Тип работы:
Предмет:
Язык работы:


Культурные аспекты Советско-Израильских дипломатических отношений 1948-1953 годов. Вероятность влияния отношения двух государств на развитие науки кумранистики и библеистики

Работа №76426

Тип работы

Магистерская диссертация

Предмет

международные отношения

Объем работы91
Год сдачи2016
Стоимость5700 руб.
ПУБЛИКУЕТСЯ ВПЕРВЫЕ
Просмотрено
246
Не подходит работа?

Узнай цену на написание


Введение 3-24
Глава 1. ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ИЗРАИЛЯ 25-41
1.1. Дипломатические отношения Израиля и СССР 1948 -1953 31-36
1.2. Разрыв дипломатических связей в 1953 году 36-41
Глава 2. Дипломатия. Протокольные мероприятия. Религия как фактор
дипломатии 41-64
2.1. Протокольные мероприятия 41-45
2.2. Дипломатия и религия в советско-израильских отношениях 46-64
Глава 3. Культурные аспекты советско-израильских дипломатических отношений
64-87
3.1. Образование и взаимодействия в области науки.
Вероятность влияния отношения двух государств на развитие науки
кумранистики и библеистики 64-67
3.2. Общение и восстановление семейных и иных связей 67-69
3.3. Почта 69-70
3.4. Взаимодействие организаций в области культуры 71-73
3.5. Литература, книги, переводы 74-79
3.6. Выставки. Музеи. Концерты 79-83
3.7. Спорт 83-85
3.8. Кинематограф 85-87
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 88-92
ПРИЛОЖЕНИЕ 93-95
Список литературы, источников

На протяжении более двадцати лет - с 1967г. по 1991г. - Союз Советских Социалистических Республик (далее - Советский Союз или СССР) и Государство Израиль не имели между собой дипломатических отношений. У правительства Израиля имелось немало претензий к советскому правительству, начиная от запрета на репатриацию (эмиграцию) евреев из Советского Союза, заканчивая поддержкой СССР арабо-мусульманских стран противников и врагов израильтян. Также претензии и обвинения имелись и у правительства СССР. В условиях идеологизированной дипломатии, в период Холодной войны обе страны рассматривали друг друга как потенциальных противников. На данный момент Израиль и наследница СССР - Россия имеют тесные не только дипломатические, но и иные отношения и связи. На сегодняшний день между Россией и Израилем уже существуют развитые деловые отношения: израильские компании участвуют во множестве совместных проектов с российским частным бизнесом. За последние годы получен значительный опыт успешного сотрудничества России и Израиля в сфере высоких технологий и телекоммуникаций. Отмена визового режима в 2007 дала огромный толчок к развитию культурного взаимодействия между странами.
Теперь, когда идеологическая вражда забыта, а государство СССР перестало существовать, авторы и ученые ведут научные исследования, создают научные работы, касающиеся дипломатических отношений двух государств. При поддержке Министерств иностранных дел двух стран издаются сборники
Но за всеми политико-дипломатическими взаимодействиями до сих пор остается малоизученной тема культурных связей двух государств. В это понятие я включаю: приемы послов, особенности дипломатических протоколов, создание и поддержку организаций культурно-досугового направления, а также участие представителей стран в общественной и культурной деятельности стран. Цель данной работы: определить и описать культурное взаимодействие двух стран в период дипломатических отношений с 1948 по 1953гг. Дать ответ на вопрос: каково влияние дипломатических отношений на культуру, политику и отношения с другими странами какого-либо из государств, а также проследить градацию или деградацию культурного взаимодействия исследуемых стран.
В своей работе я не буду стараться доказать, что сами по себе дипломатические отношения являются продуктом культуры человека. Как любые социальные, политические или экономические явления, дипломатические отношения можно и нужно рассматривать в ключе культурного общения между государствами. Но, повторюсь, я не ставлю перед собой цель, доказывать эту идею. Я постараюсь рассмотреть именно те культурные составляющие дипломатических отношений, которые традиционно понимаются, как «культурные». При рассмотрении дипломатических отношений я не могу не затрагивать некоторые дипломатические мероприятия, такие как: протокольные мероприятия, обязательные приемы, и другие светские рауты.
Одной из целей данного исследования является попытка обнаружить вероятность влияния отношений двух государств в период с 1948 по 1953 года на развитие науки кумранистики и библеистики. Ведь, так называемые «Рукописи Мертвого моря» были случайно обнаружены в одной из пещер в Хирбет-Кумране предположительно в 1947 году двумя пастухами-арабами, которые отнесли их в
город Вифлеем торговцу древностями Х. И. Шахину. Торговец продал 3 свитка профессору Иерусалимского университета Э. Сукенику и 4 свитка - митрополиту Иерусалимскому Сиро-яковитской церкви Иешуа Самуилу Афанасию. Ряд исследователей полагают, что находки в Иудейской пустыне были сделаны раньше 1947, но лишь после того как в 1947 на найденные рукописи обратили внимание учёные Сукеник, Дж. Тревер, У Браунли и др., о находках стало известно широкой общественности, и это стимулировало дальнейшее исследование региона. Значит, остается вероятность, что Советская наука с позволения руководства страны обратила внимание на это событие и до 1953 года смогла повлиять на развитие кумранистики.
Советско-Израильские отношения длились с 1948 по 1953 и с 1953 по 1967. В настоящей работе мной рассматривается период с 1948 по 1953, поскольку можно считать, что промежуток времени в двадцать лет сложен для рассмотрения в диссертационной работе. Однако основной причиной выбора периода исследования является факт секретности основной массы документов второго периода. Следовательно, рассмотрение второго периода было бы неполноценным, и основывалось в основном на воспоминаниях дипломатов и политиков.
Прежде чем начать рассматривать культурные аспекты необходимо проследить развитие Дипломатических отношений, также необходимо обозначить некоторые вехи в истории государства Израиль. Но прежде всего, стоит посмотреть на литературу и другие источники, которые помогут ответить на поставленные вопросы.


Возникли сложности?

Нужна помощь преподавателя?

Помощь в написании работ!


Я знаю, что я для них чужеземец и буду таковым всегда. Но я не могу согласиться, что они хуже меня, как и не могу принять их путь.
Лоуренс Аравийский
Отвечая на поставленный вопрос, существовали или нет культурные аспекты Советско-Израильских дипломатических отношений, можно сделать однозначный вывод: «были». Описанная мной ситуация пяти лет дипломатических отношений, показывает на сколько многосторонними они являлись. Другое дело, что все культурные мероприятия, это, почти всегда, большая политика. Это пропаганда, агитация, и вместо свободного естественного процесса развития культурного взаимодействия - искусственное наращивание. Я пытался как можно больше дистанцироваться от политики и абстрагироваться от национальной принадлежности, тех трудов, на основе которых я писал свою работу. Но меня все время «относило в сторону», в поисках ответа, где-то я писал с позиции евреев, где-то принимал сторону Советов. Но все, же я полон уверенности, что и культурная связь и культурное влияние на нее от дипломатической работы были.
Необходимо признать, что культурные события, за редким исключением, происходили только в государстве Израиль и связаны были с советскими дипломатами. Однозначный вывод можно сделать, относительно перекосов в культурных связях двух стран. Большое количество культурных мероприятий в Израиле, и, наоборот, небольшое, достаточно скромное проявление культурного взаимодействия со стороны Израильских представителей в СССР. Не секрет, почему это происходило: жесткая, тоталитарная система в СССР - нет организаций за исключением ЕАК (хотя она вообще не участвовала в общении с Израильскими дипломатами), борьба с космополитизмом, и отчуждение идей еврейского национализма, и, как итог, антисемитизм. Далее было закрытие ЕАК, ликвидация еврейского театра, закрытие газеты, издававшейся на идиш («Эйникайт»), и страшное «дело врачей». Во всей этой «диктатуре пролетариата», не возможно было продемонстрировать свое культурное наследие.
И если говорить о каком-либо культурном влиянии израильской дипломатии, то оно проявилось в большей степени именно на евреях. На ряду с образованием Израиля, появление дипломатической мисси в Москве, повлияло на национальное самосознание еврейского гражданина Союза Советских Социалистических Республик. Да, жесткость органов безопасности и власти, подавляло открытое проявление культурной идентичности еврейству, но в семейном кругу, в синагоге, в конце концов, «про себя» еврей вспоминал молитву на родном языке (Идиш или иврит.). И, само собой, этот национальный подъем, проявившись на бытовом домашнем уровне, вылился в искусство, в музыку литературу (стихи, рассказы, байки), которые со временем были изданы или просто не дошли до нас.
Теперь посмотрим на Израиль: огромное количество советской и русской литературы проникает на территорию Израиля, советские и русские песни поются и переводятся в кибуцах городах, советское и русское искусство доходит до израильтянина. Советский кинематограф влияет на умы, покоряет наравне с американским и международным кино. Евреи Израиля признают подвиг Советского народа в борьбе с фашизмом и проявляют это в культуре, благодарят за помощь в организации государства. И если говорить до конца и честно, Израильская литература и периодика наполняется антисоветскими произведениями, что, тоже есть часть культурного аспекта Советско-Израильских отношений 1948 - 1953 гг.
Крайне важно отметить, одну тонкость - когда в Израиле появляется русская классическая литература, она воспринимается как мировое культурное наследие, но когда в Израиле издаются или привозятся труды советских авторов -это уже наследие советской культуры. А это значит, что проникает литература и кинематограф не только «воспитанная и рецензированная» коммунизмом, но и включающая себя все советские республики, а значит и их народы. Особенно много такого влияния со стороны украинской и белоруской народности, но присутствует и узбекская и таджикская и т.д. Отрицать тот факт, что идеи советской культуры не проникли в жизнь и культуру Израиля бесперспективно. Остались коммунисты Израиля, кибуцники, и ряд других людей которые укрепились интересом к советской и русской культуре, именно после тех мероприятий, которые проводились Советской Дипломатической миссией.
Не стоит забывать ту работу, которую проделали советские дипломаты, связанную с «русским подворьем» в Израиле. Благодаря советским дипломатам, из Советского Союза, где провозглашался атеизм, приехало духовенство. Советские дипломаты посещали религиозные учреждения, общались с монахами и решали вопросы РПЦ, отстаивая интересы советского государства, советских граждан, «православного люда».
Подводя итог необходимо сказать, что с ухудшением отношений между государствами ухудшалась и культурная составляющая. «При открытии национального оперного театра Израиля, на который были приглашены сотрудники миссии СССР и посольства США, были исполнены гимны только Израиля и США, после чего члены советской миссии покинули театр. Директор Протокольного департамента МИД Израиля М. Симон приводил в качестве оправдания то обстоятельство, что посланник СССР лично в театре не присутствовал». Казалось не значительное, чисто протокольное событие, имело столь неприятные последствия. А проблем становилось все больше, из Лиги дружественных связей с СССР стали постепенно выходить видные политики, а самой Лиге было выдвинуто обвинение за клевету и оскорбление личности от самого Бен-Гуриона. Затем представительству «Международная книга» стали организовываться различные экономические препятствия, из-за которых была затруднена поставка и продажа литературы в Израиль. Похожее происходило с «Совэкспортфильм», и тому подобные события стали происходить все чаще.
С разрывом отношений, который длился всего полгода, были отозваны и все представители различных советских организаций. Были отозваны представители «Совэкспортфильм», «Международная книга» и т.д. и только представители духовенства остались для выполнения своей миссии.
А значит и все возможные попытки, каких либо научных исследований, археологических изысканий и всевозможных проявлений взаимодействия двух культур было прекращено вплоть до возобновления отношений, в том же 1953 году.
Отвечая на второй поставленный вопрос о вероятность влияния отношения двух государств 1948-1953 годов на развитие науки кумранистики и библеистики, приходится констатировать факт отсутствия события, как такого.
Как было рассмотрено ранее становление и развитие кумранистики в этот период происходило без участия советских ученых. А если, и существовал научный интерес советского истеблишмента к «Свиткам Мертвого моря», то он существовал вне рамок дипломатических отношений двух государств. Опять же учитывая закрытость Советского государства и строгость режима в эти годы, то велика вероятность, что просто не существовала возможности информирования советской научной и религиозной мысли о «зарождении» кумранистики.
Если обратится к науке библеистике, то и здесь существовали те же, препятствующие развитию науки факторы, однако как рассмотрено в параграфе: «Дипломатия и религия в советско-израильских отношениях», велика вероятность огромного косвенного влияния на развития библеистики в советской научной и религиозной мысли.



1. Арабо-израильские войны. Арабский взгляд. Под ред. Пернавского Г. М.: Яуза, Эксмо, 2008.
2. Агапов М. Истоки советско-израильских отношений: «Еврейский национальный очаг» в политике СССР В 1920-е- 1930-е гг.: монография. Тюмень: «Вектор Бук», 2011.
3. Бар-Зохар М. Бен-Гурион. Ростов-на-Дону: «Феникс», 1998.
4. Бах А. Поликультурность в Израиле: проблемы и перспективы// Историческая психология, психоистория, социальная психология: общее и различия: материалы XV Международной научной конференции, Санкт- Петербург, 11-12 мая 2004 г/ СПб. Гос. ун-т. Филос. фак. Каф. философии культуры и культурологии ; под ред. С. Н. Полторака. - СПб.: Нестор, 2004.
5. Беляр У Между востоком и западом: Ориентиры израильской внешней политики 1948-1956.
6. Ближневосточный конфликт. Из документов Архива внешней политики Российской Федерации. 1947-1967. В 2 т. Том 1: 1947-1956 / Отв. ред. В.В. Наумкин. — М.: МФД, 2003. — 608 с. — (Россия. ХХ век. Документы). Том 2: 1957-1967 / Отв. ред. В.В. Наумкин. — М.: МФД, 2003.
7. Бовин Б. 5 лет среди евреев и мидовцев, или Израиль из окна российского посольства. М., 2000.
8. Всеизраильская конференция "Вклад евреев - выходцев из России (СССР/СНГ) в науку, культуру, образование Эрец-Исраэль/Израиля", посвященная 55-летию Государства Израиль : отчет о конференции / М. Мосты культуры, 2003.
9. Васильев А.М. Россия на Ближнем и Среднем Востоке. От мессианства к прагматизму. М., 1993.
10. Государство! Это мы. антология юмора "русского" Израиля /[сост. М. Беленький]. - Москва : Мосты культуры, 2006.
11. Дауров Р. Дипломатические отношения с Израилем. Дорога длинною в 15 лет// Мировая экономика и Международные отношения. - 2006. №11.
12. Друбецкая Т. Формирование и развитие книгоиздания детской литературы в Израиле после провозглашения Независимости (1948-2000 гг.). Автореф. дис. на соиск. учен. степ. к.филол.н. Санкт-Петерб. гос. ун-т культуры и искусств. - СПб.: 2002.
13. Гасратян С. Государство Израиль и Западный мир. М.: Прогресс- Традиция, 2010.
14. Гасратян С. «Русская духовная миссия в Израиле в 40-60-е годы ХХ века» /«Восток», №5 (1998).
15. Гольдберг Д., Стровский Л. Россия Израиль. На пути экономического сотрудничества. М.: Юнити, 2008.
16. Голда Меир, «Посланник в Москве» // «Моя жизнь», пер. с иврита Р. Зерновой Иерусалим: «Библиотека Алия», 1993.
17. Израиль глазами "русских": культура и идентичность (сборник научных трудов) // Ин-т востоковедения Рос. акад. наук]; отв. ред. Е. Носенко. - М: Наталис Издатель И.А. Мадий, 2008.
18. Иерусалим и его окрестности в старых фотографиях Jerusalem and its Environs in old photographs / Ин-т истории матер. культуры РАН ; [авт.-сост. Г. В. Длужневская ; пер. с рус. Ю. С. Памфилов]. - СПб. Лики России, 2007.
19. История Востока в 6-ти томах, том VI «Восток в новейший период». М.: «Восточная литература» РАН, 2008.
20. История Востока в 6-ти томах, том V «Восток в новейшее время». М.: «Восточная литература» РАН, 2006.
21. А. Корнилов. Между войной и миром: О процессе принятия внешнеполитических решений в государстве Израиль (1948-1993 гг.) / - Н. Новгород : Изд-во Нижегородского ун-та, 1994.
22. Костырченко Г. Тайная политика Сталина: власть и антисемитизм. М.: Международные отношения, 2001.
23. Котляр И. «Мой воздушный шар» / М. издательство «Детская литература» 1968.
24. Красильщиков А. Рассказы о русском Израиле. эссе и очерки разных лет / Москва Иерусалим : Мосты культуры Гешарим, 2011.
25. Крюков А. Израиль: Карманная энциклопедия / МГУ им. М. В. Ломоносова; Институт стран Азии и Африки; Центр иудаики и еврейской цивилизации/ - М.: Муравей-Гайд, 2000.
26. Крылов В.А. Русский язык в Израиле и проблемы языковой адаптации русскоязычных иммигрантов Проблемы национального строительства на Ближнем Востоке. Опыт государства Израиль. Материалы международной конференции/ под. Ред. Федорченко В. М., 2009.
27. Млечин Л. Зачем Сталин создал Израиль? М: Эксмо, Яуза, 2005.
28. Морозов В. Российско-израильские дипломатические отношения: история и современность // Российские посольства за рубежом: очерки истории дипломатических отношений : [сборник] под ред. И. А. Мелихова и Е. М. Богучарского. Москва: МГИМО-Университет, 2010.
29. Морозов В.М. Русскоязычные репатрианты из СССР/России-СНГ в Израиле и их влияние на политическую, и социально-экономическую жизнь страны // Востоковедный сборник. - М.: Институт изучения Израиля и Ближнего Востока, 2003. - Т. 5, стр. 189-220.
30. Морозов В.М. О проблемах выходцев из республик бывшего СССР в Израиле // Ближний Восток и современность, Выпуск 27, М.: ИБВ, 2006.
31. Морозов В.М. Русский язык и русскоязычные СМИ как фактор выживания русскоязычной общины Израиля // Арабский мир и сопредельные страны: история и современность, Томск: Изд-во. Том. ун-та, 2008, стр. 153-165
32. Мустафаев Р.Р, взаимоотношения СССР и Израиля в начале 1950-х гг.: о противоречиях сионистской и коммунистической идеологий//Вектор науки Тольяттинского государственного университета. 2015.
33. Россия в Святой Земле. Документы и материалы: В 2 т. Т.2. - М.: «Международные отношения» 2000.
34. Рубинштейн А. От Герцля до Рабина и дальше. Сто лет сио- низма. - Минск: издательство МЕТ, 2000.
35. "Русское" лицо Израиля: черты социального портрета. Сост. И ред. М. Кенигштейн. Москва: мосты культуры; Иерусалим: гешарим, 2007.
36. Рыжов И. В. Государство Израиль в системе международных отношений второй половины XX века. автореф. дис. на соиск. учен. степ. д-ра ист. наук специальность 07.00.15 <История междунар. отношений и внеш. политики> /Рыжов Игорь Валерьевич; [Нижегор. гос. ун-т им. Н. И. Лобачевского]. - Нижний Новгород, 2008.
37. Сафонов Д. К 60-летию возобновления деятельности Русской Духовной Миссии на Святой Земле.// http://www.bogoslov.ru/text/360917.html#_ftn16. 2008.
38. Сионизм - Правда и вымысел. Сборник статей. М.: Прогресс, 1978.
39. СССР и ближневосточное урегулирование. Документы и материалы. М.: МИД СССР - Издательство политической литературы, 1989.
40. Тантлевский И. История Израиля и Иудеи до 70 г.н.э. - СПб.: Издательство РХГА. 2014.
41. Федорченко А.. Экономика переселенческого общества (израильская модель)/; Ин-т востоковедения РАН, Ин-т изучения Израиля и Ближнего Востока. - М. 1998.
42. Фиалкова Е., Еленевская. С. Любимый праздник: Новый год в эмигрантской среде в Израиле // Ритуал в языке и коммуникации: сборник статей / Рос. гос. гуманитар. ун-т, Ин-т лингвистики ; [сост., отв. ред. Л. Л. Федорова]. - Москва : ЯСК : Знак, 2013.
43. Штерншис М. История государства Израиль 1896-2002. Герцлия 2003.
44. Шехтман Д. «Советская Россия, сионизм и Израиль» // «Книга о русском еврействе, 1917-1967» Нью-Йорк, 1968; переиздание - Москва/Иерусалим: «Мосты культуры», 2002.
45. Эдвард В. Саид. Ориентализм. Западные Концепции Востока. СПб.: Русский Мир, 2006.
46. Эпштейн А. Бесконечное противостояние. Израиль и арабский мир: войны и дипломатия. История и современность. «Асти-Издат». 2003.
47. ЭпштейнаA. История и историография российско-израильских отношений/ Израиль, Россия и мир: история и современность, под ред. А.Д. Эпштейна и В.А. Кузьмина. - Екатеринбург: Издательство Уральского государственного университета им. А.М. Горького - Открытый университет Израиля, 2008.
48. Эпштейн А Народная дипломатия и ее последствия: посланник Израиля Голда Меир в Московской хоральной синагоге в сентябре - октябре 1948 года // «Московская хоральная синагога. 100 лет», под ред. А.Е. Локшина М.: «Дом еврейской книги», 2006.
49. Эпштейн А Русско-еврейские печатные СМИ в Израиле и причины их заката/Израиль, Россия и русскоязычное еврейство в контексте международной политики [Материалы XVIII Международной ежегодной конференции по иудаике], М. 2011.
50. Edelman, M. Courts, politics, and culture in Israel. Virginia.: University Press of Virginia, 1994.
51. Emanuel Levy, National and Imported Culture in Israel//Sociological Focus. Vol. 13.
52. The Jewish Religion in the Soviet Union after World War II (ed.), Jews and Jewish Life in Russia and the Soviet Union. London: Cass, 1995.
53. Yaacov Ro'i. The Struggle for Soviet Jewish Emigration 1948-1967. Cambridge: Cambridge University Press, 1991.
54. Yaacov Ro'i, Avi Beker. Jewish Culture and Identity in the Soviet Union. N-Y.: New York University. 1990.
55. 1967ЧУ 1953 а лтоал-л’-а ^х"1№’ w .pnou пот
56. 2008. ОПДО "□ШХО.ТОХ ^Л ЛПК! О'П^УЛ ЛХОЛ ПЛ30 ^N7^'0 ЛП7Л1 03^0.
Источники.
1. http://moscow.mfa.gov.il/ сайт посольства государства Израиль в РФ.
2. http://www.russianembassy.org.il/ сайт посольства РФ в Израиле.
3. Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I: 1941-1953: В
2 кн. Кн. 1: 1941- май 1949/МИД РФ; МИД Государства Израиль. - М.: Международные отношения, 2000.
4. Советско-израильские отношения: Сборник документов. Т. I: 1941-1953: В 2 кн. Кн. 2: май 1949 - 1953/МИД РФ; МИД Государства Израиль. - М.: Международные отношения, 2000.


Работу высылаем на протяжении 30 минут после оплаты.




©2024 Cервис помощи студентам в выполнении работ