник ФА. 2016. №
5. С. 28-29.
25. Захарова М.А. О роли институтов развития в диверсификации экономики России // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. 2014. № 5. С. 242-248.
26. Исаев Ю.Ю. Банки развития как важнейший инструмент реализации государственной инвестиционной политики // Вестник финансового университета. 2016. № 4. С. 61-72.
27. Ковалев М. Роль банков развития в XXI веке // Вестник ассоциации белорусских банков. 2017. № 2. С. 2-17.
28. Курьян В.В. Деятельность банков развития стран Таможенного союза // Вестник Полесского университета. 2014. С. 99-104.
29. Никонова И.А. Банки развития: оценка эффективности кредитно¬инвестиционной деятельности // Труды ИСА РАН. 2013. т.63.1. С. 77-84.
30. Таранкова Л.Г. Банки развития: роль в экономике страны и региона // Информационно-аналитические материалы ТГУ. 2017. Вып. 1. С. 189-198.
31. Азиатский банк развития. Режим доступа: https://www.adb.org/(дата
обращения 5.05.2017).
32. Аналитический отчет Центра экономических и финансовых исследований и
разработок (ЦЭФИР). Роль банков развития в реализации стратегических интересов государства. Режим доступа:
http://www.cefir.ru/index.php?l=rus&id=34(дата обращения 5.05.2017).
33. Банки меняют модели. Режим доступа: http://www.kommersant.ru/doc/825349(дата обращения 5.05.2017).
34. Банк развития. Режим доступа: http://utmagazine.ru/posts/10263-bank-razvitiya(дата обращения 5.05.2017).
35. Банк развития Китая. Режим доступа: www.cdb.com.cn(дата обращения 5.05.2017).
36. Банки развития. Режим доступа:
http://www.banki.ru/wikibank/banki_razvitiya/(дата обращения 5.05.2017).
37. Бразильский банк социального и экономического развития. Режим доступа: http://www.bndes.gov.br/SiteBNDES/bndes/bndes_en(дата обращения 5.05.2017).
38. Внешэкономбанк. Режим доступа:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Внешэкономбанк (дата обращения 5.05.2017).
39. Зеленкевич М.Я. Национальные банки развития как институты поддержки
проектов государственно-частного партнерства. Режим доступа: http://www.e- edu.by/main/departments/finance/staff/zelenkevich/publications/5 .pdf (дата
обращения 5.05.2017).
40. Канадский банк развития бизнеса. Режим доступа:
https://www.bdc.ca/en/pages/home.aspx(дата обращения 5.05.2017).
41. Международный опыт создания банков развития. Режим доступа: http://www.guidebanking.ru/gbanks-719-1.html(дата обращения 5.05.2017).
42. О банке. Режим доступа: http://www.veb.ru/about/today/(дата обращения 5.05.2017).
43. Опыт функционирования банков развития. Режим доступа: http://www.konspektov.net/question/1615003(дата обращения 5.05.2017).
44. Отраслевые обзоры. Режим доступа: http://www.veb.ru/analytics/fld/(дата обращения 5.05.2017).
45. Раскрытие информации ВЭБ. Режим доступа:
http://www.veb.ru/ifi/rep/annual/ (дата обращения 5.05.2017).
46. Россия готова вложиться в Азию через Азиатский банк развития. Режим доступа:http://bankir.ru/novosti/s/rossiya-gotova-vlojitsya-v-aziu-cherez-aziatskii-bank-razvitiya-1085251/ (дата обращения 5.05.2017).
47. Россия и ЕБРР. Режим доступа:http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149170 (дата обращения 5.05.2017).
48. Сотрудничество России с группой Всемирного банка. Режим доступа: http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149294 (дата обращения 5.05.2017).
49. США блокировали вступление России в Азиатский банк развития. Режим доступа:http://www.ma-journal.ru/news/32445/ (дата обращения 5.05.2017).
50. Черноморский банк торговли и развития. Режим доступа: http://www.mid.ru/rossia-v-gruppe-20-rossia-i-specializirovannye-mezdunarodnye-ekonomiceskie-organizacii-mvf-vto-oesr-fseg-opek-i-dr-/-/asset_publisher/uFvfWVmCb4Rl/content/id/2149195 (дата обращения 5.05.2017).


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ