Актуальность темы исследования состоит в том, что в настоящее время невозможно эффективно вести бизнес при отсутствии оптимальной структуры управления предприятием. Поэтому любая фирма обязана иметь внятную организационную структуру управления, которая должна соответствовать всем положениям и правилам эффективного производства. Организационная структура управления представляет собой концепцию, увязанную с целями, функциями, процессом управления, деятельностью подразделений и разделением полномочий между ними. Именно в границах организационной структуры осуществляется процесс управления, в котором участвуют руководители и исполнители всех уровней.
Эффективность функционирования любого предприятия в значительной мере зависит от ее организационной структуры. Наличие дублирующих звеньев, громоздкая система управления, наличие лишних функций или неверное их распределение и т. п., снижают качество управления, приводят к увеличению затрат, а следовательно, к снижению конкурентоспособности данного предприятия. В связи с этим под воздействием требований рынка весьма важно оптимизировать организационную структуру, что подчеркивает актуальность темы работы.
Объектом исследования являются организационные структуры.
Предметом исследования выступают организационные структуры управления туристских предприятий.
Цель дипломной работы - охарактеризовать организационные структуры управления туристских агентств и определить направления их совершенствования.
Достижение указанной цели обусловило постановку и решение следующих задач:
- рассмотреть теоретические аспекты изучения организационных структур;
- дать характеристику организационных структур, используемых в туристских агентствах;
- предложить направления совершенствования организационных структур туристских агентств.
Методологическую основу работы составила совокупность общенаучных и частно-научных методов исследования явлений и процессов, включающая методы системного анализа, синтеза и обобщения.
Теоретическая основа и степень изученности темы. Теоретическая значимость данной работы заключается в систематизации знаний о видах организационных структур, их целях и задачах на туристском предприятии. Теоретической базой исследования послужили труды таких отечественных ученых, как И. Т. Балабанов, А. П. Дурович, Н. И. Кабушкин, Т. М. Сергеева и др.
Практическая значимость исследования заключается в том, его материалы могут быть использованы в учебном процессе при изучении дисциплины «Управление деятельностью функционального подразделения», а также туристским агентствами в целях выявления путей совершенствования организационных структур.
Структура дипломной работы соответствует поставленным целям и задачам и включает в себя введение, три раздела основной части, заключение, спи-сок использованных источников.
На основании вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Организационная структура управления предприятием - это упорядоченная система, состоящая из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Все элементы оргструктуры находятся в устойчивых отношениях друге другом. Они предназначены для обеспечения эффективного функционирования и развития предприятия в целом. Организационная структура характеризуется логикой построения соответствующих иерархических уровней и функциональных звеньев управления.
При осуществлении деятельности предприятие выполняет четыре функции управления:
- планирование;
- организационная функция;
- функция мотивации;
- функция контроля.
Выделяют два типа организационных структур, в основе которых лежит схема построения и распределения функций между звеньями и уровнями управления: иерархические и органические.
К числу иерархических оргструктур управления относятся такие виды, как:
- линейные;
- функциональные;
- линейно-функциональные;
- линейно-штабные;
- дивизиональные.
Органические оргструктуры управления представлены такими видами, как:
- матричные;
- проектные;
- бригадные.
Самая простая организационная структура - линейная.Область применения линейной структуры достаточно ограничена и используется преимущественно малыми предприятиями с несложными процессами, а также теми организациями, которые построены на строгой иерархии подчинения (например, военизированные организации).
Область применения функциональной оргструктуры также ограничена, встречается ред¬ко. Ее можно использовать в тех фирмах, которые производят ограниченный ас¬сортимент продукции, им необходимы стабильные внешние условия, для своего функционирования они применяют стандартные управленческие решения.
Сущность линейно-функциональной оргструктуры заключается в том, что работник подчиняется непосредственно одному какому-то руководителю,
хотя производственные задания ему могут выдавать и некоторые другие (ограниченное число) руководители. Область распространения линейно-функциональной структуры гораздо шире, чем линейной и функциональной. Ее в своей деятельности могут использовать не только малые и средние пред¬приятия, но также крупные фирмы, у которых стабильное производство и устойчивое положение на рынке.
Линейно-штабная оргструктура - есть продолжение развития линейной структуры. В ее состав входят специализированные штабы, которые не имеют права осуществлять руководство другими подразделениями предприятия и принимать соответствующие решения по их деятельности. Их задача - осуществление стратегического анализа и планирования.
В дивизиональных оргструктурах создаются самостоятельные производственные подразделения (отделения, дивизионы). В дивизионах формируется соответствующая структура управления, они обладают определенной автономией в своей деятельности, но при этом несут ответственность за прибыльность и рентабельность работы. Проектные оргструктуры целесообразно применять при необходимости проведения на предприятии ' быстрых и глубоких изменений.
Матричная (программно-целевая) оргструктура управления представляет собой синтез проектных и функциональных организационных структур. Внедрение матричной структуры дает хороший эффект в организациях с достаточно высоким уровнем корпоративной культуры и квалификации сотрудников, в противном случае возможна дезорганизация управления.
Бригадная (кросс-функциональная) структура управления основана на организации деятельности предприятия по бригадам (рабочим группам). Ее использование чаще всего ограничено строительными и производственными предприятиями.
Основная масса туристских организаций относится к предприятиям малого и среднего бизнеса. Для такого рода предприятий целесообразно использовать такую организационную структуру, которая бы в наибольшей степени отвечала условиям регионального туристского рынка.
От умения руководить своими подчиненными зависит в конечном итоге
итоге эффективность принимаемых решений и управления предприятием в целом
организационная структура управления в туристских агентствах должна быть построена но иерархическому принципу. Поэтому в практике управления туристскими агентствами чаще всего встречаются линейная и функциональная организационные структуры управления и, гораздо реже, линейно-функциональная.
Совершенствование организационных структур управления турагентств должно, по нашему мнению, происходить по следующим направлениям:
- устранение «дублирования» функций, поскольку однородные функции
часто закреплены за разными подразделениями турагентства;
- при отсутствии каких-либо функций, необходимо их введение и за¬
крепление за тем или иным структурным подразделением, исходя из значимости и содержания этой функции;
- снижение горизонта управления до оптимальных размеров (не более 6
- 8 объектов управления);
— устранение двойного подчинения, что очень часто, например, происходит с курьерами, которые подчиняются почти всем работникам турагентства;
- обеспечение оптимального числа уровней иерархии,
- любая функция турагентства должна быть закреплена за конкретным исполнителем и за определенным подразделением,
- между функциями и полномочиями каждого работника, с одной сторона, и его квалификацией и уровнем культуры - с другой, должен соблюдаться принцип соответствия.
1 Бабушкин Н. И. Мег
Мн.: Новое знание, 2010. - 4og с Т Туризма : Учебник / Н. И. Бабушкин. -
2 Балабанов И. Т. Экономика ™ЮМа • и
м.: Финансы и статистика, 2010.-174с ■ пособие/И.Т.Балабанов,-
3 Бикташева Д Л
п г Т Г w Т В ТурИЗМе : Учебник 7 Д- Л- Бикташева,
Л. П. Гиевая, Т. С. Жданова. -М • АпкА Ттт
1- • Альфа-М, НИЦ Инфра-М, 2014. - 272 с.
4 Быстров С. А. Опганыпа
ция туристской деятельности. Управление турфирмой : учеб, пособие / С А
А- Быстров. - М. : ИД «ФОРУМ» : НИЦ ИН-
ФРА-М, 2014.-400 с.
ДУР ич А. П. Маркетинг в туризме : учеб, пособие / А. П. Дурович. - Мн.: Новое знание, 2009. - 495 с.
6 Ефремова М. Эффективность коммуникационных процессов в сфере туризма (семантика, дефиниции в терминологическом аппарате) / М. Ефремова // Маркетинг. - 2004. - № 2. - С. 88 - 102.
7 Жукова М. А. Менеджмент в туристском бизнесе : учебник / М. А. Жукова. - М.: КНОРУС, 2011. - 192 с.
8 Зайцева Н. А. Менеджмент в сервисе и туризме : учеб, пособие /
Н. А. Зайцева. - М. : ИД «ФОРУМ», 2012. - 368 с.
9 Кабушкин Н. И. Менеджмент туризма: учеб, пособие / Н. И. Кабуш-
кин. - Мн.: Новое знание, 2012. - 216 с.
10 Карчевская Е. Н. Организация международного туризма : практиче¬ское пособие / Е. Н. Карчевская. - Гомель : ГГТУ, 2009. - 25 с.
11 Квартальнов В. А. Туризм : учеб, пособие / В. А. Квартальное. - М.: Финансы и статистика, 2010. - 320 с.
12 Ковряков Д. В. Мотивационный менеджмент : управление системой
U/Vpr / и R Кпипяков А. Ю. Пома. - СПб. : Изд-во Политехи,
мотивации персонала / Д. В. коврякиь, п..
Ун-та, 2011.-212 с.
13 Крупеника Т. Социальные проблемы развития индустрии туризма /
Т. Крупеиина//Управление персоиалом_2оо]
м Менеджмент туризма : учебн„„ , л „
Гаппилова М А не А' & чУДЯовский, Н. В. Королев,
п л Гаврилова, ivi. А. Жукова И д о ~
onia * аиЦева. - М. ; Федеральное агентство по
туризму, 2014.-576 с.
15 Нестеров А. К CTnw™
РУ ура турфирмы [Электронный ресурс] / д к. Нестеров И Энциклопедия Нестеровых,- Режим доступа : http://odiPlom-ru/lab/struktura-turfirmy.html
16 Организация туризма : учеб, пособие / А. П. Дурович, Н. И. Кабуш- кин, Т. М. Сергеева и др., Под ред. Н. И. Кабушкина и А. П. Дуровича. - Мн. : Новое знание, 2009. - 630 с.
17 Рассохина Т. В. Менеджмент туристских дестинаций : учебник / И. В. Рассохина. - М. : Советский спорт, 2014. - 248 с.
18 Саак А. Э. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме : учеб, пособие / А. Э. Саак, Ю. А. Пшеничных. - СПб.: Питер, 2007. - 320 с.
19 Скобкин С. С. Менеджмент в туризме : учеб, пособие. - М. : Магистр, 2011.-447 с.
20 Скобкин С. С. Стратегия развития предприятия индустрии гостеприим-ства и туризма : учеб, пособие. - М. : ИНФРА-М, Магистр-Пресс, 2013. - 432 с.
21 Туризм как объект управления : учебник. - М. : Финансы и статисти¬ка, 2010.-301 с.
22 Чудновский А. Д. Туризм и гостиничное хозяйство : учеб, пособие / А. Д. Чудновский, М. А. Жукова, В. С. Сенин. - М.: КНОРУС, 2007. - 440 с.