ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ БИОНИЧЕСКОГО ФОРМООБРАЗОВАНИЯ ОБЪЕКТОВ ДИЗАЙНА ГОРОДСКОЙ КУРОРТНОЙ СРЕДЫ СОЧИ
|
Введение 4
Глава 1. Бионика. Истоки возникновения и развития 9
1.1 Теоретические основы бионики 9
1.2 Бионика как прикладная наука 19
1.3 Применение структур живой природы в средовых системах 24
1.4 Анализ практики современного бионического проектирования 32
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Экологические принципы бионического формообразования 49
2.1 Заимствование природных характеристик в проектной деятельности 49
2.2 Принципы организации природных объектов 64
2.3 Приёмы экологизации городской среды 75
2.4 Использование принципа целостности в дизайне среды 79
Выводы по второй главе 88
Глава 3. Внедрение объектов бионического проектирования в дизайн городской среды 90
3.1 Дизайн-решение интерьера коворкинга «Мастерская 360°» по улице
Навагинская в г. Сочи 90
3.2 Дизайн - решение средового объекта ротонды «Астрофитум» на
Кооперативном сквере в городе Сочи 100
3.3 Дизайн-разработка концепции ЭКСПО - 2030 «Думай о будущем - действуй сейчас» 111
Выводы по третьей главе 135
Заключение 138
Список использованных источников и литературы 140
Иллюстративное приложение 148
Глава 1. Бионика. Истоки возникновения и развития 9
1.1 Теоретические основы бионики 9
1.2 Бионика как прикладная наука 19
1.3 Применение структур живой природы в средовых системах 24
1.4 Анализ практики современного бионического проектирования 32
Выводы по первой главе 48
Глава 2. Экологические принципы бионического формообразования 49
2.1 Заимствование природных характеристик в проектной деятельности 49
2.2 Принципы организации природных объектов 64
2.3 Приёмы экологизации городской среды 75
2.4 Использование принципа целостности в дизайне среды 79
Выводы по второй главе 88
Глава 3. Внедрение объектов бионического проектирования в дизайн городской среды 90
3.1 Дизайн-решение интерьера коворкинга «Мастерская 360°» по улице
Навагинская в г. Сочи 90
3.2 Дизайн - решение средового объекта ротонды «Астрофитум» на
Кооперативном сквере в городе Сочи 100
3.3 Дизайн-разработка концепции ЭКСПО - 2030 «Думай о будущем - действуй сейчас» 111
Выводы по третьей главе 135
Заключение 138
Список использованных источников и литературы 140
Иллюстративное приложение 148
Тема диссертационного исследования: «Экологические принципы бионического формообразования объектов дизайна городской курортной среды Сочи».
Актуальность и постановка проблемы исследования. С ростом благо¬состояния нашего общества и повышением требований к качеству жизни населения, проблема благоустройства и озеленения городской среды становится все более актуальной. Новые этические и эстетические нормы, современные техно¬логические и материальные возможности диктуют необходимость новых под¬ходов, немыслимых сегодня без современного, профессионального дизайна.
Арсенал средств материализации дизайнерских решений очень богат, по¬явление новых отделочных материалов, в том числе имитационных, позволяет проектировать городское пространство с большой эффективностью и разнообразием, создавая синтетические объемно-пространственные композиции.
Важная особенность естественно-природного ландшафта Сочи - его неповторимость, оригинальность и разнообразие, что вызывает потребность в новом подходе к проектированию, формирующим художественно - дизайнерский образ среды, соответствующий уникальности первичной среде. В этой связи происходит значительное усиление научных интересов к различным аспектам экологического проектирования дизайнерских объектов городской среды.
В естественно-природной среде заложены возможности альтернативных проектных решений. В результате этого исторически природная среда обозначена как источник идей. Эдвард Т. Холл утверждает в книге «Скрытое измерение», что «человек и окружающая его среда взаимно формируют друг друга. В настоящее время человек в состоянии действительно создать весь мир, в котором живет. Создавая его, человек фактически определяет, каким организмом он будет». Человек всегда черпал идеи, наблюдая за природой. В прошлом это происходило совершенно естественно. Но теперь, по мере того как проблемы
дизайна все более усложняются в связи с глобальным распространением новых технологий, человечество утрачивает непосредственный контакт с биологической средой.
Бионика, как прикладная наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью использования различных приспособлений живой природы в технике, получила сегодня большое распространение не только в развитии технического знания, но и в сфере дизайна. Возникшее противоречие между неповторимой природной средой и однотипными искусственными постройками, требует решения средствами дизайн - проектирования.
В настоящее время качество городской курортной среды сильно пострадало - хаотичные застройки и высотные однотипные здания всё более отдаляют от изначальный идеи создания города-сада. Применение бионического формообразования, которое отличается неограниченными ресурсами расширения возможностей в области генезиса новых художественных форм, позволяет ре¬шить проблему гармоничного вписывания искусственных объектов в окружающий ландшафт, сохранив зеленые оазисы.
В дизайне бионика заняла положение перспективного направления благодаря универсальной категории языка, специфика которого состоит в органическом сочетании проектно-технических и образных начал, что было отмечено в разработках Ю.С. Лебедев «Архитектурная бионика». Бионика способна решать вопросы эффективности, рациональности и экологичности технического развития. Несмотря на то, что эта наука возникла уже более полувека назад, исследования в этой области по-прежнему актуальны и необходимы для развития современного дизайна.
Посредством бионического формообразования решаются так же проблемы гомогенности и гетерогенности городской среды. Сохраняя сложный гор¬ный ландшафт, архитектора Антонио Гауди (1852-1926 гг.) осуществлял систему дорог, галерей с опорами, не только по форме похожими на природные образования, но и старался понять принципы формообразования живых структур, тем самым обогащая городскую среду. Немецкий философ Рудольф Штайнер применял антропный принцип (греч. antropos- человек) в своем творчестве, базирующийся на признании космической активности человека и его взаимосвязи с Универсумом (Абсолютом), развивал теорию античности наряду с Протаго¬ром, Анаксагором, Бруно, Леонардо да Винчи, К.Э Циолковским, В.И. Вернад-ским, Ф. Хойлом и многими другими.
В природе совершенствование живых организмов сопровождается их целесообразностью, т.е. параллельно идет процесс отмирания и деградации из¬живших себя форм, на место которых становятся новые, более оптимальные и приспособленные для окружающей среды формы. Глобально этот же закон управляет дизайном.
Принципиальная разница рождения новых форм в природе и дизайне заключается в том, что в природе этот сложный процесс сопровождается естественным отбором в длительный отрезок времени, в дизайне же на эмпирическом уровне применяют бионические формы. В средовом проектировании это ассоциируется с принципами поверхностного формообразования как средством художественной выразительности. В промышленном дизайне заимствуются принципы функционирования живых организмов (способы передвижения, изменения цвета, внешних очертаний и т.д.).
Все вышеизложенное актуализирует значение экологических принципов бионического формообразования в проектировании объектов дизайна городской курортной среды Сочи.
Цель исследования: разработать объекты дизайна городской среды Сочи на основе принципов бионического формообразования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать теоретические основы бионики как прикладной науки;
— исследовать опыт применения структур живой природы в средовых системах;
— провести ретроспективный анализ практики бионического проектирования;
— выявить экологические принципы бионического формообразования объектов дизайна;
— изучить проблему гармоничного симбиоза естественно-природной и искусственной городской среды;
— разработать объекты экологически ориентированной городской курорт¬ной среды Сочи с учетом бионического формообразования.
Объект исследования: городская курортная среда Сочи.
Предмет исследования - принципы бионического формообразования объектов городской среды.
Границы исследования определяются анализом практики проектирования объектов городской среды и применением подходов бионического проектирования к дизайнерской организации курортной среды Сочи.
Гипотеза исследования: настоящее исследование исходит из гипотезы о том, что искусственная среда является вторичной по отношению к естественной среде и производной от неё. Эта иерархия должна быть определяющей в выборе принципов проектирования дизайн-объектов городской курортной среды Сочи.
Методологическим ориентиром исследования являются принцип био¬нического формообразования, экологические и эвристические подходы, рас¬крывающие сущность влияния естественно-живой природы на проектирование объектов городской курортной среды Сочи. Это обусловило выбор методов исследования:
- системный анализ;
- искусствоведческий анализ городских дизайн-объектов;
- художественно-графический анализ.
Научная новизна и практическая значимость исследования. Впервые разработана модель преемственности принципов бионического формообразо¬вания в условиях совершенствования городской курортной среды Сочи.
Главным результатом исследования является - внедрение бионического формообразования в дизайн-проектирование объектов городской курортной среды Сочи.
Апробация работы. Материалы исследования отражены в публикациях и представлены в докладах и презентациях на научно-практических, региональ¬ных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях по дизайн- проектированию. Результаты исследования апробированы в эксперименталь¬ном учебном проектировании городской среды курорта Сочи.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы, иллюстративного приложения.
Актуальность и постановка проблемы исследования. С ростом благо¬состояния нашего общества и повышением требований к качеству жизни населения, проблема благоустройства и озеленения городской среды становится все более актуальной. Новые этические и эстетические нормы, современные техно¬логические и материальные возможности диктуют необходимость новых под¬ходов, немыслимых сегодня без современного, профессионального дизайна.
Арсенал средств материализации дизайнерских решений очень богат, по¬явление новых отделочных материалов, в том числе имитационных, позволяет проектировать городское пространство с большой эффективностью и разнообразием, создавая синтетические объемно-пространственные композиции.
Важная особенность естественно-природного ландшафта Сочи - его неповторимость, оригинальность и разнообразие, что вызывает потребность в новом подходе к проектированию, формирующим художественно - дизайнерский образ среды, соответствующий уникальности первичной среде. В этой связи происходит значительное усиление научных интересов к различным аспектам экологического проектирования дизайнерских объектов городской среды.
В естественно-природной среде заложены возможности альтернативных проектных решений. В результате этого исторически природная среда обозначена как источник идей. Эдвард Т. Холл утверждает в книге «Скрытое измерение», что «человек и окружающая его среда взаимно формируют друг друга. В настоящее время человек в состоянии действительно создать весь мир, в котором живет. Создавая его, человек фактически определяет, каким организмом он будет». Человек всегда черпал идеи, наблюдая за природой. В прошлом это происходило совершенно естественно. Но теперь, по мере того как проблемы
дизайна все более усложняются в связи с глобальным распространением новых технологий, человечество утрачивает непосредственный контакт с биологической средой.
Бионика, как прикладная наука, изучающая особенности строения и жизнедеятельности организмов с целью использования различных приспособлений живой природы в технике, получила сегодня большое распространение не только в развитии технического знания, но и в сфере дизайна. Возникшее противоречие между неповторимой природной средой и однотипными искусственными постройками, требует решения средствами дизайн - проектирования.
В настоящее время качество городской курортной среды сильно пострадало - хаотичные застройки и высотные однотипные здания всё более отдаляют от изначальный идеи создания города-сада. Применение бионического формообразования, которое отличается неограниченными ресурсами расширения возможностей в области генезиса новых художественных форм, позволяет ре¬шить проблему гармоничного вписывания искусственных объектов в окружающий ландшафт, сохранив зеленые оазисы.
В дизайне бионика заняла положение перспективного направления благодаря универсальной категории языка, специфика которого состоит в органическом сочетании проектно-технических и образных начал, что было отмечено в разработках Ю.С. Лебедев «Архитектурная бионика». Бионика способна решать вопросы эффективности, рациональности и экологичности технического развития. Несмотря на то, что эта наука возникла уже более полувека назад, исследования в этой области по-прежнему актуальны и необходимы для развития современного дизайна.
Посредством бионического формообразования решаются так же проблемы гомогенности и гетерогенности городской среды. Сохраняя сложный гор¬ный ландшафт, архитектора Антонио Гауди (1852-1926 гг.) осуществлял систему дорог, галерей с опорами, не только по форме похожими на природные образования, но и старался понять принципы формообразования живых структур, тем самым обогащая городскую среду. Немецкий философ Рудольф Штайнер применял антропный принцип (греч. antropos- человек) в своем творчестве, базирующийся на признании космической активности человека и его взаимосвязи с Универсумом (Абсолютом), развивал теорию античности наряду с Протаго¬ром, Анаксагором, Бруно, Леонардо да Винчи, К.Э Циолковским, В.И. Вернад-ским, Ф. Хойлом и многими другими.
В природе совершенствование живых организмов сопровождается их целесообразностью, т.е. параллельно идет процесс отмирания и деградации из¬живших себя форм, на место которых становятся новые, более оптимальные и приспособленные для окружающей среды формы. Глобально этот же закон управляет дизайном.
Принципиальная разница рождения новых форм в природе и дизайне заключается в том, что в природе этот сложный процесс сопровождается естественным отбором в длительный отрезок времени, в дизайне же на эмпирическом уровне применяют бионические формы. В средовом проектировании это ассоциируется с принципами поверхностного формообразования как средством художественной выразительности. В промышленном дизайне заимствуются принципы функционирования живых организмов (способы передвижения, изменения цвета, внешних очертаний и т.д.).
Все вышеизложенное актуализирует значение экологических принципов бионического формообразования в проектировании объектов дизайна городской курортной среды Сочи.
Цель исследования: разработать объекты дизайна городской среды Сочи на основе принципов бионического формообразования.
В соответствии с поставленной целью необходимо решить следующие задачи:
— проанализировать теоретические основы бионики как прикладной науки;
— исследовать опыт применения структур живой природы в средовых системах;
— провести ретроспективный анализ практики бионического проектирования;
— выявить экологические принципы бионического формообразования объектов дизайна;
— изучить проблему гармоничного симбиоза естественно-природной и искусственной городской среды;
— разработать объекты экологически ориентированной городской курорт¬ной среды Сочи с учетом бионического формообразования.
Объект исследования: городская курортная среда Сочи.
Предмет исследования - принципы бионического формообразования объектов городской среды.
Границы исследования определяются анализом практики проектирования объектов городской среды и применением подходов бионического проектирования к дизайнерской организации курортной среды Сочи.
Гипотеза исследования: настоящее исследование исходит из гипотезы о том, что искусственная среда является вторичной по отношению к естественной среде и производной от неё. Эта иерархия должна быть определяющей в выборе принципов проектирования дизайн-объектов городской курортной среды Сочи.
Методологическим ориентиром исследования являются принцип био¬нического формообразования, экологические и эвристические подходы, рас¬крывающие сущность влияния естественно-живой природы на проектирование объектов городской курортной среды Сочи. Это обусловило выбор методов исследования:
- системный анализ;
- искусствоведческий анализ городских дизайн-объектов;
- художественно-графический анализ.
Научная новизна и практическая значимость исследования. Впервые разработана модель преемственности принципов бионического формообразо¬вания в условиях совершенствования городской курортной среды Сочи.
Главным результатом исследования является - внедрение бионического формообразования в дизайн-проектирование объектов городской курортной среды Сочи.
Апробация работы. Материалы исследования отражены в публикациях и представлены в докладах и презентациях на научно-практических, региональ¬ных, всероссийских и международных конкурсах и конференциях по дизайн- проектированию. Результаты исследования апробированы в эксперименталь¬ном учебном проектировании городской среды курорта Сочи.
Структура и объем диссертации: диссертация состоит из введения, трех глав и заключения, списка использованной литературы, иллюстративного приложения.
В работе систематизирован обширный материал по теме диссертации «Экологические принципы бионического формообразования объектов дизайна городской курортной среды Сочи», который представлен несколькими группа¬ми источников. В диссертационной работе исследованы принципы организации природных объектов и их применение в формообразовании средовых объектов дизайна, а так же рассмотрены экологические возможности проектирования городской среды посредством бионического дизайна; разработаны экологически обоснованные объекты городской среды на основе применения бионического формообразования в дизайне.
Применение бионического формообразования, которое отличается не-ограниченными ресурсами расширения возможностей в области генезиса новых художественных форм, позволяет решить проблему гармоничного вписывания искусственных объектов в окружающий ландшафт, сохранив зеленые оазисы.
В диссертационной работе обобщены результаты проведенных исследований в области экологического проектирования и применение подходов бионического проектирования к дизайнерской организации городской среды:
Во-первых, проанализированы понятия основы бионики как прикладной науки, проведен комплексный анализ экологических принципов, влияющих на качество проектирования городской среды;
Во-вторых, была выявлена специфика экологического проектирования городской среды и разработаны объекты городской среды с учетом экологических принципов бионического формообразования;
В-третьих, проведен аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований, а также проектных решений в сфере современного бионического проектирования городской среды;
В-четвертых, проанализированы средства природоподобного подхода к проектированию объектов городской среды, применяющиеся в проектной деятельности как творческом процессе; исследована специфика формирования городской среды с учетом экологической составляющей;
В-пятых, разработана экологически ориентированная пространственная среда с учетом экологического аспекта, предложены природоподобные средства формообразования средовых объектов дизайна и внутреннего пространства с использованием экологически-ориентированных бионических форм.
В результате анализа современного состояния городской курортной среды Сочи, выявлены противоречия уникальных природных и в основном одно¬образных искусственных компонентов. Применение бионического формообразования, которое отличается неограниченными ресурсами расширения возможностей в области генезиса новых художественных форм, позволило решить проблему гармоничного вписывания искусственных объектов в окружающий ландшафт, сохранив зеленые оазисы.
На основе проведенного исследования разработаны дизайн - объекты городской курортной среды Сочи. Соблюдены критерии целостности фрагментов среды:
- зрительное и функциональное выделение из целостной среды;
- ограниченность, связность и компактность;
- соответствие соподчиненности элементов целого.
Рассмотрены аспекты целостности средового объекта: - завершенность средового решения; - узнаваемость характера среды; - запоминаемость ее отличительных черт. Изложенное в исследовании диссертации актуализирует значение экологических принципов бионического формообразования в проектировании объектов дизайна городской курортной среды Сочи.
Применение бионического формообразования, которое отличается не-ограниченными ресурсами расширения возможностей в области генезиса новых художественных форм, позволяет решить проблему гармоничного вписывания искусственных объектов в окружающий ландшафт, сохранив зеленые оазисы.
В диссертационной работе обобщены результаты проведенных исследований в области экологического проектирования и применение подходов бионического проектирования к дизайнерской организации городской среды:
Во-первых, проанализированы понятия основы бионики как прикладной науки, проведен комплексный анализ экологических принципов, влияющих на качество проектирования городской среды;
Во-вторых, была выявлена специфика экологического проектирования городской среды и разработаны объекты городской среды с учетом экологических принципов бионического формообразования;
В-третьих, проведен аналитический обзор зарубежных и отечественных исследований, а также проектных решений в сфере современного бионического проектирования городской среды;
В-четвертых, проанализированы средства природоподобного подхода к проектированию объектов городской среды, применяющиеся в проектной деятельности как творческом процессе; исследована специфика формирования городской среды с учетом экологической составляющей;
В-пятых, разработана экологически ориентированная пространственная среда с учетом экологического аспекта, предложены природоподобные средства формообразования средовых объектов дизайна и внутреннего пространства с использованием экологически-ориентированных бионических форм.
В результате анализа современного состояния городской курортной среды Сочи, выявлены противоречия уникальных природных и в основном одно¬образных искусственных компонентов. Применение бионического формообразования, которое отличается неограниченными ресурсами расширения возможностей в области генезиса новых художественных форм, позволило решить проблему гармоничного вписывания искусственных объектов в окружающий ландшафт, сохранив зеленые оазисы.
На основе проведенного исследования разработаны дизайн - объекты городской курортной среды Сочи. Соблюдены критерии целостности фрагментов среды:
- зрительное и функциональное выделение из целостной среды;
- ограниченность, связность и компактность;
- соответствие соподчиненности элементов целого.
Рассмотрены аспекты целостности средового объекта: - завершенность средового решения; - узнаваемость характера среды; - запоминаемость ее отличительных черт. Изложенное в исследовании диссертации актуализирует значение экологических принципов бионического формообразования в проектировании объектов дизайна городской курортной среды Сочи.



