Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ ПРИМЕНЯЕМОЙ В АРКТИЧЕСКОМ РЕГИОНЕ

Работа №76507

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

маркетинг

Объем работы127
Год сдачи2017
Стоимость4970 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
301
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 4
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
МЕЖДУНАРОДНЫХ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ КОМПАНИЙ 16
1.1. Изменение характера конкуренции в современном мире и инструменты
повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции 17
1.2. Основные факторы и инструменты повышения конкурентоспособности
международных высокотехнологичных компаний 24
1.3. Аспекты конкурентоспособности высокотехнологичной продукции в
Арктическом регионе на примере российского ВПК 33
Выводы 42
ГЛАВА 2. РОЛЬ ТЕХНИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И МЕНЕДЖМЕНТА
КАЧЕСТВА В ОБЕСПЕЧЕНИИ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНОЙ ПРОДУКЦИИ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ 43
2.1. Оценка необходимости технического регулирования при обеспечении
конкурентоспособности высокотехнологичных компаний в арктической зоне. .. 44
2.2. Национальный и зарубежный опыт создания нормативной документации и
технического регулирования деятельности в арктической зоне 50
2.3. Основные сложности при создании стандартов технических регламентов для
продукции, используемой в арктическом регионе 64
Выводы: 70
ГЛАВА 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ВЫСОКОТЕХНОЛОГИЧНЫХ
КОМПАНИЙ В АРКТИЧЕСКОЙ ЗОНЕ 71
3.1 Методика развития конкурентоспособности применяемой в арктическом регионе высокотехнологичной продукции путем стандартизации 72
3.2. Предложения по использованию наукоемкой или инновационной продукции
в полярных регионах с учетом национальных стандартов 80
3.3. Перспективы стандартизации и менеджмента качества в Арктической зоне
РФ 84
Выводы: 92
Выводы исследования 94
Заключение 97
Список литературы: 102
Приложение


В XXI веке Арктический регион занимает стратегическое положение и является объектом развивающейся конкуренции. Перспективы присутствия в данном регионе многогранны и связаны с политическими, военными, инфраструктурными аспектами хозяйственной деятельности. Разработка и производство новой и высокотехнологичной продукции для деятельности в Арктике имеет первоочередное значение, так как здесь находятся как национальные границы, так и спорные территории, за которые разворачивается борьба, а также одни из самых крупных запасов углеводородов в мире, и проходит маршрут Северного Морского пути, использование которого позволит в разы увеличить объемы мировой торговли [48].
Полярные регионы - это не только географически определённые регионы и районы в Арктике и северном полушарии, но и примыкающие к ним области, простирающиеся вплоть до зон средней полосы, по границе вечной мерзлоты, полярного круга или в целом относящихся к северным труднодоступным районам. Согласно Указу Президента о 02.05.2014 №296, в Арктическую зону РФ входят: Мурманская область, Ненецкий, Чукотский, Ямало-Ненецкий автономные округа, муниципальное образование городского округа Воркута (Республика Коми), а также городской округ Норильска, территории Таймырского и Туруханского районов Красноярского края, ряд территорий Архангельской области, некоторые из северных улусов Якутии, земли и острова в Северном Ледовитом океане. Границы морских владений России в Северном Ледовитом океане определяются международными правовыми нормами [49].
К Арктике приковано внимание не только арктических стран, но и крупнейших игроков всего мира, среди которых неарктические государства и международные организации, транснациональные корпорации (ТНК) и высокотехнологичные компании (ВК).
Страны и заинтересованные группы стремятся усилить здесь свое влияние и закрепить собственное физическое присутствие или инфраструктурное участие в проектах, осуществить поставку продукции или применение технологий, пролоббировать внедрение узкопрофессиональных и национальных отраслевых правил, стандартов и технических регламентов, используя как мирные методы, так и приёмы, потенциально несущие угрозу безопасности или независимости проекта.
Актуальность. К деятельности в полярных регионах приковано внимание не только полярных стран, но и неполярных государств, ВК и международных организаций. Каждая сторона стремится усилить здесь свое влияние и закрепить собственное присутствие, используя как дипломатические и мирные приемы, методы научно-технического сотрудничества и кооперации, так и агрессивные и конфликтные мероприятия, потенциально несущие угрозу безопасности.
Арктические страны - РФ, США, Канада, Дания, Исландия, Швеция, Финляндия, Норвегия - заинтересованы в активном участии в делах региона, и это т.н. национальный уровень управления Арктикой.
США, так и не ратифицировавшие Конвенцию ООН по морскому праву в 1982 году, проявляют стойкий интерес к арктическому региону. Упор в политике страны делается на продвижение американских интересов в этом регионе всевозможными способами - путем активного участия в арктических форумах, влияние через НАТО, поддержка союзников [19,50].
Основной задачей Канады в Арктике является на данный момент отстаивание своего права на хребет Ломоносова, и именно по этому вопросу проявляются наибольшие противоречия российско-канадских отношений [22,51]. Данный вопрос обостряет отношения и Дании с Россией.
В Дании также чувствителен вопрос независимости Гренландии, и именно его в скоро будущем и придется решать властям [25,52]. Как и другие арктические государства, страна усиливает свой арктический военный потенциал. Объявлено о планах по созданию в течение ближайших лет Арктического военного командования - так в 2012 году Дания ввела специализированное военное командование своих арктических территорий. В северной части Гренландии развертывается военная база. Формируется Арктическая группировка сил реагирования [53].
Норвегия же, после частичного удовлетворения своей заявки в комиссии по границам континентального шельфа, сейчас развивает свою деятельность на основе своей арктической стратегии, особое внимание уделяя вопросу разработки нефтегазовых запасов [21,54].
Этим же вопросом занимаются сейчас и Финляндия со Швецией, которые хоть и придерживаются относительно нейтрального статуса, тем не менее не отвергают возможность участия в т.н. «мини-НАТО» [23-24,55].
Исландия является членом НАТО, однако влиятельным в регионе государством ее назвать нельзя. Её политические, экономические и военные возможности не позволяют проводить собственную активную политику в Арктике. Однако все это не мешает Исландии заявлять о своих правах на арктический шельф [56].
Помимо основных арктических игроков, к арктическому региону проявляют интерес и внергеиональные игроки, среди которых КНР [57], Япония [58], Южная Корея [59]. Они не претендуют на огромные запасы арктического шельфа, но при этом изучают возможные перспективы использования морских транспортных путей для улучшения собственного экономического благополучия. С каждым годом их влияние все сильнее ощущается в регионе.
Для комплексного решения возникающих вопросов в арктическом регионе, страны формируют региональные организации, и это следующий уровень управления Арктикой - региональный.
Ведущее место занимает на международной политической арене Арктический Совет, который был образован приарктическими странами в Оттаве в 1996 году по инициативе Канады. Главной целью Арктического Совета было объявлено содействие сотрудничеству, координации взаимодействия государств-участников прежде всего в сферах защиты окружающей среды и способствованию устойчивому развитию [60]. Будучи раньше скорее «местом для дискуссий», сегодня он вполне может превратиться в место для принятия решений, и процесс реформирования уже запущен [61].
Однако присутствуют различные международные полярные организации, созданные как альтернативные или узконаправленные политические или научные дискуссионные площадки. Для решения вопросов делимитации границ был образован форум Арктической «пятерки», однако на данный момент это образование не ведет никакой деятельности [62].
Местом для генерации новых идей и проектов в регионе стал Совет БаренцеваЕвроарктического Региона (СБЕР). Возможно, в будущем будет поднят вопрос о предоставлении организации возможности самостоятельно финансировать свои проекты [26,63].
Особое внимание к региону проявляют такие организации как ЕС и НАТО [64]. Первая провозглашает политику активного участия в делах арктического региона и из года в года пытается усилить тем или иным путем свое присутствие в Арктике. Активные попытки «внедриться» в регион предпринимает и НАТО [27]. В мае 2017 года высокопоставленными чиновниками альянса было заявлено, что существуют планы по возрождению Арктического и Атлантического командования «для противодействия возрастающей активности РФ» [65]. В условиях постоянно меняющейся военно-политической обстановки, связанной с активностью НАТО, Российская Федерация должна адекватно и оперативно готовить ответные меры. Международные и высокотехнологичные корпорации также стали «плацдармом» для, в первую очередь, комплексного освоения Арктики.
В современных принципах ведения хозяйственной деятельностью можно явно выделить несколько направлений деятельности высокотехнологичных компаний в полярных регионах, в том числе: проведение исследований в полярных регионах, обеспечение безопасности и охрана границ,
инфраструктурная деятельность, добыча минерально-сырьевых ресурсов в полярных регионах, навигация вдоль Северного морского пути,
трансполярные перелеты гражданских самолётов и др.
Российская Федерация (РФ) активно расширяет свое присутствие в полярных регионах [2,3]. Поддержание приоритета РФ в Арктической зоне базируется на развитии научных исследований и образовательных инициатив академических институтов и университетов, государственных научных центров, высокотехнологичных компаний и корпораций. Для развития Арктической зоны Российской Федерации (АЗРФ) [4] необходимым и важным является установление «научного приоритета» в данном регионе путем разработки специальных инструкций, технических регламентов, национальных стандартов и нормативных документов. Таким образом национальная практика технического регулирования инфраструктурной деятельности в данном регионе может послужить основанием для повышения качества жизни в АЗРФ.
В августе 2014 года Президент Российской Федерации Владимир Путин заявил: «Россия должна больше внимания уделить укреплению позиций в Арктике, поскольку этот регион представляет сосредоточение интересов страны во многих сферах. Арктика является важнейшим и очень перспективным регионом России, а помимо сырья, он ещё и исключительно удобен для развития транспортной инфраструктуры» [66].
Политика РФ а АЗРФ осуществляется согласно двум основным документам - «Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике до 2020 года и на последующий период» [2], принятый в 2008 году, и «Стратегия развития Арктической зоны России на период до 2020 года» [3], принятый в 2013 году. К основным национальным интересам России в Арктике относятся: использование Арктической зоны в качестве стратегической ресурсной базы, обеспечивающей решение задач социально¬экономического развития страны, сохранение Арктики в качестве зоны мира и сотрудничества, сбережение уникальных экологических систем Арктики, использование Северного морского пути в качестве национальной единой транспортной коммуникации России в Арктике [68].
Развитие присутствия РФ в Арктике оправдано ресурсами, логистикой и стратегическими возможностями, которые открывает для экономики АЗРФ.
Таким образом, разрабатываемая система обслуживания инфраструктуры требует, в свою очередь, решения ряда стратегических задач, связанных с труднодоступностью регионов АЗРФ.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь студентам в написании работ!


В данной работе был проведен комплексный анализ проблем технического регулирования, а также предпринята попытка создания первой методики повышения конкурентоспособности используемой в арктической зоне высокотехнологичной техники путем применения как национальных, так и международных стандартов.
В ходе анализа были исследованы современные тенденции развития высокотехнологичных компаний в условиях конкурентного глобального рынка, заключающиеся в оголиполистическом характере развития конкуренции, ограниченном количестве участников, динамизме и глобализации рынков. В данных условиях компании используют обширный арсенал инструментов для повышения конкурентоспособности собственной продукции, применяемый в зависимости от текущего состояния глобального рынка. При этом было выявлено, что производство техники, предназначенной для использования в полярных регионах, требует особого подхода в обеспечении
конкурентоспособности - необходим учет непростых инфраструктурно- климатических условий арктической зоны. Исследование показало, что продукция, создаваемая как отечественными, так и международными компаниями, на данный момент не всегда является приспособленной для эксплуатации в условиях Арктики, что приводит к значительному снижению ее уровня конкурентоспособности. Из этого следует основной вывод данной работы - для обеспечения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции в Арктике на должном уровне, необходимо создание арктического стандарта, в котором были бы прописаны все характеристики подобной продукции.
Было установлено, что такой стандарт, создаваемый с учетом самых последних научно-технических разработок, способен повысить уровень конкурентоспособности продукции, производимой в соответствии с прописанными в нем характеристиками. Для этого участникам мировой торговли необходимо выступить инициаторами подобных стандартов, 98
Однако в ходе работы было выявлено, что несмотря на наличие таких широких возможностей, страны, особенно т.н. «полярная восьмерка», не занимаются разработкой стандарта, который можно было бы применять в непростых инфраструктурно-климатических условий арктической зоны. Поэтому главной проблемой, выявленной в ходе исследования, является факт того, что в Арктике на данный момент не существует единого комплексного набора арктических стандартов, которые одновременно регламентировали бы и проведение арктических операций, и характеристики высокотехнологичной продукции. Несмотря на наличие отлаженной системы механизмов международной стандартизации не только в рамках ISO, но и в других международных организациях по стандартизации, ни одна страна, высокотехнологичная корпорация или группа заинтересованных лиц не выступила с проектом единого арктического стандарта.
В данных условиях, по мнению автора работы, для Российской Федерации сформировались самые благоприятные условия для того, чтобы выступить инициатором создания как национального, так и, в перспективе, международного комплекса арктических стандартов, что позволит государству возглавить процесс стандартизации на всех уровнях.
Для оценки возможностей РФ был проведен анализ текущего состояния системы стандартизации в Российской Федерации, который продемонстрировал, что нормативно-правовая база полностью удовлетворяет современным запросам инновационной индустрии и позволяет активно использовать инструменты технического регулирования для создания национальных стандартов в арктическом регионе. Более того было установлено, что в стране уже существуют действующие механизмы обязательного применения национальных стандартов для повышения
конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, используемой в Арктике. В результате была выработана методика, основанная на существующих, а также учитывающая разрабатываемые отечественные нормативно-правовые акты, которая позволяет внедрять стандарты, регулирующие арктическую деятельность, в технические задания, по которым осуществляются государственные закупки, тем самым изначально устанавливая высокую планку конкурентоспособности. Подобные стандарты также могут распространяться не только на продукцию и услуги, но и на саму систему менеджмента качества компаний, повышая качество менеджмента на всех уровнях управления организации.
Согласно исследованию, применение данной методики на практике позволит РФ производить арктическую продукцию на абсолютно новом уровне качества и будет способствовать успешному выполнению программы импортозамещения. Более того, подобный подход вынудит зарубежных конкурентов повышать и собственный уровень конкурентоспособности, и в данной ситуации именно РФ, пользуясь механизмом стандартизации ISO, может предложить уже доказавшие свою эффективность национальные арктические стандарты в качестве основы для создания международного комплекса арктических стандартов.
В заключение, на основе проведённого исследования можно утверждать, что повышение высокотехнологичной продукции, используемой в Арктике, невозможно без применения механизмов стандартизации. Учитывая все возрастающую стратегическую важность арктического региона, на первый план выходит вопрос экономического, политического и научно-технического превосходства. Добиться и удержать его возможном путем использования инструментов национальной и международной стандартизации.
На современном этапе политического и экономического развития для Российской Федерации сложились наиболее удачные условия для завоевания и удержания подобного превосходства. Выработанная в ходе исследования методика позволяет уже в самой ближайшей перспективе начать процесс повышения конкурентоспособности высокотехнологичной продукции, 100
применяемой в Арктике. В долгосрочной же перспективе, выступив в качестве инициатора международных стандартов на основе собственных национальных, Российская Федерация имеет все шансы заполучить конкурентное преимущество как в научно-технической области, так и в системе мировой стандартизации, по сути предложив миру собственную эффективную систему международных арктических стандартов.



1. Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года. М.: 2011 - 134с.
2. Основы государственной политики Российской Федерации в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. - Режим доступа: http://www.rg.ru/2009/03/30/arktika-osnovy-dok.html
3. Стратегия развития Арктической зоны Российской
Федерации и обеспечения национальной безопасности на период до 2020 года. - Режим доступа: http://minec.gov-murman.ru/files/Strategy_azrf.pdf
4. Постановление Совета Федераций О проекте федерального закона «Об арктической зоне Российской Федерации». - Режим доступа: http: //council .gov.ru/activity/documents/4335
5. Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом
регулировании» - Режим доступа:
http://www.gost.ru/wps/wcm/connect/a0a4b580455e4860ae96bfe4dfffd2ca/F Z 27.12.2002 184.pdf?MOD=AJPERES
6. Федеральный закон от 29 июня 2015 г. № 162-ФЗ «О стандартизации в
Российской Федерации» - Режим доступа:
http://www.gost.ru/wps/wcm/connect/43debd0048f477a5a38dfb56779c92ad/ FZ 29.06.2015 162.pdf?MOD=AJPERES
7. Федеральный закон от 5 апреля 2016 г. № 104-ФЗ «О внесении изменений
в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам стандартизации». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 196305/
8. Концепция развития национальной системы стандартизации Российской Федерации на период до 2020 года - Режим доступа: http://standard.gost.ru/wps/portal/!ut/p/c4/04 SB8K8xLLM9MSSzPy8xBz9C
P0os3 gLHzeXUFNLYwMLD 1 dLA09vR39DD68g4-
BAI 2CbEdFACiQY Q!/
9. ГОСТ Р 1.2-2016 Стандартизация в Российской Федерации. Стандарты национальные Российской Федерации. Правила разработки, утверждения, обновления, внесения поправок, приостановки действия и отмены - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/1200137245
10. Федеральный закон от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц». - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 116964/
11. Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ «О контрактной системе
в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». - Режим доступа:
http://www.consultant.ru/document/cons doc LAW 144624/
12. ISO/IEC Guide 2:2004. Standardization and related activities -- General vocabulary. - Режим доступа: https: //www.iso. org/standard/39976.html
13. Терминология ISO. Режим доступа: http://iso.gost.ru/wps/portal/, раздел «Терминология»
14. ISO Charter. - Режим доступа: http://www.iso.org/sites/JCGM/JCGM- charter.htm
15. Федеральный закон от 23 ноября 2007 г. №270-ФЗ «О Государственной
корпорации «Ростехнологии». - Режим доступа:
http: //www.consultant.ru/document/cons doc LAW 72710/
16. Стратегия развития Государственной корпорации «Ростехнологии» до 2020 года. М.: Ростех, 2013 - 133с.
17. Программа инновационного развития Государственной корпорации «Ростехнологии» период 2011-2020 годов. М.: Ростех, 2011 - 42с.
18. Приказ Государственной корпорации «Ростех» от 01.10.2014 № 152 «Об утверждении Основных положений по управлению правами на результаты интеллектуальной деятельности в Государственной корпорации «Ростех» и Плана мероприятий по реализации Основных
19. National Security Presidential Directive (NSPD-66) and Homeland Security
Presidential Directive (HSPD-25), 2009 - http://georgewbush-
whitehouse.archives.gov/news/releases/2009/01/20090112-3.html
20. National Strategy for the Arctic Region, 2013 -
https://www.whitehouse.gov/sites/default/files/docs/nat arctic strategy.pdf
21. Strategic plan for the Norwegian Arctic directorate, 2010-2014/- Режим
доступа: http://www.npd.no/Global/Engelsk/6%20-
%20About%20the%20NPD/TX-17561-Strategic%20plan-eng.pdf
22. Canada’s Northern Strategy. our North, our heritage, our Future, 2009 - http: //www.northernstrategy.gc.ca/cns/cns .pdf
23. Sweden’s Chairmanship Programme for the Arctic Council, 2011 -
http: //www.government. se/content/ 1/c6/16/78/59/db6ccb65. pdf
24. Sweden's strategy for the Arctic region. - Режим доступа:
http: //www.government. se/content/ 1/c6/16/78/59/3baa039d.pdf
25. Kingdom of Denmark Strategy for the Arctic 2011-2020, 2013 -
http://um.dk/en/~/media/UM/English-site/Documents/Politics-and- diplomacy/Greenland-and-The-Faroe-Islands/Arctic%20strategy.pdf
26. Communication on the European Union and the Arctic Region. - Режим доступа: http://eeas.europa.eu/arctic region/docs/com 08 763 en.pdf
27. Towards Cooperation or Confrontation? Security in the High North. NATO Defense College (NDC). - Режим доступа: http://www.isn.ethz.ch/Digital- Library/Publications/Detail/?id=97586&lng=en
Литература и монографии:
28. Александров О. Б. Северный вектор внешней политики России: внешняя политика России на Балтике, в регионе Северной Европы и в Арктике: Монография. - М.: Издательство «Спутник +», 2012. - 205 с.
29. Герчикова И.Н. Регулирование предпринимательской деятельности: государственное и межфирменное/ М.: Консалт Банкир, 2002.- С.465.
30. Голуб О.В., Сурков И.В., Позняковский В.М. Стандартизация, метрология, сертификация — Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009. — 335 с.
31. Глубоков А.И., Хмелев Е.Н, Вылегжанин А.Н.- Международное сотрудничество в Арктике. Доклад 2013 / Российский совет по междунар. делам (РСМД). — М.: Спецкнига, 2013
32. Гулиев И. А. Роль стандартов в техническом регулировании деятельности по транспортировке нефти и нефтепродуктов/ И.А.Гулиев, И.И.Литвинюк, В.И.Салыгин // Наука в современном информационном обществе. Материалы VII международной научно-практической конференции. Н.-и.ц. «Академический». - 2015. - С. 166-170.
33. Загорский А.В., Никитин А.И. Международное сотрудничество в Арктике: проблемы безопасности и развития / М.: Российская ассоциация политической науки (РАПН); Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2013. - 102 с.
34. Загорский А.В. Арктика: зона мира и сотрудничества /- М.: ИМЭМО РАН, 2011. - 195 с
35. Залывский, Н.П. Экономика арктических стран: учебное пособие / И.В. Смирнова, М.В. Гамлешко, Т.В. Голубцова, Н.П. Залывский .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2012 .— 90 с.
36. Иванов И.С. Арктический регион: Проблемы международного
сотрудничества, Том 1; Российский совет по международным делам. Хрестоматия в 3 томах. — М.: Аспект Пресс, 2013. — 384 с.
37. Конина Н.Ю. Конкурентоспособность фирмы в глобальном мире /М.: Проспект, 2012. - 368 с.
38. Конина Н.Ю. Менеджмент в международных компаниях: как побеждать в конкурентной борьбе. - М.: ТК Велби, 2008.
39. Крылова Г.Д. Основы стандартизации, сертификации, метрологии. 3-е изд., перераб. и доп. — М.: КОНИТИ-ДАНА, 2003. — 671 с
40. Куприков Н.М. Структурно-параметрический анализ влияния моментно¬инерционного фактора на облик самолета арктического базирования./ - Москва, 2016
41. Куприков Н.М., Пономарев В.И., Полищук М.А. «О перспективах деятельности технического комитета по стандартизации №187 «Проведение исследований в полярных регионах» // Севастополь. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции 17-19 мая 2017 г.: «Управление качеством образования и промышленности», 2017 - 291 с.
42. Лукин, Ю. Ф. Великий передел Арктики: [монография] / Ю. Ф. Лукин; Северный (Арктический) федер. ун- т. — Архангельск, 2010. — 400 с.
43. Лукин Ю. Ф. Российская Арктика в изменяющемся мире: монография/ Ю.Ф. Лукин; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013 - 281 с.
44. Ратушняк Е.С. Техническое регулирование в странах ЕЭП // Право и управление XXI век. - 2014. - №2. - С. 183-188
45. Чемезов С.В., Попович Л.Г., Турко Н.И., Швец Н.Н. Актуальные проблемы менеджмента высокотехнологичной ПВН // Сборник научных трудов. - М.:ВАГШ, 2010.- № 58(166).
46. Чемезов С.В., Свечников С.И. «Роль и место маркетингового
планирования в осуществлении военно-технического сотрудничества с иностранными государствами (на примере деятельности ФГУП «Рособоронэкспорт») - М.: Вестник Академии военных наук № 3(16), 2006
47. Чилингаров А.Н. «Государство Российское. Новый этап. Арктический вектор». - М: Изборский клуб, 2016
Электронные ресурсы:
48. Путин предложил новый способ использования Северного морского пути. - Режим доступа: http://pro-arctic.ru/15/05/2017/news/26606
Федерации» - Режим доступа:
http://static.kremlin.ru/media/events/files/41d4d8e8206d56fc949d.pdf
50. Department of Defense Arctic Strategy, November 2013. - Режим доступа: https: //www.defense.gov/Portals/1 /Documents/pubs/2013 Arctic Strategy.pd f
51. Canada’s Arctic Foreign Policy, 2013 - Режим доступа:
http: //www.international. gc.ca/arctic-arctique/arctic policy-canada- politique arctique.aspx?lang=eng
52. Danish Arctic Strategy - Режим доступа:
http://www.geopoliticsnorth.org/index.php?option=com_content&view=articl e&id= 157: danish-preliminary-arctic-strategy&catid=40&Itemid=108
53. Новая мировая война может начаться в Арктике. - Режим доступа: http: //nvo. ng.ru/gpolit/2012-11-23/1_artic. html
54. Norway’s Arctic Policy - Режим доступа:
https://www.regjeringen.no/globalassets/departementene/ud/vedlegg/nord/nor dkloden en.pdf
55. An Arctic Strategy for Northern Sweden. - Режим доступа:
https://thebarentsobserver.com/en/arctic/2016/11/arctic-strategy-northern- sweden
56. Борьба за арктический шельф. - Режим доступа: http://bellona.ru/2007/08/06/borba-za-arkticheskij-shelf/
57. Политика Китая в Арктике. - Режим доступа: http://voprosik.net/politika- kitaya-v-arktike/
58. Политика Японии в Арктике: https://moluch.ru/archive/129/35694/
59. Южная Корея в Арктике: Партнер или соперник. Режим доступа - https: //regnum.ru/news/polit/2192056. html
60. Arctic Council Charter. Режим доступа - http: //www.arctic- council .org/index.php/en/documents
61. Arctic Council Reform. Режим доступа:
http: //www.arcticathabaskancouncil .com/aac/?q=node/12
107
62. Л.Н. Воронков. Арктика на восьмерых. Режим
gocTynahttp://www.globalaffairs.ru/number/Arktika-na-vosmerykh-16045:
63. Совместное коммюнике Совета Баренцева/Евроарктического Региона. Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/901790994
64. Шойгу: действия НАТО в Арктике, Прибалтике и на Балканах создают
угрозу безопасности РФ. Режим доступа:
https: //www.kp .ru/online/news/2727598/
65. НАТО задумалось о возрождении Арктического и Атлантического
командования. Режим доступа:
https://lenta.ru/news/2017/05/18/natoarcticandatlantic/
66. Выступление Владимира Путина на форуме "Селигер". Режим доступа: http://tass.ru/politika/1408577
67. Стратегия России в Арктике. Режим доступа:
http://ruxpert.ru/%D0%A1%D 1 %82%D 1 %80%D0%B0%D 1 %82%D0%B5 %D0%B3%D0%B8%D 1 %8F%D0%A0%D0%BE%D 1 %81 %D 1 %81 %D0 %B8%D0%B8%D0%B2%D0%90%D 1 %80%D0%BA%D 1 %82%D0%B8 %D0%BA%D0%B5
68. Об Основах государственной политики России в Арктике на период до 2020 года и дальнейшую перспективу. Режим доступа: http: //government.ru/info/18359/
69. В 2017 году в российской Арктике завершится строительство более 100
объектов военной инфраструктуры. Режим доступа:
http: //function.mil. ru/news page/country/more. htm? id=12109324@egNews
70. МЧС откроет в Арктике дополнительные центры. Режим доступа: https://rg.ru/2017/03/30/reg-szfo/mchs-otkroet-v-arktike-chetyre- dopolnitelnyh-centra.html
71. Минобороны раскрыло объем гособоронзаказа на 2017 год. Режим доступа: https: //lenta.ru/news/2017/02/21/oboronzakaz/
72. Интеллектуальная собственность и инновационное развитие
высокотехнологичных компаний. Режим доступа: http://inter- legal.ru/intellektualnaya-sobstvennost-i-innovacionnoe-razvitie- vysokotexnologichnyx-kompanij
73. Ю.Ф. Лукин. Арктика: Перспективы устойчивого развития. Режим
доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/arktika-perspektivy-ustoy chivogo-
razvitiya
74. Арктический регион: проблемы международного сотрудничества. Тома
1-3. Режим доступа -
http://russiancouncil.rU/common/upload/Arctic%20Anthology%20Vol%203.p df
75. Arctic Operations Handbook. Режим доступа - http://www.arctic-operations- handbook.info/pdf/Arctic%20Marine%20Operations%20Report.pdf
76. The Fortune 2016 Global 500. Режим доступа: http://fortune.com/global500/
77. ISO/IEC Guide 2:2004; Standardization and related activities -General vocabulary. Режим доступа: https://www.iso.org/standard/39976.html
78. Producer-Level Benefits of Sustainability Certification, Allen Blackman &
Jorge Rivera. Режим доступа:
https: //www. ncbi. nlm. nih. gov/pubmed/22070273
79. Рогозин: правительство разработает специальный арктический ГОСТ качества. Режим доступа: http://tass.ru/ekonomika/3351471
80. Тест на шапке мира. Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/09/pravitelstvo- razrabotaet-arkticheskij -gost-kachestva.html
81. Минпромторг подготовил каталог высокотехнологичной продукции для
нужд Арктики. Режим доступа: http://minpromtorg. gov.ru/press-
centre/news/#!minpromtorg rossii podgotovil katalog vysokotehnologichno y produkcii dlya nuzhd arktiki
82. Правительство разработает арктический ГОСТ качества. Режим доступа: https://rg.ru/2016/06/09/pravitelstvo-razrabotaet-arkticheskij-gost- kachestva.html
83. Сформирован новый технический комитет по стандартизации по исследованиям в полярных регионах. Режим доступа: http://gost.ru/wps/portal/pages/news/?article_rss_id=4840


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ