Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


РОЛЬ ОПОРНЫХ КОНСПЕКТОВ В СИСТЕМЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Работа №76455

Тип работы

Дипломные работы, ВКР

Предмет

филология

Объем работы60
Год сдачи2020
Стоимость4250 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
153
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3
1. Опорный конспект в системе современных образовательных технологий 6
1.1. Современные образовательные технологии на уроках русского языка 6
1.2. Слияние технологий - ключ к интенсификации обучения 21
2. Обновлённая технология опорного конспектирования 30
2.1. История опорного конспекта как части блочно-модульной подачи
материала на уроках русского языка 30
2.2. Опорный конспект в преподавании орфографии 38
2.3. Опорный конспект в преподавании пунктуации 41
Заключение 46
Список использованной литературы 48
Приложения

Актуальность работы. Совершенствование образовательных систем с каждым годом приводит к появлению инновационных способов обеспечения образовательного процесса. Мотивация, интенсивность, снижение уровня стресса, особые технологии подачи, укрупнения и усвоения учебной информации - можно сказать, что мы имеем дело с «методической войной», которую большинство общеобразовательных школ давно проиграли. Учебные центры, тренинги и вебинары от «лучших инстаграм-репетиторов», которые заслужили уважение современных учеников и их родителей, потому что в их регалиях есть слово «инстаграм». Общеобразовательная школа теряет конкурентоспособность, устаревает.
Русский язык, который остаётся основным предметом в школах нашей страны, также претерпевает изменения, однако не каждую инновацию возможно применить на уроке словесности, по крайней мере так, чтобы это было уместно.
В середине прошлого века устойчивость образовательной сферы, как и иных аспектов экономики Советского государства, позволяла проводить исследования по увеличению эффективности образовательных технологий, но не с целью «личностного воспитания», а с целью повышения качества преподаваемого материала - удобства создавались для учителя, потому что именно от него зависел успех педагогического процесса.
В области предмета «Русский язык», помимо известных учебников В.В. Бабайцевой, М.Т. Баранова, С.Г. Бархударова, В.А. Белошапковой, М.А. Бондаренко, Е.А. Земской, Т.А. Ладыженской и др., увидели свет работы Ю.С. Меженко - народного учителя СССР. Его земляк, донецкий математик В.Ф. Шаталов разработал уникальную систему опорного конспектирования, которая, благодаря Юрию Степановичу, была адаптирована к урокам русского языка, доработана и зафиксирована. Несколько лет назад вышел фундаментальный труд Ю.С. Меженко «Поддержка и опора», в котором изложены основополагающие аспекты преподавания русского языка в нестандартном методическом формате.
Эффективные подходы, разработанные известными педагогами- новаторами, сегодня забыты. И данное исследование способствует развитию модульной методики, разработанной В.Ф. Шаталовым и Ю.С. Меженко, до современного уровня потребностей учащихся и преподавателей, а также стремится решить проблему оптимизации и структуризации уроков русского языка в средней школе без учёта инновационных технологий с средств, имеющих сомнительную научную обоснованность и разработанность.
Цель исследования - раскрыть потенциал применения технологии опорного конспекта и сопутствующих методических решений на современном уроке русского языка.
Задачи исследования:
- обозначить ключевые направления в развитии современного образования путём рассмотрения современных образовательных технологий;
- изучить возможность слияния технологий для достижения большей эффективности;
- раскрыть сущность модульного подхода, основанного на технологии опорного конспектирования;
- рассмотреть историю формирования блочно-модульной методики и опорных конспектов по русскому языку;
- проанализировать применение комбинированной модульной методики на примере тем, связанных с орфографией и пунктуацией.
Объектом исследования является система современных технологий обучения русскому языку.
Предмет исследования - опорное конспектирование в структуре блочно-модульного подхода в преподавании русского языка.
Гипотеза исследования: выявить, описать и продемонстрировать роль опорного конспектирования и комплекса методических приёмов, направленных на интенсификацию уроков русского языка в школе, акцентировать внимание на потенциале данного подхода в развитии эффективности обучения.
Основные методы исследования:
- абстрагирование направлений изучения методической составляющей современных образовательных технологий, применительно к урокам русского языка в средней школе;
- компонентный анализ элементов системы опорных конспектов;
- описание структуры блочно-модульной подачи материала;
- моделирование фрагмента урока с применением комбинированной модульной методики;
- прогнозирование результатов применения модульной системы на уроке.
Практическая значимость состоит в оптимизации скорости и качества образовательного процесса на уроках русского языка, систематизации учебного материала и структуризации курса русского языка в средней школе. Методическая база учителя обогащается не только зрелищными, но и весьма эффективными средствами, позволяющими сделать урок русского языка не только интересным, но и продуктивным.
Апробация исследования проведена и подтверждается следующими документами (см. Приложение А):
1. Диплом за 2 место в финале Международного конкурса педагогического мастерства «Идеи образования - 2019» №DPF-9326-48729 (см. Прил. А.1).
2. Диплом за 3 место в V Международном конкурсе учебных и научных работ студентов, магистрантов, аспирантов, докторантов «Quality education - 2019» (в рамках требований ФГОС) от 20.11.2019 №QE-2019-02-012. (см. Прил. А.2).
3. Диплом за 1 место во Всероссийской студенческой научно-практической конференции «Студенческая практика - ключ к будущей профессии: профессиональный рост будущего специалиста» от 15 ноября 2019 г. (см. Прил. А.3).
4. Сертификат участника II Международного конкурса студенческих научно-исследовательских работ по Отечественной филологии «Земли родной язык» от 29 февраля 2020 г. (см. Прил. А.4).


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Цель написания данной выпускной квалификационной работы заключалась в том, чтобы раскрыть потенциал применения опорных конспектов и доказать, что данная технология не уступает в эффективности инновационным учебным средствам и даже опережает их в купе с сопутствующими методическими решениями на современном уроке русского языка.
В соответствии с поставленной целью был сформулирован и реализован ряд исследовательских задач.
При обозначении ключевых направлений в развитии современного образования потребовалось рассмотреть также основные инновационные технологии, в основе которые перенос обучения в цифровую среду, после чего мы определили место технологии опорного конспектирования и технологии блочно-модульной подачи материала в системе СОТ.
Понимание всех возможностей слияния технологий обучения появилось после тщательного компонентного и структурного анализа изучаемых технологий, а также путём сравнительного анализа опорных конспектов, блочно-модульной системы и других, успешно входящих в симбиоз, современных технологий, включая ИКТ.
Исторический анализ формирования и развития блочно-модульного подхода, ответвлением которого стала успешно применяемая В.Ф. Шаталовым и Ю.С. Меженко технология опорного конспектирования, дал представление о степени научной разработанности изучаемой темы на протяжение пятидесяти лет. В процессе актуализации истории формирования блочно-модульной методики в форме «опорных конспектов» выявлены дополнительные возможности для совершенствования и применения данной методики в школьном курсе как русского языка, так и других учебных предметов.
На финальных этапах исследования мы провели демонстрацию применения обновлённой комбинированной модульной методики, основанной на симбиозе блочно-модульной технологии подачи материала и технологии ОК, рассмотрев модули по темам из разделов «Орфография» и «Пунктуация»
школьного курса русского языка, и проанализировали предполагаемые результаты использования данных «таблиц» на уроке. Главный акцент был сделан на соответствие представленного фрагмента урока (объяснительного этапа) основным критериям современных образовательных стандартов; рассматривалось количество задействованных приёмов, а также видов памяти, которые использует ученик для усвоения нового материала.
В процессе обучения школьник задействует несколько видов памяти, однако редко задействует более трёх одновременно. Методика с применением опорных конспектов задействует: зрительно-слуховую память (во время чтения и разъяснения модуля), образную память (при анализе изображений), моторную (в процессе зарисовки модулей и выполнения упражнений). Анализ и систематизация учебной информации также способствует скорейшему запоминанию, чем фрагментарные, хаотичные знания.
Таким образом, гипотезу исследования можно считать доказанной, так как удалось описать и аргументировать важность роли опорного конспектирования и комплекса методических приёмов, направленных на интенсификацию уроков русского языка в школе, а также акцентировать внимание на потенциале данного подхода в развитии эффективности обучения.
Самое главное - такая система позволяет поддерживать баланс между интерактивностью и качеством учебного процесса. В этом заключается превосходство данного подхода над другими. Он демонстрирует, что традиционные и инновационные элементы обучения должны гармонировать для достижения ощутимого результата.



1. Александрова, Г.В. Совершенствование общеучебных умений в системе интегрированных уроков русского языка: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Г.В. Александрова. - М.: библиотека МПГУ, 2008. - 22 с. (Дополнительно: режим доступа:http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13-00-02/dissertaciya-sovershenstvovanie-obscheuchebnyh-umeniy-v-sisteme-integrirovannyh-urokov-russkogo-yazyka).
2. Анисимова, Т. И. STEAM-образование как инновационная технология для
Индустрии 4.0 / Т. И. Анисимова, О. В. Шатунова, Ф. М. Сабирова [Электронный ресурс] // Научный диалог. - 2018. - № 11. - С. 322-332. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/steam-obrazovanie-kak-
innovatsionnaya-tehnologiya-dlya-industrii-4-0/viewer (дата обращения:
20.05.2020).
3. Баранов, М. Т. Методика преподавания русского языка в школе: учебник М 54 для студ. высш. пед. учеб. заведений / М.Т. Баранов, Н. А. Ипполитова, Т. А. Ладыженская, М.Р. Львов; под ред. М.Т. Баранова. - М.: Издательский центр «Академия», 2001. - 368 с.
4. Бердиева, Т. Ч. Технология проектного обучения в современной школе /
Т.Ч. Бердиева, С.В. Сидоров [Электронный ресурс] // Сайт педагога- исследователя. 2019. Режим доступа: http://si-
sv.com/publ/tekhnologija proektnogo obuchenija/6-1 -0-655(дата обращения: 20.05.2020).
5. Беспалова, Е. А. Глобализация языка на современном этапе / Е. А. Беспалова, А. П. Тутов // Новый взгляд на проблемы современного языкознания: материалы VI Междунар. конф. школьников, студентов и аспирантов / Н. А. Боженкова (отв. ред.) [и др.]. - Курск, 2015. - С. 31-34.
6. Бордовский, Г. А. Актуальные проблемы современного образования. [Электронный ресурс] / Г.А. Бордовский // Портал «Киберленинка». - 2012.
Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sovremennoe-obrazovanie-
kakoe-ono(дата обращения: 24.05.2020).
7. Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е.А. Вылегжанина, Н.Н. Мальцева. [Электронный ресурс] // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2015. - С. 4-6. Режим доступа:https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/(дата обращения: 21.05.2020).
8. Гизатулина, О. И. Технология смешанного обучения в процессе
преподавания русского языка и литературы / О.И. Гизатулина, А. Якунина [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Инфоурок». 2018. Режим доступа: https://infourok.ru/statyatehnologiya-smeshannogo-obucheniya-v-
processe-prepodavaniya-russkogo-yazika-i-literaturi-3289465.html (дата
обращения: 21.05.2020).
9. Деревянченко, М. Интерактивный урок: технология обучения [Электронный
ресурс] / М. Деревянченко // Информационный портал «SYL.ru». - 2017. - Режим доступа: https://www.syl.ru/article/326867/interaktivnyiy-urok-
tehnologiya-obucheniya(дата обращения: 23.05.2020).
10.Захаркина, Е. С. Исследовательский метод обучения / Е.С. Захаркина [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Инфоурок». 2016. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-issledovatelskiy-metod-obucheniya-
1407740.html(дата обращения 21.05.2020).
11. Ильяхов, М. Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст / Максим Ильяхов, Людмила Сарычева. - 3-е изд. - М.: Альпина Паблишер, 2018. - 440 с.
12. Казыгулова, А. Т. Творческая мастерская В.Ф. Шаталова / А.Т. Казыгулова [Электронный ресурс] // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. - Т. 1. - Челябинск: Два комсомольца, 2011. - С. 41-43. Режим доступа:https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1142/(дата обращения: 22.05.2020).
13. Калмыкова, Н. В. Опорный конспект как один из способов представления учебной информации / Н.В. Калмыкова, С.Ф. Петряева [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - № 11.1 (91.1). - С. 53-58. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/91/19341/(дата обращения: 21.05.2020).
14. Касаткин, Л. Л. Краткий справочник по современному русскому языку: учеб. пособие / Л.Л. Касаткин, Е.В. Клобуков, П.А. Лекант; под ред. П.А. Леканта. - 4 изд., испр. - М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2010. - 400 с.
15. Касаткин, Л. Л. Русский язык: учеб. для вузов / Л.Л. Касаткин. - М.: Академия, 2001. - 768 с.
16. Кенжегулова, А. А. Инновационные методы преподавания русского языка и
литературы [Электронный ресурс] / А.А. Кенжегулова // Образовательный проект «Articlekz.com». - 2012. - Режим доступа:
https://articlekz.com/article/12306(дата обращения: 10.05.2019).
17. Кочеванов, А. Инфографика: вчера, сегодня, завтра / Александр Кочеванов [Электронный ресурс] // Сайт для дизайнеров «Infogra.ru». 2016. Режим доступа:https: //infogra. ru/infographics/infografika-vchera-segodnya-zavtra(дата обращения 22.05.2020).
18. Ладыженская, Т. А. Методика развития речи на уроках русского языка / Т. А. Ладыженская. - М., 1991.
19. Логинова, А. В. Использование технологии мобильного обучения в образовательном процессе / А.В. Логинова [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2015. - № 8 (88). - С. 974-976. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/88/17087/(дата обращения: 21.05.2020).
20. Львов, М. Р. Методика обучения русскому языку в начальных классах: Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов по спец. № 2121 «Педагогика и методика нач. обучения» / Т. Г. Рамзаева, М. Р. Львов. - М.: Просвещение, 1979. - 431 с. (Дополнительно: режим доступа:http:ZZpedlib.ru/Books/4Z0033/4 0033-105.shtml).
21. Мандель, Б.Р. Психологические особенности среднего и старшего школьного возраста. Проблемы подростка / Б.Р. Мандель // Возрастная психология: учеб. пособие. - М.: Вузовский учебник: ИНФРА-М, 2017. - Гл. 19. - С. 224-243.
22. Меженко, Ю. С. Школьный курс русского языка в опорных конспектах / Ю.С. Меженко, Т.Н. Ситникова. - Житомир: ФОП Евенок А. А., 2012. - 128 с.
23. Меженко, Ю. С. Поддержка и опора [Электронная версия] / Ю. С. Меженко. - 2-е изд., доп. - Донецк, 2017. - 345 с.
24. Немченко, В. Н. Язык как объект языкознания. Связь языка и мышления / В. Н. Немченко // Введение в языкознание: учебник для вузов - М.: Дрофа, 2008. - Гл. 1. - С. 20-42.
25. Никитина, Н. С. Технология разноуровневого обучения / Н.С. Никитина
[Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru». 2019. Режим доступа: https: //nsportal. ru/nachalnaya-
shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/2019/06/20/tehnologiya-raznourovnevogo(дата обращения 21.05.2020).
26.Обухов, А. С. Педагогические воздействия учителя на ученика / А.С. Обухов Электронный ресурс] // Психология: учеб. пособие. - 2018. - С. 388-390. Режим доступа:
https://studme.org/284634/psihologiya/pedagogicheskie vozdeyst:viya uchitelyauchenika(дата обращения: 24.05.2020).
27.Окулова, Е. В. Рабочая программа по русскому языку 7 класс [Электронный ресурс] / Е.В. Окулова // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru». - 2012. - Режим доступа:https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2012/08/21/rabochaya-programma-po-russkomu-yazyku-7-klass(дата обращения: 15.05.2020).
28. Пальтов, А. Е. Инновационные образовательные технологии: Учебное
пособие / А.Е. Пальтов. - Владимир: Изд-во ВлГУ, 2018. - 119 с. (Дополнительно: режим доступа:
http://e.lib.vlsu.ru/bitstream/123456789/6966/1/00761.pdf).
29. Парпиев, О. Т. Использование педагогических игр как фактор повышения эффективности обучения / О.Т. Парпиев [Электронный ресурс] // Молодой ученый. - 2011. - № 12 (35). - Т. 2. - С. 127-129. Режим доступа: https://moluch.ru/archive/35/4030/(дата обращения: 21.05.2020).
30. Першина, Е. Е. Проблемы современного образования [Электронный ресурс] // Образовательный портал «Инфоурок». 2016. С. 1-13. Режим доступа: https://infourok.ru/statya-problemi-sovremennogo-obrazovaniya-1285539.html(дата обращения: 03.03.2018).
31. Порошина, О. А. Здоровьесберегающие технологии в обучении /
О.А. Порошина [Электронный ресурс] // Педагогическое сообщество «Урок.рф». 2018. Режим доступа:
https ://урок.рф/library/statya zdorovesbere gayushie tehnologii v obuchenii 163431.html(дата обращения: 22.05.2020).
32. Примерная основная образовательная программа основного общего образования Российской Федерации (одобрена решением федерального учебно-методического объединения от 08.04.2015, протокол №1/15 (в редакции протокола № 1/20 от 04.02.2020) [Электронный ресурс] // Реестр ПООП. 2020. - С. 29-31. Режим доступа:https://fgosreestr.ru/wp-content/uploads/2020/02/примерная-основная-образовательная-программа-ред.-04.02.2020.|х1Г(дата обращения: 26.05.2020).
33. Прусакова, А. П. Рабочая программа (ФГОС) по русскому языку для 5 класса / А.П. Прусакова [Электронный ресурс] // Социальная сеть работников образования «nsportal.ru». 2015. Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/russkiy-yazyk/library/2015/01/29/rabochaya-
programma-fgos-po-russkomu-yazyku-dlya-5-klassa (дата обращения
23.05.2020).
34. Ривкин, Е.Ю. Профессиональная деятельность учителя в период перехода ФГОС основного общего образования. Теория и технологии / Е.Ю. Ривкин. - Волгоград: Учитель, 2015. - 183 с.
35. Розенталь, Д.Э. Русский язык. Орфография и пунктуация: новейший справочник / Д.Э. Розенталь, И.Б. Голуб. - М.: Махаон, 2005. - 336 с.
36. Санакулова, З. А. Модульное обучение как педагогическая технология /
З.А. Санакулова, М.Н. Соибназарова [Электронный ресурс] // Педагогическое мастерство: материалы X Междунар. науч. конф. - Москва: Буки-Веди, 2017. - С. 20-22. Режим доступа:
https://moluch.ru/conf/ped/archive/215/12557/(дата обращения: 22.05.2020).
37. Сдобнова, А. П. Лексикон современного школьника: проблема состава
[Электронный ресурс] // Журнал «Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия Филология. Журналистика». - 2013. - С. 20-24. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/leksikon-sovremennogo-shkolnika-
problema-sostava(дата обращения: 03.03.2018).
38. Ситаров, В. А. Проблемное обучение как одно из направлений современных технологий обучения / В.А. Ситаров [Электронный ресурс] // Знание. Понимание. Умение. - 2009. - №1 - С. 148-157. Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/problemnoe-obuchenie-kak-odno-iz-napravleniy-sovremennyh-tehnologiy-obucheniya/viewer(дата обращения: 20.05.2020).
39. Текучёва, И. В. Теория и методика преподавания русского языка. Практические занятия: Методические рекомендации. Часть I. - М.: МГПИ, 2006. - 189 с.
40. Угольникова, В. П. Путь к грамотности / В.П. Угольникова. - Симферополь, 1998. - 144 с.
41. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (Утверждён Приказом Минобрнауки России от 29.12.2014 №1644) [Электронный ресурс] // «fgos.ru». 2020. - 41 с. Режим доступа: https://fgos.ru(дата обращения: 26.05.2020).
42. Фролова, Т. Я. Методика интенсивного обучения правописанию. Русский язык: книга для учителя / Т.Я. Фролова. - Симферополь: Таврида, 2001. - 272 с.
43.Чернышова, Л. И. Психология познавательных процессов. Память. / Э.В. Островский, Л.И. Чернышова // Психология и педагогика: Учеб. пособие; под ред. Э. В. Островского; ВЗФЭИ. - М.: Вуз. учебник, 2005. - Гл. 3. - С. 68-72.
44. Шаталов, В.Ф. Куда и как исчезли тройки / В.Ф. Шаталов. - М.: Педагогика, 1980. - 136 с.
45. Юцявичене, П. А. Теория и практика модульного обучения / П.А. Юцявичене. - Каунас: Швиеса, 1989. - 272 с.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.



Подобные работы


©2025 Cервис помощи студентам в выполнении работ