РОЛЬ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ
|
Введение 3
1. Опорный конспект в системе современных образовательных технологий 6
1.1. Современные образовательные технологии на уроках русского языка 6
1.2. Слияние технологий - ключ к интенсификации обучения 21
2. Обновлённая технология опорного конспектирования 30
2.1. История опорного конспекта как части блочно-модульной подачи
материала на уроках русского языка 30
2.2. Опорный конспект в преподавании орфографии 38
2.3. Опорный конспект в преподавании пунктуации 41
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
1. Опорный конспект в системе современных образовательных технологий 6
1.1. Современные образовательные технологии на уроках русского языка 6
1.2. Слияние технологий - ключ к интенсификации обучения 21
2. Обновлённая технология опорного конспектирования 30
2.1. История опорного конспекта как части блочно-модульной подачи
материала на уроках русского языка 30
2.2. Опорный конспект в преподавании орфографии 38
2.3. Опорный конспект в преподавании пунктуации 41
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения
Актуальность работы. Совершенствование образовательных систем с каждым годом приводит к появлению инновационных способов обеспечения образовательного процесса. Мотивация, интенсивность, снижение уровня стресса, особые технологии подачи, укрупнения и усвоения учебной информации - можно сказать, что мы имеем дело с «методической войной», которую большинство общеобразовательных школ давно проиграли. Учебные центры, тренинги и вебинары от «лучших инстаграм-репетиторов», которые заслужили уважение современных учеников и их родителей, потому что в их регалиях есть слово «инстаграм». Общеобразовательная школа теряет конкурентоспособность, устаревает.
Русский язык, который остаётся основным предметом в школах нашей страны, также претерпевает изменения, однако не каждую инновацию возможно применить на уроке словесности, по крайней мере так, чтобы это было уместно.
В середине прошлого века устойчивость образовательной сферы, как и иных аспектов экономики Советского государства, позволяла проводить исследования по увеличению эффективности образовательных технологий, но не с целью «личностного воспитания», а с целью повышения качества преподаваемого материала - удобства создавались для учителя, потому что именно от него зависел успех педагогического процесса.
В области предмета «Русский язык», помимо известных учебников В.В. Бабайцевой, М.Т. Баранова, С.Г. Бархударова, В.А. Белошапковой, М.А. Бондаренко, Е.А. Земской, Т.А. Ладыженской и др., увидели свет работы Ю.С. Меженко - народного учителя СССР. Его земляк, донецкий математик В.Ф. Шаталов разработал уникальную систему опорного конспектирования, которая, благодаря Юрию Степановичу, была адаптирована к урокам русского языка, доработана и зафиксирована. Несколько лет назад вышел фундаментальный труд Ю.С. Меженко «Поддержка и опора», в котором изложены основополагающие аспекты преподавания русского языка в нестандартном методическом формате.
Эффективные подходы, разработанные известными педагогами- новаторами, сегодня забыты. И данное исследование способствует развитию модульной методики, разработанной В.Ф. Шаталовым и Ю.С. Меженко, до современного уровня потребностей учащихся и преподавателей, а также стремится решить проблему оптимизации и структуризации уроков русского языка в средней школе без учёта инновационных технологий с средств, имеющих сомнительную научную обоснованность и разработанность.
Цель исследования - раскрыть потенциал применения технологии опорного конспекта и сопутствующих методических решений на современном уроке русского языка.
Задачи исследования:
- обозначить ключевые направления в развитии современного образования путём рассмотрения современных образовательных технологий;
- изучить возможность слияния технологий для достижения большей эффективности;
- раскрыть сущность модульного подхода, основанного на технологии опорного конспектирования;
- рассмотреть историю формирования блочно-модульной методики и опорных конспектов по русскому языку;
- проанализировать применение комбинированной модульной методики на примере тем, связанных с орфографией и пунктуацией.
Объектом исследования является система современных технологий обучения русскому языку.
Предмет исследования - опорное конспектирование в структуре блочно-модульного подхода в преподавании русского языка.
Гипотеза исследования: выявить, описать и продемонстрировать роль опорного конспектирования и комплекса методических приёмов, направленных на интенсификацию уроков русского языка в школе, акцентировать внимание на потенциале данного подхода в развитии эффективности обучения.
Основные методы исследования:
- абстрагирование направлений изучения методической составляющей современных образовательных технологий, применительно к урокам русского языка в средней школе;
- компонентный анализ элементов системы опорных конспектов;
- описание структуры блочно-модульной подачи материала;
- моделирование фрагмента урока с применением комбинированной модульной методики;
- прогнозирование результатов применения модульной системы на уроке.
Практическая значимость состоит в оптимизации скорости и качества образовательного процесса на уроках русского языка, систематизации учебного материала и структуризации курса русского языка в средней школе. Методическая база учителя обогащается не только зрелищными, но и весьма эффективными средствами, позволяющими сделать урок русского языка не только интересным, но и продуктивным.
Апробация исследования проведена и подтверждается следующими документами (см. Приложение А):
1. Диплом за 2 место в финале Международного конкурса педагогического мастерства «Идеи образования - 2019» №DPF-9326-48729 (см. Прил. А.1).
2. Диплом за 3 место в V Международном конкурсе учебных и научных работ студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «Quality education - 2019» (в рамках требований ФГОС) от 20.11.2019 №QE-2019-02-012. (см. Прил. А.2).
3. Диплом за 1 место во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» от 15 ноября 2019 г. (см. Прил. А.3).
4. Сертификат участника II Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по Отечественной филологии «Земли родной язык» от 29 февраля 2020 г. (см. Прил. А.4).
Русский язык, который остаётся основным предметом в школах нашей страны, также претерпевает изменения, однако не каждую инновацию возможно применить на уроке словесности, по крайней мере так, чтобы это было уместно.
В середине прошлого века устойчивость образовательной сферы, как и иных аспектов экономики Советского государства, позволяла проводить исследования по увеличению эффективности образовательных технологий, но не с целью «личностного воспитания», а с целью повышения качества преподаваемого материала - удобства создавались для учителя, потому что именно от него зависел успех педагогического процесса.
В области предмета «Русский язык», помимо известных учебников В.В. Бабайцевой, М.Т. Баранова, С.Г. Бархударова, В.А. Белошапковой, М.А. Бондаренко, Е.А. Земской, Т.А. Ладыженской и др., увидели свет работы Ю.С. Меженко - народного учителя СССР. Его земляк, донецкий математик В.Ф. Шаталов разработал уникальную систему опорного конспектирования, которая, благодаря Юрию Степановичу, была адаптирована к урокам русского языка, доработана и зафиксирована. Несколько лет назад вышел фундаментальный труд Ю.С. Меженко «Поддержка и опора», в котором изложены основополагающие аспекты преподавания русского языка в нестандартном методическом формате.
Эффективные подходы, разработанные известными педагогами- новаторами, сегодня забыты. И данное исследование способствует развитию модульной методики, разработанной В.Ф. Шаталовым и Ю.С. Меженко, до современного уровня потребностей учащихся и преподавателей, а также стремится решить проблему оптимизации и структуризации уроков русского языка в средней школе без учёта инновационных технологий с средств, имеющих сомнительную научную обоснованность и разработанность.
Цель исследования - раскрыть потенциал применения технологии опорного конспекта и сопутствующих методических решений на современном уроке русского языка.
Задачи исследования:
- обозначить ключевые направления в развитии современного образования путём рассмотрения современных образовательных технологий;
- изучить возможность слияния технологий для достижения большей эффективности;
- раскрыть сущность модульного подхода, основанного на технологии опорного конспектирования;
- рассмотреть историю формирования блочно-модульной методики и опорных конспектов по русскому языку;
- проанализировать применение комбинированной модульной методики на примере тем, связанных с орфографией и пунктуацией.
Объектом исследования является система современных технологий обучения русскому языку.
Предмет исследования - опорное конспектирование в структуре блочно-модульного подхода в преподавании русского языка.
Гипотеза исследования: выявить, описать и продемонстрировать роль опорного конспектирования и комплекса методических приёмов, направленных на интенсификацию уроков русского языка в школе, акцентировать внимание на потенциале данного подхода в развитии эффективности обучения.
Основные методы исследования:
- абстрагирование направлений изучения методической составляющей современных образовательных технологий, применительно к урокам русского языка в средней школе;
- компонентный анализ элементов системы опорных конспектов;
- описание структуры блочно-модульной подачи материала;
- моделирование фрагмента урока с применением комбинированной модульной методики;
- прогнозирование результатов применения модульной системы на уроке.
Практическая значимость состоит в оптимизации скорости и качества образовательного процесса на уроках русского языка, систематизации учебного материала и структуризации курса русского языка в средней школе. Методическая база учителя обогащается не только зрелищными, но и весьма эффективными средствами, позволяющими сделать урок русского языка не только интересным, но и продуктивным.
Апробация исследования проведена и подтверждается следующими документами (см. Приложение А):
1. Диплом за 2 место в финале Международного конкурса педагогического мастерства «Идеи образования - 2019» №DPF-9326-48729 (см. Прил. А.1).
2. Диплом за 3 место в V Международном конкурсе учебных и научных работ студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «Quality education - 2019» (в рамках требований ФГОС) от 20.11.2019 №QE-2019-02-012. (см. Прил. А.2).
3. Диплом за 1 место во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» от 15 ноября 2019 г. (см. Прил. А.3).
4. Сертификат участника II Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по Отечественной филологии «Земли родной язык» от 29 февраля 2020 г. (см. Прил. А.4).
Цель написания данной выпускной квалификационной работы заключалась в том, чтобы раскрыть потенциал применения опорных конспектов и доказать, что данная технология не уступает в эффективности инновационным учебным средствам и даже опережает их в купе с сопутствующими методическими решениями на современном уроке русского языка.
В соответствии с поставленной целью был сформулирован и реализован ряд исследовательских задач.
При обозначении ключевых направлений в развитии современного образования потребовалось рассмотреть также основные инновационные технологии, в основе которые перенос обучения в цифровую среду, после чего мы определили место технологии опорного конспектирования и технологии блочно-модульной подачи материала в системе СОТ.
Понимание всех возможностей слияния технологий обучения появилось после тщательного компонентного и структурного анализа изучаемых технологий, а также путём сравнительного анализа опорных конспектов, блочно-модульной системы и других, успешно входящих в симбиоз, современных технологий, включая ИКТ.
Исторический анализ формирования и развития блочно-модульного подхода, ответвлением которого стала успешно применяемая В.Ф. Шаталовым и Ю.С. Меженко технология опорного конспектирования, дал представление о степени научной разработанности изучаемой темы на протяжение пятидесяти лет. В процессе актуализации истории формирования блочно-модульной методики в форме «опорных конспектов» выявлены дополнительные возможности для совершенствования и применения данной методики в школьном курсе как русского языка, так и других учебных предметов.
На финальных этапах исследования мы провели демонстрацию применения обновлённой комбинированной модульной методики, основанной на симбиозе блочно-модульной технологии подачи материала и технологии ОК, рассмотрев модули по темам из разделов «Орфография» и «Пунктуация»
школьного курса русского языка, и проанализировали предполагаемые результаты использования данных «таблиц» на уроке. Главный акцент был сделан на соответствие представленного фрагмента урока (объяснительного этапа) основным критериям современных образовательных стандартов; рассматривалось количество задействованных приёмов, а также видов памяти, которые использует ученик для усвоения нового материала.
В процессе обучения школьник задействует несколько видов памяти, однако редко задействует более трёх одновременно. Методика с применением опорных конспектов задействует: зрительно-слуховую память (во время чтения и разъяснения модуля), образную память (при анализе изображений), моторную (в процессе зарисовки модулей и выполнения упражнений). Анализ и систематизация учебной информации также способствует скорейшему запоминанию, чем фрагментарные, хаотичные знания.
Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной, так как удалось описать и аргументировать важность роли опорного конспектирования и комплекса методических приёмов, направленных на интенсификацию уроков русского языка в школе, а также акцентировать внимание на потенциале данного подхода в развитии эффективности обучения.
Самое главное - такая система позволяет поддерживать баланс между интерактивностью и качеством учебного процесса. В этом заключается превосходство данного подхода над другими. Он демонстрирует, что традиционные и инновационные элементы обучения должны гармонировать для достижения ощутимого результата.
В соответствии с поставленной целью был сформулирован и реализован ряд исследовательских задач.
При обозначении ключевых направлений в развитии современного образования потребовалось рассмотреть также основные инновационные технологии, в основе которые перенос обучения в цифровую среду, после чего мы определили место технологии опорного конспектирования и технологии блочно-модульной подачи материала в системе СОТ.
Понимание всех возможностей слияния технологий обучения появилось после тщательного компонентного и структурного анализа изучаемых технологий, а также путём сравнительного анализа опорных конспектов, блочно-модульной системы и других, успешно входящих в симбиоз, современных технологий, включая ИКТ.
Исторический анализ формирования и развития блочно-модульного подхода, ответвлением которого стала успешно применяемая В.Ф. Шаталовым и Ю.С. Меженко технология опорного конспектирования, дал представление о степени научной разработанности изучаемой темы на протяжение пятидесяти лет. В процессе актуализации истории формирования блочно-модульной методики в форме «опорных конспектов» выявлены дополнительные возможности для совершенствования и применения данной методики в школьном курсе как русского языка, так и других учебных предметов.
На финальных этапах исследования мы провели демонстрацию применения обновлённой комбинированной модульной методики, основанной на симбиозе блочно-модульной технологии подачи материала и технологии ОК, рассмотрев модули по темам из разделов «Орфография» и «Пунктуация»
школьного курса русского языка, и проанализировали предполагаемые результаты использования данных «таблиц» на уроке. Главный акцент был сделан на соответствие представленного фрагмента урока (объяснительного этапа) основным критериям современных образовательных стандартов; рассматривалось количество задействованных приёмов, а также видов памяти, которые использует ученик для усвоения нового материала.
В процессе обучения школьник задействует несколько видов памяти, однако редко задействует более трёх одновременно. Методика с применением опорных конспектов задействует: зрительно-слуховую память (во время чтения и разъяснения модуля), образную память (при анализе изображений), моторную (в процессе зарисовки модулей и выполнения упражнений). Анализ и систематизация учебной информации также способствует скорейшему запоминанию, чем фрагментарные, хаотичные знания.
Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной, так как удалось описать и аргументировать важность роли опорного конспектирования и комплекса методических приёмов, направленных на интенсификацию уроков русского языка в школе, а также акцентировать внимание на потенциале данного подхода в развитии эффективности обучения.
Самое главное - такая система позволяет поддерживать баланс между интерактивностью и качеством учебного процесса. В этом заключается превосходство данного подхода над другими. Он демонстрирует, что традиционные и инновационные элементы обучения должны гармонировать для достижения ощутимого результата.
Подобные работы
- Формирование культуроведческой компетенции на уроках русского языка в 6 классе
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4265 р. Год сдачи: 2023 - ФОРМИРОВАНИЕ ОРФОГРАФИЧЕСКОГО НАВЫКА У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ ИМЕНИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4200 р. Год сдачи: 2018 - ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРОВЕДЧЕСКОЙ КОМПЕТЕНЦИИ
СРЕДСТВАМИ ФОЛЬКЛОРА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА
В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 3850 р. Год сдачи: 2016 - Разработка опорных конспектов по правовой дисциплине, реализуемой в профессиональной образовательной организации
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4270 р. Год сдачи: 2019 - РАЗВИТИЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ РЕГУЛЯТИВНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В ТЕКСТОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4925 р. Год сдачи: 2018 - Особенности использования проектной методики на уроках иностранного языка в средней школе (Московский информационно-технологический университет)
Дипломные работы, ВКР, методика преподавания. Язык работы: Русский. Цена: 1500 р. Год сдачи: 2023 - Использование аутентичных фильмов в процессе формирования лингвокультурологической компетенции
Дипломные работы, ВКР, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 6300 р. Год сдачи: 2018 - Дидактический потенциал экскурсии в процессе обучения английскому языку в средней общеобразовательной школе
Бакалаврская работа, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 4225 р. Год сдачи: 2024 - ФОРМИРОВАНИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНЫХ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ УЧАЩИХСЯ ВОСЬМЫХ КЛАССОВ
Магистерская диссертация, педагогика. Язык работы: Русский. Цена: 5700 р. Год сдачи: 2019



