ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1 ИСЛАМ В КИТАЕ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ ТАН
(618- 907 ГГ.) И СУН (960- 1279 ГГ.) 6
1.1 ГЕОПОЛИТИЧЕСКОЕ ПРОТИВОСТОЯНИЕ АРАБСКОГО
ХАЛИФАТА И ТАНСКОГО КИТАЯ В ЦЕНТРАЛЬНОЙ АЗИИ 6
1.2 ПРОНИКНОВЕНИЕ ИСЛАМА В КИТАЙ ПО ТОРГОВЫМ
СУХОПУТНЫМ МАРШРУТАМ 22
1.3 ИСЛАМ В КИТАЕ В ЭПОХУ ПРАВЛЕНИЯ ДИНАСТИИ СУН (960¬
1279 ГГ.). МОРСКИЕ ТОРГОВЫЕ ПУТИ 33
ГЛАВА 2 РАННИЕ КИТАЙСКИЕ МЕЧЕТИ 41
2.1 МЕЧЕТЬ В ЧАНЪАНИ 42
2.2 МЕЧЕТЬ ХУАЙШЭН И БАШНЯ- МИНАРЕТ В КАНТОНЕ 49
2.3 МЕЧЕТЬ ФЭНХУАН В ХАНЧЖОУ 52
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 54
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 57
ПРИЛОЖЕНИЕ 1.КАРТЫ 63
ПРИЛОЖЕНИЕ 2. РАННИЕ КИТАЙСКИЕ МЕЧЕТИ 65
Исследование посвящено изучению ранней истории ислама в Китае в эпохи правления династий Тан (Ж ^ 618-907 гг.) и Сун (^ ^ 960- 1126). Практически трехсотлетнее правление Тан было одним из самых выдающихся периодов китайской истории, по признанию самих китайцев, а Сун, после периода политических переворотов, называемого «5 династий 10 царств» (5 ^ + Э 907- 960 гг.), во многом стала преемницей предыдущей династии. При Тан наибольшей интенсивности и стабильности достигает торговля на Шелковом пути, при Сун развивается морская торговля, появляется множество портовых городов. По суши и по морю, за несколько столетий, в Китай прибыло множество мусульман, сформировавших крупные общины, которые поддерживали связь с остальным «мусульманским миром». Во многих китайских городах появились мечети, создающие условия для более стабильного существования мусульманской уммы (общины). Первые мечети при Тан были заложены в Чанъани и Гуанчжоу, при Сун мечети появляются в Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу. Как правило у мечетей или за городскими воротами создавались мусульманские кладбища, некоторые из которых до сих пор являются действующими, другие уже исследуют археологи.
Актуальность темы исследования. Мусульмане в Китае являются официально признанным национальным меньшинством (хуэй). В современном КНР проживает около 30 млн. китайских мусульман. По всему Китаю расположено около 20 тыс. мечетей, каждая из которых ничем не напоминает те, что создаются на Ближнем Востоке или в Центральной Азии. Сегодня большинство мусульман проживает в Синьцзян- Уйгурском автономном районе (СУАР). Для китайского правительства этот район является дотационным, однако нередко, именно там случаются конфликты между мусульманами и китайцами на религиозной почве. Зачастую именно исламский фактор становится причиной недопонимания мусульман и китайцев, что приводит к реальным стычкам, резне и терроризму. И несмотря на то, что в данном исследовании мы не затрагиваем «уйгурский» вопрос и практически не занимаемся изучением северо- западных рубежей Китая при Тан и Сун, все же, считаем, что изучение истории мусульман в Китае (хуэйцев), их обычаев и традиций является важным шагом в понимании взаимодействия таких разных культур: китайской и мусульманской. Понимание того, что мусульмане в Китае являются органичной частью многовековой истории Китая важно не только для мусульман в Китае, но и для исследователей китайской культуры в целом.
Степень разработанности темы. Исследования проникновения ислама в Китай наиболее активно стали проводиться в XX веке, как западными и отечественными учеными, так и самими китайцами. Среди выдающихся китайских исследователей ислама в Китае называют Чэня Юань, Фэн Чэн- цзюня, Чжан Син-лана, Цэнь Чжун-мяня, Чжу Цянь-чжи. Одним из наиболее основательных исследований ислама в Китае, написанном на английском языке, можно назвать работу Дональда Дэниэла Лесли «Ислам в традиционном Китае: краткая история до 1800 года» (Leslie D. D. Islam in Traditional China: A Short History to 1800). Среди публикаций, освещающих ранние китайские мечети, отметим статью американского исследователя, сотрудника музея археологии и антропологии Пенсильванского университета Нэнси С. Стейнхардт, опубликовавшую статью (2008 г.), а затем и книгу (2015 г.) под названием «Ранние китайские мечети» (Steinhardt N. Sh."China's Earliest Mosques", Journal of the Society of Architectural Historians Т. 67 (3). 2008.). Значительную лепту в изучении ислама в Китае внес профессор Еврейского университета в Иерусалиме Рафаэль Израиль. Его книга была использована при написании данного исследования «Мусульмане в Китае: изучение культурного противостояния» (Israeli R. Muslims in China: A study in Cultural confrontation, Curzon, London, 1980).
Большинство отечественных исследований ислама в Китае сводятся к журнальным статьям, многие из которых пишут ученые из российских университетов на Дальнем Востоке: Аниховский С.Э.; Ли Синь; Васютин
С.А. В России наиболее активным исследователем ислама в Китае является
B. Н. Кузнецов, составивший монографию из трех частей, посвященную изучению роли исламского фактора в политической истории Китая на протяжении периода с VIII в. по 1949 г.
Значительным подспорьем при написании данной работы стали две диссертационные работы. Одна из диссертаций посвящена монотеистическим религиям, в том числе и исламу, в Китае при Тан, написанная китайской исследовательницей Ши Шу «Разнообразие религиозной жизни Китая при империи Тан в 618 - 907(по исследованиям современных китайских ученых)». Другая работа посвящена изучению раннего периода ислама на юго- востоке Китая. (Shahar M. Muslim Ancestry and Chinese Identity in Southeast China. Thesis submitted for The Degree “Doctor of Philosophy” by Oded Abt Submitted to the Senate of Tel Aviv University. 2012. C. 371.)
Объект исследования. История проникновения и развития ислама в Китае в эпохи правления династии Тан (618- 907 гг.) и Сун (960- 1279 гг.).
Предмет исследования. Военный путь проникновения ислама в Китай. Торговые сухопутные и морские маршруты. Первые мусульманские уммы в Китае. Ранние китайские мечети.
Метод исследования. При изучении материала использовался метод контент- анализа отечественной и зарубежной научной литературы. При выделении особенностей и тенденций проникновения и развития ислама в Китае применялся метод теоретического, историко- сравнительного и системного анализа.
Хронологические рамки исследования. Династия Тан: 618- 907 гг. Династия Сун: 960- 1279 гг.
Цель исследования. Выявление исторических и культурных тенденций проникновения ислама в Китай. Исследование роста и развития первых мусульманских общин и, как следствие, рассмотрение сохранившихся ранних китайских мечетей, демонстрирующих особое синкретическое искусство.
Задачи:
1. Изучение работ отечественных и зарубежных исследователей в данной области. Отбор необходимых данных.
2. Анализ визуальных данных, представленных в картах и изображениях современных китайских мечетей.
3. Систематизация и структурирование информации для написания работы.
Исходя из цели исследования, работа имеет следующую структуру: она состоит из введения, двух глав, каждая из которых разбита на три подглавы, заключения, библиографии и двух приложений.
Во введении сформулированы актуальность темы работы, а также поставлены цель и задачи исследования.
Первая глава «Ислам в Китае в эпоху Тан (618- 907 гг.) и Сун (960¬1279 гг.)» посвящена рассмотрению маршрутов проникновения ислама и первых мусульман в Китай.
В первой подглаве анализируются причины геополитического противостояния Арабского халифата и Танского Китая в Центральной Азии в битве у р.Талас в 751г.
Во второй подглаве, выявляются основные особенности Шелкового пути; причины развития и угасания торговли при Тан на Шелковом пути. Освещаются сохранившихся источников и свидетельств о мусульманах в Китае в эпоху правления династии Тан (618- 907 гг.).
Третья подглава посвящена рассмотрению особенностей и причин формирования морских маршрутов в Китай. Анализируется рост и развитие новых портовых городов: Кантон, Цюаньчжоу, Ханчжоу, Янчжоу. Проводится исследование сведений, сохранившихся о «кварталах расселения» для иностранцев, возникших при Сун (960- 1279 гг.).
Вторая глава «Ранние китайские мечети» посвящена рассмотрению сохранившихся материалов о китайских мечетях в городах: Чанъань (Сиань), Кантон (Гуанчжоу), Ханчжоу.
В заключении сформулированы выводы и итоги в соответствии с целью и задачами работы.
Библиография насчитывает 63 наименования. Из них 46 на русском языке и 17 на английском.
В первом приложении представлены карты, иллюстрирующие продвижение китайских войск в эпоху Тан в Центральную Азию. Во втором приложении находятся фотографии современных китайских мечетей: Большой Сианьской мечети, мечети Хуайшэн и мечети Фэнхуан.
Среди основных «путей» проникновения ислама в Китай в эпохи правления династии Тан (618- 907 гг.) и Сун (960- 1279 гг.). можно выделить следующие: военный, торговый сухопутный и морской путь. Множество товаров и людей веками перемещалось по Великому Шелковому пути и по морским торговым путям: торговцы, проповедники, беженцы наемные воины, среди которых были мусульмане. В ходе геополитического противостояния в Центральной Азии, произошло единственное в истории столкновение Арабского халифата и Танского Китая в битве у р. Талса в 751 г. Несмотря на то, что признать полное поражение Китая в этом сражении нельзя, одно, утверждать можно точно: ислам не проник в Китай через военные победы арабов. Большинство мусульман попали в Китай с торговыми караванами, поэтому точную дату проникновения ислама в Китай указать невозможно. Однако, достоверно известна дата первого посольства, направленного арабами в Китай в 651 году от халифа Османа.
С расширением контроля тибетцев над Шелковым путем, с большей активностью начинают развиваться морские пути из Аравйского моря, через Бенгальский залив и пролив Малакка арабские корабли прибывали в китайские порты: Кантон (Гуанчжоу), Цюаньчжоу, Ханчжоу и Янчжоу, расширяя мусульманские общины и обретая новое значение в истории Китая. Как при Тан, так и при Сун, мусульмане получали возможность сдавать чиновничьи экзамены и, наравне с китайцами, выстраивать карьеру. В целом, при Тан не существовало препятствий при создании семьи между иноземцами и китайцами, однако, в случае, если иностранный супруг покидал Китай, его жена и дети оставались на родине. С ростом мусульманских общин уже при поздней Тан и ранней Сун появляются «кварталы расселения», что сильно изолировало мусульман от китайцев и явно препятствовало культурному обмену.
Вероятнее всего говорить о большой роли исламских проповедников в проникновении и сохранении ислама в Китае нельзя. Это связано с тем, что большинство мусульман в Китае жили в достаточно закрытых общинах, выстраивали мечети и расселялись вокруг них. Первые переводы с арабского на китайский язык появляются только в XIII в. в период правления монгольской династии Юань (1271- 1368 гг.), однако нельзя с уверенностью сказать, что это были переводы Корана.
Чем больше мусульман становилось подданными Китая, тем больше молельных домов требовалось. Именно поэтому уже при Тан и Сун, в Китае существовало множество мечетей, многие, из которых до сих являются действующими. В исследовании мы рассмотрели историю создания мечетей в Чанъани (Сиань), Кантоне (Гуанчжоу), и Ханчжоу. Среди общих тенденций проявляется склонность к удревнению истории ислама и к подкреплению легендарных мусульманских версий происхождения ислама авторитетом древних китайских мудрецов или выдающихся арабских личностей. Подобные тенденции приводят к разночтениям исторических фактов, однако, они же демонстрируют попытки китайских апологетов ислама понять и принять учение, сделав его органической частью национальной культуры.
В целом, в арабских источниках сохранилось достаточно много сведений о Китае эпохи Тан и Сун, составленные, в основном, путешественниками. Ибн Хордадбех (820- 912/13 или 885) описывал экспедицию Салламы аль- Тарджумана в VIII в. Сохранились свидетельства Тамима ибн Бахра и Абу Дулафа о Китае, которые датируются X в. Некоторые сведения о Китае зафиксированы у Марвази, Гардизи, а также в географическом справочнике «Худуд аль-алам» (982).
Среди китайских источников, некоторые упоминания об арабах и мусульманах встречаются в династийных историях Тан и Сун, в работах Чжао Ругуа и Чжоу Цюй- фэя.
Китай всегда был и остается мощным культурным и историческим пространством, влиявшим на все государства и народы, проживавшие по соседству. Естественно, что именно в Китай веками стремились путешественники и исследователи, гонимые и беженцы, торговцы и проповедники. В Китае находили свой новый дом несториане и зороастрийцы, персы и согдианцы, арабы и другие народы. В этом свете, интересно и важно увидеть, как Китай реагировал на новые народы и их учения, традиции, законы.
1. Аниховский С.Э. Ли Синь. Конфессиональное своеобразие китайского ислама // Религиоведение. Благовещ.: Ам ГУ, 2010. С. 47- 54.
2. Аниховский С.Э., Ли Синь. Становление и развитие ислама в Китае в XIII- XVIII вв.// Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке. Хабаровск: ДВГУПС, 2010. С. 96-102.
3. Баринова Е.Б. Этнокультурные контакты Китая с народами Центральной Азии в древности и Средневековье. - М.: ИЭА РАН, 2013. С. - 419.
4. Барфилд Т. Дж. Опасная граница. Кочевые империи и Китай. (221 г. до н. э. — 1757 г. н. э.) // Пер. с англ. Д. В. Рухлядева, В. Б. Кузнецова. Спб.: Факультет филологии и искусств СПбГУ, Нестор-История, 2009.
5. Бичурин Н.Я. Собрание сведений о народах, обитавших в Средней Азии в древние времена. Т. 1- М.; - Л.: Изд-во Акад. наук СССР, 1950. С. - 471.
6. Большаков О.Г. К истории Таласской битвы (751 г.).//СНВ. Вып.XXII.М.: 1980. С. 132-135.
7. Бухарин М. Д. Неизвестного автора «Перипл Эритрейского моря»: Текст, перевод, комментарий, исследования. СПб.: Алетейя, 2007.С. — 440.
8. Васютин С.А. «...тогда я привел в смятение тюркский эль, тогда я его погубил. Падение Тюркских каганатов: факторы и механизмы»// Вестник Кемеровского Государственного Университета. - 2014- № 3- 2 (59). С. 61-65.
9. Вельгус В.А. Средневековый Китай (исследования и материалы по истории, внешним связям, литературе) / Составитель И.Э.Циперович. Ответственный редактор Л.Н.Меньшиков. М.: «Наука», 1987.
10. Вторая записка Абу Дулафа / издание текста, перевод П. Г. Булгакова и А. Б Халидова. М., 1960 ; Минорский В. Ф. История Ширвана и Дербента Х—XI вв. М., 1963.
11. Горбунова С.А. Прогрессивные тенденции в среде мусульман - жителей китайских городов. Первая половина XX в. Ст. опубл.: Общество и государство в Китае. Т. XLIV, ч. 1 / Редколл.: Кобзев А.И. и др. - М.: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Институт востоковедения Российской академии наук (ИВ РАН), 2014. - 594 стр. - (Ученые записки ИВ РАН. Отдела Китая. Вып. 14 / Редколл.: А.И. Кобзев и др.). С. 173-180. Титаренко М.Л. Ломанов А.В.Основные направления и проблемы Российскогокитаеведения. Глава VI. Изучение Китайской философии и религии. Изд. «Памятники».
12. Грекова Т.К. По Великому Шёлковому пути // Восточный Свет. 2007. № 2. С. 4 - 17.
13.Завьялова О.И. Китайские мусульмане хуэйцзу: язык и письменные традиции // ПДВ. 2007. № 3. С. 153-160.
14.Захарьин А.Б. Ислам в Китае // Религия и власть. Востоковедение. Вып.4. М.: Вестн. Моск. Ун-та. Сер. 13, 2012. С. 38- 47.
15. История Китая с древнейших времен до начала XXI века: В 10т./ Гл.ред. С.Л.Тихвинский: Т.Ш. Троецарствие, Цзинь, Южные и Северные династии Суй, Тан (220-907) / Отв.ред. И.Ф.Попова, М.Е. Кравцова. М.: Наука- Восточная литература, 2014.
16. Кожин П. М. Китай и Центральная Азия до эпохи Чингисхана : проблемы палеокультурологии / П. М. Кожин. — М.: ИД «ФОРУМ», 2011. — 368 с.
17. КравцоваМ. Е. История культуры Китая. СПб.: Лань, 1999.
18. Кравцова М.Е. Хо Цюй-бин му. // Духовная культура Китая. Т. 6. Искусство. С. 746-747.
19. Ковалевский А.П. (пер.) Путешествие Ибн Фадлана на Волгу. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1939. З
20. Колесников А.И. Завоевание Ирана арабами. Иран при «праведных» халифах. Изд.М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1982. С. - 271.
21. Кузнецов В.Н. Ислам в политической истории Китая. В 3-х ч. Часть 1. «VIII в.- 60-е годы XIX века». М., ИДВ РАН, 1996.
22. Кузнецов В.С. Религиозный фактор в межнациональных отношениях на Юго-Западе Китая. М., Научная конференция "Общество и государство в Китае" № XXII, т. 2, 1991. С. 44-46.
23. Кузнецов В.С. Ислам // Духовная культура Китая. Мифология и религия. [Т. 2.] М., 2007. С. 318-325.
24. Ли Синь. Китайские мечети: динамика численности, социальные функции и этнокультурные особенности // Религиоведение. - 2008. - № 3. - С. 87-91.
25. Лян Чжэ Роль императора Чжу Юаньчжана в проникновении ислама в Китай Шаньдунский университет, г. Цзинань, КНР, 2014. С. 124-130.
26. Малявкин А.Г. Танские хроники о государствах Центральной Азии. Тексты и исследования. - Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние,
1989. С. - 432.
27. Меликсетов А.В. История Китая; — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Изд-во МГУ, Изд-во «Высшая школа», 2002. С. - 736.
28. Николаев А.М. Управление морской торговлей в Средневековом Китае. // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. Вып. 3 (19). Владивосток: ДВФУ, 2012. С. 71- 75.
29. Петрушевский И.П. Ислам в Иране VII- XV веках. Курс лекций/ Под.ред. В.И.Беляева. - 2-е изд.- СПб.: Изд- во С.-Петерб. ун-та, 2007.
30. Российский фонд культуры центр «Шелковый путь» Институт стран Азии и Африки при МГУ и. М.В. Ломоносова. Сборник тезисов семинара Культурно- историческое единство Евразии и Великий шелковый путь. Москва. «Шелковый путь». Март №3. 1993.
31. Свет Я.М. За кормой сто тысяч ли. М.: Географгиз, 1960. С.- 192.
32. Сыма Цянь. Исторические записки (Ши цзи) Глава 110. Повествование о сюнну / Пер. с кит. B. C. Таскина. Вып. 1. М.: Наука, 1968.
33. Усманов И.С. О писателях и поэтах Китая- выходцах из стран Ближнего Востока, Ирана и Средней Азии. М., Научная конференция "Общество и государство в Китае"№XX, Т2,1989, С.244-246.
34. Сюань Чжан. Мореходство в древнем Китае. М.: Географгиз, 1960.
35. Сюань-цзан. Записки о Западных странах [эпохи] Великой Тан (Да Тан си юй цзи). // Пер. с кит. и коммент. Н. В. Александровой. - М.: ИФ "Восточная литература", 2012.
36. Халяпина Н.В. Столкновение геополитических интересов исламской и китайской цивилизаций в центрально- азиатском регионе в эпоху Средневековья (VII- XI вв.) //European Social Science Journal. - 2011. - № 3(6). С. 199- 207.
37. Хансен В. Великий шелковый путь. Портовые маршруты через Среднюю Азию. Китай- Согдиана- Персия- Левант / Пер. с англ. С. А. Белоусова.- М.:ЗАО Изд. Центрополиграф, 2014. стр. 46.
38. Чжоу Цюй- фэй. За хребтами. Вместо ответов. (Лин вай дай да) Пер. с китайского, введ., коммент. и прил. М. Ю. Ульянова. - М.: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 2001.
39. Школяр С.А."Мусульманские камнеметы" в Китае XIII- XIV вв.М., Научная конференция "Общество и государство в Китае" №5, Т1., 1974, С. 147- 155.
На английском языке:
40. David O. Morgan. The new Cambridge History of Islam.The Eastern Islamic World. Eleventh to Eighteenth Centuries. Volume 3. Cambridge University Press.2011.
41. Dillon M. China’s Muslim Community: Migration, Settlement and Sects. Great Britain, Curzon Press, 1999.
42. Dru C. Gladney. Dislocating China. Muslims, Minorities, and Other Subaltern Subjects. Chicago, The University of Chicago Press, 2004.
43. Hansen V.The Open Empire: A History of China to 1600. Second Edition, 2015; W. W. Norton & Company, 2000.
44.Israeli R. Muslims in China: A study in Cultural confrontation, Curzon, London, 1980.
45. Jarring G. Culture Clash in Central Asia: Islamic views on Chinese theatre: Eastern Turki texts edited with translations, notes and vocabulary. Stockholm: Almqvist & Wiksell, 1991.
46. Jonathan M. Bloom. Paper Before Print: The History and Impact of Paper in the Islamic World. 3 №2. December, 2005.
47. Jonathan N. Lipman. Familiar strangers: A history of Muslims in Northern China (Studies on Ethnic Groups in China). University of Washington Press. Seattle and London. 1997.
48. Mills J. VNotes on Early Chinese Voyages. The Journal of the Royal Asiatic Society of Great Britain and Ireland. No. 1/2 (Apr., 1951), pp. 3-25.
49. Leslie D. D. Islam in Traditional China: A Short History to 1800. Canberra College of Advanced Education, Canberra, 1986.
50. MuthesiusAnna. M. The Impact of the Mediterranean Silk Trade on Western Europe before 1200 A.D. Textile Society of America. 1990.
51. Needham J. Science and Civilization in China. V.5. Paper and printing. Cambridge University Press., 1954.
52. Petersen. A. Dictionary of Islamic Architecture. London and New York: Routledge Press., 1996.
53.Shoujiang Mi. Islam in China. Beijing, 2004.
54.Steinhardt N. Sh."China's Earliest Mosques", Journal of the Society of Architectural Historians Т. 67 (3). 2008.
55. The Cambridge History of China. Volume 6. Alien regimes and border states, 907—1368 / Edited by Herbert Franke and Denis Twitchett. Cambridge; New York, Cambridge University Press. 1994.
56. Wang H. Money on the Silk Road: The Evidence from Eastern Central Asia to c.AD 800. London. Minerva vol. 15, no. 6 (Nov/Dec 2004), pp. 46-47.
Диссертации:
57. Ши Шу «Разнообразие религиозной жизни Китая при империи Тан в 618 - 907(по исследованиям современных китайских ученых). Дис. на соиск. учен. степ. канд. философ. наук (09.00.13) / Ши Шу; Санкт- Петербургский Государственный Университет им. Ломоносова. Институт Философии. - Санкт- Петербург, 2006. С. 155.
58.Shahar M. Muslim Ancestry and Chinese Identity in Southeast China. Thesis submitted for The Degree “Doctor of Philosophy” by Oded Abt Submitted to the Senate of Tel Aviv University. 2012. С. 371.
Энциклопедии:
59. Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 т. [Т. 4:] Историческая мысль. Политическая и правовая культура. М.: Наука, 2009. С.- 934.
60. Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 томах[Т. 2:] Мифология. Религия. М.: Восточная литература, 2007. С.¬869.
61. Духовная культура Китая: энциклопедия / Гл. ред. М. Л. Титаренко. В 5 т. [Т. 1:] Философия / ред. М. Л. Титаренко, А. И. Кобзев, А. Е. Лукьянов. - 2006. С.- 727.
62. А. Али-заде. Исламский энциклопедический словарь. Серия Золотой фонд исламской мысли. Изд. Ансар, 2007.
63. Прозоров С.М., Милославский Г.В., Петросян Ю.А. Ислам: Энциклопедический словарь.- М.: Наука, 1991.