АНАЛИЗ И ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
|
Введение 3
Глава 1 Теоретические основы анализа и формирования ассортиментной политики предприятия 7
1.1 Сущность и содержание ассортиментной политики в системе управления
предприятия 7
1.2 Методы анализа ассортимента предприятия 14
1.3 Факторы, принципы и способы формирования ассортимента предприятия и
основные направления его совершенствования 22
Глава 2 Разработка маркетингового проекта по расширению товарного
ассортимента ОАО «Колос» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
ОАО «Колос» 32
2.2 Анализ маркетинговых возможностей (комплекс маркетинга) ОАО
«Колос» 40
2.3 Анализ товарного ассортимента ОАО «Колос» и его проблемы 50
2.4 Разработка маркетингового проекта (создание нового продукта) и оценка его
эффективности 69
Заключение 81
Список литературы 84
Приложение
Глава 1 Теоретические основы анализа и формирования ассортиментной политики предприятия 7
1.1 Сущность и содержание ассортиментной политики в системе управления
предприятия 7
1.2 Методы анализа ассортимента предприятия 14
1.3 Факторы, принципы и способы формирования ассортимента предприятия и
основные направления его совершенствования 22
Глава 2 Разработка маркетингового проекта по расширению товарного
ассортимента ОАО «Колос» 32
2.1 Организационно-экономическая характеристика деятельности предприятия
ОАО «Колос» 32
2.2 Анализ маркетинговых возможностей (комплекс маркетинга) ОАО
«Колос» 40
2.3 Анализ товарного ассортимента ОАО «Колос» и его проблемы 50
2.4 Разработка маркетингового проекта (создание нового продукта) и оценка его
эффективности 69
Заключение 81
Список литературы 84
Приложение
Актуальность темы исследования. Переход к рыночной экономике потребовал от предприятий перестройки всего хозяйственного механизма сверху донизу, и, прежде всего, системы управления предприятием в условиях нестабильной, достаточно динамичной внешней среды. У предприятий появились новые партнеры, усложнились производственные связи, изменились цены на ресурсы, ввелись новые законодательные акты, определяющие правила взаимоотношений предприятий с государственными институтами. Эти и другие объективные условия развития экономики предопредели необходимость разработки концепции управления предприятием на основе использования системы маркетинга. Особенно кардинально меняются место и роль ассортиментной политики в общей системе управления предприятием. Это объясняется тем, что большинство предприятий проходят сейчас достаточно сложный период, обусловленный переходом от планирования товарного ассортимента к выработке ими товарной политики. Последняя, конечно, обязательно включает элементы планирования, но и вместе с тем значительно расширяет возможности использования стратегического и тактического подхода к управлению товарным ассортиментом.
Ассортиментная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов), разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
До сих пор у многих российских компаний первоначальная стадия формирования ассортимента - процесс не всегда рыночно-ориентированный и спроектированный менеджментом. Зачастую формирование ассортимента базируется на стремлении увязать ассортимент с производственными возможностями, опытом технологов, традициями производства. Отсутствует комплексный подход к формированию и совершенствованию ассортиментной политики, учитывающий взаимосвязь стратегических и оперативно-тактических аспектов деятельности компании. Но процесс разработки ассортиментной политики должен базироваться на желаниях и потребностях потребителей и прогностических способностях менеджмента.
Исходя из практического опыта функционирования российских промышленных предприятий показывает, что ряд вопросов этой проблемы исследован недостаточно полно, особенно применительно к внедрению в ассортимент инновационных товаров.
Таким образом, актуальность и значимость выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлены местом и ролью проблем управления ассортиментной политикой в стратегии повышения эффективности производства, необходимостью выявления направлений формирования эффективной ассортиментной политики и организации данного процесса на предприятиях.
Объект исследования - коммерческая деятельность открытого
акционерного общество «Колос».
Предмет исследования - методы и способы формирования ассортиментной политики ОАО «Колос».
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов анализа и формирования ассортиментной политики предприятия и разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Колос».
Для достижения цели выделены следующие задачи:
- определение роли ассортиментной политики в системе управления предприятия;
- рассмотрение методов, факторов, принципов и способов формирования и совершенствования ассортимента предприятия;
- проведение комплексного анализа внешней среды ОАО «Колос»;
- проведение анализа текущего бизнеса и внутренней среды ОАО «Колос» в том числе анализа товарного ассортимента предприятия;
- разработка мероприятия по совершенствованию товарного ассортимента и оценка его эффективности.
Теоретико-методологическая база исследования. Вопросам теоретической методологии формирования ассортиментной политики на предприятии посвящено огромное количество работ. Существенный вклад в теорию вопроса внесли, отечественные ученые С.В. Афанасьев, И.Г. Акулич, Г.Г. Абрамишвилли, Г.Л. Багиев, А.В. Богданов, М.И. Плотницкий, Т.П. Данько, Р.Б. Ноздрева, М. Э, Сейфуллаева, В.И. Черенков, В.В. Зотов, а также зарубежных ученые исследовавшие методологию маркетинга, менеджмента и маркетинг менеджмента П. Друкер, Ф. Котлер, Д. Джоббер, Дж. Р. Эванс, Б.Берман, П. Дойль, С. Холленсен, С. Маджаро и др.
Эмпиричеcкaя бaзa иccледовaния - официальные документы (устав, бухгалтерские балансы, структура управления и т.д.), статистические источники (данные по производству и продажам, пояснительные записки), результаты внутри организационных и собственных исследований (маркетинговые исследования).
Методы исследования. Методической основой исследования является системный анализ (анализ эффективности функционирования предприятия), применение абсолютных и относительных величин (при расчете удельного веса величин, а также отклонений показателей), анализ и синтез (при выработке путей совершенствования ассортиментной политики предприятия), ABC - анализ, Метод BKG, метод попарных сравнений, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, монографический, графические приёмы (при иллюстрации аналитической информации). Для обработки отчетных данных использовалась современная компьютерная техника.
Апробация результатов исследования. Эффективность внедрения результатов исследования в практику определяется разработанностью в выпускной квалификационной работе теоретических и методических положений, которые нашли свое отражение в конкретном маркетинговом проекте по расширению глубины и ширины товарного ассортимента промышленного предприятия.
Практическая значимость. Применимость полученных результатов зaключaетcя в том, что разработанные принципы, методы, и модели могут быть непосредственно использованы при планировании, организации и реализации решений в области маркетинговой деятельности предприятий общественного питания не зависимо от их масштаба, специализации и форм собственности.
Ассортиментная политика предполагает определенные целенаправленные действия товаропроизводителя или наличие у него заранее обдуманных принципов поведения. Она призвана обеспечить преемственность решений и мер по формированию ассортимента и его управления, поддержанию конкурентоспособности товаров на требуемом уровне; нахождению для товаров оптимальных товарных ниш (сегментов), разработке и осуществлению стратегии упаковки, маркировки, обслуживанию товаров. Хорошо продуманная ассортиментная политика не только позволяет оптимизировать процесс обновления товарного ассортимента, но и служит для руководства предприятия своего рода указателем общей направленности действий, способных скорректировать текущие ситуации. Как свидетельствует мировой опыт, лидерство в конкурентной борьбе получает тот, кто наиболее компетентен в ассортиментной политике, владеет методами её реализации и может максимально эффективно ею управлять.
До сих пор у многих российских компаний первоначальная стадия формирования ассортимента - процесс не всегда рыночно-ориентированный и спроектированный менеджментом. Зачастую формирование ассортимента базируется на стремлении увязать ассортимент с производственными возможностями, опытом технологов, традициями производства. Отсутствует комплексный подход к формированию и совершенствованию ассортиментной политики, учитывающий взаимосвязь стратегических и оперативно-тактических аспектов деятельности компании. Но процесс разработки ассортиментной политики должен базироваться на желаниях и потребностях потребителей и прогностических способностях менеджмента.
Исходя из практического опыта функционирования российских промышленных предприятий показывает, что ряд вопросов этой проблемы исследован недостаточно полно, особенно применительно к внедрению в ассортимент инновационных товаров.
Таким образом, актуальность и значимость выбранной темы выпускной квалификационной работы обусловлены местом и ролью проблем управления ассортиментной политикой в стратегии повышения эффективности производства, необходимостью выявления направлений формирования эффективной ассортиментной политики и организации данного процесса на предприятиях.
Объект исследования - коммерческая деятельность открытого
акционерного общество «Колос».
Предмет исследования - методы и способы формирования ассортиментной политики ОАО «Колос».
Целью выпускной квалификационной работы является изучение теоретических аспектов анализа и формирования ассортиментной политики предприятия и разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики ОАО «Колос».
Для достижения цели выделены следующие задачи:
- определение роли ассортиментной политики в системе управления предприятия;
- рассмотрение методов, факторов, принципов и способов формирования и совершенствования ассортимента предприятия;
- проведение комплексного анализа внешней среды ОАО «Колос»;
- проведение анализа текущего бизнеса и внутренней среды ОАО «Колос» в том числе анализа товарного ассортимента предприятия;
- разработка мероприятия по совершенствованию товарного ассортимента и оценка его эффективности.
Теоретико-методологическая база исследования. Вопросам теоретической методологии формирования ассортиментной политики на предприятии посвящено огромное количество работ. Существенный вклад в теорию вопроса внесли, отечественные ученые С.В. Афанасьев, И.Г. Акулич, Г.Г. Абрамишвилли, Г.Л. Багиев, А.В. Богданов, М.И. Плотницкий, Т.П. Данько, Р.Б. Ноздрева, М. Э, Сейфуллаева, В.И. Черенков, В.В. Зотов, а также зарубежных ученые исследовавшие методологию маркетинга, менеджмента и маркетинг менеджмента П. Друкер, Ф. Котлер, Д. Джоббер, Дж. Р. Эванс, Б.Берман, П. Дойль, С. Холленсен, С. Маджаро и др.
Эмпиричеcкaя бaзa иccледовaния - официальные документы (устав, бухгалтерские балансы, структура управления и т.д.), статистические источники (данные по производству и продажам, пояснительные записки), результаты внутри организационных и собственных исследований (маркетинговые исследования).
Методы исследования. Методической основой исследования является системный анализ (анализ эффективности функционирования предприятия), применение абсолютных и относительных величин (при расчете удельного веса величин, а также отклонений показателей), анализ и синтез (при выработке путей совершенствования ассортиментной политики предприятия), ABC - анализ, Метод BKG, метод попарных сравнений, экономико-статистический, расчетно-конструктивный, монографический, графические приёмы (при иллюстрации аналитической информации). Для обработки отчетных данных использовалась современная компьютерная техника.
Апробация результатов исследования. Эффективность внедрения результатов исследования в практику определяется разработанностью в выпускной квалификационной работе теоретических и методических положений, которые нашли свое отражение в конкретном маркетинговом проекте по расширению глубины и ширины товарного ассортимента промышленного предприятия.
Практическая значимость. Применимость полученных результатов зaключaетcя в том, что разработанные принципы, методы, и модели могут быть непосредственно использованы при планировании, организации и реализации решений в области маркетинговой деятельности предприятий общественного питания не зависимо от их масштаба, специализации и форм собственности.
В данной работе были изучены теоретические аспекты анализа и формирования ассортиментной политики предприятия.
На основе обзора литературных источников было выявлено, что анализ и последующее формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Отсутствие же ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из - за воздействия случайных или переходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Анализ рынка хлебобулочных и кондитерских изделий показал, что на фоне общего снижения спроса на хлебобулочную продукцию заметна тенденция увеличения потребления хлеба среднего и премиум класса, особенно с полезными добавками. Рынок мучных кондитерских изделий активно развивается, являясь одним из самых перспективных, ведущих направлений современной пищевой промышленности Белгородской области. Благодаря своему неизменно высокому качеству продукции предприятия пользуется большим спросом у населения. ОАО «Колос» занимает лидирующее положение на рынке Белгородской области и г. Белгорода.
Комплексный анализ внешней среды ОАО «Колос» показал, что экономическая ситуация в пищевой отрасли региона постепенно улучшается по сравнению с ситуацией, возникшей ранее из-за мирового финансового кризиса. Это способствует увеличению благосостояния граждан, которые могут больше потреблять. Всё это приводит, в частности, к увеличению спроса на продукты питания. Это позволяет ОАО «Колос» как предприятию пищевой отрасли успешно вести свою хозяйственную деятельность.
Оценка финансовой устойчивости организации показала, что ОАО «Колос» находится в кризисном финансовом положении. Баланс предприятия
не является ликвидным и предприятие не является платежеспособным. Деятельность предприятие зависит от внешних кредиторов. Однако в 2012 году наблюдается улучшение всех финансовых показателей и повышение финансовой устойчивости предприятия.
ОАО «Колос» имеет ряд конкурентных преимуществ, позволяющих ему удерживать свои позиции.
Стратегическими источниками долгосрочной стоимости компании являются высокое качество товара, технологические и производственные технологии, навыки и профессионализм сотрудников.
После анализа маркетинговых возможностей предприятия было выявлено, что в своем активе «Колос» имеет следующие сильные стороны: качество продукции, широта ассортимента, известность бренда, лояльность покупателей, географическое расположение и другие. Слабыми сторонами является: условия работы, проблемы с доставкой, заказами в производство, текучесть кадров и как следствие низкий уровень профессионализма персонала.
Более детально в дипломной работе была проанализирована ассортиментная политика ОАО «Колос». Было выявлено то, что в долгосрочной перспективе ассортимент предприятия нельзя считать сбалансированным, он требует пересмотра в части замены производства некоторых товаров более прибыльным и востребованным продуктом. В ассортименте предприятия имеются убыточные товарные группы (печенье, мармелад и зефир), которые необходимо деинвестировать.
На основе проведенного анализа было предложено мероприятие, направленное на создание нового товара - хлеб подовый «Семейный» обогащённый йодированным белком. Данный продукт позволит расширить линейку товаров в сегменте «Лечебно - профилактические хлеба», кроме того продукт является «нужным» для потребителя, так как отличается повышенной потребительской ценностью.
Внедрение данного мероприятия позволит привлечь новых потребителей, так же будет способствовать укреплению репутации предприятия как производителя высококачественных продуктов питания. В конечном итоге это позволит увеличить величину прибыли, тем самым, улучшить финансовое положение предприятия.
В работе была дана экономическая оценка эффективности инвестиций в данное мероприятие, которая показала, что интегральный экономический эффект положительный - 3894,63 тыс. руб., индекс рентабельности больше 1, внутренняя норма доходности IRR = 159%, что больше цены авансированного капитала ij = 25%, срок окупаемости составляет около одного года, период возврата капитальных вложений - около двух лет. Это говорит о том, данный инвестиционный проект эффективен, целесообразен и его следует принять.
На основе обзора литературных источников было выявлено, что анализ и последующее формирование ассортимента является одним из важнейших условий организации эффективной работы предприятия. Отсутствие же ассортиментной политики ведет к неустойчивости структуры ассортимента из - за воздействия случайных или переходящих текущих факторов, потере контроля над конкурентоспособностью и коммерческой эффективностью товаров.
Анализ рынка хлебобулочных и кондитерских изделий показал, что на фоне общего снижения спроса на хлебобулочную продукцию заметна тенденция увеличения потребления хлеба среднего и премиум класса, особенно с полезными добавками. Рынок мучных кондитерских изделий активно развивается, являясь одним из самых перспективных, ведущих направлений современной пищевой промышленности Белгородской области. Благодаря своему неизменно высокому качеству продукции предприятия пользуется большим спросом у населения. ОАО «Колос» занимает лидирующее положение на рынке Белгородской области и г. Белгорода.
Комплексный анализ внешней среды ОАО «Колос» показал, что экономическая ситуация в пищевой отрасли региона постепенно улучшается по сравнению с ситуацией, возникшей ранее из-за мирового финансового кризиса. Это способствует увеличению благосостояния граждан, которые могут больше потреблять. Всё это приводит, в частности, к увеличению спроса на продукты питания. Это позволяет ОАО «Колос» как предприятию пищевой отрасли успешно вести свою хозяйственную деятельность.
Оценка финансовой устойчивости организации показала, что ОАО «Колос» находится в кризисном финансовом положении. Баланс предприятия
не является ликвидным и предприятие не является платежеспособным. Деятельность предприятие зависит от внешних кредиторов. Однако в 2012 году наблюдается улучшение всех финансовых показателей и повышение финансовой устойчивости предприятия.
ОАО «Колос» имеет ряд конкурентных преимуществ, позволяющих ему удерживать свои позиции.
Стратегическими источниками долгосрочной стоимости компании являются высокое качество товара, технологические и производственные технологии, навыки и профессионализм сотрудников.
После анализа маркетинговых возможностей предприятия было выявлено, что в своем активе «Колос» имеет следующие сильные стороны: качество продукции, широта ассортимента, известность бренда, лояльность покупателей, географическое расположение и другие. Слабыми сторонами является: условия работы, проблемы с доставкой, заказами в производство, текучесть кадров и как следствие низкий уровень профессионализма персонала.
Более детально в дипломной работе была проанализирована ассортиментная политика ОАО «Колос». Было выявлено то, что в долгосрочной перспективе ассортимент предприятия нельзя считать сбалансированным, он требует пересмотра в части замены производства некоторых товаров более прибыльным и востребованным продуктом. В ассортименте предприятия имеются убыточные товарные группы (печенье, мармелад и зефир), которые необходимо деинвестировать.
На основе проведенного анализа было предложено мероприятие, направленное на создание нового товара - хлеб подовый «Семейный» обогащённый йодированным белком. Данный продукт позволит расширить линейку товаров в сегменте «Лечебно - профилактические хлеба», кроме того продукт является «нужным» для потребителя, так как отличается повышенной потребительской ценностью.
Внедрение данного мероприятия позволит привлечь новых потребителей, так же будет способствовать укреплению репутации предприятия как производителя высококачественных продуктов питания. В конечном итоге это позволит увеличить величину прибыли, тем самым, улучшить финансовое положение предприятия.
В работе была дана экономическая оценка эффективности инвестиций в данное мероприятие, которая показала, что интегральный экономический эффект положительный - 3894,63 тыс. руб., индекс рентабельности больше 1, внутренняя норма доходности IRR = 159%, что больше цены авансированного капитала ij = 25%, срок окупаемости составляет около одного года, период возврата капитальных вложений - около двух лет. Это говорит о том, данный инвестиционный проект эффективен, целесообразен и его следует принять.
Подобные работы
- Управление ассортиментной политикой предприятия
Дипломные работы, ВКР, эконометрика. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2023 - Исследование влияния методов управления ассортиментной политикой предприятий сбытовой сети
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2017 - БРЕНД КАК ПУТЬ РАЗВИТИЯ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ
Бакалаврская работа, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4285 р. Год сдачи: 2017 - Анализ и совершенствование ассортиментной политики предприятия на рынке
Магистерская диссертация, менеджмент. Язык работы: Русский. Цена: 4995 р. Год сдачи: 2022 - Разработка мероприятий по совершенствованию ассортиментной политики предприятия
Бакалаврская работа, экономика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2020 - Совершенствование ассортиментной политики предприятия (Национальный Исследовательский Технологический Университет «МИСИС»)
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 2000 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ФЛОРИСТИЧЕСКОГО МАГАЗИНА
Дипломные работы, ВКР, маркетинг. Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2017 - РАЗРАБОТКА АССОРТИМЕНТНОЙ ПОЛИТИКИ ПРЕДПРИЯТИЯ (НА ПРИМЕРЕ ОАО МК «ШАТУРА»)
Бакалаврская работа, финансы и кредит. Язык работы: Русский. Цена: 5600 р. Год сдачи: 2016 - Анализ и совершенствование ассортиментной политики торгового предприятия
Дипломные работы, ВКР, коммерция. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018



