Святые родники как объекты религиозного туризма
|
Введение 3
1. Религиозный туризм как направление туризма 7
1.1 Понятие религиозного туризма 7
1.2 Основные тенденции и перспективы религиозного туризма в
России и за рубежом 12
1.3 Святые родники, как объекты религиозного туризма 16
1.4 Религиозный туризм в Белгородской области 24
2. Объекты и методы исследования 27
2.1 Объекты исследования 27
2.2 Методы исследования 27
2.2.1. Разработка анкеты и проведение анкетирования групп населе-ния 30
2.2.2. Полевое исследование родников 37
2.2.3. Камеральная обработка результатов 38
3. Современное состояние святых родников и перспективы развития ре-лигиозного туризма 42
3.1. Современное состояние обследованных родников 42
3.2. Культовая оценка святых родников 48
3.3. Родники, перспективные для паломнического туризма 52
3.4. Родники, перспективные для религиозного туризма экскур¬
сионно-познавательной направленности 59
Заключение 81
Библиографический список 83
Приложение
1. Религиозный туризм как направление туризма 7
1.1 Понятие религиозного туризма 7
1.2 Основные тенденции и перспективы религиозного туризма в
России и за рубежом 12
1.3 Святые родники, как объекты религиозного туризма 16
1.4 Религиозный туризм в Белгородской области 24
2. Объекты и методы исследования 27
2.1 Объекты исследования 27
2.2 Методы исследования 27
2.2.1. Разработка анкеты и проведение анкетирования групп населе-ния 30
2.2.2. Полевое исследование родников 37
2.2.3. Камеральная обработка результатов 38
3. Современное состояние святых родников и перспективы развития ре-лигиозного туризма 42
3.1. Современное состояние обследованных родников 42
3.2. Культовая оценка святых родников 48
3.3. Родники, перспективные для паломнического туризма 52
3.4. Родники, перспективные для религиозного туризма экскур¬
сионно-познавательной направленности 59
Заключение 81
Библиографический список 83
Приложение
Туризм играет все более заметную роль в мировой экономике. Начало
нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной
отрасли [5]. Все большей популярностью пользуется религиозный туризм,
который включает в себя паломнический и религиозный с экскурсионной
направленностью. Туристические агентства все больше разрабатывают программы маршрутов для паломников.
Особым вниманием к родникам отличается Белгородская область, это
подтверждается выпущенными в последние годы монографиями, в которых
отдельно включаются разделы об этих водных объектах.
В нашей области предположительно более полутора тысяч родников,
но только небольшая их часть – святые, по данным сайта «Святые источники,
родники, ключи, купели Белгородской области» их 52 [16]. В дореволюционную эпоху и на протяжении всего 20-го века сбором сведений о святых источниках специально не занимались. Сказывалось двойственное отношение к
этой проблеме – священники-исследователи видели в почитании родников
слишком много языческого [7].
Какой принцип был положен в основу при формирования списка святых источников Белогорья? Это вопрос, требующий специального исследования. Для некоторых родников известны явления на них икон, о других такой информацией мы не обладаем, но известно, что родники эти освящены.
Известно, что в Белгородской области пристальное внимание к родникам начали уделять с 1997 года. В 2001 году был объявлен конкурс «Живи,
родник, живи!». Целью конкурса было обустройство родников области для
улучшения их экологического, санитарного и эстетического состояния, а так
же создание электронной карты и кадастра родников [28].4
В 2007 году администрацией Белгородской области была выдвинута
идея систематизировать данные о всех родниках и создать Geoинформационную базу данных под руководством эко-центра [36]. В базе
представлена вся известная информация о родниках Белгородской области.
Большинство родников располагается в зонах рекреации, и являются
одними из часто посещаемых мест. Некоторые родники представляют собой
уникальные природные объекты, имеющие научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их
ландшафтов, повышают их эстетические свойства[46].
Особая роль отводится святым родникам, так как они связаны с традицией освящения воды, их используют для совершения культовых обрядов.
Предания о родниках рассказывают нам, что некоторые родники освящены в
честь икон или в честь святых, появление некоторых связано с чудесным явлением.
Происхождение святых источников различно. Одни появились сверхъестественным путем на месте чудесного явления Божией Матери, угодников
Божиих или их икон. Другие вытекают из-под алтаря и почитаются как
освященная святыня храма. Над третьими ставят кресты или часовни, где
помещают икону святого, которому посвящают источник. Третьи уже своим
расположением в святом месте привлекают к себе паломников. У четвертых
замечают свойства помогать при различных заболеваниях. Слава о таких
родниках, наделенных особой благодатью Божией, распространяется в народе, и к ним начинается паломничество. Вода из таких родников являет чудодейственную помощь святых угодников Божиих. Такие источники считают
святыми [48].
Наиболее полное на сегодняшний день описание святых родников
представлено на сайте «Святые источники, родники, ключи, купели Белгородской области» [16].
Святые родники используются как объекты рекреации, или для совершения культовых обрядов. Для того, чтобы оценить их современное состоя5
ние мы использовали шкалу рекреационной и культовой оценки. Шкала для
оценки рекреационной значимости родников была разработана раннее в НИУ
«БелГУ» на кафедре географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности.
Объектом исследования являются святые родники Белгородской области.
Предмет исследования – их современное состояние и перспективы использования в религиозном туризме.
Целью работы являлось выявление современного состояния святых
родников и определение перспективы их использования в культовых и рекреационных целях.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие религиозного туризма, его виды и основные характеристики;
- выявить основные тенденции и перспективы развития религиозного
туризма в Белгородской области;
-проанализировать состояние святых родников в Белгородской области;
- на основе анкетирования разработать шкалу культовой оценки святых
родников;
- определить родники, перспективные для использования в культовых и
рекреационных целях
- уточнить либо составить паспорта святых родников.
Таким образом, работа носит прикладной характер. В ходе нашего исследования мы рассмотрели понятие религиозный туризм, показали состояние религиозного маршрута в России и в Белгородской области, были составлены либо дополнены паспорта святых родников, составлена шкала
культовой оценки святых родников, в завершении магистерской диссертации
был составлен туристический маршрут с использованием родников с высокой рекреационной оценкой.
нового тысячелетия было отмечено не только подъемом международного туристского движения, но и появлением новых тенденций в развитии данной
отрасли [5]. Все большей популярностью пользуется религиозный туризм,
который включает в себя паломнический и религиозный с экскурсионной
направленностью. Туристические агентства все больше разрабатывают программы маршрутов для паломников.
Особым вниманием к родникам отличается Белгородская область, это
подтверждается выпущенными в последние годы монографиями, в которых
отдельно включаются разделы об этих водных объектах.
В нашей области предположительно более полутора тысяч родников,
но только небольшая их часть – святые, по данным сайта «Святые источники,
родники, ключи, купели Белгородской области» их 52 [16]. В дореволюционную эпоху и на протяжении всего 20-го века сбором сведений о святых источниках специально не занимались. Сказывалось двойственное отношение к
этой проблеме – священники-исследователи видели в почитании родников
слишком много языческого [7].
Какой принцип был положен в основу при формирования списка святых источников Белогорья? Это вопрос, требующий специального исследования. Для некоторых родников известны явления на них икон, о других такой информацией мы не обладаем, но известно, что родники эти освящены.
Известно, что в Белгородской области пристальное внимание к родникам начали уделять с 1997 года. В 2001 году был объявлен конкурс «Живи,
родник, живи!». Целью конкурса было обустройство родников области для
улучшения их экологического, санитарного и эстетического состояния, а так
же создание электронной карты и кадастра родников [28].4
В 2007 году администрацией Белгородской области была выдвинута
идея систематизировать данные о всех родниках и создать Geoинформационную базу данных под руководством эко-центра [36]. В базе
представлена вся известная информация о родниках Белгородской области.
Большинство родников располагается в зонах рекреации, и являются
одними из часто посещаемых мест. Некоторые родники представляют собой
уникальные природные объекты, имеющие научную ценность как памятники природы. Они являются центральным компонентом окружающих их
ландшафтов, повышают их эстетические свойства[46].
Особая роль отводится святым родникам, так как они связаны с традицией освящения воды, их используют для совершения культовых обрядов.
Предания о родниках рассказывают нам, что некоторые родники освящены в
честь икон или в честь святых, появление некоторых связано с чудесным явлением.
Происхождение святых источников различно. Одни появились сверхъестественным путем на месте чудесного явления Божией Матери, угодников
Божиих или их икон. Другие вытекают из-под алтаря и почитаются как
освященная святыня храма. Над третьими ставят кресты или часовни, где
помещают икону святого, которому посвящают источник. Третьи уже своим
расположением в святом месте привлекают к себе паломников. У четвертых
замечают свойства помогать при различных заболеваниях. Слава о таких
родниках, наделенных особой благодатью Божией, распространяется в народе, и к ним начинается паломничество. Вода из таких родников являет чудодейственную помощь святых угодников Божиих. Такие источники считают
святыми [48].
Наиболее полное на сегодняшний день описание святых родников
представлено на сайте «Святые источники, родники, ключи, купели Белгородской области» [16].
Святые родники используются как объекты рекреации, или для совершения культовых обрядов. Для того, чтобы оценить их современное состоя5
ние мы использовали шкалу рекреационной и культовой оценки. Шкала для
оценки рекреационной значимости родников была разработана раннее в НИУ
«БелГУ» на кафедре географии, геоэкологии и безопасности жизнедеятельности.
Объектом исследования являются святые родники Белгородской области.
Предмет исследования – их современное состояние и перспективы использования в религиозном туризме.
Целью работы являлось выявление современного состояния святых
родников и определение перспективы их использования в культовых и рекреационных целях.
В соответствии с поставленной целью решались следующие задачи:
- рассмотреть понятие религиозного туризма, его виды и основные характеристики;
- выявить основные тенденции и перспективы развития религиозного
туризма в Белгородской области;
-проанализировать состояние святых родников в Белгородской области;
- на основе анкетирования разработать шкалу культовой оценки святых
родников;
- определить родники, перспективные для использования в культовых и
рекреационных целях
- уточнить либо составить паспорта святых родников.
Таким образом, работа носит прикладной характер. В ходе нашего исследования мы рассмотрели понятие религиозный туризм, показали состояние религиозного маршрута в России и в Белгородской области, были составлены либо дополнены паспорта святых родников, составлена шкала
культовой оценки святых родников, в завершении магистерской диссертации
был составлен туристический маршрут с использованием родников с высокой рекреационной оценкой.
Проведенное исследование святых родников Белгородской области
позволяет сформулировать следующие выводы:
1. В Белгородской области по данным, размещенным в интернете,
насчитывается 52 святых родника. Однако, критерии их отнесения к святым
различны, так как в этом перечне есть родники, для которых известны явления икон, а также освященные родники.
2. По санитарно-техническому состоянию среди святых родников
преобладают родники с удовлетворительной оценкой – 62%, что вызвано их
размещением в пределах населенных пунктов; доля родников с оценкой «хорошо» составляет 23%. Для 20% удовлетворительная оценка может быть повышена до хорошей.
3. Показатель дебита показал большое разнообразие. Среди святых
родников преобладают малодебитные – 58%, 21% родников имеют высокий
дебит; максимальный дебит – 36 л/с – зафиксирован у святого источника Архистратига Михаила (с. Кострома Прохоровского района). Достоверно установлено, что источники из меловых пород имеют более высокий дебит, чем
вытекающие из суглинков или глин, или из песков, 6,27 л/с, 1,27 л/с, 0,58 л/с,
соответственно.
4. Рекреационная оценка изученных родников изменялась от низкой
(2,5 балла) до очень высокой (9,5 балла), средняя рекреационная оценка составила 6,5 балла, что соответствует нижней границы высокой оценки. Преобладает группа родников с высокой оценкой – 56%. Самую высокую рекреационную оценку – 9.5 балла – получили родники: Святой источник Иконы
«Знамение Божией Матери» (№ 2 «Громобойный», Борисовский район, с Октябрьская Готня), Святой источник села Гнездиловка (№ 16 «Родник – приток р. Северский Донец», Прохоровский район), Святой источник – родник
«Крещенский» (№ 33 Красногвардейский район, с. Веселое). Святой источ81
ник мученика Евгения (№ 46, «Вериговский», Валуйский район, с Вериговка).
5. Культовая оценка изменялась от низкой (3 балла) до очень высокой (10 баллов), средняя культовая оценка составила 6,7 балла, которая немного превышает нижнюю границу высокой оценки. Преобладала группа с
высокой оценкой, группа родников с высокой и очень высокой оценкой составила 60%. Максимальную оценку 10 баллов получили 2 родника: № 17 –
Святой источник исток Северского Донца (Прохоровский район,
с.Подольхи) и № 46 – Святой источник мученика Евгения (Валуйский район, с. Вериговка).
6. В Белгородской области существует большой потенциал развития
религиозного туризма, об этом свидетельствует появление в последнее время
экскурсионных туров по святым местам области с посещением родников. На
основе проделанной работы, авторами предложен маршрут экскурсии «Святые родники Белогорья», включающий 6 объектов в 4 районах области.
позволяет сформулировать следующие выводы:
1. В Белгородской области по данным, размещенным в интернете,
насчитывается 52 святых родника. Однако, критерии их отнесения к святым
различны, так как в этом перечне есть родники, для которых известны явления икон, а также освященные родники.
2. По санитарно-техническому состоянию среди святых родников
преобладают родники с удовлетворительной оценкой – 62%, что вызвано их
размещением в пределах населенных пунктов; доля родников с оценкой «хорошо» составляет 23%. Для 20% удовлетворительная оценка может быть повышена до хорошей.
3. Показатель дебита показал большое разнообразие. Среди святых
родников преобладают малодебитные – 58%, 21% родников имеют высокий
дебит; максимальный дебит – 36 л/с – зафиксирован у святого источника Архистратига Михаила (с. Кострома Прохоровского района). Достоверно установлено, что источники из меловых пород имеют более высокий дебит, чем
вытекающие из суглинков или глин, или из песков, 6,27 л/с, 1,27 л/с, 0,58 л/с,
соответственно.
4. Рекреационная оценка изученных родников изменялась от низкой
(2,5 балла) до очень высокой (9,5 балла), средняя рекреационная оценка составила 6,5 балла, что соответствует нижней границы высокой оценки. Преобладает группа родников с высокой оценкой – 56%. Самую высокую рекреационную оценку – 9.5 балла – получили родники: Святой источник Иконы
«Знамение Божией Матери» (№ 2 «Громобойный», Борисовский район, с Октябрьская Готня), Святой источник села Гнездиловка (№ 16 «Родник – приток р. Северский Донец», Прохоровский район), Святой источник – родник
«Крещенский» (№ 33 Красногвардейский район, с. Веселое). Святой источ81
ник мученика Евгения (№ 46, «Вериговский», Валуйский район, с Вериговка).
5. Культовая оценка изменялась от низкой (3 балла) до очень высокой (10 баллов), средняя культовая оценка составила 6,7 балла, которая немного превышает нижнюю границу высокой оценки. Преобладала группа с
высокой оценкой, группа родников с высокой и очень высокой оценкой составила 60%. Максимальную оценку 10 баллов получили 2 родника: № 17 –
Святой источник исток Северского Донца (Прохоровский район,
с.Подольхи) и № 46 – Святой источник мученика Евгения (Валуйский район, с. Вериговка).
6. В Белгородской области существует большой потенциал развития
религиозного туризма, об этом свидетельствует появление в последнее время
экскурсионных туров по святым местам области с посещением родников. На
основе проделанной работы, авторами предложен маршрут экскурсии «Святые родники Белогорья», включающий 6 объектов в 4 районах области.
Подобные работы
- Исламские исторические памятники и святыни как объекты паломничества мусульман в современной России (на примере Болгарского городища)
Дипломные работы, ВКР, международные отношения. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Исламские исторические памятники и святыни как объекты паломничества мусульман в современной России (на примере Болгарского городища).
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4900 р. Год сдачи: 2018 - Православные храмы города Кузнецка и Кузнецкого района: история и современность
Бакалаврская работа, история . Язык работы: Русский. Цена: 4275 р. Год сдачи: 2018 - РАЗРАБОТКА СЕРИИ ДЕКОРАТИВНЫХ ПРЯНИКОВ «ЭТНИЧЕСКИЙ
СУВЕНИР» В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ СУВЕНИРА В
ПРИМОРЬЕ
Дипломные работы, ВКР, дизайн. Язык работы: Русский. Цена: 4960 р. Год сдачи: 2018



