ПОРТРЕТНОЕ ИНТЕРВЬЮ: ТЕХНОЛОГИИ ОТРАЖЕНИЯ ВНУТРЕННЕГО МИРА ГЕРОЯ ЖУРНАЛИСТОМ (НА ПРИМЕРЕ ТЕЛЕПРОГРАММЫ ЮЛИИ МЕНЬШОВОЙ «НАЕДИНЕ СО ВСЕМИ» (ПЕРВЫЙ КАНАЛ))
|
ВВЕДЕНИЕ 6
1 Специфика функционирования жанра интервью в авторской
телевизионной программе 9
1.1 Особенности жанра интервью как жанра журналистики 9
1.2 Основные виды интервью: их развитие, систематизация и
подходы 16
1.3 Признаки речевого жанра в портретном интервью 25
2 Практический аспект: технологии отражения психологии героя в
телепрограмме «Наедине со всеми» 35
2.1 «Наедине со всеми»: концептуальные и структурные
особенности телевизионной программы 35
2.2 Индивидуальный стиль и мастерство Юлии Меньшовой в
процессе раскрытия внутреннего мира героя 45
2.3 Анализ интервью-портрета героя телепрограммы «Наедине со
всеми» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1 Специфика функционирования жанра интервью в авторской
телевизионной программе 9
1.1 Особенности жанра интервью как жанра журналистики 9
1.2 Основные виды интервью: их развитие, систематизация и
подходы 16
1.3 Признаки речевого жанра в портретном интервью 25
2 Практический аспект: технологии отражения психологии героя в
телепрограмме «Наедине со всеми» 35
2.1 «Наедине со всеми»: концептуальные и структурные
особенности телевизионной программы 35
2.2 Индивидуальный стиль и мастерство Юлии Меньшовой в
процессе раскрытия внутреннего мира героя 45
2.3 Анализ интервью-портрета героя телепрограммы «Наедине со
всеми» 56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 77
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
Актуальность темы исследования обусловливается возрастающей ролью к рассмотрению и изучению технологии отражения журналистом внутреннего мира героя в портретном интервью.
Сегодня в портретной журналистике открывается уникальная возможность проникать во внутренний мир героя. Портретное интервью способно превратить не только известную и влиятельную персону, но и называется рядового человека в настоящего героя времени. Это умение - в обычном разглядеть необычное и уникальное - вводит портретное интервью в разряд жанра высокого профессионального мастерства.
На страницах многих федеральных и региональных СМИ остро не хватает «портретов» живых героев, людей, чьи поступки являются примером нравственности и доброты. Со временем меняется мир, и меняются герои, их портреты, создаваемые журналистами. Однако у аудитории медиа не пропадает потребность в нравственном и духовном.
В настоящее время портретное интервью является одним из самых распространенных и популярных видов в журналистике. Это требует от журналиста создания материала высокого качества в соответствии с требованиями жанра.
Зачастую работы авторов многих региональных и федеральных СМИ оставляют желать лучшего в качестве материала интервью-портрета. Интервьюер должен знать все тонкости и технологии отражения психологии внутреннего мира собеседника, особенности функционирования портретного интервью, композиционные особенности текста, требования к формулировке вопросов.
Журналист обязан применять в практике свои профессионально-личностные и коммуникативные качества речи, что в итоге позволит ему
выработать свой индивидуальный стиль в процессе раскрытия внутреннего мира героя интервью-портрета. Следуя этим правилам, журналисту будет по плечу организовать эффективный и результативный процесс работы, грамотно провести интервью.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении технологии отражения внутреннего мира героя журналистом в портретном интервью.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. рассмотрение особенностей интервью как жанра журналистики;
2. ознакомление с основными видами интервью: их развитием, систематизацией и подходами;
3. формирование признаков речевого жанра в портретном интервью;
4. изучение телевизионной программы «Наедине со всеми»: ее истории и концепции;
5. проведение анализа интервью-портрета героя телепрограммы «Наедине со всеми»;
6. выявление индивидуального стиля Юлии Меньшовой в процессе раскрытия внутреннего мира героя.
Объект исследования - авторская телевизионная программа Юлии Меньшовой «Наедине со всеми».
Предмет исследования - портретное интервью.
В работе применяются следующие методы научного исследования: метод аналитического описания, метод структурно-функционального и лингвостилистического анализа, типологический и статистический методы.
Источниковедческую базу исследования составили эфирные выпуски авторской телевизионной программы Юлии Меньшовой «Наедине со всеми». (Первый канал).
Теоретической и научной основой исследования стали работы, посвященные изучению различных аспектов публицистического дискурса и его воздействующей функции: Э. Г. Багирова , Н. В. Кодолы ,С. Г. Корконосенко , Г. В. Кузнецова , Г. В. Лазутиной , З. С. Смелковой и др.
Теоретическая значимость работы заключается в целостном и всестороннем рассмотрении вопроса об особенностях технологии отражения внутреннего мира героя журналистом в портретном интервью, раскрытие, которого позволит приблизиться к решению общей задачи исследования воздействующей функции публицистического дискурса как дискурса манипулятивной направленности. Ранее исследований подобного характера не предпринималось, хотя отдельные замечания встречались в работах ряда авторов.
Практическая значимость исследования. Материалы работы, ее результаты и выводы могут быть использованы в исследованиях языка массовой коммуникации, риторики и культуры речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая из которых: «Специфика функционирования жанра интервью в авторской телевизионной программе», вторая: «Практический аспект: технологии отражения психологии героя в телепрограмме «Наедине со всеми», заключения, списка использованных источников - 75 и 5
приложений.
Сегодня в портретной журналистике открывается уникальная возможность проникать во внутренний мир героя. Портретное интервью способно превратить не только известную и влиятельную персону, но и называется рядового человека в настоящего героя времени. Это умение - в обычном разглядеть необычное и уникальное - вводит портретное интервью в разряд жанра высокого профессионального мастерства.
На страницах многих федеральных и региональных СМИ остро не хватает «портретов» живых героев, людей, чьи поступки являются примером нравственности и доброты. Со временем меняется мир, и меняются герои, их портреты, создаваемые журналистами. Однако у аудитории медиа не пропадает потребность в нравственном и духовном.
В настоящее время портретное интервью является одним из самых распространенных и популярных видов в журналистике. Это требует от журналиста создания материала высокого качества в соответствии с требованиями жанра.
Зачастую работы авторов многих региональных и федеральных СМИ оставляют желать лучшего в качестве материала интервью-портрета. Интервьюер должен знать все тонкости и технологии отражения психологии внутреннего мира собеседника, особенности функционирования портретного интервью, композиционные особенности текста, требования к формулировке вопросов.
Журналист обязан применять в практике свои профессионально-личностные и коммуникативные качества речи, что в итоге позволит ему
выработать свой индивидуальный стиль в процессе раскрытия внутреннего мира героя интервью-портрета. Следуя этим правилам, журналисту будет по плечу организовать эффективный и результативный процесс работы, грамотно провести интервью.
Цель выпускной квалификационной работы заключается в изучении технологии отражения внутреннего мира героя журналистом в портретном интервью.
Для осуществления обозначенной цели служат следующие задачи:
1. рассмотрение особенностей интервью как жанра журналистики;
2. ознакомление с основными видами интервью: их развитием, систематизацией и подходами;
3. формирование признаков речевого жанра в портретном интервью;
4. изучение телевизионной программы «Наедине со всеми»: ее истории и концепции;
5. проведение анализа интервью-портрета героя телепрограммы «Наедине со всеми»;
6. выявление индивидуального стиля Юлии Меньшовой в процессе раскрытия внутреннего мира героя.
Объект исследования - авторская телевизионная программа Юлии Меньшовой «Наедине со всеми».
Предмет исследования - портретное интервью.
В работе применяются следующие методы научного исследования: метод аналитического описания, метод структурно-функционального и лингвостилистического анализа, типологический и статистический методы.
Источниковедческую базу исследования составили эфирные выпуски авторской телевизионной программы Юлии Меньшовой «Наедине со всеми». (Первый канал).
Теоретической и научной основой исследования стали работы, посвященные изучению различных аспектов публицистического дискурса и его воздействующей функции: Э. Г. Багирова , Н. В. Кодолы ,С. Г. Корконосенко , Г. В. Кузнецова , Г. В. Лазутиной , З. С. Смелковой и др.
Теоретическая значимость работы заключается в целостном и всестороннем рассмотрении вопроса об особенностях технологии отражения внутреннего мира героя журналистом в портретном интервью, раскрытие, которого позволит приблизиться к решению общей задачи исследования воздействующей функции публицистического дискурса как дискурса манипулятивной направленности. Ранее исследований подобного характера не предпринималось, хотя отдельные замечания встречались в работах ряда авторов.
Практическая значимость исследования. Материалы работы, ее результаты и выводы могут быть использованы в исследованиях языка массовой коммуникации, риторики и культуры речи.
Выпускная квалификационная работа состоит из введения, двух глав, первая из которых: «Специфика функционирования жанра интервью в авторской телевизионной программе», вторая: «Практический аспект: технологии отражения психологии героя в телепрограмме «Наедине со всеми», заключения, списка использованных источников - 75 и 5
приложений.
Таким образом, следует сделать вывод, что назначение интервью - правдиво, из достоверных источников сообщить наиболее важные сведения, всесторонне, со ссылкой на собеседника осветить какой-либо факт, существенное событие, начинание, отразить общественное мнение по важным вопросам социальной жизни. Интервью обладает особой силой убедительности, достоверности, так как содержит свидетельства, заявления, сообщения авторитетного лица. Этот жанр позволяет охарактеризовать и внутренний мир человека, передать его мысли, чаяния, настроение. Особое внимание уделяется установлению доверительных отношений с интервьюируемым. Этому способствует правильная подготовка вопросов для интервью. Жанр интервью в журналистике - это эффективная форма не только информации, но и убеждения. Оценка, комментарий хорошо информированного авторитетного собеседника придают интервью большую силу убедительности. Интервью представляет жанр, для которого характерно соотнесение суждений, обобщений собеседников с непосредственной действительностью, а также ему свойственно точное определение лица, которое станет авторитетным источником сведений, суждений, представляющих интерес для широкой общественности.
В конце 90-х годов XX в. благодаря трудам современных исследователей появились новые классификации жанра интервью по видам. Исходя из приведенных примеров, Н. В. Кодола обобщила указанные подходы к изучению жанра интервью и систематизировала характерные особенности данного жанра по видам. Интервью по характеру СМИ бывают интервью для печати: в газету, в журнал; радио- и телеинтервью и интервью для интернет-изданий. По характеру общения различают непосредственное общение, т. е. лицом к лицу или через Интернет и опосредованное общение: по телефону. По форме организации интервью классифицируется на пресс- 77
конференцию, выход к прессе, «круглый стол», при помощи служб Интернета, ток-шоу и беседу. По форме реализации коммуникативной задачи интервью подразделяют на интервью-монолог, информационный опрос, аналитический опрос, блиц-интервью, интервью-зарисовку и интервью-анкету. По характеру обсуждаемого вопроса к видам интервью относят: информационное, аналитическое, протокольное, портретное,
сатирическое, юмористическое и интервью-расследование;
Портретное интервью самое сложное из всех видов этого жанра. Его главной целью является наиболее всесторонне раскрыть личность интервьюируемого, показать все стороны и качества, акцентируя свое внимание на эмоциональном состоянии героя. В портретном интервью для журналиста личность героя стоит на первом месте. Кроме того, портретное интервью как речевой жанр публицистики характеризуется определенными свойствами и признаками, (коммуникативная цель, образ автора, адресат, фактор прошлого, фактор будущего, диктум, языковое воплощение), обеспечивающими его эффективность и результативность.
Авторская телевизионная программа «Наедине со всеми» вышла на Первом канале 14 октября 2013 года и просуществовала в эфире до августа 2017 года. Телепередача явилась средством создания портрета собеседника благодаря точным вопросам с максимально возможным проявлением чувств героя. Гостями программы становились не только медийные личности, но и простые люди, чья жизнь и судьба не менее интересна и актуальна. В телевизионном сезоне 2016-2017 программа «Наедине со всеми» немного сменила свое название. Теперь в названии стоит вставка «Быть собой». Начало программы может начаться и либо с биографии героя, который приходит на программу к Юлии Меньшовой либо с их цитатами о значении смысла «Быть собой». Интервью с героями программы «Наедине со всеми» проходят по отлаженной схеме. В конце программы идет приписка к законченному выпуску эфира «Постскриптум», где герой программы говорит о жизненном процессе.
Тот колоссальный опыт работы на телевидении в качестве ведущей Юлии Меньшовой и ее характерные качества, такие как чувство вкуса, утонченность, женственность помогли ей выработать свой индивидуальный стиль в процессе раскрытия психологии личности героев. Ее вопросы, которые она задает героям своей программы весьма в мягкой и не агрессивной манере и без скандальных провокаций, кажутся тактичными и вежливыми. На такие деликатные вопросы спешат ответить ее респонденты. Вопросы, которые Юлия Владимировна задает в процессе телеинтервью, понятны собеседнику, они ясные, краткие и логично сформулированные.В вопросах ведущей допустимо присутствие различных элементов, прямых включений(эпиграфы, цитаты, ссылки, пересказы-вставки иных сюжетов), которые дополняют и обогащают ее речь. Ей характерны профессионально¬личностные, коммуникативные качества и мастерское владение культурой речи, благодаря которым наблюдается эффективность и результативность работы и грамотное проведение интервью.
В ходе анализа интервью-портрета, что его цель достигнута. Юлии Меньшовой удалось раскрыть внутренней мир Елены Ксенофонтовой, узнать о том, как она сейчас живет после тяжелого развода с Александром Рыжих. Интервью является оперативным, потому что произошедшая ситуация в жизни Елены случилась за несколько месяцев до официального расторжения брака. В интервью заметно наблюдается яркий, индивидуальный и неповторимый образ Юлии Меньшовой. Порядок вопрос следует конструктивной логике. Ведущей задавались как подготовленные, так и вытекающие из ответов вопросы. Вопросы, заданные Юлией Владимировной, сформулированы ясно и понятно, в них использовались художественно-выразительные средства, различные конструкции и особенно большая часть вопросов носила цитаты собеседника из прошедших интервью. Нами было отмечено, что интервьюер хорошо подготовилась к предстоящей беседе, полностью изучив непростую ситуацию собеседника. Сам разговор носит неофициальный и непринужденный характер.
В конце 90-х годов XX в. благодаря трудам современных исследователей появились новые классификации жанра интервью по видам. Исходя из приведенных примеров, Н. В. Кодола обобщила указанные подходы к изучению жанра интервью и систематизировала характерные особенности данного жанра по видам. Интервью по характеру СМИ бывают интервью для печати: в газету, в журнал; радио- и телеинтервью и интервью для интернет-изданий. По характеру общения различают непосредственное общение, т. е. лицом к лицу или через Интернет и опосредованное общение: по телефону. По форме организации интервью классифицируется на пресс- 77
конференцию, выход к прессе, «круглый стол», при помощи служб Интернета, ток-шоу и беседу. По форме реализации коммуникативной задачи интервью подразделяют на интервью-монолог, информационный опрос, аналитический опрос, блиц-интервью, интервью-зарисовку и интервью-анкету. По характеру обсуждаемого вопроса к видам интервью относят: информационное, аналитическое, протокольное, портретное,
сатирическое, юмористическое и интервью-расследование;
Портретное интервью самое сложное из всех видов этого жанра. Его главной целью является наиболее всесторонне раскрыть личность интервьюируемого, показать все стороны и качества, акцентируя свое внимание на эмоциональном состоянии героя. В портретном интервью для журналиста личность героя стоит на первом месте. Кроме того, портретное интервью как речевой жанр публицистики характеризуется определенными свойствами и признаками, (коммуникативная цель, образ автора, адресат, фактор прошлого, фактор будущего, диктум, языковое воплощение), обеспечивающими его эффективность и результативность.
Авторская телевизионная программа «Наедине со всеми» вышла на Первом канале 14 октября 2013 года и просуществовала в эфире до августа 2017 года. Телепередача явилась средством создания портрета собеседника благодаря точным вопросам с максимально возможным проявлением чувств героя. Гостями программы становились не только медийные личности, но и простые люди, чья жизнь и судьба не менее интересна и актуальна. В телевизионном сезоне 2016-2017 программа «Наедине со всеми» немного сменила свое название. Теперь в названии стоит вставка «Быть собой». Начало программы может начаться и либо с биографии героя, который приходит на программу к Юлии Меньшовой либо с их цитатами о значении смысла «Быть собой». Интервью с героями программы «Наедине со всеми» проходят по отлаженной схеме. В конце программы идет приписка к законченному выпуску эфира «Постскриптум», где герой программы говорит о жизненном процессе.
Тот колоссальный опыт работы на телевидении в качестве ведущей Юлии Меньшовой и ее характерные качества, такие как чувство вкуса, утонченность, женственность помогли ей выработать свой индивидуальный стиль в процессе раскрытия психологии личности героев. Ее вопросы, которые она задает героям своей программы весьма в мягкой и не агрессивной манере и без скандальных провокаций, кажутся тактичными и вежливыми. На такие деликатные вопросы спешат ответить ее респонденты. Вопросы, которые Юлия Владимировна задает в процессе телеинтервью, понятны собеседнику, они ясные, краткие и логично сформулированные.В вопросах ведущей допустимо присутствие различных элементов, прямых включений(эпиграфы, цитаты, ссылки, пересказы-вставки иных сюжетов), которые дополняют и обогащают ее речь. Ей характерны профессионально¬личностные, коммуникативные качества и мастерское владение культурой речи, благодаря которым наблюдается эффективность и результативность работы и грамотное проведение интервью.
В ходе анализа интервью-портрета, что его цель достигнута. Юлии Меньшовой удалось раскрыть внутренней мир Елены Ксенофонтовой, узнать о том, как она сейчас живет после тяжелого развода с Александром Рыжих. Интервью является оперативным, потому что произошедшая ситуация в жизни Елены случилась за несколько месяцев до официального расторжения брака. В интервью заметно наблюдается яркий, индивидуальный и неповторимый образ Юлии Меньшовой. Порядок вопрос следует конструктивной логике. Ведущей задавались как подготовленные, так и вытекающие из ответов вопросы. Вопросы, заданные Юлией Владимировной, сформулированы ясно и понятно, в них использовались художественно-выразительные средства, различные конструкции и особенно большая часть вопросов носила цитаты собеседника из прошедших интервью. Нами было отмечено, что интервьюер хорошо подготовилась к предстоящей беседе, полностью изучив непростую ситуацию собеседника. Сам разговор носит неофициальный и непринужденный характер.



